Болезни Военный билет Призыв

Почему азербайджан разделен от нахчывана. Нахичевань – другой азербайджан. Экономические проблемы и перспективы развития

Общая информация

История древнего города, расположенного на одном из важнейших перекрестков торговых путей из Европы в Индию и Китай, очень богата. В свое время Нахичевань была столицей географически независимого государства. Сегодня же она зависит от политических настроений Баку.

По сути дела, Нахичевань – второй по величине город Азербайджана, однако колоссальные усилия, с которыми он поддерживает свой статус, незаметны. В глаза бросаются пыль, безработица, искалеченная промышленность, неразвитая инфраструктура, здесь нередки вспышки межнациональной розни.

А ведь город мог бы стать прекрасным, как прежде. Он расположен у подножия Занзегурской цепи Малого Кавказского хребта, возле реки, и древнее сердце города с узкими улицами хранит множество исторических памятников. Еще Птолемей писал о шумном очаровании роскошных садов и процветании города во II в. до н.э. Согласно легенде, именно здесь причалил ковчег ветхо-заветного Ноя. В XII-XIV вв. в Нахичевани сложилась местная архитектурная школа, сыгравшая важную роль в развитии азербайджанского зодчества. В городе сохранились крепость (X-XIV вв.), мечети и мавзолеи. Однако сегодня безликие кварталы советских и современных построек зачастую заслоняют многие из уникальных достопримечательностей.

Туристам предоставляется выбор: осмотреть множество интересных мест в самом городе или совершить поездку по его живописным окрестностям.

Когда приезжать

Избегайте крайностей: зимой бывает -30 °С, а летом +42 °С.

Не пропустите

  • Бирюзовый десятигранный мавзолей Момине-хатун XII в.
  • Потрясающее разнообразие красок в Государственном музее ковров, расположенном во дворце правивших здесь ханов.
  • Восьмиугольная гробница Юсуфа ибн Кусейира XII в. Шахматы - эта игра поможет ощутить всеобщее гостеприимство.

Следует знать

Городская больница славится успешным лечением легочных заболеваний, во время которого пациентов оставляют ночевать в местной соляной шахте.

Прим. 6:"This Αποβατηριον , or Place of Descent, is the proper rendering of the Armenian name of this very city. It is called in Ptolemy Naxuana, and by Moses Chorenensis, the Armenian historian, Idsheuan; but at the place itself Nachidsheuan, which signifies The first place of descent, and is a lasting monument of the preservation of Noah in the ark, upon the top of that mountain, at whose foot it was built, as the first city or town after the flood. «

  • Иосиф Флавий, „Иудейские древности“, кн. I , гл. I
  • Фасмер Макс . Этимологический словарь русского языка. - С-П. „Терра“, 1996. - Т.3, Стр. 50
  • B. Crouse. Noah"s Ark: Its Final Berth // Archaeology and Biblical Research. - Summer, 1992. - Т. 5 , № 3 . Архивировано 12 марта 2008 года.

    According to the Armenian language scholar, Heinrich Hubschmann, the city of Nakhichavan, which does mean „Place of First Descent“ in Armenian, was not known by that name in antiquity. Rather, he says the present-day name evolved to „Nakhichavan“ from „Naxcavan“. The prefix „Naxc“ was a name and „avan“ is Armenian for „town“» // See the work of Heinrich Hubschmann in "Armeniaca, " Strassburger Festschrift zur XLVI Versammlung Deutscher Philologen und Schulmanner (Strassburg: Verlag von Karl Tauberner, 1901), Section V. cited in Lloyd R. Bailey, Noah (Columbia, SC: University of South Carolina Press, 1989) p. 190ff.

  • Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Свыше 5 000 единиц / Отв. ред. Р. А. Агеева. - М. : «Русские словари», 1998. - С. 160. - 372 с. - ISBN 5-89216-029-7 .
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Britannica. Nakhichevan. «The republic, especially the capital city of Nakhichevan, has a long history dating back to about 1500 bc. »
  • Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху её присоединения к Российской Империи . - СПб. , 1852. - С. 321-322.
  • Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван. Айастан. 1990 : «Ануйш же, первую жену Аждахака, и многих девиц из его потомства, вместе с юношами и множеством пленных, числом более десяти тысяч, он поселяет на восточном склоне великой горы <Масис (Арарат)> до пределов (области) Голтн , а именно - в Тамбате, Оскиоле и Дажгуйнке, а также в других дастакертах, одним из которых является Вранджуник, (расположенных) вдоль реки <Аракс> до места, находящегося напротив крепости Нахчавана. (Отводит им) также три авана - Храм, Джугу и Хошакуник - по другую сторону реки, всю равнину от Ажданакана до той же крепости Нахчавана».
  • Эвлия Челеби. Книга путешествий. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана.
  • Страбон. География, XI, XIV, 5
  • Анания Ширакаци. Армянская география
  • Robert H.Hewsen. Armenian Van/Vaspurakan / Richard G. Hovannisian. - Mazda Publishers, 2000. - С. 19.

    The large land of the Mardpetakan lay in the midst of these other principalities and probably comprised the districts of Mardastan, Bun (Main or Original) Mardastan, Chuash-rot, Tornavan, Arjishakovit, Khunghanovit, Aghand-rot, Krchunik, and, across Araxes River, the district of Nakhchavan. A royal land by the fourth century, the Mardpetakan may have been originally a part of Artaz. Its center was apparently the city of Nakhchavan (Greek: Naxouana or Apobaterion, the latter a translation of the Armenian folk etymology Nakhichevan «place of the descent »)

  • Cyril Toumanoff. States and Dynasties of Caucasia in the Formative Centuries. - 1963. - С. 169.

    The office of Grand Chamberlain was, moreover, conjoined with the dignity of mardpet, so that the terms hayrut’iwn (Grand Chamberlainship) and mardpetut’iwn (Mardpet-dom) became synonymous. The dignity in question was originally a gentilitial title which denoted the dynastic princes of the tribe of the Mardians. These represented a Caspio-Median or Ma(n)tianian-Mannaean enclave in Armenia, south of the Araxes and east of lake Van, with Mardastan, on the eastern shore of that lake, as their territory and as the nucleus of Mardpetakan, or the generality of the Mardpet’s dominions that stretched from Van to Atropatene.

  • Фавстос Бузанд. История, IV, 40
  • ARMENIA AND IRAN ii. The pre-Islamic period - статья из Encyclopædia Iranica . M. L. Chaumont

    Оригинальный текст (англ.)

    In 610 Heraclius, who may perhaps have been of Armenian origin, seized the throne at Constantinople. In 623 he began a stubborn campaign, indeed a veritable crusade, to reconquer Byzantine Armenia. After passing through Armenia by way of Karin, Dvin, and Naḵčevān, he entered Atropatene, where he destroyed the great fire-temple of Ādur Gušnāsp.

  • V. Minorsky . Studies in Caucasian History . - CUP Archive, 1953. - С. 34.
  • Всемирная история. Т. 3. - М., 1956. - С. 137.
  • История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. - М.: Восточная литература , 2002. - ISBN 5-02-017711-3
  • Lynn Jones. Between Islam and Byzantium: Aght"amar and the visual construction of medieval Armenian rulership. - Ashgate Publishing, 2007. - P. 65. - 144 p. - ISBN 0754638529 , ISBN 9780754638520 . :

    The catholicos promptly excommunicated Ashot, and the prince died one year later, in 904. Gagik Artsruni succeeded his brother as prince of Vaspuarakan. Smbat, unsure of Artsrunik" loyalty, took Nakhchavan from them and restored it to the prince of Siunik".

  • Ованес Драсханакертци . История Армении. Гл. 43 и прим.
  • Нахичеван
  • Ronald G. Suny, James Nichol, Darrell L. Slider. Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Country Studies. p 88. ISBN 0-7881-2813-2 .
  • Аджа’иб ад-Дунйа. (Чудеса мира). / Пер. Л. П. Смирнова . - М. Наука; Восточная литература. 1993. - ISBN 5-02-016984-6

    Нахчуван. Это большой, благоустроенный город в Азербайджане, расположенный на возвышенности, сильно укреплён. В нём построено множество дворцов, замков и айванов. Рядом с городом на камнях выстроена цитадель. В крепости построены медресе, мечети и минареты, имеется приятный источник. Говорят, что нет на земле города благоустроеннее, чем этот. Все здания сделаны из жжёного кирпича и алебастра. Большая часть замков в три и четыре этажа, словно крепости. [Вокруг города] - приятные окрестности, проточная вода, много садов и лугов. Река Аракс течёт в пределах города; приятные фрукты. Говорят, нет во всем мире винограда лучше и полезнее нахчуванского.

    В августейшее время Илдегиза [город] достиг полного величия, [там] сделали царскую резиденцию и дом правления.

    [Как-то] передняя нога его (Илдегиза, - Л. С.) коня попала в какую-то щель. Он счёл это за хороший признак и сказал: «Здесь я построю дом!», - и сделал так.

    Жители [Нахчувана] - красивые и приятные по характеру, [придерживаются] суннитского и шафиитского толков. Они - [люди] отважные, борцы за веру, стрелки из лука, гостеприимны, красноречивы. Нахчуванцы могут говорить на всех языках, на их же языке говорить не умеет никто.

    Товары: китайской работы ткани, изящные покрывала, войлок, чуха, фута, миски, небольшие деревянные блюда, очень красиво расписанные, так что их развозят в качестве подарков по всему миру. Там попадаются также товары из Армении и Рума.

    Они знают добрые ремёсла и живут в [полном] благоденствии.

    Говорят, нет ни в одном месте кладбища, подобного нахчуванскому. Там на деревьях квакают лягушки, и это [одна] из диковин. Ни в городе, ни в деревне нет столько зданий, сколько на нахчуванском кладбище: [здесь] и мечети, и медресе, и мавзолеи, множество садов. На кладбище живут сторожа.

  • Peter Jackson, David Morgan //The mission of Friar William of Rubruck: his journey to the court of the Great Khan Möngke, 1253-1255 //Том 2,Часть 4,Выпуск 173 стр 265(312) Hakluyt Society, 1990 ISBN 0-904180-29-8 , 9780904180299

    It contained at one time eight hundred Armenian churches, but now there are no more than two tiny ones, as they have been demolished by the Saracens: in one of them I celebrated the Christmas feast.

  • Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны, гл. 51
  • Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока
  • James Stuart Olson, Lee Brigance Pappas, Nicholas Charles Pappas. An Ethnohistorical dictionary of the Russian and Soviet empires, p.44:

    Armenians were uprooted during these wars, and, in 1604, some 250,000 Armenians were forcibly transferred by Shah "Abbas to Iran. By the seventeenth century, the Armenian had become a minority in parts of their historic lands

  • Massoume Price. Iran’s diverse peoples: a reference sourcebook, p. 71:

    Primary sources estimate that between 1604 and 1605 some 250 to 300,000 Armenians were removed from Armenia for settlement in Iran.

  • Впервые Нахичевань упоминается в Географии Птолемея как «Наксуана» . Согласно этому источнику, город был основан в 4400 году до н. э..

    Согласно М. Фасмеру и Г. Хюбшману топоним «Нахичевань» происходит от арм. → «Нах» - первичная, «иджеван» - высадка. Однако, как отмечает Хюбшман, «Нахичевань» не был известен под этим названием в древности. Вместо этого, он заявляет, что современное название эволюционировало в «Нахичевань» от «Нахчаван» - где приставка «Нахч» было именем, а «aван» от арм. «» → «местность».

    Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной Нахичевани, относятся к эпохе неолита. Во II тысячелетии до н. э. на территории Нахичеванской Автономной Республики была развита Нахичеванская археологическая культура. В начале I тысячелетия до н. э. эта территория входила в состав государства Урарту. В VIII-VII вв. до н. э. территория Нахичеванской Автономной Республики входила в состав государств Манна и Мидия, с VI века до н. э. - в состав государства Ахеменидов , в границах сатрапии Армения, граничила с Мидией рекой Аракс. Позже вошла в состав царства Атропатена.

    В составе Великой Армении

    С начала II в. до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Армении . Нахичевань находилась в центре армянского государства, простиравшегося, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигра. Согласно армянскому географу VII века Ананию Ширакаци, в составе Армении район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары (уезды) Нахчаван (позднее Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтн (район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник (карта провинции, автор Роберт Хьюсен). Эта область управлялась наследственными гофмейстерами армянских царей, которые, носили титул мардпетов, а их род именовался Мардпетакан. Согласно Фавсту Бузанду, в самом Нахчаване Тиграном Великим были поселены евреи, выведенные из Палестины. Когда во время персидского нашествия на Армению в 369 г. город был взят персами, они вывели оттуда „две тысячи семейств армян и шестнадцать тысяч семейств евреев“ . В конце IV в. в Гохтне проповедовал учёный и монах Месроп Маштоц, который именно там пришёл к мысли о необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением. Монастырь на месте, где проповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоца название Месропаван.

    В составе Персии и Арабского Халифата

    К началу н. э. Нахичевань была важным пунктом торговли между Западом и Востоком. Территория Нахичевани в III веке была завоёвана Ираном , в 623 - Византией, в середине VII века - арабами.

    Когда они дошли до пределов армянских, то рассеялись для нападения. Они разделились на три отряда, из которых один выступил на васпураканскую область и завладел селами и замкам, до города Нахичевана; другой на страну Тарон, третий, дойдя до Когойовита, осадил укрепление Арцап…

    Как отмечает „Энциклопедия ислама“ в эпоху арабов собственно Нахичевань, наряду с Двином, был одним из важнейших городов Армении.

    В 705 году арабы заживо сожгли в церквях Нахичевана и соседнего селения Храм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек).

    В IX веке население этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нём не играло.

    Армянские города расположенные вдоль реки Аракс, в том числе и Нахичевань, в течение средневековья многократно становились ареной борьбы. Так, например, в середине X века эмир Дайсам ибн Ибрагим во главе курдских войск вторгся в Армению и захватил Нахичевань. Далее контроль над этой территорией было оспорено курдской династией Шеддадидов, иранской династией Саларидов и Раввадидадами - по-видимому курдизированными арабами.

    Багратидская Армения

    В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства - Смбатом I Багратуни, который в 891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 году Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 году - вновь владетелю Сюника Смбату. После этого Нахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В арабских источниках Нахичевань упоминается как Нашава. Согласно Ибн-Хаукаль (X век) жители области Нахичевань говорили по-армянски:

    Жители Дабиля и Нашава, а также окрестных провинций говорят по-армянски

    Сельджуки, монголы, Тимур

    В 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом, когда началась полномасштабное завоевание Армении. В годы правления атабеков Азербайджана из династии Ильдегизидов, Нахичевань становится столицей государства.

    С начала XIII века в районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания.

    В XIII-XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Рубрук, посетивший Нахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нём было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины».

    Оттеснение армянского населения тюрками

    Уже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлым тюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В период монгольского владычества Северная Армения подвергается разрушению и разграблению, а с конца XIII века Газан-хан подвергает сильным гонениям армянское население, особенно из Нахичевана и близлежащих областей. Процесс изгнания армян Нахичевани усиливается с XVI-XVII вв., в период османо-персидских войн, когда значительное большинство армянского населения Нахичеванской области либо погибло, либо было угнано в Персию. Современник «Великого сургуна» (тогда выселялись также мусульмане и евреи) организованного персидским шахом Аббасом I в 1604 году, Аракел Даврижеци, пишет: «…он превратил в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению. Ибо при переселении он изгнал в Персию [жителей] не одного или двух, а многих гаваров, начиная с границ Нахичевана через Ехегадзор, вплоть до берегов Гегамских…» . Одновременно, в XVI-XVII веках, Закавказье не только стихийно, но и целенаправленно заселялось курдами и туркменскими кочевыми племенами, которых местные правители рассматривали как свою опору. Историк XVII века сообщает:

    Великий царь персов шах Аббас первый выселил армянский народ из коренной Армении и погнал их в Персию с целью опустошить страну армян и застроить страну персов, уменьшить [численность] народа армянского и увеличить - персидского. И так как сам шах Аббас был человек осторожный и предусмотрительный, всегда и беспрестанно думал и размышлял о том, как бы предотвратить возвращение армянского населения к себе на родину…

    Тогда только из Джулфы число депортированных армян, по разным данным, колеблется от 12 тыс. семейств до 20 тыс. человек.

    В 1746 г. Надир-шах приказывает переселить 1000 армянских семейств из Нахчевана в Хорасан.

    Эпоха османо-сефевидских войн

    В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу , в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов . Примерно в 1500 году к северу от реки Аракс, в Персидской Армении, поселяется тюркское кочевое племя кангарлу.

    Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеванский регион. Турецкий гарнизон города Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе с жителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци, поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинные бороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604 года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержать регион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел всё население Нахичевани и Эривани (как армянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению». Всего из Нахичевани и Еревана было угнано в Персию 250-300 тысяч армян. В частности, лишился своего населения крупный город, населённый преимущественно армянами и бывший центром армянской торговли (прежде всего шёлком) в регионе - Джуга (Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе со священниками. Её население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор - Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли при переселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха.

    Современная исследовательница Е. Родионова выделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»): а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»; б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей); б) экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванных путей из Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительных работах в Исфахане. В числе переселённых было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться в Нахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивал резню суннитского населения. По мнению специалиста по истории Ирана Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидских войн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы - суннитов.

    Нахичеванское ханство

    Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий край и называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городе Карабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описывая город Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».

    В 1720-гг. некоторые территории (район Ордубад-Агулис) Нахичеванского края были заняты авид Беком и Мхитаром Спарапетом - предводителями армянского национально-освободительно движения в Сюнике (Зангезур).

    В середине XVIII в. после гибели Надир-шаха Гейдар-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.

    В составе России

    В начале XIX века регион стал ареной русско-персидских войн. По Гюлистанскому трактату Россия отказалась от попыток захватить Нахичевань, признав ханство «в совершенной власти» Персии, однако в ходе новой русско-персидской войны Нахичевань была занята войсками генерала Паскевича, встреченными населением с полной покорностью, и согласно статье III подписанного в 1828 году Туркманчайского договора, Нахичеванское и Эриванское ханства передавались шахом «в совершенную собственность» России. Келбали Хан Нахичеванский был ослеплен в свое время Ага-Мохаммед ханом Каджаром, что вызвало в семье естественную ненависть к династии Каджаров, в результате его сын, правитель ханства Эхсан-хан Кенгерли вместе с братом Ших-Али беком добровольно перешёл на сторону России, оказав важную помощь в войне с Персией, за что ему было пожалован чин полковника русской службы и он был назначен наибом Нахичеванского ханства, а Ших-Али бек наибом Ордубадского округа. В октябре 1837 года Эхсан Хан был произведён в генерал-майоры. В 1839 году, под давлением главноуправляющего на Кавказе генерала Е. А. Головина Эхсан Хан вынужден был отказаться от должности наиба. В порядке компенсации он был назначен походным атаманом Кенгерлинского войска, а позже военно-походным атаманом Закавказских мусульманских войск.

    Указом Николая I от 21 марта 1828 года, сразу же после заключения Туркманчайского договора из присоединённых к России Нахичеванского и Эриванского ханств была образована Армянская область, из которой в 1849 году с присоединением Александропольского уезда была образована Эриванская губерния.

    Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовое переселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения, лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российский посол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичу дать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.

    Согласно данным 1831 года в Нахичеванской области проживали 37 тыс. армян (из который 2,7 тыс. старожилы, 10 тыс. переселенцы из разных регионов) и 17,1 тыс. азербайджанцев (кавказских татар). По данным на 1886 год на территориях, составивших современную Нахичеванскую Автономную Республику, этнический состав был следующим: на части Давалинского участка Эриванского уезда: татары (азербайджанцы) - 4,215 (100 %); на части Нахичеванского уезда: татары (азербайджанцы) - 47,117 (59,1 %), армяне - 31,968 (40,1 %), курды - 473 (0,6 %); на Шарурском участке Шаруро-Даралагёзского уезда: татары (азербайджанцы) - 27,453 (86,4 %), армяне - 4,075 (12,8 %) .

    По данным на 1896 год в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали «адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) - 56,95 %, армяне - 42,21 %, курды - 0,56 %, русские - 0,22 %, грузины и цыгане 0,06 %. В уезде была 1 православная церковь, 58 армяно-григорианских церквей, 66 мечетей. Перепись 1897 года зафиксировала в Нахичеванском уезде 100,771 человек, из которых татары (азербайджанцы) - 63,7 %, армяне - 34,4 %, русские - 0,9 %, курды - 0,6 % .

    Нахичеванский край в 1918-1920 гг.

    Подробнее: Аракская республика , Республика Армении , Азербайджанская Демократическая Республика

    Подробнее: Армяно-азербайджанская война (1918-1920)

    Нахичеванская ССР

    28 июля 1920 года 1-й Кавказский полк 11-й Красной Армии вступил в Нахичевань. Командир этого полка телеграфировал С. М. Кирову: «Население Нахичевани тепло приветствует Красную Армию и Советскую власть» . Был образован Нахичеванский ревком (председатель М. Бакташев, члены: Г. Бабаев, А. Кадымов, Ф. Махмудбеков и др.), провозгласивший Нахичевань Советской Социалистической Республикой. На следующий день ревком предложил правительству Республики Армении начать мирные переговоры, но 30 июля военный министр Армении потребовал «обеспечить безусловную покорность Нахичевани армянскому правительству…» . Ультиматум был отклонён. В начале августа армянские части развернули наступление на Нахичевань из района города Ордубада, но были отброшены советскими частями 28 сд. 10 августа председатель Нахичеванского ревкома Бакташев писал председателю СНК Азербайджанской ССР Нариману Нариманову, что население признаёт Нахичевань неотъемлемой частью Азербайджанской ССР. В тот же день РСФСР и Республика Армении подписали соглашение о мире, по которому войсками РСФСР занимаются спорные области: Карабах, Зангезур и Нахичевань. Согласно соглашению «занятие советскими войсками спорных территорий не предрешает вопрос о правах на эти территории Республики Армения или Азербайджанской Социалистической Советской Республики. Этим временным занятием РСФСР имеет в виду создать благоприятные условия для мирного разрешения территориальных споров между Арменией и Азербайджаном на тех основах, которые будут установлены мирным договором, имеющим быть заключённым между РСФСР и Республикой Армения в скорейшем будущем» .

    В ноябре армянские части вновь развернули военные действия. 29 ноября ревкомом Армении была провозглашена Социалистическая Советская Республика Армения. 30 ноября была составлена декларация Азревкома следующего содержания (по тексту опубликованному в Сборнике документов и материалов. Ереван, 1992, стр. 601):

    Советский Азербайджан, идя навстречу борьбе братского армянского трудового народа против власти дашнаков, проливающих и проливавших невинную кровь наших лучших товарищей коммунистов в пределах Армении и Зангезура, объявляет, что отныне никакие территориальные вопросы не могут стать причиной взаимного кровопускания двух вековых соседних народов: армян и мусульман; территории Зангезурского и Нахичеванского уездов являются нераздельной частью Советской Армении, а трудовому крестьянству Нагорного Карабаха предоставляется полное право самоопределения.

    В это же время в ночь со 2 на 3 декабря между дашнакской Арменией и правительством Великого Национального Собрания Турции в Александрополе был заключён мирный договор, по которому районы Нахичевани, Шарура и Шахтахты объявлялись временно находящимися под защитой Турции. Правительство РСФСР и ревком Армянской ССР не признали Александропольский договор, поскольку он был подписан уже после передачи власти правительством Республики Армении ревкому Армянской ССР.

    Однако согласно Одри Альштад договор между РСФСР и Демократической Республикой Армении, заключённый в декабре 1920 года, признавал претензии последней только на Зангезур, но не на Карабах или Нахичевань.

    В начале 1921 года в городах и селениях Нахичеванского края путём опроса прошёл референдум, по результатам которого свыше 90 % населения высказались за то, чтобы Нахичевань вошла в составе Азербайджанской ССР на правах автономной республики. Данные полученные в ходе референдума, объясняются тем, что число армян в регионе значительно уменьшилось. Так, в результате истребления и бегства армян в ходе Первой мировой войны, вкупе с невозможностью вернуться обратно, доля армян сократилась с 41,2 % в 1832 году до менее 11 % в 1926 году. В это же время на 1-й краевой партийной конференции был избран Нахичеванский обком КП Азербайджана.

    16 марта правительства Советской России и Великого Национального Собрания Турции в Москве заключили договор о дружбе и братстве, по которому Нахичеванская область «образует автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству» . Согласно энциклопедии «Ираника» советско-турецким договором Нахичевань была отделена от Армении. По мнению Сергея Вострикова, Нахичевань являлась ядром исторических армянских земель, которые послужили разменной монетой в территориальном разделе и сближении между советской Россией и кемалистской Турцией. Согласно ему же, формальным поводом для передачи Нахичевани под протекторат Азербайджана послужило то, что вследствие геноцида армян и резни армян в Баку, Нахичеване и Шуше в 1918-1921 годах численность армянского населения здесь сократилась вдвое.

    В октябре того же года между правительством Великого Национального Собрания Турции, Советской Россией, Арменией и Азербайджаном был подписан Карсский договор. Согласно ст. 5 данного договора: «Правительство Турции и Правительство Советской Армении и Азербейджана соглашаются, что Нахичеванская область в границах, определённых в приложении 3 настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербейджана» .

    В январе 1922 года состоялся 1-й съезд Советов Нахичеванской ССР.

    Нахичеванская АССР

    В феврале 1923 года на основе решения 3-го Всенахичеванского съезда Советов в составе Азербайджанской ССР был создан Нахичеванский автономный край, преобразованный 9 февраля 1924 года в Нахичеванскую АССР. Нахичеванская АССР была единственным автономным образованием на территории СССР, которая была создана не на этноконфессиальной основе. По переписи 1926 года в Нахичеванской АССР проживало 104656 советских граждан, из которых азербайджанцы - 88433, армяне - 11276, курды - 2649, русские - 1837 человек. Вследствие политики вытеснения армянского населения из края, которая велась ещё со сталинской эпохи, к 1988 году всё армянское население было изгнано из автономной республики..

    В республике были созданы горнорудная, пищевая, лёгкая и др. промышленность, многоотраслевое колхозное сельское хозяйство. Были созданы высшие учебные заведения, научные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, клубы и др. В республике значительного развития достигли литература и искусство.

    В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 жители республики принимали в ней участие. Три человека были удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями за боевые и трудовые подвиги.

    В 1967 году за успехи в развитии народного хозяйства и в культурном строительстве Нахичеванская АССР была награждена орденом Ленина, а 29 декабря 1972 года в ознаменование 50-летия Союза ССР - орденом Дружбы народов. К 1974 году в республике был 21 Герой Социалистического Труда.

    Нахичеванская Автономная Республика

    19 января 1990 года чрезвычайная сессия Верховного Совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе Нахичеванской АССР из Союза ССР и объявлении независимости. 17 ноября того же года Верховный Совет Нахичеванской АССР изменил наименование «Нахичеванская АССР» на «Нахичеванская Автономная Республика».

    Конституция Нахичеванской Автономной Республики в статье 1 гласит:

    I. Нахчыванское автономное государство демократическая, правовая, мировая автономная республика в составе Азербайджанской Республики.
    II. Статус Нахчыванской Автономной Республики определяют Конституция Азербайджанской Республики, Московский 16 марта 1921 года и Карсский 13 октября 1921 года международные договора.

    По данным переписи Азербайджана 1999 года в Нахичеванской Автономной Республике проживало 354,072 человека, а по переписи 2009 года численность населения составило 398,323 человека.

    Мавзолей в селении Карабаглар, в окрестностях исторически значимого города Нахичевань, был построен в первой половине XIV века. Изначально он носил имя женщины Годай Хатун, но сейчас это название используется редко. По непроверенным данным, она была женой местного Абага хана. Ее склеп находится на нижнем ярусе мавзолея, куда можно попасть через открытый вход. Внутри посетителей встречает зал с четырьмя полусводами, расположенными крестом.

    В данный момент мавзолей частично разрушен, но все так же сохраняет свою изначальную форму. Это двенадцатигранный цилиндр, поставленный на восьмигранный постамент из белого камня, добытого и обтесанного здесь же. Высота башни достигает 30 метров. Внутри она круглая. В башню ведут четыре входа, расположенных по четырем сторонам света. Внутренний декор башни представлен гладкими зелеными изразцами и надписями из Корана.

    Кроме непосредственно самого мавзолея, внимания заслуживают два древних 20-метровых минарета, объединенных с гробницей в единый комплекс. Их постройка датируется XII веком. Минареты сложены из красноватого кирпича и имеют круглые башенки, в основании завершающиеся цилиндром. Снаружи башенки облицованы мелкими зелеными изразцами, что хорошо рифмуется с облицовкой мавзолея.

    Мавзолей Момине хатун

    Мавзолей Момине-Хатун – одна из поистине царских гробниц, возведенных в «Ноевом» городе Нахичевань в Азербайджане. Эта архитектурная памятка венчает могилу матери местного правителя, атабека (такой титул они носили). Мавзолей был построен еще в 1186 году по проекту архитектора Аджеми ибн Абубекр Нахчивани. Изначально он достигал 34 метров в высоту, из которых до наших дней дошли только 25. Когда-то выше простирался огромный купол в форме шатра, но история нам его не сохранила.

    Особенного внимания достоин декор мавзолея. Его экстерьер украшают орнаменты сложных геометрических форм, и неизменные для азербайджанских мавзолеев и мечетей надписей цитат из Корана. У мавзолея много граней, выполненных в форме ниш. Каждая из них украшена мастерской резьбой в форме куфических арабских надписей. Верх мавзолея, за неимением купола, украшает сталактитовая композиция.

    Внутри мавзолей круглый. Весь интерьер состоит из четырех медальонов с неизменными надписями и орнаментами. Где-то под всем этим великолепием находится могила «владелицы» мавзолея, Момине-Хатун, но к ней не существует никакого доступа.

    А какие достопримечательности Нахичевани вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

    Мавзолей Ноя

    Мавзолей Ноя – центральная достопримечательность и главная святыня азербайджанского города Нахичевань. Да, речь идет именно о том Ное, который преодолевал Потоп на своем Ковчеге! Легенда гласит, что именно в этом месте он высадился на сушу, здесь и был похоронен, а над его могилой была построена гробница, а потом и целый мавзолей.

    Самую древнюю часть постройки относят примерно к 1500 году до н.э. Это все, что сохранилось от древнего сооружения – нижняя часть храма и собственно склеп. Спуститься в него можно по каменной лестнице, чтобы приобщиться к одной из величайших загадок христианской религии. Говорят, что там, под каменным столпом, спят мощи Ноя, а его сестра похоронена в этом же городе, но севернее.

    Сейчас мавзолей качественно реконструирован, многие элементы пришлось строить буквально с нуля. Решение о реставрации было принято правительством только в 2006 году. Вообще весь город Нахичевань наполнен памятками о Ное и той древней эпохе. Поэтому если поискать, можно найти еще много легендарных мест, связанных с именем великого пророка, его Ковчега и его семьи, якобы основавшей город и восстановившей род людской.

    Худаферинские мосты – уникальное древнее сооружение, относящееся к XII-XIII вв. Точных данных не существует, поэтому историки называют время постройки приблизительно. Эти инженерные памятники соединяют южный и северный берега реки Аракс в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике. Переправа находится как раз между селениями Худаферин (в честь которого названы мосты) и Кумлак.

    Иранский историк Хамдаллах Казвини в своих записях упоминает, что первый из мостов, «большой», был построен в 636 г., но эта дата является маловероятной. В данный момент этот мост по-прежнему функционирует и дает возможность пересечь реку Аракс. Древние арабы при его строительстве использовали речной булыжник и обожжённый кирпич квадратной формы. Мостовые устои возводить искусственно не пришлось – природа сама обо всем позаботилась. Таким образом мост опирается на естественные выходы скалы. Из-за этого его форма не идеально прямая. Длина «большого» моста составляет 200 метров, ширина – 4.5 метра. Он возвышается над водой на 10 метров.

    Малый мост построен позже, в XIII веке, для быстрой переправы большого количества людей с одного берега на другой. Его длина составляла 130 метров, ширина – 6 метров. В данный момент мост разрушен.

    Крепость Алинджакала

    Алинджакала – это крепость, которая когда-то играла роль одного из самых мощных и надежных оборонительных сооружений. Она расположена в Азербайджане, на вершине горы Алинджа, западнее от села Ханега, около города Джульфа, на правобережье реки Алинджа.

    Крепость также называют Алинджа или Алинджа-кала. Находится на границе армянских провинций Васпуракан и Сюник. Если верить армянским авторам, это одно из самых древних поселений в Армении и одна из самых известных резиденций, в которой обитали князья Орбеляны. Со временем сооружение принадлежало тюркской династии Ильдегизидов.

    Во времена нашествия войск Тамерлана захватчикам оказали самое стойкое сопротивление именно защитники крепости Алинджакала.

    Внутри крепости находится большое количество оборонительных, гидротехнических, дворцовых и жилых сооружений, которые заняли вершину и склоны горы. От подножия горы и к самой вершине тянутся прочные ряды каменных стен в несколько линий. Бассейны-цистерны, собирающие талую и дождевую воду, были укрыты в тени. Когда-то в этой крепости хранилась самая главная казна сельджукских Атабеков.

    Гора Алинджа

    В Азербайджане расположена горная вершина под названием Алинджа, или, как ее еще называют, Алинджа-Даг. Она находится на юго-западе Зангезурского хребта, в Нахичеванской Автономной Республике на территории Джульфинского района, на правобережье реки Алинджачай.

    Ее абсолютная высота колеблется в пределах от 1 810 до 1 821,4 метров над уровнем моря. В юго-восточной части склона находится село Ханага, а на вершине Алинджа-Дага – крепость Алинджакала, времен Средневековья.

    Гора сложена лакколитами, на ней практически отсутствует всяческая растительность, кроме травы. С вершины открывается великолепный пейзаж на соседние горы.

    Гробница Юсифа ибн Кусейра

    Гробница Юсифа ибн Кусейра считается одним из самых старых памятников Нахичевани - легендарного города, связанного с Ноем и его Ковчегом. Время постройки мавзолея датируют 1161-1162 годами, о чем гласит надпись над входом. Гробницу создал архитектор Аджеми ибн Абубекр Нахчивани - автор многих других знаменитых исторических памятников и гробниц Нахичевани.

    Мавзолей имеет сравнительно небольшие размеры и выполнен из обожженного кирпича разных оттенков. Гробница Юсифа ибн Кусейра имеет восемь граней, сделанных абсолютно одинаковыми, не считая грани со входом в мавзолей. Внешне здание увенчано шатром пирамидальной формы, что часто встречалось у такого типа построек. Вверху сделана надпись из Корана.

    Внутри гробница также имеет традиционное деление на верхнюю, «официальную» часть, и нижний ярус самого склепа. Потолок выполнен в виде сферического купола. Примечательно, что не только основание, но и весь необычный декор здания выполнен из кирпичных кусочков. Так, плоскости внешних граней облицованы кирпичными плитами, чья толщина превышает 10 сантиметров. Плиты созданы из осколков кирпичей, образующих геометрический орнамент. Также неким острым инструментом на поверхности не до конца застывшего раствора зодчие нацарапали растительный орнамент.

    Самые популярные достопримечательности в Нахичевани с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Нахичевани на нашем сайте.

    Национальный вопрос вновь становится острым во многих точках мира. Можно ли провести параллель между присоединением Крыма к России и Нахичевани к Азербайджанской АССР в 1921 году? Об этом, истории и статусе Нахичевани, международных конфликтах и путях их разрешения в прямом эфире видеоканала сайт рассказал кандидат исторических наук, специалист по Закавказью, проректор по научной работе Высшей школы социально-управленческого консалтинга Олег Кузнецов.


    Крым повторяет судьбу Нахичевани?

    — Какой сейчас статус у Нахичевани?

    — Сейчас это — Нахичеванская автономная республика в составе Азербайджанской республики, то есть самоуправляемая территория в составе другого суверенного государства с более высоким государственно-правовым статусом.

    — Армения предъявляет права на Нахичевань?

    — Данная территория не является спорной. Правовой статус в отличие от многих других автономий регламентирован, в том числе и многосторонним международным Карским договором 1921 года. Он и все остальные акты международного права гарантируют нерушимость границ. Российская Федерация признает Нахичевань как составную часть Азербайджанской республики. Республика Армения пытается каким-то образом апеллировать к некоторым политическим заявлениям 90-летней давности, но они не имеют никакой юридической силы. Заявления и международно-правовые акты имеют разную весовую категорию.

    — Армян в Нахичевани сейчас не осталось?

    — Практически.

    — Нахичевань для Азербайджана примерно, как Калининград для России — анклав, отделенный от основной территории другой страной.

    — С той только разницей, что Калининградская область — один из субъектов в составе Российской Федерации, равноправный с основной массой других субъектов в соответствии с Конституцией 1993 года. А Нахичеванская автономия — это, безусловно, также анклав, но обладающий особым правовым статусом автономной республики в составе Азербайджана. Она имеет свои органы государственной власти, свою конституцию.

    — Сейчас на всем постсоветском пространстве идет дискуссия о том, что большевики по своему желанию кроили границы Российской империи, не случилось ли и в данном случае, как и с Украиной, например, что Новороссия отошла к Украине, и теперь мы получили эту проблему? В 1921 году какая была ситуация? Почему образовался этот анклав?

    — В начале XIX века были две российско-персидские войны. После войны 1804-1813 года в состав России вошел северный Азербайджан. Результатом войны 1826-28 годов стало присоединение к России, вошли Ереванское и Нахичеванское ханства, которые для удобства управления со стороны России были объединены в одну Армянскую область, потом ставшей Ереванской губернией.

    — В Российской империи было деление по национальному признаку?

    — В основном были губернии, но при делении на территории учитывался и этнический состав населением. Территории, где преобладали обособленные этнические группы населения и не смешивались с другими национальностями, выделялись в административные единицы. Например, был Батумский округ на Кавказе, на территории которого расположена современная Аджария, был Карский округ, отошедший в 1918 году к Турции, был Закатальский округ на севере нынешнего Азербайджана, где и сейчас проживают преимущественно лезгины. Россия вступила в Первую мировую войну. Турция была врагом. Потом случилась революция, и на территории бывшей Российской империи образовалось много независимых государств. В январе 18-го Первая мировая война закончилась. Территория Нахичевани на тот момент находилась под контролем турецких войск. В 1920 году случилась война между Арменией и Турцией, в которой Армения потерпела полное и безоговорочное поражение. Остатки армянских войск были загнаны в горы, где их ждала смерть в результате морозов и бескормицы. Они пошли на заключение Александропольского мира.

    В марте 21 года был подписан Московский договор. Большевистская Россия спасла Армению от очередного уничтожения. А еще через полгода был подписан Карский договор. В обоих договорах шла речь о протекторате Азербайджана над Нахичеванью. Карский договор подписали Армения и Грузия. Этот вопрос я как раз объяснял неделю назад на конференции в Баку. И азербайджанские историки дивились, что почему они 90 лет не обращали на это внимание.

    Во-первых, статус протектората, который прописан в Московском договоре, имеет конкретное юридическое наполнение. Россия осуществляла протекторат в конце XVIII века над Речью Посполитой, которая впоследствии превратилась в польские губернии России. Осуществляла протекторат в конце опять же XVIII века над Грузинским царством, которое в последствии стало Тифлисской губернией. Протекторат по договорам 1805 года Россия осуществляла над некоторыми ханствами северного Азербайджана. То есть протекторат предполагал на тот момент конкретно правовую форму. Подчинение одного государства другому.

    Прежде всего, во внешнеполитических вопросах с сохранением внутренней административной автономии, включая финансовую, и с сохранением собственной династии. При переходе к республиканской форме правления, соответственно династия заменялась на совокупность собственных органов власти управления. У турок в Османской империи было тоже очень четкое понимание протектората. Османская империя осуществляла протекторат над Тунисом, Ливией и некоторыми другими арабскими территориями Магриба, то есть северной Африки. Поэтому этот термин всегда и для всех имел конкретное юридическое наполнение.

    На момент заключения Московского договора Турецкой республики не существовало. И поэтому использовалась терминология феодальной эпохи, которая была свойственна Османской империи. В период между Московским и Карским договорами была провозглашена Турецкая республика. И в новом договоре термин "протекторат" заменили на юридически неопределенный термин "покровительство". И еще один нюанс. Согласно Версальско-вашингтонской системе международных договоров по итогам Первой мировой войны, многие территории бывшей Османской империи были переданы под протектораты стран-победителей. Они могли эти протектораты разделять и обменивать. Например, часть бывшей Трансиордании была поделена на будущий Израиль и Ливан. Турки это учли.

    Поскольку Нахичевань — территория с преимущественно мусульманским населением, они начали говорить, что протекторат принадлежит безраздельно Азербайджану. Нахичеванская автономная республика была образована в 24-м году, а в 26-м была принята ее конституция. Она получила собственное законодательство, определяющее юридический статус в соответствии с Карским международным договором. После развала СССР Нахичевань осталась в составе Азербайджана, что полностью соответствует всем юридическим нормам. Условия Карского договора никто не отменял. И я считаю, что Нахичевань была первой юнианитская моделью автономии. Потому что две части одного этноса, проживающие в географическом разделении друг от друга, объединились в рамках имеющихся государственно-правовых моделей в единое государство через автономизацию меньшей части в составе большей части.

    И по такому же пути, взяв нахичеванскую модель, через 90 лет произошло воссоединение Крыма с преимущественно русским этническим населением и России. Здесь конкретные исторические условия иные, но Республика Крым обладает республиканским статусом, а в Конституции Российской Федерации статус республики кардинально отличается от статуса других субъектов. То есть, фактически мы можем говорить о том, что Республика Крым является русской республикой в составе Российской Федерации.

    Тоже самое — Азербайджанская республика Нахичевань в составе Азербайджанской страны. То есть, и там, и там доминантный этнос. В одном случае азербайджанцы, в другом случае русские объединяются, будучи территориально отделенными, не имея общей границы, по крайней мере, сухопутной.

    — А все же, что говорят оппоненты про Нахичевань?

    — Опять же, смотря какие. Как ни странно, больше всего оппонентов нашлось среди азербайджанских националистов. Они говорят, что большая часть — 20 процентов территории нашей страны оккупирована армянами, и поэтому мы категорически отрицаем любые формы сепаратизма и автономии, потому что эту модель могут использовать армяне для того, чтобы оторвать от нас наши территории. Конечно, позиция достаточно глупая. Никто не претендует, никто из мирового сообщества не отрицает территориальное единство Азербайджана.