Болезни Военный билет Призыв

Платформы для организации дистанционного обучения. Как быстро организовать дистанционное обучение в компании

Система дистанционного обучения (СДО, LMS) является важным инструментом в работе специалистов электронного обучения. СДО может оказаться главной статьей расходов, если вы ищите надежную, универсальную систему дистанционного обучения, которая удовлетворит все ваши потребности в области развития электронного обучения персонала.

Ознакомиться с Топ-20 систем управления обучением (LMS) на основе отзывов пользователей систем можно .

К счастью, существует достаточно СДО с открытым исходным кодом, то есть распространяемых бесплатно. Вы сможете выбрать динамичную, гибкую систему, которая будет отвечать всем вашим требованиям, в рамках выделенного бюджета.

Следующие 11 систем дистанционного обучения распространяются бесплатно и могут показаться вам интересными.

ТОП 11 бесплатных систем дистанционного обучения для организации электронного обучения

1. Moodle

На сегодняшний день Moodle несомненно одна из самых популярных СДО с открытым исходным кодом. пользователю различные панели инструментов, возможность отслеживать прогресс студентов и поддержку мультимедиа. Система дает возможность создавать курсы, адаптированные под мобильные телефоны, и довольно дружелюбно относится к интеграции дополнений от сторонних разработчиков.

Для тех, кто хочет заработать на своих курсах, Moodle имеет интеграцию с платежной системой PayPal, которая делает простым и понятным процесс оформления заказов и оплаты. Еще одним важным преимуществом Moodle является сообщество пользователей. В отличие от многих других бесплатных СДО, здесь вы можете практически моментально получить ответы на большинство, интересующих вас вопросов, обратившись к онлайн базе технической поддержки.

Кроме того, сервис предлагает ряд готовых шаблонов, которыми вы можете воспользоваться, чтобы сэкономить время и не создавать курс с нуля. Возможно, по началу Moodle покажется вам сложным и непонятным, но, если вы ищете программу, дающую пользователю максимальное количество свобод, то не поленитесь и потратьте немного времени на изучение интерфейса Moodle.

2. Ё-СТАДИ — Электронная образовательная cреда

Онлайн-платформа для организации дистанционного обучения Ё-СТАДИ — бесплатная российская разработка команды единомышленников по развитию дистанционного образования.

Для начала работы необходимо зарегистрироваться на сайте и создать «рабочую область» - персональное пространство вашей компании, в котором будут размещаться учебные материалы и задания для ваших обучающихся.

Отличие от классических LMS состоит в том, что функционал ориентирован на практическую работу. Ё-Стади, безусловно, позволяет публиковать учебные материалы, но большая часть системы предназначена для всевозможной оценки знаний и тестирования.

Ё-Стади содержит достаточное количество инструментов для организации обучения и тестирования:

«Рабочая область»
В рабочей области публикуются учебные материалы по курсу, объявления и задания (кейсы). Рабочая область создается преподавателем/тьютором/менеджером по обучению и может объединять несколько групп или курсов. Слушатели получают доступ к рабочей области по заявкам.

«Тест»
Ё-Стади обладает мощным функционалом для проведения тестирования, тест можно создавать на сайте или импортировать из *.docx предварительно оформив в соответствии с специальными правилами. Доступен подробный отчет об ответах каждого тестируемого. Есть возможность ограничить сроки, время, количество попыток, возможность переключаться между окнами браузера.

«Файл»
Загрузка файлов/документов, который преподаватель затем может оценить и прокомментировать.Журнал успеваемости генерируется в рабочей области автоматически, на базе созданных заданий и позволяет генерировать Excel-файл.

«Журнал»
Журнал формируется системой на основе созданных преподавателем заданий. Оценки попадают в журнал автоматически при прохождении тестирования, это значительно облегчает труд преподавателя, а студенты всегда имеют доступ к последней информации.

«Форум»
При создании «форума» в качестве задания появляется возможность проставлять оценки напротив ответа.

«Лента событий»
События собраны на соответствующей странице организованной в виде новостной ленты, уведомления о них вы можете получать на email.

Резюме

Ё-Стади это новая бесплатная электронная образовательная среда, ориентированная для организации обучения персонала.

Преимущества:

Не требует установки / настройки;
система бесплатна;
проста в использовании;
мощный функционал для тестирования и оценки;
не требует предварительной разработки курсов;
есть английская версия.

Недостатки:

Невозможность самостоятельной доработки;
отсутствие поддержки SCORM;
ограниченный, но достаточный функционал;

В целом Ё-Стади заслуживает отличной оценки и является хорошим решением для небольших компаний, желающих организовать обучение персонала без каких-либо затрат на приобретение СДО.

3. ATutor

Эта система дистанционного обучения имеет множество полезных функций: от email-уведомлений до файлового хранилища. Одним из наиболее ярких преимуществ ATutor является ее клиентоориентированность и легкий и понятный интерфейс, что делает данную систему идеальным инструментом для тех, кто только начинает осваивать мир электронного обучения.

Также Atutor предлагает пользователю ряд предустановленных тем, позволяющих ускорить процесс создания курса. И нельзя не отметить различные инструменты оценки, резервное копирование файлов, ведение статистики и возможность интеграции опросов.

4. Eliademy

Для преподавателей и кураторов обучения данная система является полностью бесплатной, небольшая плата берется с пользователей, если те захотят воспользоваться преимуществами премиум аккаунта.

Eliademy предлагает каталоги курсов электронного обучения, инструменты оценки и даже мобильное приложение для Андроида для тех преподавателей, которые стремятся развивать мобильные курсы и нацелены на людей, предпочитающих учиться «на бегу». Координаторы электронного обучения могут легко и просто загружать курсы и рассылать приглашения для учеников на их адреса электронной почты.

5. Forma LMS

От анализа общего уровня знаний до детально статистики и отчётности — Forma LMS может похвастаться довольно объемным набором доступных функций. Сервис также имеет различные сертификаты, компетентную поддержку руководства, а также широкий спектр инструментов для управления виртуальной классной комнатой, включая различные календари и менеджеры событий.

Эта система идеально подходит для корпоративных программ обучения и предлагает доступ в активное онлайн сообщество, где вы сможете найти множество полезных советов о том, как получить максимальную отдачу от данного сервиса.

6. Dokeos

Если вы ищете систему дистанционного обучения с уже готовыми элементами курсов, то Dokeos, предоставляющийся бесплатно для групп до пяти пользователей, для вас. Эта система предлагает множество готовых шаблонов и курсов электронного обучения и конечно же авторские инструменты, с помощью которых вы можете максимально сократить время, затраченное на создание своего курса.

На своем веб-сайте разработчики предлагают пользователю массу полезной информации, в том числе и пошаговые видео инструкции по созданию собственных курсов. Интуитивно понятный интерфейс делает Dokeos отличным вариантом для новичков в сфере электронного обучения и для тех, кто не хочет тратить время на долгое изучение инструкций

7. ILIAS

Эту систему дистанционного обучения можно назвать первой открытой системой, соответствующей таким стандартам систем дистанционного обучения, как SCORM 1.2 и SCORM 2004. Эта гибкая универсальная система отвечает всем основным требованиям, необходимым для успешных продаж авторских курсов.

Следует отметить, что ILIAS одна из немногих систем дистанционного обучения, которую можно использовать, как полноценную платформу для электронного обучения, благодаря возможности общения внутри команды и передачи и хранения всех документов. Система абсолютно бесплатна для всех организаций, занимающихся электронным обучением, вне зависимости от количества пользователей.

Если у вас обучаются сотни, а то и тысячи, людей, эта система поможет вам значительно сократить статьи расходов, так как многие другие СДО назначают плату в зависимости от количества пользователей.

8. Opigno

Возможности, предоставляемые системой Opigno не могут не радовать. Сертификаты, расписание занятий, форумы, авторские инструменты электронного обучения, система оценок и видео галереи – это лишь немногое из внушительного списка функций, доступных пользователю.

Эта система дистанционного обучения написана на Drupal – популярной системе управления контентом. Это дает вам возможность управлять учебными программами, отслеживать успехи учащихся и интегрировать электронную коммерцию, используя всего один инструмент.

Также Opigno предлагает пользователю онлайн-опросы, возможность пересылки мгновенных сообщений и чат, что дает возможность для быстрого предоставления и получения обратной связи и эффективного сотрудничества.

9. OLAT

Инструменты оценки для электронного обучения, социальная интеграция и домашняя страница обучающегося – лишь несколько из многих преимуществ OLAT. В этой системе вы также найдете расписание, email-уведомления, возможность добавления закладок, файловое хранилище и сертификаты.

С помощью OLAT можно легко и быстро добавить новых пользователей в систему, а также разрабатывать комплексные курсы электронного обучения. Еще одна интересная функция – это возможность проверки совместимости с браузерами. Нажатием всего нескольких кнопок вы сможете убедиться, что учебный материал корректно отображается во всех браузерах. OLAT идеально подходит для мультиплатформенных курсов электронного обучения , предназначенных для различных устройств.

Платформу для онлайн обучения iSpring Online используют как частные бизнес-тренеры, так и крупные компании с развитой сетью филиалов: Альфа-Капитал, Lamoda, PwC, Российская телевизионная и радиовещательная сеть. используют как частные бизнес-тренеры, так и крупные компании с развитой сетью филиалов: Альфа-Капитал, Lamoda, PwC, Российская телевизионная и радиовещательная сеть.

Это интернет-сервис, а значит не нужно скачивать программу, устанавливать на сервер, настраивать. Чтобы начать работу, достаточно зарегистрироваться на сайте, загрузить учебные материалы и назначить сотрудникам. Управлять СДО может один человек.

Особенности iSpring Online:

Безлимитное хранилище. В СДО можно загрузить неограниченное количество учебных материалов: курсов, видеороликов, книг, презентаций.

Редактор курсов в PowerPoint. У компании есть редактор, в котором можно сделать электронный курс из PowerPoint-презентации с видео, тестами, интерактивными играми.
Мобильное обучение. Курсы можно открыть на компьютере, планшете, смартфоне даже офлайн, например, в поезде или самолете.

Детальная статистика. Система собирает детальную статистику и помогает контролировать успеваемость сотрудников. Отчеты показывают какие курсы пользователь завершил, какой проходной балл набрал, сколько допустил ошибок в тесте.

Вебинары. Можно демонстрировать рабочий стол, презентацию или видео, писать в общий и личный чат. Система автоматически отправляет участникам напоминание о ближайшей онлайн-встрече и сообщает об изменении в расписании - писать каждому лично не придётся. Записи вебинаров сохраняются.

Недостатки:

У iSpring Online есть бесплатная 14-дневная пробная версия, но в целом система платная. Однако на бесплатную СДО вряд ли уйдет меньше денег: придется потратиться на свою техподдержку, нанять программистов для ее администрирования.

В случае с платной платформой вы получаете полный сервис: вам помогут развернуть и настроить учебной портал, загрузить материалы и начать обучение сотрудников. Любой вопрос сотрудники техподдержки решат по телефону.

Системы дистанционного обучения с открытым исходным кодом дают вам возможность создавать и эффективно развивать курсы электронного обучения, особенно если вы готовы потратить некоторое время на доскональное изучение всех возможных функций системы. В некоторых случаях, использование подобных систем может сказаться на кривой обучаемости, но экономия средств и свобода в выборе внешнего вида и наполненности курса, в конце концов, покрывает все возможные трудности.

Если у системы дистанционного обучения есть свое онлайн сообщество, не стесняйтесь ознакомиться с ним, прежде чем вы примете окончательное решение об использовании того или иного продукта.

11. Teachbase.

Российская разработка системы дистанционного обучения Teachbase получила признание не одного десятка компаний. Сервис идеально подходит для решения задач корпоративного обучения, но вполне применим и частными тренерами. Teachbase – система с удаленным доступом, а это значит, что не нужно устанавливать ее на компьютер, обслуживать и настраивать. Для создания курса (или его прохождения) потребуется доступ в интернет и компьютер или мобильное устройство.

Ключевая особенность – простота. Все интуитивно понятно, благодаря наглядному интерфейсу. Создать и запустить курс самостоятельно займет даже у новичка не больше часа. Возникшие вопросы оперативно решаются сотрудниками «Интернет Школы» (создатели сервиса). Бесплатная техподдержка доступна по удобному для клиента каналу связи.

При всей простоте работы, в Teachbase широкий функционал. Доступные возможности :

— Личный кабинет – для каждого из участников. При входе в сервис, сразу видны назначенные для ознакомления материалы.

— Тестирование после прохождения материала с настройками параметров проверки.

— Статистические отчеты для организатора курса, для анализа и совершенствования курса.

— База пользователей с возможностью фильтрации.

— Редакторы – учебные материалы можно обрабатывать прямо в системе. Кстати, автору предоставляется свободное место на сервере, для удаленного хранения материалов.

— Коммуникация между пользователями – при помощи вебинаров, и других инструментов.

Для начала работы в Teachbase достаточно зарегистрироваться. Приступить к запуску учебного курса можно сразу же. Первые 14 дней с момента регистрации бесплатны – можно в полной мере оценить преимущества сервиса и изучить его. В дальнейшем тариф будет зависеть от количества участников. Что немаловажно – плата только за активных пользователей.

Есть и бесплатный вариант использования Teachbase в дальнейшем. Что важно – без каких-либо ограничений функциональности. Пользуйтесь сервисом бесплатно, если количество активных слушателей не более 5 человек в месяц. Мало? Возможно для кого-то да, но для малых компаний, зачастую, вполне достаточно.

Тема онлайн-обучения регулярно поднимается на Хабре. Но проблема организации дистанционного образования актуальна и для бизнеса, причём в масштабах тысячекратно превышающих потребности обычного студента. Представьте, например, задачи сети магазинов одежды, у которой более 200 точек по России: при выходе новой линейки одежды необходимо обучить директоров филиалов по всей стране – как ее продавать, какие использовать техники, как лучше расположить в магазинах, про какие тенденции рассказывать продавцам и т.д. Очное обучение – это долго, логистически сложно и, как следствие, дорого. Впрочем, не мне вам рассказывать про преимущества онлайна. В этом обзоре мы расскажем вам про современные российские онлайн и коробочные сервисы для организации корпоративного обучения онлайн.



Для начала немного терминологии: в российском законодательстве понятие дистанционного обучения существует с 1992 года. Однако понятия электронного обучения в нём нет до сих пор, поэтому существует обычный для таких ситуаций небольшой разнобой в понятиях. Мы будем пользоваться определением ЮНЕСКО: «E-learning – это обучение с помощью Интернет и мультимедиа». Классификация решений для электронного обучения следующая:


Пойдём по порядку:

Изначально система развивалась исключительно как коробочная версия (и большую часть продаж сейчас составляет именно коробочная версия), но с недавних пор появились предложения SaaS, которое, тем не менее, используется по большей части для демонстрации возможностей всё того же коробочного софта.

Недостатками системы WebTutor являются высокая стоимость; продолжительный процесс внедрения системы (от 3-6 месяцев); неудобный интерфейс; слабая кастомизация сервиса, требующая дополнительных затрат со стороны клиента; сложная система выгрузки отчетов; основной модуль не включает возможность проведения веб-конференций (виртуальный класс Websoft стоит от 6900 руб.) и пр.

Ценообразование коробочной версии не зависит от количества пользователей, а определяется только перечнем требуемых модулей. Стоимость SaaS-версии зависит от количества пользователей, требуемых модулей и срока подписки (75 000-115 000 руб. за полгода при аренде базовой комплектации системы). Существует также SaaS-версия системы с ограниченными возможностями по администрированию (от 4900 руб. в месяц).

  • eLearning Server, iWebinar компании «ГиперМетод»
eLearning Server предназначен для организации полного цикла дистанционного и смешанного обучения (включая подготовку курсов, тестирование и оценку обучающихся, управление материалами и пр.). iWebinar является инструментом по организации видео-конференций в сети Интернет в режиме реального времени, он может быть интегрирован с учебным центром, созданным на базе eLearning Server. Все представленные продукты поставляются только в коробочной версии.
  • Система дистанционного обучения «Прометей» компании «Виртуальные технологии в образовании»
СДО «Прометей» является исключительно коробочным программным продуктом, который позволяет организовать процесс дистанционного обучения (с помощью функций управления контентом, тестирования, планирования учебного процесса и пр.). При покупке СДО «Прометей» заказчик оплачивает покупку лицензии на сервер, количества пользователей не ограничено.

Разумеется, есть и бесплатные варианты коробочных решений. Это:

Коробочные сервисы с открытым исходным кодом

Самым популярным является достаточно давно известный сервис Moodle, на базе которого любая компания может развернуть собственное elearning-решение.

Мы в дальнейшем ещё будем рассуждать на тему использования moodle, поскольку это действительно самая популярная площадка в мире. Но хотим отметить, что многие, предпочитая moodle в силу того что он бесплатен, не задумываются о косвенных тратах - таких как собственная тех поддержка, работа своих специалистов по настройке и допиливанию сервиса. А это на самом деле немаленькие деньги и немаленькие сроки.

  • Moodle компании Moodle Pty LTD
Это фриварный софт, разработкой и дополнением функционала которого занимаются программисты на добровольной основе, а также сотрудники компании-разработчика, которая получает доход от официальных партнеров, занимающихся установкой и поддержкой системы. Система переведена русский язык и имеет более 600 подключений в России. В функционал системы входит стандартный набор модулей, обеспечивающих управление дистанционным обучением (создание курсов, экспорт/импорт оценок и текстов, отчеты по курсам и пр.). По типу это коробочное решение, требующее установки специального программного обеспечения.

Сервисы без русскоязычной поддержки

В отдельную категорию выделим зарубежные сервисы. Мировые лидеры в области проведения онлайн конференций обладают безусловным преимуществом на рынке в плане проработанности приложений, широты функционала, размера клиентской базы, однако отсутствие русскоязычного интерфейса и поддержки на русском языке делает их малоприменимыми для внутреннего рынка – это, скорее, вариант для международных компаний с обязательным английским на всех уровнях.
  • WebEx, MeetingPlace компании Cisco Systems
Более трех миллионов пользователей. В систему интегрирована возможность проведения опросов и тестирования во время сеансов связи. Голосовая связь производится по технологии VOIP или с помощью телефонного моста. Технически возможно единовременное участие до 5000 пользователей, в стандартных решениях предлагается только до 3000 (WebEx Events Center), 1000 (WebEx Training Center) и 500 пользователей (WebEx Meeting Center). С недавних пор WebEx стал предлагаться исключительно как сервис от 1500 руб. в месяц за 25 пользователей. Существует специализированное решение для обучения - WebEx Training Center – c возможностью управления контентом, проведения тестов, отслеживания успеваемости и пр. Ключевым недостатком решения является отсутствие интерфейса на русском языке.
  • GoToMeeting, GoToWebinar, GoToTraining компании Citrix Online
Предлагается три варианта продукта, различающихся по функционалу и максимальному количеству пользователей. GoToMeeting – до 15 участников, существенно ограничена возможность интерактивного взаимодействия во время конференции. Стоимость от $49 в месяц (1500 руб.) GoToWebinar – до 1000 участников, ориентировано на проведение массовых мероприятий. Стоимость от $99 в месяц (3000 руб.) GoToTraining – до 200 участников, наиболее близкое разрабатываемой системе решение, ориентированное на образовательные процессы. Помимо возможностей вебинара, предлагается функционал по хранению материалов, проведению тестов и пр. Стоимость от $149 в месяц (3500 руб.). На российском рынке данный продукт не представлен и не имеет интерфейса на русском языке. Добавить метки

Эффективность дистанционного обучения существенно зависит от используемой в нем технологии. Возможности и характеристики технологии дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы. Сложное в использовании программное обеспечения не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении.

Успешное внедрение дистанционного обучения основывается на правильном выборе программного обеспечения.

Во всем многообразии средств организации дистанционного обучения можно выделить следующие группы:

авторские программы (Authoring Packages ) - представляют собой чаще всего некоторые локальные разработки, направленные на изучение отдельных предметов или разделов дисциплин. Преподаватель здесь разрабатывает и создает учебные материалы. Как правило, подобные продукты разработаны для создания уроков с немедленной обратной связью с обучаемым, а не для хранения информации об учебном процессе за длительное время. Такие разработки, с одной стороны, являются незаменимым средством для активизации учебного материала во время аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов; с другой стороны, отсутствие обратной связи студентов и преподавателя сильно снижает эффективность их использования;

системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS ) - предназначены для контроля большого числа обучаемых. Некоторые из них ориентированы на использование в учебных заведениях, другие - на корпоративное обучение. Их общей особенностью является то, что они позволяют следить за обучением пользователей, хранить их характеристики, подчитывать количество заходов на определенные разделы сайта, а также определять время, потраченное обучаемым на прохождение определенной части курса. Эти системы позволяют пользователям регистрироваться для прохождения курса. Зарегистрированным пользователям автоматически высылаются различного рода информация о текущих событиях и необходимой отчетности. Обучаемые могут быть организованы в группы. Кроме того здесь присутствует возможность проверки знаний и онлайн общения;

системы управления содержимым (контентом) (Content Management Systems - CMS ) - предоставляет возможности размещения электронных учебных материалов в различных форматах и совместного процесса создания, редактирования и управления содержимым. Обычно такая система включает в себя интерфейс с базой данных с возможностью поиска по ключевым словам. Системы управления контентом особенно эффективны в тех случаях, когда над созданием курсов работает большое число преподавателей, которым необходимо использовать одни и те же фрагменты учебных материалах в различных курсах;

системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS ) - сочетают в себе возможности двух предыдущих систем управления и становятся в настоящее время перспективными в плане организации дистанционного обучения. Сочетание управления большим потоком обучаемым, возможностей быстрой разработки курсов и наличие дополнительных модулей позволяет системам управления обучением и учебным контентом решать задачи организации обучения в крупных образовательных структурах .

Системы управления обучением характеризуются высоким уровнем интерактивности и позволяют участвовать в процессе обучения людям, находящимся в разных странах и имеющим выход в интернет. С их помощью процесс обучения можно осуществлять в режиме реального времени.

Существует ряд систем LMS, осуществляющие обучение посредством сети Интернет. Рассмотрим основные программные платформы для организации дистанционного обучения :

1) ILIAS - свободная платформа обучения, позволяющая создавать методические и учебные материалы для дистанционного обучения, а также организовывать связи и выстраивать взаимодействие между учителями и учащимися, осуществлять тестирование и оценку знаний последних. ILIAS поддерживает русский язык. К сожалению, данная система не отличается быстротой вхождения, то есть система еще не столь интуитивно понятна. Она обладает красивым интерфейсом, поддерживает большое количество возможностей, но разобраться в ней сходу не так-то просто как учащемуся, так и преподавателю. Пользователю для работы необходимо учиться работать с ней, либо дорабатывать ее (адаптировать и упрощать) под собственные нужды .

Рис. 1. Демонстрационный режим ILIAS

2) ATutor - свободная платформа обучения, аналогичная системеILIAS от канадских разработчиков. Интерфейс системы несложный и вполне понятный. Система поддерживает русский язык, что является плюсом. Однако это не относится к документации . Стартовая страница LMS ATutor представлена на Рис. 2;


Рис. 2. Стартовая страница LMS ATutor

3) OpenELMS - это совместный проект, деятельность которого направлена на организацию и внедрение системы дистанционного обучения для использования в коммерческих и образовательных организациях. Данная платформа представляет собой свободно распространяемый программный продукт. Программное обеспечение LMS OpenELMS является как комплексным, так и принципиально легким в использовании . Стартовая страница LMS OpenELMS представлена на Рис.3;

Рис. 3. Стартовая страница LMS OpenELMS

4) Dokeos - это свободно распространяемый программный продукт, который используют международные компании, федеральные управления и университеты. Данная платформа создана для построения сайтов дистанционного обучения. Подойдет она скорее организациям, чем университетам, так как ориентирована на профессиональную клиентуру, например, на персонал предприятия . Пример реализации лекции в LMS Dokeos представлен на Рис. 4;


Рис.4. Реализация лекции в LMS Dokeos

5) Sakai - это свободно распространяемая программная оболочка, которую разрабатывает и использует международное сообщество крупнейших ВУЗов. Это постоянно развивающийся проект. Программное обеспечение Sakai включает в себя множество возможностей по разработке курсов и организации системы управления курсами, а также управление прохождением документов, форумы, чаты, онлайн-тестирование . Стартовая страница LMS Sakai представлена на Рис. 5;


Рис.5. Стартовая страница LMS Sakai

6) Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - представляет собой свободную систему управления обучением. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения . Система Moodle переведена на десятки языков, в том числе на русский, и используется почти в 50 тысячах организаций из 200 стран мира. Пример стартовой страницы образовательного портала Алтайского Государственного Технического Университета (АлтГТУ) на базе LMS Moodle представлен на Рис. 6;


Рис. 6. Стартовая страница образовательного портала АлтГТУ на базе LMS Moodle

Система управления обучением Moodle - это система управления, специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов. По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами дистанционного обучения. В то же время эта система выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность настроить систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули .

Широкие возможности для коммуникации - одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях.

Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.

Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Она позволяет контролировать "посещаемость", активность студентов, время их учебной работы в сети.

Модульная структура системы обеспечивает простоту использования системы для обучающихся и преподавателей.

Наличие открытого сообщества, состоящего из более 50000 пользователей системы и более 3000 внедренных систем дистанционного обучения во всем мире, позволяет эффективно обмениваться опытом.

Согласно многочисленным исследованиям возможностей различных программных платформ единоличным лидером оказалась система Moodle. Следует отметить, что, с учетом непрерывного совершенствования всех систем, Moodle сохраняет лидирующее положение и в настоящее время .

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Современные формы обучения: дистанционное обучение - «что у него внутри?» и «как оно работает?»

В своей Елена Ходак рассказала об особенностях современного дистанционного дистанционного обучения. В этой статье автор продолжает тему, описывая различные компоненты системы дистанционного обучения и этапы построения СДО в компании.

Составные части Системы дистанционного обучения

Для организации СДО необходимы:

    Организация процесса дистанционного обучения. Для организации процесса дистанционного обучения необходимо создать учебную администрацию, организовать формирование групп, разработку курсов, назначение преподавателей, сформировать расписание занятий, организовать процессы коммуникаций, обучения, тестирования, оценки знаний и др.

    Учебная администрация – это структурная единица в рамках Службы персонала или Учебного центра компании, обеспечивающая процесс дистанционного обучения: это сотрудники (методисты, администраторы, менеджеры), которые формируют группы, анализируют результаты обучения, составляют расписание и др.

    Программные и технические средства (собственные или арендованные). Для того чтобы организовать дистанционное обучение и приступить к занятиям, компании необходимо иметь специальное программное обеспечение, установленное на специальном оборудовании (сервере).

    Оборудование – выделенный сервер, имеющий доступ в сеть. Сервер может принадлежать Вашей организации и располагаться на Вашей территории. Или может быть арендован у какого-либо провайдера.

    Кроме этого достаточно иметь обычное учебное помещение (аудиторию, класс) площадью в 40 - 70 кв. м для проведения тьюториалов, телевизор, телефон, два-три компьютера (класса Pentium и выше) с ОС Windows-98/XP/2000 и стандартным пакетом MS Office - для индивидуальных и групповых занятий слушателей.

    Дистанционное обучение предполагает различные формы доставки электронных курсов к обучающемуся, но наиболее современным и эффективным способом доставки на сегодняшний день является сеть интернет.

    Для работы в Интернет и пользования сервером достаточно установить на один из компьютеров модем и подключить его к телефонной линии. Всё это оборудование, как правило, используется в обычном очном обучении. Слушателю для самостоятельных занятий необходимо иметь (иметь возможность воспользоваться) компьютер и телефон.

Учебные материалы (курсы) в формате, соответствующем используемой СДО. Как правило, СДО поддерживает курсы соответствующие международным стандартам взаимодействия с системами дистанционного обучения (SCORM и др.) Курсы могут быть приобретены готовые, но более эффективным решением является разработка курсов на базе тех программ, и учебных курсов, которые компания с успехом проводит в очном режиме.

Основные компоненты Системы дистанционного обучения

Они могут быть опциональными, в зависимости от требований компании и от наличия данного модуля у поставщика

Это основные, наиболее распространенные модули. Кроме них есть еще специфические, «заточенные» под выполнение определенных задач, например, «Электронный деканат» или модуль для аттестации и оценки персонала.

Конкретный набор компонентов Системы дистанционного обучения зависит от целей организации дистанционного обучения в компании и от возможных способов интеграции с уже установленным программным обеспечением.

Этапы построения Системы дистанционного обучения на предприятии

    Платформа для организации дистанционного и смешанного обучения . С ее помощью компания может настраивать и распределять роли, формировать группы, и планы обучения, проводить обучение в синхронном (чаты, видео семинары) и асинхронном режимах, контролировать результаты обучения, готовить отчеты, приказы, осуществлять интеграцию с БД.

    Система управления учебным контентом. С помощью этого модуля компания может планировать процессы разработки, распределять ресурсы, контролировать выполняемые работы.

    Система управления информационным порталом. Данный модуль позволяет создавать единое корпоративное информационное пространство, решающее задачи информирования и коммуникаций между сотрудниками, создания личных кабинетов и кабинетов структурных подразделений

    Конструктор электронных курсов, тестов, тренингов, упражнений. Данный модуль дает возможностьсоздавать учебные курсы и отдельные учебные объекты (тесты, тренинги, практикумы, тренажеры)

    Инструмент для организации совместной работы и обучения on-line. С помощью этого модуля компания может организовывать вебинары, web-конференции, доклады, лекции, обучающие семинары и тренинги, проводить on-line встречи и презентации, переговоры, совещания, митинги и других мероприятия с минимальными временными и финансовыми затратами. Это самый простой и понятный из вариантов дистанционного обучения.

    Обследование и анализ потребности в составляющих СДО , для формирования оптимальной конфигурации. Обследование и анализ необходимы потому, что каждая компания имеет свою специфику и свои потребности: территориальная удалённость обучающихся, потребность в снижении затрат на обучение, наличие корпоративных стандартов и уникальных знаний, которые необходимо сохранить и передать, наконец, обучение может быть предметом бизнеса и некоммерческой деятельности. В зависимости от специфики организации решения могут существенно отличаться.

    Оценка имеющейся технической и организационной инфраструктуры. Для одних организаций единственным решением может быть установка собственного сервера и собственный штат технической поддержки, для других организаций лучшим решением будет аренда сервера и программного обеспечения или, вообще, публикация курсов на корпоративном сайте.

    Описание бизнес-процессов, протекающих в рамках ДО. Это обеспечит руководству предприятия ясность и полный контроль над процессом обучения, позволяет легко расширять или адаптировать деятельность в зависимости от обстоятельств.

    Разработка технико-экономического обоснования. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) позволяет оценить сроки окупаемости проекта внедрения СДО, и облегчает принятие решения. Этот этап необходим, когда нужно обосновать и доказать экономическую эффективность внедрения СДО.

    Формирование комплекта документов для работы учебной администрации в рамках ДО (ведомости, списки, отчеты и др.). Для важно тех организаций, которые не имели собственной учебной администрации и сталкиваются с этим вопросом впервые.

    Формирование оптимальной конфигурации программно-технического комплекса. У каждой организации своя специфика и для всех можно найти оптимальную, с точки зрения соотношения цена-качество, конфигурацию программных модулей и технических средств.

    Разработка технологии поэтапного перехода на дистанционное или смешанное обучение . Если процесс обучения на предприятии давно налажен, и дистанционное обучение является продолжением и развитием деятельности, то необходимо внедрять дистанционное обучение так, чтобы не разрушить уже сложившуюся структуру и практику.

    Обучение сотрудников работе в СДО. Новый бизнес-процесс, новое программное обеспечение – всё это не будет работать должным образом без обучения.

О «бесплатном сыре» - или почему лучше «заплатить и спать спокойно»?

Чем «платные» СДО лучше «бесплатных» или «скупой платит дважды» (перечень ограничений, с которыми столкнутся компании, выбравшие Moodle и другие «бесплатные» СДО)

    Функциональность Moodle не включает и не поддерживает настоящих требований и специфики Российского законодательства и его ближайших перспектив - кредитной системы обучения, то есть тем компаниям, для которых - обучение: это бизнес, эти системы ставят принципиальное непреодолимое ограничение еще до начала работы и этот недостаток нельзя впоследствии подправить или «подкрутить».

    Функциональность Moodle не включает единой централизованной технологии разработки и развития образовательного портала

    Функциональность Moodle не включает уровень управления соответствующий уровню учебной администрации, деканата, кафедры - только лишь управление учебным курсом преподавателем. Это значит, что получить аналитику по обучению будет сложно.

    Функциональность Moodle не включает средств подготовки т.н. кейсов - офф-лайн модулей обучения.

    Выбрав Moodle вместе с низкой ценой вхождения, компания получает высокие риски неуспеха внедрения - т.к. любое внедрение - это опыт людей кто этим занимается. Это как «сам себе стоматолог».

    Бесплатный сыр бывает только... Итоговая стоимость внедрения может оказаться даже выше чем у коммерческой системы потому, что (она все равно есть - только в скрытом виде) придется создавать группу по внедрению и нести расходы на ее функционирование либо аутсорсинг и т.п. Проведя аналогию - это как полуфабрикат - все равно его надо где-то готовить - т.е. покупать плиту, электричество...

    Никто не несет гарантий за результаты внедрения в обозримом будущем - Если люди, кто внедрял - ушли - то за проект уже никто не отвечает.

Но не все так печально. В целом Россия уже в достаточной степени интегрирована в мировое образовательное пространство, накапливается опыт, появляются успехи, дистанционное обучение перестает восприниматься как экзотика. Кроме того, информационные технологии становятся повседневной реальностью и уровень их проникновения в жизнь россиян уже достаточен для того, чтобы в полной мере использовать современные методы обучения.

Всем нам известно, что обучающий курс должен захватывать своим сюжетом и превращать порой сухую теорию в увлекательный учебный материал. Тонкостями создания эффективного и рационального обучения занимается наука педагогического дизайна, которая направлена на максимальное вовлечение слушателя от начала прохождения курса и до его завершения. Грамотное использование педагогического дизайна поможет замотивировать пользователя на запоминание ключевой информации и применение новых знаний на практике. Далее мы подробно рассмотрим, как создать курс обучения, используя методологию педагогического дизайна.

«У вас никогда не будет второго шанса
произвести первое впечатление!»

Аллан Пиз

Первое впечатление на потенциального студента вы начинаете производить буквально с первых вводных слов, а возможно и с первого изображения на вашей стартовой странице веб-сайта. И от того, каким будет это первое впечатление, зависит - вовлечется ли он в процесс обучения или будет потерян для вас навсегда. Очень часто, с целью максимального вовлечения потенциального слушателя в обучение, предлагается использовать бесплатный тестовый модуль. И от того на сколько грамотно он будет составлен и какая информация будет в нем представлена, будет зависеть, останется слушатель с вами или нет. Но о модульной системе обучения я расскажу немного ниже.

Есть множество моментов, которые следует учитывать при разработке обучающего онлайн курса. Кроме того, что необходимо позаботиться об основном содержании и разработке эффективной стратегии электронного обучения, нужно еще учесть архитектуру курса, которая будет соответствовать тематике обучения и своей аудитории.

В этой публикации я помогу вам обойти подводные камни проектирования и разработки курса онлайн обучения. Итак, предлагаю вам методологию разработки обучающего курса, которая состоит из ПЯТИ рекомендаций, которые необходимо учесть в своей работе.

1. Детально изучите и проанализируйте вашу целевую аудиторию.

Главной целью будет - добиться эмоциональной привязанности от пользователя. Эмоциональные реакции помогают учащимся лучше усваивать новую информацию и навыки. Видео-ролики или изображения, которые могут вызвать эмоциональный отклик, остаются в памяти надолго и заставляют думать о себе даже после окончания обучения.

Здесь, пожалуй, самым мощным и доступным для вас инструментом станет интегрирование в курс обучения примеров из реальной жизни, которые студент может применить в своем отдельном случае. Это продемонстрирует учащимся из первых рук, как приобретенные знания могут быть применены вне учебной среды и тем самым докажут пользу вашего курса обучения.


Очень важно в процессе обучения организовать групповое взаимодействие. Обеспечьте учащихся общением друг с другом. Начните с групповых дискуссий на интернет-форумах и всячески поощряйте их, чтобы решать проблемы коллективно в режиме онлайн.

Очень мощным инструментом, на мой взгляд, являются социальные сети. Рекомендую интегрировать социальные медиа в стратегии электронного обучения. Сотрудничество в группах позволяет включить человеческий фактор в обучающий курс, несмотря на некую ограниченность виртуальной связи. Живое общение даст вашей аудитории возможность учиться друг у друга, и тем самым изучить тему глубже, обмениваясь опытом и своими впечатлениями в специально созданных группах.

Учитывая эти советы, вы сможете успешно создать онлайн курс, даже будучи новичком в мире e-learning. Для более опытных читателей, у которых уже есть некий опыт в организации онлайн-обучения, данные рекомендации позволят выполнить более тонкую настройку итоговых результатов и избежать ошибок.
Со временем вы получите курс, который удовлетворит запросы самых требовательных клиентов и доставит вам истинное удовольствие от e-learning бизнеса, а вашей аудитории подарит качественное обучение в удобном формате!