Болезни Военный билет Призыв

Первый страдалец из рода Романовых на Пермской земле - Ныробский узник боярин Михаил Никитич и вопрос о его канонизации. Михаил III Федорович

Сентябрь. Начало века. Ныробка.
Снега колючие секут.
Стрельцами наспех яма вырыта –
Страдальца в яму волокут.
Закован в цепи трехпудовые –
Крутой указ не заменить.
Готовы стражники суровые
Расправу спешно учинить.
Не зрили ныробцы от века,
Хоть жили – души на излом,
Чтоб молодого человека
В могилу мерзлую живьем.
Совсем не татя полупьяного,
Что порешил людей зазря,
А дядю – самого Романова,
Руси грядущего царя.
Стрельцами узник сброшен в яму –
Им душу водкой не согреть.
С годами здесь крестами храму
На мир неправедный смотреть.
И богомольцы, и калики
Тянуться долго будут в храм,
Чтоб горьким ликом, тяжким ликом
Припасть к священным кандалам.
Но прежде узник в муках сгинет,
Над ним ссутулятся леса.
Господь очами глушь окинет –
И содрогнутся небеса.

События, описанные пермским поэтом Федором Востриковым, произошли 400 лет назад в глухой деревушке Ныробке , затерявшейся среди уральской тайги на севере Чердынского уезда. Хитрый и коварный Борис Годунов видел в боярах Романовых своих соперников и решил избавиться от них. По ложному обвинению Романовы были сосланы в отдаленные уголки. Один из братьев, Михаил Никитич Романов , и был доставлен в Ныроб.

Эти трагические события, происшедшие в 1601 году, определили дальнейшую судьбу Ныробки и оставили неизгладимый след в истории нашего края.

В своей работе мы попытались выяснить, каким образом события 400-летней давности дошли до нас, как они отразились в духовной жизни местного населения, в истории Ныроба и Чердынского края, что из ныробских святынь было утрачено безвозвратно и что сохранилось до сегодняшнего дня, что делается для того, чтобы передать сохранившиеся ценности последующим поколениям.

Источниками для нашей работы послужили произведения художественной литературы, исторические и краеведческие очерки исследователей Чердынского края, материалы архива Чердынского краеведческого музея, публикации в местной печати, собственные наблюдения.

История ныробского узника такова.

В сентябре 1601 года жители глухой северной деревушки Ныробки были напуганы криками, доносившимися из леса. Вскоре на тропе показался возок, который тащили лошади, увязая в болоте. Возок сопровождали верховые. Весь этот поезд остановился на краю деревни. Начальник стражи приказал стрельцам копать яму, а ныробских крестьян заставил рубить деревья и готовить из них плахи. Когда яма была готова, открыли возок, и оттуда вышел богатырь, закованный в цепи. Услышав, что яма приготовлена для него, он в ярости схватил возок и отшвырнул его на десять шагов. Стражники сбросили боярина в яму и закрыли ее сверху плахами.

Целый год томился узник в этой темнице. Сердобольные ныробцы, слыша его стоны и молитвы, сочувствовали ему. Они научили своих детей тайком от стражи носить страдальцу пищу. Играя на окраине, ребятишки, как будто случайно, подбегали к яме и бросали в отверстие хлеб и полые стебли растений с квасом, подкармливая таким образом узника. Но однажды стражник, прохаживаясь по лугу, заметил, что дети спустили что-то в подземелье. Он схватил их и выведал, что дети носили боярину пищу по приказу своих отцов. Шестерых ныробцев схватили и отправили под караулом в Москву.

Просидев в яме год, Михаил Никитич скончался. После прихода к власти Романовых, тело Михаила Никитича извлекли из могилы. Оно предстало нетленным, лишь один перст земля взяла. Боярина похоронили в Москве, а ныробские крестьяне вернулись домой, но не все – один из них не выдержал пыток и умер. С приходом на престол Романовых ныробцы получили обельную грамоту в благодарность за сочувствие и сострадание к узнику, который приходился дядей новому царю. А ныробские места были объявлены святыми.

В таком виде предание о ныробском узнике , передававшееся ныробцами от поколения к поколению, записал в 1817 году известный русский путешественник, историк, литератор Василий Николаевич Берх. Он трижды побывал в Ныробе, увлеченный рассказами 105-летнего старца Максима Денисовича Пономарева. Именно от него Берх и услышал рассказ о Романове и опубликовал его в своей книге «Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания древностей». Сравнивая описание событий в изложении Берха с другими источниками, мы пришли к выводу, что именно Берх положил начало теме ныробского узника в литературе. К этой теме обращались многие исследователи и писатели, среди них и наши земляки – ныробские священники Григорий Попов, Евфимий Попов, Василий Попов, Иван Попов, краевед и публицист Николай Петрович Белдыцкий, писатель Леонид Южанинов и другие.

В духовной жизни наших предков почитание ныробского узника не было лишь проявлением верноподданических чувств. Не только ныробцы, но и тысячи людей, приходивших ежегодно в Ныроб, твердо верили в святость страдальца, и почитали святыми все места, связанные с пребыванием Романова здесь. Один из исследователей истории Ныроба, А.Хребтов в 1906 году писал: «Это, кажется, единственное место в России, где так свято чтится предание былого».

Поселок Ныроб. В этом сквере находится яма "ныробского узника"

«Бесспорно, главной достопримечательностью Ныроба является та яма , в которой страдал и скончался Михаил Никитич, - утверждает Николай Петрович Белдыцкий в очерке «Ныробский узник». – Невидная и бедная, она влечет к себе сердца простых людей, и тысячи богомольцев ежегодно входят с чувством благоговения под ее своды и спускаются в ту ужасную яму, где томился ныробский узник».

Каменная часовня над ямой не сохранилась: в 1930-е годы она была разрушена. Из литературных и документальных источников известно, что она была возведена над ямой узника вместо старой деревянной по указу Екатерины Второй в 1793 году. Надпись на часовне гласила, что построена она «тщанием и коштом здешней волости крестьян, а усердием и старанием крестьянина Максима Пономарева», того самого старца, которого Берх назвал «ходячим памятником всех ныробских преданий».

С историей ныробского узника связано еще одно замечательное событие – это чудесное явление иконы Николая Чудотворца . Предание рассказывает, что купцы, возвращаясь с Печоры, остановились отдохнуть неподалеку от Ныроба и увидели на пне икону. В то время церкви в Ныробе еще не было, и купцы увезли икону в Чердынь . Но на следующее утро икона снова была на этом пне. Ее снова увезли, но икона снова вернулась. И тогда решили ныробцы: быть в Ныробе храму. Предание относит чудесное явление иконы к 1613 году, к началу царствования Романовых. По указу царя в Ныробе была построена церковь, которую назвали Никольской. А в начале XVIII века здесь сформировался каменный архитектурный ансамбль, подобного которому нет во всем Чердынском крае. Посреди села на возвышенности и сейчас стоят две церкви. Но нет между ними колокольни (она разобрана в 1934 году). И Богоявленская церковь утратила купол. Разрушена и усыпальница Романова, которая находилась внутри церкви. Никольская церковь, самая древняя в этом ансамбле, построенная в 1704 году, теперь снова служит верующим.

Явленная икона Николая Чудотворца хранилась в Никольской церкви. Предание рассказывает, что как зеницу ока берегли ныробцы свою святыню. Во время пожаров или вражеских набегов они спасали в первую очередь икону, укрывая ее в лесу. И на том месте забил родник, который назвали Никольским . Вода в нем обладает целебными свойствами. Каждый год в Николин день к роднику совершался крестный ход, и сейчас эта традиция возродилась.

Святой Никольский родник в Ныробе

На протяжении трех веков тысячи людей со всех концов Руси шли в Ныроб, чтоб поклониться явленной иконе. С нее была написана копия, которую называли чудотворной иконой. Обе, по мнению верующих, обладали чудодейственной силой. Чудотворную икону в день Прокопия Устюжского носили в Чердынь, а раз в три года – в Соликамск, за полторы сотни верст. Это был великий праздник для всех жителей Чердынского и Соликамского уездов. Со слезами на глазах встречали они крестный ход, восклицая: «И еще господь сподобил нас дождать отца Николая!»

В 1930-е годы, когда обе церкви были закрыты, исчезли обе иконы – и явленная, и чудотворная. Никто не знает, где находятся они сейчас. Не хочется верить, что они утрачены безвозвратно.

Самой святой реликвией Чердынской земли на протяжении четырех веков являются цепи Михаила Романова – те самые оковы весом в 3 пуда, в которых он был доставлен в Ныробку и в которых закончил свой век. Более трех столетий эти цепи с любовью оберегали ныробцы, почитали их святыми и верили в их чудодейственную силу. Они хранились рядом с усыпальницей Романова в Богоявленской церкви. Каждый приходящий сюда старался прикоснуться к ним. Больные надевали их на себя и получали исцеление. Теперь они хранятся в Чердынском краеведческом музее и по-прежнему являются предметом поклонения верующих. Но еще в XIX веке некоторые исследователи выразили сомнение в подлинности оков. Это мнение бытует до сих пор.


Цепи Михаила Романова в Ныробе. Фото С.М. Прокудина-Горского , начало ХХ века

Мы, сопоставив различные источники, можем утверждать, что эти цепи – настоящие, а не подложные, но они не в полном составе. Мы выяснили, что еще в начале XIX века некто В.Н.Прокофьев, занимавший видное место в Чердыни, получил предписание снять копию с оков. Для этого потребовалось привезти цепи в Чердынь. Получилось так, что одна ножная цепь не вернулась в Ныроб, а осталась в коллекции Прокофьева. Его единственная дочь Елизавета Васильевна вышла замуж за С.Я.Коновалова, служившего в Чердыни городничим, и унаследовала всю коллекцию старинных вещей своего отца. С.Я.Коновалов, тоже большой любитель старины, заказал своему кузнецу изготовить копию цепей. Дочь Коноваловых вышла замуж за П.В.Белдыцкого и получила в наследство коллекцию отца. Позднее подлинная ножная цепь перешла в семью Голубцовых, землевладельцев из Красноуфимска , а сейчас находится в Красноуфимском музее. Копия же, изготовленная по заказу Коновалова, была подарена писателю В.Казанцеву в Екатеринбург, а сын Казанцева передал ее в музей Уральского общества любителей естествознания. В 1911 году по просьбе пермского губернатора В.Лопухина была произведена экспертиза, показавшая, что оковы, которые хранятся в Ныробе, являются подлинными, а те, что поступили в музей УОЛЕ , изготовлены после 1840 года. Таким образом, мнение о подложности цепей оказалось несправедливым.

Изучив многочисленные источники, мы пришли к выводу, что ныробские события оставили глубокий след в истории нашего края, в духовной жизни многих поколений. Наши предки бережно хранили каждую крупицу памяти о ныробском узнике, верили в святость страдальца, почитали святыми места, связанные с его пребыванием здесь.

В XX веке эти традиции были забыты, многие памятники разрушены. Но пришло время возрождения, возвращения к истокам. В сентябре 2001 года в Ныробе прошли юбилейные торжества, собравшие сотни людей. К этому событию готовились долго. Ныробские древности снова стали предметом заботы и внимания. Преобразилась Никольская церковь, перестроена часовня на Никольском роднике, отремонтирована ограда сквера вокруг ямы узника, а над ямой сооружен павильон – смотровая площадка, откуда можно спуститься в темницу. Как и в давние времена, в Ныроб снова потянулись люди, чтоб прикоснуться к святым местам, прикоснуться к прошлому.

Взметнется болью неизбывною
Цепей железных скорбный звон.
Угаснет он над звездной пропастью,
Чтобы теперь, спустя века,
Жестокой былью, древней повестью
В речные влиться берега,
Спеть под дугою колокольчиком,
Растаять облаком вдали,
Никольским трепетным источником
Пробиться к нам из-под земли…

Этими стихами нашей чердынской поэтессы Светланы Володиной я хочу закончить свой рассказ и пригласить вас в наш древний Чердынский край.

Альбом фотографических снимков с. Ныроб, места заключения и мученической смерти Михаила Никитича Романова брата патриарха Филарета и дяди первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича. Подарен неким Господином Л. Боглановичем П. Столыпину.


В июне 1600 г. Борис Годунов приказал устроить боярский суд над Романовыми. Пятерых сыновей Никиты Романова, имевшего близкое отношение к царскому роду (сестра Никиты, Анастасия, была женой Ивана Грозного), он сослал в разные места Русского царства. Младшего из братьев, Михаила Никитича, отправили в деревеньку Ныробку (Ныроб), которая в 1601 г. числилась на территории «Верхнего» стана Чердынского (иначе Пермского) уезда и была крайним северным русским посёлком этих мест.

В Ныробке, состоящей всего из шести дворов, для размещения опального боярина ничего не было приготовлено. Охранники вырыли яму, накрыли её брёвнами, вкопали глубоко на дно ямы бревно, верхний конец которого прикрепили к брёвнам перекрытия. Для воздуха и подачи пищи оставили отверстие в 20 см. К столбу приковали боярина за пояс, за ноги и за руки. Цепи были из толстых железных колец: страдалец мог сесть и лечь, но не ходить. Весили эти кандалы почти три пуда (50 кг).

Стражники, которых деревенское безлюдье угнетало, надеялись на быструю смерть узника. Поэтому паёк, состоящий из хлеба и воды, постоянно урезали, а скоро вообще перестали давать пищу. Как сообщается в преданиях, местные жители пытались облегчить участь узника, подбрасывая трубочки ягеля с молоком, закупоренные хлебными катышками. Но как только об этом узнала стража, виновных поймали и увезли на пытки в Казань (позднее оставшихся в живых по царскому указу возвратили в родные места).

Проведя около года в тесной затхлой яме, Михаил Никитич скончался. По одной из версий, он был удушен охранниками, которым надоело ждать его смерти. Похоронили Михаила Никитича на пригорке, метрах в трехстах от ямы.

В 1606 г. его тело перевезли в Москву и погребли в Новоспасском монастыре, где вскоре были похоронены и его братья. Над местом захоронения своих дядей царь Михаил Фёдорович построил храм в честь Знамения Божией Матери - родовой святыни Романовых. По жалованной в 1621 году грамоте ныробские крестьяне освобождались от налогов и пользовались льготами до середины XIX века.

Сам же Ныроб стал местом паломничества, куда из многих районов России стекались богомольцы, чтобы помолиться на месте страданий боярина-мученика и прикоснуться к его цепям. Из маленькой деревни Ныроб вырос в большое село. За год здесь бывало до 6 тысяч паломников.

В первой половине XVIII века на северной окраине Ныроба сформировался редкий по красоте каменный ансамбль: два церковных строения, объединённые ярусной восьмигранной колокольней на низком четверике. Сначала в январе 1705 года освятили летнюю пятиглавую Никольскую церковь , которую отличали пышное убранство фасадов, лемеховое покрытие глав, многоступенчатые карнизы и закомары, жучковый орнамент, полуколонны с капителями. Внутри храм был расписан по сухой затирке, пол выложен чугунными плитами. Многоярусный иконостас в конце XIX века был обновлён мастерами иконописной мастерской А.В. Федосеева из села Покча.

Вторую церковь - Богоявленскую - возвели в 1736 году как зимнюю. Выступом у северной стены отметили место захоронения Михаила Романова. Внутри церкви находилась гробница, здесь же хранились железные оковы царского родственника. Профессор Санкт-Петербургского университета Н.Г. Вагнер, побывавший в Ныробе в 1857 году, отметил, что «цепям Михаила Никитича приписывается даже целебное свойство, и во время церковных служб многие болящие надевают на себя части цепей (смотря по тому, сколько могут вытерпеть) и в таком виде простаивают целые обедни. Простой народ горячо верит в целебную силу цепей даже и по отношению к животным, ввиду этого многие ныробские обитатели возлагают цепи и на болящий домашний скот». Прикладывались к цепям и новобрачные по окончании венчания.

Над ямой, в которой сидел Михаил Никитич, возвышалась часовня во имя св. Архангела Михаила . В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу. С четырех сторон под карнизом часовни помещался текст, из которого следовало, что к сооружению часовни причастна Екатерина II: «На том месте построена была деревянная часовня, ныне вместо этой деревянной по указу Ея Императорского величества в 1793 году построена сия каменная часовня единственно в память бывшего на том месте в заточении боярина Михаила Никитича Романова тщанием и коштом здешней волости крестьян, а усердием и старанием крестьянина Максима Пономарева». Ежегодно 6 сентября (в этот день православная церковь вспоминает Чудо св. Архистратига Михаила в Хонех) в часовне совершалась панихида по Михаилу Никитичу, а в праздник Святой Троицы на площади у часовни служился молебен св. Архангелу Михаилу.

При императоре Николае II была предпринята попытка прославления боярина Михаила Никитича Романова в лике святых, но помешала революция. Цепи с 1928 года хранятся в Чердынском краеведческом музее имени А.С. Пушкина.





























Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев

Роман Юрьевич Захарьев-Юрьев (умер 1543 г.).

Окольничий, был воеводой в походе 1531 г. Имел несколько сыновей и дочь Анастасию, ставшую в 1547 г. женой царя Иоанна IV Васильевича Грозного. С этого времени начинается возвышение рода Захарьиных. Никита Романович Захарьин-Романов (ум. 1587) - дед первого царя из дома Романовых Михаила Фёдоровича, боярин (1562 г.), участник шведского похода 1551 г., активный участник Ливонской войны. После смерти царя Иоанна IV Грозного, как ближайший родственник - дядя царя Фёдора Иоанновича, возглавил регентский совет (до конца 1584 г.). Принял монашество с имением Нифонта.

Федор Никитич Романов

Фёдор Никитич Романов (1553-1633 гг.).

В иночестве Филарет, русский политический деятель, патриарх (1619 г.), отец первого царя из династии Романовых.

Михаил III Федорович

Михаил III Фёдорович (12.07.1596 - 13.02.1645).

Первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии - Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.

Михаил Федорович вместе с родителями подвергся опале при Борисе Годунове и в июне 1601 г., был сослан с тётками на Белоозеро, где жил до конца 1602 г. В 1603 г., был перевезён в г. Клин Костромской губернии. При Лжедмитрии I жил с матерью в Ростове, с 1608 г., в звании стольника. Находился пленником у поляков в осаждённом русскими Кремле.

Несильный как личность и слабый здоровьем, Михаил Фёдорович не мог самостоятельно управлять государством, первоначально им руководили мать - инокиня Марфа - и её родственники Салтыковы, затем с 1619 по 1633 отец - патриарх Филарет.

В феврале 1617 г., был заключён мирный договор России со Швецией. В 1618 г., было заключено Деулинское перемирие с Польшей. В 1621 г., Михаил Фёдорович издал “Устав ратных дел”, в 1628 г., устроил первый на Руси Ницинский (Туринского уезда Тобольской губернии). В 1629 г., был заключён трудовой договор с Францией. В 1632 г., Михаил Фёдорович возобновил войну с Польшей и имел успех, в 1632 г., образовал приказ Сбора ратных и достаточных людей.

В 1634 г., была закончена война с Польшей. В 1637 г., указал клеймить преступников и не казнить беременных преступниц до истечения шести недель после родов.

Был установлен 10-летний срок сыска беглых крестьян. Было увеличено количество приказов, возросло число дьяков и их значение. Велось интенсивное строительство засечных черт против крымских татар. Происходило дальнейшее освоение Сибири.

Царь Михаил был женат дважды:

  • 1) на княжне Марии Владимировне Долгорукой;
  • 2) на Евдокии Лукьяновне Стрешневой.

От первого брака детей не было, а от второго было 3 сына, в том числе будущий царь Алексей и семеро дочерей.

В книге В.В. Кузнецова "Тайна Пятой Печати" приведен эпизод, когда 18 июля 1998 года после захоронения Царской Семьи в Петропавловском Соборе группа представителей Дома Романовых, приехавшие из-за рубежа, посетила свое родовое гнездо в Москве и в монастыре заказала панихиду по своим предкам, погребенных там. Юродивая, жившая при монастыре, взяла лампадку, полную масла, и вылила ее на голову одного из князей, который тут же выбежал на улицу. Священник, увидев это, схватил полотенце и побежал за ним. Проходя мимо юродивой, он спросил: "Зачем ты это сделала?". "Я его благословила, это наш будущий царь". Выйдя на улицу, священник спросил имя князя. "Михаил Романов", - услышал он в ответ. Это был Михаил Никитич Романов, 1959 года рождения.

Дело в том, что вот только Михаила Никитича Романова , 1959 г.р., в природе не существует и никогда не существовало! Был Михаил Михайлович Романов , действительно 1959 г.р., сын Михаила Федоровича Романова (1924-2008). Однако ни Михаил Федорович, ни его сын Михаил в Россию в 1998г. не приезжали, так-как категорически отрицали достоверность "останков Царской семьи". И, вообще, Михаил Федорович не очень-то дружил с разными ассоциациями Романовского дома, и к различным таким мероприятиям относился весьма скептически. Поэтому Виктор Васильевич , скорее всего, придумал эту легенду, воспользовавшись вот этой схемой дома Романовых, в которой перепутаны имена Федора и Михаила на табличках в правом нижнем углу. О смерти Михаила Михайловича:

К сожалению, здесь в России мало кому стало известно о том, что 24 января 2001 г. в Индии скончался еще один потомок Царского Рода, Михаил Михайлович Романов (р. 1959 г.). Отец покойного, Михаил Федорович Романов (р. 1924 г.) живущий ныне во Франции, в 1998 г. отказался приехать в Петербург на захоронение "екатеринбургских останков" заявив, что они вряд ли являются подлинными. Покойный Михаил Михайлович приходился правнуком Великому Князю Александру Михайловичу (1866+1933), бывшему внуком Императора Николая I. (из новостей ВМЦ за 2001г. )

По этому поводу хочется заметить следующее. Информацию о подробностях смерти найти нигде не удалось. А может он и не умер? Индия страна загадочная, там что хочешь можно ожидать! И еще. Осталась дочь - Татьяна Михайловна, 1986 г.р. Поищите, может найдете что-нибудь о ней?
Но, я думаю, что это не единственная загадочная история из Дома Романовых. Наверняка, если хорошо поискать, можно нарыть много чего интересного про потомков Дома Романовых. А если вообще взять линии, вышедшие ранее Николая I - го? Все это говорит о том, что "истинный" Наследник престола, помазанный Духом Святым не по праву юридического первородства, а по особому Промыслу Божию, где-то, да есть! И вполне возможно, что Имя его даже Михаил. Но Имя Его нам знать неполезно, и даже опасно! Представьте, сколько у него останется шансов на жизнь при Его обнаружении раньше времени?! Именно по-этому, согласно

(Пермский край), где вскоре умер.

Михаил Никитич Романов, родился около г. в Москве - стольник и окольничий ; третий сын Никиты Романовича Романова-Юрьева (ок. -) и второй жены его, Евдокии Александровны, урожденной княжны Горбатой (ум. ).

В июне г., лишенный звания, был сослан в Ныроб, Чердынского уезда, куда привезен зимой этого года, в кибитке, под присмотром пристава Романа Андреева Тушина и в сопровождении шести человек стражи. Прибывшие из Москвы стрельцы заточили Романова в сруб, опущенный в земляную яму. Доведенный до изнеможения, к весне 1602 года (по некоторым источникам, к августу) он скончался. Прозван в народе «ныробский мученик»

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Первый Романов и его отец.

    Патр. Филарет (1619-33)

Субтитры

Ранние годы

Династия Романовых (до Петра III)
Роман Юрьевич Захарьин
Анастасия ,
жена Ивана IV Грозного
Фёдор I Иоаннович
Никита Романович
Фёдор Никитич 
(патриарх Филарет)
Михаил Фёдорович
Алексей Михайлович
Алексей Алексеевич
Софья Алексеевна
Фёдор III
Иван V
Пётр I Великий
(2-я жена Екатерина I)
Анна Петровна
Александр Никитич
Михаил Никитич
Иван Никитич
Никита Иванович

Детские годы Михаил Никитич провел в усадьбе на Варварке, в Китай-городе, где позже воспитывался родоначальник царской династии Михаил Федорович Романов . Михаил Никитич подрастал и укреплялся в вере. С детства он выделялся добродетельным нравом и красивым, богатырским телосложением. Продолжая традицию своего рода, Михаил Никитич Романов поступил на службу к государю, а в г. ему был пожалован государственный чин - окольничего (чин ниже боярского). Борис Годунов , вступивший в том же г. на царский престол, поначалу с почтением относился к детям Никиты Романовича, тем более что боярин на смертном одре именно ему поручил заботу о своих детях, и Годунов дал «клятву к великому боярину иметь о его чадех соблюдение». Первые два года правления Борис Годунов был очень милостивым царём.

Но со временем (по версии некоторых историков, из-за опасений роста политического влияния Романовых) его отношение к роду Романовых изменилось. Особенно опасным Годунову представлялся добрый и благочестивый Михаил Никитич. Он казался соперником, от которого необходимо было избавиться.

Ссылка и смерть

В июне г. Борис Годунов приказал устроить боярский суд над Романовыми . Братьев Романовых (их было пятеро) обвинили в колдовстве.
Так все пять братьев попали под государственную немилость. Старшего брата Фёдора Никитича царь приказал постричь в Сийском монастыре в монахи под именем Филарета и приставил к нему пристава со строгим наказом следить за каждым шагом опального и доносить царю о каждом его слове. Жену Фёдора Никитича также постригли в монахини под именем Марфы, сослали в Заозерье и разлучили с детьми. С остальными братьями Борис Годунов расправился гораздо суровее: Василия и Ивана он приказал сослать в Пелым, Александра - на берега Белого моря, а Михаил Никитича царь сослал в деревеньку Ныробку, которая в 1601 г. числилась на территории «Верхнего» стана Чердынского (иначе Пермского) уезда и была крайним северным русским посёлком этих мест. Дальше шли дикие инородцы, объединявшиеся в понятиях русских словом Югра.
В то время леса Чердынского края служили приютом для диких кочевников - остяков, вогул, бывших ранее полными хозяевами края. Ныробцы имели постоянное с ними общение и образ их жизни не мог многим разниться от образа жизни дикарей. И жизнь эта была сурова и преисполнена всевозможных лишений. Тяжелы климатические условия этого дальнего края и требуют большой приспособляемости от человека. Зимние морозы здесь доходят до сорока градусов, а лето слишком коротко, по большей части дождливо, с холодными росистыми, туманными ночами. Только привычные да обтерпевшиеся люди могли существовать в таких условиях.
По преданию, по пути в Ныробку опальный боярин останавливался в деревне на берегу реки Яйва , которая с тех пор носит имя Романово . В Ныробке для помещения изгнанника ничего не было приготовлено, и Тушин распорядился выкопать землянку на том месте, где они остановились. Погода была ненастная, снег валил хлопьями, шесть сторожей принялись копать глубокую яму, и Михаил Никитич, выйдя из кибитки, смотрел на их работу. Он был высокого роста и обладал такой силой, что в порыве горести и ожесточения схватил стоявшую около него кибитку и отбросил её от себя шагов на десять, тогда как шесть сторожей едва могли сдвинуть её с места. Вырыли яму, накрыли её бревнами, вкопали глубоко на дно ямы бревно, верхний конец которого прикрепили к бревнам перекрытия. Для воздуха и подачи пищи оставили отверстие в 20 сантиметров. К столбу приковали боярина за пояс, за ноги и за руки. Цепи были из толстых железных колец: страдалец мог сесть и лечь, но не ходить. Весили эти кандалы почти три пуда (50 килограммов). Стражники, которых деревенское безлюдье угнетало, надеялись на быструю смерть узника. Поэтому паек, состоящий из хлеба и воды, постоянно урезали, а скоро вообще перестали давать ему пищу. Но, питая сострадание к узнику, местные жители подкармливали его, давая своим детям подбрасывать ему трубочки ягеля с молоком, закупоренные хлебными катышками. За помощь узнику пятеро ныробских крестьян были сосланы в Казань, где провели в тюрьме шесть лет. Один из них, не выдержав пыток, скончался.
Проведя около года в тесной, затхлой яме, Михаил Никитич скончался. По одной из версий, он был удушен охранниками, которым надоело ждать его смерти. В позднем Ныробском письменном сказании указано: «…и погребен был у церкви Николая Чудотворца, подле алтарь на северной стороне, и где тело его лежало - построена была церковь, и в ней гробница покрыта сукном и крест вышит» . В 1606 г. его тело было перевезено в Москву и с почетом погребено в Новоспасском монастыре, где вскоре были похоронены три его брата - Александр, Василий и Иоанн. Над местом захоронения своих дядей царь Михаил Федорович построил храм в честь Знамения Божией Матери - родовой святыни Романовых. А на месте первого погребения Михаила Никитича был воздвигнут храм во имя Богоявления Господня.