Болезни Военный билет Призыв

Первые полеты в космос. Гагарин в космосе. Как это было

В истории человечества эта дата выгравирована золотыми буквами: 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек, гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин.


Юрий Алексеевич Гагарин

Все началось на , рано утром. В 06:07 по Гринвичу или 09:07 по Москве в воздух поднялся космический аппарат «Восток-1» с Гагариным на борту. Траектория его менее чем двухчасового полета представляла собой всего-то один оборот вокруг нашей планеты по околоземной орбите. Уже в 10:55 по московскому времени «Восток-1» совершил успешную посадку в Саратовской области.

Создание корабля «Восток-1»

За два года до исторического полета, на уровне Правительства СССР было принято не менее важное для истории решение о создании пилотируемого комплекса «Восток». Инициатором этого проекта был Д.Ф. Устинов, занимавший на тот момент должность зам. Председателя СМ СССР и по совместительству главы Комиссии по военным и промышленным вопросам при Совете Министров.

Это был серьезный шаг, целью которого ставилось продвижение СССР в лидеры космической гонки. Ввиду сжатых сроков по многим вопросам в ходе создания аппарата «Восток-1» принимались поспешные решения. Так, была упразднена аварийная система спасения на старте, система мягкой посадки, исключили и дублирующие тормоза. Система жизнеобеспечения на борту корабля рассчитывалась всего на 10 суток. Объяснялось это тем, что «Восток» запускается на относительно невысокую орбиту (до 200 км), с которой он в любом случае сойдет за указанный период времени за счет естественного торможения о слои атмосферы.

Конструктивные особенности аппарата «Восток-1»

Что касается параметров самого аппарата, его масса начитывает около 4,725 тонн, а максимальный диаметр - почти 2,5 м. Иллюминатор выполнен из кварцевого стекла, созданного по спецзаказу в экспериментальной конструкторской лаборатории при стекольном заводе городка Гусь-Хрустальный.


"Восток-1"

Двигатель летательного аппарата «Восток-1» произведен в Воронежском Конструкторском Бюро химавтоматики. В его конструкции использованы элементы РД-0105, первого в мире двигателя, запущенного в космическом пространстве.

Кроме внутреннего наполнения космического корабля, важную роль играло и наземное оборудование, отвечающее за техническое обслуживание и непосредственно запуск аппарата «Восток-1» в космос. За его производство отвечал машиностроительный завод города Новокраматорск.

Роль космонавта в первом полете

В ходе первого космического полета с человеком на борту роль космонавта была, скорее, пассивной - он, по сути, являлся пассажиром корабля, управляющего автоматическими системами. Была создана специальная система двусторонней радиосвязи между космонавтом и наземной станцией. Состояние пилота космической станции постоянно находилось под наблюдение специалистов при помощи радиотелеметрических и телевизионных приборов.

Тем не менее, система переключения на ручное управление в корабле была предусмотрена. У психологов были серьезные опасения относительно общего состояния и поведения человека в условиях длительного нахождения в состоянии невесомости. Теоретически, космонавт мог отключить автоматику и совершить любые непредвиденные действия. Поэтому ручная система могла быть включена только после ввода специального кода, спрятанного в запечатанном конверте. Все было продумано так, чтобы только человек в адекватном состоянии мог прочитать код и взять на себя управление кораблем. Тем не менее,

В XX веке практически ни у кого не возникало сомнения в том, кто держит пальму первенства в космосе. Полет первого человека в космос был совершен советским космонавтом Юрием...

В XX веке практически ни у кого не возникало сомнения в том, кто держит пальму первенства в космосе. Полет первого человека в космос был совершен советским космонавтом Юрием Гагариным. Его подвиг помнит вся Россия.

Однако, завистников у России много. Все хотят примерить на себя лавры первооткрывателя и победителя. Всвязи с этим, появилось множество лжетеорий о первом полете человека в космос.

Первый человек в космосе – это Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года Гагарин совершил первый полет человека в космос.

В последние годы в России отмечается тенденция по стиранию из памяти подвигов советских людей. К сожалению, молодое поколение, воспитанное на «Танцах со звездами» и «Доме два» вряд ли знает, кто такой Юрий Гагарин и с удовольствием проглотит ложь, о том, что первым в космосе побывал американец.

В этом виновато частично государство, частично воспитание и нежелание общества просвещать молодежь. Несмотря на активные призывы о том, что в России необходимо воскрешать патриотизм и образование, в 2016 году день Космонавтики прошел практически не замеченным российскими телеканалами. Увы, фильмы про открытия в Космосе широко транслировал только телеканал «Культура». Остальные ограничились показом фильма «Гагарин».

В связи с этим считаю важным углубиться в историю подготовки полета первого человека в космос. Знание величайших событий истории Отечества – показатель интеллекта и исторической грамотности, так необходимых в сложные для России времена.

12 апреля 1961 года на орбиту земли отправился первый человек Юрий Алексеевич Гагарин. Именно он открыл эпоху пилотируемых полетов. Первый полет человека в космос был совершен гражданином СССР, а не кем-либо еще.

Подготовка к первому полету в космос

Прежде чем состоялся первый полет человека в космос, советские ученые и инженеры конструкторы кропотливо разрабатывали ракету, на которой человек может полететь в космос и вернуться живым.

Еще в далеком 1957 году изумленное человечество стало свидетелем первого в мире полета в космос советского искусственного спутника Земли. Данный спутник был оснащен системой терморегулирования, источниками энергопитания, двумя радиопередатчиками, работавших на разных частотах и передающих сигналы в виде телеграфных посылок.

первый искусственный спутник земли Спутник-1

Сразу после первого спутника на орбиту вокруг Земли были выведены очередные искусственные спутники, и только после этого были проведены пробные полеты космических кораблей, затем – межпланетные автоматические станции.

Важным этапом подготовки к первому полету человека в космос стала отправка на орбиту животных. В Мемориальном музее космонавтики в Москве можно увидеть корабль, на котором в космос летала собака Лайка.

корабль, на котором в космос летала Лайка

Больше всех прославились знаменитые собаки: Белка и Стрелка. Они оказались первыми животными, которые не только совершили орбитальный космический полёт, но и вернулись живыми и невредимыми. Полёт проходил на корабле «Спутник-5». Белка и Стрелка были беспородными. Однако эти удивительные животные оставили глубокий след в сердцах советских людей и в отечественной космонавтике.

У Белки и Стрелки поначалу были клички Капля и Вильна. Но когда пришла пора им лететь, было решено их переименовать и дать более звучные и солидные имена.
Белка собака космонавт



Белка и Стрелка в Музее Космонавтики

Про них снимали фильмы в советское время. Не забыли о них и в XXI веке. В 2010 году на большой экран вышел полнометражный мультфильм Звёздные собаки: Белка и Стрелка. Так что современные ребята знакомы с героическими собаками.

Ещё в древние времена люди мечтали подняться в воздух и научиться летать, подобно птицам. История донесла до нас немало свидетельств попыток различных людей смастерить крылья и полетать. Так, в 1020 г. английский монах Эйлмер из Малмсбери, вдохновлённый греческим мифом об Икаре, сделал искусственные крылья и спрыгнул с башни местного аббатства. Пролетев небольшое расстояние, при приземлении монах сломал ноги и хотел, усовершенствовав конструкцию и добавив хвост, повторить полёт, но аббат запретил ему это. Большинство же «изобретателей» заканчивали куда хуже — разбивались насмерть. И всё же — какова история летательных аппаратов и когда появились первые удачные приспособления, позволявшие людям подняться в воздух?

Начинается история полётов в древнем Китае. Ещё в 3-4 веках до н. э. китайцы изобрели воздушный змей. Изначально это приспособление использовалось для развлечения народа на всяких праздниках.

китайский воздушный змей в форме дракона

Однако вскоре воздушным змеям нашли и другое применение. Например, рыбаки стали использовать воздушных змеев для ловли рыбы, привязывая к ним приманку, воздушные змеи применялись для обмена сигналами на больших расстояниях, с их помощью даже доставляли сообщения и разбрасывали листовки. Конечно же, китайцев посетила и мысль, что большой воздушный змей может поднять в воздух и человека. Полёт на воздушном змее был довольно рискованным, однако история сохранила свидетельства удачных полётов. Первое дошедшее до нас письменное упоминание о таком полёте относится к 559 году. В этом году жестокий император Ци Вэньсюаньди приказал запускать на больших воздушных змеях своих политических оппонентов, осуждённых на казнь. Одному из них удалось пролететь несколько километров и благополучно приземлиться за чертой города.

Удивительно, что прошли тысячи лет, прежде чем полёты на дельтапланах, т. е., фактически таких же простых летательных аппаратах без двигателя, как и китайский воздушный змей, стали популярными и получили распространение. Одним из энтузиастов таких полётов стал Отто Лилиенталь, совершивший конце 19 в. более 2000 успешных полётов на планерах собственной конструкции. Он использовал те же материалы, что и китайцы — деревянные прутья и шёлк.

фото — полёты Лилиенталя

К сожалению, один из полётов закончился несчастным случаем — порыв ветра опрокинул планер и Лилиенталь упал, сломав позвоночник. «Жертвы неизбежны» — сказал он по этому поводу. А современная история дельтапланеризма началась лишь в 70-е годы 20 в. Датой рождения современного дельтаплана считается 1971 год.

До появления самолётов и вертолётов самым простым способом совершить полёт было использование летательных аппаратов легче воздуха — воздушных шаров и дирижаблей. Что интересно, история здесь снова ведёт нас в Китай. Вероятно, ещё в 3м в. до н. э. в Китае были изобретены воздушные фонарики. Этот фонарик — простая конструкция из рисовой бумаги с небольшой горелкой внутри.

китайские воздушные фонарики

Китайцы использовали воздушные фонарики в церемониях и как средство сигнализации. Прошли тысячи лет, прежде чем на воздушных шарах начали летать люди.

Изобретателями воздушного шара считаются братья Монгольфье из Франции. Руководствовались братья не совсем правильными идеями — им пришла в голову мысль сделать аналог облака и поместить его в мешок, чтобы оно могло поднять этот мешок в воздух. С этой целью они наполняли свои шары дымом от сожжения смеси соломы и мокрой шерсти. Тем не менее, их подход привёл к успеху. Сначала браться проводили эксперименты с небольшими шарами у себя дома, а затем устроили большую демонстрацию воздушного шара для жителей своего города Анноне. Это произошло 4 июня 1783 года. Вскоре о воздушном шаре узнали в Париже, и осенью того же года братья Монгольфье запускали свои шары уже в Версале. Впервые на воздушном шаре решили запустить пассажиров — ими стали овца, утка и петух. Наконец, убедившись, что полёт на воздушном шаре не повредит человеку, 19 октября 1783 года первый полёт на воздушном шаре совершили люди.

первый полёт на воздушном шаре

Воздушные шары имели существенный недостаток — их полёт зависел от направления ветра, поэтому в течение 19 в. не прекращались попытки создать управляемый летательный аппарат с двигателем. Пробовали как варианты с установкой двигателя на воздушный шар, так и с установкой двигателя на планер. Но несмотря на то, что идея управляемого полёта была высказана вскоре после полёта первого воздушного шара, прошло больше ста лет, прежде чем управляемый полёт стал реальностью. Лишь в 1884 году французы Шарль Ренар и Артур Кребс смогли построить дирижабль, способный свободно перемещаться в любом направлении. Их дирижабль имел удлинённую форму и был оснащён электрическим двигателем, работавшим на аккумуляторах.

дирижабль Ренара и Кребса

Попытки поставить двигатель на планер и изобрести, таким образом, самолёт, долгое время не приводили к особым успехам. Среди таких попыток был, например, самолёт Можайского. Можайский, контр-адмирал российского флота, стал изобретать самолёт ещё в 50-е годы 19 в. Начав с планеров, которые поднимали в воздух запряжённые лошади, Можайский перешёл к конструированию самолёта с двигателем. К сожалению, паровые двигатели, которыми он пробовал оснастить самолёт, были слишком тяжёлыми, и удержать его в воздухе не могли, хотя и имеются свидетельства, что самолёт Можайского был способен взлетать на короткое время.

самолёт Можайского (модель)

Можайский потратил на изобретательскую деятельность все свои деньги, продал имение и в конце концов умер от болезни в нищете. Тогдашние российские чиновники не заинтересовались идеями Можайского и не стали финансировать его работу, в результате общепризнанными изобретателями самолёта стали американцы братья Райт. Они совершили свой первый подтверждённый полёт в 1903 году, через 13 лет после смерти Можайского.

Первый документально зафиксированный полёт самолёта конструкции братьев Райт состоялся 17 декабря 1903 года. При этом самолёт запускался с помощью рельсовой катапульты, а расстояние, которое он пролетел, составило всего 30 метров.

первый полёт самолёта братьев Райт

Братья Райт изобрели не только сам самолёт, но и лёгкий бензиновый двигатель для него, что и стало настоящим прорывом в самолётостроении. Тем не менее от первого полёта до активного развития авиации прошло время. В следующем году братья Райт в присутствии журналистов не смогли повторить свой успех, самолёт отправился в ангар, а изобретатели занялись конструированием новой, более совершенной модели. Военное ведомство США не спешило заключать контракт с братьями Райт, сомневаясь в способности велосипедных механиков (именно такая специальность была у изобретателей) сконструировать что-то стоящее. В Европе же сообщения о полётах братьев Райт и вообще считали враньём. Лишь в 1908 г. после впечатляющих демонстрационных полётов, проведённых изобретателями как в США, так и в Европе, мнение изменилось, а братья Райт стали не только знаменитыми, но и богатыми.

В 1909 г. российское правительство, наконец, осознало важность изобретений в области авиации. Оно отказалось покупать самолёт братьев Райт и приняло решение создать собственный самолёт самостоятельно. Первый российский аэроплан построил и в 1910 году совершил на нём полёт профессор Александр Кудашев.

Наблюдая за полётами птиц, Леонардо да Винчи проектировал различные варианты искусственных крыльев для полёта человека

Сказки и легенды говорят о том, что человек, подобно птице, мог парить в воздухе. Находились и в жизни смельчаки, которые пытались летать с помощью искусственных крыльев. Одни из них привязывали самодельные крылья и прыгали с колоколен или скал, другие изобретали летательные аппараты: махолёты, винтокрылы, планёры, аэростаты и дирижабли, и, наконец, аэропланы, самолеты и вертолёты. Но все эти летательные аппараты позволяют летать человеку только в воздушном пространстве, недалеко от земли. Космос – это «безвоздушное пространство». А где кончается воздух и начинается космос? Международная авиационная федерация в качестве рабочей границы между атмосферой и космосом установила высоту в 100 км от поверхности Земли.

А. Соломатин "Портрет К.Э. Циолковского". Калужский Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Полететь в космос к звездам, преодолев земное притяжение, удалось только в середине XX века. Этому предшествовали годы научной работы Константина Эдуардовича Циолковского, великого русского ученого. Он обосновал теорию космических полётов, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Его уважительно называют отцом космонавтики.

"Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство". К. Циолковский.

Спутник-1

Чтобы преодолеть силу земного притяжения и вывести космический корабль на орбиту вокруг Земли, ракета должна разогнаться до скорости 7,9 км в секунду. Такую скорость называют первой космической скоростью. Впервые этого удалось добиться в России (тогда страна называлась СССР – Советский Союз). 4 октября 1957 г. советские ученые во главе с генеральным конструктором Сергеем Павловичем Королевым запустили на орбиту первый искусственный спутник Земли. Кодовое обозначение спутника – ПС-1 (Простейший Спутник-1).

С тех пор дата запуска считается началом космической эры человечества. Кроме того, в России ежегодно 4 октября отмечается День Космических войск. В дальнейшем Сергей Королёв руководил разработкой и запуском первых межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс», первых пилотируемых кораблей.

Собака Лайка в капсуле космического корабля

Вскоре, через месяц после запуска Спутника-1, был запущен второй советский искусственный спутник Земли (Спутник-2), но уже с пассажиром на борту. Это была собака Лайка. Для неё была построена специальная кабина, где имелся запас воздуха, воды, пищи. О здоровье собаки узнавали с помощью приборов, установленных в спутнике.

Вслед за ней на орбите побывали и другие четвероногие разведчики: собаки Белка и Стрелка, Чернушка, Звёздочка, белые крысы и мыши. Учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости хотя бы непродолжительное время.

Сергей Королёв в окружении космонавтов первого отряда

А как поведёт себя в космосе человек? Долго ли можно жить в невесомости? Можно ли работать в космосе? Представитель какой профессии должен был лететь в космос первым: врач, моряк, инженер или лётчик? Ближе всего к мечте побывать в космосе оказались лётчики-истребители. Такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Программа подготовки космонавтов первого набора отличалась предельной жесткостью. Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос - 20 человек - первый отряд космонавтов СССР. Из двадцати кандидатов отобрали шестерых.

Испытания на центрифуге

Всем летчикам пришлось пройти строжайший медицинский отбор, испытания на центрифуге, в барокамере, на вибростенде, вращающемся кресле, а также пройти испытания на полную изоляцию в так называемой «камере тишины» размером примерно три шага в длину и полтора - в ширину. Юрий Гагарин наравне со всеми успешно прошел испытание в период с 26 июля по 5 августа 1960 года

Г. С. Титов, Г. Г. Нелюбов

Претендентов, кто полетит в космос, определили в последний момент. Дублером, который имел возможность в любое время до старта заменить Гагарина, стал Герман Титов. Для подстраховки был также назначен запасной космонавт - Григорий Нелюбов.

Юрий Алексеевич Гагарин стал первым лётчиком, побывавшим в космосе (Космонавт № 1). Он стартовал с космодрома Байконур 12 апреля 1961 года на корабле «Восток». Вторым космонавтом, побывавшим в космосе, стал Герман Титов. (Космонавт № 2). Его полёт состоялся через 4 месяца и был первым продолжительным. Позже в космосе побывали и другие космонавты.

Ракета-носитель «Восток 8К72К» на старте

Старт корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени. Он был осуществлен с первого стартового комплекса космодрома Байконур. Ракета-носитель «Восток 8К72К» вывела на околоземную орбиту космический корабль, пилотируемый первым советским космонавтом. Позывной Гагарина был «Кедр». Корабль «Восток-1» облетел Землю за 108 минут и благополучно вернулся.

Юрий Гагарин. Космонавт № 1

Конечно, полет Юрия Гагарина сопровождался огромным риском. И никто не мог дать гарантию, что пилот выживет. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое - «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане - «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье - «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым. Ведь всё происходило впервые и хотя ученые всё проверили, но никто не знал, что может получится… Профессия космонавта и сейчас одна из самых опасных.

Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля «Восток» был выбран ряд не лучших, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля Восток-1 была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на Землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.

Вид Земли из космоса (Фото)

На орбите Гагарин выполнил простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он обнаружил, что тот моментально начал уплывать и сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он наговаривал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. Гагарин постоянно переговаривался с «Зарёй», с конструктором Сергеем Королёвым о работе ракеты и своем самочувствии, о том, как выглядит Земля из космоса – воскликнул: «Как красиво!»

Спускаемый аппарат корабля "Восток" после приземления

Система «Востока» даже не предполагала возможности приземления космонавта внутри спускаемого аппарата: обгоревший «шарик» просто грохался о землю. Для человека такой удар был бы смертельным. Поэтому в корабле была установлена специальная катапульта. На высоте люк открывался, и пороховой заряд «выстреливал» космонавта. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток).

После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. - "Клапан, когда надевали, попал под демаскирующую оболочку... - сообщал потом Юрий Алексеевич комиссии. - Минут шесть я все старался его достать. Но потом расстегнул демаскирующую оболочку, с помощью зеркала вытащил... тросик и открыл его".

Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка - управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области в районе села Смеловка. На космонавте был яркий оранжевый скафандр, чтобы его легче было обнаружить, ведь на полях ещё лежал подтаявший апрельский снег. Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза, а день его полета стал национальным праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.

108 минут полёта навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Лётчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых и любимых людей в мире. С миссией мира и дружбы он посетил многие страны мира.

Но в марте 1968г. Юрий Алексеевич Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полёта на самолёте.

Имя Гагарина присвоено родному городу героя Гжатску, улицы Гагарина есть во многих городах мира. Наша школа в городе Грязовец также расположена на улице им. Гагарина.

Память о нем навсегда в истории нашей страны и всего человечества.

Наверняка на всем постсоветском пространстве сегодня нет такого человека, который не знает, кто такой Юрий Гагарин. Первый полет в космос, совершенный человеком в 1961 году, стал знаменательным событием не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Но как же все это происходило - подготовка, процесс полета, и что было после того, как человек наконец-таки впервые смог попасть в космос? И конечно же, немного о том, каким человеком был сам Юрий Гагарин.

Короткая биография

Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 г. в деревне Клушино (ныне Смоленская область), находящейся неподалеку от города Гжатск, который после полета в космос назвали в его честь. Родители Юрия были простыми крестьянами, трудившимися на благо страны, а отец к тому же слыл хорошим мастером плотницкого дела. Раннее детство первого космонавта прошло в родной деревне.

В 1945 г. Гагарины переселились в Гжатск, где Юрий, начиная с 1949 г., учебу в школе совмещал с занятиями в ремесленном училище. В 1951 г. Гагарин поступил в индустриальный техникум, а в 1954 г. отправился в аэроклуб, в котором впервые совершил самостоятельный полет на самолете.

В 1955 г. началась служба Юрия Гагарина в армии, где ему довелось попасть в военно-авиационное училище. Затем он служил в истребительном авиационном полку, где к 1959 г. налетал 265 часов и получил звание старшего лейтенанта. Женился Гагарин в 1957 г. и в браке вырастил двух дочерей.

Подготовка

До того как был совершен первый полет Гагарина в космос, Юрию пришлось записаться в список претендентов в космонавты. Впоследствии ему довелось пройти несколько медкомиссий, прежде чем его признали годным для космических полетов и зачислили в группу кандидатов. В марте 1960 г. Гагарин вместе с семьей выехал на новое место жительства в Москву, где началась его интенсивная подготовка к космическим полетам. Это была не только физическая подготовка, ему также пришлось изучать множество наук из самых различных областей.

Параллельно обучению космонавтов готовился и корабль-спутник «Восток-1», спроектированный Сергеем Королёвым, основоположником практической космонавтики. На нем спустя год Гагарин совершил полет в космос. Юрий увидел его уже летом 1960 г., тогда будущим космонавтам продемонстрировали летательный аппарат. На то время это было довольно сложное устройство, ведь помимо того что корабль должен был совершить полет в космос, его задачей также являлось обеспечить пилоту необходимые условия как в процессе полета, так и по его завершении.

Космический корабль-спутник «Восток-1»

Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос. Сам аппарат выводится многоступенчатой ракетой-носителем, от которой он должен отделиться, достигнув нужной высоты. Корабль состоит из двух частей: кабины, в которой расположены системы обеспечения жизнедеятельности и пульт управления, и второго отсека с тормозным двигателем и прочими приборами.

В кабине находится кресло, в которое встроена катапульта, отделяющая его от корабля. Помимо этого, кресло снабжено запасом провианта и медикаментов, рацией и даже спасательной лодкой на случай вынужденной посадки на воду. Как известно, оболочка корабля, находящегося в плотных слоях атмосферы, нагревается до невероятной температуры, поэтому для этого предусмотрена специальная тепловая защита, а иллюминаторы сделаны из жаропрочного стекла. Можно сказать, что полет Гагарина в космос был подготовлен основательно.

Подбор кандидатуры

Всего кандидатов на первый полет в космос было ровно двадцать человек - они не являлись лучшими асами авиации и отбирались по конкретным характеристикам. Королеву был нужен мужчина возрастом до 30 лет, весом 72 кг и ростом 170 см, обладающий хорошим физическим и психическим здоровьем. Космические полеты - штука довольно серьезная, да и кабина корабля «Восток-1» была сконструирована таким образом, что в ней мог поместиться человек с определенными физическими данными.

Помимо этого, требовалось, чтобы кандидат в первые космонавты был коммунистом, а Гагарин как раз недавно вступил в КПСС. Сергей Королёв очень спешил отправить в космос первого человека, ведь ходили слухи, что американцы намерены сделать то же самое уже 20 апреля 1961 г. Сначала из двадцати кандидатов отобрали шестерых, а окончательное решение было принято на заседании ГК уже практически в последний момент. Итак, полет Юрия Гагарина в космос назначили на 12 апреля, а Герман Титов должен был стать его дублером.

Полет

12 апреля 1961 г. в начале десятого часа утра была дана команда «На старт!», и впервые космический корабль с человеком на борту, движимый ракетой-носителем, отправился с космодрома Байконур в свое относительно короткое путешествие. Во время полета Юрий Гагарин немного поэкспериментировал: он пробовал есть и пить, делать записки карандашом, находясь в состоянии невесомости.

Когда «Восток-1» миновал плотные слои атмосферы, первый космонавт смог увидеть Землю. По его словам, больше всего его впечатлил вид горизонта, только на этот раз его линия отделяла планету от невообразимо черного неба. В целом полет проходил нормально, и во время него не произошло никаких сбоев и непредвиденных обстоятельств. Полет Гагарина в космос длился всего 108 минут, за которые он успел сделать один оборот вокруг нашей планеты.

Возвращение на Землю

В самом конце пути, во время посадки, в тормозной системе что-то пошло не так, поэтому корабль несколько отклонился от запланированного курса. Несмотря на это космонавт совершил успешное приземление. Управляя стропами парашюта, он избежал падения в холодные воды Волги. Вот так закончился полет Юрия Гагарина в космос.

Первыми героя встретили жена местного лесника и ее шестилетняя внучка, которые случайно оказались неподалеку от места его приземления. Затем туда прибыли военные - они доставили первого космонавта в расположение близлежащей части, где он смог связаться с руководством и доложить об успешном выполнении задачи. Вертолет, разыскивавший Гагарина, подобрал его по дороге в город Энгельс и доставил на базу, где ему вручили телеграмму с поздравлением от Советского правительства.

Почести

Изначально не планировалось грандиозных торжеств по случаю прибытия Гагарина в Москву, однако в последний момент планы изменились, и первого космонавта встречали весьма достойно. В столицу Юрий прилетел на самолете Ил-18 в сопровождении эскорта истребителей. Покружив над центром города, над Красной площадью, самолет доставил Гагарина в аэропорт Внуково, где его ожидало множество ликующих людей, журналисты и руководство страны. Затем Юрия провезли по улицам Москвы в открытом ЗИЛ-111В, а люди поздравляли его и дарили цветы. На Красной площади было объявлено о присвоении Гагарину званий «Летчик-космонавт СССР» и «Герой Советского Союза». В дальнейшем он совершил много поездок за границу, и везде его принимали с большой радостью и уважением.

Гагарин в истории

Год полета Гагарина в космос стал началом эпохи освоения человечеством новых, ранее неизведанных просторов. Отныне 12 апреля стало Днем космонавтики, и отмечают этот праздник во всем мире. А наш герой навсегда останется первым человеком, побывавшим в космосе.

Как говорил Юрий Гагарин, первый полет в космос - это не только его личная ответственность, это ответственность перед всеми людьми мира. Впрочем, много добрых слов было сказано этим замечательным человеком. Рассказывая о своих впечатлениях об увиденном во время полета, он призывал хранить нашу планету и приумножать ее красоту.