Болезни Военный билет Призыв

Первое упоминание о роще хетага. Роща Хетага. Легенда о сотворении одного из главных осетинских святилищ. – Только ли это, нет ли также иных обстоятельств

Роща Хетага (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Роща Хетага - это священное для осетинов место, появление которого связано с древней легендой. Она гласит, что отказавшийся принимать ислам кабардинец-христианин Хетаг бежал в Осетию, но у него не было сил, чтобы добраться до леса и скрыться там. И тогда лес сам пришел к беглецу, укрыв его от преследователей.

С тех пор сюда приезжают христиане из всех окрестных городов и сел, чтобы помолиться. Молитвы, прочитанные в роще, считаются особенно сильными. С 1994 г. здесь в июле отмечается праздник Хетага, на который собирается множество осетинов. Он приходится на второе воскресенье месяца.

Сейчас, как и раньше, роща Хетага имеет почти идеально круглую форму, за что ее часто называют «Круглой». Общая площадь реликтового лесного массива - 13 га. Здесь есть молитвенный дом, обустроены специальные места для приношений (традиционно это теплые пироги).

Если смотреть на юг, в верхней части склона горы видна поляна, совпадающая по форме и размерам с рощей. Создается впечатление, что деревья действительно переместились в нужное место в полном объеме.

Деревья в роще выше и ветвистее, чем во всех окрестных лесах. Возможно, это связано с тем, что выносить из леса что-либо, а тем более, ломать ветки - запрещено. Также здесь нельзя разводить огонь, пить спиртное, проливать кровь.

Практическая информация

Адрес: Северная Осетия, Алагирский район, пос. Суадаг. Координаты GPS: 43.057816; 44.301795.










1 из 9

Презентация на тему: Легенда о св. Хетаге

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Осетины – единственный народ на Северном Кавказе (кроме казаков, разве что), сохранивший христианскую веру. Традиции христианства в Осетии весьма своеобразны и уходят своими корнями в далекий 10-й век, когда предки современных осетин, аланы, приняли христианство из Византии. Среди устных преданий осетин есть рассказы о легендарных мучениках и праведниках, о всяческих чудесах, явленых Богом и святыми. Таковой является легенда о праведном Хетаге.

№ слайда 3

Описание слайда:

В давние времена аланы группами поселились в Кабарде и на Кубани. На берегу реки Большой Зеленчук, притока Кубани, жил князь Инал. Было у него три сына: Беслан, Асланбег и Хетаг. Беслан – основатель династии кабардинских князей. У Асланбега детей не было. Когда в Кабарде усилились позиции ислама, когда древняя христианская церковь зеленчукского округа после оползня ушла в озеро, даже тогда Хетаг был верен своему Богу. За это на него обозлились даже родные, не считали его больше за своего. И тогда Хетаг отправился в Осетию. Прознали о том его враги, решили его настигнуть в дороге и убить за то, что не хотел принять их веры. Картина Фидара Фидарова "Святой Хетаг

№ слайда 4

Описание слайда:

Хетаг был на пути в Куртатинское ущелье, когда недалеко от того места, где сейчас селение Суадаг, его догнали враги. Из леса, покрывающего склоны близлежащих гор, услышал Хетаг крик: «Хетаг! В лес! В лес!». И ответил настигаемый врагами Хетаг своему доброжелателю: «Хетаг уже не доберется до леса, но лес доберется до Хетага!» И тут масса леса поднялась со склона горы и перенеслась к месту, где был Хетаг, укрыв его в своей чаще. Преследователи, испуганные такими чудесами, бросились бежать. Так появилась Роща Хетага или Святилище Круглого Леса (Тымбылхъады дзуар). А на склоне горы, откуда поднялся лес, по сей день растет только трава.

№ слайда 5

Описание слайда:

Деревья в Хетаговой роще резко отличаются от деревьев в окрестных лесах – они выше, толще, гуще их листва. Народ как зеницу ока бережет Рощу – по неписанному закону из нее нельзя ничего выносить с собой – даже маленькую веточку, даже листик. Рассказывают, несколько лет назад один ученый, житель г.Ардон, специально вывез из Рощи с собой веточку как вызов тому, что он считал темными предрассудками. Молва утверждает, что не прошло и двух дней, как с ученым стало твориться что-то странное (нарушения нервной системы); он выздоровел лишь после того, как его родные посетили Рощу и попросили прощения у Святого Уастырджи за молитвенной трапезой.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Говорят, молитвы, произнесенные в святой роще Хетага, имеют особую силу. Считается, что Хетага покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное не причинять ей при этом вред. С рощей Хетага связано много традиций и запретов: например, из рощи ничего нельзя выносить. В древности только самые достойные мужчины допускались в рощу для того, чтобы попросить об урожае, излечении болезни и т. п. Мужчины и по сей день от трассы до рощи один километр идут босиком.

№ слайда 8

Описание слайда:

До Великой Отечественной Войны женщинам не позволялось посещать святилище св.Уастырджи в Роще Хетага (по сей день женщины не произносят имя этого святого, заменяя его описательным выражением «покровитель мужчин» или, говоря о конкретно Хетагском Уастырджи, «святой Круглого Леса»). Когда же в тяжелые дни войны мужчины ушли сражаться, и некому было помолиться за них в Роще, осетинки перешагнули через древний запрет, молились под развесистыми деревьями за здоровье своих отцов, мужей, братьев, возлюбленных «покровителю мужчин святилища Круглого леса». «Как когда-то Великий Бог выручил Хетага, пусть так же защищает Он и вас!» – одно из наиболее часто звучащих в Осетии добрых пожеланий.

№ слайда 9

Описание слайда:

Сначала в роще не было построек, потом были выстроены места для жертвоприношений, «трех пирогов». Пироги, принесенные в рощу, должны быть теплыми, так как при их приготовлении добрые намерения пища как будто впитывает в себя, а в теплых пирогах, считается, эти намерения сохраняются. Сначала в рощу приносили только пироги без напитков. Позже в качестве жертвоприношений стало разрешаться приносить молоко и мед. В наши дни роща Хетага не имеет государственного статуса. То есть это не памятник природы или культуры - это общенациональная святыня. На территории Рощи построен кувандон (по-осет. «кувæндон») - молитвенный дом. По праздникам туда разрешено заходить и женщинам.с 1994 года, День Хетага отмечается в Республике Северная Осетия - Алания как республиканский общенародный праздник.

На просторах Северной Осетии есть священное место под названием роща Хетага. Все осетины знают легенду о ней, так как она переходит от отцов к детям вот уже несколько сотен лет. Трудно сказать, насколько правдив этот рассказ, но услышать его должен каждый. Ведь столь дивного чуда уже давно не случалось на православной земле.

Роща Хетага: легенда о человеке непоколебимой веры

Давным-давно близ реки Большой Зеленчук жило племя аланов. Правил ими князь Инал, человек строгий, но справедливый. Было у него три сына: Беслан, Асланбег и Хетаг. Братья с детства соперничали друг с другом, ведь каждый хотел стать настоящим мужчиной в глазах отца. Но даже так они никогда не переходили черту, оставаясь настоящими братьями.

Увы, недолго было спокойствие в этой земле. С соседних земель пришла к ним религия новая - ислам. И быстро народ забыл о православной вере, избрав для себя путь иной. И лишь Хетаг остался верен прежним традициям, не желая признавать другого учения. Более того, он попытался образумить людей своих, но те лишь обозлились на него.

Увидев негодование народа, Инал прогнал сына с земли своей, приказавши больше не появляться перед ним. Что касается братьев, то они поддержали отца и вскоре забыли о существовании Хетага. После этого не смог юноша больше оставаться в родном краю и окончательно решил покинуть его.

Явление чуда Хетагу

Неспокойно было на сердце врагов его, и решили они убить самоотверженного христианина, дабы восславить Аллаха. Быстро догнали они Хетага, так как тот не подозревал о приближающейся угрозе. Но не так просто было остановить юного воина, особенно на верном коне.

Увидев превосходящих в силе врагов, Хетаг помчался к ближайшему лесу. Только там он смог бы совладать с ними, нападая на них поодиночке. Увы, далеко были еще деревья, а всадники уже подходили к нему вплотную. Еще немного - и он был бы окружен, и тогда даже мастерство воина не спасло бы его.

И тут из леса послышался голос: «Сюда, Хетаг, скорее иди сюда!». Юноша не видел, кто звал его, но почуял силу дивную в голосе том. Крикнул тогда Хетаг что есть мочи: «Коль не успею я к лесу, тогда пускай он сам придет ко мне!» Послушался его лес, и в один миг окружила роща Хетага непроходимой стеной из деревьев. Испугались враги чуда дивного, развернулись и убежали прочь.

Таинственный спаситель

Огляделся юноша по сторонам, понял, что нет больше погони, и начал искать своего спасителя. И тут взору его явился великий Уастырджи (более известный как святой Георгий), весь облаченный в яркий поток света. И молвил он тихим голосом: «Твое спасение - это награда за веру твою, так что помни об этом и продолжай нести слово Божье в народ».

Еще год прожил Хетаг в лесу, дабы постичь великую истину. Затем собрал вещи свои и отправился в деревню Нар. С годами юноша еще больше окреп и стал мужем достойным, и привел на свет потомство великое, известное как род Хетагуровых.

Память о великом герое

История рощи Хетага стала символом истинной веры осетинского народа. Именно поэтому ее издавна принято передавать от отца к сыну, дабы память о великом герое жила вечно. К тому же роща Хетага стала местом для паломничества, куда съезжаются верующие со всей Осетии.

Люди верят в то, что св. Уастырджи даже сегодня оберегает покой в этом лесу. Поэтому все паломники чтят те обычаи и законы, что хранит роща Хетага. Легенда гласит, что главным правилом является целостность всего массива. То есть в лесу нельзя ничего ломать, а уж тем более выносить за его пределы: будь то сухая ветка или маленький желудь.

Также долгое время роща Хетага была закрыта для женщин. Однако во время Второй мировой войны опечаленные жены пришли сюда, дабы просить святого Георгия о защите. С тех пор закон смягчился к ним. Теперь они могут приходить сюда во время праздников, дабы отблагодарить Уастырджи за его покровительство.

Что же представляет собой Роща Хетага в действительности?

Даже без легенд это место отличается особым шармом, присущим только ему. Больше всего удивляет то, что роща имеет практически идеальную круглую форму. Глядя на нее, невольно начинаешь верить в то, что она, и правда, появилась благодаря божественному влиянию.

Также не может не восхищать и то, как изменилась под влиянием времени роща Хетага. Северная Осетия сделала все возможное, дабы преобразить свою святыню, не нарушая ее покоя. Так, вековые ясени и буки гармонично сочетаются с каменными столами для священных трапез, а небольшие скамейки, расставленные вдоль тропинок, только украшают местный пейзаж.

И хотя территория рощи не входит в число заповедных зон Северной Осетии, люди со всем почтением относятся к ней. Здесь нет места браконьерству, вандализму и прочему бесчинству, что только подтверждает то, насколько духовным может быть осетинский народ.

В Осетии отметили День святого Хетага

Источник: religio.ru

В Осетии накануне отмечался день святого Хетага. Симбиоз язычества и христианской традиции, этот праздник в настоящее время является предметом ожесточенных споров в республике, сообщает сегодня "Благовест-инфо" со ссылкой на информационно-аналитическое агентство "Маркетинг и консалтинг" .

Каждый год роща Святого Хетага - зеленый островок посреди открытого поля, на один день перестает быть тихим, уединенным местечком. В первое воскресенье июля тысячи паломников со всей Северной Осетии (в последние годы многие из ник приезжают и из Южной Осетии) стекаются в расположившуюся на берегу реки Ардон рощу, чтобы отдать дань древней традиции.

Первые паломники появляются здесь уже в 6 часов утра. От североосетинской столицы Владикавказа до рощи примерно полчаса езды на автомобиле, и скоро на дороге скапливается такое множество машин, что проехать туда становится возможным только по проселочной дороге, через кукурузные поля.

Первым делом верующие направляются к небольшой, увенчанной куполом, часовне посреди рощи. У каждого в руках три пирога треугольной формы с положенными поверх них тремя бараньими ребрами, и домашнее пиво.

Помолившись у импровизированного алтаря, они бросают пожертвования в тут же установленный металлический короб и ставят свечи.

Потом накрывают на стол - под открытым небом или в специально предназначенных для этих пиршеств длинных кирпичных ангарах.

День Святого Хетага отмечается с давних времен. В восьмидесятые годы прошлого века советские власти пытались мешать совершению празднества: вокруг рощи выстраивались кордоны милиции, не пропускавшие паломников внутрь. Затем предпринимались попытки сделать этот день народным светским праздником, лишенным религиозного содержания. С этой целью в роще устраивались представления музыкальных и танцевальных ансамблей, проводились спортивные соревнования.

После развала Советского Союза в 1991 году этот день вернул себе значение религиозного праздника.

"У осетинского народа в те годы появилась потребность в традиционной религии. В Южной и Северной Осетии происходили события, угрожающие осетинскому народу. Поэтому осетины попытались возродить национальную религию. Была потребность в святыне. Выбор пал на рощу Хетага, потому что она находится посередине Осетии", - рассказывает религиовед Тимур Дзеранов.

Праздник Святого Хетага сочетает в себе элементы разных религий.

"Традиционная осетинская религия сохранилась лишь отчасти. Единой целостной схемы не существует. Здесь и христианство не победило, и языческое влияние не стало полным", - поясняет ученый.

В отличие от других северокавказских республик, где сильны мусульманские традиции, Северная Осетия имеет многочисленное христианское население, хотя здесь также присутствует ислам . В то же самое время в республике подспудно сохраняются некоторые языческие обычаи.

"Религиозная ситуация в Осетии - это укрепление и Православной церкви, и мусульманской общины. Сегодня мечеть полна народу. Многие осетины вспоминают о своих мусульманских корнях. Параллельно развиваются и другие общины - протестанты, баптисты, пятидесятники, Свидетели Иеговы ", - отмечает Тимур Дзеранов. - Предпринимаются большие усилия для возрождения самостоятельной осетинской традиционной религии. Но у меня создалось такое впечатление, что организация христианской и мусульманской общин происходит более последовательно, тогда как в осетинской религии не сложилось единства".

Легенда гласит, что Хетаг был сыном исповедовавшего ислам кабардинского князя. Приняв христианство, он был вынужден обратиться в бегство, спасаясь от людей, пытавшихся силой вернуть его в ислам. Преследователи настигли Хетага в Осетии и попытались убить его. Хетаг стал молиться о помощи, и на открытое поле, где он находился, со склона горы перенеслась часть леса, спрятав его от врагов, которые, узрев это чудо, бежали.

Послушник Свято-Успенского мужского монастыря Сергий говорит, что этот праздник в его сегодняшней форме имеет мало отношения к христианству.

"Это место святое как свидетельство Божьего заступничества, - говорит он. - В христианской традиции принято чтить такие места, и на многих таких местах часто строились храмы. Но другое дело, как почитать святое место. До революции в роще стояла часовня святого Георгия Победоносца. В том, как это делается сейчас, христианского осталось мало".

В отличие от православных священников, которые терпимо относятся к празднику святого Хетага, мусульмане находят его абсолютно неприемлемым. Так, муфтий Северной Осетии Мурат Тавказахов осуждает "глупых политиков", позволяющих народу отмечать этот день.

"Мы осуждаем язычество. И глубоко жалеем язычников, тех, кто выдумывает других богов, помимо Всевышнего. Нам отвратителен День святого Хетага, этот языческий праздник! Как дерево, которое не может себя защитить, сможет защитить мою семью? Так зачем же молиться дереву? У Всевышнего нет посредников", - сказал муфтий, имея в виду обычаи, которые уходят корнями в языческие верования осетин, существовавшие еще до возникновения культа святого Хетага, до появления здесь христианства и ислама.

Между тем даже сторонники возрождения исконных осетинских традиций сетуют по поводу того, как отмечается праздник Святого Хетага. В частности, их недовольство вызывает то, что празднующие злоупотребляют спиртными напитками.

Возмущение поведением посетителей рощи выражает преподаватель Североосетинского государственного университета Залина Хаблиева.

"Считается, что святой Хетаг покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное не причинять при этом вред святому месту. Но люди, приносящие с собой еду, не убирают ее за собой, превращая святилище в свалку. В святых местах нельзя распивать крепкие алкогольные напитки. Но этого правила сейчас мало кто придерживается. Мне не нравится, что там устраивают концерты: приезжают ансамбли, и захмелевшая публика тоже пускается в пляс".

Общественное движение "Стыр Ныхас" из года в год призывает не распивать в роще напитков более крепких, чем пиво. В этом году люди, наконец, вняли увещеваниям старейшин быть сдержанными в употреблении спиртного и не мусорить в роще. Однако музыка и танцы все же имели место.

Старейшины не хотели начинать празднества до приезда в рощу руководства республики, чем навлекли на себя критику.

"Некоторые люди прибыли в рощу рано утром. Они помолились, отпраздновали и уехали обратно. Они не ждали разрешения руководства. Это не тот праздник, который руководство должно открывать и закрывать", - возмущался один из празднующих Михаил Сиукаев.

Общенародный праздник святого Хетага — особо почитаемый у осетин праздник.Отмечается во второе воскресенье июля. Главное место торжества — роща Хетага, расположенная в Алагирском районе, в 30 километрах от Владикавказа. Со всех уголков республики съедутся туда десятки тысяч человек, чтобы попросить счастья, мира и благополучия. Согласно легенде, Хетаг был христианином, сыном кабардинского князя, отказавшимся принимать ислам. Родные обозлились на него за это, и тогда он решил скрыться в Осетии.

По пути в Куртатинское ущелье, у современного селения Суадаг, Хетага стали настигать преследователи. Тогда из леса Хетаг услышал зов: «Хетаг! В лес! В лес!». Но домчаться до леса беглец уже не успел бы. И тогда Хетаг произнес: «Пусть лес придет к Хетагу».Масса леса окружила Хетага. Преследователи повернули обратно, так как не смогли найти Хетага. Он прожил в роще около года, после чего перебрался в горное селение Нар, где дал начало известному роду Хетагуровых (осет. Хетæгкатæ).

Теперь, это - святое место. Молиться Всевышнему о помощи сюда приезжают люди со всех уголков Северной Осетии. Говорят, молитвы, произнесённые в святой Роще Хетага- Хетадже Къох, имеют особую силу. Считается, что Хетаг покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное не причинять ей при этом вред.

С этой рощей связано много запретов. Один из главных из них — из рощи ничего нельзя выносить. До сороковых годов прошлого столетия доступ в нее имели только мужчины. Но в годы Великой Отечественной войны туда стали приходить женщины и молиться за воюющих сыновей, братьев и мужей.
В 1994 году день Хетага приобрел статус республиканского общенародного праздника. Его отмечают не только осетины, но и многие представители других национальностей, придерживающиеся православной веры 
Мужчины и по сей день от трассы до рощи (1 км) ходят босиком.

Сначала в роще не было построек, потом были выстроены места для «трёх пирогов». Пироги, принесённые в рощу, должны быть тёплыми, так как при их приготовлении добрые намерения пища как будто впитывает в себя, а в тёплых пирогах, считается, эти намерения сохраняются. Сначала в рощу приносились только пироги без напитков. Позже стало разрешаться приносить молоко и мёд.

В наши дни Роща Хетага не имеет государственного статуса. То есть это не памятник природы или культуры - это общенациональная святыня. На территории Рощи построен кувандон (осет. кувæндон) - молитвенный дом.