Болезни Военный билет Призыв

Первая психологическая лаборатория была основана. Психологические лаборатории (psychological laboratories). Главным телесным органом в Китае считали…

Вильгельм. Вундт (1832-1920), бесспорно, основателем современной психологии и в частности отцом экспериментальной психологии

Родился ученый в городке. Некарау в. Германии в дружной семье лютеранского пастора. Старший брат. Вундта учился далеко от дома в закрытой школе, поэтому. Вундт мог наслаждаться положением единой де заборы. Воспоминания о детстве однако не были полностью безоблачными и лишенными травматических переживаний. Вундт вспоминал, что однажды получил от отца пощечину за то, что не заметил своего учителя. Май щем психолог чувствовал себя одиноким и стать знаменитым писателемиком.

В детстве с. Вундтом произошла примечательное событие. Во втором классе его воспитателем был молодой священник, родителей помощник. Когда его перевели в другой приход, мальчик настолько переживал, что родители были с вынуждены разрешить ему поехать со своим наставником. В его доме. Вундт прожил до 13 рокиків.

Семья. Вундта была достаточно образованным, его родственники прославились в различных областях деятельности. Парень довольно рано начал разочаровывать своих родителей, он значительно отставал от сверстников, часто проваливал е экзамены. Впоследствии начал учиться лучше и в 19 лет смог поступить в университет, где в то же время учились. Иоганнес. Мюллер и. Дюбуа-Раймоон.

Ученый получил медицинское образование в четырех немецких университетах, в частности, в знаменитых. Тюбингене и. Берлине, однако практической медициной не занимался никогда. Научную деятельность. Вундт начал в. Гейдельбе ерзькому университете, где получил докторские степени по философии и медицины, а в 1858 г стал ассистентом профессора. Г. Гельмгольца и был привлечен к исследованию проблем различных естественных наук, интересоваться выли этого удивительного вченогого.

В 1864 г он получает должность адъюнкт-профессора и работает в. Гейдельберге еще 10 лет. В 1867 г. Вундт читает в университете первый на то время курс лекций по физиологической психологии

Вундт работал продуктивно. Первые его научные работы были посвящены физиологии человека. В 1863 г вышла в свет книга"Лекции о душе человека и животных", которая неоднократно переиздавалась еще при жизни. Вундта а. Она посвящена вопросам психофизики и главным образом проблеме определения времени реакции, ученый описывает свои эксперименты, проведенные в домашней плохо оборудованной лаборатории. В своих работах. Вундт впервые е высказывает мнение о необходимости создания экспериментальной психологии и ставит вопрос о разработке ее методетодів.

В 1874 г. Вундт получил приглашение преподавать логику в. Цюрихском университете (Швейцария), однако уже через год вернулся в. Германию, и в дальнейшем его научная деятельность полностью связана с. Лейп пцизьким университетом. Понаад

40 лет он преподавал в этом заведении философию и даже занимал должность ректора

В 1879 г. Вундт на собственные средства создает свою знаменитую первую в мире психологическую лабораторию, которая впоследствии превращается в. Институт экспериментальной психологии, прообраз современных исследовательских инстит ституциюй.

Лаборатория сначала сплотила всех желающих изучать философию и психологию в немецких университетах, а вскоре стала центром для выпускников американских и английских университетов, которые заинтересовали лись изучением психологии. Лаборатория. Вундта стала именно тем образцом, по которому создавались подобные заведения в других университетах миру.

Некоторое время шла дискуссия, кто же -. Вундт или. Джеймс был основателем первой психологической лаборатории. Ведь в 1875 г в. Гарварде у. Уильяма. Джеймса уже был маленький кабинет, где был расположен где емонстрацийне оборудования. Если считать, что лаборатория - это помещение, где хранится принадлежности, то все равно первенство остается за. Вильгельмом. Вундтом, поскольку еще в 1865 г у него в. Гейдельберге уже был маленький кабинет для хранения физиологической и психофизической аппаратуры. Стэнли. Холл также утверждал, что первой психологической лабораторией в мире была создана им в 1881 г лаборатория в. Унив рситети. Джона. Хопкинса. Все же круг учредителей весьма небольшое, и проблема определения первенства не представляется сложнокладною.

Еще до создания лаборатории. Вундт написал в 1873 г книгу"Основы психофизиологической психологии", в которой обосновывал значение психологического исследования. Эта работа по-настоящему заложила основы экспериментальной иментальнои психологии как отдельной науки с определенным кругом проблем и методами исследования. Она выдержала шесть изданий, постоянно дополнялась результатами экспериментальных исследований. Психофизиологич на психологию. Вундт понимал как изучение психофизического процесса, т.е. органической реакции, опосредованная как физиологически, так и психологически, и служит адаптированности организма. При воздействии раздражителей в органах чувств возникает процесс возбуждения, которое по сенсорным нервным путям достигает низших и высших мозговых центров, а оттуда передается мышцам. Этот процесс сопровождается внутренним психическим процесс ом, о котором можно получить информацию через интроспекципекцію.

В своей лаборатории. Вундт открыл процесс экспериментальных психологических исследований по общей схеме. Испытуемым презентовали контролируемые стимулы, после чего они сообщали о своем психическом ни процессы, сопровождающие восприятие. Участниками экспериментов были взрослые люди, которых. Вундт специально готуваав.

В основе таких исследований лежали определенные теоретические представления о психических процессах и интроспекции. Психическое опыт человека является комбинацией трех элементов: ощущений, образов и чувств. Ощущение - это первым инни элементы психического опыта, существенные его формы, которые являются воплощением непосредственной связи между возбуждением коры головного мозга и чувственными переживаниями. Согласно их модальности ощущения м ожна классифицировать на зрительные, слуховые, а также по таким параметрам, как интенсивность и продолжительностьсть.

Образы принципиально не отличаются от ощущений и соответствуют локальным возбуждением коры. Чувство содержат все качества опыта, полученного не из органов чувств и не из воспоминаний о чувственные переживания

Подход. Вундта получил название структуралистского. Ученый предполагал, что в психической жизни разворачиваются кумулятивные процессы: ощущения объединяются и формируют более сложные состояния (определенные качества чувств), чувства, соединяясь, тоже могут образовывать временные структуры соответствии с этим, эмоции - это характерные последовательности чувств с временной структурой. Воля тоже является временным актом, однако она су проводжуеться мыслямами.

Вундт считал, что психологи имеют дело с такими видами опыта субъекта: опосредованный опыт, дает нам знание или информацию, которые не содержатся в непосредственном переживании; непосредственный опыт д визуального восприятия, который не зависит от предыдущего опыта субъекта (защищен от интерпретаций, ученый рассматривал его как наиболее важный). Вундт считал, что работать над разработкой сист еми периодической таблицы мышлениемя.

По мнению ученого, психология должна была стать наукой об опыте сознания. Метод интроспекции предусматривает наблюдение за собственным сознанием, и если человек хочет изучать себя, он должен научиться проводить такие наблюдения за своим собственным мышлением и сознанием. Вундт использовал для исследования психических процессов те методы, которые сформировались на тот момент в физиологии. Фактически, как мы уже знаем, метод интроспекции использовал. Фехнер: он применял раздражители и спрашивал исследуемых об их ощущенияхття.

Вундт для проведения экспериментальных исследований разработал следующие правила:

1) наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;

2) наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;

3) эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей

Вундт проводил сеансы качественной интроспекции, во время которых необходимо было описывать свой внутренний опыт. Однако чаще он пытался побудить участников эксперимента использовать интроспекции, когда дос слиджував их представления о величине, интенсивность и диапазон различных физических раздражителей. Исследуемые должны были вести за собой наблюдение и описывать восприятия различных раздражителейів.

В большинстве своих исследований. Вундт пытался провести объективные измерения, например, определение времени реакции. Вундт стремился сделать выводы о процессах сознания на основе объективных оценок

В процессе самонаблюдения. Вундт разработал трехмерную теорию чувств: удовольствие - неудовольствие, напряжение - расслабление, подъем - спад. Каждое чувство является комбинацией этих параметров. Проводя к ослидження с метрономом,. Вундт заметил, что определенные ритмические композиции является для него приятными, а другие - нет. Ученый определил, что приятное удовольствие просыпался одновременно с физическими ощущениями, которые возникают ли при восприятии ударов. Также. Вундт заметил, что ожидания следующего удара метронома сопровождается возникновением определенного напряжения, а когда удар прозвучит, - возникает расслабление, когда ритм ударов растет, он переживает нарастания возбуждения, и успокаивается, когда ритм замедляетсяться.

Таким образом ученый, изменяя раздражители и занимаясь самонаблюдением, исследовал свой непосредственный опыт и определил, что чувство характеризуются измерениями, как удовлетворение недовольство, н напряжения расслабления, подъем спад (затухание). Поэтому любое чувство находится в определенном диапазоне внутри определенного трехмерного пространства. Трехмерная теория чувств способствовала экспериментальным опыт изображением, однако со временем стало понятно, что она имеет значение для понимания психических процессеів.

Вундт также обращался к понятию стерцепции для того, чтобы объяснить, как один из элементов сознания возникает единый опыт. Этот термин ввел в научный оборот. Г. В. Лейбниц, который понимал апперцепция как осознанное е восприятия. Философы. И. Кант и. И. Ф. Гербарт определяли апперцепция как ассимиляцию и интерпретацию новых впечатлений. Вундт предоставил новые оттенки этому понятию. Он утверждал, что апперцепция - это активный. Мысли енневий процесс, с помощью которого происходит отбор, структурирование и осознание внутренних переживаний; наше сознание - это набор элементов ощущений и чувств, она действует творчески и творит с электронной ементив целое. Организация базовых элементов в единое целое обеспечивается процессам творческого синтеза, из комбинации элементов возникает новое качество, а характеристики любого психического процесса не определяется ются теми характеристиками, которые его образуют. Синтез элементов опыта приводит к образованию нового. В дальнейшем гештальтпсихологии в своих манифестах 1912 г заявили: целое не сводится к сумме время тыо суми частин.

В основном, хотя. Вундт провел работу по систематизации и определения психологических проблем, в его лаборатории изучали психологию и физиологию зрения и слуха. Проводились экспериментальные исследования ч времени реакции, поскольку ученый намеревался показать три этапа реакции человека на раздражители (восприятие, апперцепция и волю), последовательно воплощаются в моторные акти.

Вундт также изучал ассоциации: разработал метод единого предъявления словесного раздражителя в зрительной и слуховой форме и измерял время реакции между словом-раздражителем и ответом на него. При этом асоц циации он рассматривал как внутренние (когда смысл слова-ответа идентичен похож со словом-раздражителем) и внешние (когда между словом-раздражителем и словом-от-паводком оказываются случайные или поверх е связи). Вундт отмечал, что аперцептивни структуры являются образованиями высшего порядка по сравнению с автоматическими ассоциациями, поскольку в аперцентивних процессах участвует сознание, они являются"высшим классом ментальной функцииї".

Психологический закон, сформулированный. Вундтом - это закон творческого синтеза, который отвечает за осознанное (аперцептивне восприятия), что противопоставлялось ассоциативном перцептивного восприятию

В 1874 г. Вундт публикует свою разведку"Принципы психофизиологической психологии", а. Ф. Брентано труд"Психология с эмпирической точки зрения", в которой вступает в спор с. Вундтом

В 1881 г. Вундт начал издание журнала"Философские студии", который в 1906 г был переименован в"Психологические студии"

Лаборатория. Вундта стала центром для всех психологов мира. Сегодня в каждом университете действуют кафедры психологии, лаборатории, однако лаборатория. Вундта свое время вызвала неслыханный интерес ее от двидалы много студентов и молодых людей, которых привлекала новая наука. Впоследствии они сделали серьезный вклад в развитие психологии (в частности,. Стэнли. Холл,. Джеймс. Кеттел,. Эдвард. Титченер). Лаборатория. Ву ндта стала образцом для создания ячеек развития экспериментальной психологии в. Америке,. России,. Японии,. Италиалії.

В университетах. Германии вскоре стали возникать новые лаборатории. Ученые, которые развернули в них свои исследования, не разделяли полностью взгляды. Вундта, однако тоже стремились развивать психологию. Германий на конец XIX - начале XX в оставалась центром мировой психологиигії.

Большую популярность имели лекции. Вундта. На каждую из них в аудитории собиралось более 600 студентов. Е. Титченер так описал свое первое посещение лекции. Вундта:

"Вошел работник, распахнул дверь, и вошел. Вундт. Конечно, во всем черном, от ботинок до галстука, узкоплечий, худой, немного сутулится, он производит впечатление высокого человека, однако на рост т ему не больше 5 футов 9 дюймов. Он прогремел - по-другому и не скажешь - по боковому проходу: тук-тук - будто его подошвы были сделаны из дерева. Мне показалось, что в этом гриманни есть что-то недостойное, в днако кроме меня, кажется, на это никто не обратил вниманияаги.

Когда он прошел на кафедру, я мог его хорошо разглядеть. У него довольно густая шевелюра, только макушку скрывают аккуратно подняты со стороны пряди

На возвышении стоит длинный стол, наверное для демонстрации экспериментов, на нем переносная книжная полка. Вундт сделал пару чопорных движений - задумчиво поднес ко лбу указательный палец, выбрал мел а потом стал лицом к аудитории, опираясь на книжную полку. Такая поза усиливает впечатление, что это человек высокого возрту.

начал говорить тихим голосом, как бы извиняясь, однако уже после первых двух предложений в помещении воцарилась полная тишина, в которой раздавался только уверенный голос лектора - он прочитал лекцию на одном дых. Ханне. У него оказался густой баритон, не очень выразительный, порой будто лающий: однако слушать его было легко, в голосе чувствовалась убедительность, иногда даже пламенность, однако скорее напус. КНА для поддержания интереса слушателей. Ни в какие бумаги. Вундт не заглядывал; насколько я мог судить,. Вундт вообще не опускал взгляд, разве что раз ресниц посмотрел на полку, когда перебирал бумаги, там лежал и. Руки. Вундта ни минуты не лежали спокойно: локти были неподвижны, а плечи и кисти все время двигались, будто волны эти движения завораживали и каким-то таинственным образом иллюстрировали его речь. Он завершил лекцию в точно назначенное время и, все так же сутулясь, прогремел ботинками к выходу. И если бы не этот противный шум, я бы остался в полном восторгему захопленні".

О личной жизни. Вундта известно мало. Из опубликованных материалов можно составить впечатление, что в быту он был достаточно скромным и непритязательным человеком. Не так давно найдены дневники его жены. Софи свидетельствуют, что он вел упорядоченная жизнь: утром работал над своими рукописями, знакомился с публикациями, редактировал журнал; полдень шел в университет, где работал в лаборатории, однако дов го там не задерживался. Он воодушевлял своих последователей и учеников к экспериментальным исследованиям, однако не углублялся в экспериментальную работу. Американский исследователь. Дж.. Кеттел отмечал, что"не ввиду свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, сам он не был создан для работы в лаборатории"Во второй половине дня. Вундт совершал прогулку, в 16-часов он читал лекцию. Фин. Ансова положение. Вундта и его семьи было довольно приличным, в его доме была прислуга и происходили светские приемы вечерам в семье. Вундта любили поговорить, слушали музыку, вели дискуссии о правах рабочих и студентетудентів.

Исследователь много времени посвящал изучению философии, искусства, языка, пытался понять социально-психологические явления, антропологию и историю. Он охватил своим вниманием процессы гипноза, спиритуализма, психологию животн.

Вундт работал ученый в последний день успел завершить книгу воспоминаний

Общий объем научного наследия. Вундта поражает. За период своей научной работы (с 1853 по 1920 гг) он написал более 54 тысяч страниц. Американский ученый. Боринг, изучавший историю психологии, пи идрахував, что он писал по 2,2 страницы ежедневно, или каждые две минуты - по слову. Так в своеобразной форме воплотилась детская мечта. Вундта стать знаменитым писателем. Вундт, как свидетельствуют его биографы, мин ювався по поводу того, что его как ученого могут"не понять или понять неправильнольно".

выдающимся произведением стала его работа в 10-ти томах"Психология народов", изданная в 1900-1920 гг. В ней ученый определил две линии развития психологии - экспериментальную и социальную. Вундт считал, что эк кспериментальному изучению подлежат простые психические процессы (ощущения, восприятия), а не процессы высшего порядка (память, способность к обучению, овладению языком). Хотя он был основателем ветеринарная ентальнои психологии, однако рассматривал эксперимент лишь как способ улучшить интроспекции, не видел за ним будущего и считал, что использование эксперимента в психологии иметь ограниченное значение. С раз витком экспериментальной психологии эту мысль ученого было опровергнуто: высшие познавательные процессы начали исследовать экспериментальными методамдами.

При жизни заслуги. Вундта признавались научным обществом, его избирали членом многих европейских академий, в частности. Петербурзьськои академии наук в 1902 г. Вундта считают кабинетным ученым, однако у его трудах поднимались важные вопросы не только академического характера, в частности, в 1915 г он опубликовал книгу, которая была посвящена анализу причин. Первой мировой войнни.

Вундт имел определенные сомнения относительно экспериментального метода. Он считал, что такие феномены, как речь, мышление, воля находятся за пределами его досягаемости, однако чрезвычайно способствовал утверждению эмпиризма в пси ихологии. Вундт видел психологию как науку, изучал феномены сознания интроспективными и экспериментальными методами. Содержание произведений. Вундта ныне известный лишь специалистам, которые в последнее время вновь заинтересованным ились его научным наследием, однако он относится к тем психологов, о которых знают все, кто прослушал хотя бы один из университетских курсов по психологии. Вундт ставил вопрос о фундаментальных"зако ни психологической причинности", он стремился определить и объяснить закономерности психических явлений и показать необходимость психологии как отдельной науки. Вундт приобщился к возникновения психологии в ис. Торические момент: он упорядочил работу предшественников и предоставил сил последователяникам.

Исследовательская программа, которую сформулировал. Вундт для себя лично и для своих учеников, определялась теми взглядами, которые он разделял. Прежде всего он считал, что психология должна вести исследования в тех вопросах х, где уже есть эмпирические результаты. Вундт сам не обращался к исследованию новых проблеем.

В лаборатории. Вундта изучались психологические и физиологические проблемы зрения, слуха, тактильные ощущения, психофизика цвета, периферическое зрение, цветовой контраст, оптические иллюзии, восприятие объема, обр раза последействия, чувство времени, восприятия различных оттенков времени. Особое внимание уделялось экспериментам, направленным на исследования времени реакции. Эту тему разрабатывали также предшественники. Вундта. Г фон. Гельмгол ьц и. Ф. К. Дондерандерс.

Вундт стремился убедить, что в реакции на раздражитель проявляются три этапа: восприятие, апперцепция, проявления воли. Он стремился установить стандартные значения времени для человеческой мысли, анализируя, какое время нужен для различных психических процессов (познания, умение различать, желание). Сам замысел с современных позиций представляется бесперспективным, поскольку понятно, что такие процессы имеют индивидуальные отлично ости. А стремление. Вундта побудить испытуемых к тому, чтобы различить каждый из трех этапов реакции, не дали результатату.

в. Лейпцигской лаборатории проводились исследования внимания, продолжительности и устойчивости внимания. Внимание. Вундт рассматривал как яркое восприятие небольшого, однако целостного фрагмента сознания в определенный момент времени

Стремясь развить свою теорию трехмерности чувств,. Вундт использовал тоже достаточно конструктивный экспериментальный прием - попарное сравнение: испытуемым давали задание сравнить раздражители с то очки зрения тех чувств, которые эти раздражители у них вызывают. В отдельных экспериментах исследовалось, как физические показатели (частота пульса, скорость дыхания) связаны с соответствующими эмоциональными состояниями.

В лаборатории также исследовали вербальные ассоциации: участников просили дать ответ одним словом на слово-раздражитель. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в проце. ЭСИ исследования реакций на раздражительи.

Ученый интересовался вопросами детской психологии и зоопсихологи, однако соответствующие исследования не проводил, поскольку понимал, что не сможет обеспечить контроль за чистотой эксперимента

Он писал:"Я всегда старался способствовать тому, чтобы психология заняла самостоятельное место как эмпирическая наука вне философией и чтобы при этом не потеряла помощь со стороны естественных методики, поскольку остальное ния к ней может использоваться, однако не менее я старался обычно и того, чтобы результаты, достигнутые подобным путем психологией, в свою очередь использовались философией.

Вундт создал новую психологию и оторвал ее от старой спекулятивной науки. Он показал тогдашним исследователям, что психология должна быть наукой, признает факты, что для проведения психологических иссл ень не нужно вести дискуссии о бессмертии души и ее связь с тленным телом.

Поэтому. Вундт развил новую сферу научной деятельности, создал лабораторию, проводил в ней исследования и публиковал в своем журнале полученные результаты. По примеру. Вундта другие исследователи пошли его дорогой, создали подобные лаборатории и достигли значительных результатов. Роль. Вундта как основоположника современной психологии является неоспоримым, он занимает особое, уникальное место в развитии современной науки. Для того, чтобы вывести психологию на путь современной науки,. Вундт проявил научный талант, самоотверженность и мужество настоящего вченогого.

Деятельность. Вундта была признанной, однако общая картина психологических исследований еще долгое время оставалась неизменной. У. Вундта были также и противники, поэтому психология не сразу заняла подобающее место в университетах как отдельная наука. Даже в. Германии в 1941 г ее рассматривали как раздел философии. Однако постепенно психология получила признание, особенно активно (создание факультетов, подготовка и привлечет ния специалистов) эта наука развивалась в. СШ. США.

Научная программа. Вундта не было также реализовано последовательно, поскольку в результате. Первой мировой войны немецкие университеты потеряли финансовую поддержку. Во времена. Второй мировой войны произошло трагическое на событие: во время бомбардировки. Лейпциге британской и американской авиацией, лабораторию. Вундта, в которой он учил первых психологов вести свои исследования, было уничтожениео.

Вундт, бесспорно, является выдающимся психологом, его слава как личности и основателя психологического экспериментирования не угасла. Большинство первых психологов. Америки училась у. Вундта в его лаборатории. Ученики и последователи усваивали не только взгляды. Вундта, но и его манеру вести себя как непререкаемый авторитет, деспотические манеры немецких профессоров, приемы чтения лекций и даже внешний вид. Психол оги и сегодня любят так вести себя и носить бородыоду.

10. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова – А. А. Токарский. Психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе) была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге.

Во второй половине XIX в. в отечественную психологию был введен эксперимент. Первые отечественные работы по психологической диагностике выполнялись в первые десятилетия XX в.

Одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию была выполнена Г. И. Россолимо в 1909 г. в Московском университете. Он создал методику индивидуального психологического профиля, которая сводилась к определению 11 психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе. А. Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров.

Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.

Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Это было объяснение свойств личности нейроди-намикой корковых процессов. Научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Но работы в этом направлении были им не закончены, помешала кончина исследователя (1917).

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Описание экспериментальной методики «При создании этой установки мы рассчитывали получить следующие характеристики…» (Такие характеристики получились случайно, когда нам удалось наконец заставить установку начать работать.)«Поставленной цели мы добились…» (С

Из книги Мужчины и как вить из них веревки автора Антонова Ирина

Первые шаги, первые опасности Будь уверена, как только у вас начнется еще даже не роман, а только весьма трепетная прелюдия к нему, сразу же найдутся «добрые люди», которым ваши отношения – кость в горле. Да и помимо этого роман с коллегой таит в себе множество опасностей, о

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

9. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева Особенностью развития психологии в последней четверти XIX в. было внесение в нее экспериментальных методов исследования. Обычно в

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

44 РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ Отношение традиционной психологии к прикладной до сих пор остается таким же, как к полуточной науке. Но нет никакого сомнения в том, что главная роль в формировании науки на данный период относится к

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Истоки экспериментальной психологии Впервые экспериментальные методы изучения мышления, которое, собственно, и является предметом исследования в психологии, применили четверо ученых: Герман фон Гельмгольц, Эрнст Вебер, Густав Теодор Фехнер и Вильгельм Вундт. Все они

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

1.2. Изучение психологии народов в Германии и России Развитие целого ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания привело в середине XIX века к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Общепризнанно, что это произошло в Германии, в которой в тот

Из книги Самопознание и Субъективная психология автора Шевцов Александр Александрович

3.1. Первые эмпирические исследования в общей психологии Первые серьезные сравнительно-культурные исследования в психологии, точнее в общей психологии, которая к этому времени получила значительное развитие, датируются самым концом XIX века. Основателем

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

«Классификация феноменов установки в экспериментальной психологии» Джеймса Гибсона В психологии понятие «вероятностное прогнозирование» появилось относительно недавно. Оно и молодое и старое. Ему немногим больше десяти лет, если ориентироваться на первое

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Оформление психологии как экспериментальной науки Переход от знания к науке, который для ряда областей должен быть отнесен к XVIII в., а для некоторых (как-то механика) еще к XVII в., в психологии совершается к середине XIX в. Лишь к этому времени многообразные психологические

Формирование экспериментально-психологического подхода

История развития русской клинической психодиагностики

В настоящее время

Развитие клинической психодиагностики за рубежом

Формирование когнитивного и психосемантического подхода

В 1970-е годы большое внимание стало уделяться исследованиям личности с точки зрения когнитивной психологии и психосемантики.

Благодаря работам Дж. Келли , создавшего теорию индивидуальных конструктов, начали бы­стро развиваться психосемантические методы исследования личности. Среди базовых методик, определивших развитие данных подходов следует отметить «Тест личностных конструктов» Дж. Келли и «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда .

В настоящее время зарубежная клиническая психодиагностика характеризуется стремительным развитием всех ее основных направлений: диагностики когнитивных процессов, интеллекта, отдельных личностных характеристик и личности в целом, проективной психодиагностики. Модифицируются ранее созданные и хорошо зарекомендовавшие себя методики (например, тест интеллекта Векслера, MMPI, тест Роршаха), а также постоянно создаются новые психодиагностические методы. Совершенствуется и развивается теоретический аппарат клинической психодиагностики.

Как самостоятельная дисциплина клиническая психодиагностика в России начала образовываться на рубеже 19-20 веков на основе экспериментально-психологического подхода.

В российской психологии эксперимент появился в конце 19 века, когда отмечалось усиливающееся влияние естествознания на гуманитарные науки.

С одной стороны экспериментальная психология в России была связана с исследованиями в области физиологии высшей нервной деятельности Сеченова-Павлова, с другой стороны - с физиологической психологией В. Вундта, основателя первой в мире лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге. В этой лаборатории проходили стажировку первые русские психологи-экспериментаторы, в частности, выдаю­щийся русский ученый невролог, психиатр и психолог В. М. Бехтерев .

Становление клинической психодиагностики в России было связано с созданием ряда экспериментальных психологических лабораторий, где совмещали практическую деятельность и научные экспериментальные исследования русские неврологи, психиатры и физиологи. Укажем основные вехи в развитии русского экспериментально-психологического направления.

· Основателем первой в России экспериментальной психологической лабораторииявилсяВ.М. Бехтерев . Эта лаборатория была создана в 1885 году при клинике душевных и нервных болезней Казанского университета.

· В конце 1880-х годов экспериментальные исследования начались в пси­хологической лаборатории при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета под руководством П.И. Ковалевского .



· В 1895 году была создана психологическая лаборатория при психиатриче­ской клинике Московского университета. Инициатором ее создания выступил всемирно известный русский психиатр С.С. Кор­саков .

· Вскоре создается психологическая лаборатория под ру­ководством известного русского психолога А.Н. Бернштейна в психиатрической клинике В.П. Серб­ского в Москве.

· В 1897 годуB.М. Бехтеревым открыта психологическая лаборатория в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.

В экспериментально-психологических лабораториях изучались следующие психологические аспекты:

· объективные признаки психических явлений;

· предметность, объек­тивность восприятия;

· зависимость таких когнитивных процессов как память и внима­ние от условий проведения опыта;

· скорость протекания психических про­цессов.

Создание Санкт-Петербургского Психоневрологического

института

Важным историческим этапом в развитии русской экспериментальной клинической психодиагностики и медицинской психологии стало открытие Психоневрологического ин­ститута в Санкт-Петербурге. Этот институт был основан в 1907 году В. М. Бехтеревым и впоследствии назван его именем.

В нем были созданы экспериментально-психологическая лаборатория, психиатрические и нервные клиники, первая в России нейрохирургическая клиника, а также некоторые внебольничные психиатрические учреждения.

В лаборатории и клиниках Психоневрологического института проводились первые психодиагностические исследования:

· разра­батывались базовые принципы клинической психодиагностики;

· вырабатывались основные требования к диагностическим методикам;

· создавались такие экспериментально-психологические проб как бук­венная корректурная проба В. Я. Анфимова, таблицы В. М. Бехтерева и С. Д. Владычко для исследования активного внимания и умственной работоспособно­сти.

(2): Возникновение психологии как экспериментальной науки - открытие психологических лабораторий.

В последней четверти 19 в. психиатрия в России стала самостоятельной дисциплиной: кафедры психиатрии с клиниками существовали в большинстве университетов; в это же время земства получили право требовать от правительства создания новых мест для психически больных и открытия новых психиатрических лечебниц. Институционализация психиатрии была достигнута благодаря героическим усилиям первых русских психиатров - И.М. Балинского, И.П. Мержеевского, А.Я. Кожевникова, П.И. Ковалевского, А.У. Фрезе, С.С. Корсакова и других, которым пришлось вести сложные “социальные переговоры”, убеждая власть и общество в необходимости расширения и гуманизации психиатрической помощи, в проведении соответствующих научных исследований.

Новое поколение психиатров могло больше времени уделять научной работе. Исследования в психиатрических больницах приобрели большое распространение. Многие психиатры придавали большое значение сближению психологии и психиатрии. В 1876 г. И.М.Сеченов писал, что приступает к созданию медицинской психологии, которую называл своей «лебединой песней». Он писал о психологии: «Наука эта, очевидно, становится основой психиатрии, все равно как физиология лежит в основе патологии тела». В 1904 г. В.М.Бехтерев пишет о возникновении новой отрасли психологической науки: «Новейшие успехи психиатрии, обязанные в значительной степени клиническому изучению психических расстройств у постели больного, послужили основой особого отдела знаний, известного под названием патологической психологии, которая уже привела к разрешению весьма многих психологических проблем и от которой, без сомнения, еще большего в этом отношении можно ожидать в будущем»

Экспериментально-психологические лаборатории по примеру лейпцигской лаборатории В. Вундта распространились по Европе и Америке (в 1894 г. их насчитывалось уже 32). Волна лабораторного строительства быстро докатилась до России, подготовленная соответствующими публикациями: переводами, обзорами и оригинальными исследованиями в этой области русских авторов.

В.М.Бехтерев (1857 - 1927) являлся основоположником патопсихологического направления в России. Он стажировался в Германии и Франции, был членом редакционного комитета многотомного “Traite international de psychologie pathologique” (“Интернациональный трактат по патологической психологии”) (Париж, 1908 - 1910), для которого им написаны несколько глав. Он практиковал гипноз и был одним из самых активных сторонников его применения в экспериментальных и лечебных целях; речь В.М. Бехтерева “Внушение и его роль в общественной жизни” на годичном собрании Военно-медицинской академии в 1897 г. сыграла важную роль в отмене правительственного запрета на свободное применение гипноза.

Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана им в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета (открытие клиники и лаборатории при ней было условием, на котором В.М. Бехтерев согласился занять кафедру в провинциальной Казани).

Когда он перевелся в Петербург, лаборатория была устроена в Военно-медицинской академии, для которой уже в 1867 г. “отец русской психиатрии” И.М. Балинский закупил приборы для психофизических и психометрических опытов.

В лаборатории были организованы широкие экспериментально-психологические исследования нарушений психической деятельности. В.М.Бехтерев писал: «...Патологические проявления душевной деятельности представляют собой, в сущности, не что иное, как отклонения и видоизменения нормальных проявлений душевной деятельности, подчиняющейся тем же основным законам, как и последние».

О диапазоне патопсихологических исследований можно судить по докторским диссертациям, выполненным под руководством В.М.Бехтерева:

«Экспериментально-психологические исследования над больными с нарастающим паралитическим слабоумием» Л.С.Павловской (1907);

«Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции» М.И Аствацатурова (1908);

«Характер ассоциаций у больных с хроническим первичным помешательством» К.Н.Завадовского (1909);

«О процессах сосредоточения (внимания) у слабоумных душевнобольных» A.B.Ильина (1909);

«Экспериментально-психологические исследования в маниакально-меланхолическом психозе» Л.Г.Гутмана (1909);

«Объективно-психологическое исследование творчества и других интеллектуальных функций у душевнобольных» В.ВАбрамова (1911) и др.

В работах школы В.М.Бехтерева получен богатый конкретный материал об особенностях ассоциативной деятельности, мышления, речи, внимания, умственной работоспособности у разных категорий больных сравнительно со здоровыми соответствующего возраста, пола и образования. Психологическая система В.М. Бехтерева по существу порывала с традиционным функционализмом. Вместо изучения отдельных психических функций предлагалось экспериментально исследовать различные виды деятельности, показывающие, как больным производятся оживление впечатлений из разных периодов жизни, знакомой и незнакомой обстановки; оценка зрительных или слуховых впечатлений, определение сходства и различия между объектами и т.п. . Эти работы представляют интерес как исторический факт «деятельностного» подхода к психическим явлениям.

Принятый в школе В.М.Бехтерева принцип качественного анализа нарушений психологической деятельности стал традицией отечественной психологии.

В.М.Бехтеревым, СД.Владычко, В.Я.Анфимовым и другими представителями школы было разработано множество методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных, некоторые из которых (методика сравнения понятий, определения понятий) вошли в число наиболее употребляемых в советской патопсихологии. |

Сохранили значение для современной науки сформулированные В.М.Бехтеревым и СД.Владычко требования к методикам:

простота (для решения экспериментальных задач испытуемые не должны обладать особыми знаниями, навыками);

портативность (возможность исследования непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки);

предварительное испытание методики на большом количестве здоровых людей соответствующего возраста, пола, образования.

Однако, В.М.Бехтерев, как представитель рефлекторной концепции, изгнал интроспекцию из сферы науки, объявив единственно научным методом объективный. Это привело В.М.Бехтерева к абсолютизации внешних проявлений психики, к отказу не только от употребления психологической терминологии, но и от попыток проникновения в субъективный мир, к созданию рефлексологии. И это не могло не отразиться на патопсихологических исследованиях его учеников и сотрудников: рефлексологический принцип лишал исследования собственно психологического анализа объективных проявлений психики. Поэтому больший интерес представляют протокольные записи работ школы В.М.Бехтерева, чем сам их анализ: объективное исследование требовало по возможности охватывать «всю совокупность фактов внешнего проявления невропсихики и сопутствующих условий...». Кроме того, большинство патопсихологических исследований было осуществлено в дорефлектологический период творчества.

Уход от собственно психологического анализа фактически противоречил выдвинутому В.М.Бехтеревым принципу личностного подхода: «...Личность больного и ее отношение к эксперименту ничуть не оставляется экспериментатором без внимания... Все, что может дать объективное наблюдение за больным, начиная с мимики и кончая заявлениями и поведением больного, должно быть принято во внимание... оцениваемо в связи со всеми условиями эксперимента, не исключая и непосредственно предшествующих опыту». Это противоречие приводило к тому, что вопреки принципам рефлексологии в конкретные исследования представителей школы В.М.Бехтерева пробивался психологический анализ. Примером может служить вышедшая в 1907 г. работа М.И.Аствацатурова «О проявлении негативизма в речи». Речь больного в этом исследовании анализируется в системе целостного поведения, сопоставляются особенности речи в экспериментальной беседе с речью больного в иных обстоятельствах, подчеркивается, что сходные речевые реакции могут иметь различную природу.

Видную роль в отечественной экспериментальной психологии сыграл ученик В.М.Бехтерева А.Ф.Лазурский , заведующий психологической лабораторией в основанном В.М.Бехтеревым Психоневрологическом институте, организатор собственной психологической школы. Разрабатывая главным образом вопросы индивидуальной и педагогической психологии, Лазурский придавал большое значение патопсихологии: «...Данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а во многих случаях и подвергнуть основательной переработке многие важные отделы нормальной психологии»; патология дает «возможность рассматривать душевные свойства человека как бы сквозь увеличительное стекло, делающее для нас ясным такие подробности, о существовании которых у нормальных субъектов можно только догадываться».

Лазурский был новатором в экспериментально-методической области: он раздвинул границы эксперимента в психологии, применяя его в обычных условиях повседневной жизни, и сделал предметом экспериментального исследования конкретные формы деятельности и сложные проявления личности. Естественный эксперимент, разработанный Лазурским, вначале для педагогической психологии, был внедрен в клинику. Конечно, осуществление такого эксперимента в условиях клиники было намного сложнее, чем в школе, где в ходе обычной учебной деятельности можно определенным образом строить программу урока, давать экспериментальные задания. В клинике «естественный эксперимент» применялся в ходе организации досуга больных, их занятий и развлечений -- со специальной целью давались счетные задачи, ребусы, загадки, задания по восполнению пропущенных букв и слогов в тексте и др.

С.С. Корсаков (1854 - 1900), один из основоположников московской школы психиатрии, учился по “Лекциям по вторникам” Ж.-М. Шарко, которые использовались в качестве учебного пособия уже в начале 1870-х гг. С.С.Корсаков придерживался того мнения, что знание основ психологической науки дает возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного человека. Он начинал чтение курса психиатрии с изложения основ психологии.

Корсаков сам занимался патопсихологическими исследованиями: в 1889 г. С.С.Корсаков представил на конгресс по психиатрии в Париже работу по полиневритическому психозу, где не только описал симптомы выделенной им болезни, в числе которых - потеря памяти на недавние события, но и предложил гипотезу о механизме памяти (эта публикация на французском языке получила название “Медико-психологическое изучение одного вида памяти”).

Еще одна известная психологическая работа С.С. Корсакова посвящена психике микроцефалов, характерной чертой которой он считает преобладание ассоциаций по смежности (т.е. механических, более примитивных) над ассоциациями по сходству и “по смыслу”. На этом С.С. Корсаков основывает свою идею “высшей направляющей функции разума”, которая отвечает за сочетания идей и страдает первой при психическом заболевании.

Психиатрическая клиника Московского университета, которой он руководил, была вторым центром, в котором развивалась клиническая психология. С 1889 г. С.С. Корсаков на свои средства стал приобретать для нее психологические приборы. В этой клинике была организована с 1895 г. вторая в России психологическая лаборатория , первым директором которой стал А.А.Токарский (1859 - 1901). Побывав на стажировке в Лейпциге и Париже, он впоследствии делил свое время между гипнотическими и лабораторными экспериментами, в университете он вел курсы “физиологической психологии с упражнениями по психометрии” и “гипнотизма с его приложением к медицине”. А.А. Токарский постоянно вкладывал свои средства в лабораторию; на его же сбережения издавались ее “Записки” (всего вышло пять выпусков). Эту лабораторию, скорее всего, имел в виду Г.И. Челпанов, когда писал: “У нас при Московском университете имеется "психологический институт", устроенный (на частные средства) по западноевропейскому образцу”.

Статья Токарского «О глупости» содержит интересный анализ структуры слабоумия, подводит к мысли о том, что нарушения интеллектуальной деятельности больных не сводится к распаду отдельных способностей, а что речь идет о сложных формах нарушений всей целенаправленной мыслительной деятельности.

Преемником рано умершего А.А. Токарского по лаборатории стал А.Н. Бернштейн (1870 - 1922), ординатор, а затем ассистент Московской психиатрической клиники. Здесь он начал работы по психологической диагностике душевных болезней, которые продолжил, став директором Центрального полицейского приемного покоя для душевнобольных в Москве (1902). А.Н. Бернштейн был приверженцем нозологического направления, популярного благодаря работам Э. Крепелина. Нозологическая классификация душевных болезней - по их этиологии, течению и исходу, а не по сопровождающим их симптомам, - сменила прежнюю симптоматологию. По замыслу Э. Крепелина, у каждой “нозологической единицы” должна быть своя психологическая картина; психиатрам поэтому следовало найти “чисто формальные нарушения душевной деятельности”, психологические “формулы для точной клинической диагностики”.

В 1910 г. А.Н. Бернштейн и его единомышленники Г.И. Россолимо, Ц. Балталон и Т.Ф. Богданов организовали в Москве Общество экспериментальной психологии (еще одно!), целью которого считали приложение лабораторно-психологических исследований к клинике, “объективно-психологическое исследование душевнобольных”, построение “экспериментальной симптоматологии душевных болезней”. Ими были созданы первые тесты на русском языке: “экспериментально-психологические схемы” (А.Н. Бернштейн), или “психологические профили” (Г.И. Россолимо), в которых диагностировались восприятие и узнавание реальных предметов, их цветных и схематических изображений, осмысление (понимание картинок-сцен, пересказ историй), обобщение (классификация однородных изображений), комбинаторная способность (арифметические действия, складывание разрезанных картинок), соображение (заполнение пропущенных слов и фраз) и память (в которой А.Н. Бернштейн выделил особый параметр восприимчивости и создал специальную методику ее диагностики). В “профилях” Г.И. Россолимо число параметров увеличивалось до 11.

Преемник А.Н. Бернштейна в психологической лаборатории Московской психиатрической клиники, Ф.Е. Рыбаков , выпустил один из первых в России сборников психологических методик, куда вошли тесты и методические приемы Ф. Гальтона, Г. Мюнстерберга, А. Бурдона, Г. Эббингауза, А. Бине и В. Анри, Э. Крепелина, А.П. Нечаева, А.Н. Бернштейна и других (“Атлас для экспериментально-психологического исследования личности с подробным описанием и объяснением таблиц, составленных применительно к цели педагогического и врачебно-диагностического исследования”. М., 1910).

Однако “экспериментально-диагностические схемы” крепелинистов встретили критику в среде самих психиатров: на Х съезде Общества русских врачей доклад А.Н. Бернштейна “Об экспериментально-психологической методике распознавания душевных болезней” вызвал острую дискуссию. Возражения делились на две группы: одни психиатры критиковали нозологическое направление в целом, которое, по их мнению, “еще ничем не доказало своих преимуществ и не установило ни одной новой формы душевных заболеваний”. Другие сомневались в методологической обоснованности самой психологической диагностики душевных болезней, подозревая, что, будучи обследованной с помощью этих методов, “вся масса населения оказалась бы страдающей душевными болезнями”. Ссылаясь на мнение психологов (Г.И. Челпанов), считавших, что “в настоящее время в научной экспериментальной психологии нет таких приемов, при помощи которых можно было бы устанавливать диагнозы”, сторонники этой точки зрения (В.П. Сербский, Н.Е. Осипов и другие) критиковали саму идею давать “диагноз личности” на основе методологически сомнительных критериев.

Разногласия между психиатрами повлияли на то, что вес психологических исследований на медицинских факультетах был снижен. Выиграли от этого философские кафедры.

Психологические лаборатории на философских факультетах русских университетов были открыты позднее: в 1892 г. была открыта лаборатория Н.Н. Ланге в Новороссийском университете. В Университете Св. Владимира в Киеве под руководством Г.И. Челпанова начинает действовать психологический семинарий, при котором организуются лабораторные занятия для студентов. В 1907 г., когда Г.И. Челпанова приглашают профессорствовать в Московский университет, семинарий и кабинет переводятся туда; в 1914 г. на их базе создается Психологический институт, один из лучших по устройству и оснащению в мире.

В.Ф. Чиж (1855 - 1924), стажировался у Ж.-М. Шарко, а также в лабораториях В. Вундта и Л. Флексига. Унаследовав после Э. Крепелина кафедру психиатрии в Дерптском университете, В.Ф. Чиж, наряду с традиционными клиническими исследованиями, начал проводить психологические эксперименты. Его исследования отличались широким спектром: от неврологии (работы о раннем распознавании сифилиса нервной системы, артериосклерозе и неврастении) до “патографических очерков” о писательском творчестве и литературных описаниях душевных болезней (“психологические портреты” А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева). “Опыты на себе” были характерной чертой науки прошлого века; В.Ф. Чиж с экспериментальными целями принимал закись азота и нашел, что при наркотическом опьянении первым страдает аффективная сфера, а именно нравственное чувство, к тем же выводам пришел петербургский психиатр С.Д. Данилло , который вместе с физиологом Ш. Рише испытывал на себе и других добровольцах действие гашиша на психику.

Итак, связи психологии с медициной в нашей стране стали оформляться около 100 лет назад. Первые в России психологические лаборатории были устроены в психиатрических клиниках. Там проводились как клинические, так и для лабораторные (в вундтовском смысле слова) исследования. Курс экспериментальной психологии впервые стал читаться также преподавателями кафедр нервных и душевных болезней. В клинике начали развиваться и первые диагностические исследования, созданы первые тесты на русском языке. Многие психиатры, например С.С.Корсаков, В.М.Бехтерев, А.И.Сербский, Г.И.Россолимо, А.Н.Бернштейн, В.А.Гиляровский, были членами психологических научных обществ, редакторами психологических журналов и т.п. В дальнейшем, именно на психоневрологических съездах, прозвучали первые доклады советских психологов, выступавших за построение марксистской психологии. На I психоневрологическом съезде в Москве выступил со своим докладом «Современная психология и марксизм» Л.С.Выготский.

Становление экспериментальной психологии в Московском университете связано с деятельностью созданного при историко-филологическом факультете в 1885 г. Психологического общества. Оно явилось исторически первой организационной формой, в рамках которой происходило развитие психологии в Московском университете. В марте 1888 г. на заседании Общества выступил Г.И. Челпанов с докладом, посвященным пропаганде экспериментальной психологии (Челпанов, 1999). Он показал, что в России уже в конце 80-х годов среди психологов осознавалась научная важность экспериментального метода. Остановившись на исследованиях Вундтовской лаборатории, он указал на тот факт, что подобные лаборатории устраиваются или проектируются в университетах других стран и выразил надежду на то, что «успехи психометрии и русских психологов приведут к убеждению, что их «чистая лаборатория мозга» – это корабль без руля и компаса посреди безбрежного океана мысли… и в скромном сознании своего бессилия обратятся к натуралистам, попросят ввести их в тайники лабораторий, и только тогда соединенными усилиями они будут в состоянии создать что-нибудь такое, что можно будет в виде лепты положить на алтарь общечеловеческой науки» (Челпанов, 1999, с. 285). В 1890-х годах в Московском университете были сделаны важные шаги в разработке экспериментального метода в психологических исследованиях. В 1894 г. здесь состоялась защита докторской диссертации Н. Н. Ланге – основателя одной из первых лабораторий экспериментальной психологии в России (1896, Одесса). В качестве диссертации он представил книгу, в которой изложил результаты своих экспериментальных исследований восприятия и внимания (Ланге, 1893). На защите он выступил с докладом на тему «О значении эксперимента в современной психологии».

Основная мысль его выступления заключалась в том, что «к изучению психологических проблем необходимо приложить тот точный эксперимент, кото рый дал столь блестящие результаты в области естествознания, и что, сделав это, применяя к психологии эксперимент, мы можем возвести ее к такому совершенству, обратить ее в столь положительную науку, какой она еще никогда не была» (Отчет…, 2009, с. 475). Требованием времени назвал он необходимость учреждения кабинетов для экспериментальной психологии, указал на опыт университетов в ряде стран Европы и в Америке, показал важность результатов их деятельности, которых они достигли в области научных исследований и в повышении качества университетского преподавания психологии, и поставил вопрос о необходимости учреждения таких кабинетов при русских университетах. Защита превратилась в диспут о значении эксперимента. Один из официальных оппонентов врач-психиатр С. С. Корсаков высоко оценил исследование Н. Н. Ланге, выразил «полное сочувствие по поводу метода, которого… давно ждала психология» (Отчет…, 2009, с. 499). С. С. Корсаков также напомнил о том, что в России действует психофизиологическая лаборатория В. М. Бехтерева в Казани и в некоторых других университетах, сказал, что «есть приспособления для проведения психометрических исследований и в Москве» (Отчет…, 2009, с. 501): имелись в виду его собственные демонстрационные психологические опыты в процессе чтения курса по психиатрии. После диспута к вопросу о значении экспериментального метода обратился Н. Я. Грот, в те годы – председатель Московского психологического общества. 18 ноября 1895 г. на заседании Общества он выступил с докладом «Основания экспериментальной психологии» (Грот, 2009), опубликованным в этом же году в органе Психологического общества – журнале «Вопросы философии и психологии». Введение эксперимента для разрешения существенных психологических проблем Н. Я. Грот назвал «переворотом в судьбах психологии» (Грот, 2009, с. 104) и сформулировал положение о необходимости собственно психологического эксперимента, в отличие от психофизического и психофизнологического, каким он был у В. Вундта. Остановившись на вопросе о видах и особенностях собственно психологических экспериментов, Н. Я. Грот описал эксперименты в области ассоциаций представлений, произведенные им в 1884 г. в Новороссийском университете (Грот, 2009, с. 129–130).

Одной из первых в России была создана психологическая лаборатория при Психиатрической клинике медицинского факультета Московского университета и в 1895 г., вошедшая в структуру этого факультета в качестве самостоятельного структурного подразделения. Предпосылки лаборатории восходят к 1887 г., когда была открыта Психиатрическая клиника. Ее первый директор психиатр А.Я. Кожевников приобрел психометрические приборы, сконструированные в Психологическом институте В. Вундта в Лейпциге. Преемник А. Я. Кожевникова на посту директора клиники С.С. Корсаков (1888–1900) пополнил коллекцию. Он использовал ее для демонстрации несложных психологических опытов в кратком психологическом разделе, который ввел в читаемый им на медицинском факультете курс по психиатрии. Практически состояние дел с психологическим оборудованием оставалось в том же положении до тех пор, пока в 1894 г. врач-психиатр А. А. Токарский, приват-доцент медицинского факультета, ученик С.С. Корсакова, страстный поборник экспериментального метода в науке, не начал читать курс экспериментальной психологии. А. А. Токарскому и принадлежит заслуга создания психологической лаборатории, руководителем которой он был назначен по представлению С. С. Корсакова. С. С. Корсаков передал в лабораторию собранные им инструменты. Под лабораторию были выделены специальное помещение, средства на библиотеку. Здесь были установлены приборы и сосредоточены все занятия со студентами по психологии. Новые инструменты приобретались в основном на частные средства руководителей – С. С. Корсакова, А. А. Токарского, позже – Ф. Е. Рыбакова, а также за счет случайных поступлений. Своеобразной формой открытия лаборатории считается выступление А. А. Токарского на заседании Московского психологического общества в 1895 г., активным членом которого он был с 1886 г.

По замыслу А.А. Токарского, лаборатория создавалась с учебными целями и предназначалась для ознакомления студентов с методами психологического эксперимента и проведения самостоятельных психологических опытов. Ее создание должно было способствовать совершенствованию университетского преподавания психологии, преобразованию его из чисто словесной передачи психологических знаний в форме лекций и семинаров – в процесс опытного исследования психических функций как средство их изучения в целях практической подготовки врачей-психиатров. На базе лаборатории А. А. Токарский проводил практические занятия по читаемому им курсу экспериментально психологии. Студенты должны были воспроизводить опыты, описанные в иностранной литературе (по указанным конкретным источникам), а также проводить новые эксперименты. Результаты обсуждались в лаборатории, подвергались анализу. Была выполнена серия работ по изучению ощущений, восприятия, памяти, времени реакции. Занятия в лаборатории вызывали у студентов большой интерес и побудили А.А. Токарского к созданию учебного пособия. В 1896 г. начали выходить «Записки психологической лаборатории», издававшиеся А. А. Токарским в виде отдельного приложения к журналу «Вопросы философии и психологии» и в том же году опубликованные также отдельным изданием (Токарский, 1896). «Записки» представляли собой летопись лабораторных работ и содержали следующие материалы: описания приборов и способов их использования (с добавлением списка справочной литературы – книг по физике, электротехнике и т. п.); изложение опытов, выполненных в лаборатории (в основном, студентами); информация о новых книгах, поступивших в библиотеку. Большое место отводилось теоретическим вопросам психологии, материалам о строении и функциях нервной системы (с элементами сведений о ее эволюции).

А.А. Токарский неоднократно и с неизменным успехом выступал на заседаниях Московского психологического общества, Общества невропатологов и психиатров с докладами об экспериментальных занятиях, проводимых в лаборатории, доказывая, что введение экспериментального метода является средством вывести психологию на путь подлинно научного изучения психических явлений, позволит ей освободиться от бесплодных и произвольных гипотез, преодолеть метафизику и спиритуализм спекулятивной психологии. В основание истинно научного знания должны быть положены фактически обоснованные данные, полученные методом наблюдения и доказанные экспериментально.

После смерти А. А. Токарского (1901) психологической лабораторией стал руководить его помощник А.Н. Бернштейн (1901–1907) – также бывший ученик С. С. Корсакова, отец Н. А. Бернштейна. А. Н. Бернштейн читал в университете лекции и вел практические занятия по экспериментальной психологии для студентов медицинского факультета. В целях клинической диагностики нарушений психической деятельности разработал методику экспериментально-психологического обследования душевно больных. Созданный им способ исследования запоминания при помощи таблиц с геометрическими фигурами получил признание среди психологов, психиатров и педагогов (Бернштейн, 1908). Практическое использование этих методов он изложил в своих «Клинических лекциях о душевных болезнях» (1912). А.Н. Бернштейн неоднократно докладывал о разработанных им методах на Всероссийских съездах по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916), организатором и активным участником которых он был. Деятельность А. Н. Бернштейна по защите и распространению экспериментальных методов выходила за рамки Московского университета. Так, им была создана психологическая лаборатория при Педологических курсах при Московском педагогическом собрании. Лаборатория публиковала «Труды психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании» (1909, 1911).

После А. Н. Бернштейна в период 1907–1917 гг. психологической лабораторией в Московском университете руководил Ф. Е. Рыбаков – выпускник медицинского факультета. Он читал лекции по экспериментальной психологии с практическими занятиями в психологической лаборатории. Он разработал программу занятий по экспериментальной психологии в психологической лаборатории Психиатрической клиники (Рыбаков, 1916). Программа включала изучение осязательных, вкусовых, обонятельных, зрительных, слуховых ощущений, внимания, наблюдательности, памяти, внушаемости, суждений, воображения, сферы чувств, желаний, склонностей, движений, работоспособности. По собственной оценке Ф.Е. Рыбакова, руководимая им психологическая лаборатория, хотя, конечно, и уступает таким лабораториям, как вундтовская или К. Штумпфа, но вполне может удовлетворить запросы в психологии, основанной на точных данных. Составленный им «Атлас для экспериментально-психологических исследований» упоминает Б. В. Зейгарник как книгу, «вызвавшую большой интерес» (Зейгарник,2000, с. 39). В 1917 г., после Февральской революции, Ф. Е. Рыбаков был уволен из университета.

Заведующим лабораторией с 1917 г. стал невропатолог и психиатр, активный сторонник экспериментального направления в отечественной психологии Г. И. Россолимо. Она вошла в руководимый им Неврологический институт им. А.Я. Кожевникова. Г.И. Россолимо продолжал усовершенствовать свою методику психологических профилей (1910), вносил в нее поправки. При лаборатории был открыт амбулаторный прием для соматических и психологических исследований дефективных детей.

После открытия при Московском университете созданного Г. И. Челпановым Психологического института (1912), преемственно связанного с психологической семинарией, созданной им же в 1907 г., сюда переместился центр экспериментальных исследований в Московском университете. Созданный Г. И. Челпановым курс экспериментальной психологии, опубликованный в 1909 г. в литографированном издании и в виде книги под названием «Введение в экспериментальную психологию» (1915), был, по оценке А.Н. Леонтьева, ученика Г.И. Челпанова, «первым и единственным пособием по психологическому практикуму на русском языке, лучшим среди аналогичных зарубежных изданий. С чисто дидактической стороны оно и до сих пор может считаться образцовым» (Леонтьев, 1967, с. 512). Институт издавал «Труды Психологического института» (Труды…, 1914). Здесь публиковались работы сотрудников Института по экспериментальному изучению реакций (К.Н. Корнилов), памяти (Н. А. Рыбников), типов представлений (В. М. Экземплярский) и др. В 1917 г. Психологический институт начал издавать специальный психологический журнал «Психологическое обозрение» (редакторы Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет). Вышли два тома (каждый состоял из двух книг). В 1918 г. издание прекратилось. Значительное место в журнале занимали статьи по экспериментальной психологии.

Глубокий анализ деятельности Психологического института и проводимых в нем экспериментальных исследований дала П. О. Эфрусси (Эфрусси, 1923), отметив, что здесь «теоретические экспериментальные исследования впервые поднялись на ступень, соответствующую уровню ее развития в других культурных странах (Эфрусси, 1923, с. 7). Она назвала «блестящими результаты работы Г. И. Челпанова и Психологического института при Московском университете» (Эфрусси, 1923, с. 15).

Так, в XX в. Московский университет превратился в крупный центр экспериментальной психологии в России.