Болезни Военный билет Призыв

Павел таран. Олимпиада по истории авиации и воздухоплавания

Совершил 368 боевых вылетов, налетав за время войны 475 тыс. км и сбросив, в том числе на промышленные объекты Германии, Финляндии и Румынии, 450 тонн бомб. В результате боевых действий уже к концу 1943 г. по достоверным данным, экипажем П.А. Тарана уничтожено: складов с боеприпасами - 13; складов с горючим - 17; железнодорожных цистерн - 23; железнодорожных эшелонов - 3; автомашин с грузами - 48; автомашин с войсками - 14; боевых кораблей - 2; переправ и мостов - 7; отмечено прямых попаданий в здания - 27; вызвано взрывов - 147; пожаров - 203; в воздушном бою и на аэродромах уничтожено 23 самолета противника.

Биография

Родился 18 октября 1916 г. в селе Шолохово, около Никополя в крестьянской семье. После окончания школы ФЗО работал электриком на Никопольском металлургическом заводе. Без отрыва от производства учился в аэроклубе. В 1937 г. поступил в Качинскую военную авиационную школу летчиков, летал на ДБ-3. В составе 81-го дальнего бомбардировочного полка участвовал в освобождении Западной Украины, боевых действиях против Финляндии, за что был удостоен ордена Красной Звезды.

Кем был

Первый боевой вылет командир звена Таран выполнил 26 июня 1941 г. на бомбардировку немецких танков у города Ровно, за что получил благодарность командира полка. 81-й полк считался лучшим в 50-й авиадивизии и всем 4-м авиакорпусе, имел немало экипажей, подготовленных к полетам ночью и в сложных метеоусловиях, однако ему приходилось атаковать танки врага днем, часто без прикрытия истребителями, что приводило к большим потерям. Ст. лейтенант Таран постоянно участвовал в боевых вылетах, быстро приобретал и обобщал боевой опыт, проявляя доблесть, мужество и героизм, его полк среди первых в АДД стал именоваться 5-м гвардейским. 20 июня 1942 г. Павел Таран был удостоен звания Героя Советского Союза, 13 марта 1944 г. - награжден «Золотой Звездой» повторно. Примерно год служил инспектором 6-го авиакорпусу по технике пилотирования, а в апреле 1945 г. возглавил 240-й гвардейский бап, участвовал в Берлинской операции. После войны окончил Академию Генерального штаба, был на командных и штабных должностях в войсках, с 1960 г. - в центральном аппарате Министерства Обороны СССР, а в 1979 г. вышел в запас. Однако, не желая расстаться с авиацией, продолжал трудился в КБ им. Туполева.

Чем знаменит

Летчик-снайпер, добивался исключительной меткости бомбометания, мастерски поражая малоразмерные цели на земле и в море. В последний год войны успешно передавал боевой опыт молодежи, введя в строй около 50 экипажей.


Места сражений

Участвовал в боях на Украине, в Крыму, Белоруссии, Прибалтике, бомбардировал стратегические объекты врага в Берлине, Кёнигсберге, Бухаресте, Данциге, Варшаве, Хельсинки и др.

Случай проявления наивысшей степени героизма

В конце июня 1941 г. в третьем боевом вылете бомбардировщик ст. лейтенанта Тарана был сбит вражеским истребителем около Ровно, штурман и стрелок погибли, а летчик трое суток пробирался к своим, после чего продолжил громить противника. С наибольшим напряжением экипаж Павла Тарана действовал в конце весны - летом 1943 г., когда бомбил скопления вражеских войск на Тамани, аэродром Анапы, порт Керчи...

Обстоятельства смерти

Государственные награды

Дважды Герой Советского Союза награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Ленина, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Александра Невского, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени. В его честь назван стратегический ракетоносец ВВС России Ту-160, базирующийся в Энгельсе.

Таран как прием воздушного боя остается последним аргументом, к которому летчики прибегают в безвыходной ситуации. Остаться в живых после него удается не всем. Тем не менее, некоторые наши летчики прибегали к нему по нескольку раз.

Первый в мире таран

Нестеров давно считал, что вражеский аэроплан можно уничтожить, ударив по плоскостям колесами. Это было вынужденной мерой - в начале войны самолеты не оснащались пулеметами, и авиаторы летали на задание с пистолетами и карабинами.
8 сентября 1914 года в районе Львова Петр Нестеров протаранил тяжелый австрийский самолет под управлением Франца Малины и барона Фридриха фон Розенталя, который летал над русскими позициями, совершая разведку.

Нестеров на легком и быстром аэроплане «Моран» поднялся в воздух, догнал «Альбатрос» и протаранил его, нанеся удар сверху вниз в хвостовое оперение. Произошло это на глазах местных жителей.
Австрийский самолет потерпел крушение. При ударе Нестеров, который торопился взлететь и не пристегнулся ремнями безопасности, вылетел из кабины и разбился. По другой версии – Нестеров выбросился из разбитого самолета сам, в надежде уцелеть.

Первый таран Финской войны

Первый и единственный таран Советско-финской войны был совершен старшим лейтенантом Яковом Михиным, выпускником 2-й Борисоглебской военной авиационной школы летчиков имени Чкалова. Это произошло 29 февраля 1940 года после полудня. 24 советских самолета И-16 и И-15 атаковали финский аэродром Руоколахти.

Чтобы отразить атаку, с аэродрома в воздух поднялись 15 истребителей.
Завязался жестокий бой. Командир звена Яков Михин в лобовой атаке крылом самолета ударил по килю «Фоккера» знаменитого финского аса лейтенанта Тату Гуганантти. От удара киль отломился. «Фоккер» рухнул на землю, пилот погиб.
Яков Михин с обломанной плоскостью сумел дотянуть до аэродрома и благополучно посадил своего «ишачка». Надо сказать, что Михин прошел всю Великую Отечественную, а после продолжил служить в ВВС.

Первый таран Великой Отечественной

Считается, что первый таран Великой Отечественной был совершен 31-летним старшим лейтенантом Иваном Ивановым, который 22 июня 1941 года в 4:25 утра на И-16 (по другим данным – на И-153) над аэродромом Млынов близ Дубно протаранил бомбардировщик «Хейнкель», после чего оба самолета упали. Иванов погиб. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Его первенство оспаривают несколько летчиков: младший лейтенант Дмитрий Кокорев, который в районе Замбро протаранил «Мессершмитт» через 20 минут после подвига Иванова и остался жив.

22 июня в 5:15 младший лейтенант Леонид Бутерин погиб над Западной Украиной (Станислав), взяв на таран «Юнкерс-88».

Еще через 45 минут над Выгодой погиб неизвестный пилот на У-2, протаранив «Мессершмитт».

В 10 утра над Брестом протаранил «Мессер» и выжил лейтенант Петр Рябцев.

Некоторые пилоты прибегали к тарану по нескольку раз. Герой Советского Союза Борис Ковзан совершил 4 тарана: над Зарайском, над Торжком, над Лобницей и Старой Руссой.

Первый «огненный» таран

«Огненным» тараном называют прием, когда пилот направляет подбитый самолет на наземные цели. Все знают подвиг Николая Гастелло (на фото), который направил самолет на танковую колонну с цистернами горючего. Но первый «огненный» таран был совершен 22 июня 1941 года 27-летним старшим лейтенантом Петром Чиркиным из 62-го штурмового авиационного полка. Чиркин направил подбитый И-153 на колонну немецких танков, приближавшуюся к городу Стрый (Западная Украина).

Всего же за годы войны его подвиг повторили больше 300 человек.

Неприметный памятник есть недалеко и от Синимяэ прямо возле Таллинского шоссе.

Мл. лейтенант Исмаилбек Таранчиев тоже не так знаменит как капитан Гастелло. На месте его подвига установлен скромный памятник, представляющий собой памятную плиту на гранитном камне. Летчику был всего 21 год....

Т аранчиев Исмаилбек - лётчик 566-го штурмового авиационного полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, младший лейтенант.

Родился 6 апреля 1923 года в посёлке Башкунгей ныне Бишкекской области Киргизии в крестьянской семье. Киргиз. Окончил 8 классов.

В Красной Армии с июня 1941 года. В 1943 году окончил 3-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с января 1944 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.

Лётчик 566-го штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) младший лейтенант Исмаилбек Таранчиев к 18 марта 1944 года произвёл на самолёте «Ил-2» тридцать пять успешных боевых вылетов на штурмовку оборонительных сооружений, техники, живой силы, железных дорог, аэродромов и других вражеских объектов.

26 февраля 1944 года в составе группы при штурмовке аэродрома в эстонском городе Тарту Таранчиев лично поджёг три вражеских самолёта.

18 марта 1944 года в составе группы из четырёх самолётов, выполняя боевое задание командования по штурмовке войск и техники противника в районе Синимяэ, младший лейтенант Исмаилбек Таранчиев направил свою объятую пламенем крылатую машину, подбитую зенитной артиллерией противника, в скопление вражеских танков.

К званию Героя Советского Союза славный сын киргизского народа представлен в марте 1944 года.

У казом Президента СССР от 5 мая 1991 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, младшему лейтенанту Таранчиеву Исмаилбеку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Родственникам Героя были вручены орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" (№ 11648).

Награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью.

Первый женский таран

Советская летчица Екатерина Зеленко стала единственной в мире женщиной, совершившей таран. За годы войны она успела совершить 40 боевых вылетов, участвовала в 12 воздушных боях. 12 сентября 1941 года совершила три вылета. Возвращаясь с задания в районе Ромны, была атакована немецкими «Ме-109». Сумела сбить один самолет, а когда закончился боезапас, протаранила самолет врага, уничтожив его. Сама погибла. Ей было 24 года. За подвиг Екатерина Зеленко была награждена орденом Ленина, а в 1990 году ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Первый таран реактивным самолетом

Уроженец Сталинграда капитан Геннадий Елисеев совершил свой таран на истребителе МиГ-21 28 ноября 1973 года. В этот день в воздушное пространство Советского Союза над Муганской долиной Азербайджана вторгся иранский «Фантом-II», который производил разведку по заданию США. Капитан Елисеев вылетел на перехват с аэродрома в Вазиани.

Ракеты «воздух-воздух» не дали нужного результата: «Фантом» выпустил тепловые ловушки. Чтобы выполнить приказ, Елисеев решился на таран и нанес крылом удар по хвостовому оперению «Фантома». Самолет потерпел крушение, его экипаж был задержан. МиГ Елисеева стал снижаться и врезался в гору. Геннадию Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Экипаж разведывательного самолета – американского полковника и пилота-иранца через 16 дней выдали властям Ирана.

Первый таран транспортного самолета

18 июля 1981 года транспортный самолет аргентинской авиакомпании «Канадэр CL-44» нарушил границу СССР над территорией Армении. На борту самолета находился швейцарский экипаж. Перед заместителем эскадрильи летчиком Валентином Куляпиным была поставлена задача посадить нарушителей. На требования летчика швейцарцы не реагировали. Тогда поступил приказ сбить самолет. Дистанция между Су-15ТМ и «транспортником» была мала запуска ракет Р-98М. Нарушитель уходил в сторону границы. Тогда Куляпин решил идти на таран.
Со второй попытки он ударил фюзеляжем по стабилизатору «Канадэра», после чего благополучно катапультировался из поврежденного самолета, а «аргентинец» свалился в штопор и упал всего в двух километрах от границы, его экипаж погиб. Позже выяснилось, что самолет вез оружие.
За подвиг летчика наградили орденом Красной Звезды.

Через восемь лет, летом 1981 года, второй таран на реактивном самолете совершил капитан, теперь майор Валентин Куляпин, уничтожив самолет неизвестной принадлежности, вторгшийся в воздушное пространство СССР.
- Я учился на третьем курсе высшего военного летного училища, когда услышал о таране капитана Елисеева, - рассказывает Валентин Александрович.- Мы все, девятнадцатилетние, в те декабрьские дни спрашивали друг у друга: "А ты бы смог?" Я тогда промолчал - что толку, находясь в безопасности, толковать о подвиге? Hо про себя решил: Елисеев оставил нам, молодым, завет научиться искусству тарана на реактивном. Так когда-то Hестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный прием оружием в войне с врагом, и более 609 советских летчиков - наследников Hестерова насчитывает сегодня история авиации. Летом 1981 года у меня была сложная ситуация...
Голос у Валентина негромкий, совсем некомандный, хотя был он долгие годы и командиром звена, и замполитом командира эскадрильи. Если не вслушиваться в суть слов, льющихся с магнитофонной ленты, кажется, идет дружеский неспешный разговор, а не интервью с отважным человеком, воином, героем тарана. И еще - о его голосе. Очень он похож на всем нам хорошо известный гагаринский. Лицом и особенно улыбкой Валентин тоже удивительно похож на первого космонавта Земли, только глаза не синие, а сероголубые. Мягкие, добрые.
...В тот летний день 1981 года погода была дивная - безоблачнее бархатное небо, блистающий шар солнца, легкий освежающий ветерок.. Хорошо теперь на море, где сейчас отдыхает Лариса с детьми. Должна дней через пять вернуться, только-только письмо от них Валентин получил с обведенной карандашом ладошкой маленького Павлушки - вон как выросла за месяц!
Приближалось обеденное время, и Валентин с товарищами собирался отобедать. И вдруг раздалась команда: - 733-у - взлет!
- Эх, на голодный желудок придется лететь! - шутливо простился он с товарищами.
- Мы тебе двойную порцию оставим,- ответили те.
На сверхзвуке, на высоте 11 тысяч метров - в квадрат, где замечен нарушитель.
...А Лариса с малышами теперь совсем близко, купаются, нежатся под солнцем.
...Hарушитель над нашей землей. Какие у него цели? Разведка, прощупывание наших сил и возможностей, мощи нашей границы?
- Это был четырехмоторный самолет с неизвестными опознавательными знаками, без иллюминаторов, - значит, не пассажирский! - негромко рассказывает Валентин.- Hа запросы "земли" он не отвечал, на сигналы - тоже. Мне очень мешал избыток скорости - самолет-нарушитель шел на скорости 400 километров в час. Пришлось и мне перейти на эту мизерную скорость, хотя на сверхзвуковом с его небольшими по площади крыльями полет на малой скорости рисковая - самолет становится плохо управляемым и может свалиться в штопор. Хорошо понимали это летчики нарушители, знали, что для атаки мне нужно удалиться от них на большую дистанцию. За это время им можно улизнуть за рубеж.
"Поняв безопасность своего положения, нарушители повели себя безбоязненно. То шли на меня с большим креном, грозя зацепить винтами, то устремлялись еще дальше от пограничного рубежа, будто насмехались надо мной-что ты, мол, с нами сделать можешь? А ничего не сможешь!
И такое меня зло взяло. Что им у нас нужно? Hаша земля под крыльями! Положение у меня сложное- и за опасной "игрой" нарушителя следи, за каждым его маневром, и на указатель скорости своего истребителя поглядывай - как бы не показал скорость еще меньше, и еще прикидывай, что все-таки сделать можно, чтоб остановить лазутчика, чтоб другим неповадно было над нашей землей прогуливаться.
А "земля" по прежнему командует посадить его на наш аэродром. "Он" не желает! Hачинает уходить к границе. И тогда я вот что придумал - это уже на последних минутах поединка было, а всего продолжался он 13 минут.
Самолет равновесие держит, естественно, за счет стабилизаторов - это на хвосте, если не знаете, такие небольшие неподвижные части - как бы маленькие крылышки. Так вот, если я его по стабилиэатору ударю - придется ему сесть поневоле, если подобру не желает. Hо разящего винта у реактивного нет, и мне нужно, как искусному ныряльщику, "поднырнуть" под стабилизатор и тут же "вынырнуть", не доходя до его крыла, и при этом так рассчитать это "ныряние", чтобы задеть своим фюзеляжем и крылом лишь стабилизатор, а не фюзеляж или крыло нарушителя. Я еще в море хочу покупаться! И границу хочу долго охранять!
Hо вот любопытно: как же растянулись те секунды, что я шел под правым стабилизатором (я правый выбрал - дело-то правое!). Скорости почти равны - у меня с мизерным превышением, и вот иду, иду, поднырнув под серой, грязной (такой она мне показалась) плоскостью стабилизатора, а она бесконечная прямо-таки!
В этот момент "земля" как раз спрашивает: "Ваши действия?" Отвечаю, чтоб заминка не случилась: "Вишу под целью!" Я ведь правда под ней висел! Hаконец вижу чистое небо. Значит, прошла стабилизатор моя кабина, я должен быть, по моим расчетам, в безопасности, и можно взять ручку на себя... Удар! Это фюзеляж моей машины таранит стабилизатор. Встряска... Вполне терпимо. Hо сыплется стекло от фонаря - разбился. Пришлось катапультироваться. Раскрывается парашют - и первое, что делаю, - осматриваю небо.
А нарушителя не видно! Помню, вошел в сердце холод страха - неужто не сбил? Ведь все точно рассчитал! Медленно-медленно опускаю взгляд вниз, а "он" кувыркается подо мной, к земле идет.
Тогда уселся поудобнее и принялся землю осматривать. Где лучше приземлиться? Пожалуй, в той ложбинке между гор - там вблизи дорога. Приземляюсь, ко мне уже бегут два парня с проезжающего грузовика,- они все видели, смотрят на меня как на бога, с почтением. Я иду к ним, прихрамывая, в одном ботинке - второй сорвало при приземлении. Смеюсь над собой, парни - тоже, так и доходим до грузовика.
В части меня потеряли и несколько часов после моих последних слов "вишу под целью", не знали, что и думать. Хорошо, что Лариса с детьми далеко была в эти часы, не переживала напрасно.
Hо на другой день она неожиданно появилась в госпитале, где меня проверяли медики. Сидит и молчит, слова вымолвить не может. Только когда синяки на руках увидела - в слезы: "Ты что, не мог поосторожней?" А товарищ, который ее привел, говорит:
- Валентин подвиг совершил!
Она опять молчит. Тут уж я объяснил, что синяки во время приземления схлопотал, а от тарана - никаких последствий, только планшет в ребро ударил при катапультировании, так это не в счет.
Лариса слушает рассказ мужа с улыбкой в таких же серых, как у него, глазах, иногда покачивает головой, вспоминая что-то свое, потом говорит:
- Я ведь в тот день какую-то тревогу почувствовала, решила срочно домой возвращаться, приехала - и узнала, что он в госпитале. Мне кажется, если б я за тысячи верст была от него, все равно бы чувствовала, что ему грозит беда или что он болен. Знаете, сколько лет мы с ним знакомы? Всю жизнь! С детства. Мы оба иэ Перми. А с седьмого класса мы вообще вместе учились. Он меня эа косы дергал, передразнивал, а я чувствовала уже тогда, что нравлюсь ему. Hо сказал он об этом, только когда летное училище закончил и назначение на границу получил. Объяснил это тем, что морального права не имел "мой покой нарушать": ведь оба учились, я - в педагогическом институте, жили бы все равно врозь. А на свадьбу он опоздал. Все гости переполошились, одна невеста была спокойна: я знала, чувствовала, что он приедет. Оказалось, из-за погоды его рейс задержался. А когда я дочку рожала, первого ребенка, Валентин после полетов - к роддому и торчит под окном. Даже простыл, в конце концов, впервые разболелся. А сыну Павлику сейчас пять лет. Hа вопрос: "Кем ты хочешь стать?" - он уверенно отвечает:
- Летчиком, как папа!
Валентин притягивает к себе сынишку и говорит:
- Я ведь тоже в шесть лет решил, что летчиком буду. Это выло в день 12 апреля 1961 года, когда отец читал статью о полете Юрия Гагарина и я увидел его фотографию. В школе всем объявил в первый день, что буду летчиком, и давай агитировать друзей в летное училище со мной идти. Физика и математика были любимыми предметами. Читал много книг об авиации и летчиках. Помню, как потрясен был, когда узнал, что мертвую петлю Hестеров совершил 9 сентября, а это день моего рождения! Счел это добрым знаком. Hо именно эти девять дней, которых мне не хватило до 17 лет к 1 сентября, чуть не помешали поступить в летное училище, Спасибо, отец выручил - написал начальнику училища письмо с просьбой допустить сына ветерана Великой Отечественной войны до экзаменов в порядке исключения.
Отец Валентина, Александр Константинович, печатник. В годы Великой Отечественной был мальчишкой и очень переживал, что не, успеет вырасти, повоевать с фашистами: как тогда в глаза сверстников смотреть будет, что детям расскажет об этих суровых годах? Hо успел, повоевал в 1945-м. Отцовская медаль "За боевые заслуги" - одно из первых воспоминаний Валентина из детства.
Он как-то нацепил ее на курточку и любовался на себя в зеркале, а мать притворно-сердито сказала:
- Заслужи сначала, герой!
- И заслужу,- ответил сын.
За подвиг на границе замполит эскадрильи майор Валентин Александрович Куляпин награжден орденом Красного Знамени. Было ему в день подвига двадцать шесть лет. Сейчас он слушатель Военно-политической академии имени В.И.Ленина.
--
Краткая биография Валентина Куляпина

Родился 9 сентября 1954 года в городе Краснокамске Пермской области в семье служащего. Русский. Член КПСС. Вскоре вместе с семьёй переехал в Пермь. В 1971 году окончил пермскую среднюю школу №132. С детства мечтал поступить в лётное училище, но не прошёл медкомиссию. Пришлось делать операцию. Затем у него отказались принимать документы, так как на 1 сентябре ему ещё не исполнилось 18 лет. Пришлось отцу, ветерану войны, напрямую обратиться к начальнику училища, который разрешил Валентину сдавать вступительные экзамены. В 1975 году окончил Ставропольское военное авиационное училище лётчиков и штурманов им. В.А.Судца. Служил в 166-м истребительном авиационном полку ПВО.
Позже подполковник Куляпин окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина, после чего был назначен заместителем командира полка по политической части. Был делегатом XIX съезда ВЛКСМ. В настоящее время полковник Куляпин - в запасе.

Таран (воздушный)

Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова»

Нередки были случаи, когда повреждённый самолёт направлялся лётчиком на наземную или водную цель (Гастелло, Николай Францевич , Грибовский, Александр Прокофьевич). В японских войсках времён Второй мировой войны существовали специальные подразделения камикадзе - лётчики таранили корабли противника на самолётах, начинённых взрывчаткой.

18 июля 1981 года - советский перехватчик Су-15ТМ (пилот - Куляпин, Валентин Александрович) совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство СССР над территорией Армении . Все 4 члена экипажа CL-44 погибли, включая подданного Великобритании. Куляпин успешно катапультировался, хотя, по его позднейшим воспоминаниям, самолёт слушался рулей, двигатель работал, так что можно было попробовать дотянуть до аэродрома и приземлиться. За таран награждён орденом Красного Знамени . Это второй случай тарана реактивным самолётом нарушителей границы в истории советских ВВС.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Таран (воздушный)" в других словарях:

    Один из приёмов воздушного боя. Заключается в нанесении удара винтом или крылом самолёта по вражескому самолёту (после израсходования боезапаса). Является наивысшим проявлением мужества и воли лётчика. Первый Т. в. самолётом совершён русским… … Энциклопедия техники

    таран воздушный Энциклопедия «Авиация»

    таран воздушный - таран воздушный — один из приёмов воздушного боя. Заключается в нанесении удара винтом или крылом самолёта по вражескому самолёту (после израсходования боезапаса). Является наивысшим проявлением мужества и воли лётчика. Первый Т. в.… … Энциклопедия «Авиация»

    ТАРАН, в военном деле орудие, приспособление или боевой прием предназначенный для разрушения защитных сооружений, кораблей, самолетов, танков и иной техники противника. В древности тараном называли осадное орудие, применявшееся для разрушения… … Энциклопедический словарь

    Воздушный бой … Википедия

    Основная форма действий истребительной авиации. Воздушный бой ведется одиночными летательными аппаратами (одиночный бои) или группами летательных аппаратов (групповой бой) с целью уничтожения противника или отражения его атак. Разновидность… … Морской словарь

    Почтовая марка СССР 1943 г. с картиной ночного тарана Талалихина Таран приём авиационного боя, предназначенный для выведения из строя самолёта или дирижабля противника путём столкновения или срезания лопастями винта рулевых плоскостей (в случае… … Википедия




18.10.1916 - 14.09.2005
Дважды Герой Советского Союза


Таран Павел Андреевич – командир звена 81-го дальнебомбардировочного авиационного полка (50-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия, Дальнебомбардировочная авиация), старший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 5-го гвардейского авиационного полка (50-я авиационная дивизия дальнего действия, Авиация дальнего действия), гвардии майор.

Родился 5 (18) октября 1916 года в селе Шолохово Шолоховской волости Екатеринославского уезда Екатеринославской губернии (ныне Никопольского района Днепропетровской области, Украина). Украинец. В 1932 году окончил 7 классов школы в родном селе, в 1933 году – школу ФЗУ Днепровского алюминиевого комбината в городе Запорожье (ныне областной центр Украины), в 1934 году – школу ФЗУ Южно-трубного металлургического завода в городе Никополь (ныне Днепропетровской области, Украина). В 1934-1937 годах работал электриком на Южно-трубном металлургическом заводе. В 1937 году окончил Никопольский аэроклуб.

В армии с ноября 1937 года. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком бомбардировочного авиаполка (в Ленинградском военном округе).

Участник похода советских войск в Западную Украину в сентябре 1939 года в должности лётчика 35-го скоростного бомбардировочного авиационного полка.

Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 – марте 1940 – лётчик 35-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Совершил несколько боевых вылетов на бомбардировщике СБ.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – апреле 1944 – командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 81-го дальнебомбардировочного авиационного полка (с августа 1942 – 5-го гвардейского авиационного полка дальнего действия). Участвовал в оборонительных боях на Украине и Донбассе, битве за Кавказ, освобождении Кубани, Курской битве, освобождении Южной Украины и снятии блокады Ленинграда. В 1941 году его самолёт был сбит, спасся на парашюте. В 1942 году был легко ранен в голову при налёте авиации противника на аэродром.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года старшему лейтенанту Тарану Павлу Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года гвардии майор награждён второй медалью «Золотая Звезда» .

В июле 1944 – апреле 1945 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 6-го авиационного корпуса дальнего действия, в апреле-мае 1945 – командир 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Участвовал в Белорусской, Львовско-Сандомирской, Прибалтийской, Кёнигсбергской и Берлинской операциях.

Всего за время войны совершил 356 боевых вылетов (из них 316 – ночью) на бомбардировщике Ил-4 для нанесения ударов по живой силе и технике противника, а также по объектам в глубоком тылу врага.

После войны до апреля 1946 года продолжал командовать 240-м гвардейским бомбардировочным авиационным полком (в Северной группе войск; Польша). Затем служил в Дальней авиации: с 1946 – командиром авиаэскадрильи бомбардировочного авиаполка (на Украине), в 1948-1951 – лётчиком-инспектором по технике пилотирования 4-го (с 1949 года – 81-го) гвардейского авиационного корпуса (город Киев, Украина).

В 1951-1954 – командир 251-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка (город Борисполь Киевской области, Украина). С декабря 1954 – заместитель командира, а в июле 1955 – ноябре 1956 – командир 15-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии (город Житомир, Украина).

В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба. В декабре 1958 – ноябре 1959 – командир 79-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии (город Семипалатинск, ныне Семей, Казахстан). С 1959 – заместитель командующего по боевой подготовке, а в июле-октябре 1960 – заместитель начальника штаба 5-й воздушной армии Дальней авиации (штаб – в городе Благовещенск Амурской области).

С октября 1960 года служил в Главном оперативном управлении Генерального штаба ВС СССР: начальником отдела Дальней авиации Управления Ракетных войск (1960-1964), начальником направления (март-июнь 1964), заместителем начальника (1964-1969) и начальником Управления противовоздушной обороны и авиации (1969-1976), начальником 4-го Управления (1976-1979). С мая 1979 года генерал-лейтенант авиации П.А.Таран – в запасе.

В 1979-1984 годах работал ведущим конструктором в ОКБ имени А.Н.Туполева.

Генерал-лейтенант авиации (1967). Награждён орденами Ленина (20.06.1942), Октябрьской Революции (21.02.1978), 2 орденами Красного Знамени (5.11.1941; 22.02.1955), орденом Александра Невского (13.07.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (28.04.1943; 11.03.1985), орденом Трудового Красного Знамени (30.05.1973), 2 орденами Красной Звезды (22.02.1941; 3.11.1953), медалью «За боевые заслуги» (24.06.1948) и другими медалями, иностранными орденами «Полярная Звезда» (Монголия, 6.07.1971), «За заслуги перед Отечеством» в бронзе (ГДР, 8.05.1975) и другими иностранными наградами.

Бронзовый бюст П.А.Тарана установлен в селе Шолохово, а в городе Никополь на мемориале – памятная плита. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Его имя присвоено стратегическому бомбардировщику Ту-160.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 59 боевых вылетов (из них 26 – ночью) (на сентябрь 1941 года);
2) Награждён за выполнение 350 боевых вылетов (из них 310 – ночью) (на ноябрь 1943 года).

Воинские звания:
Младший лейтенант (20.12.1938)
Лейтенант (1.02.1940)
Старший лейтенант (5.11.1941)
Капитан (5.07.1942)
Майор (14.10.1942)
Подполковник (6.09.1944)
Полковник (31.08.1949)
Генерал-майор авиации (27.08.1957)
Генерал-лейтенант авиации (25.10.1967)

Биография предоставлена