Болезни Военный билет Призыв

Павел Конюхов: "Если хочешь быть счастливым - путешествуй". Конюхов, павел филиппович Павел конюхов путешественник

В выставочном зале Союза художников (Пушкинская, 7) 6 сентября открылась экспозиция работ Павла и Веры Конюховых «Тепло Земли». Павел Конюхов хорошо известен воронежцам. Он велопутешественник, художник и родной брат знаменитого путешественника и живописца Фёдора Конюхова. Павел и Вера рассказали, как им удаётся избегать творческих разногласий и какое влияние Воронеж оказал на их живопись.

Павел Конюхов вместе со своей супругой, членом Союза художников России Верой Конюховой девять лет назад переехал из Приморского края в село Девица Семилукского района. Путешественник рассказал, что хотя их сын переехал в Москву, сами они не захотели жить в городе. Они купили дом, в котором у каждого есть своя мастерская.

Павел и Вера Конюховы на открытии выставки «Тепло Земли»

Путешествовать Павел Конюхов начал в 1980-е. Он за три месяца проехал на велосипеде от посёлка Врангель Приморского края до Азовского моря. В 1989 году вместе со своим братом Фёдором Конюховым участвовал в велопробеге по маршруту Находка-Москва-Ленинград. С декабря 1995 по сентябрь 2000 года Павел совершил уникальную кругосветку, проехав на велосипеде сто стран на шести континентах. Всего он совершил более тридцати велопутешествий. Живописью Павел начал заниматься с 1996 года после возвращения из Австралии.

Павел Конюхов «Будни тундры», 2014

— Меня так впечатлила Австралия, что после возвращения я хотел написать все, что увидел в путешествии, — рассказал Павел Конюхов. – Я обратился к жене, чтобы она рассказала мне о технике рисования, и начал писать. Больше мне Вера не подсказывала. Вообще я в детстве не увлекался рисованием, в отличие от моего брата. Я был спортсменом, отучился на учителя физкультуры.

Сейчас, по словам Павла Конюхова, его увлекла техника дриппинга (разбрызгивание краски). Художник говорит, что это его успокаивает. Конюхов может работать над одной картиной 2-3 месяца.

— Когда мы с Верой переехали в Девицу, в первый год сделали с ней выставку в Доме актера с работами, которые привезли из Приморского края, — рассказал Конюхов. – На выставке «Тепло Земли» представлены наши картины, созданные уже в Воронежской области за последние 6-7 лет.

Работы у Павла и Веры Конюховых, действительно, разные. Если у путешественника они более яркие и посвящены воспоминаниям о его походах, то его супруга выбирает в качестве сюжетов нежных колорит местных пейзажей, цветов. Также на выставке можно увидеть портреты Павла Конюхова и его брата Фёдора, которые Вера написала в 2014 году.

Вера Конюхова «Фёдор Конюхов» (слева и «Павел Конюхов» (справа), 2014

— Раньше я работала в технике батик, а когда приехала в Воронеж, была так поражена природой, что взялась за масло, — рассказала Вера Конюхова. – Мне хотелось написать все, что я вижу вокруг: поля, подсолнухи, леса с подснежниками, зиму – в средней полосе России она какая-то сияющая.

Вера Конюхова рассказала, что с Павлом познакомилась в Приморском крае, куда обоих отправили после института работать по распределению. На тот момент она преподавала в художественной школе, а Павел только начинал совершать свои походы. Вместе в браке они прожили уже 35 лет.

Вера Конюхова «Весенний лес», 2017

— Перед тем как жениться, Павел спросил у меня, не против ли я его походов, — вспоминает Вера. – Я была очень удивлена этим вопросом, я всегда уважительно относилась к своде другого человека. У всех есть право заниматься тем, что ему нравится. Вместе мы ни разу не путешествовали, я более домашний человек. А Павел, когда уезжал, всегда рассчитывал свои путешествия, и постоянно мне писал письма или присылал открытки. Я хоть и волновалась, но всегда знала, что он на связи со мной. Как семьянин он очень хороший. Когда я сажусь писать, то он занимается домашними делами. И наоборот.

Павел Конюхов рассказал, что сейчас из-за состояния здоровья он не может путешествовать. Он занимается живописью, а еще пишет книги о своих предыдущих походах. Павел рассказал, что брат ему звонил и поздравлял с открытием выставки.

— Фёдор в Воронеж не приехал, он очень занят, он даже не всегда приходит на открытия собственных выставок, — говорит художник. – Сейчас он мечтает отправиться в кругосветку на весельной лодке. Говорит, что устал и хочет отдохнуть в океане. Мои занятия живописью он всегда поддерживает. Фёдор говорит: «Рисуй, как тебе нравится. Никогда не подстраивайся под покупателя. Если будешь писать только для продажи, то уже не будешь художником». Мне кажется, что все художники хорошие. Вот сейчас в Воронеже идет выставка работ Никаса Сафронова, многие его критикуют. Я не говорю, что он гениальный художник, но он хороший художник. Только время покажет значимость художника. При жизни он хороший, а после смерти может стать гениальным. Или наоборот при жизни его считают гениальным, а потом забудут. Вот Ван Гог при жизни почти не продал своих работ, а сейчас его все знают.

Всего на выставке «Тепло Земли» представлено около 70 живописных работ Павла и Веры Конюховых. Экспозиция в выставочном зале Союза художников (ул. Пушкинская, 7) будет работать до 24 сентября. Вход свободный.

13 июля российскому велопутешественнику Павлу Конюхову исполняется 61 год. Клуб активного отдыха и туризма "Робинзоны" организовал встречу с Павлом Филипповичем накануне его дня рождения. Путешественник душевно беседовал с воронежцами и презентовал свои книги «Навстречу солнцу» и «Под северным сиянием» в книжном клубе "Петровский". На встречу пришли не только поклонники писательского таланта Конюхова, но и путешественники, ищущие мудрых советов. Павел Филиппович рассказал, как ему удалось собрать деньги на первые путешествия, почему он странствовал только на велосипеде и как планировал свои маршруты.

Как стал на выбранный путь

Я родился на побережье Азовского моря, где жил Георгий Седов (организатор неудачной экспедиции к Северному полюсу, во время которой умер, не достигнув цели, – прим. автора). Мой дед дружил с Седовым. Когда он умирал, то подозвал старшего брата Федора и дал ему нательный крестик со словами: «Георгий не дошел, ты должен дойти до Северного полюса». А я, как младший, везде хвостиком за Федором бегал. Я был в семье шестым ребенком, родился больным. До трех лет и девяти месяцев не видел и не ходил. А потом прозрел. И в пять лет совершил свое первое путешествие. Мне было интересно, куда солнце садится. Я друга подговорил, и мы ушли, родители трое суток искали нас. Тогда отец ремнем отбил охоту путешествовать надолго.

Потом, когда я учился в Донецке на учителя физкультуры, Федор познакомил меня со своими друзьями: альпинистом, спелеологом, туристом. И я начал путешествовать по Дальнему Востоку, спускаться в пещеры, пока в 1987 году не поехал на велосипеде.

Почему велосипед? Из-за Федора. Так много, как сделал старший брат, я уже не смогу сделать. И чтобы не говорили, что я повторяю его маршрут, решил выбрать велосипед. Сейчас я уже отошел от путешествий по состоянию здоровья, но когда ездил, то был в тройке лучших в мире по сложности путешествия.

Как зарабатывал на путешествия

За год до первого путешествия в 1983 году я собрал деньги. Жена уехала в Читу рожать, а я поехал через страну на велосипеде. Когда приехал в Уфу , узнал, что сын родился, а когда вернулся, ему было уже четыре месяца. В дальнейшем путешествовал от горкома комсомола. Они деньги не давали, но давали бумажку, по которой нас пускали бесплатно ночевать в общежития и ремонтировали снаряжение. Тогда билет на самолет от Москвы до Владивостока стоил 134 рубля, а зарабатывал я как учитель 224 рубля. Поесть дешево можно было. Это сейчас тяжело, все дорогое.

Но когда я первый раз ехал вокруг страны, меня с работы не отпускали. И Федор сказал: «Если ты с работы не можешь уволиться, то зачем начинаешь путешествовать».

Как объехал Северную Корею

В 1991 году Ким Ир Сен, президент Северной Кореи , пригласил меня на день рождения. Мы ехали в вагоне, полностью обитом бархатом, были все удобства. На каждой остановке возлагали цветы товарищу Ким Ир Сену . Встречали нас тысяч пять корейцев, телевидение было, все торжественно. Мы хотели посмотреть страну, и нам сказали, что с нами поедут их лучшие спортсмены. Ехали по всем улицам, и везде нас встречали люди, выглядывали с балконов, приветствовали. А потом мы поехали за 70 км от города. Спереди мотоцикл и машина, две машины по бокам и две сзади нас. И весь маршрут с двух сторон стояли люди и махали нам. Я тогда удивился, думаю, как их туда завозили за 70 км?

А когда возвращались на родину, полдня ждали поезд, никого не было. Потом приехал паровоз, который уголь возит, и слышу оттуда: «Где этот Конюхов? Мне некогда!». Так мы и полезли туда, в костюмах, белых рубашках…

Как не боялся змей в Австралии

Я целый год путешествовал по Австралии . Люди там добрые: едешь, а тебе и колу , и пиво подают на ходу, чтобы не приходилось останавливаться. Все здороваются с тобой, даже неприятно было, постоянно руку поднимать. Там было очень много змей. Мы их прямо палками и отодвигали, чтобы палатку поставить. А потом, когда я домой приехал, узнал из передачи «Вокруг света», что девять из десяти самых опасных видов змей обитают в Австралии… Вот тогда мне стало страшно. А до этого – не задумывались.

Был случай, когда купались в речке с крокодилами. В Австралии жарко, помыться хочется. Вот мы свернули к реке, а там табличка висит: «Купаться запрещено. Крокодилы». Ну а куда нам отступать? Нашли место, где по колено, и купались. Один в воде, второй наблюдает.

Почему полюбил Север

Кто бывал на Севере, того снова тянет туда. Это как моряков тянет к морю. На Севере – свобода. Все зависит только от тебя. Здесь, на юге, ты один из многих, и часто можешь встретить нехороших людей. Я же семь раз Россию объезжал. Иногда на кладбищах ночевать приходилось, чтобы никто не трогал. Хотя и на Севере есть не очень хорошие люди. Они считают, что живут плохо, потому что мы, русские, у них все забираем.

Как питался во время путешествий

Когда путешествуешь по югу, вопросов нет, тут можно и в столовую заехать. А вот на Севере питались два раза в день – утром и вечером. Брали с собой только гречку и рис. Они питательные и быстро дают калории. Мясо не брали, потому что его тяжело везти. Еще делали свою колбасу: смешивали орехи, шоколад, желуди, изюм, замораживали и ели. Сыт не будешь, но энергии хватало.

Как лечился

Раньше у нас врача не было. Американцы даже прозвали меня «русским самоубийцей» - за то, что ездил без рации, без врача. Мне жена собирала аптечку, подписывала, какие таблетки когда принимать. Бывали случаи, когда чукчей лечил – смотрел, от чего какие лекарства, и давал им. А потом появился у нас Миша Тумаев из Эстонии , хороший врач. Он нас и лечил. Но знаете, когда врача нет, меньше болеют.

Как справлялся с проблемами

На Севере самая большая проблема – это сон. Мы никогда не брали печку. Перед сном одежду надо было снять, чтобы высохла. Носки я клал на живот, а стельки на ягодицы, на голое тело. До утра все высыхало. В спальник с головой забираться нельзя, лицо накрывали шарфом, и он часто примерзал к бороде. Так и ночевали: вечером поели, первые полтора-два часа поспали, а потом дремали. На Севере полностью засыпать нельзя – можно утром не проснуться. И никогда не согревались водкой. Она только сначала греет, а потом еще холоднее становится. Вечером, когда переодевались, принимали ложку спирта, чтобы телу горячо было. А если проваливались под лед – согревались молоком.

Что давало силу в безвыходных ситуациях

Я сначала думал, что Земля очень большая. А когда стал путешествовать на велосипеде, понял, что она такая маленькая. За несколько месяцев объезжал Европу , за три месяца – Россию. И знаете, безвыходных ситуаций не бывает. Вот если ты на Севере остановился – куда ты денешься? Хочешь – не хочешь, а надо выйти к людям. Был случай, на Севере рама треснула. Ни сварки, ничего нет. Привязали топор, скрутили и доехали до места, где можно заварить. В любой ситуации есть выход, только нужно не суетиться, не паниковать, а сесть и подумать.

Я помню, когда в 1994 году мы шли по океану, я сильно заболел. Врач сказал, что могу остаться без руки. Мы тогда проходили через торосы – это еще сложнее, чем идти через лес. Они как четырехэтажные здания, через которые нужно пролезать. И заметили мы у берега избушку. Остановились там, и, представляете, я нашел в углу плакат Федора Конюхова, когда он на Северный полюс шел. У меня тогда даже слезы выступили. Когда мне трудно, я часто думаю: «А как бы Федор поступил?». И вот тогда мне попался его плакат.

Как планировал свои маршруты

Чтобы начать путешествовать, главное – выйти и идти. Важно психологически настроится. Я целыми днями смотрел на карту. Прежде чем проехать маршрут, я должен был духовно его пройти. Я думал, сколько километров должен пройти, где буду останавливаться, каких людей могу встретить. И потом оставалось только тело свое пронести через этот маршрут.

В чем видит счастье

Когда меня спрашивают, зачем я путешествую, я говорю: чтобы быть счастливым. Когда проходишь такие трудности, а потом возвращаешься домой, чувствуешь себя счастливым. Еще две-три недели радуешься, что ты живой, и все люди кажутся добрыми. Кто-то тебе на ногу наступит – ты сам извинишься. Потому что счастье – это жизнь и здоровье.

А молодым я бы сказал: главное оставаться человеком в любых ситуациях.

Младший брат самого известного путешественника современности Федора Конюхова участвовал в трех десятках уникальных велоэкспедиций и проехал на велосипеде 43 страны мира. Павел семь раз пересекал Россию в разных направлениях, он - единственный, кто повторил маршрут путешественника 30-х годов XX столетия Глеба Травина вдоль Северного Ледовитого океана, дважды достигал Полюса холода зимой. Прошел пустыни Австралии и Гоби. Трижды его достижения были занесены в книгу рекордов СНГ «Диво». Член Союза фотохудожников России, действительный член Географического общества России и Украины, автор четырех книг. С 1996 года занимается живописью.

Павел Конюхов в Атманае

Общались мы с ним с ним в Атманае, что в Акимовском районе [родился Павел, как и Федор, в соседнем Приазовском районе]. В Атманай летом 2006 года, Павел Филиппович приехал погостить к родителям из далекого Приморского края вместе с женой Верой.
- Что у вас общего с Федором? - задал я первый, всю дорогу вертевшийся на языке, вопрос.
- Он мой брат. Благодаря Федору я стал путешественником. Я ведь за ним с детства следовал - хвостиком. За что он постоянно гонял меня. Вместе мы задумали и первую велоэкспедицию - в 1983 году: из Приморья, где уже жил Федор и куда вслед за ним приехал и я. Мы решили тогда домой, в Приазовский район, приехать на велосипедах. Начали готовиться к экспедиции, но Федора неожиданно пригласили поучаствовать в велогонке на Кубок Балтии. Я остался один. Но поехал... Три месяца добирался до села Чкалово, где жили родители. Это было мое первое странствие по стране. После него я заболел путешествиями. Ездил много: Сахалин проехал, Камчатку, Приморье исколесил. Вдоль западной границы прокатился - от Мурманска до Чкалово. А в 89-м понял: нужно бросать работу. И, уйдя из школы - физруком там был - стал только путешественником.
- Какой ваш маршрут - самый значимый?
- Очень долго я жил мечтой - пройти вдоль Северного Ледовитого океана. В 30-е годы этот маршрут одолел Глеб Травин, и больше никому не удавалось повторить его.
- Потому что он сложный?
- Да, очень непростой. Но и другая причина имелась: во времена Союза Север был закрыт для путешествий. А мне повезло: в свое время я служил на границе, и на нашей погранзаставе проходил службу будущий командующий погранвойсками Матросов. К нему, когда он уже был генерал-полковником, и попала моя заявка на путешествие. Наверное, вспомнив меня, генерал дал «добро» на маршрут. Кстати, часть пути с нами проехал и Федор - два месяца мы были вместе.
- Зачем на Севере велосипеды? Разве можно на них по снегу ехать?
- Можно! Кое-где по берегам Ледовитого океана имеются локальные дороги. Правда, от мыса Шмидта до Уэлена мы шли только по льду. Тяжелая экспедиция получилась! Я очень больным шел... пришлось даже к знахарке обращаться - она сама помощь предложила. "Иначе, - сказала, - ты не вернешься из экспедиции: сбудется давнее предсказание о твоей смерти на 37-м году жизни".
- Было такое?
- Цыганка мне давно-давно нагадала: если пройдешь 37-летний рубеж - будешь жить очень долго. Я и забыл об этом предсказании, а вот там, в экспедиции, вспомнить пришлось... А однажды мы набрели на охотничью избушку - года два, наверное, никто в ней не жил. Мои спутники предлагают: ты обед готовь, а мы пойдем дорогу посмотрим. И ушли. Я подметать полы взялся, вижу - бумага в углу какая-то. Развернул ее, а это портрет Федора! У меня аж слезы на глазах выступили. Федору, думаю, сейчас намного сложнее, чем мне. Он ведь в одиночку на Эверест идет! Я всегда Федора вспоминаю, когда трудно. Пытаюсь представить, как бы он поступил в моей ситуации.
- Вскоре вы снова на Севере оказались - на Полюсе холода...
- Мечта осуществилась-то! Нужно было новые цели перед собой ставить. Так и возникла идея дойти из Тынды до Полюса холода. Что мы и сделали за 41 день.
- Полюс холода - он в самом деле жутко холодный?
- Минус 63 градуса - обычная температура для тех мест.
- И что человек ощущает в такой мороз?
- Кажется, что натянуто все - включая и нервы, как струна. И тишина стоит звенящая. А нам нужно идти, нужно жить.
- И спать?
- Спать нельзя! Постоянно следовало пальцами шевелить, постоянно быть собранным. Как только кто-то храпеть начинал - будили его. Пару раз и я засыпал. Сразу сны приходили - радостные, солнечные. Но тут же голос чей-нибудь их обрывал: "Паша, Паша, не спи!"
- Хуже где - на Севере или в пустыне?
- В пустыне! Жара в 57 градусов - и полное бездорожье, при отсутствии воды. Каждый шаг отдается в мозгу: вода, вода, вода... А пить нельзя - вода тут же с потом выйдет. Пить приходится по глотку. Не пить даже - в рот воду набирать. Через полчаса - еще один глоток. И так изо дня в день... Вернувшись домой, попервости воду возле кровати на ночь оставлял - настолько исстрадался без нее.
- Зачем вам все это надо было, Павел?
- Сложно сходу ответить. Хотя вопрос этот мне часто задают. И иногда приходилось что-то выдумывать. А сейчас отвечу так, как сам понимаю. Каждый из нас желает быть счастливым. Но что такое счастье, никто не знает. Однако стоит человеку побывать на грани жизни и смерти и не погибнуть, разгадка счастья становится очевидной. Счастье -
Это возможность жить!
- А если просто сидеть на берегу и ловить рыбу - разве это не счастье?
- В таком случае ты будешь счастлив от того, что поймал рыбу, а не от того, что тебе Бог даровал жизнь. В полной мере жизнь, как счастье, можно ощутить, лишь пройдя через трудности, через испытания.
- Ну, допустим, один раз мужчина может себя испытать, но зачем дальше трудности создавать?
- Ты знаешь, Володя, мужчиной я себя как раз на маршруте и чувствую! В пути ведь все от меня зависит. Там я хозяин положения. А в обычной жизни не нахожу для себя места.
- Природа жестока сама но себе?
- Я ее не боюсь! Самое страшное в природе - это люди.
- Икону берете в дорогу?
- Меня сопровождают две иконы: Божия Матерь Порт-Артурская, подаренная архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином, и Казанская Божия Матерь.
- Казанская - тоже подарок?
- Вот какая история с ней приключилась. Однажды я ехал на велосипеде из Приморья в Финляндию. Под Екатеринбургом оказался часов в десять утра. И вдруг замечаю: что-то блестит на трассе. А машин вокруг - масса! Город же крупный неподалеку. Подъезжаю ближе - икона лежит посредине дороги. И ни одна машина на нее не наехала! Значит, она меня ждала! Ну и забрал ее.
- Во время странствий по миру вера укрепляется?
- Конечно! Человек в каком случае к Богу обращается? Когда ему трудно! А в путешествии всегда трудно. И я никогда не выхожу на дорогу, не прочитав молитву.
- Ваше самое долгое путешествие сколько продолжалось?
- Год, по Австралии.
- Австралийцы отличаются от нас?
- Они добрее. Не поверишь: там все на дороге приветствовали нас! Ну, если не все, то 99 из ста проезжавших! Пиво прямо на ходу иредлагали, воду.
- Полиция тамошняя как себя вела?
- За год полицейские меня четыре раза останавливали. В первый раз предупредили, что ночью будет дождь. Во второй раз посоветовали, как проехать по менее загруженной дороге. Третья остановка - перед заездом в пустыню. Полицейские вручили визитку: случится что, мол, - звоните, там по-русски понимают. Четвертая задержка возникла на скоростной магистрали, по которой запрещено движение на велосипедах. А чтобы объехать ее - 20 километров в сторону. Ну а зачем нам лишних 20 километров? Вот и решил я прикинуться: не понимаю, дескать, чего вы хотите. Полицейские показывают: туда надо! А я им: нет, сюда! Замечаю, психовать начинают. Тогда я достаю записку с английским текстом: мы, значится в ней, русские путешественники, едем вокруг Австралии, языка не знаем. Помогите с хлебом и водой. Протягиваю записку полицейским. Те прочитали... и на капот своей машины упали от хохота. И руками машут: езжайте, куда хотите.
- А на просторах СНГ как вас принимают?
- Иногда в день по пять-семь раз останавливают.
- Зачем?!
- А вдруг наркотики везу...
- И такие проверки бывают?
- Нередко. Но случается, останавливают просто поговорить. И сфотографироваться на память.
- Какие у вас, Павел, на будущее планы?
- Мечтаю проехать всю Америку - от Аляски до Огненной земли. И в Индию хочу попасть. И, конечно, по стране опять поеду. Мне нравится движение. Очень!
- Домой, в Приазовье, не тянет?
- Тянет! Возвращаться думаем. Родители здесь, сестра и брат - тоже. Федор в Москве живет. Один сын - в Донецке, второй - в Москве. А мы с женой - в Приморье. Вот и планируем рано или поздно поближе перебраться.
- К Москве или к дому?
- Не решили пока окончательно.
- Океан не возникало желание перейти - как Федор?
- Вот что я тебе на это отвечу: велосипед я выбрал именно из-за Федора. И сейчас по рейтингам в первую тройку мировых сухопутных путешественников вхожу. А за Федором я бы за всю жизнь не угнался!
- Как полагаете, нужен в Приазовье музей братьев Конюховых?
- Сейчас, может, он и не нужен. Но в будущем понадобится. И он появится - когда нас уже не будет...
Владимир ШАК
[Газета "МИГ", Запорожье]

На плече у Павла татуировка: "Сын рыбака"

Одна из книг путешественника

Павел Конюхов, трижды занесенный в книгу рекордов СНГ: «В обычной жизни я не нахожу для себя места»

Общались мы с ним с ним в Атманае, что в Акимовском районе [родился Павел, как и Федор, в соседнем Приазовском районе]. В Атманай Павел Филиппович приехал погостить к родителям из далекого Приморского края вместе с женой Верой.

«Я стал путешественником благодаря Федору»

Какой ваш маршрут - самый значимый?

Потому что он сложный?

Зачем на Севере велосипеды? Разве можно на них по снегу ехать?

Было такое?

Вскоре вы снова на Севере оказались - на Полюсе холода...

Полюс холода - он в самом деле жутко холодный?

Минус 63 градуса - обычная температура для тех мест.

И что человек ощущает в такой мороз?

И спать?

Хуже где - на Севере или в пустыне?

«Самое страшное в природе - это люди»

Зачем вам все это надо было, Павел?

Это возможность жить!

А если просто сидеть на берегу и ловить рыбу - разве это не счастье?

Природа жестока сама но себе?

Я ее не боюсь! Самое страшное в природе - это люди.

Икону берете в дорогу?

Казанская - тоже подарок?

Во время странствий по миру вера укрепляется?

Ваше самое долгое путешествие сколько продолжалось?

Год, по Австралии.

Австралийцы отличаются от нас?

Они добрее. Не поверишь: там все на дороге приветствовали нас! Ну, если не все, то 99 из ста проезжавших! Пиво прямо на ходу предлагали, воду.

Полиция тамошняя как себя вела?

А на просторах СНГ как вас принимают?

Иногда в день по пять-семь раз останавливают.

А вдруг наркотики везу...

И такие проверки бывают?

Какие у вас, Павел, на будущее планы?

Домой, в Приазовье, не тянет?

К Москве или к дому?

Не решили пока окончательно.

Океан не возникало желание перейти - как Федор?

Как полагаете, нужен в Приазовье музей братьев Конюховых?

Создан 07 мая 2017

Живущий в Воронеже родной брат известного путешественника Федора Конюхова на протяжении суток следил в интернете за тем, как его родственник пытается установить новый рекорд мира по продолжительности полета на воздушном шаре. Петр Конюхов признался РИА «Воронеж», что не сомневался в успехе брата. Он уже привык, что Федор всегда идет до победного и очень гордится его успехами.

Павел Конюхов рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», что звонил в штаб Федора, когда знаменитый путешественник вместе с мастером спорта по воздухоплаванию Иваном Меняйло поднялся в небо.

Следил за их новостями через интернет, – объяснил Павел. – Я знал, что они побьют мировой рекорд. Единственное, за что переживал – чтобы у Федора и Ивана ноги не замерзли. Ведь нужно было сидеть в корзине шара, почти не двигаясь, при -25 градусах, а то и при -30. Еду они не взяли с собой, только бульон и чай. Отсутствие дополнительных вещей позволило взять на борт максимальное количество газовых баллонов.

Предыдущий рекорд мира по продолжительности полета на тепловом аэростате принадлежал Уильяму Басси из США. Американский пилот в январе 1993 года провел в воздушном шаре 29 часов 14 минут 35 секунд. Российские воздухоплаватели побили его рекорд: в корзине аэростата они находились более 30 часов. Федор Конюхов и Иван Меняйло стартовали в воскресенье, 24 января, в 07:55 с аэродрома в Тульской области, а приземлились на окраине города Ковров Владимирской области.

– Мировой рекорд превышен примерно на два часа. Конечно, я горжусь братом, но, если честно, уже привык к его рекордам. В марте Федор планирует перелететь на воздушном шаре с Северного полюса в Канаду, а летом отправится в кругосветное путешествие на шаре. Он планирует стартовать из Австралии и пролететь через Новую Зеландию, Аргентину, Чили, ЮАР и завершить в Австралии, – сообщил Павел Конюхов.

Иван Меняйло и Федор Конюхов
Фото — konyukhov.ru

Павел – младший брат Федора Конюхова. Он так же, как его знаменитый родственник, долгое время был профессиональным путешественником. Список достижений младшего Конюхова достоин восхищения не меньше Конюхова-старшего. Павел совершил путешествие от Архангельска до села Уэлен (самый восточный населенный пункт Чукотки) по пути велопутешественника 30-х годов Глеба Травина. Вместе с напарником Павел Конюхов доехал на велосипеде до Полюса холода в Верхоянске, где была зафиксирована температура -72 градуса. В 1989 году вместе с братом Федором принял участие в советско-американском велопробеге по маршруту Находка-Москва-Ленинград. С декабря 1995 года по сентябрь 2000 года Павел совершил уникальное кругосветное велопутешествие по ста странам шести континентов.

Долгое время Павел Конюхов вместе с женой жил в приморском городе Находка. Семь лет назад супруги решили кардинально изменить жизнь и переехали в Воронеж. Черноземье они выбрали не случайно: во-первых, здесь живут родственники Конюховых, а во-вторых, теплый климат и красивая природа, что очень важно для художников.

– Моя супруга Вера Конюхова – член Союза художников России. А я увлекся живописью с 1996 года. Попросил супругу подсказать, как рисовать, а дальше она уже больше не вмешивалась. У нас с ней разные стили. Я работаю в технике пуантилизма, то есть рисую точками. Чаще всего пишу по мотивам своих путешествий. Но эти работы я на улице не продаю. За ними ко мне коллекционеры из разных городов домой приезжают. На улице я что-нибудь из простого и недорогого выставляю. Вот, например, серия про кошек. Они многим прохожим нравятся, и, соответственно, такие работы легче продать, – подытожил Павел Конюхов.

На Дальнем Востоке Павел был известным художником, участвовал в выставках в Находке, Уссурийске, Владивостоке и Хабаровске. Его работы находятся в частных коллекциях России, Австралии, Японии, Южной Кореи, а также в государственных музеях страны. В Воронеже о художнике-самоучке с мировым именем знают немногие.

– Я специально уехал из Находки, чтобы быть подальше от постоянной суеты и жизни на виду. Устал от публичности. Хочу просто спокойно жить, чтобы в меня не тыкали пальцами. Картошку сажать, грядки полоть и рисовать в тишине. Мы домик в селе купили. Пока все нам нравится здесь, переезжать не собираемся, – объяснил художник Конюхов.