Болезни Военный билет Призыв

Парадигма: что это простыми словами, что обозначает это слово в социологии и философии. Парадигма это простыми словами

Парадигма (от греческого paradeigma) - образец, модель, образец, пример.
Совокупность научных достижений, признанных научным миром в определенный период времени и служащих основой и образцом для новых научных исследований. Парадигма с одной стороны исключает все не относящиеся и не согласующиеся с ней концепции, теории, с другой ориентирует научное сообщество на использование теории для поиска нового, что в свою очередь ведет к усовершенствованию самой парадигмы.

«Парадигма - это наш способ воспринимать мир, она для нас - как вода для рыбы. Парадигма объясняет нам мир и помогает предсказывать его поведение» (экономист и философ Адам Смит «Сила ума» (Powers of the Mind)

Примеры парадигм

  • В физике:
    невозможно превысить скорость света в вакууме.
    перемещение электромагнитного излучения в вакууме - данность.
  • В космологии:
    развитие и эволюцию Вселенной начинается с момента Большого взрыва.
  • В космогонии:
    планеты и их спутники возникли в результате уплотнения газопылевого облака.
  • В искусстве:
    сочетание гармонии, текстуры, формы и содержания.
  • В политике
    преобладание прав личности над правами государства, равенство всех перед законом
  • В экономике
    основа - рыночные отношения
  • Игра
    чёткие правила, способность решать проблемы, критерий успеха

«Парадигма - основной способ восприятия, осмысления реальности. Парадигма редко формулируется в явном виде, она подразумевается и передается следующим поколениям через культуру и непосредственный опыт, а не за счет обучения» (специалист Стэнфордского исследовательского института У. Хармон )

Научная революция - смена парадигмы

С течением определенного времени наука начинает переживать кризис. Кризис начинается с сомнения в парадигме. Завершение кризиса знаменуется научной революцией, сущность которой заключается в возникновении новых парадигм.

Примеры научной революции

- Аристотелевская физика функционировала в качестве парадигмы от античности до позднего Средневековья. Физические и математические открытия ХVI, XVII веков Галилея, Декарта и Ньютона произвели научную революцию и в качестве парадигмы научного исследования выступала ньютоновская физика, которую в начале затем сменила релятивистская физика с теорией относительности и
- Децентрализация. Старые правила требовали централизации, сложной иерархии. В итоге появивлись серьезные проблемы. И тогда выяснилось, что есть иной способ справляться с проблемами - децентрализовать организацию и упростить ее структуру.

Если бы древние греки узнали современный смысл изобретенных ими слов, они бы очень сильно удивились. Когда афинский оратор для убеждения публики приводил для яркого примера притчу или басню, это называлось парадигма. Что это простыми словами значит сейчас, зависит от конкретной научной сферы.

Что означает слово «парадигма»?

Слово имеет греческое происхождение, где имело значение «шаблон, пример, образец». В Античности оно применялось преимущественно в риторике и обозначало разновидность доказательства при ведении дискуссии или во время публичных выступлений оратора.

В новейшее время первой наукой, освоившей древнегреческий термин, было языкознание. Еще в 1900 году лексема считалась техническим термином из области грамматики. Впоследствии она была подхвачена другими областями знания и получила новые, многогранные значения.

В современном понимании, парадигма - это общепризнанные научные достижения , которые на определенный промежуток времени являются моделью решения и поиска проблем для сообщества специалистов-практиков.

Она определяет:

  • Что должно подвергаться рассмотрению и исследованию;
  • Какие вопросы нужно изучать в рамках определенной проблематики;
  • Каким образом следует структурировать эти вопросы;
  • Какие нужно делать прогнозы в рамках доминирующей в дисциплине теории;
  • Как нужно интерпретировать результаты научных исследований;
  • Как следует проводить эксперимент и какое оборудование при этом использовать.

В этом видео Андрей Куценко расскажет, как был образован термин «парадигма», о его определении:

Значение в языкознании

Применительно к науке о языке это греческое слово означает всю совокупность словоформ с разным грамматическим наполнением, принадлежащих одной единице речи.

В русском языке парадигмальный анализ представляет собой список падежных форм, например:

  • Солнце;
  • Солнца;
  • Солнцу;
  • Солнце;
  • Солнцем;
  • О солнце.

Для глагола потребуется составить таблицу спряжения.

В зависимости от раздела языкознания значение термина «парадигма» варьирует:

  • Морфология : множество форм слова, которые соответствую определенным грамматическим категориям. При любых изменениях определенная часть слова (корень) остается прежней;
  • Лексикология : категория слов, которые противопоставлены другой категории по определенному признаку (значению, произношению, написанию);
  • Словообразование : множество дериватов, происходящих от одного корня;
  • Синтаксис : отличающиеся между собой конструкции предложений и словосочетаний. Например, категория модальности (предположение, пожелание, возможность).

Парадигмы в социологии

В общественных науках под парадигмой понимают преобладающую на определенном историческом этапе концепцию, которая определяет механизм поиска проблем и их решения.

В зависимости от конкретной социологической школы выделяют несколько базовых концепций:

  • Социальные факты . Положение, установившееся в обществе, не зависят от волеизъявления отдельных его членов;
  • Понимание . Всякий участник общественного процесса руководствуется в своих действиях определенной логикой;
  • Социальное поведение . Человек действует на основании импульсов, заложенных от рождения;
  • Социально-исторический детерминизм . Роль отдельной личности в истории ничтожна в сравнении с ролью коллектива;
  • Психологический детерминизм . Инстинкты индивида находятся в непрерывной борьбе со стереотипами;
  • Натурализм . В исследованиях должны довлеть математические методы;
  • Интерпретация . Необходимо становиться на место каждого индивида для понимания его поступков;
  • Оценивание . Ученый должен предпочитать чистое исследование критическому взгляду на проблему.

Парадигма в философии

Применительно к философии набор базовых концепций имеет следующий вид:

  1. Спекуляция . Взгляд на проблему не должен иметь ничего общего с реальностью. Логические методы не применяются. Роль философии сводится к отвлеченному рассуждению о судьбах мира;
  2. Сциентизм . Логический метод является базисным для познания. Всякая посылка должна быть подкреплена рациональными аргументами. Знания должны подвергаться критическом осмыслению и классификации;
  3. Аналитика . Философ должен изучать точное значение слова, поскольку проблемы исходят из-за неправильного обозначения предметов и явлений;
  4. Антисциентизм . Проблематика предыдущих эпох не имеет никакого значения для истинной сути человеческого бытия;
  5. Эстетикос . Всякий философ есть художник и творец, который исходит скорее из своей интуиции, чем из здравого смысла;
  6. Практицизм . Наука должна быть основой для смены несправедливого строя;
  7. Метафизика . Предметом изучения являются материя, дух и Бог;
  8. Религиозная философия . Изучения духовных методов и реригии.

Понятие научной революции

Как полагал выдающийся американский историк Томас Сэмюэл, научная мысль в своем развитии проходит через три этапа :

  1. Обыденное существование, когда всякое явление укладывается в текущую картину мира;
  2. Постепенно массив «неправильных» и необъяснимых фактов становится настолько велик, что происходит кризисная ситуация;
  3. Предыдущий этап длится до тех пор, пока не будет разработана новая система знания, в рамках которая старая модель будет лишь частным случаем.

При переходе от 2-й к 3-й ступени в обществе царит скепсис. Так, в 1900 физик Уильям Кельвин писал, что «в физике нет ничего нового. Остаются лишь более-менее точные измерения».

Примерами кардинальной смены парадигм являются:

  • Переход от геоцентрической к гелиоцентрической картине мира (1543);
  • Утверждение принципов классической механики и отход от идей Аристотеля (1687);
  • Принятие теории Лавуазье о химических реакциях (1783);
  • Утверждение генетики благодаря исследованиям Георга Менделя (1866);
  • Принятие квантовой механики (1905);
  • Разработка теории относительности (1920).

Доминирующая некоторое время картина мира в определенной области знания носит название парадигма. Что это простыми словами? Ближайшими аналогами является «метод», «модель», «концепция» . Когда один базовый метод сменяет другой, говорят о революции.

Видео о значении слова «парадигма»

В данном ролике Геннадий Малышев расскажет о том, что такое парадигма и как она влияет на нашу жизнь:

В этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое парадигма?». Здесь будет затронуто определение термина в общем виде и в специализированных отраслях человеческих достижений науки. В частности, будет раскрыто значение лингвистической, научной, социологической и образовательной парадигмы и явление смены.

Общее определение

Что такое парадигма? Данным термином обозначают совокупность целого ряда фундаментальных умозаключений, что представлены в виде научной установки и представления о чем-либо значимом. Парадигма - это форма преемственности для научного развития и творчества.

Т. Кун описывал парадигму как труд, признанный всеми членами научного сообщества в течение определенного срока. При этом он должен давать обществу модель поставленной проблемы и ее решение.

Другие существующие виды

Что такое парадигма и какие бывают ее значения?

Рассматривая сущность и концепцию парадигмы, человечество создало некую классификацию парадигм, среди которых выделяют:

  • лингвистическую;
  • философскую;
  • парадигму программирования;
  • образовательную;
  • риторическую - исторический или морфологический пример для сравнения (басня, парабола и т. д.);
  • парадигма для научной методологии - набор ценностей, технических возможностей и навыков, различные виды подходов и методов, что приняли в сообществе ученых для создания устоявшейся традиции на конкретный промежуток времени;
  • политологическая парадигма - познавательные принципы и приемы для отображения политических реалий, которые задают логику организациям знания; это форма теоретической трактовки явлений социального характера.

Понятие «личного» и «общепринятого»

Отвечая на вопрос о том, что такое парадигма, важно также будет ознакомиться с видовым разнообразием изучаемого термина. Данное понятие имеет общее определение для всех сфер деятельности человека, но может обладать определенными особенностями, что обуславливается принадлежностью к той или иной дисциплине. Парадигма бывает общепринятой или индивидуальной (личной и субъективной). Также выделяют государственную и абсолютную парадигму. К тому же, данный термин применяется в социологии и образовании, где представляет собой крайне значимое и развитое определение.

Основная парадигма определяется правильностью и сходством мнения людей, что в первую очередь связано с объективностью реальности. Личные парадигмы базируются на индивида и его точки зрения. Данное понятие определяет не «все знание», а сущность знания. Это необходимо для обеспечения эволюционного развития личностной деятельности в действительности окружающего социума.

Парадигма в социологии

Социальная парадигма - понятие, применяемое в общественном ряде наук. Под ней подразумевают исходную концептуальную схему, модель проблемы, а также изучают способы ее постановки и пути решения. Изменение содержания парадигмы расценивают как научную революцию. Другими словами, данный термин является общим углом зрения определенного количества субъектов, изучающих конкретный феномен.

С. А. Кравченко говорит о том, что появление соц. теорий реальным становится только тогда, когда общество приходит к конкретному уровню сложности динамического характера. Это выражается в возникновении критических взглядов людей, которыми анализируются изменения в соц. институтах и самих себя. Социологические науки выделяют несколько отчетливых и крайне важных парадигм, которые разделяются по принадлежности к конкретной школе или направлению исследования и динамики развития.

Некоторые классификационные единицы

Чтобы лучше понять ответ на вопрос о том, чем является парадигма в социологии, мы рассмотрим некоторые их разновидности:

  • Парадигма социального фактора - понятие, базирующееся на устоях школы функционализма и связанное с Э. Дюркгеймом. В данном случае термин описывает социальную реальность, как самостоятельную структуру, независящую от волеизъявления и действия отдельного индивида. Она состоит из соц. институтов и структурных компонентов, изучающих и/или выступающих предметом исследования и анализа в социологии. Понятие парадигмы соц. факторов, напрямую связано с функционализмом, под которым подразумевают конкретные социальные феномены. Их в свою очередь рассматривать необходимо с точки зрения выполняемой функции.
  • Парадигма понимания - термин, связанный с трудами М. Вебера и В. Парето. В данном случае соц. реальность рассматривают с точки зрения субъективного понимания реальности каждым индивидом. Вебер утверждал, что всякое действие имеет обоснование, которое необходимо понять, определить и постигнуть рациональные мотивы.
  • Парадигма соц. поведения - понятие, основанное на социальном бихевиоризме Б. Скиннера и теории социального обмена П. Блау и Дж. Хоманса. Главный принцип - утверждение о том, что человеческое поведение обладает реактивной природой. Другими словами, поведение детерминировано набором простых биологических реакций, которые являются ответом на внешний раздражитель или стимул.

Наука и модель

Научная парадигма - это универсальная методология, средство, посредством которого принимают эволюционное решение и создают гносеологические модели деятельности таких решений. Такой свод установок и правил чаще всего является общепринятым. Это методы принятия решений, создание и описание мировой модели (в частности, отдельных фрагментов мироздания), которые приняли большинство людей в силу доказуемости и обоснованности самой парадигмы.

Понятие научной парадигмы является общепринятым для различных сфер деятельности человека. Это понятие трактуется в зависимости от области применения. Научные парадигмы включают в себя образцовые методологии, позволяющие принять определенную форму решения проблемы, способ создания модели мира или его отдельного фрагментов. Примером может служить парадигма благотворности, возникшая в конституционном курсе России в 1993 году, или парадигма программирования в общем виде.

Образование

Парадигма образования - общий набор идей и утверждений, которые признаны педагогическим обществом в определенный период времени. Такие идеи создают основу научному исследованию. Данных разновидностей парадигм существует в настоящее время довольно много. Самый общий уровень позволяет различать прогрессивный (устремленный в будущее) и классический (обращенный в прошлое) ряд парадигм.

Парадигма образования в классической форме представляет собой устоявшееся, традиционное понятие, используемое в образовательной сфере. Прогрессивные парадигмы обладают содержанием и подходами, отличными от стандартных и укорененных временем, а также здесь иначе рассматривается понятие права, отношения и педагогического менталитета.

Явление смены

Смена парадигмы - явление, введенное в научный оборот историком, изучающим науку, Томасом Куном. Этот термин был упомянут в книге «Структура научных революций», которая вышла в 1962 году. Она описывала эволюцию базовых посылов в рамках некоторых научных теорий (парадигм). В дальнейшем этот термин стали использовать и в других сферах человеческого опыта.

Т. Кун определял научную революцию как эпистемологическую смену парадигмы. Также он полагал, что революция начинается в том случае, когда учеными обнаруживается аномалия, которую нельзя объяснить с применением универсальных положений принятой парадигмы, применимой к конкретной сфере деятельности, в которой возникло изучаемое явление.

Под конфликтом парадигм подразумевают процесс установления новых постулатов и утверждений, в ходе которого происходит научная революция. Прежде всего, это спор между определенными системами ценностей, различие в способе решения головоломок, на которые необходимо дать ответ, а также разница в способах измерений, наблюдений и практических методов, которыми представлены противоборствующие парадигмы.

Слово «парадигма» используется научным сообществом во всем мире и является крайне важным понятием, позволяющим человеку создавать ориентиры при оценке объективной реальности.

Слово "парадигма " было заимствовано из греческого языка "paradeigma " и переводится, как пример, модель, образец.Комплекс достижений в науке признанных в научном сообществе в конкретный период времени и служащий образцом и основой для новых научных изысканий. С одной стороны парадигма отбрасывает все не согласующиеся и не относящиеся к ней теории и концепции, с другой указывает научному миру на применение теории для исследования нового, что в итоге ведёт к совершенствованию самой парадигмы.

"Парадигма - метод восприятия мира, она для нас, как воздух для птицы.Парадигма открывает нам глаза на устройство мира и помогает предсказывать его поведение ." ("Powers of the Mind" "Сила ума" философ и экономист Адам Смит)

Примеры парадигмы:

В игре

Критерий успеха, способность решить проблему, чёткие правила;

В политике

Равенство всех перед законом, преобладание прав личности над праваами государства (ложная либеральная концепция);

В космогонии:

Солнце, планеты и спутники появились в результате концентрации космической пыли;

В физике:

Передвижение электромагнитных волн в вакууме - это данность, невозможность превзойти в вакууме скорость света;

В экономике:

Рыночные отношения - это основа;

В искусстве:

Сочетание содержания, формы, текстуры и гармонии;

В космологии:

Эволюция и развитие Вселенной начинается со времени "Большого взрыва ";

"Парадигма - это главный способ осмысления и познания окружающей реальности.Парадигма почти никогда не формулируется в очевидном виде, она лишь подразумевается и передаётся другим поколениям через непосредственный опыт и культуру, а не с помощью непосредственного обучения " (У. Хармон учёный Стенфордского исследовательского института)

Смена парадигмы - научная революция

С какого-то времени в науке происходит кризис.Этот кризис порождает неуверенность в парадигме.Окончание текущего кризиса знаменуется произошедшим научным прорывом, смысл которого состоит в появлении новых парадигм.

Примеры научных прорывов

Аристотелевская физика исправно "работала ", как парадигма от самой античности и до позднего средневековья.Математические и физические открытия 16 - 17 веков Ньютона, Декарта и Галилея создали ситуацию, когда был совершён научный прорыв, а в качестве парадигмы научных изысканий выступила достаточно сложная для того времени ньютоновская физика, которую впоследствии сменила теория относительности релятивистская физика и Децентрализация.Старые догмы требовали сложнейшей иерархии, централизации.По этой причине возникли серьёзные затруднения.И тогда было обнаружено, что существует другой метод справиться с насущными задачами - децентрализовать и упростить структуру организации.

ПАРАДИГМА – в методологии науки – совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Находит свое выражение в научных трудах, научных школах и кружках, учебниках и т.п. определенной группы исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании ценностей науки и объединенных научным этосом с определенными нормативно-ценностными установками.

В лингвистике термин «парадигма» используется для обозначения конструкции, служащей образцом склонения или спряжения изменяющегося слова или системы форм изменяющегося слова.

Употребление термина «парадигма» в методологии науки было закреплено Т.С.Куном . Кун обратил внимание, что история науки не была линейным процессом, а представляла собой смену научных парадигм, которые довольно жестко регламентируют как выбор проблем, так и методы их решения в течение достаточно долгих периодов времени. Так, аристотелевская физика функционировала в качестве парадигмы от классической античности до позднего Средневековья; в течение всего этого периода она задавала понятийный инструментарий и основное направление научного поиска. Физические и математические открытия 16 и 17 вв., связанные с именами Галилея , Декарта и Ньютона , создали ситуацию научной революции, в ходе которой сторонники старой парадигмы столкнулись с приверженцами «новой науки». В 18 в. в качестве парадигмы научного исследования выступала ньютоновская физика, которую в начале 20 в. сменила релятивистская физика с теорией относительности и т.п.

Но когда встал вопрос о том, какова структура парадигмы, то здесь появлялись большие сложности. Куна упрекали, что термин неопределенный и многозначный (насчитывали до 60 разных смыслов его понимания). Кун в 1969-м в постскриптуме ко второму изданию Структуры научных революций (The Structure of Scientific Revolutions , 1962), попытался объяснить структуру парадигмы.

Он выделил метафизические части парадигмы, понимая под этим некие принципиальные видения предмета науки и некоторые философские, мировоззренческие идеи; ценности парадигмы; символические обобщения и «парадигмы как образцы решения задач». И здесь возникали парадоксы. Для него нормальная наука – это когда парадигма устойчива, что позволяет решать конкретные задачи. Ломка парадигмы – это революция. Но если символические обобщения и образцы решения задач внести в состав парадигмы, тогда их изменения будут научной революцией. В качестве примера символического обобщения он приводил закон колебания маятника. А образец решения задачи, например, колебания – это осциллятор. И здесь у Куна возникали парадоксы, поскольку такого типа новое символическое обобщение можно считать научной революцией, – но тогда теряется определенность нормальной науки.

В дальнейшей разработке понятия парадигмы Кун пользовался термином «дисциплинарная матрица».