Болезни Военный билет Призыв

Отговорила роща золотая история создания. Анализ стихотворения С.Есенина «Отговорила роща золотая». Структурный анализ стихотворения

«Отговорила роща золотая...» Есенина С.А.

Человек - часть природы: эта истина неоспорима. Как бы ни провозглашал он себя царем природы, все равно вернется в землю, откуда, из грязи, и был сотворен Богом. Эта идея довольно часто встречается в философских произведениях разных поэтов. Не стал исключением и Сергей Есенин. Именно тема зависимости человеческой жизни от законов природы зучит в его известном стихотворении « » (1924), ставшим популярной песней.

Образ золотой рощи , говорящей языком берез, поразителен сам по себе, но особенно тонко и проникновенно раскрывается в этом произведении сложное психологическое состояние лирического героя. Для Есенина характерно очеловечивание природы: она словно сосредоточение человеческих чувств. А лучше всего поэту удается передать любовь к жизни.

Распространенный в народной лирической поэзии параллелизм - сопоставление природных явлений с событиями жизни человека - характерен и для этого произведения. Образ героя соотносится с образом березовой рощи на протяжении всего стихотворения:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

А в конце подчеркивает параллелизм ярким образным выражением: «роща золотая отговорила милым языком» .

По жанровым признакам это стихотворение можно считать элегией - грустным размышлением о смысле жизни человека, его истинном предназначении на этой земле. Неприкрытая грусть сквозит почти в каждой строке: роща «отговорила» , журавли, «печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком» , да и сам герой«роняет грустные слова» , ведь ему не жаль «ничего в прошедшем» .

Все эти слова придают стихотворению неспешную интонацию, позволяющую и читателю не только проникнуться этим состоянием, но задуматься над тем, для чего он живет на этом свете, почему каждый в мире только странник? Кроме того, неспешность, напевность этого лирического произведения (а оно давно положено на музыку и воспринимается как народная песня), усиливается пятистопным ямбом и использованием звукоподражания - аллитерацией : «В саду горит костер рябины красной» .

Несмотря на «грустные» слова, становится понятно, что это вселенский закон жизни: «каждый в мире странник» . Таким образом, философский план стихотворения представляют раздумья о жизни. Почему герой ничего не жалеет в прошедшем? Конечно, ему не жаль лет, «растраченных напрасно» (что вполне объяснимо), но не жаль и «души сиреневую цветь» . Эта сложная во всех смыслах метафора не просто раскрывает состояние души героя, она является своеобразным символом всей поэзии Сергея Есенина.

Не случайна и реминисценция из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» - строка «Стою один среди равнины голой» . В обоих стихотворениях как будто выражены путиодиночества лирических героев: «один» . Герои стремятся к синтезу с миром - соединением с равниной, пустыней и небом. Именно такие образы повторяются в обоих стихотворениях. Нужно заметить, что ощущение всемирности, восприятие себя в контексте космоса были основными мотивами русской философской лирики XIX-XX веков.

Песенность данного стихотворения Есенина подчеркивается с помощью кольцевой композиции , при этом первая строфа «Отговорила роща золотая березовым веселым языком» частично повторяется в заключении:

... что роща золота
Отговорила милым языком.

Но это не просто повторение - это своеобразный вывод: метафорическое уподобление березе, не раскрытое, а только обозначенное в первой строфе, получает свое логичное завершение в последней строфе. Подобное завершение не просто образно, оно афористично. Вообще, все стихотворение полно афоризмов : «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - пройдет, зайдет и вновь оставит дом» ; «Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова» .

Поэты довольно часто беспокоятся о судьбе своих произведений. И если кто-то мечтал, что придет в «коммунистическое далеко», а кто-то считал, что к нему «не зарастет народная тропа», то Есенин довольно пессимистично рассуждал о том, что «время, ветром разметая, сгребет их все в один ненужный ком» . Однако время все расставило на свои места: творчество Сергея Есенина известно и любимо не одним поколением русских людей.


Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Преобладающее настроение, его изменение

Уже в начале стихотворения Есенина появляется элегическое настроение автора.

Основные образы

В первой строфе появляется образ-символ – «роща золотая». По-моему, под рощей поэт подразумевает самого себя.

Во второй строфе появляется образ странника. Но слово несет в себе не только свое лексическое значение, в нем заключен более глубокий смысл. Речь идет о странствующей душе человека. Этот мотив сопровождает многие стихотворения Есенина. Например, в стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся» мы встретим такие строки:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Он теперь видит ошибки, которые совершил; но главным для него всегда оставалась душа – без души человек просто оболочка.

В стихотворении очень много цветовых образов: роща золотая (слово «золотая» передает осенний пейзаж, а осень – символ увядания всего живого, в том числе и жизни самого автора), души сиреневая цветь (сирень – как символ мимолетности, сирень цветет недолго, но красивее, ярче остальных цветов), костер рябины красной (рябина – осенняя ягода; автор говорит о том, что к концу своей жизни большинство людей теряют страсть, которая переполняет их в юности – «Но никого не может он согреть»).

Цвета помогают Есенину отразить неповторимость каждого этапа жизни.

Поэтический синтаксис

Художественные приемы также выражают чувство печали. Например, используются олицетворения (отговорила роща, журавли не жалеют), эпитеты (роща золотая, березовым, веселым языком, печально пролетая), метафоры (журавлей относит ветер в даль, души сиреневую цветь, горит костер рябины красной), которые показывают, что стихотворение написано опытным, зрелым человеком.

Эмоции вызванные при прочтении

Мне кажется, стихотворение «Отговорила роща золотая…» является философским, потому что поэт рассуждает в нем о вечных вопросах: о душе, о жизни человека.

Думаю, каждый человек так или иначе задумывается об этом, но не все верят в душу, в вечную жизнь. Но, так или иначе, Есенин будет жить вечно в своих стихотворениях, в наших сердцах.

«Отговорила роща золотая» поражает прекрасными пейзажными зарисовками и откровенными раздумьями автора. Изучают стихотворение в 6 классе. Предлагаем узнать о нем больше из краткого анализа «Отговорила роща золотая» по плану.

Краткий анализ

История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».

Тема стихотворения – осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».

Эпитеты «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».

Сравнения - «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

История создания

Анализированный стих был написан поэтом в 1924 г. за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хоть условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36». Параллельно на бумаге появилось анализированное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.

Тема

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нем развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.

В стихе два ключевых образа - лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила свое золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «березовым, веселым языком» .

Журавли вынуждены покинуть дорогие земли, от того летят они печально, но жалости не испытывают.

Третий, четвертый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто не тревожит его мысли. Только журавли навеивают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была веселой, но лета он растратил напрасно. Теперь же « души сиреневая цветь » увяла. Тем не менее, герой ни о чем не жалеет, об этом он твердит несколько раз.

Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что «отговорила милым языком» .

Композиция

Композиция анализируемого произведения по смыслу разделяется на две части: описания осенней природы и раздумья лирического героя о жизни. Некоторые размышления касаются прошлого лирического героя, другие же носят общий характер, поэтому в нескольких куплетах на первый план выступает лирическое «Я».

Пейзажные и философские мотивы тесно переплетаются в куплетах стихотворения. Формальная организация его несложная: шесть катренов с относительно завершенным смыслом.

Жанр

Жанр произведения - пейзажная лирика, хотя в стихотворении автор размышляет и над вечными философскими проблемами. Его мысли с ноткой грусти. Стихотворный размер - пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают отобразить красоту осенней природы, провести параллель между человеческой жизнью и природой. В тексте преобладают метафоры : «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь». Дополняются пейзажи эпитетами : «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык». Сравнение в тексте всего одно: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Настроение лирического героя подчеркивается интонацией. Чтобы передать задумчивость, автор использует риторический вопрос и оборванные риторические конструкции.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 50.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Отговорила роща золотая…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Мы можем отнести его к философско-медитативной и пейзажной лирике. По жанру оно близко к элегии. Основная тема его – неумолимый ход времени, родство человека и природы, прошлое и настоящее.

Жизнь человека у поэта сопряжена с жизнью природы. Сначала речь идет о наступлении осени:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Природные образы здесь уподоблены человеку: это подчеркнуто метафорой «роща отговорила», журавли испытывают печаль, могут сожалеть или не сожалеть о ком-то. Первая строфа – звуковая. Здесь мы слышим шелест золотых листьев, курлыканье журавлей, чувствуем дуновение ветра. Как и жизнь природы, так и жизнь человека быстротечна: проходит юность – на смену ей приходит зрелость, «возраст осени», а затем старость. Именно этот мотив становится доминирующим во второй строфе. Центральные образы ее – образы странника, дома (земли) и образы конопляника, месяца, пруда. Здесь смертный человек и обреченная на вечную жизнь природа уже противопоставлены друг другу. Конопляник, месяц и пруд хранят память обо всех тех, кто навсегда покинул дом:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Конопляник, месяц и пруд также здесь одухотворяются, обретая человеческое свойство мечтать, помнить об ушедшем. Так у поэта начинает разворачиваться диалог между человеком и природой.

Затем в стихотворении возникает образ лирического героя. Он чувствует свое одиночество во Вселенной:

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Здесь приходят на память лермонтовские строчки:

Выхожу один я на дорогу;
Средь равнин кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит…

Однако Лермонтов уходит от реальности в мир сна, чудесной мечты. Лирический герой Есенина же остается в реальности, тоскуя о безвозвратно ушедшей юности. Этот мотив грусти в стихотворении все время нарастает. Его задает уже первое отрицание: журавли «уж не жалеют больше ни о чем». Затем отрицание трижды повторяется в речи героя: ему ничего «не жаль» «в прошедшем»:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.

То же самое происходит и в природе. Здесь поэт также использует отрицательную частицу «не»:

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

В последних строчках этой строфы параллелизм в жизни человеческой и природной подчеркивается уже сравнением-утверждением. В подтексте стихотворения угадывается мысль о бессилии лирического героя перед лицом времени, об одиночестве «странника» в мире. Однако когда эта эмоция достигает в стихотворении своего апогея, на первый план неожиданно выходит поэтическое чувство принятия жизни и хода времени и осознание разумности этого природного закона:

И если время, ветром разметя,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так…что роща золотая
Отговорила милым языком.

Произведение построено как постепенное развитие темы с кульминацией и развязкой в последней строфе. Кольцевая композиция создается образом золотой рощи, присутствующим в начале и в финале произведения. Только в начале элегии лирическая эмоция – это острое сожаление о юности (многочисленные отрицания лишь усиливают эту эмоцию, герой словно пытается убедить самого себя), в финале же – восстановление душевной гармонии, чувство благодарности к жизни, прошлому.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («березовым, веселым языком», «сиреневую цветь», «роща золотая»), метафоры («отговорила роща золотая», «в саду горит костер рябины красной»), олицетворение («о всех ушедших грезит конопляник»), инверсию («души сиреневую цветь»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), сравнение («Как дерево роняет тихо литья, Так я роняю грустные слова»), аллитерацию («В саду горит костер рябины красной»), ассонанс («Отговорила роща золотая»).

Таким образом, человек в поэзии Есенина ощущает себя частью природного мира, полностью растворяясь в нем, сливаясь с цветами, деревьями, животными, стихиями. Как писал М. Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия…».

Для творчества Сергея Есенина характерно присутствие живой природы, которая олицетворяет действия, чувства и жизнь человека. В красивых и ярких описаниях поэт часто подразумевал свою судьбу, свои переживания и горести, любовь. Хоть жизнь Есенина и была короткой (ведь он прожил всего 30 лет), но весьма впечатляющей. Поэт вел достаточно разгульный образ жизни, трижды был женат, имел слабость в женщинах и спиртном. Но являлся он по духу борцом и весельчаком, который не хотел мириться с окружающей действительностью. Поэт был предан своему народу, своей земле, своим родным. Находясь далеко за рубежом, Есенин тяжело переживал, он ощущал тягостную муку от разрыва с Родиной.

Стихотворение «Отговорила роща золотая» было написано в 1924 году, за год до смерти поэта. Оно носит завещательный характер и переполнено грустью. Поэт предвещал свою смерть и чем ближе он ощущал ее присутствие, тем горестнее и пессимистичнее звучат его стихи. На тот момент он расстался со знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан и женился на Софье Толстой. Но чувств любви Есенин к своей последней жене не испытывал, этот брак был по расчету.

Главная тема стихотворения

В произведении поэт подводит черту, делает анализ своего жизненного пути. Природные элементы в виде рощи и журавлей автор сравнивает с самим собой. Он является таким же странником на дороге жизни, как и все остальные. Поэт ощущает одиночество, которое отражается и в произведении. Он не чувствует поддержки, любовь больше не живет в его сердце. Это ярко выражено в строке о «костре рябины красной», но этот «костер» героя больше не согревает.

Главная тема стихотворения - увядание природы, которое олицетворяет жизнь поэта. Он прощается через эти строки с народом. Если в природе все циклично, то у человека нет такой особенности. Поэт не жалеет в своей жизни ни о чем: ни о напрасно прожитых днях, ни об ошибках юности, ни о чувстве влюбленности, которое ему приходилось переживать не один раз. Есенин в конце жизненного пути практически остался одиноким, о чем свидетельствует строка, где герой стоит среди равнины голой сам. Поэт остался непонятым многими друзьями, которые отвернулись от него. Он имел проблемы с существующими структурами власти, которые диктовали поэту, о чем можно писать.

В произведении прослеживается нотка, где автор намекает, что его творчество позабудут спустя годы. Об этом гласят последние строки, где время «сгребет в ненужный ком» слова народного поэта и «отбросит ветром». Здесь автор подразумевает свои стихотворения. Сергей Есенин не раз подвергался критике властью. Он претерпевал гонения советскими властями, поэтому был разочарован в людях, в жизненных ценностях и пришедшем новом правительстве, которое казалось ему на заре юных лет чем-то светлым.

Структурный анализ стихотворения

В своем произведении «Отговорила роща золотая» автор использует тесное переплетение образов природы с человеческими чувствами. Принцип параллелизма поэт использует часто при написании своих шедевров, который виден и здесь. В образе рощи поэт пытается показать главного героя. Данное стихотворение принято считать элегией - философским рассуждением о бытии человека, о его миссии на земле. Здесь присутствуют метафоры, эпитеты, которые создают большую колоритность и индивидуальность стихотворения. Есенин использовал принцип инверсии, чтобы подчеркнуть эмоциональность и торжество стихотворения.

Произведение написано пятистопным ямбом. Рифма - перекрестная. Оно является очень мелодичным и ритмичным, из-за чего известно как народная песнь. Прослеживается кольцевая композиция, когда первые строки повторяются с точностью в финале стихотворения.

Есенин является мастером говорить на языке природы, его стихотворения получаются очень лиричными, переполненными эмоциями. Несмотря на переживания поэта о том, что его имя будет забыто спустя некоторое время, мы и сегодня зачитываемся его произведениями. Они вызывают те же чувства, с которыми автор обращался к нам при написании почти сто лет назад.