Болезни Военный билет Призыв

Остготы – кратко. Варварские королевства

Остготы (Ostrogothi) или грейтунги (Greutungi) составляли восточную ветвь готского народа, распавшегося с конца IV в. до н. э. на вестготов и остготов. Границей между ними в IV в. был Днепр; остготы жили в песчаных степях между Днепром и Доном. Основателем остготского могущества был Германрих, происходивший из царского рода Амадов, когда-то владевшего всеми готами. Будучи конунгом одного племени, он соединил под своей властью соседние финские и славянские племена. По Иорнанду, владения Германриха (Эрманариха) простирались от Тиссы до Волги и устьев Дона, от Черного моря до Балтийского или даже до Белого. Соседи уважали его за храбрость; в народных преданиях он занимает видное место. Ему было более ста лет, когда появились гунны и бросились на богатые владения остготов. Он храбро повел войска против гуннов, но был разбит два раза. Не желая пережить своего стыда, Германрих закололся (373 г.).

Его преемник Винитар отчаянно сражался с гуннами, но был разбит и пал на поле битвы. Алатей и Сафрах отступили, с уцелевшими остготами и маленьким сыном Винитара, к Днестру, под прикрытие лагеря вестготов; остальные покорились гуннам, которые оставили их жить на прежних местах. Многие остготские военачальники и даже потомки амалов встречаются потом среди полководцев Аттилы, который совершал свои походы вместе с остготами. При Феодосии часть остготов была поселена в Лидии и Фрипи. После смерти Аттилы его государство рушилось, и остготы поселялись в Паннонии, восстав против гуннов под предводительством трех храбрых братьев из рода амалов, Валамера, Теодемера и Видемера. В 454 г. произошла решительная битва в Паннонии, при реке Нетаде; сын Аттилы, Эллах, пал и гунны были разбиты.

Остготы часто нападали на Иллирию, требуя уплаты дани. Они заключили союз с Гензерихом для нападения на восточную римскую империю. В 454 г. любимая наложница Теодемера, Эрелива (Евсевия или Елиена), родила сына Теодориха, впоследствии прозванного Великим. В детстве он был отправлен заложником в Константинополь, где получил воспитание и образование. Возвратившись к отцу лет 18, он наследовал ему около 476 г., а в 481 г. сделался единым королём всех остготов. С согласия императора Зенона, Теодорих отправился в поход против Италии, где царствовал тогда Одоакр. Зимой 488 г. готы собрались с Паннонских равнин в Нову, столицу королевства Теодориха, и двинулись, в числе до 250 тыс., на Италию. Благодаря крепкой Равенне, Одоакр несколько лет защищался, но в 493 г. с ним был заключен мирный договор, по которому Теодорих и он вместе должны были править Италией. Через несколько времени Теодорих убил Одоакра и остался единственным повелителем Италии, а также Норика, Реции, Тироля. Мечтой Теодориха было слить остготов и римлян в один народ, объединить римский элемент с германским, насадить римскую культуру среди германцев и подчинить варваров. Но Теодорих не был императором: он был наместником империи (dominas rerum) и готским королём. Его отношения к Византии были фальшивы. Ему необходимо было жить в мире с ней, но в то же время он хотел быть независимым правителем. Внешняя политика Теодориха имела мирный характер; он был старшим между всеми королями варваров. Он смотрел на себя и остготов, как на посредников между античным миром и варварским.

Семейство Теодориха получило римское образование. Будучи арианином, он отличался веротерпимостью, но религиозный антагонизм готов-ариан и католиков-римлян был главным препятствием успеху его стремлений. При дворе Теодориха жили Симмах, Боэций, Кассиодор; появился у остготов и национальный историк Иорнанд. Религиозные распри служили поводом к столкновениям с Византией; это ожесточило Теодориха, и под конец жизни он стал преследовать римских сенаторов и католиков. В 526 г. Теодорих умер, и с этого времени начинается быстрый упадок О. королевства, которое при Теодорихе достигло высшей степени процветания.

Сначала правила дочь Теодориха Амаласунта (526-534), как опекунша своего малолетнего сына Аталариха. Умная и образованная, она не пользовалась, любовью готов, потому что покровительствовала римлянам. Она возвратила детям Боэция и Симмаха конфискованные имения их отцов, руководилась в своей деятельности советами Кассиодора, а своего сына Аталариха заставляла заниматься науками. Когда умер ее сын, Амаласунта пыталась сохранить королевсую власть путем замужества, предложив своему двоюродному брату Теодогаду сделаться ее мужем, но управление предоставит исключительно ей. При помощи реакционной арианоготской партии Теодагад свергнул Амаласунту (353), которую скоро убили. Юстиниан ещё при жизни Амаласунты был в сношениях с остготами, думая вернуть Италию; теперь он взял на себя роль мстителя за Амаласунту. Сардиния и Корсика были снова присоединены к Византии. В 536 г. Велизарий, полководец Юстимана, взял Неаполь, покорил Кампанию, и за ней всю Южн. Италию. Теодагад не умел отстоять своего королевства; поэтому остготы провозгласили королём храброго воина, незнатного человека, Витигеса, а Теодогад был убит (536 г.). Витигес женился на дочери Амаласунты и стал готовиться к войне. Собрав около 150000 войска и обратившись за помощью к франкам, которым обещал уступить Прованс, Витигес энергически стал осаждать Рим (537 - 538). Искусство и вероломство Велизария заставили остготов, после года осады, отступить и поспешно удалиться в Равенну; Велизарий овладел почти всей Средней Италией, взял, при помощи хитрости, Равенну (декабрь 539 г.), и возвратился в начале 540 г. в Константинополь, вместе с пленным Витигесом, который обратился в православие, получил богатые имения в Малой Азии, сан сенатора и титул патриция. Однако, остготы не прекратили борьбы. Они избрали королём Ильдебальда (540-541), храброго полководца, племянника вестготского короля Тевдеса. Он удачно сражался с мелкими отрядами врагов, но был убит. Королем был выбран Эрарих (541 г.), который, через 5 месяцев, был убит за отношения с Юстинианом. После его смерти остготы выбрали королём Тотилу, сына брата Ильдебальда. Тотила, стянув к себе разброданные отряды остготов, перешел Апеннины, взял Беневент, Кумы и Неаполь и занял всю Южн. Италию, а в 546 г. вступил в Рим. Юстиниан вторично послал Велиаария в Италию, но у него не было достаточного количества военных запасов, а в 549 г. он должен был удалиться из Италии. Остготы завладели Сицилией и Корсикой, грабили Корциру и берега Эпира. Юстиниан, однако, не согласился на мир, который ему предлагал Тотила, и готовился к большой войне. Узнав об этом, приморские города Анкона, Кротон, Центумпеллы, ещё не взятые остготами, стали обороняться энергичнее. Близ Анконы произошла битва; готский флот был разбит. Новый главнокомандующий визант. войск в Италии, Нарзес, двинулся к Равенне. При Тагинах (в Этрурии), в июле 552 г., произошла решительная битва с остготами; Тотила был смертельно ранен и умер, остготы были разбиты. Собравшись в Павии, они выбрали королём Тею (Тейяс), отважного полководца Тотилы: это был последний король остготов. С небольшими остатками остготов Тея отправился из Павии на помощь к осажденному его брату Алагерну. На берегу рч. Сарна, впадающей в Неаполитанский зал., он встретился с Нарзесом. Голод заставил остготов вступить в отчаянный бой. Три дня мужественно сражались они; Тея был убит, часть остготов отправилась в Павию, другие разбрелись по Италии. Брат Теи, Алагерн, долго защищал Кумы, где находилась королевская казна. Остготы думали, при помощи франков и аллеманов, вернуть Италию, но были разбиты Нарзесом на берегу Вольтурны, у Казилина (554 г.). Оставался ещё отряд остготов 7000 чел., который засел в горной крепости Кампсе, хорошо снабженной продовольствием. Через несколько месяцев, однако, и этот отряд сдался Нарзесу О. королевство пало после геройской двадцатилетней борьбы; Италия, вскоре после того, перешла в руки других варваров - лангобардов.

П. Конский.

Короли остготского королевства

Амалы

489-526

(совместно)
526-534

Готов, отделившаяся от западной (вестготов ). Во второй половине IV века Германарих, первый король остготов из династии Амалов, был главным основателем их могущества, которое обнимало тогда почти все земли от Балтийского до Черного моря. После его смерти остготы были покорены гуннами , и короли их сопровождали грозного Аттилу в его походах в Германию, Галлию и Италию.

Падение Гуннского государства возвратило готам независимость. Расселившись на Балканах, они стали тревожить пределы Византийской империи и принудили императора Льва платить им дань и уступить обширные земли по нижнему Дунаю. Теодорих Великий , знаменитейший король остготов, был воспитан в Константинополе, осыпан отличиями императором Зеноном и, видимо, по его внушению, переселился со всем своим народом в Италию, которую отнял у вождя племени ругов Одоакра . Владычество остготов простиралось теперь по всему Апеннинскому полуострову, Сицилии, по прежним римским провинциям Далмации, Паннонии, Норику и Реции. Теодорих считался могущественнейшим государем в Европе. Остготы, отняв, подобно другим германцам, у покоренных народов третью часть земли, жили среди их на правах аллодиальных владельцев , сохраняя свои древние постановления и нравы, но не посягая и на обычаи подвластного населения. Они составляли военную силу королевства, тогда как административные места занимались природными римлянами.

Королевство остготов. Карта

Это и приверженность остготов к арианскому учению , которое в Италии и Риме считалось ересью, постепенно подкапывали основу их владычества. После кончины Теодориха (526 г.) престол достался 10-летнему его племяннику, Аталариху. Споры его матери и опекунши Амаласунты с вельможами и её просьба о покровительстве у восточных императоров обнаружили слабость остготского государства. Аталарих умер в 536 году. Амаласунта отдала свою руку и царство двоюродному брату, Теодагату, но была им изменнически умерщвлена. Император Юстиниан I , под предлогом отмстить за это злодеяние, отправил в Италию знаменитого полководца Велизария . Сицилия и часть Южной и Средней Италии были им покорены. Остготы низвели с престола малодушного Теодагата и заменили его Витигесом , который с переменным счастьем сражался с греками и, желая иметь союзников, уступил франкам земли, лежащие у подошвы Альп. Но, не получив от них обещанной помощи, он был осажден Велизарием в Равенне, принужден сдаться в отправлен в Константинополь (540).

После отъезда Велизария на Восток преемники Витигеса, Ильдебальд и Эрарих, с горстью остготов храбро защищались в Верхней Италии; потом возведён был на остготский престол Тотила (541 – 552), достойный соперник возвратившегося в Италию Велизария и другого византийского полководца, Нарсеса . Наконец Тотила был разбит и смертельно ранен в сражении при Тагине (552). Его преемник Тейя, проявив чудеса храбрости, пал в битве при Кумах, у подошвы Везувия. Оставшиеся остготы частью сдались, частью согласились переселиться за Альпы; но те из них, которые не участвовали в сражении, воспротивились этому условию и призвали на помощь франков. После разгрома последних Нарсесом при Казилине, сдались последние города, занимаемые остготами в Италии, и народ этот исчез из истории.

Другая часть восточногерманской ветви племен – остготы – после недолгого федеративного союза с Восточно-Римской империей образовала собственное государство в Италии. Территория Остготского королевства (493 – 555 гг.) охватила также приальпийскую Галлию (современные Швейцария, Австрия, Венгрия) и побережье Адриатического моря. Остготы отторгли в свою пользу до трети земель прежних римских землевладельцев, ранее захваченных предыдущими завоевателями.

В отличие от других германских народов, остготы практически сохранили в своем королевстве прежний государственный аппарат Римской империи; римское и галло-римское население продолжало подчиняться своему праву, своей администрации. Продолжали существовать Сенат, префект претория, муниципальные власти – и все они оставались в руках римлян. Готское население подчинялось сложившемуся на основе германской военно-родовой традиции управлению, которое одновременно было общегосударственным.

Власть короля у остготов была весьма значительной с самого времени овладения Италией. Заним признавались права законодательства, чеканка монеты, назначения должностных лиц, ведение дипломатических сношений, финансовые полномочия. Власть эта считалась стоящей выше закона и вне законов. Особым проявлением королевской власти, которая стала усиленно формировать новые социально-правовые связи в государстве, было право покровительства (tuitio ). Покровительство могло быть оказано в праве, в подсудности, в обложении налогами или штрафами – отдельным лицам, которые тем самым приобретали особый статус обязанных королю или его вольных слуг . Строгого порядка наследия власти не было; во время войны короли избирались войском, но чаще на это влияли советы знатиили советы старейшин, которые, впрочем, уже не были постоянными институтами. Остатки военной демократии у остготов были слабее: в конце V в. практически отсутствовали подобия народных собраний.

Значительно большую роль (чем это было даже в Римской империи) играл Королевский совет. Это был и военный совет, и высший судебный орган. Его составляли советники короля, его оруженосец, дворцовое окружение – комитат . Комитат ведал назначением служителей церкви, определением налогов.

Дворцовое управление (формирующуюся центральную администрацию) составляли королевский магистр канцелярии (по позднеримскому образцу), компетенция которого ограничивалась только делами дворца, личный секретарь монарха – квестор, комиты священных щедрот и патримония (управляющие общегосударственными финансами и королевскими имениями соответственно). В главном государственное управление осуществлялось через территориальных правителей и особых посланцев.

На местах, в особых округах, вся полнота власти принадлежала готским комитам, или графам , назначаемым королем. Они имели военную, судебную, административную и финансовые полномочия в отношении как готского, так и римского населения, они контролировали деятельность прочих чиновников на своей территории. В их задачи входили также «сохранение спокойствия» на своих землях, полицейская деятельность. В пограничных областях роль правителей исполняли герцоги (duces ), которым, помимо административной, военной и судебной власти, принадлежали и некоторые законодательные права на своей территории. Условное единство в работу такой полугосударственной администрации должны были вносить королевские посланцы – сайоны , которым поручались самые разные дела, в основном по контролю за другими управителями и чиновниками (без присвоения их функций), устранению правонарушений или особо важным происшествиям. Их полномочия также в равной мере касались и римского, и готского населения. Герцоги и графы также командовали готским войском, которое в Италии было уже постоянным и находилось на государственном обеспечении.

Традиции римской управленческой системы не только повлияли на полномочия многих ветвей власти королевства. Внешне полностью римским осталось городское управление, полностью были сохранены римская налоговая система и организация скупки продовольствия. Преемственность в государственной организации была настолько велика, что в королевстве сохранялись, по сути, две государственности – одна для римлян, другая – готская, каждая с собственной армией, судами (гражданскими, в уголовных делах был единый суд графов), практически с собственной верховной властью. Это разграничение опиралось и на социальные запреты (так, не разрешались готско-римские браки).

Остготское королевство оказалось недолговечным (в середине VI в. Италия была завоевана Византией). Но сложившийся в нем государственный строй был важным историческим примером значительного влияния традиций Римской империи на становление новой государственности.

К содержанию Всеобщая история государства и права

Смотрите также:


План
Введение
1 Предыстория
2 Королевство Одоакра
3 Завоевание Италии готами
4 Правление Теодориха
5 Правители остготов

Введение

Короле́вство остго́тов (гот. Ostrogutans þiudangardi ) - непрочное позднеантичное раннефеодальное государственное образование , созданное в ходе захватов римской территории одним из германских племён - остготами. Столицей государства (как и в эпоху поздней Западной Римской империи) оставалась Равенна. Королевство остготов просуществовало с 489 по 553 годы, когда вся территория королевства «вернулась» в состав Восточной Римской империи. В состав королевства входили Италия , Сицилия , Предальпийские области, Далмация и Прованс (с 510).

1. Предыстория

Остготы - это восточная ветвь племени готов. Они осели и установили свою власть в провинции Дакия, но в конце IV века попали под господство гуннов, при этом сохранив свою политическую организацию. После смерти Атиллы начался распад государства гуннов, остготы обрели независимость. При императоре Маркиане огромное число остготов поселилось в провинции Паннония на правах федератов. Но из-за того , что император Восточной Римской империи Лев I Макелла не платил жалование остготам , последние напали и разорили провинцию Иллирию и заключили союз с Гензерихом для нападения на Византию. В 461 году между остготами и Восточной Римской империей был заключен мир, в результате которого Теодорих Амал, сын Теодемера Амала, был послан заложником в Константинополь , где получил римское образование. После этого в течение нескольких лет множество готов служили Римской империи и имели сильное военное и политическое влияние.

К середине V века Западная Римская империя и её ценности переживали сильный упадок. В 476 году произошло замещение власти последнего романского императора Ромула , заменённого Одоакром.

2. Королевство Одоакра

В 476 году Одоакр, германский magister militum , сверг римского императора Ромула Августула и объявил себя Rex Italiae (Царь Италии). В 477 году Флавий Зенон признал Одоакра патрицием и римским наместником. Одоакр сохранил римскую административную систему, активно сотрудничал с римским Сенатом. В 477 году ему удалось изгнать вандалов из Сицилии, а в 480 году, после смерти Юлия Непота, завоевать Далмацию.

3. Завоевание Италии готами

В 488 году император Зенон обвинил Одоакра в поддержке мятежника Иллуса и заключил соглашение с Теодорихом. Согласно договору , Теодорих, в случае победы над Одоакром, становился правителем Италии в качестве представителя императора.

Осенью 488 года Теодорих со своими людьми (их число оценивается приблизительно в 100 тысяч человек) выступил из Мёзии, прошел через Далмацию и, перейдя Альпы , вступил в Италию в конце августа 489 года. Первое столкновение с армией Одоакра произошло у реки Изонцо 28 августа. Одоакр был разбит и отступил к Вероне, где через месяц произошло новое сражение, закончившееся победой Теодориха. Одоакр бежал в свою столицу Равенну, а большая часть его армии сдалась готам.

В 490 году Одоакр начал новую компанию против Теодориха. Ему удалось взять Милан и Кремону и осадить главные силы готов в Павии. Однако после этого в конфликт вмешались вестготы . Одоакру пришлось снять осаду Павии, а 11 августа 490 года он потерпел сокрушительное поражение на реке Адда. Одоакр снова бежал в Равенну, после чего Сенат и большинство городов Италии объявили о поддержке Теодориха.

Готы начали осаду Равенны, но, не имея флота, они не могли блокировать ее с моря, поэтому осада сильно укрепленного города затянулась. Только в 492 году готы построили флот и смогли захватить гавань Равенны, полностью блокировав город . Шесть месяцев спустя начались переговоры с Одоакром. Соглашение было достигнуто 25 февраля 493 года. Теодорих и Одоакр согласились разделить Италию между ними. Однако на пиру, которым отмечлось это событие , Теодорих убил Одоакра (15 марта), за этим последовало истребление солдат и сторонников Одоакра. С этого момента Теодорих стал правителем Италии.

4. Правление Теодориха

Подобно Одоакру, Теодорих по-видимому считался патрицием и наместником императора в Италии, что было признано новым императором Анастасием в 497 году. Однако фактически он был независимым правителем.

После завоевания Италии, административная система, существовавшая в королевстве Одоакра, сохранилась, при этом государственные должности занимали практически исключительно римляне. Римский Сенат продолжал функционировать, являясь в значительной мере консультативным органом. Законы Империи сохранились, по ним жило римское население, на готов же распространялось их собственное традиционное право. С другой стороны, служба в армии и занятие военных должностей были исключительно делом готов.

Готы поселились главным образом на севере Италии и держались обособленно от римского населения. Этому способствовало различие их веры: готы были арианами, тогда как римляне – никенианами. Однако, в отличие от вестготов и вандалов, остготы отличались религиозной терпимостью.

5. Правители остготов

  • Теодорих Великий (Thiudoric ) 489-526
  • Аталарих (Atthalaric ) 526-534
  • Теодахад (Thiudahad ) 534-536
  • Витигес (Wittigeis ) 536-540
  • Ильдебад (Hildibad ) 540-541
  • Эрарих (Heraric , Ariaric ) 541
  • Тотила (Baduila ) 541-552
  • Тейя (Theia , Teja ) 552-553

Остготы - новые хозяева Италии

Одоакр спокойно правил в Италии 16 лет, но конец его был печален. Зимой 489 г. через обледенелые альпийские перевалы в Италию перешли новые полчища германцев - это были остготы, бывшие союзники Аттилы, сражавшиеся вместе с ним на Каталаунских полях. Их король - Теодорих в детстве десять лет провел заложником в Константинополе и на всю жизнь проникся почтением к культуре римлян и греков. Это не мешало ему, впрочем, став остготским королем, временами угрожать войной византийцам. А иногда Теодорих был их союзником и сокрушал врагов империи. Византийский император Зенон боялся Теодориха, всячески задабривал его. В конце концов Зенон нашел способ избавиться от чересчур могущественного и беспокойного варвара. Император предложил Теодориху идти с его племенем завоевывать Италию. Зенон хотел добиться двух целей: и Италию руками Теодориха вновь вернуть во власть империи, и остготов отправить подальше от Константинополя.

Теодорих разбил войско Одогкра и три года осаждал неприступную Равенну, где укрывался сам Одоакр. В конце концов Теодорих и Одоакр договорились, что разделят власть между собой и будут управлять Италией вместе. Но всего через несколько дней Теодорих на пиру убил «соправителя» и велел уничтожить всех его сторонников.

Так на севере Италии возникло королевство остготов во главе с Теодорихом. На несколько десятилетий на измученной нашествиями земле воцарился мир и порядок. Как писали готские историки (впрочем, явно преувеличивая), «даже золото и серебро можно было положить на дороге и долго спустя найти его неприкосновенным». Соседние варварские королевства и Византия относились к Теодориху с почтением и опаской.

В отличие от многих других варварских королей, Теодорих понимал: чтобы королевство его было прочным, надо научить пришельцев-готов и куда более многочисленных римлян жить в мире друг с другом. А потому он приблизил к себе многих знатных, влиятельных римлян, выказывал почтение римскому сенату. Теодорих был восхищен городом Римом и выделил деньги из казны на восстановление зданий, обветшавших за последние десятилетия беспрерывных смут. Отстраивались и другие римские города, особенно столица Теодориха - Равенна.

Теодорих, как и большинство готов, был христианином, но придерживался арианского учения.

Еще в конце IV в. арианский епископ Ульфила обратил часть готов в христианство. Он даже перевел Библию на язык готов. Для этого ему пришлось создать готскую письменность на основе греческой. Часть перевода Ульфилы сохранилась, благодаря чему мы знаем теперь о готском языке куда больше, чем о языках других варварских племен той поры.

Римляне считали ариан еретиками и опасались религиозных преследований с их стороны. Однако при Теодорихе ариане-готы не пытались силой навязать римлянам своего толкования христианства. «Мы не можем предписывать веры,- говорил король,- ибо нельзя силой заставить человека верить». Теодорих сохранил многие римские государственные учреждения, все официальные бумаги и при нем писались по-латыни. К своим соплеменникам он обращался с призывом: «Римляне - соседи вам по владениям, так пусть их с вами объединяет любовь!»

Теодориху нравились и римские законы уже тем, что в соответствии с ними правитель обладает куда большей властью, чем вождь племени по готским обычаям. Теодорих не хотел делиться ни каплей своего могущества ни с народным собранием, ни со старейшинами готов. Он так однажды про себя и заявил: «Только наша воля связывает нас, а не условия, поставленные другими. Можем мы, благодаря милости Божией, все, но считаем, что нам подобает лишь достойное похвалы».

Судьба «последнего римлянина»

При всей дальновидности Теодориха политика его в конечном счете успехом не увенчалась. Рядовые готы не понимали, почему они должны считаться с жителями завоеванной ими страны, как этого хотел их король. И среди римлян хватало недовольных тем, что в Италии хозяйничают германцы, что бывшие граждане империи, покорившей чуть ли не весь мир, теперь лишены права носить оружие. Одни с тоской грезили о славе Рима, о доблести его легионов, другие надеялись на то, что византийский император вспомнит об Италии и освободит ее от владычества варваров. Недоверие, подозрительность между готами и римлянами со временем не ослабевали, а усиливались, и разница в вере сыграла тут далеко не последнюю роль. Теодориху донесли, что знатные римляне готовят заговор с целью свергнуть власть готов. Былое миролюбие короля мигом исчезло. По его приказу убили римского папу и казнили нескольких знатных римлян. Самым известным из них был Северин Боэций.

Боэция называют иногда «последним римлянином». Он был великолепно образованным человеком, что для той смутной эпохи являлось скорее исключением, чем правилом. Но, кроме того, Боэций стал широко известным философом, писателем, автором учебников по музыке, арифметике, логике, переводчиком сочинений греческих мыслителей на латынь. Его учебники и переводы пользовались успехом в европейских школах до самого конца средневековья - почти тысячу лет! Творчество Боэция стало как бы завещанием угасающей античной культуры.

Теодорих сначала чрезвычайно ценил Боэция не только как философа, но и как политика, доверял ему важнейшие посты в королевстве. В последние несколько лет жизни Боэций был, как мы бы сказали, первым министром Теодориха. Но, поверив доносу, король немедленно заключил былого любимца в тюрьму, а вскоре приказал казнить. Сидя в темнице в ожидании казни, Боэций, вместо того чтобы умолять о помиловании, написал самую знаменитую свою книгу, исполненную достоинства и душевной твердости, - «Утешение философией».

В тюрьму к Боэцию словно бы явилась сама Философия, которой он был предан всю жизнь, в виде прекрасной и величественной женщины. Она беседует с Боэцием о жизни и смерти, о справедливости и удаче, о том, правит ли миром зло или все же добро сильнее... И в этих долгих разговорах отчаяние и обида уступают в душе Боэция место спокойствию и мужеству... Спустя столетия после казни Боэция многие поколения европейцев читали «Утешение философией» в самые горькие минуты жизни, чтобы укрепить свой дух...

Гибель остготского королевства

Престарелый Теодорих всего на год пережил Боэция. После смерти короля, заслужившего у потомков прозвище Великого, о нем было сложено множество песен, прославляющих его мудрость и доблесть. Но основанное им королевство продержалось лишь тридцать лет. Среди преемников Теодориха начались ссоры. Тогда византийский император Юстиниан решил разгромить остготов и подчинить Италию своей власти. Он послал большое войско под командой лучшего полководца Велисария, но война с храбро сопротивлявшимися готами затянулась на много лет. Только в 555 г. - ровно через тридцать лет после казни Боэция - Византия окончательно справилась с остготским королевством. Италия снова была под властью императора - теперь уже восточного. Но торжество Византии было недолгим.

С севера на Италию обрушились новые германские племена. Римляне прозвали их «лангобардами» - «длиннобородыми». Они были, пожалуй, самыми устрашающими из всех, кого повидала за последние полтора века Италия. Про лангобардов говорили, что они «дикие более страшной дикостью, чем обычно бывает дикость германцев». Страна подверглась страшному разгрому. Новое лангобардское королевство занимало почти всю Северную Италию. Там только Равенна осталась за Византией, как и островки в Адриатическом море, на которых впоследствии выросла Венеция. В руках Византии по-прежнему находился и крайний юг Италии, а Рим был под властью папы.

Иордан о том, как Теодорих отправился отвоевывать Италию у Одоакра

Но вот Теодорих, состоя в союзе с империей Зенона и наслаждаясь всеми благами в столице, прослышал, что племя его... живет не совсем благополучно и не в полном достатке. Тогда он избрал по испытанному обычаю своего племени: лучше трудом снискивать пропитание, чем самому в бездействии пользоваться благами от Римской империи, а людям - прозябать в жалком состоянии. Рассудив сам с собою таким образом, он сказал императору: «Хотя нам, состоящим на службе империи вашей, ни в чем нет недостатка, однако, если благочестие ваше удостоит меня, да выслушает оно благосклонно о желании сердца моего». Когда ему с обычным дружелюбием была предоставлена возможность говорить, он сказал: «Гесперийская сторона («Гесперия» означает «Запад». Греки называли «Гесперийской стороною» Италию. ), которая недавно управлялась властью предшественников ваших, и город тот - глава и владыка мира - почему носятся они, как по волнам, подчиняясь тирании короля торкилингов и рогов? (Здесь подразумевается Одоакр и его варварское войско ). Пошли меня с племенем моим, и если повелишь,- и здесь освободишь себя от тяжести издержек, и там, буде с помощью Господней я одержу победу, слава благочестия твоего воссияет.

Полезно же,- если останусь победителем,- чтобы королевством этим по вашему дарению владел я, слуга ваш и сын, а не тот, неведомый вам, который готов утеснить сенат ваш тираническим игом, а часть государства вашего - рабством пленения. Если смогу победить, буду владеть вашим даянием, вашей благостыней; если окажусь побежденным, благочестие ваше ничего не потеряет, но даже, как мы говорили, выиграет расходы (на содержание племени остготов)».

Хотя император с горечью отнесся к его уходу, тем не менее, услышав эти слова и не желая опечаливать его, подтвердил то, чего он добивался, и отпустил, обогащенного многими дарами, поручая ему сенат и народ римский.

Из «Утешения философией» Северина Боэция

О мой питомец, разве могу я покинуть тебя и не разделить вместе с тобой бремя, которое на тебя обрушили те, кто ненавидит самое имя мое! Ведь не в обычае философии оставлять в пути невинного без сопровождения, мне ли опасаться обвинений, и устрашат ли меня новые наветы? Неужели ты сейчас впервые почувствовал, что при дурных нравах мудрость подвергается опасности? Разве в древние времена, еще до века нашего Платона, я не сталкивалась часто с глупостью и безрассудством в великой битве? А при его жизни учитель его Сократ разве не с моей помощью добился победы над несправедливой смертью?.. Если бы ты не знал ни о бегстве Анаксагора, ни о яде, выпитом Сократом, так как все это было в чужих краях, то ты мог слышать о... Сенеке... воспоминания о котором не столь давни и широко известны. Их привело к гибели не что иное, как то, что они, воспитанные в моих обычаях и наставлениях, своими поступками резко отличались от дурных людей. Поэтому не должно вызывать удивления то, что в житейском море нас треплют бури, нас, которым в наибольшей мере свойственно вызывать недовольство наихудших людей. Их воинство, хотя и многочисленно, заслуживает презрения, так как оно не управляется каким-либо вождем, но влекомо лишь опрометчивым заблуждением и безудержным неистовством. Если же кто-нибудь, выставляя против нас войско, оказывается сильнее, наша предводительница стягивает своих защитников в крепость, а врагам же достаются для расхищения лишь не имеющие ценности вещи. А мы сверху со смехом взираем на то, как они хватают презреннейшие из вещей, а нас от этого неистового наступления защищает и ограждает такой вал, который атакующие воины глупости не могут даже надеяться преодолеть.