Болезни Военный билет Призыв

Особняк зиминых и его культурное наследие. Особняк зиминых

Поиски имущества региональных чиновников в России постепенно превращаются в своеобразный вид спорта. На этот раз журналистское расследование издания «ШАНС». привело к дому губернатора Хакассии Виктора Зимина.

Доподлинно неизвестно, является ли он владельцем дома, поскольку в последней декларации чиновника этот особняк примерной площадью в 1000 квадратных метров не фигурировал. Но и декларация была за 2017 год...

Однако, журналисты выяснили, что чиновник в этом доме точно живет. И, более того, даже переехал туда из городских элитных апартаментов. Впрочем, смущает даже не отсутствие дома в декларации, а его примерная стоимость. В первую очередь нужно понимать, что речь идет о целом маленьком жилищном комплексе, с участком, обнесенным кирпичным забором, домом для гостей и прочими постройками. Особняк, при этом, расположен в элитном районе Красный Абакан. Где земля стоит совсем не дёшево. В общем, по приблизительным подсчётам, «домик в деревне» обошелся Зимину, или его родственникам, если владельцы - они, примерно в 100 миллионов рублей.

Однако, декларация о доходах хакасского губернатора и его жены за 2009-2027 год дают совокупную сумму в 40 миллионов. И в связи с этим, всем очень интересно, где господин губернатор взял такие деньги.

Что касается проживания в этом особняке, то, живет там Зимин, как минимум, с зимы, поскольку фотографии с фрагментами строений этого дома и участка, стали появляться на странице губернатора в социальной сети примерно с февраля этого года.

К слову, площадь участка на котором стоит этот двухэтажный особняк составляет примерно 50-60 соток. На них разместились газоны, беседка, детская площадка и прочие хозяйственные постройки.

Интересно и то, что это не первый «загадочный дом» в биографии Виктора Зимина и его родственников. Как сообщает тот же «ШАНС», у сестры губернатора, был дом площадью 347 квадратных метров в поселке «Серебряные сосны», который в свое время продавался за 29 миллионов рублей. Это, конечно, не 100 миллионов, но тоже весьма внушительная сумма.

Интересно, кстати, в связи с этим домом, будут ли заданы губернатору Хакассии вопросы со стороны соответствующих компетентных и тщательно проверяющих органов? Кстати, сама по себе Хакассия не просто не богатый регион, а категорически наоборот.

К примеру, в 2017 году республика обращалась к федеральным властям с криком о помощи и выделении в бюджет 28,2 миллиардов рублей, поскольку, «сложилась катастрофическая ситуация в связи с потерями доходной части бюджета вследствие негативных тенденций в экономике прошлых лет и принятых за последние годы на федеральном уровне решений в области межбюджетных отношений и налогового регулирования». Долг региона на тот же год составлял 24,7 миллиарда рублей или 137% бюджета республики. То есть, фактически, Хакассия была одной из самых бедных территорий в России.

Однако, как показывает расследование «ШАНСа», далеко не все в республике бедствуют. Некоторые живут даже очень неплохо, и это очень, мягко говоря. С другой стороны, нужно отдать Виктору Зимину должное, он не особенно афишировал масштабы своего особняка, хотя и фотографировался на фоне построек на участке со своими собаками, и выкладывал эти фотографии в сеть.

Теперь, правда, широкая общественность увидела эти постройки и оценила, что называется, масштаб. Выборы в республике идут полным ходом и дело дошло уже до второго тура. А это значит, что Зимин воспринимается населением региона неоднозначно. Как повлияет это расследование и этот особняк на дальнейшие политические перспективы республиканского главы - вопрос нетривиальный.

В общем, кажется не всегда хорошо иметь домик в деревне. Особенно если его стоимость превышает семейные доходы за 8 лет более чем в два раза.

Немного истории родного края...

По пути вдоль реки Горенка к Акатово, есть Музей кузнечного мастерства. К сожаленью, как музей это место теперь не работает, а стало просто заброшенной дачей потомков создателя музея Зимина Юрия Анатольевича, которые даже разделили участок, планировали то ли застраивать, то ли продовать. Даже злой собаки не наблюдается, как гласит табличка. А ведь еще до конца 2000-х годов здесь было "тусовочное" место кузнецов со всей России.
Если найдутся родственники или последователи Зиминых, то с удовольствием размещу более объективную информацию про музей, самих Зиминых и т.п., чем эту, которую сумел собрать в Интернете. И очень хотелось бы чтобы музей был восстановлен! Музейный потенциал здесь есть, рядом дача художника Грабаря И.Э.

Иванович Зимин. Он родился в 1895 году в Гавриловом Посаде Суздальского уезда Владимирской губернии в семье Ивана

Ивановича Зимина - управляющего лесопильными заводами в городе Балахне, расположенного близ Нижнего Новгорода.

После окончания с серебряной медалью Первой Нижегородской классической мужской гимназии в 1913 году Анатолий поступает на

механическое отделение Императорского Московского Технического Училища (ИМТУ), с которым не расставался до конца своей

жизни. В годы первой мировой войны он, как и многие студенты ИМТУ, был направлен на оборонные заводы. Он работал в токарных, снарядных и шрапнельных цехах в Воронеже, Нижнем Новгороде (Сормово), Перми, на Высокогорском механическом заводе (бывш. заводе Демидовых) в Нижнем Тагиле.

В 1920 году в Московском Высшем Техническом Училище (МВТУ) состоялся срочный выпуск первых советских инженеров, среди которых был и успешно окончивший курс Анатолий Иванович Зимин. Он был оставлен в училище для преподавательской деятельности.

А.И. Зимин - основоположник научной школы в области обработки материалов давлением, кузнечно-прессового машиностроения,теори и пластических деформаций и кузнечно-штамповочного производства. Его практическая инженерная, научная и педагогическая деятельность началась в МВТУ на кафедре «Металловедение» под руководством профессора И.И.Сидорина, который одновременно был заместителем А.Н.Туполева в программе создания первых советских цельнометаллических самолётов. Под их руководством в 1922 - 1927 г.г. Анатолий Иванович вел работы по испытанию материалов, выбору и отработке конструкций элементов самолетов АНТ-2, АНТ-3, АНТ-4 и поэтому является участником создания первых отечественных цельнометаллических самолетов.

Но уже в следующие годы он полностью посвящает себя кузнечной науке, технике и производству. Кроме пытливого ума и неиссякаемой работоспособности, он обладал талантом создавать творческие коллективы, находя и привлекая к научной и педагогической деятельности способную молодёжь. Для работы, организованной в 1928 году, первой в стране кузнечной лаборатории Московского отделения Всесоюзного института металлов, которую возглавил Анатолий Иванович Зимин, он приглашал, главным образом, выпускников МВТУ. Через несколько лет это отделение было преобразовано в ЦНИИТмаш, а кузнечная лаборатория превратилась в один из ведущих отделов всемирно известного научно-исследовательского института. В 1930 году Анатолий Иванович Зимин в МВТУ основал первую в мире специализированную кафедру по обработке металлов давлением. В течение 44 лет, вплоть до 1974 года, он был её бессменным руководителем и все эти годы она безусловно была лидером среди родственных кафедр страны.

Анатолий Иванович - первый Председатель Всесоюзного научно-инженерно-технического общества кузнецов и штамповщиков (ВНИТОКШ), один из инициаторов создания головного института ЭНИКМАШ и отраслевого журнала «Кузнечно-штамповочное производство» . Так был создан творческий коллектив, в котором под руководством А.И.Зимина успешно трудились многие талантливые учёные-инженеры. Среди учеников Анатолия Ивановича, в разные годы окончивших кафедру МВТУ или работавших под его руководством, дважды Герой Социалистического Труда академик А.И.Целиков, академик АН БССР С.И.Губкин, заслуженные деятели науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора Е.П.Унксов, В.И.Залесский, И.А.Норицин, Е.А.Попов, Б.В.Розанов, Г.А.Навроцкий, Л.И.Живов, А.Г.Овчинников, Е.И.Семёнов, Л.Н.Соколов, М.В.Сторожев, Л.В.Прозоров, Е.Н.Мошнин, Н.М.Золотухин, А.Д.Матвеев, И.И.Казакевич, Э.Ф.Богданов, Ю.А.Бочаров, Н.С.Добринский и др.

Сам Анатолий Иванович активно и плодотворно работал практически во всех направлениях кузнечной науки и техники. Он автор более 80 изобретений и 175 научных трудов, среди которых фундаментальные исследования по теории и расчётов паровоздушных молотов и винтовых фрикционных молотов (прессов), гидровинтовых и гидроимпульсных пресс-молотов и установок, процессов автоматизации, вопросов культуры и экологии кузнечно-штамповочного производства. Он был инициатором нового технико-экономического направления в мощном гидропрессостроении - создании специализированных одноцилиндровых гидропрессов силой 150 и 300 МН с давлением в гидросистеме до 1000 кГ/см2. Его система автоматизации на принципе штамповки в выносных блок-штампах-новое слово в комплексной автоматизации многономенклатурного производства. Его труды и мысли вложены в создание самых мощных в мире гидравлических штамповочных прессов и бесшаботного молота с энергией удара 1500 кДж. Его идеи о перспективности гидровинтовых молотов прекрасно воплощены фирмой «Hasenclever», создавшей гидровинтовой молот с усилием 315 МН.

А.И.Зимин создал «Периодическую систему энерготипов кузнечно-прессовых машин», которая даёт принципиальный и далёкий прогноз развития кузнечного оборудования. Изданный под его редакцией раздел «Кузнечно-прессовое оборудование» Энциклопедического справочника машиностроения отразил целую эпоху отечественного машиностроения. А.И.Зимин был членом экспертных советов секций «Машиностроение» и «Металлургия» Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР. Он основатель и редактор сборников МВТУ «Машины и технология обработки металлов давлением». А.И.Зимин - кавалер двух орденов Ленина. Кроме того, он был человеком большой культуры, интеллигентом в самом высоком понимании. Его доброжелательность, отзывчивость и трудолюбие снискали ему уважение всех, кто с ним общался. А.И.Зимин был человеком разносторонних интересов: наряду с главным увлечением наукой и техникой он писал стихи, музицировал, рисовал. Это был человек высокой нравственности, создавший дружную семью. Он всегда с любовью и заботой относился к жене Елизавете Константиновне, детям и внукам.

Брат Анатолия Зимина - Зимин Алексей Иванович также был профессором МВТУ имени Н.Э.Баумана, преподавателем высшей математики. Оба похоронены на Николо-Архангельском кладбище.

Через год посел его смерти в 1975 году на даче А.И. Зимина в Салтыковке был создан не имеющий аналогов в мировой практике Музей кузнечной науки и техники. В те времена перед музеем располагалась огромная лопасть корабельного винта и огромный коленвал. Продолжателем дела отца стал его сын Зимин Юрий Анатольевич, который умер в 2008 году.

Юрий Зимин стал основателем и президентом Кузнечной академии. Участвовал в сстановлении современного оружейного дела. В 1988 году он продавил создание "Музея кузнечной науки и техники" в подмосковной Салтыковке. Действительно, продавил - за настойчивость и неуклонность его звали "Железный Феликс". Туда на Первый фестиваль-конкурс кузнецов съехались 200 самых неуемных энтузиастов кузнечного дела, со всего Союза, со всей России. Среди них были и очень нелегальные тогда оружейники. Встретились, познакомились, обрадовались и поняли, что они не одни такие.
Юрий Зимин был доктор наук, профессором кафедры «Обработка металлов давлением и металлургическое оборудование» Московского государственного металлургического института.
Интересен тот факт, что день смерти отца и защиты диссертации у Юрия Зимина совпали. Состояние на душе Юрия Анатольевича было вдвойне напряженным. Но, не смотря на это, он успешно защитил свою работу. Жаль, что отец немного не дожил до этого момента.

Музей стал культовым местом проведения одноимённых фестивалей, встреч и мастер-классов. Сообщество профессиональных кузнецов во главе с Зиминым не раз побывало в отдалённых уголках нашей необъятной родины, в том числе и на Байкале, где проходил Всероссийский фестиваль кузнечного искусства. Но всегда «укротители огня и металла» возвращались в Балашиху, в тёплый уютный дом семьи Зиминых, где они поистине чувствовали себя желанными гостямиДом-музей стал культовым местом проведения одноимённых фестивалей, встреч и мастер-классов. Сообщество профессиональных кузнецов во главе с Зиминым не раз побывало в отдалённых уголках нашей необъятной родины, в том числе и на Байкале, где проходил Всероссийский фестиваль кузнечного искусства. Но всегда «укротители огня и металла» возвращались в Балашиху, в тёплый уютный дом семьи Зиминых, где они поистине чувствовали себя желанными гостями.

Дом-музей стал культовым местом проведения одноимённых фестивалей, встреч и мастер-классов. Сообщество профессиональных кузнецов во главе с Зиминым не раз побывало в отдалённых уголках нашей необъятной родины, в том числе и на Байкале, где проходил Всероссийский фестиваль кузнечного искусства. Но всегда «укротители огня и металла» возвращались в Балашиху, в тёплый уютный дом семьи Зиминых, где они поистине чувствовали себя желанными гостями.

Мне удалось найти информацию о последнем фестивале кузнецов через год после смерти Юрия Зимина - в 2009 году.

Большинство фотографий под катом с профиля Изабеллы Николаевны Черкасовой, 1951 года рождения, она окончила МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1975 г. канд. техн. наук, зав. лабораторией кафедры "Технологии обработки давлением" МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор свыше 25 научных работ в области технологии горячей штамповки. Она собрала много материалов по кузнечному делу на своем сайте.


Классицизм, модерн, неорусский стиль, эклектика, конструктивизм… Улицы Москвы сегодня можно читать как справочник по архитектурным направлениям. И с каждым годом становится все больше зданий, которые достойны внимания туриста, интересующегося московской архитектурой.

Список интересных московских исторических зданий пополнился еще одним особняком. В прошлом году была закончена реставрация Дома Зимина по адресу Дегтярный переулок, дом 8. Дом расположен в непосредственной близости от Тверской улицы. Снаружи небольшое двухэтажное здание с бледно-зелёным фасадом на первый взгляд ничем не примечательно, оно хорошо вписано в ряд бывших еще дореволюционных доходных домов по четной стороне старинного Дегтярного переулка. Но если присмотреться, то можно увидеть, что фасад дома хорошо отреставрирован и имеет ряд затейливых деталей: необычное окно с лоджией и колоннами тосканского ордера, металлический козырёк с витыми подпорками, светильники в виде факелов, балкон с балясинами, над которым надпись «1896».

Самые ранние сведения о застройке домовладения 8 в Дегтярном переулке относятся к концу 18-го века. В 1889-м собственником участка стал московский предприниматель Николай Гаврилович Зимин. Есть предположение, что он занимался табачным бизнесом, но нет никаких подробных сведений о нем самом и его деле. Возможно, он как-то был связан с родом знаменитых купцов Зиминых, которые в основном занимались ткацким делом. Дом № 8 по Дегтярному переулку сегодня является памятником федерального значения, обозначен как Дом Зимина и на нем висит табличка с упоминанием имени Николая Гавриловича Зимина. Поэтому нет никаких оснований сомневаться в том, что этот дом принадлежал именно ему. И такой вид особняк приобрел в 1896 году, когда он был оформлен в стиле эклектики по проекту архитектора Э. С. Юдицкого.

За свою долгую историю этот дом сменил много хозяев. После революции здесь располагалось правление коммунистического университета имени Я. М. Свердлова. Потом особняк передали под научно-исследовательский институт киноискусства (НИИК) ВГИК. После завершения реставрации в 2016 году в это здание переехало учреждение АУИПИК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры». Именно это агентство как одно из подразделений Министерства культуры занимается эксплуатацией памятников федерального значения. Одной из его функций является поиск богатых предпринимателей, которые готовы взять в аренду руинизированные памятники истории на срок 49 лет по цене 1 руб. за 1 кв. м. и вложить в научную реставрацию несколько млн. долларов. Каким способом был отреставрирован в таком случае Дом Зимина, и как там оказалось Агентство, подробных сведений нет. Но утверждается, что реставрация была выполнена за внебюджетные деньги. С другой стороны, для того, чтобы памятник истории хорошо сохранялся, за ним надо хорошо ухаживать и агентство, наверное, знает в этом толк. Единственное, есть вопрос с возможностью посещения дома Зимина простыми любителями московской архитектуры. В 2017 году было всего пару экскурсий в Дом Зимина в дни культурного и исторического наследия в апреле—мае этого года и пару экскурсий в рамках проекта «Выход в город» в июле. Но этого явно мало. Воссозданные интерьеры Дома Зиминах стоят того, чтобы их увидеть.

За проект восстановления Дома Зимина реставраторы были удостоены премии «Московская реставрация — 2016». Реставраторами была проделана действительно большая и кропотливая работа. В вестибюле восстановлена согласно историческим чертежам парадная лестница, живописный плафон и остекление светового фонаря, лепной декор и полы из метлахской плитки. В помещениях второго этажа были выполнены работы по усилению проемов и перекрытий, демонтажу поздних перегородок, расчистке стен и потолков. Проведена полная реставрация столярных заполнений оконных и дверных проемов по сохранившимся единичным образцам, воссозданы латунные скобяные изделий, восстановлены утраченные элементы лепного декора и исторического паркета. В одном из помещений отреставрирована чудом сохранившаяся изразцовая печь-голландка, изготовленная в конце 19-го века «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», производившим знаменитый дулёвский фарфор.

Ниже несколько фотографий с нашей фотопрогулки по Дому Зимина в июле текущего года.

Недалеко от Тверской, в Дегтярном переулке, вплотную между высокими доходными домами расположено вот такое аккуратное, особо не примечательное, здание. На самом деле это объект культурного наследия федерального значения – особняк Зиминых. Построен он в 1896 году для табачного фабриканта Николая Гавриловича Зимина по проекту архитектора Эдмунда Юдицкого. Впоследствии, в 1913-1914 гг., интерьеры были несколько обновлены под руководством архитектора А.Д.Чичагова

Общий стиль здания можно определить как эклектический. Фасад оформлен достаточно сдержанно. Лепниной декорирован лишь второй этаж: орнамент в сандриках над окнами и растительные гирлянды между окнами. Центральный вход подчеркнут балконом второго этажа с круглыми балясинами и лепными гирляндами над центральным окном с указанием даты постройки «1896»

Ещё по фасаду следует обратить внимание на лоджию справа, над проездной аркой. Она оформлена тосканскими колоннами и балюстрадой. Окно лоджии – единственное сохранившееся оригинальное окно особняка. Здесь размещался зимний сад

Через арку войдём во внутренний двор особняка. Обернувшись, над аркой мы увидим большое окно зимнего сада – то есть зимний сад освещался через окна на противоположных стенах, с двух сторон

Обратите внимание: со двора чётко просматриваются три этажа здания, в то время как с улицы мы видели два. То есть вдоль уличного фасада на втором этаже находились парадные комнаты с высокими потолками, а вдоль дворового фасада – жилые и служебные комнаты с потолками пониже, в том числе и антресольные помещения. Запомните маленькие круглые окошки – потом мы увидим их изнутри

Также не могу не обратить ваше внимание на тщательную проработку и исполнение вроде бы мелких деталей, но из таких мелочей складывается общее впечатление. Вот на дворовом (!) фасаде выполнены закругляющиеся, сглаженные углы – и пространство заднего двора уже смотрится представительно и достойно

Кстати, рядом с аркой особняка Зиминых расположена арка соседнего доходного дома, ведущая в его внутренний двор, и через неё просматривается арка следующего дома внутри квартала. То есть из Дегтярного переулка открывается вот такая перспектива проходных арок

Страсть к ограждениям, охватившая Москву в последние десятилетия, практически уничтожила проходные дворы как явление, а ведь это было особенностью города, накладывавшей отпечаток на очень многие стороны городской жизни. Здесь же пока сохранился нетронутым такой вот маленький кусочек прежнего облика и есть возможность пройти к особняку Зиминых из Настасьинского переулка дворами, а не обходить по Тверской или Малой Дмитровке. Примечательна также арка внутреннего дома – она нереально, прямо-таки клаустрофобски, узкая

Вернемся всё же к особняку Зиминых. На главном фасаде надо ещё рассмотреть металлические кронштейны козырька над входной дверью и светильники в виде факелов

Моё внимание привлекли кронштейны для крепления флагов на стену. Они хоть и относятся к другой эпохе, но представляют интерес как редко где сохранившийся артефакт. По букве «М» можно предположить, что они как-то связаны с метростроем

После революции в особняке размещалось правление Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, а потом, вплоть до 2015 года — Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК. В 2015-2016 годах в особняке проведена реставрация. Сейчас в здании вот такие обитатели

Через главный вход попадаем в двухуровневый вестибюль и с нижней площадки нам открывается вид на парадную лестницу

С нижней площадки на промежуточную ведет лестница из массива камня, с мощными завитками-волютами по оконечностям низких декоративных перил. По бокам лестницы — светильники-торшеры

Сама же входная группа – двери, тамбур, портал – выполнены из дерева

Резьба здесь присутствует, но достаточно лаконичная

На потолке входного вестибюля отреставрирован живописный плафон

Роспись здесь лёгкая, тонкая, изящно не навязчивая

По бокам арочного проёма на средней площадке вестибюля в полукруглых нишах установлены светильники

Эти ниши пышно декорированы: лики дев опустили очи долу, в раковинах и листьях аканта

Парадная лестница приглашает нас на второй этаж особняка, но давайте сначала рассмотрим саму лестницу. Деревянные перила начинаются вот с таких завитков, перекликающихся с завитками каменных перил на лестнице нижней площадки

Рисунок лестничного ограждения, выполненного из латуни или под латунь

Поднимаемся по лестнице и перед нами начинает разворачиваться всё убранство парадного холла. По второму этажу прямо напротив входа проходит галерея, связывающая комнаты и огороженная легким металлическим ограждением

Вот вид на галерею с верхней площадки лестницы. Картина по центру – современная, подарок нынешним обитателям особняка. Для неё трудно найти место в нынешних интерьерах дома, а здесь она вроде как и не особо диссонирует с воссозданным интерьером

Если же мы посмотрим направо и налево, то увидим подлинные, родные особняку, живописные панно «Лето», «Зима» с одной стороны…

…и «Осень, «Весна» с другой

Простенки между большими живописными панно заполнено лепниной и тонко прорисованным орнаментом

Декор пространства парадной лестницы в особняке Зиминых

Парадная лестница, одномаршевая внизу, разделяется потом на два марша

Эти симметричные марши приводят нас на верхнюю площадку лестницы, откуда можно пройти в комнаты второго этажа

Верхняя площадка лестницы оформлена вот таким декоративным балкончиком – вроде тоже мелкая деталь, но придающая особый уют и неповторимый шарм всему дому

Балкончик фактически нависает над головой поднимающегося по лестнице. Нижняя часть балкончика оформлена в не то итальянском, не то рыцарском духе: раковинами, картушем, чешуёй и лавровыми гирляндами

В пространстве парадной лестницы надо ещё обратить внимание на световой фонарь – то есть окно в кровле для естественного освещения помещения. Как это выглядит выше, на антресольном этаже, мы увидим позже

Начнём осматривать помещения второго этажа. Одно из самых крупных – Бальный зал. Вот общий вид потолка

Вот отдельные детали лепного декора: в прямоугольных кессонах женские фигуры в греческих одеждах среди растительного орнамента…

…а по периметру потолка проходит полоса с шестиугольными звездами с женскими головками

Восхитителен рисунок паркета – просто и оригинально

Особой достопримечательностью особняка Зиминых является зимний сад, объединённый с Дубовым залом. Вот потолок Дубового зала, деревянный, кессонированный, с расписным плафоном и старым светильником, то ли сохранившимся здесь от хозяев, то ли подаренным Коммунистическому университету (слышала оба варианта)

К сожалению, при недостатке освещения чересчур умная техника затемняет колорит снимка, а вообще-то дерево в отделке зала отнюдь не тёмное, примерно вот такое

Дверные порталы здесь также выполнены из дуба

Считалось, что при Зиминых это помещение использовалось как столовая, но ранее при изучении чертежей и позже при раскрытии стен в ходе реставрации высказывались предположения, что здесь был домашний театр. В качестве аргумента указывают на арку, отделяющую Дубовый зал от зимнего сада и создающую эффект театрального зала (на фото мебель современная)

Через эту арку мы проходим в зимний сад и над нашими головами раскрывается голубое летнее небо и верхушки увитых розами шпалер

В любое время года здесь зеленеет плющ, порхают птички, цветут розы и яблони

Светильник здесь хоть и не родной, но достаточно удачно вписывается в интерьер

Зимний сад расположен над аркой во двор дома и имеет, как я уже говорила ранее, симметрично расположенные на противоположных стенах трехчастные окна – на улицу и во двор. А уличное окно выходит на лоджию, фланкированную тосканскими колоннами:

В советское время пол зимнего сада был закрыт паркетом, что позволило сохранить мозаичное мощение, отреставрированное в ходе восстановительных работ

В ходе реставрации проводилось не только восстановление интерьеров, но и значительный объём работ по укреплению и усилению всей постройки. В ходе таких работ было обнаружено подземное хранилище трехметровой глубины. В нём находились остатки чёрного вещества, которое экспертиза определила как полуразложившийся мазут. Возможно, в резервуаре хранили нефть для котельной. Как раз в этих помещениях выставлен пузырёк с этой, более чем столетней, жидкостью

Значительный объем реставрационных работ был проведен также в зале, выполненном в стиле барокко

Здесь восстановлен вычурный, соответствующий стилю лепной декор

Утонченная, изящная роспись на стеновых панно

Как в любом барочном помещении, детали декора можно рассматривать бесконечно

В барочном зале надо обратить внимание на центр потолка, ибо здесь также сделан световой фонарь для притока естественного освещения

Забегая немного вперёд, покажу, как выглядит этот световой фонарь сверху, на антресольном этаже

А над этим фонарём ещё один, уже непосредственно на крыше особняка

Вернемся пока на нижние этажи и осмотрим оставшиеся комнаты. А осталось нам увидеть более приватные помещения: спальни, детские, кабинет. Декор в них скромнее. Вот, например, центральный потолочный плафон в комнате на первом этаже окнами во двор

Остальной декор потолка состоит из растительных розеток по углам и профилированного карниза

В соседней комнате оформление ещё скромнее. Вот потолочный лепной плафон

И вот оформление углов на потолке

Точно такой рисунок лепного декора потолка в одной из комнат второго этажа, но решён он в другой цветовой гамме

Также и центральный плафон потолка: рисунок тот же, цвет другой

Этот рисунок плафона повторяется ещё в одной комнате второго этажа, но остальной декор там отличается. Вряд ли таким был первоначальный замысел архитектора, скорее всего это компромиссное решение реставраторов. Вот этот лепной потолочный плафон (светильник здесь и далее везде современные)

Находится он в комнате, где восстановлена изразцовая печь-голландка, изготовленная «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова»

Вот эти волшебные изразцы поближе

Чтобы не пачкать в комнатах, топили печи из коридора. Реставраторами в коридоре специально раскрыта топка печи, откуда загружали дрова и растапливали голландку. А другая сторона печи выходит в комнату, где мы и видели её изразцовое покрытие

Декор потолка в комнате с печью. И обратите внимание на изразцы в верхней части печи – какая совершенная тонкость работы!

Декор остальных помещений второго этажа не повторяется. Вот потолочный плафон в комнате окнами во двор

Среди венков и гирлянд смотрят на нас лики дев, а из травяных завитков наверху возникают головы не то снежных барсов, не то пантер

А вот с какой утонченностью и по лепной работе, и по цветовым оттенкам выполнены потолочные карнизы в этой комнате

Совсем в другом стиле оформлен бывший кабинет хозяина

Здесь уже прямо чувствуются веяния модерна и ХХ века

Кабинет расположен между Дубовым и Бальным залами и из него есть выход на балкон, расположенный над козырьком главного входа. Здесь по чертежам восстановили также деревянную дверь…

…и паркетный пол

Мы осмотрели все комнаты, доступные для экскурсантов. Осталось ещё обратить внимание на коридоры, потому что даже в проходных помещениях тщательность отделки не игнорируется. Вот, например, общий вид потолка узкого коридорчика

Как филигранно исполнена изысканно тонкая подкрашенная лепнина

Ещё в коридорах интересно увидеть, что в ходе долгой жизни здания первоначальные арочные проёмы были заложены, а реставраторы постарались их обозначить

Теперь мы отправляемся на антресольный этаж. Туда ведёт узкая многомаршевая лестница

На то, что эта лестница старая, указывают и щербинки на камне ступеней, и форма металлических балясин-прутов с шарами

Сейчас на антресолях находятся кабинеты сотрудников учреждения, занимающего особняк. Здесь как раз можно увидеть круглые окна, которые мы рассматривали на дворовом фасаде. Ещё обратите внимание на деревянные перекрытия (прогоны) – в зданиях современной постройки такого не увидишь (снимок сделан через стеклянную перегородку, поэтому извиняюсь за блики и отражения)

В чердачно-антресольном пространстве сохранены также и иные деревянные элементы перекрытий

Ну и главное, зачем проводят экскурсантов в верхние помещения – это световые фонари. Один – для барочного зала — мы уже видели. Второй обеспечивает светом парадный вестибюль с лестницей

Над каждым из фонарей устроен стеклянный же фонарь в крыше особняка, через который видно небо (причём с улицы и со двора эти фонари не видны)

Так как в чердачно-антресольном пространстве устроены офисы учреждения, которое занимается управлением и использованием памятников культуры, то здесь можно увидеть разные интересные мелочи, относящиеся к этой сфере. За короткое время экскурсии ни рассмотреть, ни перефотографировать всё невозможно. Покажу, что успела. Вот, например, здесь меня заинтересовали образцы изразцов. Оказывается, это не просто плоский элемент как современная керамическая плитка, а гораздо более сложная геометрия — наверно, чтоб лучше держалась

Не смогла пройти мимо карты усадеб Московской области. Нам есть чем гордиться!

Наша экскурсия по особняку Зиминых закончена. Возвращаемся к парадной лестнице и бросаем последние взгляды на замечательные интерьеры

Особняк XVIII века с потрясающей историей полностью отреставрировали в центре Москвы. Дом табачного фабриканта Н. Г. Зимина помнит аристократическую роскошь, подарки Лазаря Кагановича и хранит тайну нефтяного хранилища, которое совсем недавно обнаружили во время благоустройства территории во дворе здания-памятника.

Историки говорят, что первое упоминание о застройке в районе доме 8 в Дегтярном переулке относятся к концу 1700-х годов. До войны с Наполеоном особняком владел сначала майор А. М. Неронов, затем доктор И. Н. Яныш. Что именно эти состоятельные москвичи строили на участке, история умалчивает. По-настоящему преобразил переулок дом фабриканта Н. Г. Зимина, возведенный в 1896 году. Его проектировали по последней архитектурной моде рубежа XIX и XX веков, поэтому дом украсили причудливые элементы эклектики.

Чего только стоят светильники в виде факелов у входа и огромное окно в правой стороне здания, украшенное колоннами и даже маленькой лоджией. Такое окно позволяет полностью осветить солнечным светом все комнаты с огромными потолками. Их, кстати, венчает лепнина XIX века и типично сталинские люстры.

"Скорее всего, они появились здесь, когда в здании размещался университет имени Я. М. Свердлова, - рассказала главный архитектор проекта Наталья Карташова. - Есть информация, что их подарил вузу сам Лазарь Каганович". В последние годы дом значительно обветшал, и ему потребовалась глобальная реставрация. Провести ее и одновременно сохранить особенности фасада и интерьера помогло федеральное министерство культуры.

"Стоит поблагодарить министерство за сохранение исторических памятников Москвы, - отметил мэр Сергей Собянин, осмотрев отреставрированный дом. - Дом Зимина - один из лучших образцов архитектуры XVIII-XIX веков".

Аварийных памятников в столице стало меньше почти в семь раз

В свою очередь глава министерства Владимир Мединский отметил, что такая эффективная работа проходит только благодаря тесному взаимодействию ведомства с Мосгорнаследием. "Сейчас в доме Зимина разместилось наше структурное подразделение - агентство, занимающееся сохранением памятников истории и культуры, - сказал Мединский. - Учреждение долгое время работало, как сапожник без сапог, и только сейчас получило постоянное здание".

Сотрудники этого агентства любят рассказывать удивительную историю, связанную с реставрацией дома. Совсем недавно во время благоустроительных работ во дворе нашли нефть. Как выяснилось, она вытекла из подземного хранилища, которое, очевидно, использовалось в подземной котельной в XIX веке. Небольшой сосуд с нефтью даже сохранили на память.

Чудесный дом Зиминых, как отметил Собянин, вошел в число 90 памятников, отреставрированных в этом году. Среди возрожденных домов-памятников есть и строения Донского монастыря, и здание Казанского вокзала, и объекты фабрики "Большевик". А за последние шесть лет удалось отреставрировать более 700 уникальнейших зданий. Теперь количество аварийных памятников снизилось почти в семь раз.