Болезни Военный билет Призыв

Особенности устной речи. Устная, письменная речь

Неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых речевых ситуациях.

Все этапы речепроизводства, от внутреннего программирования до реализации замысла во внешней речи, осуществляются в случае неподготовленного высказывания говорящим самостоятельно при полной синхронизации внутренней и внешней речи. В подготовленной речи такой синхронизации не наблюдается, а мыслительная активность говорящего в основном направлена на адекватное воспроизведение заранее продуманного или заученного текста.

При описании неподготовленной речи в качестве основных признаковы выделяются: языковая правильность высказывания, отсутствие заданного материала и заданного содержания; выражение собственной оценки и суждения; ситуативно-контекстный характер речи, умение определять логическую тему высказывания, наличие высокого уровня развития речевых механизмов, естественный темп и т.д.

Неподготовленная речь находится в постоянном совершенствовании, и описать ее с помощью неизменных признаков вряд ли возможно.

На начальном этапе обучения она характеризуется недостаточной содержательностью, отсутствием последовательности и доказательности в суждениях, стилистической нейтральностью, незначительно обобщенностью.

Учащиеся продвинутых этапов, особенно в лицеях и гимназиях, обладают большими возможностями для информативной и стилистически отточенной речи. Оценка прослушанного (или прочитанного) связана у них с более полным обобщением, а относительно легкая ориентация в контексте разной величины и свобода в оперировании материалом делают неподготовленные высказывания старшеклассника качественно новым уровнем речевого общения.

Не принимая во внимание такие параметры, как естественный темп, лингвистическая правильность, достаточный уровень развития речевых механизмом, поскольку они в одинаковой мере характерны как для подготовленной, так и для неподготовленной речи, необходимо различать постоянные и переменные признаки неподготовленной речи.

К постоянным признакам следует отнести новизну информации, самостоятельность и творчество, отсутствие предварительной подтоговки и заданного языкового материала.

Переменными признаками являются подсказанность темы, беседы, выступления и т.д., построение логической схемы высказывания, эмоциональность и образность, инициативность и спонтанность.

Учитывая особенности говорения как формы устного общения, можно констатировать, что неподготовленное диалогическое высказывание формируется в следующей последовательности.

Этап развития подготовленной речи:

1) Видоизменение текста-образца.

2) Порождение самостоятельного высказывания:

а) с помощью вербальных опор (ключевые слова, план, тезисы, заголовки и т.д.);

б) с опорой на источники информации (картина, кинофильм, телепередача и т.д.);

в) с опорой на изученную тему.

Этап развития неподготовленной речи:

а) с опорой на источник информации (книгу, статью, картину, художественный или документальный фильм и т.д.);

б) с опорой на жизненный и речевой опыт учащихся (на однажды прочитанное или увиденное, на собственное суждение, на фантазию и т.д.);

в) с опорой на проблемную ситуацию, в том числе в ролевых играх и дискуссиях.

Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:

а) составление аргументированных ответов на вопросы;

б) проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);

в) проведение ролевых игр и викторин;

г) проведение дискуссии или диспута;

д) беседа за круглым столов и т.д.

Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи:

а) придумывание заголовка и его обоснование;

б) описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;

в) составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;

г) обоснование собственного суждения или отношения к фактам;

д) характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);

е) оценка прослушанного и прочитанного;

ж) составление кратких объявлений и текстов открыток.

Упражнения всех перечисленных этапов должны отвечать, кроме того, следующим требованиям: быть посильными по объему, аппелировать к разным видам памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленными и мотивированными (что предполагает формулировки конечной или промежуточной цели выполнения упражнений), активизировать умственную деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.

Новое в образовании:

Обучение сжатому пересказу в специальной школе V вида
Проблема пересказа волновала и продолжает волновать специалистов в области олигофренопедагогики (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.А. Одинаева и др.). Все исследователи рассматривали пересказ с позиции его объединения с речевой деятельностью и склонны во мнении, что он способствует развитию и обогаще...

Значимость сказки. Познавательное значение сказки
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное п...

Разновидности и характеристики диалогической речи
Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Это форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники выступают попеременно...

когда производимая речь так или иначе, особенно задолго перед ее произнесением или долго во времени, отрабатывалась. В зависимости от качества такой отработки, степени подготовки, характера, особенностей опорного речевого материала, степени его использования и совмещения с собственным продуктивным началом различают подготовленную и частично подготовленную речь.

Примерами этого могут служить пересказ прочитанного (например, рассказа), прослушанного (например, доклада, радиопередачи), выступление по конспектам (частично подготовленная речь), по кратким пометкам, заранее продуманным, устное воспроизведение заученного (стихотворения, молитвы и др.) или хорошо продуманного и мысленно проговоренного. Сюда же с некоторыми оговорками можно отнести и устный синхронный перевод речи на другом языке. Ср. также ответ студента на экзамене: он готовился к экзамену дома, изучая весь объем учебного материала по курсу, и если он отвечает, вытащив билет, сразу, – то это будет частично подготовленная речь; если же он будет вдобавок специально продумывать конкретные вопросы билета, сидя полчаса за столом, прежде чем отвечать, – это будет собственно подготовленная речь. Конечно, подготовленной является речь артиста на сцене. Речь преподавателя, читающего лекцию, не заглядывая в конспекты, можно назвать подготовленной и неподготовленной. Если он читал лекцию на данную тему уже десятки раз, в течение 20 лет он выучил ее почти наизусть (это не что иное, как подготовленность). Но в то же время он добавляет в эту заученную основу немало новых сведений всякий раз – свежих фактов, уточняющих рассуждений, деталей и др. (и значит, в речь добавляются элементы неподготовленности, экспромта).

При подготовленном говорении нет достаточной степени самостоятельности или, в другом случае, стихийности, спонтанности. Оно опирается на ключевые слова, запомнившиеся мысли-высказывания, текстовые структуры и их части, уловленный стиль и др. – в чужом речевом произведении или в своем собственном, до этого составленном.

Подготовленная речь чаще всего связана с монологической формой. Но может быть подготовлена заранее и диалогическая речь – как со стороны только одного собеседника, так и с обеих сторон. Например, если деловой человек очень тщательно готовится к важным переговорам и заранее прорабатывает детально все возможные повороты намечаемого общения, формулируя оптимальные реплики на любой вариант речи партнеpa. Корреспондент, едущий брать интервью, заранее определяет систему вопросов к интервьюируемому; последнему не так уж редко дают заранее эти вопросы, чтобы он мог над ними подумать и ответить получше. То же и в отношении следователя, допрашивающего обвиняемого (хотя в ходе допроса могут возникнуть моменты и неподготовленной речи). В подобных случаях культура речи проявляется именно в факте предварительной работы над будущим коммуникативным актом; если же такая подготовка не проведена, то это ведет к нарушению правил соответствующего речевого жанра, отклонению от необходимой степени культуры речевого общения.

Следует иметь в виду, что к подготовленному говорению (к подготовленной речи) не всегда следует относиться с большим или меньшим пренебрежением. Есть и такие его виды, которые могут показать высокую речевую культуру субъекта. Говорение на основе устной информации или полученной из чтения может быть, например, показателем уровня развития субъекта, так как пересказ может быть примитивным, неадекватным, неполным (низкий уровень говорения), и, наоборот, точным, содержательным, аналитическим и др. (высокий уровень говорения).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 г. Красноармейска саратовской области»

Консультация для воспитателей

«Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Подготовила: зам.зав. по ВМР Герасимова И.В.

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

Обедненный словарь;

Часто неверная конструкция предложений;

Неспособность связно и последовательно изложить события;

Дефекты произношения;

Сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной течи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

    Ухудшение состояния здоровья детей;

    Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

    Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

    Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

    Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. При передаче сообщения в мозг вводится два вида информации:

1) о предметах и явлениях;

2) о правилах языка, на котором это сообщение передается.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенапраленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.

В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей плохо развивается, речевые фронтальные занятия неэффективны.

Что же эффективно и почему?

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

    эмоциональный комфорт (положительные эмоции);

    демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант);

    достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);

    большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни (такой вывод сделали современные исследователи, изучая биографии «успешных» людей). При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные.

1. Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей.

2. Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.

4. Пение. Стихотворение-рифмование.

5. Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм.

6. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).

7. Труд: трудовые и речевые действия.

8. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

С чего начинать речевое воспитание ребенка?

Конечно, с изучения проблем малыша, особенностей его семейного воспитания, развития его личности, коммуникативных речевых навыков.

Основной метод обследования, как известно, наблюдение. Нужно пообщаться с ребенком, понаблюдать, как общается с другими:

    умеет ли налаживать отношения, контакты со сверстниками, со старшими и младшими детьми, со взрослыми;

    выяснить, почему это у него хорошо или, наоборот, плохо получается, в чем причина;

    установить, каков уровень его речевого развития;

    обдумать, посовещаться с коллегами и определить, как мы сумеем помочь ребенку преодолеть его трудности.

Трудности могут быть в звуко-и словопроизношении, в плохой дикции, в бедности словаря, в неумении выразить словом чувство, настроение, в невозможности ребенка ответить на простой вопрос, рассказать, что с ним произошло.

Нужно понаблюдать за детьми, попробовать определить, какие варианты отклонений в речевом развитии проявляются у детей.

Обязательно сравнить, как отличается речь ребенка, если он обращается к нам, взрослым, и сверстникам.

Внимательно прислушаться, выяснить, стремятся ли дети четырех лет и старше разговаривать между собой, когда они что-то рисуют, конструируют, лепят. О чем они говорят? Слышат ли друг друга? Сопровождаются ли игры детей развернутыми речевыми высказываниями, если детям уже шестой-седьмой год?

Понятно, что при одной и той же проблеме у нескольких детей помощь будет разной: поскольку все дети разные, то и привычки, интересы, потребности у них особые. У педагога в запасе всегда целый арсенал методов, приемов, форм работы, целая педагогическая копилка игр и развлечений.

Если мы определили проблемы ребенка, выяснили их причины, истоки, то теперь наметим индивидуальную программу его речевого развития, его «зоны ближайшего развития» и перспективы.

Но не надо торопиться – надо верить и стимулировать, поступать так, словно у ребенка уже имеется то качество, которого мы ждем. Надо создать для нег ситуации успеха. Ни в коем случае не «зацикливать» малыша на его речевых несовершенствах, неудачах.

Дошкольные педагоги часто задают вопрос: почему не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, выполнения любой работы?

Потому что для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет важное значение для психического развития ребенка. Речь малыша как бы становится слепком с его деятельности, берет на себя ее самые существенные моменты. На основании такой речи-сопровождения потом окажется возможным «составление рассказа» о прошедших событиях, в которых ребенок не участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой), которая составляет важную часть умственных операций. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.

Надо прислушаться: вот дети уже не только комментируют свою работу, но и начали предполагать, описывать результат, планировать будущие действия. Только став старше, они научатся делать это не вслух, для другого, а внутреннее, для себя.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Исходя из этого положения, сделаем вывод, что в речевой работе основной целью будет не только обучение новым словам, понятиям и не требование, чтобы ребенок пересказал прочитанное, а использование речи как средства любой важной и интересной для него деятельности.

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Важнейшая деятельность для дошкольника – игра, а главнейшая потребность – общение. Труд, как и игра, неотделим от наслаждения, но только в том случае, если труд правильно организован. Потребность в труде для ребенка (до 3 – 4лет) связана с интересом не к результату, а к самому процессу и к возможности общения.

Формы организации работы по развитию речи:

    1. Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы индивидуального развития его речи. В таком случае происходит диагностическое и коррекционное общение.

    2. Работа в парах. Дети могут сами выбрать пару (стихийный выбор) или по совету педагога. Один может быть в роли консультанта, учителя, затем дети меняются ролями.

    3. Работа в стихийно возникающих группах. Такие группы реализуют стихийно возникший замысел.

    4. Работа групповая. Дети постоянно объединяются в небольшие группы из 3 – 4 человек и работают сообща.

    5. Работа фронтальная. Может быть организована педагогом и объявлена как приглашение или «задание для всех». Чаще воспитатель « заражает» детей, предлагая вначале деятельность только одной малой группе. Происходит «взаимозаряжение» интересной деятельностью.

Основные принципы организации речевого развития:

    1. Создание условий для свободного самовыражения детей, для уверенности в своих силах. Создание семейной обстановки.

    2. Событийная основа (заранее запланированные события и неожиданные; их обсуждают, рисуют, создают о них стихи и рассказы).

    3. Обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями, взрослыми.

    4. Гибкая программа «проектов», событий-тем. «Спонтанейное» (А.В.Запорожец) развитие речи в общении и деятельности.

    5. Опора на языковую интуицию ребенка, его способности к подражанию, к речетворчеству и словотворчеству.

Четыре направления познавательной активности:

    знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы их непосредственного восприятия и опыта;

    установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, что приводит к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

    формирование избирательных интересов; как следствие – формирование положительного отношения к миру.

Основные задачи познавательного развития детей

1. Обогащать познавательную сферу информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передавать информацию через слово.

2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми.

3. Помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности.

4.Формировать бережное и созидательное отношение к миру, закреплять свой положительный опыт.

5. Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности.

6. Создавать условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.

В период с 07.12. по 14.12.2015г. с целью определения эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по познавательно-речевому развитию и выявления уровня сформированности у детей познавательно-речевых знаний, умений, навыков, проявляющихся в повседневной и учебной деятельности проведена тематическая проверка.

В группах созданы условия для познавательно-речевого развития:

имеются речевые уголки, «зеленый уголок» с различными видами растений. В речевых уголках представлен наглядный материал и дидактические игры по разным разделам программы, но в природных уголках недостаточно дидактических игр, позволяющих закреплять знания детей о природе и закономерностях в природе. Нужно пополнить уголок познавательного развития во всех возрастных группах.

Интересной формой познавательно-речевой сферы деятельности должна стать познавательная игротека . Игротека охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип работы познавательной игротеки – все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть. Материал познавательной игротеки должен быть представлен дидактическими и настольно-печатными играми разной направленности, иллюстративным материалом, разнообразными коллекциями (тканей, монет и т.д.) и демонстрационными экспонатами, оборудованием для элементарного экспериментирования и наблюдений, мини-библиотекой. В организацию игротеки можно и нужно привлечь родителей, как одну из форм взаимодействия ДОУ и семьи. Ребенок с родителями может что-то изготовить и принести в детский сад, и он должен рассказать всем, что сделали, как с ним играть, в первую очередь, конечно в старших группах. Рубриками познавательной игротеки могут быть: «Цветочное королевство», «Экспериментируем вместе», «Путешествие по Солнечной системе».

«Путешествие по Солнечной системе» в старшей и подготовительной группе можно приурочить ко дню космонавтики.

В мини-библиотеке есть садовские книги, и те книги и журналы, особенно периодические, которые дети приносят из дома. Дети рассматривают их, рассказывают, комментируют иллюстрации. Через несколько дней книги уносят домой, приносят другие. Естественно, дети всегда приносили книги. Но детям нужно рассказать, что такое - библиотека, и что в нашей группе есть своя библиотека, где дети могут взять любую имеющуюся книгу и «читать». Это хороший метод познавательного и речевого развития детей.

Очень велик потенциал в формировании познавательно-речевого развития в детском экспериментировании . Потому что в процессе проведения опытов и экспериментов дети учатся видеть проблему, ставить цель, решать проблему, анализирует, то есть формулирует в речи объект или явление, сопоставляет различные факты, выдвигает гипотезы, делает выводы. Важным становится не только результат, но и процесс работы ребенка. Воспитатель может быть «научным консультантом». Самым простым и доступным экспериментом в ближайшее время может быть посадка лука, знакомство с условиями, необходимыми для жизни растений (тепло, свет), а также опыты с водой, снегом, льдом.

В уголке экспериментирования материалы должны распределяться по разделам: «Песок и вода», «Бумага» и т.д.

Разработать рекомендации для родителей по познавательно-речевому развитию детей, которые можно оформить в виде буклетов «Растите детей любознательными», «Как отвечать на детские вопросы», методичек, папок-раскладушек, брошюрок.

Будет проведен просмотр и анализ открытого занятия по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной школе группе.

В методическом кабинете ДОУ имеется методическая и детская художественная литература, наглядный материал, игрушки для проведения занятий по развитию речи.

Опытные ораторы иногда произносят блестящие речи и без подготовки, но это, как правило, короткие выступления (приветствия, тосты и т.д.). Лекция, доклад, политическое обозрение, парламентская речь, то есть выступления больших, серьезных жанров, требуют тщательной подготовки.

Вначале необходимо определить и точно сформулировать тему, она должна быть актуальной и интересной для данной аудитории. Выбирая тему, следует обдумать и название лекции (доклада, сообщения), оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы. Заглавия должны быть конкретными. Например, из двух вариантов заглавий - «Борьба с коррупцией» и «Кто берет взятки и как с этим бороться? » - предпочтительнее второй. Заголовки могут быть призывными («Сплотимся против мафии!»), рекламными («Как похудеть без диеты и пилюль?»), но многие темы получают индивидуальные названия, точно ориентирующие потенциальных слушателей («Вступительные экзамены в Московский государственный университет печати», «Подготовка новой реформы русской орфографии и пунктуации»). Оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее поведение. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М., 1998. С. 87

Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам.

Большое значение имеет предварительное знакомство с составом аудитории. Готовясь к выступлению, лектору следует узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, направление их образования - гуманитарное или техническое; преимущественно женский или мужской состав аудитории, ее национальные и религиозные особенности). Это очень важно для определения не только содержательной стороны выступления, но и его стиля, степени популярности изложения, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей.

Главная составляющая подготовки к выступлению - поиск и подбор материала. Даже если оратор хорошо знает тему предстоящего выступления, он все равно готовится к нему: просматривает специальную литературу и периодическую печать, чтобы связать тему с современностью, узнать свежие факты, имеющие отношение к содержанию выступления. В зависимости от теоретической подготовленности оратора он избирает формы изучения материала (выборочное или углубленное чтение, беглый просмотр статей, обзоров). При этом можно обращаться к различным справочникам за статистическими данными, к учебным пособиям, энциклопедическим словарям, таблицам, картам. Изучая конкретный материал, необходимо делать выписки и составлять конспект прочитанного, готовить слайды и фотографии для показа в аудитории. Изучив хорошо материал, обычно пишут либо полный текст выступления, либо его конспект, либо тезисы или план, который лучше сделать развернутым, предельно полным. Некоторые опытные ораторы отказываются брать с собой написанный текст выступления, но держат в руках «шпаргалку», в которой можно найти необходимый справочный материал (цифры, цитаты, примеры, доводы). Аудитория простит вам, если вы будете подглядывать в такую шпаргалку, но сразу невзлюбит докладчика, который станет читать свое выступление от начала до конца «по бумажке».

На листке для такой «шпаргалки» можно выделить большие поля и на них записать ключевые слова, которые помогут вспомнить тот или иной тезис выступления; здесь же можно «подсказать» себе афоризмы, парадоксы, пословицы, анекдоты, которые могут пригодиться для поддержания интереса аудитории, если внимание слушателей ослабеет.

В процессе подготовки к выступлению рекомендуется прорепетировать его, посмотреть на себя в зеркало, обратив внимание на привычные для вас непроизвольные движения, сопровождающие речь (манеризмы: отбрасывание волос со лба, почесывание затылка, покачивание, движение плечами, жестикуляция и т.д.). Владение «языком движений» - это действенный способ удерживать внимание аудитории. Полная неподвижность (оцепенение) оратора во время речи недопустима, но и чрезмерная жестикуляция, гримасы пагубно влияют на выступление, отвлекая слушателей.

Поза, жесты, выражение лица оратора должны усиливать эмоциональность его речи и иметь собственный смысл. Есть целая наука о символическом значении жестов, и мы практически освоили значение того или иного движения рук (приветствие, призыв к вниманию, согласие, отрицание, неприятие, угроза, прощание и т.п.), поворотов головы и т.д. Жесты и мимика оратора должны быть естественны и разнообразны, а главное - они должны быть мотивированы содержанием речи. На заключительном этапе подготовки к выступлению нужно еще и еще раз проанализировать его, учесть сильные и слабые стороны речи и уже в аудитории опираться на позитивное.

Мастерство публичного выступления приходит с опытом. И все же надо знать главные «секреты» ораторского искусства и учиться применять их в аудитории.

Коммуникативная задача возникает в случаях, когда говорящий активно ориентирует свое высказывание на конкретного слушателя и ставит перед собой некоторую коммуникативную цель: проинформировать, сообщить, объяснить, убедить, успокоить, выяснить и т.п. Ладанов И.Д. Речь как главное средство общения. Умение убеждать. - М., 2004. С. 25 В этом случае решение только рационально-экспрессивной задачи не является достаточным: высказывание, удовлетворяющее самого говорящего и в основном адекватно, с его точки зрения, передающее мысль, должно подвергнуться дополнительным процедурам. Так, с целью облегчения понимания его конкретным слушателем, а также для усиления его убедительности (с учетом, опять-таки, особенностей адресата) бывает, например, необходимо полнее раскрыть основные компоненты мысли, детальнее выявить в словесной форме связи между ними, видоизменить стилистику высказывания и пр. Убедиться в том, что коммуникативная задача решена адекватно, говорящий не может без обратной связи, т. е. без опоры на реакцию адресата сообщения. И, разумеется, большое значение здесь приобретает учет говорящим возрастных, профессиональных, характерологических, индивидуальных, личностных и других особенностей партнера по общению.

Особенности планирования, контроля, коррекции высказывания субъектом речи зависят от многих условий, например, от величины временного разрыва между подготовкой и внешнеречевой реализацией высказывания (подготовленная и неподготовленная, спонтанная речь). В неподготовленной (спонтанной) речи мы говорим без предварительного обдумывания, впервые и новое для себя содержание, продолжая разрабатывать его в самом процессе речи. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. - М., 1991. С. 128

При этом происходит совмещение во времени всех трех рассмотренных выше задач. В привычной ситуации обыденного общения субъект, как правило, приступает к речи, предвосхищая ее содержание лишь в общих чертах. Чаще всего он представляет только основной смысл того, что собирается изложить. То, как именно это необходимо сделать (с чего начать, какие элементы содержания обозначить в слове и в какой последовательности), обычно определяется уже в процессе самой речи.

В обычных условиях ситуативной речи в качестве значимых элементов строящегося сообщения говорящий привлекает паралингвистические средства общения (интонация, жест, мимика). При разработке говорящим нового содержания у него почти нет тех готовых «блоков», которые являются важной опорой в стереотипной речи.

Поэтому здесь рационально-экспрессивная задача, совмещаясь с мыслительной, приобретает особую важность и отвлекает на себя основные усилия говорящего. В таких ситуациях часто происходит искажение структуры высказывания, а также ухудшаются коммуникативные характеристики речи. Эпизодически, в тех особенно острых ситуациях общения, когда влияние на собеседника или успех совместной деятельности зависит от речевых характеристик общения (например, от понятности аргументов), решение рационально-экспрессивной и коммуникативной задач оказывается в фокусе сознания говорящего.

Пример из письменного текста: «Слегка отвлекаясь от отечественной проблематики, хотелось бы заметить, что, как показал современный опыт скандинавского региона и ряда других стран, дело вовсе не в монархии, не в форме политической организации, а в разделении политической власти между государством и обществом» («Звезда». 1997, № 6). При устном воспроизведении этого фрагмента, например на лекции, он, конечно, будет изменен и может иметь приблизительно такую форму: «Если мы отвлечемся от отечественной проблематики, то увидим, что дело вовсе не в монархии, дело не в форме политической организации. Все дело заключается в том, как разделить власть между государством и обществом. И это подтверждает сегодня опыт скандинавских стран ».

Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие: «Многие так называемые огрехи устной речи - функционирование незаконченных высказываний, слабая структурированность, введение перебивов, автокомментаторов, контакторов , реприз, элементов колебания и т. п. - является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации » (Бубнова Г. И. Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия М., 1991. С. 8). Слушающий не может удержать в памяти все грамматические, семантические связи текста. И говорящий должен учитывать это, тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.


Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией , что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста, отражающего типические особенности определенного функционального стиля. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.

Итак , различия между устной и письменной речью сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и «своих» языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией.