Болезни Военный билет Призыв

Основной вектор развития общества. Вектор развития. В чем суть системно-векторной психологии

АНАЛИЗ

АНАЛИЗ

(от греч. analysis - разложение)

метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, отрасли, регионе, на предприятии, в частном бизнесе, семье) и в разных сферах экономики (производственная, социальная). Анализ служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами. Экономический анализ признан обосновывать с научных позиций решения и действия в области экономики, социально-экономическую политику, способствовать выбору лучших вариантов действий. Макроэкономический анализ охватывает экономику страны или даже мировую экономику, целые отрасли хозяйства и социальную сферу. Микроэкономический анализ распространяется на отдельные объекты и процессы, чаще всего имеет место в форме анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, фирм, включая анализ объемов производства, издержек, прибыльности. Ретроспективный анализ представляет изучение сложившихся в прошлом тенденций. Перспективный анализ направлен на изучение будущего.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "АНАЛИЗ" в других словарях:

    анализ - подтвердил субъект, оценка, регистрация анализ позволил возможность, субъект, модальность анализ показал субъект, демонстрация анализ показывает субъект, демонстрация анализ проводится действие, пассив на ся анализ проводить действие… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    - (др. греч. ἀνάλυσις разложение, расчленение) операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно практической … Википедия

    анализ - – исследование, а также его метод и процесс, имеющие целью установление одной или нескольких характеристик (состава, состояния, структуры) вещества в целом или отдельных его ингредиентов. Словарь по аналитической химии атомно абсорбционный… … Химические термины

    - (от греч. разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения);… … Философская энциклопедия

    - (от греч. analyein разбирать). 1) разбор, разложение па составные части, элементы, расчленение. 2) способность ума разделять познаваемое понятие на составные части по его признакам. 3) анализ математический Учение о переменных величинах. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    анализ - а м. analyse f. нем. Analysis < , ср. лат. analysis. 1. Способ научного рассмотрения предметов или явлений путем разложения их на первичные, простейшие элементы, основания. Сл. 18. Сделать Анализ и речи. Ян. 1 136. Без анализа мы вечно бродили … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Разложение, разбор, расследование. Ср … Словарь синонимов

    анализ - 1) Метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части. 2) Химический анализ совокупность операций, имеющих целью установить, из каких веществ состоит исследуемый объект (качественный анализ)… … Справочник технического переводчика

    АНАЛИЗ, в математике область применения таких понятий, как сходимость, НЕПРЕРЫВНОСТЬ, ИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ И ИНТЕГРИРОВАНИЕ. Математический анализ заключается в приложении этих понятий к действительным числам и функциям действительных чисел.… … Научно-технический энциклопедический словарь

    АНАЛИЗ, анализа, муж. (греч. analysis). 1. Метод исследования, состоящий в расчленении исследуемого предмета или явления; ант. синтез (филос.). Подвергнуть анализу понятие причинности. 2. Разложение какого нибудь вещества на составные его… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Анализ. , Шварц Л.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Изложение характеризуется глубоким взаимопроникновением методов классическогои функционального…
  • Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей , Хасси, Дэвид, Дженстер, Пер. Анализ сильных и слабых сторон компании жизненно важен для выяснения факторов, ограничивающих (или, наоборот, расширяющих) ее потенциал, а также для определения еестратегических возможностей.…

АНА́ЛИЗ, -а, м.

1. Метод исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-н.

2. Всесторонний разбор, рассмотрение. А. художественного произведения. А. своих поступков.

3. Определение состава вещества. Химический а. А. крови.

Анализ математический часть математики, занимающаяся исследованием функций (во 2 знач. ) методами дифференциального и интегрального исчислений.

| прил. аналитический , -ая, -ое. А. метод. А. ум (склонный к ~у).

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

АНАЛИЗ это, что такое АНАЛИЗ , значение слова АНАЛИЗ , синонимы к АНАЛИЗ , происхождение (этимология) АНАЛИЗ , АНАЛИЗ ударение, формы слова в других словарях

+ АНАЛИЗ происхождение, этимология - Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс

а) Определение состава и свойств вещества путем разложения его на более простые элементы.

б) разг. Результат исследования состава и свойств какого-л. вещества (крови, мочи и т.п.).

3) Детальное, всестороннее изучение, рассмотрение какого-л. факта, явления, события.

+ АНАЛИЗ - Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

2. мн. нет. Разбор, рассмотрение чего-нибудь А. создавшейся ситуации. Критический а. произведений Гоголя.

3. мн. нет. Определение состава вещества. Химический а. воды.

4. разг. Результат физико-химического исследования крови, мочи и др. как показатель состояния организма. У нее плохие анализы.

+ АНАЛИЗ - Малый академический словарь русского языка

АНАЛИЗ это

анализ

А, м.

Метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы; противоп. синтез.

Разбор, рассмотрение чего-л.

{Захару} никогда не приходило в голову подвергать анализу свои чувства и отношения к Илье Ильичу. И. Гончаров, Обломов.

{Макаров} открыл совещание коротким анализом событий минувшего дня. Степанов, Порт-Артур.

Определение состава и свойств какого-л. вещества, исследование их.

Химический анализ. Качественный анализ. Анализ крови.

{От греч. "ανάλυσις - разложение}

+ АНАЛИЗ - Сборный словарь иностранных слов русского языка

АНАЛИЗ это

анализ

АНАЛИЗ

(от греч. analyein - разбирать). 1) разбор, разложение па составные части, элементы, расчленение. 2) способность ума разделять познаваемое понятие на составные части по его признакам. 3) анализ математический - Учение о переменных величинах.

от греч. analysis - разложение, расчленение) - расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части. С анализа начинается любое научное исследование.

АНАЛИЗ

Analysis; Analyse), юнгианский - форма психотерапии, специализирующаяся на неврозах и стремящаяся привести бессознательные содержания в сознание, часто называемая аналитической терапией.

Принципиально идеи (юнгианского) анализа разработаны Юнгом и объединены им в систему, получившую название аналитическая (или комплексная) психология.

Как и в психоанализе вообще (школа Фрейда и др.), в аналитической психологии анализ - это долгосрочное, насыщенное динамизмом и диалектикой взаимоотношение между аналитиком и пациентом (клиентом).

"Эти взаимоотношения направлены на исследование бессознательного пациента, на изучение содержаний и самих процессов этого бессознательного с целью облегчения психического состояния, которое не является удовлетворительным, поскольку препятствует нормальному течению сознательной жизни (Э. Сэмьюэлс, Б. Шортер, Ф. Плот. Критический Словарь аналитической психологии" К. Г. Юнга. М., 1994. Далее - КСАП).

Нацеленный на ликвидацию невротического расстройства, анализ включает в себя индивидуационную практику - личностный анализ, который направлен на возникновение процесса индивидуации. Строго говоря, анализ психотерапией не является, поскольку не обещает непременного облегчения. Анализ предлагает благоприятную возможность, некий удачный шанс увидеть и ощутить себя в ином (новом) образе действия, другом способе существования и предоставляет возможность свободного выбора. Традиционно залогом выздоровления в психотерапии выступает фигура психотерапевта; в анализе таким залогом оказываются идеи, способность переформулировать исходную для пациента - поддерживающую симптом - картину мира. Широкая публика слабо представляет себе специфику аналитического подхода вообще (уже не говоря о специфике фрейдовского или юнговского направления) и обычно сводит его либо к психиатрии, либо к суггестивной психотерапии. Для краткости, ситуация такова: если у вас затруднения со специфической проблемой, адресуйтесь к психотерапии. Если же вы хотите узнать что-то о себе, то тогда отправляйтесь к аналитику. Технологически анализ отличается от психотерапии по критериям интенсивности, глубины, частоты сеансов и продолжительности работы, включая оценку психологических возможностей и ограничений пациента.

"[Анализ] - всего лишь средство для устранения камней с дороги развития, а не метод <...> встраивания в пациента тех вещей, которых в нем до того не было. Лучше отказаться от любой попытки давать указания и попытаться просто использовать все то, что анализ выносит на свет, с тем чтобы пациент мог сам видеть выносимое более ясно и на этой основе приходить к соответствующим выводам и решениям. Все то, чего человек не достиг сам, в нем долго не удерживается, а перенятое у влиятельного источника оставляет личность в состоянии инфантильности. Речь же идет о том, чтобы привести человека в такое состояние, когда он мог бы взять свою жизнь в собственные руки. Искусство анализа лежит в следовании за пациентом во всех его блужданиях и, таким образом, в собирании вместе всех его заблудших овец" (CW 4, par. 643).

"Существует широко распространенный предрассудок, что анализ - это что-то вроде "лечения", которому человек подвергается в течение некоторого времени с целью разрядки. Эта ошибка неспециалистов сохраняется с ранних дней существования психоанализа. Аналитическое лечение можно охарактеризовать как перестройку психологической установки, достигаемую с помощью доктора. [Но] не существует такого изменения, которое будет безусловно действительным сколь-нибудь долгое время" (CW 8, par. 142).

Аналитическая процедура несет в себе, среди прочего, многозначное символическое содержание. Здесь Юнг различает аналитико-редуктивные и синтетико-герменевтические подходы. Аналитико-редуктивный подход устанавливает, что интерес, или либидо, пациента устремляется регрессивно назад к инфантильным реминисценциям и там закрепляется. Это соответствует психоаналитическому взгляду Фрейда. Синтетико-герменевтический подход, или интерпретация, утверждает, что некоторые аспекты личности, способные к развитию, оказываются как бы в эмбрионической форме, представляя собой потенциал для дальнейшего роста и развития. В конце 20-х годов Юнг пришел к четырехстадийной форме анализа. Первую стадию он назвал осознанием, или катарсисом, проводя аналогии с древней практикой церковной исповеди или обрядами инициации. Человек высказывает все, что "накопилось" в его душе, тем самым весь "неприемлемый" материал выводится наружу. Происходит прорыв сквозь личностную защиту, границу и невротическую изоляцию, создающий терапевтический эффект и прокладывающий путь к новому росту и иному состоянию. Вторую стадию Юнг назвал разъяснением, или интерпретацией. Здесь раскрываются и узнаются связи с бессознательными процессами, в частности интерпретируется перенос и инфантильное психическое. Также на этой стадии индивид приносит жертву со стороны своей гордыни - сознательного интеллекта. Технологически совпадает с классическим психоанализом. Третья стадия - обучение или образование, т. е. приспособление к социальным требованиям, нуждам и потребностям. Здесь отрабатывается новая ответная стратегия. Здесь аналитик ведет себя как учитель, инструктирующий ученика относительно новых способов адаптации. Эта стадия близка психоаналитическому процессу проработки. В заключительной четвертой стадии, названной трансформацией, или изменением, преобразованием, индивидуацией, анализанд раскрывает и развивает свой собственный индивидуальный паттерн. На практике линейная последовательность стадий не соблюдается, и все четыре наличествуют в одно и то же время, - аналитик сам фокусируется на той или иной по мере надобности. Одним из условий подготовки аналитического психолога по настоянию Юнга было введение личностного анализа для обучающихся.

АНАЛИЗ

процесс расчленения целого предмета или явления на составные части - в плане мысленных представлений или материального моделирования. У человека развилась способность выполнять анализ на уровне оперирования понятиями. Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания; он - одна из основных операций, из коих слагается реальный процесс мышления; с него начинается любое научное исследование. Анализ неразрывно связан с синтезом.

АНАЛИЗ

от греч. analysis - разложение, расчленение) - рассмотрение, изучение ч.-л., основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств к.-л. предмета или явления. Процедура, обратная А., - синтез, с которым А. часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Познавательный синтез заключается в том, что на основе изучения элементов и отдельных свойств предмета делается попытка выяснить и объяснить структуру и свойства целого.

Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин А. стал употребляться как син. исследования вообще. Процедуры А. входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую (нередко и последнюю) его стадию. Но и на др. ступенях познания А. сохраняет свое значение. Методы А. одни из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач.

В психологии А. рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозге человека и животных. А. присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия", в своих более простых формах он присущ животным, причем аналитико-синтетическая деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. Анализ сенсорной информации осуществляют анализаторы.

У человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется высшая форма - мыслительный, или абстрактно-логический, А. Эта форма А. возникла вместе с развитием навыков материально-практического расчленения предметов в процессе труда: по мере усложнения труда человек овладевал способностью осуществлять процессы А. и синтеза, не производя реального расчленения и соединения, заменяя последнее абстракциями и умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.

Словарь Ушакова

Анализ

ана лиз , анализа, муж. (греч. analysis).

1. Метод исследования, состоящий в расчленении исследуемого предмета или явления; ант. (филос. ). Подвергнуть анализу понятие причинности.

2. Разложение какого-нибудь вещества на составные его элементы, исследование их (ест. ). Химический анализ. Микроскопический анализ. Сделать анализ мочи.

3. Разбор, исследование отдельных частей предмета для суждения о целом. Грамматический анализ. Произвести анализ литературного произведения.

Математический анализ (мат. ) - один из отделов высшей математики.

Современный экономический словарь. 1999

АНАЛИЗ

(от греч. analysis - разложение)

метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, отрасли, регионе, на предприятии, в частном бизнесе, семье) и в разных сферах экономики (производственная, социальная). Анализ служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами. Экономический анализ признан обосновывать с научных позиций решения и действия в области экономики, социально-экономическую политику, способствовать выбору лучших вариантов действий. Макроэкономический анализ охватывает экономику страны или даже мировую экономику, целые отрасли хозяйства и социальную сферу. Микроэкономический анализ распространяется на отдельные объекты и процессы, чаще всего имеет место в форме анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, фирм, включая анализ объемов производства, издержек, прибыльности. Ретроспективный анализ представляет изучение сложившихся в прошлом тенденций. Перспективный анализ направлен на изучение будущего.

Словарь лингвистических терминов

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Анализ

(от греч. analysis - разложение, расчленение) - метод исследования, состоящий в мысленном или фактическом разделении целого на составные части, единства - на множество сложного - на его компоненты, события - на его отдельные ступени, содержания сознания - на его элементы, понятия - на его признаки (противоположность - синтез). Акт анализа называется анализированием, а способ его проведения - аналитическим методом. Различают несколько видов анализа: элементарный - разделение происходит без учета отношений частей друг к другу и к целому, причинный - учитываются причинные связи и отношения, логический - учитываются логические отношения в явлении, феноменологический - вычленяется в явлении содержание сознания, психологический - содержание сознания разлагается на его элементы. Аналитическое разложение явления, предмета меняет его бытие.

Педагогический терминологический словарь

Анализ

(от греч. analysis - разложение, расчленение)

рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также частично и реальном) предмета, явления на составные части, определение входящих в целое элементов. Термин "А." часто служит синонимом исследования вообще. А. неразрывно связан с синтезом - в процессе А. новые стороны предмета выявляются через включение их в разные контексты. А. присутствует уже на чувственной стадии познания, включаясь в процессы ощущения и восприятия (в простых формах А. присущ и животным). У человека к чувственным наглядным формам А. присоединяется его высшая форма - мыслительный или абстрактно-логический А. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественном или искусственном языках.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 17)

мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

Словарь финансовых терминов

Анализ

критический анализ специалистом баланса фирмы с целью определения ее кредитоспособности.

Криминалистическая энциклопедия

Анализ

(греч. analysis - разложение)

расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; А. неразрывно связан с синтезом - соединением элементов в единое целое; синоним научного исследования вообще. А. - необходимая процедура процессов криминалистической идентификации, дифференциации и диагностики, условие оценки доказательств, в т. ч. заключения эксперта.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Анализ

исследование, разбор.

Словарь антонимов русского языка

Анализ

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Анализ

(от греч. analysis - разложение) - расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; в широком смысле - синоним научного исследования вообще.

Рб: литература и наука

Корр: синтез

Словарь экономических терминов

Анализ

(от греч. analysis - разложение)

метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, отрасли, регионе, на предприятии, в частном бизнесе, семье) и в разных сферах экономики (производственная, социальная). Анализ служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами. Экономический анализ призван обосновывать с научных позиций решения и действия в области экономики, социально-экономическую политику, способствовать выбору лучших вариантов действий. Макроэкономический анализ охватывает экономику страны или даже мировую экономику, целые отрасли хозяйства и социальную сферу. Микроэкономический анализ распространяе

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Анализ

Анализ

♦ Analyse

Подвергать что-либо анализу значит разнимать целое на составляющие его части или элементы, что обычно подразумевает разъединение или отделение этих частей или элементов друг от друга, во всяком случае на какое-то время и если не физически, то «в уме». Следовательно, анализ является противоположностью (но одновременно и условием) синтеза как воссоединения разрозненных элементов. Так, можно подвергнуть анализу какое-либо тело (выделить из него составляющие физические или химические элементы), какую-либо сложную идею (разложить ее на сумму более простых идей), какое-либо общество (социологический анализ позволяет различить в обществе отдельные классы или слои), того или иного индивидуума (этим занимается психологический анализ или, коротко, психоанализ), проблему, произведение искусства, сон – одним словом, все что угодно, за исключением абсолютно простого, если таковое существует. Декарт сделал анализ основой своего метода: «Делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить» («Рассуждение о методе…», Часть вторая). Таким образом, анализ – это стремление свести сложное к простому для лучшего его понимания. Вполне законное и необходимое стремление, если только оно не заставляет забыть о сложности целого. Об этом напоминает нам Паскаль (в высказывании, которое особенно охотно цитирует Эдгар Морен (***): «Поскольку каждая вещь имеет причину и в свою очередь служит чему-то причиной, пользуется чьей-то помощью и сама чему-то помогает, является и непосредственно собой и опосредованной чем-либо еще и поскольку все вещи соединены между собой естественной и невидимой нитью, связующей даже самые отдаленные и самые разные из них, я считаю невозможным познание частей без знания целого, как и познание целого без знания частей». Но не стоит торопиться с выводом о столкновении Паскаля с Декартом. Тот факт, что все кругом взаимосвязано, как подчеркивает тот же Эдгар Морен, говорит не о невозможности анализа, а напротив, о его необходимости и бесконечности.

Эдгар Морен (род. в 1921 г.) – французский философ и социолог. В годы Второй мировой войны участвовал в движении Сопротивления. С 1950 по 1989 г. занимал должность директора Национального центра научных исследований. Основал Ассоциацию сложной мысли, задачу которой видел в поиске философских и политических ответов на вопрос о сложности современного мира и человеческого общества («Потерянная парадигма: человеческая природа», 1973; «Сознательная наука», 1982, и др.).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Анализ

А, м.

1. Метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы.

* Анализ и синтез - основа умственной деятельности. *

2. спец.

* Сделать анализ крови. *

3. Подробное исследование чего-н.

* Анализ своих чувств. *

Толковый переводоведческий словарь

Анализ

1. В процессе перевода последовательное деление текста (высказывания) на простые самостоятельные смысловые цельно-оформленные части для выявления логических связей между ними, причем текст нужно делить на самостоятельные смысловые части, каждая из которых представляет собой нечто целое: слушание - пассивная грамматика - переход от формы к значению - распознавание единиц сообщения.

2. Метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы.

3. Восприятие и осмысление исходного сообщения.

Тезаурус русской деловой лексики

Анализ

1. ‘процесс’

Syn: изучение, исследование, разбор, рассмотрение

Ant: синтез

2. Syn: измерение, промер

Энциклопедический словарь

Анализ

(от греч. analysis - разложение),

  1. расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое).
  2. Синоним научного исследования вообще.
  3. В формальной логике - уточнение логической формы (структуры) рассуждения.

Словарь Ожегова

АНА ЛИЗ, а, м.

1. Метод исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чегон.

2. Всесторонний разбор, рассмотрение. А. художественного произведения. А. своих поступков.

3. Определение состава вещества. Химический а. А. крови.

Анализ математический часть математики, занимающаяся исследованием функций (во 2 знач.) методами дифференциального и интегрального исчислений.

общелогический метод познания, при котором происходит реальное ли мысленное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей могут выступать или вещественные элементы объекта, или его свойства, или признаки, или отношения. Метод анализа применялся с древнейших времен. В науке Нового времени аналитический метод был абсолютизирован, хотя в действительности он является только первым этапом познания, а его продолжение – синтез.

Отличное определение

Неполное определение

АНАЛИЗ

от греч. ???????? – разложение, расчленение) – операция расчленения вещи, явления, свойства или отношения между предметами на составные элементы, выполняемая в процессе познания и прак-тич. деятельности. А. неразрывно связан с синтезом, к-рый состоит в соединении выделенных в А. элементов. Как познават. процесс А. изучается, с одной стороны, психологией, с другой – теорией познания и логикой. Психология изучает А. как психич. процесс отражения действительности в мозгу животных и человека; логика и теория познания исследуют его как один из логич. приемов (частных методов) получения новых познават. результатов. А. играет важную роль на чувств. ступени познания; он включен в процесс ощущений и восприятий и в своих элементарных формах присущ не только человеку, но и животным. Нервно-физиологич. основу ощущений и восприятий составляют аппарат анализаторов и механизм образования временных связей в нервной системе (см. Рефлекс). У высших животных и человека центром аналитич. деятельности становится кора больших полушарий головного мозга. И. И. Павлов писал, что "большие полушария есть совокупность анализаторов, которые разлагают сложность внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы..." (Полное собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 1, 1951, с. 222). Аналитико-синтетич. деятельность животных непосредственно включена в их внешние действия. Простое разбивание ореха обезьяной есть аналитич. процесс, однако он не предварен мысленным А. У человека возникает высшая форма А. – логич. А., что обусловлено обществ.-трудовой деятельностью. Логич. А., в отличие от чувственного, совершается с помощью отвлеченных понятий. Путем логич. А. человек отделяет предмет от всех случайных, привходящих отношений, в к-рых он дан ему в чувств, познании. А. самого предмета открывает возможность раздельного изучения его частей, свойств, отношений, процессов его изменения и развития. При этом к А. (протекающему в единстве с синтезом) присоединяются операции абстрагирования (процесс абстракции) и обобщения, для к-рых А. является необходимым условием и предпосылкой. Процесс А. и синтеза в конечном счете приводит к образованию общих понятий о вещах и явлениях материального мира, к формулированию общих суждений, выражающих законы природы и общества. А. выступает в качестве одного из логич. методов науки. Формы А. разнообразны. Одной из них является логич., а часто и экспериментальное расчленение целого на части. А., выявляющий строение целого, предполагает не только познание частей, из к-рых состоит целое, но и выяснение тех отношений, к-рые существуют между частями. Так, А. строения живого организма не будет эффективным, если, помимо установления его структурных элементов, частей костного скелета, мышц, внутр. органов и пр. и их функций, не будут выявлены взаимоотношения между этими элементами, между их функциями. Предмет, подлежащий А., может рассматриваться как единичное целое. Так обстоит дело, напр., в литературоведении, когда анализируют отд. произведение или творчество к.-л. писателя. Но анализируемый предмет может рассматриваться и как представитель нек-рого класса предметов, объединенных наличием общих свойств. Именно с этой т.зр. подходят анатомия и физиология к анализу строения живых организмов. Обнаружение тождества структуры различных объектов имеет большое значение для познания. Если между частями двух сложных целых (к-рые могут быть совершенно различны по содержанию своих частей) осуществляется взаимно-однозначное соответствие и каждому отношению (учитываемому на данном уровне А.) между частями одного целого соответствует нек-рое определенное отношение между соответств. частями другого целого и наоборот, то оба сложных целых имеют (с т.зр. данных отношений) тождеств. структуру (см. Изоморфизм). Если два сложных целых обладают одинаковой структурой (с т.зр. нек-рых отношений), то каждому истинному суждению о к.-л. особенности структуры одного из них соответствует истинное суждение об определенной особенности структуры другого и наоборот. Это значит, что на основании знания об одном сложном предмете мы можем получить знание о другом сложном предмете. Напр., между картой местности и самой местностью имеется структурное тождество, поэтому из знаний, получ. путем изучения карты, можно получить знания о самой местности. Тождество строения предметов лежит в основе процессов моделирования в науке и технике. Изучение моделей – искусственно созданных человеком сложных целых, имеющих ту же структуру, что и моделируемый объект, позволяет получать новые знания об этом объекте. Другим видом А. является А. общих свойств предметов и отношений между ними. В этом случае свойство или отношение разделяется на составляющие свойства и отношения, одни из к-рых становятся предметом дальнейшего А., а от других отвлекаются; на следующем этапе объектом изучения становится то, от чего отвлеклись на предшествующих этапах исследования, и т.д. Так, в физике при изучении отношения между давлением газа, его объемом и темп-рой изучаемое отношение расчленяют на отношение между давлением газа и его объемом и отношение между объемом газа и темп-рой; при рассмотрении первого отношения отвлекаются от изменений темп-ры газа (закон Бойля-Мариотта); при изучении второго отношения отвлекаются от изменения давления, предполагая его постоянным (закон Гей-Люссака). А. общих свойств и отношений приводит к более простым свойствам и отношениям. Напр., свойство (а) быть натуральным числом, к-рое больше двух, можно разложить на более простые свойства: (б) б ы т ь положительным числом (т.к. всякое натуральное число положительно), (в) б ы т ь ц е л ы м ч и с л о м (т.к. всякое натуральное число есть целое число), (г) б ы т ь б о л ь ш е д в у х. Свойства (б), (в), (г) более о б щ и, чем сложное свойство (а), так как, например, свойство (б) присуще не только натуральным числам начиная с 3, но и числам 1 и 2, а также мн. др. числам, напр. дробям, к-рые больше 0. Понятие о сложном свойстве логически подчинено каждому из понятий о составляющих свойствах. Т.о., в результате А. свойств мы сводим понятия о них к более общим и простым понятиям. Формой А. является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы (непересекающиеся подмножества данного множества). Такого рода А. наз. процессом классификации и состоит в разделении предметов к.-л. совокупности на составляющие классы, производимом на основании принадлежности к.-л. свойства (или свойств) всем предметам данного составляющего класса и отсутствия этого свойства (свойств) у всех остальных предметов совокупности. А. – только один из моментов познават. деятельности. В отрыве от синтеза и др. логич. приемов он лишен познават. значения, ибо нельзя познать сущность предмета с помощью одного только расчленения на части: предмет не есть простая сумма частей или механич. совокупность свойств; любая часть предмета не может быть понята, если нет необходимых знаний о целом. Чтобы получить такое знание, необходим синтез, т.е. объединение в единое целое частей, свойств, отношений, уже выделенных и исследованных в А. и абстракции. А. выступает как прием исследования, подчиненный общим требованиям диалектич. метода. Изучение закономерностей развития объекта предполагает аналитич. расчленение его на различные стороны, аспекты происходящих в нем изменений, и т.д. Исследование истории предмета невозможно без разделения ее на отд. этапы. Выделение противоположностей в предметах и явлениях, обнаружение противоречий действительности производятся прежде всего с помощью А. Материалистическая диалектика рассматривает А. как один из процессов, ведущих к бесконечному углублению познания объекта. Результаты А. на данном этапе познания всегда относительны, но они содержат (если А. правилен) объективную истину. То, что принимается в качестве далее не расчленяемых частей объекта на одном этапе познания, рассматривается на следующем этапе как нечто, имеющее сложное строение и становится предметом дальнейшего А., ведущего к объективной истине, более глубоко отражающей действительность. Классики марксизма-ленинизма широко пользовались А. и синтезом. "Капитал" Маркса является величайшим образцом применения А. "У Маркса в "Капитале" сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся, о т н о ш е н и е буржуазного (товарного) общества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой "клеточке" буржуазного общества) в с е противоречия (respective зародыш в с е х противоречий) современного общества. Дальнейшее изложение показывает нам развитие (и рост и движение) этих противоречий и этого общества, в? (в сумме) его отдельных частей, от его начала до его конца" (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 328). Свой метод исследования экономич. законов Маркс называл аналитическим. Метод Маркса основан на движении мысли от конкретного к абстрактному и от абстрактного снова к конкретному, но уже изученному на основе А. В этом движении на всех стадиях исследования Маркс пользовался как А., так и синтезом. В результате аналитико-синтетич. процесса конкретное целое изображается во всем богатстве его свойств и отношений, как единство законов и форм их существования в конкретной действительности (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). А. является не только методом получения новых знаний, но и способом систематич. изложения уже имеющихся науч. истин. В своей более элементарной форме он широко применяется в педагогич. процессе. О другом смысле термина "А.", исторически сложившемся в науке в связи с рассмотрением логики дедуктивных доказательств (прежде всего в математике), см. Cинтез. Лит.: Маркс К., Введение (Из экономических рукописей 1857–1858 годов), в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.. т. 12, М., 1958; его же, Капитал, т. 1, М., 1955; Энгельс Ф., Анти-Дюринг. М., 1957, с. 40; его же. Диалектика природы, М., 1955, с. 176, 180, 181; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд.. т. 38; его же, Карл Маркс, там же, т.21, с. 43–54; его же, О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", там же, т. 23; Розенталь М., Вопросы диалектики в "Капитале" Маркса, М., 1955. гл. 8 и 10; ?убинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957, гл. 2 и 3; Ст?огович М. С., Логика, [М.], 1949, с. 80–83; Рассел Б., Человеческое познание..., пер. с англ., М., 1957, ч. 4, гл. 3. Б. Бирюков. Москва.