Болезни Военный билет Призыв

Ошибки в употреблении местоимений примеры. Употребление форм местоимений, глаголов. II) Возвратное местоимение себя

Вариантные формы местоимений

Формы сравнительной степени с приставкой по-, вносящие добавочное значение «несколько, немного» (побольше, посильнее, повыше), допустимы только в разговорной речи, в книжной же следует употреблять конструкции немного больше, несколько сильнее.

3. При употреблении сравнительной степени должен быть указан объект сравнения: Эта комната более чистая и светлая не норма.

4. Ошибкой является образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения простой и сложной форм: более сильнее, самый сильнейший ;

5. Ошибка – плеонастическое сочетание типа несколько поподробнее (форма поподробнее имеет значение «несколько, немного» );

6. Образование сравнительной степени от относительных прилагательных (более разговорных вариант ).

При употреблении местоимений особых трудностей с выбором ва­риантных форм не возникает. Отметим лишь следующее:

1. Местоимения 3-го лица он, она не произносят применительно к человеку, находящемуся рядом: следует называть его по имени. Таково требование культуры речи.

2. У местоимений 3-го лица после предлогов к основе добавляется : встретить ее – встретиться с ней; позвонить ему – вспомнить о нем .

3. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального : старше его, выше ее, дороже их .

4. Вопросительные местоимения кто ? и что ? не имеют морфологических категорий рода и числа. При местоимении кто ? глагол-сказуемое употребляется в мужском роде, независимо от того, кто реально име­ется в виду: мужчина, женщина, несколько человек. Например: Кто пришел? Кто вызывал такси?

Существуют вариантные формы сочетаний с местоимениями, например: внутри их - внутри них , которые отличаются отсутст­вием или прибавлением начального н к личным ме­стоимениям 3-го лица после предлогов. Прибавляется н после всех простых предлогов, (без, в для, до, за и т.д.) и ряда нареч­ных предлогов, управляющих родительным падежом (возле, во­круг, впереди, мимо и т.д.); но нормативным употреблением этих предлогов с дательным падежом будет форма без н : вопреки ему, согласно ей, наперекор им и т.д.

Не прибавляется н после отыменных предлогов и употреб­ляемого в функции предлога сочетания существительных с пер­вообразными предлогами: при помощи ее, не в при­мер им и т.п.

Употребляются вариантные формы: в отношении его – в от­ношении него, насчет их – насчет них; у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, над всеми ими – над всеми ними; между ва­ми и ими – между вами и ними, между мной и им – между мной и ним . Ср.: Видишь разницу между нами и ими. .. (М. Горький). ... Нет между нами и ними никакой средней линии (А. Гайдар).



После сравнительной степени прилагательного или наречия н не прибавляется: моложе ее, выше его, старше их .

При употреблении возвратного местоимения себя и возвратно-притяжательного место­имения свой может возникнуть неясность или двузначность, связанная с тем, к какому предшествующему существительному или личному местоимению они относятся. Согласно правилу, возвратное местоимение следует относить к слову, называющему производителя действия.

Например, в предложении: Он не разрешает мне производить опыты над собой - двусмысленность вызвана тем, что над собой может быть отнесено и к он , и ко мне . В подобных случаях, во избежание двузначности рекоменду­ется перестроить предложение, например: Он не разрешает, чтобы я производил опыты над собой. – Он не разрешает, чтобы я производил опыты над ним.

Аналогичное положение может возникнуть при употребле­нии местоимения свой , которое также соотносится со всеми тремя грамматическими лицами. Так, в предложении: Мать по­просила дочь принести свое платье - слово свой следует отнести к дочери как производителю действия. При замене ме­стоимения свой личным местоимением ее в притяжательном значении (принести ее платье ) принадлежность должна быть отнесена к матери. Но в обоих случаях сохраняется оттенок не­ясности, двузначности, поэтому подобные предложения реко­мендуется перестраивать: Мать попросила, чтобы дочь принесла свое платье. – Мать попросила, чтобы дочь принесла ее платье.

Винительный падеж определительного местоимения сама име­ет две формы: самоё (книжная форма) и саму (разговорная фор­ма): Поддерживают саму (самую) идею переноса срока выборов; Саму хозяйку я не видел; Ее самоё это не волнует.

Местоимение – часть речи, включающая слова, не называющие предметов, их признаков и количества, а только указывающие на них: Он возьмет, Кто-то был здесь; Этот город, Некоторые трудности; Сколько книг, Оба вагона. Местоимения делятся на три группы по смысловой и грамматической соотнесенности с другими частями речи: 1) местоимения-существительные: Я, кто и пр.; 2) местоимения-прилагательные: Мой, такой и пр.; 3) местоимения-числительные: Столько, сколько-то и пр. Некоторые лингвисты выделяют еще группу местоимений-наречий: Где, куда, когда и др. Эта группа, например, выделена в школьном учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой “Русский язык. Теория. 5-9”. Другие языковеды называют эти слова местоименными наречиями, а то и прочто наречиями. Ошибки школьников в употреблении местоимений часто объясняются двумя причинами: 1) языковой небрежностью, 2) неверным пониманием семантики того или иного слова. Примеры характерных ошибок Особенно распространены ошибки в употреблении Личных местоимений, чаще всего – местоимений 3-го лица: Герасим был очень предан барыне и сам её утопил. – Очень частая ошибка. Причина – непонимание того, что местоимение третьего лица обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Разумеется, здесь вместо “её утопил” нужно было написать: “утопил Му-му”. Кроме того, часты случаи лишнего, ненужного повтора местоимения 3-го лица в сложном предложении: Он говорит, что он не боится смерти.

Наконец, есть и ошибки, связанные с неправильным образованием падежной формы местоимения 3-го лица: У Насти было много работы, и ее могли выгнать с ней. – Впрочем, в данном случае, даже если исправить “ней” на “неё”, фраза останется некорректной. Предлагаемый вариант правки: У Насти было много работы, и Настя могла лишиться места. Встречаются и ошибки в употреблении личных местоимений 1-го и 2-го лица: Я первый раз был у меня на даче. – Здесь следовало употребить возвратно-притяжательное местоимение: Я первый раз был на своей даче. Возвратное местоимение Себя “указывает на тождество объекта с субъектом. Не обладая формой именительного падежа, в предложении оно всегда является дополнением, т. е. выражает объект, который одновременно выступает и как субъект действия” (А. Н. Тихонов, “Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология”, М., 2003, с. 298). Местоимение Себя должно относиться к подлежащему. Причиной ошибок чаще всего является то, что школьники не осознают особенностей значения этого местоимения. Кроме того, местоимение Себя часто употребляют зря, как лишнее слово. Определительным местоимениям больше всего “не повезло” в школьных учебниках. Ни в учебнике под редакцией С. Г. Бархударова, ни в учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой нет сведений о значении местоимений этого разряда. Учебник для вузов “Современный русский язык” (Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова) предлагает такую дефиницию: “Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета”. Однако это очень общее определение. При ознакомлении школьников с местоимениями этого разряда удобнее всего работать с лексическими значениями конкретных местоимений, т. е. с толковым словарем. Например: Слова Всякий, каждый, любой различаются оттенками значения. Всякий – 1. «Разный, самый разнообразный, всевозможный»: Всякого рода возможности.

2. «Какой-либо, какой бы то ни было»: Отсутствие всякой системы, без всякого сомнения. Каждый – 1. «Один из всех в данном количественном ряду»; «любой из себе подобных, взятый отдельно»: Дневник есть у каждого школьника; каждый третий день; на каждом шагу. Кроме того, слово Всякий содержит оттенок обобщения, а Каждый предполагает ограничение определенным кругом: Всякому растению нужна влага; Каждому из новорожденных нужен особый уход. Помимо этого, слово Всякий свободно принимает формы множественного числа, а Каждый – только при указании на определенное число предметов, а также в сочетании с существительными только множественного числа: Всякие книги – каждые три книги; всякие люди – каждые вторые сутки. Любой – «какой угодно на выбор»: Отправить в любом почтовом отделении; приходите в любой день. (Значения слов Всякий, каждый, любой даны по материалам “Справочника по правописанию, произношению, литературному редактированию”, Розенталь Д. Э., М., 1994.) Однако школьники чаще всего ошибаются при употреблении различных форм местоимения Весь: Она имеет свое мнение, непохожее на всех. – Предлагаемый вариант правки: Она имела свое мнение, не совпадающее ни с чьим другим. Притяжательные местоимения. Наиболее частые ошибки – употребление притяжательного местоимения одного лица там, где следовало выбрать местоимение другого лица или возвратно-притяжательное местоимение “свой”: Мальчик очень грустил по дому, деревне и его семье. – Здесь следовало употребить местоимение Своей. Встречается и грубое просторечие: Запорожцы ненавидели поляков и грабили ихние города. – Употребление формы “ихний” вместо “их” недопустимо. Возвратно-притяжательное местоимение Свой обозначает признак по принадлежности любому из лиц, участвующих в беседе: Ты возьми свою сумку, Толя возьмет свой баул, а я понесу свой чемодан и Катину коляску. Это и является причиной частых ошибок: Катерина могла жить, как жила сестра своего мужа. – В данном случае следовало употребить местоимение 3-го лица в родительном падеже в значении притяжательного: Катерина могла жить, как сестра её мужа. Местоимение Свой, как и возвратное местоимение Себя, часто употребляют зря, как лишнее слово: Всю свою жизнь Флягина преследует убитый им монах. Ошибки в употреблении Вопросительных, отрицательных, указательных и Неопределенных местоимений значительно более редки, однако всё же встречаются: Раскольников и Соня грешат из-за того, что ни у кого из них не было денег на существование. – Здесь явно следует употребить личное местоимение: Раскольников и Соня грешат из-за того, что у них не было денег на существование. Кроме того, в данном примере наблюдается и ошибка в формах глагола: в главном предложении глагол-сказуемое в форме настоящего времени, а в придаточном – в форме прошедшего времени. Это искажает смысл. Возможные варианты правки: А) Раскольников и Соня грешили из-за того, что у них не было денег на существование. Б) Раскольников и Соня грешат из-за того, что у них нет денег на существование. Материал для коллективной работы I) Личные местоимения. 1. Герасим очень волновался, потому что это был приказ барыни, а потом пошел и сам от нее избавился. 2. И для Ахмадулиной, как и для каждого человека, место, где она провела много счастливых дней, все-гда будет очень дорого для нее и останется в памяти на всю жизнь. 3. Автор даже не подозревал о том, что Бирюк может сжалиться над вором, и с риском для себя он отпустил мужика. 4. Мой сын был вынужден опоздать на первый урок из-за необходимости зайти в поликлинику и сдать анализы, а они начинают работу с 8.30. [из записки учителю] 5. Когда Лука ушёл из ночлежки, жизнь Актёра снова вошла в привычное русло, и, видимо, не выдержав этого, Актёр повесился. Пепла он наставил на путь истинный.

Неумелое обращение с местоимениями может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания: Кто-то сказал, что я беру взятки. ...Яне могу с этим смириться, но это так!(Что это? - что «кто-то сказал» или что «беру взятки»?).

В предложении не должно создаваться условий для ошибочного понимания местоимений, как, например, в таком случае: На «Буревестнике» будет новая поточная линия. Она позволит предприятию перейти на выпуск обуви новых моделей. Уже подготовлены помещения и площадки для ее установки. Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в той же грамматической форме рода, числа. А в этом предложении между местоимением ее и существительным линия оказалось еще одно существительное женского рода, единственного числа (обувь), что мешает правильному пониманию текста.

Приведем еще несколько примеров подобных ошибок: На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря; Готовится диспут на тему «Свободное время подростка и как его убить»; Воспитатель обращает внимание детей на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает... Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением, но в наших примерах это требование не выдержано.

Для устранения таких ошибок нужно изменить порядок слов (Пришло письмо на судно, и скоро оно снялось с якоря), отказаться от использования местоимения (кролик прыгает), переделать фразу (Как организовать досуг подростка? На эту тему готовится диспут).

Рассмотрим примеры стилистической правки предложений, в которых причиной речевых ошибок стали местоимения: Неотредактированный текст 1.

Выросло целое поколение, для которых война - история. 2.

Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем им поднять культуру земледелия. 3.

Это сцена последнего свидания влюбленных, молча признавшихся в этом в последний момент перед всеми бойцами.

Отредактированный текст 1.

Выросло целое поколение, для которого война - история. 2.

Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем колхозникам «Восхода» поднять культуру земледелия. 3.

Это сцена последнего свидания героев, которые молча признались в любви в минуты прощания перед всеми бойцами. 4.

Сок, выпитый во время еды, может усиливать брожение в кишечнике. Как видим, наиболее простой способ правки в подобных случаях - замена местоимения соответствующим существительным, но возможны и варианты. Так, во втором примере местоимение не согласовано с замещаемым существительным, редактор исправил эту ошибку [ср.: У железнодорожников пока всего пять очков, и он вынужден будет расстаться с высшей лигой (следует: они вынуждены будут...)].

В четвертом примере нет основания для употребления местоимения во множественном числе (они); редактору пришлось переформулировать предложение.

Иногда местоимение в тексте вовсе не подкреплено существительным, которое должно быть заменено: Не лучше ли покончить с ведомственностью, влить его (кого?) в систему государственного санитарного надзора (имеется в виду ведомственная служба, упоминание о ней - в предыдущем предложении: Ведомственная служба не имеет своего лица. Так что местоимение мужского рода - его - и вовсе не годится!).

Редактор следит за тем, чтобы выбор местоимений был точным, иногда возникает неоправданная замена одного местоимения другим, стилистическая правка в таких случаях не вызывает затруднения: Неотредактированный текст 1.

Ребята проводили время без никакой пользы. 2.

Создается впечатление таково, что вы ждете помощи со стороны. 3.

Не могли бы вы нам что-то посоветовать? 4.

Ни о какой-либо внезапности не может быть и речи. 5.

Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 6.

Напротив старого городского укрепления раскинулась современная Иена с ее цейсовскими заводами.

Отредактированный текст 1.

Без всякой пользы. 2.

Такое впечатление. 3.

Что-либо (что-нибудь) посоветовать. 4.

Ни о какой внезапности... 5.

Со всеми его медалями.

6 ...раскинулись современная Иена со своими цейсовскими заводами. Возвратно-притяжательные местоимения порождают в тексте двусмысленность, если в предложении есть два реальных субъекта действия, например: Врач попросил сестру взять в лаборатории свой анализ крови (его анализ или ее?). Правка требует уточнения: Врач попросил сестру, чтобы она взяла в лаборатории его (свой) анализ крови.

Употребление местоимений нередко создает речевую избыточность: Перед своей смертью преступник покаялся (уточнение своей излишне).

Николая Лукьяновича поздравили с его 80-летним юбилеем; Признание и успех не помешали ему в своем выступлении выразить свою большую благодарность своему учителю (только последнее местоимение может быть оправданно); Иван решил остаться работать в родной для него деревне. Подобные конструкции требуют устранения плеоназма. Правка- сокращение сводится к исключению лишних местоимений.

Местоимение – часть речи, включающая слова, не называющие предметов, их признаков и количества, а только указывающие на них: Он возьмет, Кто-то был здесь; Этот город, Некоторые трудности; Сколько книг, Оба вагона. Местоимения делятся на три группы по смысловой и грамматической соотнесенности с другими частями речи: 1) местоимения-существительные: Я, кто и пр.; 2) местоимения-прилагательные: Мой, такой и пр.; 3) местоимения-числительные: Столько, сколько-то и пр. Некоторые лингвисты выделяют еще группу местоимений-наречий: Где, куда, когда и др. Эта группа, например, выделена в школьном учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой "Русский язык. Теория. 5-9". Другие языковеды называют эти слова местоименными наречиями, а то и прочто наречиями.

Ошибки школьников в употреблении местоимений часто объясняются двумя причинами:

1) языковой небрежностью,

2) неверным пониманием семантики того или иного слова.

Примеры характерных ошибок

Особенно распространены ошибки в употреблении Личных местоимений, чаще всего – местоимений 3-го лица:

Герасим был очень предан барыне и сам её утопил. – Очень частая ошибка. Причина – непонимание того, что местоимение третьего лица обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Разумеется, здесь вместо "её утопил" нужно было написать: "утопил Му-му".

Кроме того, часты случаи лишнего, ненужного повтора местоимения 3-го лица в сложном предложении: Он говорит, что он не боится смерти.

Наконец, есть и ошибки, связанные с неправильным образованием падежной формы местоимения 3-го лица: У Насти было много работы, и ее могли выгнать с ней. – Впрочем, в данном случае, даже если исправить "ней" на "неё", фраза останется некорректной. Предлагаемый вариант правки: У Насти было много работы, и Настя могла лишиться места.

Встречаются и ошибки в употреблении личных местоимений 1-го и 2-го лица: Я первый раз был у меня на даче. – Здесь следовало употребить возвратно-притяжательное местоимение: Я первый раз был на своей даче.

Возвратное местоимение Себя "указывает на тождество объекта с субъектом. Не обладая формой именительного падежа, в предложении оно всегда является дополнением, т. е. выражает объект, который одновременно выступает и как субъект действия" (А. Н. Тихонов, "Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология", М., 2003, с. 298). Местоимение Себя должно относиться к подлежащему. Причиной ошибок чаще всего является то, что школьники не осознают особенностей значения этого местоимения. Кроме того, местоимение Себя часто употребляют зря, как лишнее слово.

Определительным местоимениям больше всего "не повезло" в школьных учебниках. Ни в учебнике под редакцией С. Г. Бархударова, ни в учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой нет сведений о значении местоимений этого разряда. Учебник для вузов "Современный русский язык" (Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова) предлагает такую дефиницию: "Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета". Однако это очень общее определение. При ознакомлении школьников с местоимениями этого разряда удобнее всего работать с лексическими значениями конкретных местоимений, т. е. с толковым словарем. Например:

Слова Всякий, каждый, любой различаются оттенками значения. Всякий – 1. «Разный, самый разнообразный, всевозможный»: Всякого рода возможности .

2. «Какой-либо, какой бы то ни было»: Отсутствие всякой системы, без всякого сомнения .

Каждый – 1. «Один из всех в данном количественном ряду»; «любой из себе подобных, взятый отдельно»: Дневник есть у каждого школьника; каждый третий день; на каждом шагу .

Кроме того, слово Всякий содержит оттенок обобщения, а Каждый предполагает ограничение определенным кругом: Всякому растению нужна влага; Каждому из новорожденных нужен особый уход .

Помимо этого, слово Всякий свободно принимает формы множественного числа, а Каждый – только при указании на определенное число предметов, а также в сочетании с существительными только множественного числа: Всякие книги – каждые три книги; всякие люди – каждые вторые сутки .

Любой – «какой угодно на выбор»: Отправить в любом почтовом отделении; приходите в любой день . (Значения слов Всякий, каждый, любой даны по материалам "Справочника по правописанию, произношению, литературному редактированию", Розенталь Д. Э., М., 1994.)

Однако школьники чаще всего ошибаются при употреблении различных форм местоимения Весь : Она имеет свое мнение, непохожее на всех. – Предлагаемый вариант правки: Она имела свое мнение, не совпадающее ни с чьим другим .

Притяжательные местоимения. Наиболее частые ошибки – употребление притяжательного местоимения одного лица там, где следовало выбрать местоимение другого лица или возвратно-притяжательное местоимение "свой": Мальчик очень грустил по дому, деревне и его семье. – Здесь следовало употребить местоимение Своей .

Встречается и грубое просторечие: Запорожцы ненавидели поляков и грабили ихние города . – Употребление формы "ихний" вместо "их" недопустимо.

Возвратно-притяжательное местоимение Свой обозначает признак по принадлежности любому из лиц, участвующих в беседе: Ты возьми свою сумку, Толя возьмет свой баул, а я понесу свой чемодан и Катину коляску . Это и является причиной частых ошибок: Катерина могла жить, как жила сестра своего мужа . – В данном случае следовало употребить местоимение 3-го лица в родительном падеже в значении притяжательного: Катерина могла жить, как сестра её мужа .

Местоимение Свой , как и возвратное местоимение Себя , часто употребляют зря, как лишнее слово: Всю свою жизнь Флягина преследует убитый им монах .

Ошибки в употреблении Вопросительных, отрицательных, указательных и Неопределенных местоимений значительно более редки, однако всё же встречаются: Раскольников и Соня грешат из-за того, что ни у кого из них не было денег на существование. – Здесь явно следует употребить личное местоимение: Раскольников и Соня грешат из-за того, что у них не было денег на существование . Кроме того, в данном примере наблюдается и ошибка в формах глагола: в главном предложении глагол-сказуемое в форме настоящего времени, а в придаточном – в форме прошедшего времени. Это искажает смысл. Возможные варианты правки:

А) Раскольников и Соня грешили из-за того, что у них не было денег на существование. Б) Раскольников и Соня грешат из-за того, что у них нет денег на существование.

Материал для коллективной работы

I) Личные местоимения.

1. Герасим очень волновался, потому что это был приказ барыни, а потом пошел и сам от нее избавился.

2. И для Ахмадулиной, как и для каждого человека, место, где она провела много счастливых дней, все-гда будет очень дорого для нее и останется в памяти на всю жизнь.

Приветствую, друзья! Сегодня расскажу о частой стилистической ошибке вебрайтеров – лишних местоимениях в тексте. В устной речи мы не замечаем этого изъяна. Но в письменной он сразу бросается в глаза, поскольку загромождает предложения и затрудняет их восприятие.

Совсем отказаться от местоимений тоже нельзя – у них своя важная роль в тексте. Поэтому использовать их нужно в соответствии с определенными правилами. Какими – сейчас узнаете.

В каких случаях местоимения необходимы

Давайте разберемся, для чего вообще нужна эта часть речи. Помните из школьного курса русского языка — избегать повторений одних и тех же слов? Местоимения помогают нам в этом. Вот два примера для сравнения:

Наталья спешно собиралась. У Натальи через час была назначена важная встреча.

Наталья спешно собиралась. У нее через час была назначена важная встреча.

Местоимения помогают понять, о ком или о чем идет речь, если в одном предложении говорится о разных действующих лицах. Например:

Она считала, что его график дежурств очень неудобный, а он относился к своей работе вполне лояльно и радовался, что она вообще есть.

Местоимения указывают на конкретные предметы, место действия. Например:

В этом чате обсуждают вопросы, связанные с темой вебрайтинга.

Есть местоимения, которые отрицают предмет. Например:

Никто не имеет права входить сюда в нерабочее время.

Ошибка в употреблении местоимений

Этим грешат не только новички, но и опытные авторы: многократное повторение местоимений в предложении. Обычно в этом нет необходимости, так как в контексте сказанного смысл понятен и без уточнений. Но авторы считают своим долгом довести количество местоимений до абсудрного:

  • Даже я со своим десятилетним опытом работы нашла для себя в этом курсе много интересного.
    Даже я с десятилетним опытом работы нашла в этом курсе много интересного.
  • Специальный детский замок для ваших окон позволит обеспечить безопасность вашему ребенку.
    Специальный детский замок для окон позволит обеспечить безопасность вашему ребенку.
  • Мы рассмотрели ваше предложение и мы готовы принять участие в вашем проекте, который вы планируете запустить в следующем месяце.
    Мы рассмотрели ваше предложение и готовы принять участие в проекте, который вы планируете запустить в следующем месяце.

Как правило, избыточными местоимениями пестрят тексты, написанные в .

Есть и другая крайность, в которую впадают авторы – удалять все подряд местоимения, не вникая в смысл. И это тоже не на пользу тексту.

Редактируем без фанатизма…

Текстописание не случайно считается творческой и интеллектуальной работой: для нее не существует шаблонов. Поэтому прежде, чем удалить местоимение, проверьте, будет ли без него понятен смысл сказанного. Пример:

Создали простую CRM-систему, которая позволит упорядочить бизнес.

Здесь явно не хватает уточнений:

Мы создали простую CRM-систему, которая позволит упорядочить ваш бизнес.

Теперь Вы знаете, какие встречаются ошибки при употреблении местоимений и как правильно обращаться с этой частью речи. Как всегда, жду Ваших мнений и комментариев.

Инна Копичникова