Болезни Военный билет Призыв

Организм человека вряд ли переживет полет на марс. Когда мы отправим людей на Марс? Космонавт на марсе

Марс может стать новым домом для человечества, а также раскрыть загадки появления и существования жизни. Когда-то в прошлом Красная планета была полноводной и обладала плотной атмосферой. Почему теперь она пустынна и холодна? Ответить на эти вопросы помогут только полеты на Марс. Люди еще не добирались до Марса, если не считать беспилотные марсоходы, осуществляющие научную деятельность на поверхности планеты, однако именно таким может стать следующий шаг в освоении космоса. Колонии на Марсе помогут узнать больше о прошлом Красной планеты, а также, возможно, станут пристанищем для людей в случае глобальной катастрофы. Как сказал Элон Маск, «колонизация других планет Солнечной системы - страховка от вымирания».

20.09.2018, Рамис Ганиев 70

Первый полет на будет чрезвычайно опасным для здоровья астронавтов - в этом нет никаких сомнений. В мае 2017 года исследование на мышах показало, что члены первой пилотируемой миссии будут подвергнуты двукратному риску возникновения рака. Новое

Забытому на Марсе Мэтту Деймону в голливудском блокбастере «Марсианин» пришлось самостоятельно справляться со множеством трудностей, чтобы выжить на Красной планете. Однако в реальной жизни бороться за эту самую жизнь пришлось бы еще задолго до того, как попадешь собственно на сам Марс. Ведь, помимо радиации, психологических и физических проблем, связанных с долгим пребыванием в космосе, человеку придется столкнуться и с другими испытаниями при реальных полетах на Марс. Давайте рассмотрим самые очевидные из них.

Более продолжительные марсианские сутки

Марсианский день всего примерно на 40 минут длиннее, чем на Земле. И хотя на первый взгляд можно, наоборот, обрадоваться тому, что у тебя будет на целых 40 минут больше каждый день, это на самом деле может оказаться очень серьезной проблемой, так как суточный биологический ритм человека рассчитан на 24 часа. Дополнительные 40 минут каждый день на Марсе вскоре приведут к тому, что у человека разовьется синдром бесконечной смены часовых поясов, что, в свою очередь, будет проявляться в виде постоянной усталости и плохого самочувствия.

Операторы аэрокосмического агентства NASA уже успели испытать на себе все «радости» этого синдрома, так как им пришлось работать в соответствии с марсианским временем, как только одни из первых отправленных на Марс роверов начали свою ежедневную работу на Красной планете. Все работники космической марсианской миссии «Соджорнер», например, придерживались того же времени, в каком приходилось работать роверу. Спустя месяц такого напряженного графика операторы, что называется, выдохлись.

Для последующих марсианских роверов центр управления NASA смог успешно придерживаться марсианского времени в течение трех месяцев, однако к концу миссии работники по-прежнему очень сильно уставали. На основе наблюдений ученые выяснили, что человек способен придерживаться марсианского времени только лишь на кратковременные периоды. Астронавтам же, которым придется оставаться на Марсе месяцами, никак не удастся выбраться из рамок марсианского времени.

Более ранние исследования вопросов сна показали, что человеческое тело обладает естественным 25-часовым биологическим ритмом, однако, как оказалось позже, результаты этих исследований были неверны. После проведения новых наблюдений ни один из участников не смог адаптироваться к марсианскому времени.

Пониженная гравитация

Несмотря на имеющуюся возможность симуляции космического путешествия к Марсу на борту Международной космической станции путем долгого пребывания на ней, эффект продолжительного воздействия на человеческое тело марсианской гравитации (составляет 38 процентов от земной) по-прежнему остается загадкой для ученых. Позволит ли долгое воздействие такой частичной гравитации сохранить целостность мышечной и скелетной плотности? И если нет, то как с этим бороться? Если учесть, что при любом полете на Марс человеку придется провести долгие месяцы в закрытой консервной банке, поиск ответов на эти вопросы является критически важным аспектом.

В рамках не самых идеальных симуляций два исследования на мышах показали, что потеря костной и мышечной массы в условиях марсианской гравитации могут быть равнозначны полному ее отсутствию. Первое исследование обнаружило, что даже нахождение в условиях с 70-процентной от земной гравитации не предотвратит потерю мышечной и костной массы.

В рамках второго исследования ученые выяснили, что мыши, находясь в условиях с пониженной гравитацией, утратили по меньшей мере около 20 процентов скелетной массы. Однако следует учитывать, что все эти исследования основаны на симуляциях. До тех пор, пока астронавты на самом деле не высадятся на Марсе, узнать истинные последствия воздействия пониженной гравитации на их тела будет невозможно.

Суровая марсианская поверхность

Первое, что выяснил Нил Армстронг после своего шага на поверхность Луны, было то, что посадочная область была в буквальном смысле покрыта большими булыжниками, представляющими опасность для его посадочного модуля. Аналогичная проблема может возникнуть у астронавтов, которые будут совершать посадку на Марс. У них будет очень мало времени для определения и избегания попадания посадочного модуля на такие вот булыжники или песчаники. Камни и различные склоны могут привести к опрокидыванию марсианского посадочного модуля. Дело в том, что даже весьма крупные изменения в плоскости поверхности бывает очень трудно обнаружить с орбиты, поэтому люди, которые будут создавать планы посадки, могут такие изменения просто случайно пропустить.

Небольшие трещины и впадины тоже могут обмануть сенсоры, что, в свою очередь, может привести к несвоевременному выпуску парашютов или посадочных ног, а также неправильному автоматическому расчету посадочной скорости. Шансы на то, что посадочный модуль может ждать катастрофа из-за неправильно проанализированного места посадки, на удивление очень высоки. Одним из исследований было установлено, что эти шансы составляют около 20 процентов.

Размер головного обтекателя ракеты

При разработке пилотируемого посадочного марсианского модуля практически мгновенно возникает одна серьезная техническая проблема - диаметр головного обтекателя ракеты, на которой этот марсианский модуль будет запущен. Несмотря на то, что в настоящий момент диаметр самого большого обтекателя составляет 8,4 метра, будет очень сложно сделать так, чтобы его размер соотносился с конструкцией пилотируемого марсианского посадочного модуля.

Защитный тепловой экран, необходимый для протекции тяжелого груза, в этом случае будет слишком громадным, чтобы уместиться под обтекателем. Поэтому в этом случае, скорее всего, придется использовать надувную технологию теплового экрана, разработка которой к настоящему моменту находится только на стадии экспериментов.

Если использовать нынешний дизайн обтекателя для марсианской миссии, то потребуется использовать гораздо более компактный посадочный модуль, который будет соответствовать диаметру 8,4 метрового обтекателя. Любые более крупные модули просто не поместятся.

Даже если будет решено использовать более компактный посадочный модуль, то, скорее всего, из-за таких технических ограничений придется переделывать его конструкцию. Придется, например, переработать не только месторасположение астронавтов, но и топливные баки модуля. Сам же размер обтекателя изменить не получится, потому что это дестабилизирует ракету-носитель.

Сверхзвуковая ТДУ

Одним из основных способов снизить скорость посадочного марсианского модуля для мягкой стыковки с марсианской поверхностью является система сверхзвуковой тормозной двигательной установки (ТДУ). Суть ее заключается в использовании направленных в сторону движения реактивных двигателей для замедления аппарата со сверхзвуковых скоростей.

Использование сверхзвуковой ТДУ в тонкой разряженной атмосфере Марса является обязательным условием. Однако запуск двигателей сверхзвуковых мощностей может создать ударную волну, которая может повредить марсианский посадочный модуль. У NASA, например, практически нет опыта использования подобных процедур, что, в свою очередь, уменьшает шансы на успешность всей миссии.

Данная технология имеет три проблемных аспекта. Во-первых, эффект взаимодействия между воздушным потоком и выхлопными газами двигателей могут в буквальном смысле развалить посадочный модуль пополам. Во-вторых, тепло, генерируемое выхлопом отрабатываемого ракетного топлива, может нагреть посадочный модуль. В-третьих, сохранить стабильность посадочного модуля при запуске сверхзвуковых ТДУ может быть очень непростой задачей.

Несмотря на проведенные ранее мелкомасштабные испытания таких ТДУ с использованием аэродинамических труб, требуется проведение множества полномасштабных тестовых испытаний для определения надежности такой системы. Это очень дорогая и длительная задача. Однако у того же NASA, возможно, имеется и альтернативный (непрямой) вариант испытаний подобных систем. Американская частная компания SpaceX активно пытается разработать многоразовую ракету, которая использует аналогичный принцип посадки. И следует отметить, что успехи в этом направлении есть.

Статическое электричество

Да, да, то самое, от которого волосы встают дыбом, или происходит небольшой электрический удар, когда вы чего-либо касаетесь. Здесь, на Земле, статическое электричество, может, и является предметом различных шуток и розыгрышей (хотя в земных условиях оно тоже может быть опасным), но на Марсе статическое электричество может обернуться серьезными проблемами для астронавтов.

На Земле большинство статических разрядов происходят благодаря изолирующим свойствам резиновых основ обуви, которую мы носим. На Марсе изолирующим материалом будет служить сама поверхность Марса. Даже просто пройдя по марсианской поверхности, астронавт может накопить статический разряд достаточной силы для того, чтобы сжечь электронику, например, входного шлюза воздушной камеры, просто прикоснувшись к внешней металлической обшивке корабля.

Особенность и сухость марсианской поверхности делает ее отличным изолирующим материалом. Частицы марсианской поверхности могут до 50 раз быть меньше частиц пыли на Земле. При хождении по ней, на ботинках астронавтов будет накапливаться ее определенный запас. Когда марсианский ветер ее сдует, его обувь накопит достаточно заряда, чтобы вызвать легкий электрический удар, которого в таких условиях может быть достаточно, чтобы похоронить всю миссию.

Марсианские роверы, работающие сейчас на Красной планете, используют специальные тончайшие иглы, которые разряжают заряд в атмосферу и не дают ему поразить электронику марсоходов. В случае с пилотируемыми миссиями на Марс, потребуется использование специальных скафандров, которые позволят защитить и астронавтов, и оборудование, которое они будут использовать.

Подходящая ракета-носитель

Система Космических Запусков (Space Launch System, SLS) является в настоящий момент крупнейшей находящейся в разработке ракетой-носителем, которую планируют использовать в ближайшем будущем. Именно эту ракету Запад планирует использовать для пилотируемых миссий на Марс.

Согласно текущим планам NASA, для одной пилотируемой миссии на Марс потребуется с десяток ракет SLS. Однако нынешняя наземная инфраструктура для запусков SLS лишь по минимальным параметрам соответствует необходимым условиям: необходимо иметь как минимум одно помещение для сборки ракеты, один гигантский транспортер для доставки ракеты на стартовую площадку и собственно одну стартовую площадку.

Если хотя бы один из этих компонентов сломается или не справится со своей задачей, то возникнут серьезные опасения по поводу доступности необходимой ракеты-носителя, что в свою очередь поставит под вопрос саму возможность пилотируемой миссии на Марс.

Например, любые задержки, связанные с настройкой и проверкой всех систем SLS, могут внести серьезные изменения в графики пусков. Такие же проблемы могут создать и менее значительные технические проблемы и даже погодные условия.

Кроме того, стыковка на орбите, необходимая для сборки космического аппарата, который отправится на Марс, требует соблюдения так называемого окна запуска, то есть времени, в рамках которого будет осуществляться запуск ракеты. Помимо этого, запуск корабля к Марсу уже непосредственно с самой орбиты Земли тоже требует соблюдения определенных временных рамок. На основе исторических данных о ранних запусках шаттлов ученые разработали целые модели запусков. Они показывают отсутствие уверенности в том, что ракета SLS будет доступна к определенном пусковому окну, что в свою очередь тоже может поставить крест на любой пилотируемой миссии на Марс.

Токсичный марсианский грунт

В 2008 году автоматический зонд NASA сделал историческое открытие. На поверхности Марса были обнаружены перхлораты. Несмотря на то, что эти токсичные реагенты нашли свое применение в индустриальном производстве, они способны вызывать у людей серьезные проблемы с их щитовидной железой даже при использовании в малых количествах.

На Марсе концентрация перхлоратов в грунте составляет 0,5 процента, что уже является очень опасным для человека. Если астронавты занесут эти реагенты в свои марсианские жилища, то со временем обязательно случится загрязнение, а потом и отравление.

В какой-то степени снизить вероятность загрязнения могут помочь технологии процедуры дезактивации, которые обычно применяются в горной промышленности. Однако полностью избавиться от проблемы в условиях Марса не получится, и, следовательно, астронавтов рано или поздно будут ожидать проблемы щитовидных желез.

Помимо этого, отравление перхлоратами организма связывают с различными заболеваниями кровеносной системы. Правда, ученые в этом направлении пока далеко не продвинулись, и поэтому выяснение всех эффектов воздействия перхлоратов на человеческий организм еще только предстоит узнать. Поэтому в долгоиграющей перспективе последствия пребывания на Красной планете очень сложно предсказать.

Вполне вероятно, что астронавтам придется постоянно принимать искусственные гормональные препараты, чтобы поддерживать их метаболизм для борьбы с последствиями долгосрочного воздействия перхлоратов.

Долгосрочное хранение ракетного топлива

Для полета на Марс и обратно нам потребуется ракетное топливо. Огромный запас топлива. Самым эффективным в настоящий момент ракетным топливом является криогенное топливо, представляющее собой жидкий водород и кислород.

Это топливо при хранении необходимо постоянно охлаждать. Однако даже при максимальной подготовке, по статистике, из топливных баков ежемесячно происходит 3-4-процентная утечка водорода. Если, находясь уже в полете астронавты обнаружат, что в их топливных баках не хватает топлива для обратной дороги домой, то - сами понимаете - произойдет полная катастрофа.

Астронавтам придется следить за выкипанием криогенного топлива несколько лет до тех пор, пока будет проходить их миссия на Красной планете. Дополнительное топливо можно было бы производить непосредственно на самом Марсе, однако его хранение и охлаждение потребует установки специальных охладителей, которым, в свою очередь, необходима электроэнергия для работы. Поэтому перед началом миссии на Марс нам необходимо провести множество долгосрочных испытаний технологий хранения топлива, чтобы убедиться в том, что нам его хватит при любых обстоятельствах.

Любовь и размолвки

В рамках долговременных космических перелетов никто не может заречься от возникновения между членами экипажа романтических отношений. К концу сложного трудового дня многим людям необходима психологическая и физическая разрядка, выходом из которой как раз являются любовные отношения. И хотя на первый взгляд все это звучит мило и романтично, на практике в космосе такой вид отношений может очень плохо сказаться на всей миссии.

В 2008 году группа людей участвовала в эксперименте. Долгое нахождение в закрытом пространстве использовалось в качестве симуляции полета на Марс. События эксперимента вышли из-под контроля в тот момент, когда один из «астронавтов» очень расстроился, что его подружка отказалась от интимной близости и вместо этого выбрала третьего астронавта. Находящийся в состоянии постоянного стресса и утомления первый астронавт в какой-то момент не выдержал, и все это закончилось сломанной челюстью третьего астронавта. Если бы это был не эксперимент, а реальная космическая миссия, то такое поведение поставило бы серьезное сомнение в ее успешности.

К сожалению, NASA даже не пытается рассматривать все эти возможности. Согласно недавнему отчету Национальной академии наук США, NASA вообще не исследовало вопросы возможных сексуальных отношений в рамках космических миссий на Марс, а также не занималась вопросами возможной сочетаемости психотипов людей при долговременных космических миссиях.

С чем придется столкнуться

Как ученые, ведущие постоянное наблюдение событий на Марсе, так и обыватели, которые имеют некоторое представление о том, что происходит на «красной планете», схожи в своих мечтах о появлении на Марсе отпечатка от ноги человека. Несомненно, человечество уже добилось определенных успехов на пути к этой цели и беспилотные космические корабли уже способны долететь не только до орбиты, но и приземлится на поверхность планеты. Но с какими же трудностями придется столкнуться астронавтам, которые отважатся принять участие в подобной миссии и возможно ли это технически?

Согласно заявлениям представителей NASA и Роскосмоса, уже создаются ракеты, космические корабли и материалы жизнеобеспечения для полета и пребывания людей на Марсе. Планируется отправить туда астронавтов к середине 2030-х годов, но насколько выполнимы такие обещания, пока не знает никто. Ведь прежде всего нужно выяснить как повлияет на здоровье людей длительное пребывание в условиях невесомости. Для выявления подобных факторов уже проведено немало исследований на Международной Космической Станции. Но здесь немного другая ситуация, ведь астронавты будут находится в полете, а не вращаться по стабильной орбите.

Так, например, Тара Ратли, ученый, участвовавший в создании программы для полета МКС считает, что использование вращающегося космического корабля для воспроизведения искусственной гравитации нецелесообразной и считает полет людей на Марс невозможным, пока ученые полностью не выяснят результат длительного воздействия микрогравитации на организм человека. Именно для этой цели отправились в годовую экспедицию на МКС космонавт Михаил Корниенко и астронавт Скотт Келли.

Нельзя исключать и такой фактор как излучение, ведь в глубине космического пространства космонавты будут подвергаться воздействию сильной радиации, которой не наблюдается в магнитосфере Земли. По результатам некоторых исследований, женщины более восприимчивы к радиации, чем мужчины, и согласно этому фактору надежнее будет отобрать мужчин для полета на Марс. Но есть факторы и в пользу женщин - так, например, они меньше едят и имеют более долгий цикл обмена веществ, что предпочтительнее при длительном полете.

Есть еще один фактор, который будет влиять как на женщин, так и на мужчин астронавтов - это психологический фактор. Первопроходцам просто необходимо иметь очень сильную психику для того, чтобы справится со скукой во время полета. А также общим давлением, которое так или иначе будет оказываться социумом перед полетом, и общим грузом ответственности во время полета и после посадки, ведь это будет первый полет и далеко не факт, что им удастся вернуться на Землю.

Смертельной опасности астронавты могут подвергнуться и на самом Марсе. Речь идет о песчаных бурях, которые возникают по причине большого колебания давления и механизмы возникновения которых до сих пор не известны. Марсианская пыль может иметь отрицательное воздействие на здоровье астронавтов при попадании в легкие. Из-за очень малого размера частиц от нее практически невозможно изолироваться, не говоря уже о том, что она содержит 0,2% хрома, а значит есть вероятность присутствия в ней солей хромовой кислоты опасной для человека.

Учитывая все эти данные, если запланировать миссию на 6 или 9 месяцев астронавты должны будут не только привезти с собой еду, воду и другие ресурсы, но и добраться, туда находясь в условиях постоянных нагрузок и длительной невесомости. В глубоком космосе их тела должны быть способны выдерживать не только пониженную гравитацию, но и повышенный уровень радиации. К тому же нужно каким-то образом организовать их безопасность и психологический фон до, во время и после полета.

А стоит ли вообще лететь?

Вышеописанные факторы уже сами по себе ставят под сомнение целесообразность полета на Марс человека, ведь, как оказалось миссия абсолютно небезопасна для самих участников полета, требует тщательного отбора и поиска людей, способных справится с психологическими и гравитационными и прочими нагрузками. Так же не вызывает сомнения тот факт, что подобная экспедиция напрямую связана с риском для жизни первоиспытателей.

Второй вопрос целесообразности — это финансовый вопрос. Даже беспилотные миссии, связанные с изучением «красной планеты», такие как например, Opportunity, Curiosity, MAVEN обошлись NASA в миллиарды долларов, чего говорить пилотируемом полете на Марс. Ведь необходимо не только обеспечить тренировочный процесс, подготовить техническую базу, но и создать все условия для связи и поддержания жизнеобеспечения астронавтов на поверхности Марса.

В-третьих, это собственно причина полета туда. Что собственно такого полезного может принести землянам полет туда именно человека. Человечество получит данные о том, способен ли жить на Марсе человек. Но даже если и способен, то какова выгода такой перспективы. Ведь по данным NASA особо ценных полезных ископаемых на Марсе до сих пор не найдено, несмотря на то, что некоторые источники заявляли о наличии в потоках лавы цветных и драгоценных металлов. Или же космическое агентство что-то скрывает? Такой фактор нельзя исключать, ведь NASA практически монополисты в области покорения «красной планеты».

Единственной причиной, с которой уже сталкивалось человечество еще во время планирования первых полетов на Луну, и которая хоть как-то может объяснить целесообразность полета на Марс человека является на данный момент, как это ни странно, битва ведущих цивилизаций. В пример можно привести времена Холодной Войны между США и СССР, когда наращивание военной мощи уже не приносило плоды, а желание опередить другую цивилизацию было настолько велико, что человеку таки пришлось полететь не только в космос, но и на Луну. Сегодня же, несмотря на заявления политиков, все факты говорят о том, что эта битва продолжилась, только между США и Россией. Возможно, борьба между этими странами, стремление опередить друг друга, опять даст тот или иной результат и человечество все-таки увидит пилотируемый полет человека на Марс и приземление на поверхность «красной планеты» комического корабля с представителями одной из этих стран. Но вот вопрос - нужен ли этот полет человечеству, как результат непрекращающейся борьбы.

Мечта о полете человека на другую планету, а в частности Марс, всегда была в голове у многих, но сейчас мы подошли к возможности осуществить эту мечту. Марс привлекал человека как планета на которой возможна жизнь и планета на которой люди надеялись найти братьев по разуму. Но сегодня мы знаем что разумных существ на Марсе нет и что жизнь там подвергается частым испытаниям потому, что условия жизни на Марсе намного отличаются от давно привычных нам условий жизни на Земле. Так все-таки способны ли люди на благоприятный полет на Марс?

Полетит ли человек на Марс?

Красная планета еще интересна тем, что она самая благоприятная с точки зрения колонизации. Но чтобы колонизировать планету не достаточно просто на ней высадится. Потребуется провести огромный объем работы, чтобы мы могли с точностью сказать что Марс – наш второй дом. Поверхность планеты Марс не похожа на Земную, поэтому освоить Марс будет непростой задачей. Каким же образом нужно заселять Марс? Здесь точки зрения ученых расходятся.

Первые считают, что в современном мире ни к чему рисковать людьми и работу по заселению Марса могут сделать высокотехнологичные роботы. Это целесообразно с научной и с экономической точки зрения. Полет человека на красную планету достаточно долгий и подвергается радиационному воздействию и поэтому посылать человека нет никакого смысла. Они также считают, что нужно высадить группу роботов, которые и начнут делать первые шаги в колонизации Марса. А человек в этой программе нужен будет лишь для того, чтобы “оставить след на планете” и для проведения работ с которыми не справится робот.

Другие ученые имеют абсолютно противоположную точку зрения. Роботы нужны лишь на начальной стадии заселения планеты, для установки необходимых сооружений, которые будут поддерживать жизнь человека, так как на Марсе нет ни воздуха, ни атмосферы, ни воды, ни магнитного поля. После того, как роботы сделают эту работу, необходимо отправить группу астронавтов, которые и начнут колонизацию Марса. Имеется ввиду изучение почвы и выращивание растений на поверхности Марса, для обеспечения себя воздухом, дальше, нужно научиться жить с марсианским давлением и притяжением планеты. Человеку придется пройти целый ряд испытаний, чтобы добиться успеха.

Полет человека на Марс по программе “Mars One”


Кто же полетит на Марс для такой сумасшедшей миссии? Полет на Марс очень важен для нас и уже начинается отбор людей, которые могут попасть в первую группу астронавтов, которые высадятся на планету. Этот проект имеет название “Mars One”. На официальном сайте проекта сообщается о том, что на данный момент на участие в этом проекте заявки подали 165 000 человек. Кстати, скажу вам главное условие этого полета – Человек, полетевший на Марс по программе “Mars One”, больше НИКОГДА не сможет вернуться на Землю. К июлю 2015 года из всех кандидатов на полет будут отобраны 24 человека, которые, в дальнейшем, будут 7 лет готовиться к этому полету в один конец в группах по 4 человека. Полет людей на Марс запланирован на апрель 2024 года и начнется освоение Марса. тоже будут интенсивно изучаться, но спустя какой-то промежуток времени, необходимый для того, чтобы освоиться в этом чужом для нас мире.

Зачем лететь на Марс?

Этот вопрос весьма уместен. Стоит ли затрачивать такие большие средства на это? На Земле и без этого немало проблем, которые требуют значительных средств для их решения. Покорение Марса не даст людям на Земле никаких благ и не поможет ничем. Но в плане развития нашей цивилизации, изучение космического пространства, а в частности, соседних планет, тоже имеет свое место в нашем мире, поэтому полет человека на планету Марс важен. Так какие же задачи стоять перед первыми поселенцами?

Первая и основная задача это изучение нашей соседней планеты, напомню, что очень давно Марс был неотличим от Земли, были реки и водоемы, атмосфера и воздух, но по каким-то непонятным пока причинам Марс потерял это все. И задача этой группы людей состоит в том, чтобы изучить нашу соседнюю планету для прогнозирования развития Земли и, если понадобится, вмешаться в развитие нашей планеты, чтобы не получить такие же плачевные результаты.

Полет человека на Марс имеет и вторую причину – иметь запасной дом. Мы все с вами живем на одной планете и есть такие природные и космические силы, которыми мы не можем управлять и которые несут разрушительный характер. К примеру, падение какого-нибудь большого астероида маловероятно, но все же оно возможно и это будет означать закат нашего вида и конец жизни на планете в целом. Да и сами люди являются опасностью для самих же себя. Но будь у нас колония на Марсе это будет выход из данной ситуации. Конечно, придется начать жизнь “с чистого листа” и этот процесс займет очень много времени, но все же это не будет закатом нашего вида и, со временем, человек сможет восстановить все. Мы не должны относиться к этому скептически, может случится любые глобальные катастрофы, а Марс будет для нас вторым домом, вот еще одна причина для чего необходим этот полет.

Третья причина это престиж. Есть много способов поднять престиж у страны, чтобы эту страну начали уважать. Только вспомните, как поднялся авторитет у США после выполнения ряда программ “Аполлон”, пусть у последние программы “Аполлон” уже не были так интересны и люди уже так массово не наблюдали за ними, все равно эта программа дала немалый прирост авторитета у США. Многие люди мечтали о высадке человека на Луну, а США взяли и сделали это и сразу поднялись в глазах у многих, но речь сейчас не об этом. Вопреки всем разговорам скептиков по этому поводу, полет на Марс будет всегда престижной мечтой и осуществление этой мечты будет престижна многим поколениям.

Россия в полете на Марс

Если речь идет об таком большом проекте, то не стоит списывать нашу страну со счетов. Россия только развивающаяся страна и, конечно, у нас есть немало проблем, но мы всегда стояли на лидирующей позиции в освоении космоса. Именно русский человек первым был отправлен в космос и сейчас Россия может не уступать другим развитым странам в освоении космоса. Сейчас у России есть все для того, чтобы осуществить первый полет на Марс: интеллектуальный потенциал, опыт работ по строению пилотируемых аппаратов, качественные материалы и рабочая сила. Нужно большие инвестиции в эту немалую работу и, возможно, через десять лет именно русский человек первым осуществит мечту полета человека на Марс и оставит там первый след.

Планы полета человека к Марсу появились довольно давно, еще в 60-е годы прошлого века. И не в книгах писателей-фантастов, в которых полеты на Марс появились намного раньше, а на государственном уровне.

23 июня 1960 года решением ЦК КПСС была принята программа полета к Марсу, согласно которой старт планировался на 1971-й год, а возвращение на 1974-й. Но этому плану не суждено было сбыться.

В 60-е годы развернулась "лунная гонка", в ходе которой США первыми успели рассказать миру о своей высадке на Луну, по поводу чего до сих пор существуют разные мнения, но как бы то ни было - СССР признал первенство США в топтании лунного грунта и... от планов полета на Марс советское руководство отказалось.

После неудачи в "лунной гонке" советская космическая программа была пересмотрена и приоритет отдали созданию обитаемой орбитальной станции. Полет к другим планетам был отложен на неопределенный срок.


В 91-м году Советского Союза не стало. Станцию Мир затопили, вместо нее на орбите построили МКС и освоение космоса приняло в целом утилитарный характер в виде запуска многочисленных спутников связи, метеорологии, геофизики, военного назначения и некоторых других.

Вместо человека к другим планетам полетели автоматические спутники, что с одной стороны экономично и безопасно, но с другой... не совсем то, о чем мечтали на заре космонавтики.

Так полетит ли человек на Марс вообще?

И если полетит, то когда и кто это будет?

Очевидно, что советские космонавты на Марс уже не полетят, ввиду отсутствия Советского Союза. Российские тоже вряд ли полетят в обозримой перспективе, потому что сырьевая экономика России не способствует развитию космонавтики, а когда экономика станет какой-то другой - большой вопрос.

Может быть тогда на Марс полетит кто-нибудь еще?

За последние годы возникло сразу несколько планов полета к Марсу.

Европейское космическое агентство составило программу под названием Аврора, согласно которой высадка космонавтов на Марс должна осуществиться до 2033 года. Правда у программы сразу возникла проблема с финансированием и похоже, что выполнить ее уже не суждено.

В США была разработана программа Созвездие, в рамках которой до 2010 года предполагалось создать корабль Орион, на котором можно было бы "вернуться" (так сформулировали сами американцы) на Луну, создать там постоянно обитаемую базу, а потом полететь на Марс.

Обитаемую базу на Луне в рамках программы Созвездие планировалось создать к 2024 году, а полететь на Марс - в 2037 году.

На практике в 2010 году работы над кораблем Орион только начались и до сих пор не завершены. Очевидно, что реализация программы Созвездие сдвигается по срокам минимум на 10 лет и завершится ли вообще полетом к Луне и Марсу, либо все закончится полетами на МКС "без участия России" - неясно.

Сомнения в реализации программы Созвездие вызывает не только большая сдвижка сроков создания корабля Орион, но и отсутствие ясности в том, как именно планируется лететь к Марсу. В 2012 году был предложен план учебно-методической высадки на астероид, который был раскритикован и отвергнут. В 2015 году появился план предварительного создания на орбите Марса запасов топлива и полета через ретроградную орбиту Луны. Также есть план предварительной высадки на одном из спутников Марса - Фобосе или Деймосе. Короче говоря, в НАСА до сих пор не определились с самим подходом к полету на Марс, поэтому есть все основания сомневаться в скором полете, да и в полете вообще.

В одном из связанных с НАСА исследовательских центров (центр Эймса) разработана программа безвозвратного полета к Марсу для его колонизации. Но эта программа вызывает еще больше сомнений, поскольку первый полет запланирован до 2030 года, то есть еще раньше, чем по программе Созвездие, которая уже сдвигается по срокам лет на десять и если первоначально полет планировался на 37-й год, то реально будет осуществлен не раньше середины 40-х. А в центре Эймса хотят лететь уже в 30-м.

Существует несколько частных проектов полета на Марс:

Mars One - в проекте планируется отправка поселенцев на предварительно подготовленную автоматикой базу уже в 2026-м году. Запуск автоматов для создания базы планируется на 2024-й год. При этом на данный момент в рамках проекта состоялся только отбор кандидатов для полета и больше ничего. Реализация проекта в указанные сроки выглядит совершенно нереалистично.

Inspiration Mars Foundation - планирует отправить пилотируемую экспедицию для облета Марса - внимание - в январе 2020 года. Как говорится, ню-ню...

SpaceX Илона Маска планирует отправить беспилотный посадочный аппарат на Марс в 2018 году, а пилотируемую миссию уже в 2024 году. В запуск беспилотного аппарата охотно верю, а вот в запуск человека в обозначенные сроки почему-то не очень.

Существуют планы полета на Марс и в России.

Однако российские планы полета к Марсу пока лишены конкретики. Роскосмос рассчитывает осуществить запуск пилотируемой миссии "в первой половине 21-го века". Вернее рассчитывал.

В 2012 году был разработан план создания сверхтяжелой ракеты Содружество совместно с Казахстаном и... Украиной. Очевидно, что в свете событий 2014 года этому плану уже не суждено осуществиться. О какой совместной ракете для полета на Марс может идти речь, когда на повестке дня стоит перевод поездов южного направления на обходной маршрут, в обход украинской территории?

Кроме этого, Роскосмос постоянно сталкивается с техническими проблемами при запусках, одна из которых возникла в 2011 году при запуске автоматического модуля Фобос-грунт к спутнику Марса. Из-за нештатной ситуации аппарату не удалось покинуть околоземную орбиту. Повторный запуск запланирован на 2020-2021 год.

Учитывая возникшие проблемы с запуском к Марсу автоматического (!) аппарата и перенос сроков его запуска аж на 10 лет, можно предположить, что первоначальному плану о пилотируемом полете "в первой половине 21-го века" тоже не суждено сбыться.

Самыми реалистичными на данный момент выглядят планы Китая, который... вообще не планирует пока лететь на Марс, а собирается сперва осуществить высадку на Луне. И это логично.

Освоение космоса, как и технический прогресс в целом, может идти успешно только при последовательной реализации, шаг за шагом.

При освоении космоса, как и вообще в науке и технике - нельзя перепрыгивать через пару ступенек на третью. Попытки перепрыгнуть сразу через пару ступенек в науке и технике не дают устойчивого эффекта и как правило ведут к провалам.

Прежде, чем лететь и высаживаться на Марс, нужно высадиться на Луну.

И не так, как это сделали американцы в 69-м году - всем рассказали, а повторить не могут до сих пор. Полеты на Луну должны стать воспроизводимыми и систематическими, только после этого можно будет уверенно планировать полет на Марс, который находится в сто раз дальше.

Попытка лететь на Марс, минуя этап освоения Луны с систематическими полетами и созданием лунной базы - это авантюра.

Технического запрета на полет к Марсу, минуя Луну, нет - лететь можно. Но сложность полета к Марсу значительно выше, чем сложность полета к Луне. Больше расстояние, а значит требуется больше топлива, причем намного больше. Больше время полета, а значит требуется система длительного жизнеобеспечения, потому что возможности пополнять запасы, как это делается на МКС, не будет. Больше грузов нужно брать с собой. Посадка на Марс сложнее исходя из большей гравитации. Обратный старт с Марса еще сложнее.

Поэтому, чтобы уверенно летать к Марсу с реальными шансами на успешное выполнение миссии и возвращение обратно, нужно сперва научиться летать на Луну - систематически, регулярно, с высадкой, с созданием лунной базы - примерно так же, как сейчас летают на МКС.

Вот когда будут летать на Луну, как сейчас летают на МКС - тогда полет на Марс и станет реальным. Но до этого пока довольно далеко.

Наверное поэтому в СССР и отказались от полета на Марс в 70-е годы - потому что оценили сложность задачи и поняли, что минуя Луну лететь на Марс слишком авантюрно, а полет на Луну после признания "американской высадки" потерял первоначальный смысл.

И в НАСА понимают, что без "возвращения на Луну" лететь к Марсу слишком сложно и чревато провалом всей затеи. Поэтому и планируют сперва "вернуться на Луну", создать там базу и затем уже лететь к Марсу. Но осуществить "возвращение на Луну" для США тоже оказывается непросто - то ли потому, что высадки в 69-м году не было вовсе, то ли потому, что высадку осуществляли какие-то уникальные мастера, чей опыт оказался невоспроизводим.

Даже систематические полеты на Луну не делают полет на Марс простым и доступным.

Расстояние до Марса в сотни раз больше, чем до Луны, а длительность полета будет исчисляться месяцами. Поэтому для полета на Марс нужна будет значительно более тяжелая ракета, чем для полета на Луну. Система жизнеобеспечения для полета к Марсу должна быть больше и надежней. Запас топлива для полета и возвращения должен быть больше.

Стартовать на Марс непосредственно с земного космодрома вообще представляется нереалистичным - потребуется запуск слишком тяжелой ракеты. Проекты таких ракет разрабатывались, но их никто никогда не строил, не запускал и будут ли такие монстры достаточно надежными - неясно.

Один из проектов полета к Марсу, разрабатывавшихся еще в СССР, предполагал старт с орбиты - и это выглядит наиболее эффективным и реалистичным. Но для старта с орбиты нужно сперва вывести на орбиту комплектующие для сборки "марсианской ракеты" и собрать их. А для этого нужно создать на орбите что-то вроде сборочного комплекса - орбитальной станции, предназначенной для этого. Но ничего подобного никто пока не создает.

Похоже, что до полета человека на Марс еще очень и очень далеко.

Теоретически программы полетов на Луну и Марс можно форсировать и полететь к 37-му году, как это планируют в НАСА. Или хотя бы "в первой половине 21-го века", как собирались в Роскосмосе.

Но чтобы осваивать космос в форсированном режиме, должна начаться новая космическая гонка, которая была в 60-е годы между СССР и США. Вот только СССР больше нет, а без Советского Союза и у США нет смысла напрягать все силы и тратить все доступные средства на освоение космоса.

После ликвидации СССР космонавтика стала очень утилитарной, нацеленной на решение сугубо практических задач связи, метеорологии, геофизики. А в высадке на Луну и Марс ярко выраженного коммерческого смысла нет, поэтому рассчитывать на форсирование лунных и марсианских программ не приходится.

Это значит, что на Марс полетим нескоро.

В лучшем случае в ближайшие 20 лет кто-нибудь слетает на Луну, чтобы выяснить наконец, топтал ее Армстронг на самом деле или таки нет. А на Марс...

До Марса оказалось очень далеко.

В 60-е годы на волне успехов в освоении космоса казалось, что до Марса близко, рукой подать - раз уж вышли в космос, то достаточно сделать ракету чуть побольше - и вперед! А там и другие планеты! А потом и вообще к звездам!

Писатели-фантасты, вдохновленные успехами космонавтики, писали о заселении планет и межзвездных полетах как о чем-то близком и доступном, однако спустя 60 лет все это так и осталось фантастикой.

Обнаружилось, что до Луны и тем более до Марса - не один маленький шажок, который после выхода человека в космос вот-вот будет сделан. До полета на Луну и Марс нужно сделать еще целый ряд шагов, которые оказались очень трудными и которые Советский Союз сделать так и не успел, а для остальных они оказались слишком дорогими и лишенными коммерческого смысла.

При капитализме, если в проекте нет коммерческого смысла, то его реализация может тянуться неограниченно долго. Поэтому может так оказаться, что при существующей экономической системе на Марс мы не полетим вообще.

Полетим при коммунизме...