Болезни Военный билет Призыв

Организация учебной практики в вузе. Зачем нужна учебная практика студенту

В любом ВУЗе в процессе обучения студентам необходимо проходить практику с целью закрепления полученных теоретических знаний и получения практических навыков работы. За весь период обучения проходят ознакомительную (учебную), и преддипломную практики. Окончание прохождения практики требует написания отчета, который сопровождается дневником и характеристикой с места прохождения практики. Чтобы написать отчет по практике самостоятельно, необходимо знать особенности каждого вида практики.

Учебная или ознакомительная практика становится первым испытанием для студентов. Ее проходят на 1 или 2 курсе. Целью является закрепление общетеоретических знаний, полученных в процессе учебы, а также получение общих представлений о выбранной специальности. Во время практики студентам дают возможность ознакомиться с работой предприятия путем чтения лекций и проведения экскурсий, а также посмотреть работу сотрудников выбранной вами специализации.

Производственная практика проходит на 3-4 курсе и является следующим шагом в освоении профессии. Практикантам дают возможность изучить работу предприятия изнутри под присмотром куратора, изучить и проанализировать документацию, собрать материалы.

Преддипломная практика является заключительным этапом обучения. На основе полученной на предприятии информации, необходимо будет . Отчет по преддипломной практике часто является второй главой диплома и представляет собой анализ работы предприятия.

Отчет о работе предприятия должен соответствовать требованиям программы практики вашего ВУЗа (Смотрите также: ), как правило, он содержит:

— календарный план;

— дневник;

— характеристику с места прохождения практики

— введение;

— основную часть;

— заключение;

— список литературы;

— приложения

Титульный лист оформляется по образцу из методических указаний. Титульный лист содержит данные о названии ВУЗа, типе практики (учебная, ознакомительная, производственная, преддипломная), теме практики, специальности, учащемся, руководителе, месте и годе написания.

Образец титульного листа

Календарный план оформляется в виде таблицы, содержит данные о виде, сроках и месте исполняемых вами работ на предприятии. Иногда входит в дневник.

Пример календарного плана отчета по практике

Дневник практики – схож с календарным планом. Дневник является основным документом, наравне с отчетом, по которому учащийся отчитывается о выполнении программы практики.

Практикант каждый день отмечает, что он делал или изучал сегодня. Оформляет все в виде таблицы.

Пример заполнения дневника практики

Характеристика с места прохождения производственной, учебной или дипломной практики должна отражать данные о знаниях, навыках и умениях практиканта. Об уровне его профессиональной подготовки, личных качествах, а также о работе и поручениях, которые выполнял студент во время посещения предприятия. И, конечно, рекомендуемая оценка.

Характеристику студенту должен получить от своего руководителя и приложить к отчету. Но на практике руководитель перекладывает эту обязанность на студента.

Образец характеристики с места прохождения практики

Образец содержания отчета по практике

Введение содержит:

  • сведения о месте прохождения практики;
  • ее цели и задачи, которые указаны в методических указаниях;
  • объект и предмет исследования;
  • оценку современного состояния исследуемой темы;
  • может содержать предполагаемые результаты прохождения практики.

Пример введения

Основная часть делится на главы. Содержит теоретическую и практическую части. В практической части описывается структура и деятельность предприятия. Проводится анализ. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия или учреждения. Приводятся все расчеты, графики и таблицы.

Заключение пишется на основе изученного материала. Содержит ответы на поставленные во введении задачи. Включает все полученные в основной части выводы. Можно включить оценку собственной работе и дать рекомендации по улучшению деятельности предприятия.

Образец заключения отчета по практике

Список литературы содержит все используемые при написании работы источники, в том числе указанные в . согласно методическим указаниям или ГОСТ. В него можно включить названия документов, полученных с предприятия, а также нормативную литературу, интернет-источники.

Приложения включают любые данные, на которые можно сослаться при написании работы, в тексте работы. Это может быть отчетность, организационная структура предприятия, выписки из законодательства, анкеты, чертежи, схемы, таблицы. Все, документы, которые вы нашли на предприятии и которые пригодились для написания отчетной работы.

Писать отчет по практике самостоятельно очень интересно и познавательно. Но если у вас возникли трудности с написанием или у вас не получилось пройти практику на предприятии, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам и получить квалифицированную консультацию.

Практика студентов вузов является составной частью основной образовательной программы высшего профес­сионального образования. Цели и объемы практики опре­деляются государственными стандартами. Основными видами практики являются: учебная, производственная, включая преддипломную практику. Учебная практика - это практика по получению первичных профессиональ­ных умений, ознакомительная практика (обычно вы­полняется студентами на втором курсе института). Про­изводственная практика - это практика по профилю подготовки (технологическая практика, лаборантская и т.д.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практика.

Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях вуза или на предприятиях, в учреждениях и организациях. Учебная и производственная практика, предусмотренная государственными образовательными

стандартами высшего и послевузовского профессиональ­ного образования, осуществляется на основе договоров между вузами и предприятиями, учреждениями, органи­зациями в соответствии с которыми указанные предприя­тия, учреждения и организации независимо от их органи­зационно-правовой формы обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию.

Для руководства практикой студенту обязательно дол­жен быть назначен руководитель практики от вуза и от организации.

Администрация вуза должна своевременно распреде­лить студентов по местам практики и обеспечить их биле­тами на проезд и необходимыми денежными средствами. Оплачиваются суточные за период прохождения всех ви­дов практики, связанной с выездом из места расположения учебного заведения в размере 50% нормы суточных, уста­новленных для возмещения дополнительных расходов, связанных с командировками работников предприятий, учреждений и организаций за каждый день, включая на­хождение в пути к месту практики и обратно (сейчас суточ­ные установлены в размере 100 рублей, следовательно, для студентов, отправляющихся на практику, они составляют 50 рублей). Проезд к месту практики и обратно оплачива­ется в полном размере (п. 5 постановления Правительства РФ от 18 января 1992 г. № 33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи»).

Законодательством не предусмотрена оплата проезда на практику студентам-заочникам. Вуз оплачивает только проезд студентов, обучающихся по очной форме, к мес­ту проведения практики железнодорожным или водным транспортом и обратно 1 .

1 См.: п. 22 Положения о порядке проведения практики сту­дентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утв. приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1154 // РГ. 2003. 5 июня.

Продолжительность рабочего дня для студентов при прохождении практики в организациях составляет: для студентов в возрасте от 15 до 16 лет - не более 24 часов в неделю; от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю (ст. 92 Трудового кодекса РФ); от 18 и старше - не более 40 ча­сов в неделю (5 дней по 8 часов или при шестидневной рабочей неделе - 5 дней по 7 часов + суббота - 5 часов).

Форма и вид отчетности (например, дневник о про­хождении практики или отчет) студентов о прохождении практики определяются вузом самостоятельно.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из вуза как имеющие ака­демическую задолженность.

3.5. Перевод

Каждый студент имеет право на перевод с очного от­деления на заочное, с платного на бесплатное и т.д. Сту­дентам гарантируется свобода перехода из одного вуза в другой в порядке, установленном законодательством. При таком переходе за студентами сохраняются все права как за обучающимися впервые на данной ступени высше­го профессионального образования. Перевод студента из одного вуза в другой осуществляется в порядке, установ­ленном приказом Минобразования России от 24 февраля 1998 г. № 501 «Об утверждении порядка перевода студен­тов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое».

Названным Порядком устанавливаются общие требо­вания к процедуре перевода, а также перехода студентов с одной основной образовательной программы на другую, в том числе внутри вуза. Порядок распространяется на вузы, имеющие государственную аккредитацию.

Ограничений, связанных с курсом и формой обучения, видом основной образовательной программы, на которые происходит перевод студента, не установлено.

Указанным Порядком определено следующее усло­вие, которое должно соблюдаться вузами при переводе на места, финансируемые из соответствующих бюджетов: общая продолжительность обучения студента не должна превышать срока, установленного учебным планом при­нимающего вуза для освоения основной образовательной программы (с учетом формы обучения), более чем на один учебный год. Исключения могут быть допущены только для определенных категорий граждан (беженцы, дети во­еннослужащих, лица, пострадавшие в катастрофах, и т.п.) по согласованию с учредителем вуза или органом, осу­ществляющим его функции.

В случае прекращения деятельности вуза перевод сту­дентов обеспечивает орган, в ведении которого находится данное высшее учебное заведение.

Перевод граждан, получающих образование в неаккре­дитованных высших учебных заведениях, в аккредитован­ные вузы на любую форму обучения может осуществляться после реализации ими права на аттестацию в форме экс­терната в соответствии с п. 4 и 5 Положения об экстернате (за исключением направлений подготовки и специально­стей высшего профессионального образования, получе­ние которых в форме экстерната не допускается).

Перевод студента вуза для продолжения образова­ния, в том числе сопровождающийся переходом с одной основной образовательной программы по направлению подготовки или специальности на другую, по всем фор­мам обучения, а также с их сменой осуществляется по личному заявлению студента. К заявлению прилагается ксерокопия зачетной книжки (в последующем она сверя­ется с академической справкой). Это право также подразу­мевает перевод студента гуманитарного вуза в техниче­ский и наоборот.

При наличии в государственном или муниципальном вузе финансируемых из соответствующего бюджета мест на определенном курсе обучения по интересующей сту­дента основной образовательной программе вуз не вправе

предлагать студенту, получающему высшее профессио­нальное образование впервые, переводиться на места с оплатой обучения на договорной основе.

Перевод студента осуществляется на основе аттеста­ции. Аттестация может проводиться путем рассмотрения ксерокопии зачетной книжки, собеседования или в иной форме, определяемой вузом.

Если количество мест в принимающем вузе (на кон­кретном курсе, по определенной основной образователь­ной программе по направлению подготовки или спе­циальности) меньше поданных заявлений от студентов, желающих перевестись (перейти), то в порядке конкурса на основе результатов аттестации проводится отбор лиц, наиболее подготовленных для продолжения образования. Условия проведения конкурса определяются вузом в пра­вилах перевода.

По итогам аттестации, когда некоторые дисциплины не могут быть перезачтены студенту или из-за разницы в учебных планах обнаруживаются неизученные дисци­плины (разделы дисциплин), студент должен сдать их, т.е. ликвидировать академическую задолженность.

При переводе общие гуманитарные и социально-эко­номические дисциплины, в том числе четыре обязатель­ные базовые, перезачитываются принимающим вузом в объеме, изученном студентом.

Принимающий вуз должен обеспечить возможность студенту освоить общие гуманитарные и социально-эко­номические дисциплины в объеме, установленном госу­дарственным образовательным стандартом по основной образовательной программе, на которую студент перево­дится.

Факультативные дисциплины могут быть перезачтены студенту по его желанию.

При переводе студента в другой вуз на ту же основную образовательную программу, по которой он обучался ра­нее, или родственную основную образовательную про­грамму принимающим вузом перезачитываются также

математические и общие естественно-научные дисци­плины, устанавливаемые вузом, и все дисциплины по вы­бору студента.

При переводе студента в другой вуз на ту же основную образовательную программу, по которой он обучался ра­нее, или родственную основную образовательную про­грамму сдаче подлежат:

S разница в учебных планах направлений подготов ки (специальностей) в части, касающейся федерально: компонента соответствующего государственного образ* вательного стандарта (стандартов) по математическим общим естественно-научным, общепрофессиональным специальным дисциплинам, если она превышает предел. в рамках которого вуз имеет право изменять обьем дис циплин;

S разница в учебных планах направлений подготов­ки (специальностей) в части, касающейся национально-регионального компонента соответствующего государ­ственного образовательного стандарта (стандартов) па-общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

При переводе студента в другой вуз на неродственную; основную образовательную программу перечень дисци­плин, подлежащих сдаче (ликвидации академической за­долженности), устанавливается принимающим вузом.

При положительном решении вопроса о переводе принимающий вуз выдает студенту справку установлен­ного образца (см. приложение 4). Студент представляет указанную справку в вуз, в котором он обучается, с пись­менным заявлением об отчислении в связи с переводом и о выдаче ему академической справки и документа об об­разовании (из личного дела), на основании которого он был зачислен в вуз.

На основании представленной справки и заявления студента ректор вуза, из которого студент переводится, в течение 10 дней со дня подачи заявления издает приказ об его отчислении с формулировкой «Отчислен в связи с переводом в... вуз». Из личного дела студента извлекается и выдается ему или его доверенному лицу на руки доку-

мент об образовании, на основании которого он был за­числен в вуз, а также оформляется и выдается академиче­ская справка установленного образца. Без доверенности документы выдаются законным представителям студента, ее ни он не достиг 18 лет.

В личном деле остается копия документа об образова­нии, заверенная вузом, и выписка из приказа об отчис­лении в связи с переводом, а также сданные студентом студенческий билет и зачетная книжка.

Приказ о зачислении студента в вуз в связи с перево­дом издается ректором принимающего вуза после получе­ния документа об образовании и академической справки (вуз проверяет соответствие копии зачетной книжки ака­демической справке), которые прилагаются к его лично­му заявлению. До получения документов ректор прини­мающего вуза имеет право допустить студента к занятиям своим распоряжением.

В приказе о зачислении делается запись «Зачислен в порядке перевода из... вуза, на... специальность (направ­ление), на... курс, на... форму обучения».

В случае, если по итогам аттестации выявлена необ­ходимость ликвидации академической задолженности, в приказе о переводе принимающего вуза должна содер­жаться запись об утверждении индивидуального учебного плана студента, который должен предусматривать в том числе перечень дисциплин (разделов дисциплин), под­лежащих изучению, их объемы и установленные сроки экзаменов и зачетов.

В принимающем вузе формируется и ставится на учет новое личное дело студента, в которое заносится заявле­ние о переводе, академическая справка, документ об об­разовании и выписка из приказа о зачислении в порядке перевода, а также договор, если зачисление осуществля­ется на места с оплатой стоимости обучения.

Студенту выдается студенческий билет и зачетная книжка. Записи о перезачтенных из академической справ­ки дисциплинах, практиках, курсовых проектах (работах), а также о ликвидации академической задолженности вно-

3 С\няев<| Р Л

сятся принимающим вузом в зачетные книжки студентов и другие учетные документы вуза с проставлением оценок.

Переход студента с одной основной образовательной программы по специальности или направлению подго­товки на другую (в том числе с изменением формы обу­чения) внутри вуза осуществляется в соответствии с ука­занным порядком и уставом вуза по личному заявлению студента и предъявлению зачетной книжки.

При переходе студента с одной основной образова­тельной программы на другую ректор вуза издает приказ с формулировкой «Переведен с... курса обучения по специ­альности (направлению)... на... курс и форму обучения по специальности (направлению)...».

В приказе о переходе также может содержаться специ­альная запись об утверждении индивидуального плана по сдаче студентом необходимого учебного материала (лик­видация академической задолженности).

За студентом сохраняется его студенческий билет и за­четная книжка, в которые вносятся соответствующие ис­правления, заверенные подписью ректора (проректора) и печатью вуза, а также делаются записи о сдаче разницы в учебных планах.

Допускаются и исключения при переводе студента в другой вуз. Они могут быть допущены только для опреде­ленных категорий граждан (беженцы, дети, военнослужа­щие, лица, пострадавшие в катастрофах и т.п.) по согласо­ванию с учредителем вуза.

В случае прекращения деятельности государственно­го или муниципального образовательного учреждения среднего профессионального или высшего професси­онального образования студенты переводятся в другие образовательные учреждения. В этом случае полученные студентами (независимо от продолжения ими обучения в другом образовательном учреждении) суммы личного государственного образовательного кредита на текущей учебный год с них не взыскиваются.

Учебная практика - обязательный этап учебного процесса подготовки студентов, причем курс значения не имеет. Ее цель:

  • знания, которые студент получил в период учебы в ВУЗе, в техникуме, колледже, преобразовать в профессиональные навыки и умения;
  • подготовить студента к последующим производственной и преддипломной практике.

Причем проходят учебную практику все студенты независимо от выбранной профессии:

  • юристы,
  • бухгалтеры,
  • государственные и муниципальные служащие,
  • студенты, обучающиеся менеджменту и экономике,
  • студенты, осваивающие рабочие профессии.

Выделяют 3 вида учебной практики :

  1. ознакомительная. Включает в себя обзорные экскурсии по предприятиям (организациям) в соответствии со специальностью практиканта. Причем прохождение ознакомительной учебной практики возможно как в обществе с ограниченной ответственность (ООО), так в школе или в суде;
  2. предметно-методическая. Заключается в проведении лекций и бесед;
  3. производственная, в ходе которой студент приобретет начальные профессиональные умения. Ее еще называют учебно-производственной практикой. Проходит на предприятиях, в учреждениях, в организациях, где осуществляется деятельность по изучаемой студентом специальности.

Прохождение практики осуществляется в соответствии с рабочей программой профессионального модуля, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта.

Программа учебной практики

Задачи учебной практики:

  • рассмотреть особенности выбранной профессии;
  • сформировать комплексное представление по направлению обучения;
  • овладеть методами исследования;
  • совершенствовать навыки и умения самостоятельной работы.

Практика проходится в строгом соответствии с рабочей программой под руководством руководителя - преподавателя учебного учреждения. Необходимо решить все поставленные руководителем задачи и написать отчет студента по учебной практике. Бланки документов по прохождению практики размещаются на сайте учебного учреждения.

Непосредственное управление рабочим процессом написания отчета и дневника осуществляет руководитель от учебного учреждения из педагогического состава. Он же и окажет помощь при возникновении сложностей с прохождением учебной практики, а также подскажет, как написать отчет по учебной практике

Руководителем от университета (иного учебного учреждения) из педагогического состава оценивается содержание и качество выполнения студентами следующих отчетных документов:

  1. отчета о прохождении учебной практики в организации;
  2. дневника.

У него же можно взять образцы указанных документов, либо скачать их на сайте учебного учреждения. Программа учебной практики содержит структурированные требования к прохождению, оформлению документов и отчета. Завершающим этапом прохождения учебной практики является написание отчета.

Отчет о прохождении учебной практики: как писать

Отчет по учебной практике в организации каждый студент должен составить только индивидуально, отразив деятельность, осуществляемую им в период практики. То есть юристы делают основной упор на нормативную базу, менеджеры и бухгалтеры – на финансовую и бухгалтерскую части, педагоги – на воспитательную.

Студент, осваивающий экономическую специальность, может указать, что в бухгалтерии изучал учет денежных средств на предприятии, принимал участие в составлении бухгалтерской отчетности и планировании, в материальном и техническом снабжения хозяйства. Юрист же, обучающийся на социального работника, может отметить, что в период прохождения практики в юридическом отделе (юридической службе) изучил действующие нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность организации, оказал помощь отделу кадров в составлении дополнительных соглашений к трудовым договорам с персоналом, подготовил письмо в администрацию и в Министерство сельского хозяйства РФ об оформлении земельного участка в собственность Российской Федерации.

Отчет должен быть оформлен в соответствии с требованиями программы с обязательным учетом особенностей предприятия (организации) и отдела, где практикант проходил практику, технологических процессов производства, с учетом особенностей управленческого учета.

Необходимо изучить устав, положение об отделе, должностные инструкции сотрудников и иные локальные нормативные акты. Отчет и дневник прохождения практики заверяются подписями: студента, руководителя или уполномоченного сотрудника от организации и руководителя от учебного заведения.

При написании отчета студент должен придерживаться согласованного с руководителем плана

Все страницы, кроме титульного листа, нумеруются. На титульном листе должны писаться наименование учебного учреждения, данные студента, год оформления отчета. Требования к оформлению титульных листов учебным учреждение (университетом, институтом, техникумом, колледжем) разрабатываются самостоятельно.

Введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения оформляются с новой страницы.

В введение студент указывает, в каком учреждении (организации) проходил практику, функции и задачи учреждения (организации), структура и т.п.

Основную часть отчета рекомендуется составлять согласно программе практики с учетом специфики деятельности предприятия. В основу отчета должна быть положена информация, полученная при прохождении практики, а также любые сведения, относящиеся непосредственно к деятельности места прохождения практики. Материал также можно брать из учебников, научной литературы, интернета, правовых систем.

Свои пояснения желательно написать, основываясь на нормативной и законодательной базе РФ

В заключении отражаются выводы по результатам пройденной практики, обобщаются итоги по задачам, рассмотренные в отчете. Необходимо сделать выводы о деятельности предприятия и отдела, о направлениях деятельности и выполняемых задачах, о примененных теоретических знаниях и приобретенных практических умениях. Акцентируется внимание на проблемах, выявленных в ходе прохождения практики и предлагаются пути их решения. Готовый отчет прошивается и сдается в учебное учреждение. Данные из отчета по учебной практике могут быть положены в основу преддипломной практики.

Требования к оформлению отчета по учебной практике

Отчет по практике - самостоятельная творческая работа студента. В нем описывается только его трудовая деятельность на предприятии (в организации, учреждении) как будущего специалиста. То есть юристы делают основной упор на нормативную базу, менеджеры и бухгалтеры – на финансовую часть, педагоги – на образовательную. Экономисты предоставляют отчет по практике по экономике предприятия.

При написании отчета можно использовать:

  • научную и учебную литературу
  • нормативно-правовые акты, которые наиболее полно позволяют раскрыть деятельность места, в котором происходит освоение специальности.

Необходимо рассмотреть:

  1. действующие инструкции, применяемые в организации,
  2. методические указания (рекомендации),
  3. локальные документы, регламентирующие работу организации (предприятия, учреждения), в том числе по бухгалтерскому учету,
  4. образцы оформления отчета, отзыва и характеристики.

Можно сказать, что это небольшой научный труд, при написании которого практикант демонстрирует теоретические знания, полученные в учебном учреждении, и практический опыт, полученный на предприятии.

На завершающем этапе похождения практики студент должен собранные им сведения скомпоновать, структурировать и оформить в виде отчета.

Скачивать отчет по практике с интернета не рекомендуется – у каждого студента свои особенности места практики, к тому же у разных учебных заведений могут отличаться требования к оформлению и структуре

Отчет по учебной практике на предприятии оформляется в соответствии с требованиями программы с обязательным учетом особенностей предприятия (организации), с соблюдением согласованного с руководителем плана.

Оформляя отчет, студент должен соблюдать следующие единые стандартные требования:

Структурно отчет должен состоять из 4-х частей :

  1. Введение – вступительная часть отчета. Здесь студент указывает, где проходил практику, каковы функции и задачи учреждения, структура организации и т.п. В введении необходимо указать цель учебной практики и задачи, решение которых направлено на достижение поставленной цели. По объему введение должно составлять не более одной-двух страниц.
  2. Основная часть. В ней даются ответы на вопросы по содержательной части работы, со ссылкой на законодательство. Содержит аналитическую часть, в том числе анализ судебной, правоприменительной практики. Раскрывается правовое обеспечение профессиональной деятельности. В тексте отчёта следует делать ссылки на приложенные к отчёту документы.
  3. Заключение. В нем студент или студентка тезисно излагают выводы по описанной в отчете работе, рассказать о своих впечатлениях от работы, о полученных знаниях и умениях, о недостатках в организации работы и своих предложениях по ее усовершенствованию. Объем отчёта (без приложений) должен составлять 10-15 страниц печатного текста с интервалом 1,5, 14 шрифтом Times New Roman. Страницы отчета нумеруются.
  4. Приложения. Желательно прикладывать то, с чем практикант работал – это могут быть любые бланки, образцы. Требования предъявляются только к их оформлению – обязательно указывается номер приложения и на него в тексте делается ссылка.

Приветствуется предварительное направление готового отчета на проверку руководителю практики от учебного заведения. Отчет по практике пример приведен ниже.

Дневник учебной практики: правила написания и оформления

Готовый дневник подписывается руководителем от того предприятия (организации), где проходила практика, и сдается в учебный отдел. Дневник позволяет зафиксировать работу студента, а преподаватель сможет оценить сформировавшийся понятийный аппарат студента за годы учебы, а также увидеть непредвзятую оценку практиканта со стороны. Если преподавателя все устроит – в диплом пойдет оценка о результатах прохождения практики.

Попробуем выяснить, чем отличается учебная практика от производственной. Многие студенты отечественных академий и университетов сталкивались с подобными вопросами, пытались самостоятельно найти на них ответ.

Что представляет собой отчет

Оформление отчета по ознакомительной практике - это анализ материалов, которые были собраны студентом в процессе его деятельности.

В настоящее время практика является составным элементом программ обучения. Стажировка и производственная практика необходимы для того, чтобы будущий специалист мог получить практические навыки. А также закрепить теоретические знания, заложенные в процессе лекционных занятий в аудитории.

Организация и проведение учебной практики во многих учебных заведениях - это обязательный этап обучения. Далеко не всегда, к сожалению, в реальной жизни студентам предоставляется хорошая база для закрепления знаний. В некоторых случаях и сами студенты не заинтересованы в том, чтобы быть практикантами. В любом случае после ее окончания ими оформляется полноценный отчет о проделанной работе.

Разновидности практик

Рассмотрим, какие существуют варианты практик, а также, чем отличается учебная практика от производственной. В зависимости от срока проведения, а также предназначения, в наши дни выделяют три варианта практик.

Что такое учебная практика? Это самая простая форма, организуемая на базе конкретного учебного заведения. Ее целью является первоначальное закрепление теоретической информации.

Специфика прохождения стажировки

В чем отличие учебной практики от производственной? Если первая разновидность проводится на базе университета или академии, то производственный вид связан с приобретением начальных производственных (профессиональных) навыков.

Ее организуют на тех производствах, в которых есть профильные специальности. Кроме того, у студента есть право самостоятельного поиска компании, в которой он будет проходить стажировку.

Часто появляются проблемы, которые связаны с тем, что на практикантов сотрудники компании стараются переложить рутинную незначительную работу. В таком случае о полноценной профессиональной подготовке речи не идет.

Заключительной является преддипломная практика. Ее студенты проходят непосредственно перед защитой итоговой работы. Основным предназначением этого вида стажировки является сбор необходимого материала для написания диплома.

Если организация учебной и производственной практики допускается на базе университета, то преддипломная форма невозможна без работы на производстве, которое связано с темой дипломной работы.

Рассуждая над тем, чем отличается учебная практика от производственной формы, отметим специфику предоставляемого отчета.

Существуют базовые правила, которые необходимо соблюдать при составлении отчета по пройденной практике.

И производственная, и учебная, и преддипломная форма стажировок предполагают предоставление характеристики организации, в которой находился студент.

В отчет о прохождении учебной практики необходимо включать общую характеристику компании, главных управленческих процессов, системы безопасности, описание технологических процессов. В зависимости от специфики направления, в отчет могут быть включены некоторые дополнительные пункты.

Отчет по производственной практике невозможен без описания производства, расчетов экономических показателей, анализа деятельности, оценки деятельности конкурентов, перспектив развития компании.

Отчет по преддипломной практике предполагает характеристику управленческой и экономической деятельности компании, детальный анализ конкретной проблемы, выявление нюансов, позитивных параметров, чтобы впоследующем можно было устранить недостатки. Этот отчет будет основой аналитической части диплома.

Особенности составления отчета

Чем отличается учебная практика от производственной? Первый вариант не связан с приобретением профессиональных навыков, допускает составление формального отчета.

Производственная стажировка является более серьезной и ответственной, поэтому по ее итогам составляется полноценное описание.

Для начала нужно дать подробную характеристику компании. Далее описываются ее экономические показатели, бухгалтерская отчетность. Не забывайте о том, что отчет должен быть заверен фирменной печатью организации, а также подписью руководителя.

Для того чтобы у студента не возникало проблем в учебном заведении, важно следить за тем, чтобы дневник практики совпадал с содержанием отчета.

Приветствуется наличие приложений, например должностная инструкция, также в него можно включить копии уставных документов компании.

Значимость стажировок

Учебная практика позволяет студентам оценить качество знаний, приобретенных ими на лекционных занятиях в аудитории, «попробовать» себя в разнообразных непредвиденных ситуациях, соотнести реальные параметры выбранной профессии.

При ее подготовке и проведении ответственную роль играют все ее участники: специалисты отрасли, субъекты образования.

В качестве субъектов принято называть профессоров, преподавателей, а также самих практикантов. Руководителя практики назначают на профильной кафедре. От него во многом зависит результативность и эффективность практического совершенствования студентом теоретических знаний и навыков.

Кроме того, на успешность стажировки влияет и та организация, на базе которой она проводится. Если представители компании заинтересованы в молодом специалисте, ему будут созданы оптимальные условия для получения практических навыков, «погружения» в будущую специальность, чтобы после завершения обучения дипломированный специалист вернулся в организацию уже в качестве полноценного сотрудника.

Продолжительность практики

Время проведения, а также продолжительность разных видов практик определяются кафедрой. Они удовлетворяют требованиям новых образовательных стандартов, внедренных в высшее российское образование.

Учебная практика, которую организует университет, институт, академия, в полной мере должна соответствовать той учебной программе, по которой осуществляется образовательный процесс. Между сторонней организацией, на базе которой будет она проводиться, и учебным заведением высшего звена заключается специальный договор о сотрудничестве.

Важные моменты

Цель учебной практики в первичном знакомстве с функционированием предприятия, его строением, структурой, управленческим аппаратом, правовой и организационной формой. В ходе составления отчета о ее прохождении практикант изучает нормативные и правовые документы, которые касаются управления компанией.

В ходе производственной практики студенты получают право на самостоятельную деятельность, что позволяет им приобретать начальные профессиональные качества.

Учебная стажировка представлена тремя видами:

  • ознакомительная форма направлена на многочисленные экскурсии по тем предприятиям, которые имеют прямое отношение к выбранной профессии;
  • предметно-методический вид связан с беседами и лекциями, касающимися профессиональной области;
  • практика по получению первоначальных профессиональных навыков, примером ее можно считать работу в дошкольном либо школьном учебном заведении.

Заключение

В зависимости от специфики профессии, по которой осуществляется практика, могут быть определенные нюансы в составлении отчета. Но, независимо от того, в какой организации или на производстве будет осуществляться стажировка, после ее завершения практикант обязан составить дневник, приложить к нему отчет, и всю эту документацию предоставить своему руководителю.

Многие российские студенты стараются выбирать именно то направление для своей учебной и производственной стажировки, которое будет связано с тематикой дипломной работы. Например, если студент педагогического университета планирует написание итоговой работы по специфике организации внеурочной деятельности, при прохождении практики он уделяет внимание именно внеклассным мероприятиям.

Любая современная специальность, которая подразумевает техническую направленность, невозможна без закрепления теоретических знаний путем практической деятельности на производстве. Трудно себе представить квалифицированного инженера, который никогда не видел того оборудования, разработкой и обслуживанием которого он будет заниматься на рабочем месте.