Болезни Военный билет Призыв

Орфография. правило повышенной сложности: ь в глаголах

«Правописание мягкого знака в глаголах в форме 2 лица единственного числа» (5 класс)

Цели: формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов во 2 лице единственного числа; научить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; воспитывать чувство уважения, любви к матери.

Ход урока.

I . Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать знания, полученные на предыдущих уроках.

Разминка-установка.

Этот знак – хитрый знак.

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так

Это сделал мягкий знак.

II Актуализация знаний.

Правильно. Скажите, для чего нужен в слове мягкий знак?

- Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных.

Приведите примеры.

- Уголь, соль, коньки и т. д.

Еще какую роль выполняет мягкий знак в слове?

- Разделительный мягкий знак.

Примеры?

- Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.

В каких же случаях ставим разделительный мягкий знак?

Разделительный мягкий знак ставится после мягких согласных перед

е, ё, ю, я, и.

- Сейчас, ребята, посмотрите на доску. На доске слова, написанные в два столбика.

Тишь

Дочь

рожь

Беречь

Стеречь

Жечь

- Скажите, обозначает ли мягкость ь в данных слова? Почему?

- Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие.

- Почему же ставится мягкий знак в этих словах?

- В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы неопределенной формы .

Таблица «Тройная роль мягкого знака в русской орфографии»

    • Правильно, ребята. Итак, ь знак играет три роли: ь – показатель мягкости, разделительный знак, ь – грамматический показатель.

III . Постановка темы и целей урока.

Итак, сформулируйте тему урока: «Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа».

Какие цели урока? ( закрепить правописание ь в глаголах 2 л. ед. ч., научиться выделять орфограмму)

В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак?

- Мягкий знак ставится в глаголах неопределенной формы и 2-го лица единственного числа. Ь является грамматическим показателем.

    1. Формирование умений и навыков

-На доске задание: нужно поставить глаголы во второе лицо, ед. ч.

несу веду

бью звоню

грызу вить

сплю ждать

сижу говорю

гудеть запираю

После шипящего ш ставим ь. Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове? Выделим орфограмму.

- Здесь ь является грамматическим показателем.

-В глаголах 2-го лица единственного числа после ш ставим ь..

V . Физкультминутка.

Если я назову глаголы 2-го лица единственного числа – приседаем, нет – хлопок в ладоши. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывешь, лежит, цветёт, растёшь, говоришь, кричит, говоришь.

VI . Работа с учебником. Выполнение упр.691

IX. Игра «Найди ошибки»

    Перед вами пословицы и вам следует отредактировать их. Что означает слово редактировать?

    Редактировать. Проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится - будеш с сумой волочится.

X . Взаимопроверка.

XI . Самостоятельная работа.

1. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?

1) слышиш…, береч…, малыш…

2) меч…, брош…, нож

3) гореч…, стрич…, дышиш…

4) ноч…, камыш…, рож…

2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.

Вставлять палки в колеса – (мешаешь)

Обвести вокруг пальца – (обманешь)

Выбиться из сил – (устанешь)

Пропустить мимо ушей – (прослушаешь)

Зарубить на носу – (запомнишь)

XII . Итог урока .

Для чего мы познакомились с написанием окончаний 2-го лица единственного числа?

XIII . Рефлексия

XIV . Выставление оценок. Домашнее задание стр.130 (правило), упр. 693 (на оценку с объяснениями)

Тема: «Буква ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа»

Цель:

*познакомить с новой орфограммой: написание глаголов 2 лица единственного числа , после шипящей;

*закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение определения спряжения глаголов; умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов ; знания о глаголах – исключениях.

*Развивать мыслительные операции; психические процессы (внимание, восприятие, память);орфографическую зоркость; связную устную и письменную речь.

*Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование : две фишки: одна синяя « я знаю», другая красная «я умею», презентация.
Ход урока:

- Итак: вы знаете или умеете?(дети поднимают две фишки)

Что объединяет все эти слова?(оканчиваются на шипящую)
– А какую букву нужно вставить в слове готовишь?

В работе ребят возникли 3точки зрения.

Кто прав?

Почему ребята сделали ошибку? (потому что мы не знаем такой орфограммы)

На какой вопрос нам предстоит ответить.?(КАК писать глаголы с шипящей на конце)
5. Открытие нового знания.
а) побуждающий диалог.
- Давайте посмотрим на это слово.

Чем это слово отличается от остальных? (это глагол , появляется запись: глагол)

Это глагол какого лица?(появляется запись: 2 лицо)

Числа? (появляется запись: единственное число)

Оканчивается на какую согласную?(появляется запись: после шипящей)

Так надо писать мягкий знак?

ГЛАГОЛ
2 лицо

Единственное число

После шипящей

Откройте учебник и прочитайте правило на стр.86.

Как будет называться наша новая орфограмма?

(правописание глаголов 2 лица, единственного числа, после шипящей.)

- Итак: это вы знаете или умеете?(несколько человек подняли только синюю фишку)

А теперь посмотрите на доску и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

Итак мы с вами будем учиться писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей.

6. Ленивая минутка.(дети стоят у парт)

Я буду называть слова, если услышите глагол 2 л.ед.ч. топните ножкой.(нож, ложь, смотришь. Говоришь, меч, читаешь, играешь и т.д.)

7. Первичное закрепление.

Б)самопроверка по эталону(работа в группах)

Прочитайте отрывок из произведения Александра Сергеевича Пушкина.

Найдите глаголы-исключения в тексте, поставь их во 2 лицо единственное число. (пишем)

Вот и слышит будто стон…
- Проверьте по эталону, если верно поставьте плюс над словом.

Их он кормит и поит,

И ответ держать велит…

Держишь
- Поднимите руки, кто справился верно.

Как надо писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящих?

- И так: вы знаете или умеете?(один ученик поднял синюю фишку, а другие обе)

А) комментированное письмо

Давайте нашу новую орфограмму отработаем на практике.

Выполним упражнение 278.

Прочитайте задание.

Посмотрите на образец.

(Выполняем упражнение комментировано по цепочке.)

Что поможет правильно писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей?

- Итак: вы знаете или умеете писать глаголы 2 л. ед.ч.?(все подняли обе фишки)

8. Дифференцированная самостоятельная работа.

Сейчас каждый из вас поработает самостоятельно и покажет , как вы усвоили пройденный материал.
1 группа: На столах у вас лежат листочки. Прочитайте задание.


Задание: Спиши пословицы, вставь пропущенную буквы, обозначь орфограмму.
Не разгрызёш_ ореха, не съеш_ ядра.

У кого есть вопросы? Что не понятно.

Задание: Прочитай текст. Выпиши глаголы 2 лица, единственного числа. Обозначь орфограмму.

Три месяца ты можешь наблюдать ход весны. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь , думаешь, запоминаешь.

Вчера ты шёл в школу под зимним небом, а сегодня в небе – весна. Поле чернеет проталинами, и ты чувствуешь запах оттаявшей земли. И ты скажешь: «Этого ещё вчера не было».
б) Самопроверка. ия.

Какое настроение вы испытываете после выполненной работы на уроке?

Я за вас очень рада.

Итак: вы знаете или умеете?(дети подняли обе фишки)

Молодцы!

Вы научились писать слова 2 л.ед.ч.

11. Итог урока.

Чему мы сегодня научились?.(гл.2л.,ед.ч. пиши с ь)

Как же пишется глагол 2 лица, единственного числа после шипящей?

Сегодня вы были моими лучшими помощниками.

12. Домашнее задание.

Правило с.86.