Болезни Военный билет Призыв

Описание проекта "Спасём планету Земля". Бумага: история и современность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 села Трёхсельского

муниципального образования Успенский район

Экологический проект

«Сохраним нашу планету

чистой и зелёной!»

Подготовила

учитель начальных классов

Попова Диана Константиновна

Цель проекта:

    проект проводится с целью формирования у молодежи активной гражданской позиции по формированию ценностного отношения к своей малой и большой Родине;

    ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе,

    формированию экологического мышления, пониманию неразрывности связей человека с природой;

    привлечению к практической экологической деятельности.

Задачи образовательные:

    закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения, географии и биологии. Сформировать пакет методических рекомендаций для организации познавательной и природоохранительной деятельности.

    освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

    развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;

    развитие коммуникативных навыков; обогащение знаниями и опытом общения с природой;

    приобретение навыков групповой работы;

Воспитательные:

    • привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества; воспитание чувства ответственности понимание живой природы.

      формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку в своей местности;

      формирование у молодых людей навыков гражданского участия в решении актуальных экологических проблем во взаимодействии с органами власти.

Актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, региона

Мы вступили в критический момент истории Земли, когда человечество должно выбрать своё будущее. Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким, а будущее таит в себе одновременно и большую опасность, и большую надежду. Чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым мировым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. В этом стремлении крайне необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями»

“Вы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля” – с такими словами обратился однажды к землякам французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Полвека минуло с тех пор, но лишь сегодня утверждается в нашем сознании, что это не поэтический образ, а глубинная суть нашего бытия на гигантском космическом корабле по имени Земля. Впрочем, “гигантский” понятие относительное. Те, кому довелось видеть наше планету со стороны, с высоты космической орбиты, утверждают, что она мала, хрупка и очень красива.

Да, Земля наша не столь велика, как кажется. При нынешних скоростях облететь ее можно за полтора часа. Что касается хрупкости, то здесь тоже нет преувеличений. Над многими районами планеты нависла угроза необратимых разрушений природных условий в результате беспорядочной эксплуатации природных ресурсов варварского и бесконтрольного загрязнения среды. Да и сам термин “экология” мы все чаще употребляем со словом не “риск”, а – “катастрофа”! С этого, пожалуй, и можно начать разговор о гармонии природы и человека. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей сознательного отношения к природе.

Почему об экологической науке заговорили в последнее время? Да потому, что один жилец общего дома по имени человек стал вести себя возмутительно, как разбойник и хулиган.

Он оказался ненасытным и опасным жильцом. В угоду своим бесчисленным желаниям и аппетитам – больше есть, лучше одеваться, комфортнее жить – он бездумно застроил среду обитания множеством вредных заводов, наводнил её бесчисленным транспортом, вырубил множество лесов и осушил болота. Словом, нарубил дров, не подумав о своих соседях – других живых обитателях дома. Долгое время человек оставался безнаказанным. А теперь он одумался, потому что понял, что за свои удобства ему самому же приходится расплачиваться: мелеют реки, не восстанавливаются вырубленные леса, исчезают рыбы и звери. Да и самому человеку стало труднее дышать, он чаще стал болеть. Вот как отомстил дом – природа - своему обидчику.

Одумался человек и теперь старается поправить положение, а сделать это очень трудно. И каждый из нас, прежде чем что-то сделать, должен подумать о своих живых соседях.

Если им будет плохо, будет плохо и тебе.

Предлагаемый материал поможет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности.

Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. От поведения каждого из нас зависит будущее нашей планеты, и наше будущее.

Природа для человека выступает в двух противоположных функциях как храм и мастерская.

Человек был рожден в недрах древнейшего храма, название которому - Природа, и мы все принадлежим ей и находимся внутри ее.

Человек в этом храме отнюдь не является царем, богом, он лишь венец творения, высшая форма проявления природного бытия. С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без извлечения из природной среды множества природных ресурсов – природа становится мастерской. В этом и состоит основное противоречие во взаимодействии человека с природной средой. Еще не умея писать, человек уже восхищался красотою природы, находил в ней источник вдохновения.

У нас только одна планета. И если мы будем хорошо к ней относиться, то она будет хорошо относиться к нам. А если нет, то, что ж, посмотрите вокруг и вы увидите, что происходит.

Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание “с молоком матери”, среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, к родной природе.

Воспитать эти драгоценные чувства в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен совсем иной подход: жить так, чтобы общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту обычной былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорох леса.

Наш девиз:

«Мы все являемся частью природы, мы единое целое».

Мы, педагоги и ученики нашей школы, считаем необходимым прививать глубокие знания с самого раннего детства, приучать общаться с природой, пользоваться её дарами, уметь защитить её от хулиганской руки человека.

Человек! Он ведь тоже Природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте Природу беречь!

Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединило нас здесь. Все ваши мечты – это мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы.

Можно много ещё рассуждать, а не пора ли перейти к конкретным делам. И если хорошо подумать, это не так и сложно – конкретный вклад в заботу о Земле!

Экологическое движение – главное дело всех жителей планеты, оно не знает границ, оно объединяет людей, независимо от политических убеждений, религий, возраста и пола.

Урочная и внеурочная деятельность.

Учениками нашей школы создана экологическая тропа природы , проект наш будет осуществляться в детском санатории имени И.Н. Пирогова. Учебная экологическая тропа – наиболее молодое поле организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде и чтобы внести свой практический вклад в оздоровление экологической обстановки микрорайона школы. Воспитать эти драгоценные чувства в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен совсем иной подход: жить так, чтобы общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту обычной былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорох леса.

Природа учит нас эстетическому восприятию мира, каждый раз, неожиданно по-новому раскрывая нам прелести жизни.

Природу любят многие, но внимательно и бережно относиться могут к ней только глубоко понимающие ее и, определенным образом воспитанные люди. Поэтому очень важно передать детям необходимые знания об окружающем мире, сформировать им круг умений, навыков, необходимых для их самостоятельного, активного и рационального общения с природой, научить их вдумчиво читать эту вечно молодую книгу природы, воспитывать у них чувства ответственности за сохранение естественной природной среды, чувства бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на земле. Одной из наиболее действенных форм организации общественно полезной деятельности школьников по охране природы является создание экологической тропы.

Задачей учебно-экологической тропы является показ причинно–следственных связей в природе, взаимодействие природы и общества. Она дает возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке.

  1. Экологическая тропа как одна из форм по изучению родного края

История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Такой маршрут мы решили создать и в нашей школе, который включает в себя исследования черноморского побережья на территории детского санатория имени Пирогова. Протяженность такой познавательной тропы рассчитана на прохождение двадцати четырех дней.

Учебная экологическая тропа – наиболее молодое поле организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.

Экологическая тропа – это “ учебно-экспереминтальная лаборатория” нашей школы в природных условиях. Этим и определяется ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов, созданию исследовательских групп. При выборе маршрута экологической тропы мы учитывали основные условия, как:

    доступность маршрута для посещения учащимися;

    посещаемость маршрута тропы исследование местности;

    эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута.

В каждом конкретном случае на экологической тропе продолжительность экскурсии будет зависеть от состава группы, от цели экскурсантов. Например, могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы продолжительностью 40–50 мин. для детей младшего возраста. Для детей постарше можно проходить весь маршрут тропы, изучая, исследуя все экскурсионные объекты на интересующих, полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше. Таким образом, продолжительность экскурсии определяется общей протяженностью маршрута, набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление.

Работа по проекту предусматривает “использование для целей экологического образования не только уроки природоведения, экологии, но и уроки русского языка, чтения, изо, трудового обучения и другие.

Работа по составлению экологического паспорта микрорайона школы с помощью экологической тропы способствует формированию ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формированию экологического мышления, пониманию неразрывности связей человека с природой, привлечению к практической экологической деятельности.

Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме

Знакомство с природой, флорой культурных и дикорастущих растений. Экскурсии на природу в разные времена года, с целью наблюдений за изменениями в природе, сбор листьев, находки корней, сучков, в лесу, шишек, ракушек камней. Хранение и сушка, из которых, делаются различные поделки на конкурсы, украшение класса и т.д.

При постоянном общении с природой, во время работы с естественным материалом пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус, приобретаются трудовые навыки. Слежение за состояние окружающей среды – экологический мониторинг.

Экологический мониторинг – это уже первая собственно экологическая деятельность. Несмотря на сложное название, экологический мониторинг – это слежение, наблюдение за происходящим в окружающей среде за ее качеством для жизни.

Наблюдения . Внимательно вглядываться в окружающий мир природы, замечать интересные факты. Основной объект наблюдений та природа, которая непосредственно окружает нас.

Изучение серьезных вопросов, ответы на которые лучше попытаться найти самим.

Созидание . Ученик не должен быть только наблюдателем. Для ощущения своей неразрывной связи с природой он должен быть созидателем, т.е. принимать непосредственное участие в решение экологических проблем микрорайона. Для изучения природы мы организуем походы в лес, до озера по тропе по заранее разработанным маршрутам.

Цель походов – изучение биоценозов, различных биотопов, видового состава растений и животных. Такие походы имеют цель систематически изучать, исследовать фауну, флору местности, водоёмов, расширять и углублять знания учащихся о растительном и животном мире. Во время экскурсий на уроках природоведения, окружающего мира, ребята развешивают кормушки, весной на берегах водоема устанавливают щиты об охране природы

Экологические акции.

Это практические дела, которые несут улучшение экологической ситуации села

    «Посади дерево».

    «Зимняя кормушка»

    «Чистое село– хорошее настроение »

    «Наша школа - цветущий сад!»

    «От красивой школы к красивому селу».

    «Чистые водоёмы»

    «Из отходов в доходы»

Ежегодно мы участвуем в проекте «Посади дерево» Он подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщения результатов исследований в самой разнообразной форме: сочинения, рассказы, эссе и другие. Исследования показали, что наиболее неприхотливым деревом для лесопосадки нашей местности является Сосна обыкновенная. Ученики нашей школы охотно участвуют в посадке деревьев озеленении улиц нашего села. Мы рады, что участвуя в этой акции, мы вносим небольшой вклад в осуществлении нашего желания сделать нашу планету Земля зеленой и красивой

Младшие ученики нашей школы с удовольствием участвуют в акции « Зимняя кормушка» . Из подручных материалов - картона, коробок и др. вполне доступных вещей они делают кормушки для птиц. Эти кормушки они вывешивают на пришкольном участке, и таким образом помогают птицам выжить зимой. Такая забота о птицах воспитывает у них чувство доброты и ответственности за жизнь обитателей нашей планеты.

Мы все знаем, что чистота- залог здоровья. Поэтому мы очень заботимся о чистоте нашего села. Весной и осенью активно всей школой выходим на субботники по уборке территории школы, улиц нашего села.

В акции « Чистое село– хорошее настроение у частвует каждый житель села.

Акция «Наша школа - цветущий сад!»

Любовь к цветам – стремление к прекрасному. Цветы законченностью своих форм, окраской и ароматом несут нам радость, поднимают настроение, дают заряд бодрости и энергии. Общение с природой, выращивание различных полезных и декоративных растений доставляют человеку удовлетворение и радость, воспитывают бережное отношение к природе, любовь к родному краю. За последние годы часто можно увидеть на улицах зеленеющие клумбы и палисадники. Но сделать так, чтобы они привлекли внимание проходящих, это целое искусство. Ландшафтный дизайн распространен сейчас практически повсеместно. Он формирует комфортную и гармоничную среду обитания человека

Акция «Чистые водоёмы»

      1. В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т.д.) является наиболее актуальной, т.к. всем известно – выражение «вода - это жизнь». Без воды человек не может прожить более трех суток, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.

      2. По берегам моря очень часто можно увидеть горы мусора и промышленных отходов.

На поверхности воды плавают пластиковые бутылки из-под воды и пива. На берегу валяются разбитые стеклянная посуда и другой мусор.

Как правило, загрязнение водоёмов приводит к гибели живой природы, в первую очередь рыб, медуз….

Акция «Из отходов в доходы»

Эта акция в нашей школе проводится во время месячника экологии. Каждый класс участвует в выставке поделок из бросового материала. Ребята своими руками изготавливают различные сувениры, подарки, красочные игрушки, возвращая вещам новую жизнь. Эти поделки участвуют в конкурсах, ярмарках.

Акция «Из отходов в доходы » воспитывает у учащихся бережное отношение к вещам

Творческий проект: «Моя школа - цветущий сад!»Исследовательский проект»

«Экология Черноморского побережье»

ВВЕДЕНИЕ

Президент Российской Федерации В.В.Путин Указом от 22 апреля 2013 года постановил «провести в 2014 году в Российской Федерации Год культуры». Экологическое образование и экологическая культура – одна их составляющих культуры современного человека. Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения экологического образования и воспитания. Особую актуальность приобретает этот вопрос в условиях перехода отечественной школы на стандарты нового поколения, поручений Президента Российской Федерации о включении учебного предмета по экологическому образованию, а также с учётом международных обязательств Российской Федерации по реализации образования для устойчивого развития, в котором экологическое образование занимает ведущие позиции. Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем – совершенствованию внутреннего мира самого человека. Мы должны делать различие между тем, что вредно непосредственно для человека, и тем, что косвенно разрушает наше общее жилище - Землю. По своей природе экологическое образование нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности. Отсюда следует, что экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.

Одной из эффективных форм по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение с природой. Мною разработан и реализован экологический проект «Сохраним нашу планету голубой и зеленой».

Актуальность проекта связана с темой экологии, развитием гражданского общества и экологического мышления, умениями и навыками по оценке уровня загрязнения территорий. Биосфера Земли подвергается нарастающему антропогенному воздействию. В связи с этим содержание экологического проекта (инновационного продукта) ориентировано на рассмотрение проблем экологии и охраны окружающей среды.

Преимуществами данного проекта являются вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, приближенность глобальных экологических проблем к экологии данной местности, региона, района города и конкретного микрорайона школы.

Данный продукт позволяет развить познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свою деятельность, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Метод проектов

позволяет при решении какой-либо проблемы интегрировать знания и умения, полученные из различных областей науки, техники, технологии.

Разработчики проекта : Попова Елена Омариевна ученица 5 класса и Тосунова Александра Яковлевна ученица 9 класса МБОУ СОШ № 5 с.Трёхсельского,

руководитель – учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 Попова Диана Константиновна.

« Есть одна планета - сад в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.

Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету!».

Аннотация проекта

Экология. Это слово уже заштамповано. К сожалению, многих оно уже не трогает, и это ужасно. Мы обращаемся ко всем вам, потому что в сложившейся обстановке только общими усилиями мы можем отвести от себя эту беду – экологическую и духовную. Проявляя милосердие к природе, мы тем самым проявляем заботу и обо всем человечестве.

Экологические проблемы в наше время становятся все более глобальными и важными для человечества.

Слово «экология» в переводе с греческого означает «дом, непосредственное окружение человека». Овладевать знаниями о нашем «доме» необходимо каждому человеку.

В стремлении не ждать милостей от Природы мы добились лишь одного – ответная реакция Природы на наши «подвиги» ставит под угрозу само выживание цивилизации. Для каждого из нас цивилизация начинается с того места, где мы проживаем.

Возможность жить в экологически чистой, здоровой окружающей среде – одно из важнейших прав человека. Сберечь уникальную природу округа, сохранить ее для потомков – наша задача.

Рост знаний в области экологии, культуры обеспечивает непрерывное экологическое образование и просвещение и мы, представители юного поколения не стоим в стороне, а проявляем личную заинтересованность к практической деятельности по сохранению уникальной природы своей малой Родины

Список используемой литературы:

Список использованной литературы

1. Голиков. В.И Фауна Кубани: видовой состав и экология: учебное пособие/В.И.Голиков.- Краснодар6 Традиция,2007.-192с.:ил.

2. Голицын.А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды: учебник А.Н. Голицын.-Москва:Онис,2007.-336с.:ил.

3. Плотников Г.К. Азовское море/Г.К.Плотников – Краснодар: Кубанское книжное издательство,2008. – 120с.:ил.

Источники иллюстраций

1. Фотоматериал из личного архива

2. Экологическая библиотека

3. Наша планета


Педагогический проект
для детей дошкольного возраста «Наша планета Земля»
в условиях реализации ФГТ
Подготовила и реализовала
в старшей группе
МБДОУ СОШ № 46 (дошкольное отделение)
воспитатель Тарабаева Елена Сергеевна

Интеграция образовательных областей: Образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество.
Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, дети и родители старшей группы.
Сроки выполнения: 2013-2014 учебный год.
Цель: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, посредством использования метода проектов.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
1.Образовательные задачи:
Формировать у детей:
- чувство любви к природе, родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
2.Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
- уважительное отношение к наследиям других народов.
- патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
- гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
3. Развивающие задачи:
Развивать у детей:
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Самарскую область.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Погружение в проект.
Цель: подготовка детей к проектной деятельности.
Задачи:
Определить проблемы, темы и цели проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся.
Мотивировать детей для работы над проектом.
Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Наша планета - Земля», «Земля – наш общий дом», «Мой любимый город».
Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о нашей планете.
Информировать родителей о предстоящей деятельности.
Предварительная работа:
Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
Составление рекомендаций для родителей «Берегите нашу планету», «Символика нашей Родины», «Беседы о Самарском крае».
Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Наша планета”, «Я живу в России», «Достопримечательности Самарской области», чтение литературы.
Домашнее задание: вместе с родителями выбрать, нарисовать и собрать информации о любых достопримечательностях Самарской области. Оформить самодельную книгу «Моя малая родина».

2.Планирование проектной деятельности
Сроки
Название темы, цели
НОД (познание, социализация, коммуникация)
Игровая деятельность
Продуктивная деятельность
Чтение худ. литературы, музыка

Сентябрь
«Мы маленькие дети на большой планете»
Цели: Закрепить представления детей о планете земля. Познакомить с материками расположенными на ней, с животным и растительным миром. Дать представление о многообразии стран и их расположении, о многонациональности населения планеты.
Беседы: «Планета Земля», «Мы маленькие дети на большой планете»,
«Я россиянин, а ты?», «Чудеса света»
НОД «Законы, по которым мы живем» - беседа о Конституции.
Экологическая акция «Сохраним нашу планету»
КВН «Знатоки природы»
Дидактическая игра «Что это», «Кто живет на планете Земля»
Сюжетно-ролевая игра «Плывет корабль вокруг света» (работа с глобусом)
Подвижные игры
Рисование «Она круглая», «Мы все разные».
Изготовление открытки «Подарок другу из другой страны».
Рисование «Дом для всех людей»
Конкурс поделок «Наша планета»
Организация уголка граждановедения.
Чтение отрывков из сказок Ю.Олеши «Три толстяка», Д.Родари «Приключения Чиполлино» (беседа о справедливости сказочных государств)

Октябрь-Ноябрь
(6 недель)
«Наша Родина- Россия»
Цели: Познакомить с географическим расположение России, ее природными ресурсами, дать представление о древней Руси и старинных обычаях.
Познакомить с государственной символикой и назначением символики. Воспитывать уважение к символам страны.
Беседы: «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина: русский дом – изба, терем, палаты», «Кремлевский дом и то, что в нем»
НОД: «Москва – главный город нашей Родины», «Наш флаг, герб, гимн», «Березка – символ России»
Литературный вечер по сказкам А.С.Пушкина
Сюжетно – ролевая игра «Пароход по Москве-реке».
Дидактическая игры «Есть или нет», «Собери герб»
Деловая игра «Что ты знаешь о России»
Рассматривание альбомов о Москве Коллаж на тему «Моя Родина»
Конструирование московского Кремля
Изготовление аппликации на конкурс «Возраст делу не помеха» на тему «Любимый сердцем уголок».
Рисование «Символы России»
Чтение стихотворения М.Матусовско-го «С чего начинается Родина?»
Разучивание частушек
Стихи и песни о березке, о Самаре

Ноябрь- Декабрь
(6 недель)
«Мой край»
Цели:В доступной форме знакомить детей с историческим прошлым и настоящим города Самара, дать представление о географическом расположении, природных ресурсах области. Рассказать о климатических условиях как факторе, определяющем экономическое развитие. Познакомить с достопримечательностями Самарской области. Закрепить знания о гербе города Самары.

Беседы: «Область, в которой мы живем», «Мой город Самара», «Наш герб»
НОД «С чего начинается Родина?»,
«Самара – мой любимый город»,
«Природа Жигулевских гор", «История родного края».
КВН «Родной край люби и знай!»
Смотр-конкурс уголков по патриотическому воспитанию.
Литературный вечер «Легенды Жигулёвских гор»
Игра «Магазин сувениров», Дидактическая игра «Собери свой город»
Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Рисование с родителями «Моя улица».
Рисование по стихам о Самаре, Волге, Жигулях.
Рассматривание альбома «Родной край – часть большой страны»
Аппликация «Герб города Самары»
Поделки из бросового материала на тему «Мой город».

Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня», чтение стихов А.Барто из серии «У меня родился братишка»
Обсуждение рассказа В.Драгунского «На Садовой большое движение»
Развлечение
«Ах, Самара-городок»

Январь
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Цели: Закрепить представления о профессии с помощью классификации на основе целевого назначения деятельности людей, о результатах труда, о назначении предметов окружающего мира. Формировать уважение к труду и бережное отношение к его результатам.
Беседы: «Кто трудится, чтобы нас накормить и напоить», «Кто нас обувает и одевает», Кто нас лечит», «Кто радует нас искусством», «Кто добывает природные богатства», «Кто нас защищает», «»Кто придумывает законы и следит за их исполнением», «Кто получает для нас новые знания».
НОД: «Профессии моих родителей», «Результаты деятельности человека».
Игры: «Изобрази человека любой профессии», «Узнай по результату профессию», «Определи по предмету профессию», «Что лишнее», «Что напутал художник», «Подбери картинку».
Рассматривание иллюстраций о профессиях.
Рисование по стихам: «Где работать мне тогда, чем мне заниматься»
Создание фотоальбома «Профессии моих родителей»

Чтение стихов о профессиях.
Инсценировка стихотворения Михалкова «А, что у вас».

Февраль
«Защитники нашей Родины»
Цели: Знакомить детей с историей великих сражений, с подвигами российских солдат и полководцев. Закрепить понятие «защитник Отечества».
Воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества.
Беседы: «Великий полководец А.В. Суворов», «Мы пожарные», «Богатыри Руси»
НОД:
«Наша Армия сильна».
Выставка книг об армии.
Сюжетно-ролевая игра «Милиция», «Пожарная охрана».
Изготовление подарков для пап и дедушек
Рисование «Мой папа самый лучший».
Изготовление фотоальбома «Наши бравые деды»
Разучивание песен об армии
Спортивно-музыкальный праздник посвященный дню Защитника Отечества

Март
«Наши мамы»
Цели: Знакомить с разнообразием женских профессий, нелегком труде женщин. Познакомить со знаменитыми женщинами нашей Родины.
Обратить внимание на правила этикета.
Беседы о мамах и их профессиях.
Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», Как я помогаю маме»
НОД:
«Как мы помогаем маме»,
«Леди и джентельмены»,
«Идем в гости».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Магазин»,
«В гостях».
Рисование портрета «Моя мама».
Изготовление подарка маме и бабушке.
Изготовление альбома «История моей семьи»
Разучивание песен о мамах.
Утренник «Мама, солнышко мое».

Апрель
«Наши космонавты»
Цели: Уточнять и обобщать знания детей о космосе, учить воплощать увиденное в рисунках. Воспитывать интерес к космосу и профессиям связанных с космонавтикой.
Беседы: «Что такое космос», «Я космонавт».
НОД «День Земли»,
«Полет в космос»
Игра «Космонавты»
Рассматривание альбома «Космос»
Конструирование космичес-кого корабля.
Изготовление атрибутов для игры в космонавтов.
Издание книги «Путешествие звездочки».
Чтение стихов о космонавтах.
Развлечение: «Космическое путешествие»

Май
«Этот День Победы».
Цели: Познакомить детей с историческим фактом – Великой Отечественной войной, прививать детям важное понятие, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству». Подвести детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев.
Беседы о великой Отечественной войне с просмотром фрагментов фильмов.
Экскурсия к вечному огню.
Беседа «Улицы названные в честь героев Великой Отечественной войны»
НОД «Этот День Победы».
Игры соревновательного характера, эстафеты.
Викторина «День Победы»
Изготовление праздничных открыток.
Выставка детских рисунков «Этот день Победы»
Слушание и пение фронтовых песен.
Чтение и заучивание стихов о Великой Отечественной войне.
Чтение стихотворения С.Михалкова «Быль для детей».
Праздник «Мы живем в России»

Работа с родителями:
Наименование мероприятия
Темы
Задачи

Информация в родительском уголке
Информация о начале работы над проектом, приглашение к участию.
Привлечь родителей к участию в проекте. Разместить справочную информацию по тематике бесед и занятий с детьми.

Создание мини-уголка в группе
«Наша планета Земля»
Создать познавательную предметную среду для стимулирования познавательно-поисковой активности дошкольников.

Общее родительское собрание
Роль семьи и социальных факторов на формирование патриотических чувств дошкольников.
Обозначить способы совместной работы родителей и педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию детей.

Групповые родительские собрания
1.Возможности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию ребёнка.
2.Любовь к Родине закладывается в детстве.

1.Познакомить родителей с результатами анкетирования, диагностики и наблюдений педагогов за поведением, отношением детей к нравственным проблемам и ситуациям.
2.Познакомить родителей с их ролью в воспитании и привитии гражданско-патриотических чувств детям.
3.Активизировать родителей к решению проблемы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Психолого-педагогическое консультирование родителей
Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Показать родителям возможные формы и методы пробуждения первых гражданских чувств дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации.

Конкурс совместной поделки детей и родителей
«Наша планета Земля» и «Мой город» (природный или бросовый материал)
.Воспитывать у детей чувство любви к Родине, желание жить в мире.
Воспитывать чувство гордости за родную страну.

Фотоальбомы
«История моей семьи», «Профессии моих родителей», «Наши бравые деды»
Воспитывать чувство гордости за свою семью.

Организация тематических мероприятий
Проведение совместных праздников, досугов, тематических вечеров, КВН, встреч с ветеранами ВОВ, досугов.
1.Воспитывать у детей чувство любви к Родине, желание жить в мире.
2.Познакомить детей с традициями и играми разных народов.
3.Воспитывать чувство гордости за родную страну.

Оформление информационных стендов, пополнение экспозиции в музее Боевой славы, изготовление стенных газет, плакатов, организация выставок совместных творческих работ.
История родного города, Самарской области.
История моей семьи.
Русские промыслы. Защитники Отечества. Моя Россия.
День Победы.
Систематизировать и проиллюстрировать накопленный материал по героико-патриотической тематике

Осуществление деятельности по реализации проекта
Представлено тематическим планированием.
В процессе прогнозирования привития каждому ребенку нравственно-патриотических чувств, выработке индивидуального образовательного маршрута нами были также разработаны перспективно-блочный план, отдельные проекты.
Отдельные темы были приурочены к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Кроме того, объединялись в одну тему занятия не только познавательного характера, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной и игровой деятельностью, тем самым обеспечивая интеграцию всех видов детской деятельности.
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих развлечений, КВН, выставок. Сотрудничество педагогов и родителей является важнейшим фактором в формировании нравственно-патриотической личности.
Понимая, что «воспитание – не сумма мероприятий, а мудрое общение», старались наполнять педагогической ценностью такие формы взаимодействия педагогов, детей и родителей, как: совместные праздники, литературные вечера, встречи с интересными людьми и т.п.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

4.Результаты проекта
Для детей:
экологическая акция «Сохраним нашу планету»
издание книги «Путешествие звездочки»
конструирование ракеты из бумаги, из коробок, из бросового материала;
аппликация, рисование «Любимый сердцем уголок», «Символы России»
коллаж «Малая Родина»
работа с бросовым и природным материалом «Мой город», «Наша планета»
альбомы «История моей семьи», «Профессии моих родителей», «Наши бравые деды»
выставка книг об армии (подобранных вместе с родителями)
литературные вечера по сказкам А.С.Пушкина, «Легенды жигулевских гор»
познавательно –тематические праздники, развлечения «Ах, Самара-городок», «Космическое путешествие», «Мы живем в России» .
Для педагогов:
разработка тематического проекта

СОХРАНИМ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ.

Цель и задачи: рассмотреть причины загрязнения окружающей среды; учить бережно относиться к окружающей природе; развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность; прививать интерес к окружающему миру.

Оборудование: Клип «» презентация « Люблю тебя, моя Земля», листы А 3, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.

Основной метод обучения: моделирование воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.

Импровизация (моделирование, конструирование) на заданную тему.

Постановка творческой задачи; анализ воображаемой ситуации и целесообразных средств творческого преобразования объекта; оценка творческой составляющей результата деятельности.

ХОД УРОКА.

I . Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

II . Определение темы и целей урока .

У: - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

У: - Какую цель мы поставим перед собой?

(Ответы участников: мы рассмотрим причины загрязнения окружающей среды, постараемся выработать правила поведения в окружающем нас мире).

III . Предварительная беседа.

1. клип.

У: - Я предлагаю вам посмотреть клип, в котором наглядно представлено то, как человек может до неузнаваемости изменить окружающую среду далеко не в лучшую сторону.

Как происходит загрязнение окружающей среды?

Что должны люди делать, чтобы не загрязнять окружающую среду?

Какой вклад мы можем внести в охрану природы?

А сейчас мы с вами создадим свои проекты на тему «Сохраним родную Землю».

IV . Работа в группах.

Сейчас я предлагаю вам поработать. На столах у вас есть всё необходимое для создания своего мини – проекта. Каждая группа должна создать его и расскажите о тех проблемах, которые, как вам кажется, больше всего должны волновать нас – людей! И, конечно – же, постарайтесь найти выход из этих ситуации.

V . Презентация проектов.

VI . Подведение итога урока.

Если каждый житель на планете будет относиться к Земле так, как в ваших рассказах, то не останется ни одного загрязнённого места: не будут встречаться мусорные свалки в неположенных местах, в реках можно будет купаться без опаски, леса будут радовать нас

своей зеленью и пением птиц. И тогда мы будем видеть любой уголок нашего общего дома вот таким:

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК – ПРОЕКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

СОХРАНИМ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ.

Цель и задачи: рассмотреть причины загрязнения окружающей среды; учить бережно относиться к окружающей природе; развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность; прививать интерес к окружающему миру.

Оборудование: Клип «» презентация « Люблю тебя, моя Земля», листы А 3, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.

Основной метод обучения: моделирование воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.

Основной структурный элемент: импровизация (моделирование, конструирование) на заданную тему.

Дополнительные структурные элементы: постановка творческой задачи; анализ воображаемой ситуации и целесообразных средств творческого преобразования объекта; оценка творческой составляющей результата деятельности.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

II. Определение темы и целей урока .

У: - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

У: - Какую цель мы поставим перед собой?

(Ответы участников: мы рассмотрим причины загрязнения окружающей среды, постараемся выработать правила поведения в окружающем нас мире).

III. Предварительная беседа.

  1. клип.

У: - Я предлагаю вам посмотреть клип, в котором наглядно представлено то, как человек может до неузнаваемости изменить окружающую среду далеко не в лучшую сторону.

Как происходит загрязнение окружающей среды?

Что должны люди делать, чтобы не загрязнять окружающую среду?

Какой вклад мы можем внести в охрану природы?

А сейчас мы с вами создадим свои проекты на тему «Сохраним родную Землю».

IV. Работа в группах. Создание краткосрочных проектов.

Сейчас я предлагаю вам поработать. На столах у вас есть всё необходимое для создания своего мини – проекта. Каждая группа должна создать его и расскажите о тех проблемах, которые, как вам кажется, больше всего должны волновать нас – людей! И, конечно – же, постарайтесь найти выход из этих ситуации.

V. Презентация проектов.

VI. Подведение итога урока.

Если каждый житель на планете будет относиться к Земле так, как в ваших рассказах, то не останется ни одного загрязнённого места: не будут встречаться мусорные свалки в неположенных местах, в реках можно будет купаться без опаски, леса будут радовать нас

своей зеленью и пением птиц. И тогда мы будем видеть любой уголок нашего общего дома вот таким: Клип « Люблю тебя, моя Земля» на песню Вадима Мулермана.


Проект на тему: «Спасём планету Земля ».

Актуализация проекта.

Наш космический корабль – Земля – слишком мал, чтобы люди могли безответственно тратить не возобновляемые ископаемые ресурсы. Их не хватит будущим поколениям, если Земля будет загрязняться отходами. Если будет происходить эрозия почв, и расширение пустынь, уничтожаться леса, живые существа. Речь идёт не об остановке научно – технического прогресса, а о развитии науки, техники и производительных сил человечества при сохранении экологического равновесия на Земле. Понимать и правильно решать эти проблемы требует экологическое образование и воспитание, как подрастающего поколения, так и взрослых людей во всех странах.

Задача педагога заложить в ребенке гуманное мировосприятие.
Особенно актуально в современном мире сформировать у детей знания о том, что человек не господин природы, а её часть и представление о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.
Цель проекта: экологическое просвещение и повышение экологической культуры граждан.
Задачи:

Формирование элементарных научных экологических
знаний об основных свойствах объектов живой и неживой природы;

развивать познавательный интерес к миру природы;
формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного безопасного поведения ребенка в природе;
воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
побуждать защищать природу и бороться за её сохранение;
Тип проекта:. Исследовательско - творческий проект

Этапы проекта:
1-й постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями воспитанников по теме исследования.
2-й Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3-й Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ. Закрепление полученных знаний, составление рекомендаций.
Предполагаемые результаты:

У детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде, во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях(элементы рационального использования ресурсов).

У детей будут сформированы привычка и умение оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе (не рвать, не топтать, не мусорить и т.п.)
У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений). Исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.
Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Ресурсы проекта:
Рыжова Н.А.« Экологическое развитие детей в детском саду» .

Рыжова Н.А. « Наш дом – природа» Блок «Почва», Блок «Человек»

Рыжова Н.А. « Сказка о Человеке и Золотой Рыбке».

Методическая, художественная, познавательная литература по экологическому воспитанию и развитию дошкольников.
3. Уголок природы в группе.
4. Общий цветник и огород для организации труда в природе. Зеленая зона на участке группы.
5. Природное окружение для организации эко тропы и наблюдений.
6.Презентация.

7. Видеотека, слайды с собранием познавательного материала по разным направлениям объектов природы.
План действий по реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап. Собственно исследовательский.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Мероприятия
1.Организация в группе познавательно-экологической среды.
2. Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечение родителей к участию в фотовыставке.
3. Уход за комнатными растениями, а также забота и уход за растениями цветника и огорода.
4. Наблюдения на прогулках, экскурсиях, экологических тропах.
5. Цикл организованной образовательной деятельности по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.
6. Операция «Помоги природе» (уборка определенных уголков природы от мусора с привлечением родителей).
7. Операция "Подарок птицам". Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.
8.Экспериментирование.
9. Участие в экологических драматизациях: « Планета Земля в опасности», «Лесное происшествие».
10. Чтение экологических сказок.
11. Выставка детских работ из природного и бросового материалов.

12. Экодесант13. Природоохранная акция: «Сохраним деревья»
14. Организация видеотеки с привлечением родителей "Живая природа." (о насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д.).
3 этап. Обобщающий.
Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Спасем планету". Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Презентация достижений детей по результатам проекта.
Обобщение результатов работы.

Тематическая презентация.

Участие в педагогическом совете по обобщению результатов работы по проекту, составление рекомендаций в дальнейшей работе по экологическому воспитанию дошкольников.

Слайд 2

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь...

Все это называется - природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется - природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Слайд 3

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ

  • Ломать ветки деревьев
  • Повреждать кору деревьев
  • Сбивать ногами несъедобные грибы
  • Разорять муравейники
  • Шуметь в лесу
  • Разорять гнёзда птиц
  • Ловить диких животных и не уносить их домой
  • Ловить красивых насекомых
  • Рвать паутину и уничтожать пауков
  • Оставлять после себя мусор
  • Слайд 4

    Что значит поговорка

    • «Волка ноги кормят»?
    • Какую траву и слепые знают?
    • Какую птицу называют лесным доктором?

    В лес по загадки

    Слайд 5

    В лес по загадки

    • Какие птицы едят грибы?
    • У кого из насекомых «уши» на ногах?
    • Какое самое страшное бедствие для леса?
  • Слайд 6

    Там, на неведомых дорожках...

    Слайд 7

    В дупло берёзы, как в сундук,

    Орехи прячет…

    Словно вихрь летит, спасаясь,

    От врагов, пугливый…

    Вместо шерсти иглы сплошь.

    Враг мышей – колючий …

    Горбоносый, длинноногий,

    Великан ветвисторогий.

    Ест траву, кустов побеги,

    С ним тягаться трудно в беге.

    Коль такого довелось

    Встретить, знайте, это…

    Ловит каждый шорох чутко,

    А как крикнет – станет жутко.

    Вздрогнет спящая трава,

    Это ухает…

    Слайд 8

    Посмотрите–ка какая –

    Вся горит, как золотая.

    Ходит в шубке дорогой,

    Хвост пушистый и большой.

    На овчарку он похож,

    Что ни зуб – то острый нож!

    Он бежит, оскалив пасть,

    На овцу готов напасть.

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел.

    Не жужжу, когда сижу,

    Не жужжу, когда хожу.

    Если в воздухе кружусь,

    Тут уж вдоволь нажужжусь.

    В сосне дупло,

    В дупле – тепло.

    А кто в дупле

    Живет в тепле?

    Слайд 11

    Лесные лекарства

    Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Только её есть нельзя – она ядовита.

    Слайд 12

    Лесные лекарства

    • Верхняя сторона листьев этого растения холодная, а нижняя – теплая и нежная.
    • В старину это растение называли «травой от девяноста девяти болезней».
    • Увидеть его можно на лесных опушках и светлых полянах, растет и вдоль дорог. Узнать легко по желтым цветкам с черными полосками.
  • Слайд 13

    Есть у ребят зелёный друг,

    Весёлый друг, хороший.

    Он им протянет сотни рук

    И тысячи ладошек.

    Муравейник

    Стоит Алёна:

    Платок зелёный,

    Тонкий стан,

    Белый сарафан.

    Шел я утром по тропинке.

    Видел солнце на травинке.

    Но совсем не горячи

    Солнца белые лучи.

    Одуванчик

    Слайд 14

    • Дерево с красными ягодами
    • Сосновый лес
    • Ягода
    • Серый хищник
    • Ночная птица
    • Лиственное дерево
    • Подземный житель