Болезни Военный билет Призыв

Описание предмета в трех стилях. Описание предмета. Сочинение. План сочинения-описания предмета

стили

Научный стиль используют в сфере научной деятельности. Жанры, в которых он реализуется, это написание диссертаций, курсовых, контрольных или дипломных работ, научные статьи, лекции, рефераты, конспекты, тезисы. Основной характеристикой этого стиля речи является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора.

Публицистический стиль речи также как и предыдущий относится к книжному стилю и применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей, которых нужно в чем-то убедить или чем-то заинтересовать. Публицистический стиль характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных радио- и телепередач. Такому стилю присущи эмоциональность и выразительность.

Официально-деловой стиль характеризуется несколькими основными свойствами. Это четкость, отсутствие эмоциональности изложения стандартность и консерватизм. Его используют при написании законов, приказов, докладных записок, заявлений, деловых писем и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме - шаблону. Используются специфическая лексика и морфология.

Литературно-художественный стиль - отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. А так, как литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используется и просторечие, диалекты, жаргонная речь. Также для него характерна эмоциональность. Литературно-художественный стиль применяется в художественной литературе.

Разговорный стиль речи не является книжным. Он используется в повседневном общении людей между собой в различных бытовых ситуациях. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами является неполнота выраженной мысли и эмоциональность.

Пример научного стиля речи

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

Пример публицистического стиля речи №1

Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

Пример публицистического стиля речи №2

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня». Золото было получено, однако это живодера не остановило, и он, как абсолютно аморальный тип, ушел в глубочайший запой, даже не пытаясь помочь бедным созданиям, ставшим жертвой его вопиющих экспериментов. Сложно сказать, чем чревато такое открытие, однако, учитывая тенденции в поведении «ученого», можно сделать вывод, что он явно замышляет захват власти над миром.

Пример художественного стиля речи

Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

Пример делового стиля речи

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

Пример разговорного стиля речи №1

Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

Пример разговорного стиля речи №2

Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

ТИПЫ

Разбор задания.

Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 1-5?

1)описание

2) повествование и рассуждение

3) повествование и описание

4) повествование

(1) В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец.(2) Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!»(3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха.(4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна.(5) Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Рассуждаем так . С первого по третье предложения излагаются события в хронологической последовательности. Значит, перед нами –повествование . А в предложениях 4-5 представлен портрет отца, то есть это описание . Таким образом, правильным является вариант №3.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

Приведем примеры рассуждения.

    Имена двух соперников Руслана - Рогдая и Фарлафа - отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2 ,Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д"АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Изложения с соединением разных типов речи: «Друг детства»

Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван.

- Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?

Я обрадовался. Устроил мишку на диван, чтобы мне удобнее было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный - жёлтый, стеклянный, а другой большой белый - из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе лапы поднял, будто шутил, что даже заранее сдаётся...

Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...

(По В. Драгунскому)

Задания

    Чем интересна композиция (построение) данного текста?

    Составьте план.

    Напишите подробное изложение. Ответьте на вопрос: «Какое решение, на ваш взгляд, примет мальчик и почему?»

Ответы

    Композиция рассказа интересна тем, что в нём соединены различные типы речи. Текст начинается повествованием, потом идёт описание предмета, а затем снова повествование и описание. Последние два предложения представляют собой рассуждение.

    1. Чем не боксёрская груша?

      Вот мой старый друг.

      Как быть?

  1. Скорее всего, мальчик не станет тренироваться на мишке.

Во-первых, мишка - лучший друг детства.

Во-вторых, мальчику жалко старого друга: у него разные глаза, сам он облезлый, обе лапы поднял, будто сдаётся.

В-третьих, это становится понятно из описания мыслей мальчика: «Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...».

Мальчик, герой рассказа В. Драгунского, совершенно правильно поступил, отказавшись тренироваться на мишке.

Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск… » И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.

(М. Булгаков) .

В этом отрывке из романа «Мастер и Маргарита» сочетаются повествование (последовательно описаны действия и состояния персонажа: перестал икать, сердце стукнуло и провалилось, вернулось, охватил страх, оглянулся, побледнел, вытер, подумал) , описание (перечислены признаки увиденной персонажем картины: соткался гражданин престранного вида, на маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок, ростом в сажень, в плечах узок, худ неимоверно, физиономия глумливая) и рассуждение (даны размышления персонажа, отмеченные своеобразными маркерами рассуждения – риторическим вопросом и вводным словом: Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту…).

Сочинение описание любого предмета

  • «Старинные часы»
    На стене кухни висели огромные старинные часы. С башенками. С толстыми литыми стёклами.
    С большущим жёлтым маятником. Над циферблатом было окошко для кукушки.
  • Моя любимая игрушка
    (сочинение-описание)
    У меня очень много игрушек: куклы, заяц, тигренок, крокодильчик, слоненок,
    заводные машинки. Но больше всего я люблю медвежонка. Его подарил мне на день рождения дядя Толя, когда мне было пять лет. Я и назвала его Толей, полюбив с первого взгляда. У медвежонка темно-коричневая плюшевая шерстка, а симпатичная мордочка всегда выражает удивление. Толя смотрит на мир круглыми глазами-бусинками, в которых там много любви и добродушия. Красный язычок чуть-чуть высунут изо рта, как будто просит меда или другого лакомства.
    Когда я была маленькой, то любила прятать нос в теплую шубку медвежонка. Да и сейчас, хотя мне уже одиннадцать лет, я часто беру Толю на руки, прижимаюсь к нему щекой, иногда так и засыпаю, вместе с ним. И еще я люблю делать уроки, когда рядом сидит Толя, он словно помогает мне лучше думать. А если мой брат небрежно бросит мишку, Толя рявкает, выражая свое недовольство. Но это бывает редко, потому что не только я, но и все у нас в доме очень любят пушистого маленького друга.
  • 1 Карандаш

    Карандаш - это предмет первой необходимости. Он предназначен для писания, рисования, чертежа. Складывается карандаш из графитного стержня, вмещенного в деревянную оправу. Карандаш легенек, тоненек, удобен для пользования. Оправа сделана из мягкого дерева, она имеет форму цилиндра диаметром до семи миллиметров. Оправа окрашена в розовый цвет. Карандаш из одного конца остро застроган, а из другого имеет небольшую резинку. Сверху выбита позолоченная надпись «Луч. 2М» . Это название производственного объединения, которое изготовило карандаш, и твердость графита.

    Я очень люблю рисовать разноцветными карандашами.

    2Письменный стол
    Возвратившись со дня рождения моего одноклассника Дмитрия Костюченка, я рассказал маме о подарке, который сделали имениннику родители. Ему подарили новый письменный стол. Он не имеет углов, его крышка напоминает овал; с той стороны, где сидят, полукруг. Ножки массивные. Стол имеет множество ящиков, которые не выдвигаются, а оборачиваются. Поверхность стола матовая, светло-желтая. Не стол — мечта. Он назначался не только для традиционных занятий, на нем также мог расположиться компьютер. Впрочем, компьютер у Дмитрия был, и стоял он в другой комнате. Над столом словно ширял почти невесомый плафон из зеленого стекла. Настольная лампа с помощью специального кронштейна была прикреплена к стене. Когда я рассказал маме об увиденном, она сказала:
    - Я рада за Дмитрия, но твой стол, хотя и старенький, ничем не худший. Своим столом ты можешь привести в удивление своих друзей.
    - Как это? — спросил я. — Что же в нем особого? Смотри, полированная поверхность во многих местах исцарапана, ключ от дверцы тумбочки, которая расположена по правую сторону, потерялся. Для того, чтобы дверца не приоткрывалась, мы подкладываем бумажку, свернутая трубкой.
    - А ты внимательно присмотрись, — загадочно сказала мама. — Что ты видишь на поверхности стола?
    День был солнечный и на гладенькой поверхности стола лежала тень тополя, который шелестел за окном.
    - Обрати внимание, — сказала мама, — в разные поры года полуденная тень занимает на поверхности стола определенное место. Тень появляется после десятого часа утра, а исчезает далеко за юг. Ну, и чем не солнечные часы!
    Я подошел и увидел на столе четкую тень отдельного тополиного листочка. Вот из ветви вспорхнула птица, и на миг его тень промелькнула на полированной поверхности моего стола. А зимой стол показывает точное время, но уже с помощью теней от голых ветвей.
    - Учись, сын, видеть удивительное в обычных вещах, — тихо сказала мама.

    Учти, это из интернета

  • Коро’бочка - в ботанике тип простого, сухого плода, производимого многими видами цветковых растений. Она представляет собой лопающийся или растрескивающийся плод, состоящий из двух и более плодолистиков, которые при созревании разделяются (раскрываются) , чтобы освободить скопившиеся в них семена.
    Освобождение семян может происходить по-разному: в одних случаях раскрывается каждый плодолистик в отдельности; в других разделение происходит на их стыках; у третьих семена разбрасываются сквозь специальные поры. У бразильского ореха (Bertholletia excelsa) крышечка коробочки раскрывается, но отверстие слишком мало, чтобы выбросить порядка десяти семян - они прорастают внутри коробочки до тех пор, пока он не упадёт на землю.
    Коробочки часто ошибочно принимают за орехи, как в случае с бразильским орехом или конским каштаном (Aesculus). В отличие от ореха она, расщепляясь, разбрасывает семя, в то время как орехи являются сложными завязями, содержащими одно семя, не расщепляются и не освобождают содержимое.
    Примерами растений, плодом которых является коробочка, являются мак, лилия, орхидеи, ива и хлопок.
  • Внимание, только СЕГОДНЯ!

От умения правильно излагать свои мысли во многом зависит то, как вас будут понимать окружающие. Именно по этой причине русский язык - это один из основных предметов школьной программы. Начинается он с чистописания в первом классе и преподается в течение всего периода обучения. Для многих достаточно проблематично научиться писать без ошибок - об этом говорит культура речи человека, то, как он выражается и разговаривает. Некоторые педагоги считают, что умение правильно говорить во многом определяет грамотность индивида и его умение выражать свои мысли. Именно по этой причине образовательная программа направлена скорее не на заучивание правил русского языка, а на развитие умения стилистически верно построить свои рассуждения. С этой целью в школе проводится большое количество работ, направленных на описание. Примеры их достаточно просты: или, скажем, о том, как ребенок провел каникулы.

Такие задания позволяют ученику развить умение правильно подбирать нужные слова и, как следствие, грамотно выражаться.

Что такое описание

Описанием называется любой отрывок текста или изречение, раскрывающее смысл увиденного или услышанного. По сути, то же описание природы сводится к речевому переносу увиденного на бумагу. Как правило, впервые с таким типом текста человек сталкивается в школе на уроках русского языка. Современные образовательные программы построены таким образом, что младшие школьники среднего звена, а именно пятый-шестой класс, пишут сочинения, в которых требуется сделать, например, описание цветов или человека. На самом деле в таком задании нет ничего сложного или необычного, однако у ребенка могут возникнуть определенные трудности по той причине, что он никогда прежде не описывал что-либо связным текстом.

Виды описания

Вообще, все описания можно условно разделить на две большие группы: живого и неживого. К первому типу следует отнести людей, животных, растения, природу, словом, все, что можно считать одушевленным. Второй тип также достаточно распространен: сюда относят описание города, времен года, вещей, техники. Несмотря на такое разделение, способы ведения повествования могут перекликаться, так как в сочинениях непременно должна присутствовать некоторая литературность изложения, предполагающая использование средств художественного выражения. Конечно, это приходит со временем, и первые сочинения вовсе не будут похожи на идеально написанные тексты. Но при должном уровне начитанности ребенка с течением времени он научится подходящими словами изображать все, что угодно, будь то описание природы или человека.

План описания

Несмотря на то что на уроках преподаватель обязан дать ученикам тот план, по которому следует производить описание, примеры подобных работ могут быть различными. Попытаемся рассмотреть некий универсальный способ написания таких сочинений. Во-первых, нужно выделить для себя основные моменты, на которых будет строиться структура работы, а именно вступление, основную часть, заключение или вывод.

Важно заметить, что в таких работах отсутствует. Это логично, потому что сложно его выделить, если задачей является, например, описание города. Каждая часть имеет свой размер. Вступление - небольшое, пара общих предложений, задающих тон всему сочинению. Основная часть - более развернутая, здесь будут основные моменты. Заключение - это общее впечатление от описанного объекта. Во вступлении следует сказать о том, как был создан объект - если это картина, то кем и когда была написана, если здание, то кто его архитектор. Об основной части будет сказано ниже, а в заключении пишут, как правило, о том, понравился или не понравился объект и почему.

Как выражать свои мысли

При написании подобной работы очень важным является то, как автор будет вести повествование. Одним из наиболее удачных приемов описания считается выбор самых ярких деталей и их подробный разбор. Существует еще один способ, заключающийся в общем обзоре всех имеющихся деталей. Здесь очень важно угадать, если это, например, Художник мог сделать определенный акцент, который нужно уловить. В таком случае описание будет ярким. Еще очень важным моментом является то, что необходимо точно подбирать выражения, дабы читатель работы смог явно себе представить описываемый объект. Конечно, такое мастерство присуще лишь талантливым писателям, но упорным трудом можно добиться неплохих результатов.

Описание в школе

Наиболее острым вопросом являются школьные описания, так как именно здесь обнаруживаются первые трудности. Вообще, в заданиях используют лишь некоторые виды работ, разобрав которые, можно успешно справиться с любой задачей. Тому, как это сделать, и будет посвящена вторая часть статьи. Как правило, задания по описанию базируются на различных картинах известных художников.

Наверняка художественное описание природы - это то, с чем в первую очередь сталкивается каждый ученик. Не нужно этого бояться, ведь существует определенный план, следуя которому, можно без особых трудностей справиться с задачей. Итак, имеется задание, требующее выполнить описание. Примеры рассмотрим ниже.

Описание пейзажа

Во-первых, необходимо в точности следовать плану, который был представлен выше. Нас интересует именно основная часть, так как она вызывает наибольшее количество вопросов. Существует такое правило: при описании любой картины следует двигаться в одном направлении. Что это значит? Все довольно просто. Если имеется пейзаж, то описывать объекты необходимо, например, сверху вниз или наоборот. Это позволит не забыть ни одной детали и составить целостное представление о картине. Далее при движении требуется выбирать любой объект и описывать его положение в общей композиции, не забывая использовать выражения, так как это сделает изложение более литературным.

Также немаловажным моментом считается то, как автор назвал свою картину. Из этого можно сделать вывод о том, на что следует обратить особое внимание. Если, например, он назвал картину «Лето», это значит, что следует обратить внимание на все атрибуты этого времени года и постараться найти их на полотне. В таком случае описание лета будет достаточно успешным. Например, описание подобной картины вкратце может выглядеть следующим образом: "На картине художника N перед нами предстает живописный пейзаж, запечатленный в знойную летнюю пору. Солнце находится в зените, поэтому можно сделать вывод о том, что сейчас полдень. Стоит спокойная погода, ветра нет, не двигаются. Яркие тона на поле подчеркивают, что сейчас июнь - самая сочная пора" и так далее.

Описание людей

Вторым по популярности заданием можно считать описание различных портретов. По сути, оно мало чем отличается от любого другого вида, но принцип здесь немного другой. Если требуется сделать пример можно рассмотреть в любом произведении классической литературы. Автор-профессионал легко «пробегается» по внешнему виду героя, рассматривая его одежду, лицо и останавливая внимание на каких-то отличительных чертах, что позволяет оживить повествование. Такой прием будет очень выигрышно смотреться в любой работе. Но необходимо иметь чувство меры, а именно - не зацикливать внимание на одной детали. Сама суть описания состоит в том, чтобы за минимально короткое время наиболее точно передать главные черты объекта.

Описание растений

Излюбленной темой многих художников является изображение растений, именно поэтому нередко приходится сталкиваться с проблемой их описания. Здесь следует обратить внимание на то, что, как правило, такие объекты небольшого размера, поэтому автор картины акцентирует внимание на деталях.

Описание цветов может служить ярким примером. Если картина - это натюрморт, то придется постараться, чтобы заметить все черты, которые передал художник. Капельки росы, сломанные тычинки или лепестки неправильной формы - все это те важные детали, которые передают настроение картины, и, следовательно, они должны быть отражены в описании. В общем и целом, кардинальных отличий нет. Единственное, на что следует обратить внимание, - это краски. Цвет растения может играть довольно значимую роль, поэтому необходимо обратиться к материалам, которые раскрывают значение цветовых символов.

Другие описания

Помимо пресловутых картин, еще одним типом заданий может явиться описание каникул. Наверное, каждый писал о том, как он провел их, непременно включая в свой рассказ описание лета. Здесь стоит обратить внимание на некоторые общие детали, которые ассоциируются с тем или иным временем года, тем, что легко представит себе любой. Тогда работа будет выглядеть очень выигрышно.

Заключение

Конечно, можно дать массу советов по поводу того, как нужно делать описание. Примеры не будут лишними, однако они могут оказаться При написании любых работ очень важен стиль. Его наличие в большинстве случаев может существенно помочь, даже если человек не владеет информацией. Заимствование чужих мыслей может привести к притуплению писательского таланта, который есть у каждого. А это, в свою очередь, чревато тем, что в старших классах или на экзаменах ученику будет трудно сконцентрироваться и правильно изложить свои мысли. Если ребенок самостоятельно способен выполнить описание того или иного объекта, значит, он не просто умеет правильно выражать свои мысли, но делает это уверенно и быстро. Бесспорно, этому нужно учиться, и здесь будет полезна лишь практика. Знать русский язык - это обязанность каждого гражданина России.

Тема: «Художественное описание предмета».

Цель: научить описывать предмет декоративно-прикладного искусства с натуры.

Задачи:

  • познакомить учеников с фольклорными произведениями, поэтическими творениями, историческим материалом, научно-популярной и художественной литературой о предметах декоративно-прикладного искусства, о народных промыслах;
  • обогащать словарный запас учащихся, продолжить работу над сочинениями-описаниями;
  • способствовать развитию речи учеников;
  • активизировать познавательный интерес к народным промыслам, истории и культуре России, фольклору, творчеству;
  • развивать умения сравнивать, находить главное, делать выводы;
  • развить у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ, привить культуру устного и письменного труда, вкус к работе над словом;
  • способствовать воспитанию патриотизма, стремления видеть и понимать красоту и создавать её для других.

Межпредметные связи: с литературой, историей, мировой художественной культурой, технологией, изобразительным искусством.

Оборудование урока:

  • репродукции из набора «Современные народные художественные промыслы»;
  • подборка детских книг о народных промыслах, календарей с изображением Гжели, Жостова, Хохломы, матрёшек и др.;
  • видеокассета «Народные промыслы»;
  • выставка предметов декоративно-прикладного искусства

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

(Запись в тетради. Дата. Тема урока. Эпиграф.)

– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми из современных народных промыслов и подготовимся к сочинению, а затем и напишем его об одном или нескольких произведениях прикладного искусства.

Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей его является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.
«Человек по натуре своей художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту», – писал Алексей Максимович Горький.
Всем сердцем любя родную землю и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшали их яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.
Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов, сделанных народными мастерами.Здесь и хохломская деревянная посуда, и фарфоровая Гжель (тёмно-синие цветы на белом фоне), и Жостовские подносы, и Городецкие доски, и изделия из берёсты, и Ростовская финифть, и разные Матрёшки, и Павлово-Посадские платки и шали, а на стендах вы видите фотографии Дымковских, Филимоновских и Абдашевских игрушек; Палехских, Федоскинских шкатулок, табакерок; Вологодские кружева. Что за чудо!
Издавна на Руси сочиняли сказки о народных умельцах, о произведениях народного творчества.
Послушайте одну из таких сказок и подумайте, что же главное в ней, о чём она.

3. Знакомство с материалом о народных промыслах

1) Учащиеся рассказывают сказку о волшебных перьях Жар-птицы (журнал «Русский язык в школе» № 3, 1982 г., стр 13–14)

Жила-была на свете сиротинка. И звали её Марьюшка. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерица, почитай, во всей округе лучше её не было. Шила Марьюшка шелками цветными и бисером. Кому рубашку, кому рушник, а кому пояс узорчатый сделает. А что за работу получит, тем и довольна, на то и жила.
Прослышали об искуснице купцы заморские. Из далёких стран приехали посмотреть сироткино рукоделие. Увидели и от изумления даже рты разинули. Не думали красоту подобную увидеть. Потом наперебой стали уговаривать Марьюшку с ними ехать. Горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ:
– Не надо мне вашего золота. Никуда я не поеду из родной деревни. А работу мою, коли нравится, продать могу.
С тем купцы и уехали. Только славу рукодельницы по всей земле понесли. И дошёл тот слух до Кащея Бессмертного. Осерчал Кащей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда Кащей добрым молодцем, перелетел через моря глубокие, горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой.
Постучал он в двери, поприветил мастерицу, как положено. Попросил показать рукоделие готовое. Вынесла ему Марьюшка рубашки да рушники шитые – один краше другого.
– Бери, добрый молодец, что тебе по душе придётся! Коли сейчас денег нет, отдашь, когда будут. А коли работа моя не приглянулась, то скажи, как сделать. Я уж постараюсь.
Увидал Кащей такую красоту, услыхал такие слова ласковые – пуще прежнего озлобился. Виданное ли это дело, чтобы крестьяне простые красотой владели, какой у него, у самого Кащея Бессмертного нет. Стал он поначалу сиротинку уговариывать: – Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных камней. Есть будешь на золотой посуде. Спать на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где поют птицы райские, где растут яблоки золотые.
– Не проси меня, добрый молодец, – отвечает Марьюшка, – не нужно мне твоё богатство, не нужны и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых полей и лесов. Не поеду я из родных мест никуда. Здесь батюшка и матушка мои похоронены. Здесь и люди живут, которым моё рукоделие радость приносит. А для тебя одного не неволь, вышивать не стану.
Не стерпел Кащей подобных слов.
– Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей. Глядь, на том месте, где стояла Марьюшка, стонет, бьётся Жар-птица. А сам Кащей взвился орлом чёрным. И упал орёл с поднебесья. Схватил Жар-птицу в острые когти и взвился под облака. Как почувствовала Марьюшка силу железных когтей, как поняла, что уносят её из родимых мест, решила она людям последнюю память о себе оставить.
Стала Жар-птица перья свои красочные на землю сбрасывать.Падали они на луга заливные, в леса густые. Упадёт перо на землю, ветер-баловник травой да листьями принакроет, а всё равно сияния их разноцветного притушить не может.
Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы её к концу подходят. Померла Жар-птица в когтях у орла чёрного. А перья сами по себе на земле жить продолжают. Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может.А только тот, у кого душа красоту понимает и руки ту красоту для других создавать готовы.

Основная мысль : не всякий может увидеть красоту, а только тот, кто стремится к этой красоте, кто готов создавать её для других. И ещё: нет ничего милее родного края, его природа, его люди помогают создавать замечательные произведения искусства.

Учитель: Послушайте ещё одну историю.

2) Ученик рассказывает историю с сэром Джоном (журнал «Русский язык в школе» № 3, 1982 г., стр 14).

Сэр Джон был счастлив. Сегодня утром его парусник доставил в Лондон из Архангельска большую партию русской пеньки и строевой лес. Впрочем, не это известие обрадовало английского дельца. Пенька и лес – привычное дело. Уже не первый раз и даже не первый год совершали его парусники рейсы между Лондоном и далёким соверным городом. Радость невозмутимому англичанину доставил подарок капитана парусника – большой короб с посудой из деревянного золота, которое умели делать только в далёкой Московии.
Послезавтра на торжественном обеде сэр Джон удивит своих друзей. То-то поразятся они, увидев чаши, блюда, ложки, расписанные фантастическими цветами.
Сэр Джон потёр руки от удовольствия, представив, как кто-нибудь возьмёт тяжёлую на вид, отливающую золотым блеском чашу, и застынет изумлённый – чаша выточена из дерева.
– Вы не узнали, – обратился торговец к капитану корабля, – имя мастера, создавшего эту посуду?
– Я спрашивал, сэр, московиты называют какое-то странное имя: Хо-хло-ма .

Учитель: Вот нам и предстоит выяснить, что такое Хохлома. Как начиналось это удивительное хохломское художество?

3) Ученики читают или рассказывают отрывки из книги Л. Яхнина «Весёлое слово Хохлома».

4) Учитель: Назовите прилагательные, которые характеризуют хохломские изделия. Хохлома какая? (Деревянная, красивая, древняя, пламенная…)
– Почему Хохлому называют пламенной? (Весёлые красно-золотые изделия горят, как огонь. Огненно-красный цвет хохломских изделий, золотое сияние узоров вызывают ощущение жаркого пламени, огня…)

5) Учитель, показывая на разные предметы мастеров из Хохломы, рассказывает:

– Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий «ягодки»: земляничку, малинку, ежевичку, чёрную и красную смородинку, рябинку. Узор из цветов, трав и ягод называется растительным. Самый любимый орнамент – «травка». Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, а если травинки превратились в крупные кудри-завитки, то тогда эти затейливые узоры называют «кудрёмы» или «кудрины» .
Хохлома – это удивительная яркость и праздничность!
Послушайте стихи о хохломском искусстве.

6) Ученики читают наизусть стихи.

1. Борис Дубровин

«Мир волшебной Хохломы»

Удивляя.
Прорастая.
Как-то празднично жива
Молодая.
Непростая,
Чёрно-красная трава
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы:
Входим
В царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог!

2. Е.А. Никонова

«Золотая Хохлома»

Вы не знаете, ребята.
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, –
Вот чем славится она.

3. Э. Межелайтис

«Хохлома»

Узоры сказочной кудрины,
В певучем дереве звеня,
Как нежной трелью соловьиной
Чаруют солнечно меня.
И, как живые, листья клёна
Прильнули к донышку ковша,
Чтоб, став по-майски окрылённой,
Не знала осени душа.

А вспышки зрелой земляники,
Чуть притенённые листвой,
Горят, как пламенные блики
Поэзии, вовек живой!
Трав золотое многолучье
По рдяной вышито канве, –
Да так, что не придумать лучше
Самой зелёной мураве…

4. В. Боков

«Хохлома»

Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские.
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные!

Я разложу их, и гости довольны,
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
– Щец бы горячих, борща не мешало б!

Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа, красива
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

7) Учитель: Вы можете в своих сочинениях описать вот такие хохломские ложки, разделочные доски, сахарницу, солонку и др. (показывает их), а можете описать матрёшку.

8) Бориса Дубровина «Матрёшки»

Матрёшка появляется
На белый свет,
Одёжкой похваляется:
Ей сносу нет.

Хотя мала, как крошка,
Сама она,
В матрёшке есть
Матрёшка
Ещё одна!

Сестра к сестрёнке тянется –
Какая стать!
От радости румянятся,
Пошли плясать.

Пусть пляшется и скачется,
Пусть смех вокруг,
Одна в другую прячутся
Матрёшки вдруг!

9) Учитель рассказывает:

Матрёна, Мотря, Матрёшечка – распространённое русское имя.
Матрёшка – наш национальный сувенир, символ добра и благополучия – создаётся талантливыми народными мастерами в разных городах и сёлах России.
Образ женщины издавна почитаем в русском изобразительном народном искусстве и фольклоре. Лаконичный облик точёной деревянной игрушки матрёшки воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: головной платок, сарафан, фартук.
Прообразом матрёшки могли послужить «писанки» – деревянные расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрёшки стала японская ритуальная кукла, внутри которой помещалось ещё несколько фигурок.
Более 100 лет назад недалеко от Москвы, в Абрамцеве, по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку.А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке (показывает фотографию). По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
Новая необычная игрушка очень понравилась и детям, и взрослым. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Стали делать матрёшек и в других местах России.
Есть матрёшки, которых не расписывают красками, а украшают выжженными узорами.
А порой матрёшку Матрёной и не назовёшь! Это былинные богатыри, весёлые музыканты, известные политические деятели, артисты (показывает изделия с выставки).
Прошло много лет, а Матрёшка не надоела людям. И сейчас она любимая игрушка детей и взрослых. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на память.
Перед вами матрёшки из Сергиева Посада (Загорска), из города Семёнова и села Полховский Майдан. Обратите внимание, несмотря на то, что в них есть общие черты, они разные. (Матрёшки из Семёнова обязательно держат в руках пышные букеты цветов, а из Полхов-Майдана они особенно нарядные и «стройные» и т. д.).

10) Ученики устно описывают матрёшек из Сергиева Посада (Загорска), из города Семёнова и села Полховский Майдан, сравнивают, находят отличия.

11) Ученики читают наизусть стихотворение «Семёновские матрёшки» .

У семёновских матрёшек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щёчки.

Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки,
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать.

Кто в гостях у нас бывал
И матрёшек не видал,
Тот и матушку Россию
До конца не разгадал.

Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд,
А попрячутся друг в дружку –
Видишь старшую подружку.

Миловидны, простодушны,
Все улыбчивы, радушны
И загадочны немножко
Наши русские матрёшки.

12) Учитель рассказывает:

Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой; их дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.
Деревня Жостово находится в 25 км от Москвы, недалеко от г. Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне братья Е.Ф. и Л.Ф. Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в этой деревне работает фабрика, продукция которой известна всему миру.

13) Фрагмент видеофильма «Народные промыслы» (Жостово)

14) Учитель продолжает рассказывать:

Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на чёрном фоне , который даёт возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают (хотя могут использовать и красный, золотой, зелёный, синий и другие цвета для фона подноса). Посмотрите на цветы на подносе; они как живые, объёмные, в них чувствуется игра света.
По своей форме подносы разные: здесь (показывает подносы, или фотографии, или слайды) и круглые, и овальные, и треугольные, и гитарообразные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного стола до детских.

Композиция росписи разная:

  • «Букет собранный»,
  • «Букет враскидку»,
  • «Венок»,
  • «Ветка с угла».

Но все подносы хороши, они привлекают своей яркостью, декоративностью, в чём сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции.
Давайте рассмотрим внимательно наши подносы. Подумайте и скажите, что вас в них привлекает, что нравится. Опишите их.

15) Ученики устно описывают различные по форме подносы, находящиеся на выставке или изображённые на фотографиях на стенде

16) Ученики читают наизусть стихотворение «Подарок из Жостова».

Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик усердно трудился.
Он долго шпаклёвкой его грунтовал –
И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанёс по металлу,
Фон чёрным на нём должен быть или алым.
Букеты цветов из сада и луга
Кисть живописца выводит по кругу.

Вальсирует ловко и быстро кружится,
Мазками упругими краска ложится.
Смотри: разлетелись по чёрному лаку
Пионы, ромашки, розаны и маки.

Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет
И кажется, лето нам шлёт свой привет.

4. Подготовка к письменной работе

Ученики

  • выбирают предметы с выставки, которые будут описывать;
  • придумывают заголовок,
  • определяют основную мысль сочинения;

Учитель

  • обобщает ответы учащихся, отмечает лучшие,
  • даёт индивидуальные советы,
  • отвечает на вопросы учеников;
  • предлагает примерный план сочинения (записанный заранее на обратной стороне доски).

Примерный план сочинения:

I. Вступление

Кратко рассказать о народном прикладном искусстве (только о том, к которому принадлежит вами описываемый предмет).

II. Основная часть

Описание предмета.

1) общий вид;
2) материал;
3) форма;
4) цвет;
5) назначение предмета;
6) описание жостовской (хохломской) росписи или одежды матрёшки и т. п.;
7) впечатление от предмета.

III. Заключение

Моё отношение к данному виду искусства, к мастерству художника.

5. Письменная работа

Сочинение-описание с элементами повествования и рассуждения одного из предметов декоративно-прикладного искусства.

6. Домашнее задание

Сделать обложку к сочинению (учитель даёт рекомендации).

Чтобы описать какой-либо предмет, в том числе животное, или растение с научной точки зрения. необходимо указать все его характеристики, определенно, представляющие интерес для науки, без выражения отношения к этому предмету, показать форму и содержание предмета. А если следует описать с художественной точки зрения. соответственно, как художественного предмета, тогда дают описание с помощью художественного стиля, такого образного, используют множество образных сравнений, метафор, аллегорий, эпитетов, множество прилагательных имен, слов с уменьшительно-ласкательным значением. Показывают свое авторское отношение к предмету, воздействуя на читателя, используя лексику и словарный запас русского языка, все его приемы, чтобы передать образ этого предмета, подчеркнуть его художественность, представить собственное отношение и чувства к этому предмету.

Если говорить о научном стиле:

Определение из википедии:

Если говорить о художественном стиле:

Например, что такое растение пшеницы с научной точки зрения?

Растение пшеницы имеет мочковатую корневую систему, стебель – полый, или заполнен паренхимой, представляет из себя соломину, разделенную по всей протяженности перегородками, которые являются стеблевыми узлами, а расстояния между ними – междоузилия, всего их у пшеницы 5 – 7. Лист линейный. Соцветие представлено сложным колосом. Плод – голая односемянная зерновка, или, в агрономии, – зерно. Зерновки бывают овальными, округлыми, яйцевидными, с выраженным хохолком, продольной бороздкой.

Растение пшеницы же художественным языком – пшеничка, которая взросла на полях и бескрайних просторах, появивлись из зернышка для того, чтобы дать урожай, чтобы из каждого растения спели хлеба. Каждый колоск – это горстка зернышек золотистого цвета, и все поле пшеницы золотится, когда поспеет, колыхаясь от ветра, радуя взор. Каждый колосок, если высыпать зерна на ладонь, имеют запах хлеба, они впитали свет солнца, дождевую влагу, развиваясь на широких просторах.

Описывая животное в научном стиле, следует сказать о нем, как о представителе своего класса, семейства, рода, вида. Внешне, – сколько лап, наличие хвоста, уши, форму ушей, хвоста, форму грудной клетки и т. д. Сказать, что из себя представляют системы органов, как нервная, кроветворная, пищеварительная, дыхательная, органы мочевыделения и размножения, если есть все эти системы, подробно описав. Если систем органов нет, то сказать, что их заменяет (им предшествует). В общем, описать все то, что из себя представляет животное для науки, значение в природе, промысловое значение, в быту человека.

Например, о волке можно начинать рассказывать в научном стиле:

А говоря в художественном стиле, рассказать, как блестяща и пушиста шерсть животного, как игривы повадки, манеры, добродушен нрав (или, наоборот), показать свое отношение к существу.

Если говорить о волке в художественном стиле, можно начинать рассказывать о нем таким образом:

Волк – это хищное, дикое животное, со своими повадками и нравом, прекрасное своей грациозностью, стройное и бесстрашное.

(1 оценок, среднее: 4.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Мое любимое животное – кошка. Я с детства хотел иметь кота. И, наконец, моя мечта сбылась – у меня дома...
  2. Сложно представить, каким “тусклым”, “бедным” и скудным был бы наш язык, если бы в нем не было таких ярких образных...