Болезни Военный билет Призыв

Описание мамы из рассказа детство. Характеристика Николеньки из повести "Детство" Л. Н. Толстого

О матери Николенька Иртеньев вспоминает с неж­ностью, любовью и благодарностью, как о чем-то са­мом светлом в своей жизни. С детства врезались в па­мять мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветли­вого, нежный, ласковый взгляд, “чудесные, нежные” руки матери. Николенька угадывал присутствие мате­ри даже во сне: “по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам”.

Когда, бывало, мальчик засыпал в гостиной под разговоры взрослых, мать, проводив гостей, подходили к нему, нежно гладила по волосам. В это время “ничьи равнодушные взоры” не стесняли ее и она не боялась излить на него “всю свою нежность и любовь”. Обра­щения матери к сыну всегда очень ласковые: “моя ду­шечка”, “мой ангел”.

Как и всякой любящей матери, Николенькиной хо­чется, чтобы, если ее вдруг не станет, дети запомнили ее саму и ее к ним любовь. Поэтому, когда, сильно прижавшись к матери, Николенька говорит ей о своей любви, “она молчит с минуту, потом говорит: “Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет

твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Нико­ленька?” После этого мать еще нежнее целует сына, чем вызывает у него слезы. И тогда Николенька начи­нает читать свои детские молитвы, в которых просит Бога сохранить жизнь всем его родным.

С любовью относясь к детям, мать старалась воспи­тывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам.

Нежность натуры матери проявляется и в ее отно­шениях к своей няне, а затем экономке Наталье Савишне. Желая отблагодарить женщину за ее любовь и преданность, мать выдала ей вольную.

Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в се­бе все черты матери писателя.

Глоссарий:

– сочинение детство толстой

– ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОВЕСТИ ДЕТСТВО

– Образ матери в повести Толстого Детство

– сочинение на тему детство толстого

– сочинение детство толстого


Другие работы по этой теме:

  1. Николенька Иртеньев производит впечатление весе­лого, доброго, воспитанного мальчика. Таких много во­круг. О доброте мальчика можно судить уже по отноше­нию его к своей матери. Разве может...
  2. В произведении Л. Н. Толстого “Детство” 15 глава является своеобразным лирическим отступлением. Здесь дается описание прекраснейшей поры в жизни Николеньки – детству. Эти воспоминания передают...
  3. Учитель Карл Иваныч 12-го августа 18…, на третий день после дня рождения Николеньки Иртеньева, когда ему исполнилось 10 лет, Карл Иванович разбудил его, ударив над...
  4. Я думаю, что для Николеньки быть человеком комильфо – это, во-первых, знать в совершенстве французский язык. Если кто-то плохо разговаривал на нем, у него тотчас...
  5. 1. Душевное участие в решении вопросов. 2. Споры и конфликты взрослых. 3. Восприятие образа Гриши. 4. Любовь и творческие опыты. 5. Окончание счастливой поры. Сознание...

Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом. Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Папа

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

О матери Николенька Иртеньев вспоминает с неж­ностью, любовью и благодарностью, как о чем-то са­мом светлом в своей жизни. С детства врезались в па­мять мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветли­вого, нежный, ласковый взгляд, «чудесные, нежные» руки матери. Николенька угадывал присутствие мате­ри даже во сне: «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам». Когда, бывало, мальчик засыпал в гостиной под разговоры взрослых, мать, проводив гостей, подходили к нему, нежно гладила по волосам. В это время «ничьи равнодушные взоры» не стесняли ее и она не боялась излить на него «всю свою нежность и любовь». Обра­щения матери к сыну всегда очень ласковые: «моя ду­шечка», «мой ангел». Как и всякой любящей матери, Николенькиной хо­чется, чтобы, если ее вдруг не станет, дети запомнили ее саму и ее к ним любовь. Поэтому, когда, сильно прижавшись к матери, Николенька говорит ей о своей любви, «она молчит с минуту, потом говорит: «Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Нико­ленька?» После этого мать еще нежнее целует сына, чем вызывает у него слезы. И тогда Николенька начи­нает читать свои детские молитвы, в которых просит Бога сохранить жизнь всем его родным.
С любовью относясь к детям, мать старалась воспи­тывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам. Нежность натуры матери проявляется и в ее отно­шениях к своей няне, а затем экономке Наталье Савишне. Желая отблагодарить женщину за ее любовь и преданность, мать выдала ей вольную. Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в се­бе все черты матери писателя.

Типичной для дворянской семьи является речь матери Николеньки Натальи Николаевны. Вторая глава, которая так и называется "Maman" (французское слово), посвящена этой героине. Но на этой главе не заканчивается ее характеристика. "С этой ранимой женщиной мы знакомимся на протяжении всей повести "Детство" .

Наталью Николаевну Николенька называет либо "maman", либо "матушка", либо "мамаша" (в минуты особой любви). Герою очень запомнились такие ее черты: "когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело". У матушки "милый знакомый голос", "чудесная нежная ручка". "Мaman говорит с кем-нибудь, и звуки ее голоса так сладки, так приветливы", - читаем мы на страницах повести. Исходя из этого описания, мы видим перед собой, "истинную женщину и мать, нежную, любящую, чувствительную". .

Наталья Николаевна знает несколько иностранных языков (французский, немецкий). Как настоящая аристократка она получила хорошее воспитание и образование. Но с детьми и учителем Карлом Иванычем Наталья Николаевна предпочитает разговаривать по-немецки:

Ich danke, lieber Благодарю, милый (нем. ). Карл Иваныч, - и, продолжая говорить по-немецки, она спросила: - Хорошо ли спали дети? .

Здесь мы видим, что Наталья Николаевна с искренней симпатией относится к Карлу Иванычу. Ей также небезразлично и то, как спали дети. Она буквально допытывается про то, что случилось с Николенькой. При этом интонация ее голоса повысилась только тогда, когда и без того глуховатый учитель из-за музыки не услышал ее вопроса. Попросив Мими подождать минутку, она продолжает говорить мягко, спокойно и приветливо:

"Наденьте, Карл Иваныч... Я вас спрашиваю, хорошо ли спали дети?" - сказала maman, подвинувшись к нему и довольно громко.

"Постойте на минутку, Мими, - сказала maman Марье Ивановне с улыбкой, - ничего не слышно" .

Для языка мамы главного героя характерно в большей степени наличие мягких и глухих согласных. "Данная тенденция обусловлена желанием создать атмосферу спокойствия, психологического комфорта в семье", - поясняет Л. А. Капанадзе .

Обращаясь к Николеньке, Наталья Николаевна спрашивает опять же по-немецки:

Ты плакал сегодня?

Я не отвечал. Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила:

О чем ты плакал?

При этом герой подчеркивает такую особенность речи матушки:

"Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом [немецком] языке, который знала в совершенстве" .

Как уже упоминалось ранее, Наталья Николаевна также владеет французским языком. Слово "папа" она произносит на французский манер, с ударением на последнем слоге, что было довольно актуально в то время. Определить это нам также помогает отсутствие в Д.п. соответствующего окончания в этом слове ("папе"):

Ну, ступайте теперь к папа, дети, да скажите ему, чтобы он непременно ко мне зашел, прежде чем пойдет на гумно. .

С Марьей Ивановной (на тот же манер "Мими") она говорит по-французски. Наглядного примера диалога этих двух женщин в повести нет. Однако имя "Мими" вместо "Марья Ивановна" и постоянное требование самой гувернантки девочек говорить по-французски демонстрируют нам то, что из уважения к этой женщине мать Николеньки общается с ней именно на этом языке. В целом отдельные обрывки фраз дают понять нам о наличии знания Натальей Николаевной французского:

"...Насчет предсказаний, - прибавила она со вздохом и, помолчав немного, - je suis payee pour y croire; я верю в них недаром (франц. ). я тебе рассказывала, кажется, как Кирюша день в день, час в час предсказал покойнику папеньке его кончину" (глава "Юродивый" ).

"La belle Flamande Красавица фламандка (франц. )., как ты называешь ее..." (глава "Письмо" ) .

Глава "Детство" проникнута особым лиризмом. Герой вновь вспоминает лучшие моменты жизни, связанные с матушкой. В этой главе можно увидеть, что в минуты особой нежности Наталья Николаевна разговаривает с Николенькой по-русски:

"Ты опять заснешь, Николенька, - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх".

"...maman сказала, что она сама разбудит меня... и над ухом мои звучит милый знакомый голос: "Вставай, моя душечка: пора идти спать".

"Вставай же, мой ангел".

Внимание и доброта ее описываются на многих страницах повести, но вот только один эпизод, который касается юродивого Гриши (глава "Юродивый" ). Наталья Николаевна просит мужа не выпускать собак, чтобы

они не причинили вреда юродивому:

Вели, пожалуйста, запирать своих страшных собак, а то они чуть не закусали бедного Гришу, когда он проходил по двору. Они этак и на детей могут броситься

По дальнейшему поведению отца Николеньки можно понять, что он негативно относится к странникам вроде Гриши. Н. В. Кудрявая отмечает: "Наталья Николаевна - женщина набожная, религиозная. Она верит разным предсказаниям, в том числе и тому, что говорит Гриша" . Назревает родительская ссора. Однако мать Николеньки пытается ее избежать:

Видно было, что матушка на этот счет была совершенно другого мнения и не хотела спорить.

Передай мне, пожалуйста, пирожок, - сказала она. - Что, хороши ли они нынче? .

Первая фраза героини выражает ее недовольство. Голос ее строг, однако на крик она не переходит. Здесь мы даже можем увидеть просторечное слово "этак", что выражает своеобразную демократичность ее языка. То есть можно сказать, что "Наталья Николаевна так расстроена, что ее обычный литературный язык приобретает некоторые разговорные черты" .

Второй фразой мать Николеньки миролюбиво пытается сменить тему. Она, как всегда, мила и вежлива. Возвращается ее правильная речь.

Следует отметить также, что Наталья Николаевна употребляет в своей речи и такие простонародные слова и выражения, как "почем знать", "позовите-ка", "покуда".

"Ах, не говори этого, мой друг, - прервала его maman, как будто испугавшись чего-нибудь, - почем ты знаешь?" (глава "Юродивый" )

"Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика", - сказала maman (глава "Наталья Савишна" ).

"День был прекрасный, и мне вздумалось пройтись пешком до большой дороги, покуда вытаскивали коляску" (глава "Письмо" ) .

Присутствует в повести и образец эпистолярного стиля героини (глава "Письмо" ). Это предсмертное письмо, адресованное мужу, с рассказом о своем состоянии здоровья и просьбой привезти детей попрощаться. Письмо длинное, обстоятельно написанное на двух языках - русском и французском, содержит множество подробностей. Такие письма были типичны для дворянского круга. Дети и муж были достаточно долго разлучены с maman, она сообщала им в письме о ходе дел в имении, о гостях, советовалась и обсуждала с мужем деловые вопросы:

"На другой день у меня был жар довольно сильный и приехал наш

добрый, старый Иван Васильич, который до сих пор живет у нас и обещается скоро выпустить меня на свет божий... La belle Flamande, как ты называешь ее, гостит у меня уже вторую неделю... Теперь поговорим о серьезном: ты мне пишешь, что дела твои идут нехорошо эту зиму и что тебе необходимо будет взять хабаровские деньги. Мне даже странно, что ты спрашиваешь на это моего согласия. Разве то, что принадлежит мне, не принадлежит столько же и тебе?.." .

Далее Наталья Николаевна не упрекает мужа в том, что он азартный человек. Она пишет лишь о том, что игра отнимает у нее "часть нежной привязанности", и беспокоится о будущем материальном благополучии детей. Наконец, просит его поскорее вернуться домой:

"Христос с тобой, мой дружок, поезжай и возвращайся поскорее. Нам всем без тебя так скучно!" .

Эта часть письма, как отмечает рассказчик, была написана на русском языке. Тон письма спокойный. Но вместе с тем в нем присутствуют восклицательные предложения, которыми женщина подчеркивает то, что особенно ее волнует:

"...(Ты не узнаешь ее [Любочку]: такие она сделала успехи!)... Чудесный старик этот Иван Васильич!.. Меня так же мало радует твой выигрыш, как огорчает проигрыш; меня огорчает только твоя несчастная страсть к игре, которая отнимает у меня часть твоей нежной привязанности и заставляет говорить тебе такие горькие истины, как теперь, а богу известно, как мне это больно!.. Да, это тяжелый крест, который послал нам обоим господь!.." .

Следующая часть письма была написана по-французски, связным и неровным почерком, на другом клочке бумаги. В нем героиня говорит о своем истинном состоянии здоровья. Она предчувствует скорую смерть. Это письмо содержит много риторических вопросов, касающихся ее и семьи:

"Не верь тому, что я писала тебе о моей болезни; никто не подозревает, до какой степени она серьезна... Кончится ли вместе с жизнию моя любовь к тебе и детям?.. Я спокойна, и богу известно, что всегда смотрела и смотрю на смерть как на переход к жизни лучшей; но отчего ж слезы давят меня?.. Зачем лишать детей любимой матери? Зачем наносить тебе такой тяжелый, неожиданный удар? Зачем мне умирать, когда ваша любовь делала для меня жизнь беспредельно счастливою?.. Неужели они [дети] когда-нибудь забудут меня?!" .

"Это прощальное письмо - крик души умирающего человека, беспокоящегося за будущее близких людей после его смерти, - отмечает Р. Р. Чайковский. - Две части этого письма противоположны не только по своей сути, хотя и касаются практически одних и тех же вещей и людей, но и по своему написанию: на русском языке - первая часть, на французском - вторая" . К тому же обращают на себя внимание различные интонации, характеризующие эти части: спокойная - в первой, повышенная - во второй. Таким образом, это письмо характеризует мать Николеньки как личность, способную в письменной речи выражать свои мысли и чувства так же полно и правильно, как и в устной.

Следует также сказать еще о некоторых особенностях речи Натальи Николаевны. В области словообразования у нее встречается много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: "душечка", "голубушка", "пирожок", "дружок" и другие.

"Что с вами, голубушка Наталья Савишна?" - спросила maman, взяв ее за руку (глава "Наталья Савишна" ).

"Вставай, моя душечка: пора идти спать" (глава "Детство" ).

"Я тебя просила передать мне пирожок", - повторили она, протягивая руку (глава "Юродивый" ).

"Христос с тобой, мой дружок, поезжай и возвращайся поскорее" (глава "Письмо" ).

Детей Наталья Николаевна также называет ласково: "Любочка", "Катенька", "Николенька".

"Любочка сама хотела писать тебе... Катенька все так же мила..." (глава "Письмо" ).

Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька? (глава "Детство" ) .

Кроме того, у маменьки во многих словах встречается приставка за- в значении "начало действия": "заснешь", "зашел", "забудешь", "закусали".

"Ты опять заснешь, Николенька, - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх" (глава "Детство" ).

"Ну, ступайте теперь к папа, дети, да скажите ему, чтобы он непременно ко мне зашел, прежде чем пойдет на гумно" (глава "Maman" ). .

Наталья Николаевна чаще других использует слова религиозного характера: "бог мой", "Христос с тобой", "богу известно", "его святая воля", "матерь божия" - что говорит не только о ее вероисповедании, но и о нравственных ценностях. Эти выражения мы наблюдаем уже в последних главах, где героиня чувствует свою близость к Богу:

"Христос с тобой, мой дружок, поезжай и возвращайся поскорее".

"Покоримся воле его".

"Да будет его святая воля".

"Матерь божия, не оставь их!.." .

На наш взгляд, лексический уровень Натальи Николаевны наиболее показателен, так как отражает ее богатый индивидуальный словарный запас. "Именно на лексическом уровне, - пишет А. Л. Чернявский, - хорошо прослеживаются характер и внутренний мир этой героини" .

Также интересны обращения maman, которых так много в ее речи ("мой ангел", "моя душечка", "мой друг"). Разумеется, такого рода обращения выполняют не только контактно-устанавливающую функцию, но и оценочную. Например, "мой друг" Наталья Николаевна использует по отношению к мужу, причем употребляет довольно часто. Это обращение говорит о привязанности и уважении героини к супругу. К Николеньке же она испытывает искренние теплые материнские чувства.

Вставай же, мой ангел (глава "Детство" ).

"Вот тебе, мой друг, подробный отчет в том, как я занемогла и как сама в том виновата" (глава "Письмо" ). .

В речи матери так же, как и в речи Николеньки, часто звучит междометие "ах" (глава "Юродивый" ). Это лишний раз подчеркивает ее эмоциональную, чувствительную натуру.

"Ах да, я было и забыла попросить тебя об одной вещи..."

"Ах, не говори этого, мой друг..." .

Наталья Николаевна употребляет очень много прилагательных: "славный старик", "доброе письмо", "жизнь беспредельно счастливая", "чудные планы", "апрельское солнышко". Это не просто прилагательные - это эпитеты, которые делают речь маменьки выразительной, образной. Ни у одного из героев мы такого количества прилагательных больше не видели.

"Я очень рада, - сказала maman, - за детей, за него [Карла Иваныча]: он славный старик" (глава "Занятия в кабинете и гостиной" ).

"Сейчас только, в десять часов вечера, получила я твое доброе письмо... Доктор говорит, что дня через три я буду совсем здорова и мне можно будет подышать свежим воздухом и погреться на апрельском солнышке... Я делаю чудные планы о том, как мы проведем его, и недостает только тебя, чтобы им осуществиться" (глава "Письмо" ) .

Жанроведческий подход к языку Натальи Николаевны позволяет указать следующее. В ее речи доминируют оценочные речевые жанры (и, причем с положительной оценочностью): просьба, похвала, благодарность, обращение и приветствие, пожелания, а также информативные жанры: совет, предупреждение, сообщение.

"Ich danke, lieber Карл Иваныч. Хорошо ли спали дети?" (глава "Maman" )

"Вели, пожалуйста, запирать своих страшных собак, а то они чуть не закусали бедного Гришу..." (глава "Юродивый" ).

"Ты это знай, Николенька, что за твое лицо тебя никто не будет любить; поэтому ты должен стараться быть умным и добрым мальчиком" (глава "Княгиня Корнакова" ).

"Ты опять заснешь, Николенька, ты бы лучше шел наверх" (глава "Детство" ) .

Ее речевые жанры всегда личностно ориентированы на доброжелательное отношение к собеседнику.

Таким образом, язык Натальи Николаевны более мягок, певуч, "ласкателен", "религиозен". Это обусловлено и социальной ролью матери в семье, и ее мировоззрением, и ее характером. "Исходя из речевых характеристик главного героя и его матери, можно утверждать, что Николенька подражает своей матери во всем: употребляет в речи те же слова, те же интонации" . Такой языковой феномен объясняется, прежде всего, сложившимися взаимоотношениями в семье.

Наконец, речь этой героини позволяет нам увидеть в ней чувствительную, любящую, ранимую и одновременно сильную женщину. Поэтому неудивительно ее огромное влияние на формирование личности младшего сына.

Николенька Иртеньев - главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.

Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?

Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он - сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, - его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева - это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, - Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, - слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он - барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” - это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки - самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Влияние образа Николеньки

Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство - это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.