Болезни Военный билет Призыв

Он должен быть профессионалом своего. Как быть профессионалом? Будьте честны с собой

Стать лучшим - достойная цель для профессионалов в своём деле. По сути, это логичное завершение долгого пути саморазвития в конкретной области.

Но ведь не все специалисты достигают этого, не все становятся лучшими или даже хоть сколько-нибудь хорошими. Так от чего же это зависит? В первую очередь от самого желания стать лучшим.

Вы хотите стать лучшим в своей сфере?

Любое движение начинается с цели, и первое, что надо сделать, - это правильно поставить цель.

Начинаем с постановки цели

Первый и самый главный признак хорошей цели: она мотивирует. Когда вы вспоминаете о ней, вам хочется что-то делать, она подталкивает вас к работе и отталкивает лень и прокрастинацию.

Если ваша цель не мотивирует, значит, это не та цель.

Начиная своё движение, вы должны чётко знать, кем вы хотите стать и через какой промежуток времени это должно произойти. Для вас не должно быть секретом, для чего вы добиваетесь этой цели: для денег, признания, лучших условий жизни.

Кроме того, важно определить правильный темп, в котором вы будете добиваться своих целей. Если вам кажется, что стать лучшим в своей области можно лет через 40–50, возможно, стоит немного ускориться?

Когда цели поставлены, пора добиваться их. Но для этого вам придётся не раз побороть свои привычки, накопившиеся за время бесцельного существования.

Вот список качеств, которые характерны для лучшего в своей сфере - от конкретной профессии до любимого хобби.

Развиваем качества, необходимые для номера 1

Наверняка эти качества не станут для вас открытием, но часто ли вы задумывались об их развитии? Все эти качества можно назвать правильными, и даже несмотря на то, что правда чаще всего - это понятие субъективное, они совпадают практически у всех.

Не опаздывайте

Лучший в своём деле не опаздывает. Лучше прийти раньше на полчаса, чем опоздать на 5 минут, и оправданий здесь быть не может.

Чтобы приучить себя к пунктуальности, можно придумывать разные наказания за опоздание. Например, как советует Игорь Манн, известный маркетолог и автор книг о саморазвитии, можно наказывать себя оплатой общего счёта в ресторане.

Держите своё слово

Возьмите за правило всегда выполнять то, что обещали. Конечно, будет нелегко сразу перестроиться, если вы привыкли бросать слова на ветер, и, скорее всего, придётся придумать для себя какие-то санкции за фейлы.

Запомните одно: чтобы не приходилось много обещать и потом наказывать себя за невыполнение, просто не обещайте того, в чём не уверены. Вообще старайтесь меньше обещать.

Научитесь говорить «нет»

Если вы собираетесь стать лучшим, у вас просто не останется времени на посторонние бессмысленные просьбы.

Поэтому тренируйтесь говорить «нет» на все просьбы, которые не соотносятся с вашими планами. Хотя, конечно, стоит выбирать тщательно: некоторые отказы чреваты неприятными последствиями.

Делегируйте задачи

Если кто-то может выполнить задачу так же хорошо, как и вы, делегируйте её. Перестаньте бессмысленно нагружать себя всеми делами, так вы просто потеряете время. По максимуму передавайте задачи и занимайтесь только тем, что никто не сделает лучше вас.

Научитесь доводить дело до конца

Это серьёзное умение, о котором нам говорят с самого детства. Тем не менее мало кто доводит до конца начатое дело, начиная от больших проектов и заканчивая мелкими планами.

Если вы не можете довести до конца самое элементарное дело, как вы собираетесь менять свою жизнь и становиться лучшим?

Культивируйте в себе это умение, не оставляйте ни одно дело незаконченным, и вам будет гораздо проще измениться.

Вспомните все свои незаконченные дела и либо полностью откажитесь от них, либо закончите.

Научитесь концентрироваться

Это жизненно важный навык, который пригодится вне зависимости от дела. И чтобы стать лучшим, вам придётся этому научиться.

Для работы в неблагоприятной обстановке есть несколько простых советов, которые могут помочь. Если вам мешает болтовня в офисе, надевайте наушники с нейтральной музыкой или беруши; если не можете сосредоточиться на разговоре с клиентами по телефону, попробуйте надеть очки с затемнёнными стёклами.

Игорь Манн утверждает, что это отличный способ сосредоточиться: «Все внешние раздражители отключаются, и ты как будто видишь своего собеседника».

Также можно применять разные техники для повышения концентрации, например Pomodoro. Это техника, согласно которой вы работаете, раз в полчаса прерываясь на отдых в течение 5 минут (позже 10 и 15 минут).

Эта техника достаточно известна, и вы найдёте множество приложений-таймеров для iOS и Android, например или Clockwork Tomato , варианты для десктопа, например для Windows, или целые сервисы для лучшей концентрации и выполнения своих целей на день вроде .

Научитесь принимать новое и постоянно развиваться

Чем старше мы становимся, тем труднее воспринимаем что-то новое. Но если вы решили стать лучшим, то стоять на месте - больше не для вас.

Пробуйте новые техники и инструменты, находите новые возможности, развивайтесь не только в своей сфере, но и в смежных с ней, знакомьтесь с новыми интересными людьми.

Вы не можете один раз завоевать звание лучшего, а потом поставить свой кубок на полку и до конца дней почивать на лаврах. Только постоянное развитие поможет оставаться лучшим.

Не сдавайтесь

В одной из своих лекций Игорь Манн упомянул одно знаменитое высказывание:

Ничто не может заменить настойчивости: ни талант - нет ничего более обычного, чем талантливые неудачники, ни гениальность - гений-неудачник уже вошёл в поговорку, ни образование - мир полон образованными изгоями.

Всемогущи лишь упорство и настойчивость. Девиз «поднажми» или «не сдавайся» решал и всегда будет решать проблемы человечества.

Кэлвин Кулидж, 30-й президент США

Человек, имеющий все эти качества, уже претендует на звание лучшего и обязательно им станет. А теперь о том, как понять, что вы стали лучшим.

Как понять, что вы - лучший

Как вы будете доказывать кому-то или даже себе самому, что вы лучший специалист в своей сфере? Ведь объективности как таковой не существует, и каждый человек судит себя и других со своей точки зрения.

Самое первое - это ваши проекты и свершения . Если у вас есть проекты или дела, которыми вы гордитесь, вы можете их назвать и рассказать о них, это уже успех.

Конечно, у вас могут быть и какие-то документальные подтверждения признания: много денег, дипломы, отличные рейтинги, статистика.

Что интересно, ваши провалы тоже можно считать достижениями . Почему? Потому что вы что-то делали, а не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. Поэтому цените и считайте достижениями все свои ошибки, главное, чтобы они не повторялись.

Не менее важно и позиционировать себя как лучшего в своём деле . Создание личного слогана, который настраивает вас на определённую жизненную позицию, правильное оригинальное резюме, 100 слов, которые описывают вас как личность, и прочие фишки - всё это помогает вам увидеть себя лучшим и являться им.

Итак, если у вас есть достижения, которыми вы гордитесь, есть документальные подтверждения, которых вам хватает, чтобы считать себя лучшим, и при этом вы продолжаете постоянно развиваться и позиционировать себя нужным образом, можно сказать, что вы действительно добились того, что стали номером 1, и мало кто усомнится в этом.

Правила и способы звучат достаточно просто, а вот сам путь простым не назовёшь. Ведь здесь не хватает одной мотивации: сегодня вы решили стать лучшим, день прожили «правильно», а завтра забыли обо всём.

Нужны последовательные действия, регулярные занятия и постоянное поддержание мотивации, а это могут обеспечить только занятия с тренером, который сам прошёл этот путь и стал лучшим в своей сфере.

Выбор профессии и дальнейшее обучение, получение практики позволяет достичь небывалых высот и развить свои навыки. Но прежде нужно знать в какое учебное заведение следует идти, и какие основные рекомендации есть для становления настоящим специалистом в выбранной области.

Как стать профессионалом бухгалтером

В первую очередь нужно получить высшее экономическое образование. Это позволит изучить основы, проведение операций, особенности оформления документации. Срок обучения будет составлять от 3 до 4 лет, в зависимости от выбранного ВУЗа.

Рекомендуется подавать документы в высшее учебное заведение с узкопрофильным потоком. Например, частный ВУЗ с юридическо-экономическим направлением. Среди предложенных специальностей можно выбрать и простое управление на предприятии, и сложные системы для работы в крупных компаниях, морском менеджменте.

После завершения обучения следует пройти практику на небольшом предприятии, опробовать все полученные навыки и разобраться с дальнейшими планами. Ведь чтобы стать профессиональным бухгалтером первичных знаний будет мало. Потребуется дополнительное изучение кодексов и нормативных актов. Подойдут для более глубокого обучения специальные профильные курсы. Их продолжительность не превышает двух лет. После этого потребуется лишь наработать практику, пообщаться с коллегами и повысить опыт.

Как стать боксером профессионалом

  • Перво-наперво для поднятия по карьерной лестнице в боксе необходимо пройти подготовку в клубе. Учреждение должно иметь плотную связь с ассоциациями спорта и прочими вышестоящими организациями. Это позволит показать себя на важных для карьерного роста конкурсах и соревнованиях.
  • После записи в клуб нужно познакомиться и с тренером, и с партнерами. Желательно, чтобы остальные участники клуба были разного роста, возраста и веса. Это позволит работать в будущем с разными типажами боксеров, что важно для наработки опыта.
  • Упражнения в зале, самостоятельные разминки дома, бег по утрам - все это нужно совместить и постоянно этим заниматься, не пропуская ни одну тренировку.
  • Правильное питание также весьма важно. Оно позволит добиться нужной физической формы.
  • После проведения тренировок на протяжении нескольких лет, необходимо зарекомендовать себя в соревнованиях. Это позволит найти себе менеджера и приступить к профессиональной подготовке. Как только вышестоящие мастера спорта заметят новичка, все будет готово. Останется только получить боксерскую лицензию, присоединиться к клубу мирового уровня и участвовать в международных соревнованиях, добывая себе славу настоящего профессионала.

Как стать профессионалом в туризме

Для начала карьеры потребуется окончить курсы менеджмента по туризму. Это могут быть как отдельные занятия, так и обучение в специализированном ВУЗе. Наработав практику и получив начальные знания, следует переходить к реализации своей мечты.

  • Прежде всего, нужно устроиться на работу в тур. агентство, где получить достаточный опыт не составит труда.
  • Затем от простой сферы туризма перейти к деловой сфере. Там происходит оформление заказов для путешествия представителей из крупных компаний, частных организаций. Этот вид туризма стал одним из самых дорогих.
  • Как только нужный уровень опыта будет достигнут, клиенты станут постоянно обращаться только к профессиональному оператору и помощнику. Ведь хорошо проведенный отдых - залог успешной работы и профессиональной подготовленности.

Торговый представитель - как стать профессионалом

Чтобы стать торговым представителем желательно иметь экономическое образование и разбираться в схемах работы "поставщик-компания-потребители". Но при сильном желании добиться профессионализма в данной профессии также возможно.

В первую очередь следует научиться работать с клиентами. Не просто предлагать товары, а и скрыто их рекламировать, раскрывая достоинства. Пригодятся курсы "психологического маркетинга", которые описывают способы влияния на других людей.

Постоянное расширение территории работы, добавление новых заказчиков позволит подняться по карьерной лестнице. И тем самым добиться признания и клиентов, и коллег. Далее можно переходить на работу мерчендайзера или супервайзера . Но если торговое представительство пришлось по душе, следует перейти на совершенно новый уровень: удаленную работу по профессии. С постоянными клиентами можно периодически работать по телефону, принимая заявки на расстоянии. А в свободное время расширять территорию для заказов.

Самое главное, не забывать посещать клиентов хотя бы раз в неделю. Уважение и заинтересованность являются одними из столпов профессионализма.

Как стать профессионалом своего дела

Чтобы добиться поставленной цели и стать настоящим специалистом необходимо постоянно развиваться. Для спорта – это физические занятия, для других сфер – изучение особенностей профессии, общение с мастерами данной отрасли. Постоянное самообучение позволит, как можно раньше достичь профессионализма и, конечно же, получать за это достойное вознаграждение.

Возможно Вас заинтересуют.

Профессионал - человек, кто знает свои профессиональные возможности, постоянно их повышает и никогда не действует вне рамок своей компетенции.

Таким образом профессионалом может быть любой человек, кто добился определенных успехов в своем деле, четко понимает, что он может сделать, а что нет, и не пытается брать на себя больше, чем он способен сделать.

Из этого следует два простых вывода:

1. Профессионалом может быть любой студент, который применил свои знания на практике, получил определенные результаты и не пытающийся быть «круче», чем он есть.

2. Профессионалом не является профессор, который прочитал уйму книг и может с умным видом философствовать на различные темы, но сам не применивший и половины этих знаний на практике.

Как определить профессионала, как выделить его среди других людей.

Все просто. Для этого есть три простых признака:

* Профессионал живет свои делом и посвящает ему большую часть своего времени, зачастую даже в ущерб личному.

* Профессионалу всегда интересно говорить на свою «тему».

* И самое главное, слушая профессионала, хочется бросить все и заняться его профессией.

Знакомство с профессионалами у человека начинается со школы. Думаю ваши любимые школьные предметы в основном зависели от того, кто их преподает. И наверняка у вас были ситуации, когда вам предмет не нравился, но приходил новый учитель и ваше отношение резко менялось. Либо наоборот, уходил старый, а новый так и не смог вас заинтересовать своим отношением к делу.

Существуют два вида профессионалов:

* Профессионал экстра-класса

* Развивающийся профессионал

Разница между ними заключается лишь в количестве знаний и навыков. То есть и тот и другой любят свое дело, знают свои компетенции и не выходят за их рамки, но один может сделать больше. И растущий профессионал всегда становится профессионалом экстра-класса.

Признаки профессионала, которые более полно раскроют ответ на вопрос – Кто такой профессионал?

* Он постоянно учится и развивает свои навыки и способности. Профессионал осознает, что нет пределов совершенству и поэтому постоянно повышает свою квалификацию.

* Он легко пользуется помощью коллег, которые более компетентны в каких-то вопросах и не пытается скрыть свой непрофессионализм в тех вопросах, где он еще не так силен.

* Он осознает, что 100 % гарантию он дать не может. Ведь в любом деле есть факторы, которые могут снизить вероятность успеха. Но он прикладывает максимум усилий для реализации необходимого события.

* Профессионал знает тех людей, чей уровень компетенции в некоторых вопросах выше его и в случае необходимости использует их опыт и знания.

* Профессионал откажется от дела, если знает, что другой человек способен показать лучшие результаты, либо он лично не может помочь человеку.

* Профессионал физически здоров, имеет материальный достаток и счастлив в личной жизни. Чем выше уровень мастерства, тем выше удовольствие от получаемой работы. А значит тем легче человек выполняет свою работу и показывает лучшие результаты. Многие известные профессионалы прожили долгую, счастливую и плодотворную жизнь именно благодаря своей деятельности.

* Профессионал может научить другого человека тому, что умеет сам.

* В работе профессионал не суетится. Ему спешить некуда и выпячивать себя круче, чем он есть на самом деле, ему тоже не надо. Он не делает лишних движений, но от этого его работа только ускоряется.

* Его профессия – хобби, его жизнь, его талант, его душа и призвание.

Итак, уверен теперь вы получили полное представление о том, кто такой профессионал и как им стать. Именно профессионалы нужны работодателю.

То есть те люди, которые могут что-то сделать, постоянно развивают себя и свой потенциал, не говорят лишних слов и не суетятся, пытаясь быть тем, кем они не является.

Поэтому и я желаю вам встать на путь профессионализма. Это самый короткий путь к работе своей мечты и к той ситуации, когда работа сама будет искать вас.

04.09.2018 18:08

Мотивация человека крутится вокруг трех вещей: навыки, деньги и статус (разработка Игоря Михайловича Литвака и Бориса Михайловича Литвака).

Для профессионалов экстра-класса и будущих профессионалов экстра-класса основная мотивация ― это приобретение навыков. Она обеспечивает личностный рост, навыков становится все больше. Может быть, не так быстро, но потом приходят и деньги, и статус. Поэтому лучше воздержаться от приема на работу человека, интересующегося социальным пакетом и материальными льготами. Благо, в условиях кризиса, когда рабочих мест меньше, чем претендентов, это нетрудно.

Правда, и сейчас работники экстра-класса работы не ищут. Их работа ищет. Но сейчас их можно найти в свободном плавании.

Это проблема из проблем в нашем обществе. К сожалению, мы ― общество любителей. У нас тяжело найти профессионала в любой отрасли. Каждый из вас может сказать, как его подводили слесари, портные, повара, маляры, штукатуры. Кто из вас не покупал изделия, которые не соответствовали качествам, о которых говорила реклама? Вот почему, отчаявшись найти профессионалов, многие люди (я имею в виду даже состоятельных людей) сами готовят, ремонтируют сантехнику, клеят обои, да и лечатся. Но наука здесь ни при чем. Она очень высоко развита во всех областях. Все специальности находятся на очень высоком уровне развития и продолжают бурно развиваться.

Дело в том, что у нас очень мало профессионалов даже среди тех, кто может что-то делать толковое. К сожалению, бывает трудно судить о профессионализме по диплому человека, научным степеням, категориям и прочему. И если вы столкнулись с плохим специалистом, то не охаивайте его. Старайтесь от него избавиться.

Практически все учебники и руководства, рисуя облик профессионала, приводят ряд требований, кроме требования владеть набором навыков в своей области. Они предполагают и ряд личностных качеств, которые, возможно, необязательны для лиц средней квалификации, но крайне необходимы для профессионала экстра-класса. В качестве примера приведу перечень признаков, которые должны входить в облик современного профессионала.

Профессионал должен быть одновременно и гражданином, и общественным деятелем . За примерами ходить недолго: врач Рошаль, актриса Пугачева, писатель Солженицын, хоккеист Фетисов другие. Кроме того, у него должно быть широкое образование (я бы сказал, большое общее образование), высоконравственная основа побуждений . Профессионал обычно авторитетен, обладает личным обаянием, скромен, оптимистичен, правдив, справедлив, честен, самоотвержен, гуманен, владеет словом.

Из учебника в учебник переходят цитаты Антона Павловича Чехова о том, что «специалист должен быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Я бы к этому еще добавил, что профессионал должен быть сам благополучным и счастливым человеком. Можно оценить, как владеет профессионал тем или иным методом в своей специальности, но как измерить честность, гражданственность, высоконравственную основу побуждений, правдивость и прочее? Вот почему разделение качеств профессионала экстра-класса на профессиональные и личностные весьма условно.

Поэтому вначале я хочу поговорить о профессионализме вообще.

Я бы отнес профессионализм к личностным качествам. Профессиональные навыки набираются иногда довольно медленно, а профессионализм можно выработать гораздо быстрее. Профессионалом я называю того, кто знает свои профессиональные возможности, постоянно их повышает и никогда не действует вне рамок своей компетентности. Поэтому в жизни можно встретить как профессионала ― начинающего специалиста, так и дилетанта-профессора. Я знаю одного очень неплохого психиатра, занимающего видное положение. Все было бы хорошо, если б он еще не корчил из себя невропатолога. В глаза ему это не говорили, а за глаза смеялись и выражали сомнения в его психиатрических знаниях.

Я полушутя-полусерьезно говорю, что я профессионал, причем во всех областях человеческих знаний: я профессиональный водитель, профессиональный нейрохирург, профессиональный певец (список могу продолжать до бесконечности) и профессиональный психотерапевт. A вот мои доказательства. Я не совершил ни одной аварии, но я ни разу и не садился за руль. Я не напортачил ни разу во время нейрохирургических операций, но я ни разу и не пытался их делать. Я профессиональный певец, потому что я ни разу не пустил петуха со сцены, но я ни разу не пел со сцены. Вот с психотерапией и психологией у меня получается похуже: иногда бывают и неудачи. Или переоценю свои возможности, или переоценю возможности клиента. Но каждый неудачный случай для меня — это повод для глубокого анализа. В конце концов или нарабатываю новые методы, или передаю своего подопечного более квалифицированному специалисту. Последнее, честно говоря, делаю с болью в сердце. Но ведь интересы клиента дороже и для меня лично. А чтобы сердце не болело, иду учиться у коллеги. Ну и, конечно, оттачиваю конкретные техники.

Таким образом, профессионалов можно разделить на две категории:

  • профессионал экстра-класса;
  • растущий профессионал.

Разница между ними непринципиальная, ибо растущий профессионал обязательно станет профессионалом экстра-класса ― дело только в количестве навыков. Но цена на них существенно отличается. Конечно, хорошо увидеть профессионала в работе, но и на светских тусовках и ритуалах его тоже можно вычислить. Постарайтесь разговорить его на профессиональную тему. Он охотно на это пойдет. Если он не хочет или избегает говорить на профессиональные темы, задумайтесь, а профессионал ли он, ибо профессионал живет своей профессией и ему всегда интересно о ней говорить, тем более что он в ней разбирается. Слушая его, хочется бросить свою профессию, если вы сам не профессионал, и заняться его профессией.

Некоторые признаки профессионала экстра-класса с этой точки зрения:

1. Профессионал всегда уважительно относится к своему коллеге и никогда не будет предлагать своих услуг, если его об этом не просят, но никогда не откажет в помощи, если просьбы поступят.

2. Профессионал своевременно и охотно прибегает к помощи своих коллег и легко говорит о своей некомпетентности в тех вопросах, где он некомпетентен.

3. Профессионал никогда не обещает 100%-ю гарантию успеха, а только гарантирует, что приложит все усилия. Ведь исход дела зависит не только от профессионала, но и от усилий партнеров. Профессионал в своей области старается как можно более специализироваться. У него есть «фишка». Что-то он умеет делать такое, что никто делать не умеет. Когда я занимался медициной, две болезни я мог лечить так, как никто в округе. Не называю, ибо не собираюсь возвращаться к лечебной деятельности.

4. Профессионал постоянно учится. Учеба — это фактически обновление. Ведь когда мы в блюдо добавим новый, пусть и в небольшом количестве, ингредиент, изменяется вкус всего блюда.

5. Профессионал знает коллег, уровень профессиональных навыков которых более высок, чем у него.

6. Профессионал откажется от дела, если знает, что кто-то это дело делает лучше, если знает, что не сможет клиенту помочь или кто-то сделает это лучше, чем он. Вот и я написал совместно с Валентиной Савельевной Коваленко монографию «Эпилепсия». Но подбор медикаментов при эпилепсии она делает лучше. И если мне попадался такой больной, то я его переправлял к ней. А она направляла ко мне пациентов с эпилепсией, которые ещё нуждаются и в психотерапевтическом воздействии.

Дорогой мой читатель, это я все рассказываю для вас. Вам достаточно найти одного профессионала. Он найдет вам необходимых остальных. Профессионалы знают друг друга. Кадровые агентства тоже знают, где водятся профессионалы. То же характерно и для остальных отраслей. Найдите одного квалифицированного каменщика, и он приведёт вам квалифицированных маляров, плиточников, сантехников и прочих.

7. Профессионал уже во время первой беседы предупреждает клиента, что тот имеет право отказаться от его услуг, если перестанет ему доверять.

8. Профессионал в качестве предоплаты берет только средства на текущие расходы. Он уверен в своей работе и разбирается в людях.

9. Профессионал физически здоров, материально достаточно обеспечен и счастлив в личной жизни. Чем выше уровень профессионализма, тем легче человек выполняет свою работу, тем лучше результаты, тем больше положительных эмоций, тем лучше здоровье. Многие видные профессионалы с ростом своей профессиональной квалификации улучшали свое здоровье и прожили длинную плодотворную жизнь.

10. Профессионал — это тот, кто не только сам владеет ремеслом, но и может этому научить другого. Это качество необходимо для того, чтобы не бояться остаться одному. Если уж так случится, то помощников можно себе подготовить самому. Поэтому поинтересуйтесь, есть ли у него ученики. Как правило, профессионал нарабатывает свои собственные методики и обычно излагает их в брошюрах или книгах. Или хотя бы узнайте, у кого он учился, и прочтите работы его учителя. А если сказать все это короче: профессионал знает самого себя.

11. Профессионал имеет широкое общее образование. Как-то слышал, не помню где, одну реплику. Женщину спросили, почему она такая умная. Она ответила, что это из-за того, что кроме высшего образования есть ещё и среднее.

С профессионалом легко общаться, ибо он сложно устроен и может подстроиться под любого клиента. У него нет ярко выраженного хобби. Его профессия — это и есть его хобби. В связи с большим общим образованием он великолепно чувствует себя в любом обществе и в любой жизненной ситуации находит что-то полезное для своего профессионального совершенствования. Сложный в общении человек устроен крайне примитивно, подстроиться к нему трудно. Если есть возможность избежать общения с ним, то это лучше сделать побыстрее.

12. В работе движения у профессионала плавные. Создается даже впечатление некоторой медлительности. Но из-за отсутствия лишних движений работает он быстро. В теле нет излишнего напряжения, голос низкий, прослушиваются бархатные базовые нотки. Темп речи, скорее всего, зависит от темперамента. Но если профессионал даже и говорит быстро в связи с холерическим темпераментом, то нет ощущения торопливости и суеты.

Эти положения полезно знать не только руководителям, но и молодым специалистам. Тогда они охотно будут прибегать к помощи своих более опытных коллег, не будут браться за то, что пока не умеют делать, будут учиться тому, чего не умеют, и, в конечном итоге, уже в первые годы своей профессиональной деятельности будут, с точки зрения пользы делу, профессионалами высокого класса. Если бы все молодые специалисты придерживались этих правил, у нас было бы гораздо меньше неоконченных, запущенных дел. Тогда они быстро станут профессионалами, которые со временем превратятся в профессионалов экстра-класса.

Вообще-то еще раз хочу повторить, что профессионал — это не специальность, а образ жизни. И если профессионал сам не соответствует тем принципам, о которых он говорит, то лучше с ним не иметь дела. И если человек непрофессионал или не хочет стать профессионалом, то его и человеком, по большому счету, считать нельзя.

Выбор специалиста ― дело сложное, особенно если вы сами профессионалом не являетесь. Я не берусь сказать, какого специалиста вам следует выбрать. Но я хочу подсказать вам, от какого специалиста вам следует отказаться:

Прежде всего, если к нему не лежит душа, то и не стоит с ним иметь дела. У вас все время будет выраженное эмоциональное напряжение. Все его слова и действия вы будете подвергать сомнению. Разовьется внутреннее напряжение, которое сведет на нет все положительное, что исходит от специалиста.

А вот если специалист вызывает y вас симпатию, это еще не значит, что нужно тут же начинать с ним сотрудничество. После этого еще следует немного подумать.

Если специалист чересчур автократичен, настаивает на выполнении всех его требований, не объясняя их смысла, то я сомневаюсь, что он принесет вам значительную пользу, даже если его советы и рекомендации правильны.

Если специалист ставит вам всенепременное условие посещать только его, то лучше с ним не иметь дела. Значит, он не доверяет вам, вашему разуму, умению отличить одно от другого. Если даже у другого специалиста вам будет лучше, то, конечно, профессионалу будет обидно, однако обижаться он будет на себя, а за вас будет рад.

Если специалист утверждает, что только он владеет данным методом и только он может помочь, то это должно у вас вызвать сомнения. В лучшем случае это добросовестно заблуждающийся человек, в худшем ― шарлатан.

Еще несколько предостережений. Не ждите от профессионала радикальных действий и быстрых улучшений, хотя они иногда и могут быть. Профессионал всегда работает на перспективу.

В общем, если процессе ваших контактов с профессионалом ваша жизнь начинает походить на лестницу, по которой вы все время поднимаетесь, то тогда можно сказать, что все идет нормально. Это подъем вверх, как будто вы идете в гору. И даже если вы скатываетесь, то скатываетесь вперёд ― то есть у вас появляются неприятности, которых раньше просто не могло быть.

Но если в процессе ваших контактов с профессионалом вы ходите по кругу или даже опускаетесь вниз и откатываетесь назад, то лучше расстаньтесь с таким специалистом.

Ничего не принимайте на веру. Если вам непонятны его действия, лучше отказаться от его услуг. Не напрягайтесь, чтобы его понять. Это его святая обязанность ― сделать так, чтобы вы его поняли. «Истина не в словах говорящего, а в ушах слушающего» ― говорили древние. Святая обязанность профессионала ― сделать вам понятными методы, которыми он воздействует на вас или которыми предлагает вам воспользоваться в процессе самостоятельной работы. Вы должны четко представлять конечные результаты работы, признаки, по которым вы будете узнавать прогресс, и время, когда дело будет, сделано.

Профессионал не боится обучать других. Ведь в процессе обучения других сам начинаешь глубже понимать свою профессию и можешь придумать что-нибудь новое, а твои последователи продолжают делать то дело, которое профессионалу уже стало неинтересным.

Теперь еще несколько слов работодателям.

Работники бывают грубияны, садисты-исследователи, стяжатели, невежды и ангелы. О первых четырех мы поговорим ниже. А вот ангелов бояться нужно больше всего. Ведь ангелов не бывает. Постарайтесь найти в нем что-то человеческое, какие-то недостатки. И если это вам не удастся, то перестаньте с ним общаться. Значит, поведение его неестественное. В будущем вас ждёт глубокое разочарование.

Если на первых встречах профессионал вас раздражает, со многим вы не согласны, временами он кажется то стяжателем, то невеждою, то садистом, то грубияном, но он будит вашу мысль, заставляет вас возражать ему, и вам с ним интересно ― задержитесь возле него немного. Потом вы увидите его достоинства, которые перевешивают все его недостатки. Выяснится, что это не стяжательство, а необходимые требования, связанные с технологией производства. Кажущийся садизм и грубость связаны с нежеланием тратить лишнее время. А то, что вам представляется невежеством, связано с гиперсосредоточенностью на своей специальности. Вспомните Шерлока Холмса, который был почти полным невеждою в вопросах, не касавшихся его специальности. Более того, вскоре вы их просто не будете замечать. Но если есть только эти недостатки, то от таких работников лучше избавляться или не принимать на работу.

Они знают, чем владеют и чего не умеют, и постоянно стараются повышать свой уровень и двигаться вперед и вверх. Не расспрашивайте о претензиях на рост тех, кого нанимаете на работу. У нормального сотрудника есть одна мечта ― занять ваше место. Этот человек будет хорошо работать. Но если вы нормальный руководитель, то это вас не будет огорчать. В конце концов, и вас ведь ждет повышение, вы же тоже будете расти, и вы, уходя с прежнего места работы, захотите передать ваше учреждение в хорошие руки. А молодой профессионал за несколько лет овладеет навыками управления и сможет вас заменить, когда пойдете на повышение.

Вопрос только в том, как найти растущего профессионала. Искать его лучше всего еще тогда, когда он учится в институте на втором курсе (с первого курса часто уходят). Поручить подбор его нужно преподавателям вуза, где учится студент. Там его учат не просто избранной специальности, например электротехнике, но учат работать именно на вашем предприятии. За несколько лет целенаправленной учебы он превращается в полноценного профессионала и после окончания вуза уже не нуждается в предпродажной подготовке, как многие выпускники наших институтов. Когда он выходит на работу, то получает должность, достойную зарплату и жилье. Затраты окупаются. И я не фантазирую. Лично знаком с руководителем такого предприятия в Санкт-Петербурге.

Растущих профессионалов очень мало. Но они есть. Хочу описать их признаки:

Внешне они незаметны, в студенческих тусовках не участвуют, на дискотеки и в ночные клубы не ходят. Но зато посещают студенческие кружки, где в меру своих сил занимаются научной работой. Некоторые успевают подготовить диссертационную работу, частью которой является их дипломное исследование. Они заранее знают, где они хотят работать, и где будут работать после окончания вуза. Более того, стараются работать там во время каникул и в свободное от учебы время. Обычно на будущей работе их уже ждут. Недостающие навыки быстро набирают по ходу работы. И опять вам не сказки рассказываю, а реальные факты. Не очень часто, но так было и во время моей работы в Ростовском медицинском университете, что студенты у нас к концу обучения овладевали и практическими навыками. Но поскольку по закону они не могли быть оформлены на постоянную работу, они, формально учась у нас в ординатуре или интернатуре, фактически работали уже в лечебном учреждении как бы на практике, а у нас только числились. В аспирантуре они не нуждались.


Настоящий профессионал никогда не будет искать виновников своих неудач. Всегда грамотно расставит приоритеты и сможет подняться после сокрушительного поражения. Человек, который умеет мечтать и мечты свои претворять в жизнь. Который всегда учится, никогда не останавливается на достигнутом. Который уважает мнение окружающих. С активной жизненной позицией. Профессиональной гордостью. Который постоянно работает над повышением качества своего труда и его плодов.

Узнали себя? Значит, вы — профессионал. Высшая награда вашего труда. Можно ли стать профессионалом в молодом возрасте? Безусловно. Сколько в своей жизни мне приходилось встречать таких мастеров. Ищущих, пытливых, позитивных. И как часто вокруг нас находятся сирые и убогие — не по физическому состоянию, по убогости души. Проработав на одном месте многие годы, только и умеют … копать от забора до обеда. Снедаемые завистью и злобой к успехам других, сами зависли в своей серости на уровне средней школы… Такие люди, увы, есть в любом коллективе. Тормозящие развитие всей организации, критикующие все и вся. Сами же при этом и гроша ломаного не стоят на рынке труда. Знают это, потому и держатся за мизерную зарплату, боясь потерять даже этот нищенский кусочек. Жаль таких. Но насильно никого не осчастливить.

Как говорится, мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один.

Два таких диаметрально противоположных взгляда на жизнь. Практически в любом живом коллективе встречаются и те, и другие. Они, как баланс, как учителя друг другу. Если же баланс нарушается в сторону преобладания пытливых и умелых — корпорация в короткие сроки добивается больших результатов. Если маятник отклоняется в противоположную — фирма быстро «заболачивается» и умирает. Закон рынка.

Трудно перечислить все предпосылки рождения тех и других. Наверное, самая главная — внутренняя мотивация. Или полное ее отсутствие. Откуда ж энергию взять на собственное развитие, когда тратится она на зависть и злость. А самое страшное — эти люди даже не отдают себе в этом отчет. Глухи к советам других. Обычно такие люди жадны, скупы даже для себя. Настоящих профессионалов — борцов отличает щедрость во всем. Мне везло на таких людей. Многому они меня научили.

Очень мне нравится эта старая притча:

Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь.
СТАРИК: «Видишь ли, жизнь — это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость».
ВНУК: «А какой же волк в конце концов побеждает?»
СТАРИК: «Тот, которого ты кормишь…»

Пусть среди нас будет больше настоящих профи! Во всем!