Общая структура любой деятельности включает. Понятие «деятельность». Структура деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация
Поскольку любая деятельность направлена на достижение какого-то конечного результата, заданного извне или отвечающего личной потребности субъекта деятельности, то мы, прежде всего, должны выделить предметное содержание деятельности как первую объективную составляющую деятельности, в которой можно выделить два компонента:
- а) содержание активности, отвечающей предмету потребности и промежуточным результатам;
- б) содержание, связанное с факторами или условиями, влияющими на выбор целей и способа действий и их осуществления.
Второй объективной составляющей деятельности является объективная структура деятельности как целостной (молярной) целенаправленной активности, включающей:
- а) деятельность как целостную содержательную активность;
- б) действия как составные звенья деятельности;
- в) операции или частные действия как более мелкие звенья действий.
Третья составляющая деятельности должна быть представлена субъективными составляющими деятельности, среди которых необходимо выделять:
- а) причинные составляющие (потребности, ценности, мотивы, цели);
- б) ориентирующие составляющие: знания – образы ситуации и мира;
- в) регулирующие составляющие: эмоциональные состояния, индивидуально-психологические особенности субъекта;
- г) исполнительские составляющие: умения – способности решать задачи и исполнять решения.
Предметность деятельности есть ее главное качество. Она определяется, во-первых, конечным и промежуточными предметами активности, а во-вторых, различными факторами (условиями), влияющими на выбор способа деятельности и осуществление соответствующих действий, направленных на достижение целей (рис. 5.1).
Предметность деятельности означает, что субъект должен подчиняться в своей активности предмет}", т.е. конечному результату деятельности, а также промежуточным результатам действий, и учитывать при выборе способов деятельности и действий внешние предметные условия. А. Н. Леонтьев писал, что деятельность в своем осуществлении вынуждена подчиняться геометрии (форме и протяженности) объектов среды. На самом деле субъект деятельности вынужден подчиняться не только геометрическим свойствам объектов, но и их химическим и другим физическим свойствам. Только в сказке человек может пройти сквозь сплошную бетонную стену или перепрыгнуть забор высотой 6 м. В жизни любой субъект деятельности вынужден подчиняться физическим характеристикам предметной среды (непроницаемости, непрозрачности, весу и пр.) и физическим характеристикам
Рис. 5.1.
орудий. Понятно, что, чтобы учитывать эти условия, субъект должен иметь знания о них (в виде образа ситуации или образа мира).
В своей деятельности субъект вынужден учитывать свои физические возможности и функциональное состояние, а также поведение других живых существ: и своего вида, и других видов, знакомых и незнакомых, коллег по совместной деятельности и др.
В совместной коллективной деятельности людей человек обязан подчиняться общей цели и учитывать активность других людей, их усилия по достижению общего результата. Кроме того, человек должен учитывать требования моральных норм общества, в котором он живет и действует; законы, регулирующие ответственность за какие-то действия; правила поведения среди других людей и правила использования опасной техники.
Структура деятельности
Конечный результат деятельности может быть достигнут прямо, непосредственно в один акт активности, или через промежуточные результаты, приближающие субъекта к конечной цели (предмету деятельности). В последнем случае в деятельности как целостной и имеющей свое строение или структуру активности выделяются отдельные звенья или промежуточные действия, обеспечивающие достижение промежуточных результатов (рис. 5.2).
Рис. 5.2.
Естественно, есть основание и логика выделения промежуточных результатов и соответствующих им действий, которая определяется условиями и технологией достижения конечного результата (способа деятельности), и есть алгоритм перехода от действия к действию.
Под "действием" понимается активность, предметом которой является промежуточный результат как осознанная цель. В свою очередь каждое действие тоже может быть разбито на ряд своих звеньев, которые получили название "частных действий", или "операций" (С. Л. Рубинштейн и П. Я. Гальперин). Это, как правило, необходимо делать, когда речь идет об обучении новой деятельности или новому действию, при котором для ученика надо выделять самые маленькие звенья и давать ориентиры для их правильного исполнения. При выделении операций структура деятельности на схеме выглядит так, как показано на рис. 5.3.
Рис. 5.3.
п.р. – промежуточный результат или цель; д 1.1 – действие 1.1 или операция 1.1 в действии 1 и т.д
Операции, или частные действия, можно дробить и дальше – вплоть до отдельных движений, обеспечивая их направленную связь между собой (алгоритм исполнения).
Совокупность действий и операций, используемые средства и алгоритм перехода от одного звена к другому составляют структуру и технологию деятельности.
Выбор промежуточных результатов или целей первого порядка (п.р. 1; п.р. 2; п.р. 3;..., п.р. N) и последующих порядков, соотносящихся с операциями (п.р. 1.1; п.р. 1.2; п.р. 2.1; п.р. 2.2 и т.д.), определяется требованиями конечного результата, а для второго порядка – требованиями промежуточных результатов первого порядка и выбранными технологиями достижения конечного и промежуточных результатов (способы и средства достижения). Деятельность и действие не жестко связаны между собой. Действие может входить в разные деятельности, причем иногда одновременно.
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
У человека активность протекает в трех формах: а) в форме деятельности; б) в форме поведения, не равному поведению животных и в) в форме созерцания (С.Л.Рубинштейн).
Активность человека с самых ранних лет регулируется требованиями общества. Эта форма активности, этот тип поведения называется деятельностью.
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Отличие деятельности человека от активности животного.
1. Деятельность человека носит продуктивный, а не только потребительский характер.
У человека использование предмета как орудия для достижения желаемого результата в фазе его создания может быть удалена во времени от использования этого орудия, в отличие от животных.
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.
4. Человеческая деятельность есть продукт истории, а активность животных – результат их биологической эволюции.
5. Предметная деятельность людей формируется и развивается в обучении и воспитании. Активность животного обусловлена генотипически.
Психологические черты деятельности.
2. Психика должна отражать собственные объективные свойства вещей и определять ими способы достижения поставленной цели.
3. Деятельность должна стимулировать и поддерживать активность, которая сразу же не удовлетворяет потребность. Следовательно, деятельность невозможна без познавательных и волевых процессов.
Чтобы говорить о деятельности человека, необходимо выявить у человека наличие сознаваемой цели. Сознавание цели – ее необходимый признак. Когда этот признак отсутствует, имеет место импульсивное поведение , которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Часто носит эгоистический характер (при аффекте, гневе, страсти). Импульсивность поведения не означает его бессознательности. Здесь сознается только личный мотив , а не его общественное содержание, воплощенное в цели. Бессознательное поведение – это импульсивные реакции, основанные на рефлексах, инстинктах, чаще инстинкте самосохранения.
От понятия «деятельность» необходимо отличать понятие «поступок». Э то действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.
Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.
Основные характеристики деятельности: мотив, цель, предмет, структура и средства.
В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Это может быть материальный предмет, могут быть знания, умения, навыки, мысль, идея, теория, произведение искусства.
Иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Одна и та же цель может порождаться различными мотивами, а одни и те же мотивы могут формировать у разных людей различные цели деятельности.
Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Для трудовой деятельности – это материальный продукт, для познавательной – информация, для учебной – знания и т.д.
Основными составляющими структуры деятельности являются действия и операции. Действиями называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия, характер которой зависит от условий выполнения действия, имеющихся умений и навыков, наличия средств осуществления действия. Пример: запись информации – действие одно, а операция у каждого человека своя.
Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
Структуру деятельности можно представить в виде лестницы, спускаясь по ступеням которой человек эту деятельность и осуществляет: цель – частные задачи – действия – движения – элементы.
И последняя характеристика деятельности – средства. Это те инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к повышению ее продуктивности.
В ходе развития деятельности может изменяться мотивация. Так же может действие выделиться из деятельности и превратиться в самостоятельную деятельность.
Компоненты деятельности: внутренние и внешние. Внутренние – анатомо-физиологические и психологические процессы и состояния. Внешние – движения. Их соотношение не постоянно. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении затруднений в деятельности, когда нарушаются какие-либо компоненты, происходит обратный переход – экстериоризация: автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутреннее вновь сознательно контролируемым.
Тема Деятельность человека, ее основные формы
Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность – это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Деятельность человека | Активность животного |
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. | Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой |
Целеполагание в деятельности | Целесообразность в поведении |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) | Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы |
Основные компоненты деятельности (структура деятельности)
Субъект деятельности - это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество)
Объект деятельности - это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека). Объект молния. Установка молниетвода. Молниеотвод - устройство, устанавливаемое на зданиях и сооружениях и служащее для защиты от удара молнии. Объект – атмосфера, земля.
Мотив - совокупность внешних и внутренних условий вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Это то что стимулирует нас к деятельности. Какой потребностью вызвана деятельность? В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Каков желаемый результат деятельности?
Методы, средства. Как, с помощью чего происходит деятельность?
Процесс.
Результат (продукт). Что получилось после всех действий?
Деятельность состоит из цепи действий. Действие - это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Социальное действие включает себя два момента: субъективную мотивацию индивида; ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» и без чего действие не может рассматриваться как социальное.
Его основным субъектом является индивид. Виды действий (Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864-1920) в зависимости от мотивов действий ):
Вид | Его сущность |
Ценностно-рациональное действие | Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д. (Спасение человека из чувства долга, понимания ценности человеческой жизни, необходимости помощи людям). Капитан, который утонул, отказавшись покинуть свое судно при крушении. |
Аффективное (лат. affectus - душевное волнение) действие | Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д. (Боец вступил в бой против превосходящего по силе по противника под влиянием желания отомстить за смерть боевых товарищей на войне). Мать может ударить ребенка, потому что тот невыносимо себя ведет. |
Традиционное действие | Основано на длительной привычке. Действие совершается в повторяющихся условиях и по твердо установленной модели (обряды, ритуалы). Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. |
Аффективное и традиционное действия не являются в строгом смысле социальными, поскольку мы не имеем здесь дела с осознанием смыслом аффективного и традиционного поведения.
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение (познание), труд.
Игра - это особый вид деятельности», целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками (через игру происходит освоение социальных ролей, норм – соблюдение правил игры, формирование личностных качеств – развитие терпеливости (следовать цели в течение длительного времени) при игре в прятки, концентрация внимания, честности).
Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Линии сравнения | Общение | Информационная коммуникация | ||||
1. Общее | Обмен информацией | |||||
2. Различия | Получатель информации - человек | Получатель информации - человек, животное, машина | ||||
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта | Однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи | |||||
Усиление общности участников | Участники остаются обособленными | |||||
Субъект - тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) | ||||||
Цель - это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении | ||||||
Структура общения | Содержание - это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому | |||||
Средства - это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.) | ||||||
Получатель информации | ||||||
Существует несколько классификаций общения.
По используемым средствам общения:
Непосредственное - с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.
Опосредованное - с помощью специально приспособленных или изобретенных средств - газета, компакт-диск, след на земле и т. д.
Прямое - личные контакты и непосредственное восприятие друг друга
Косвенное - через посредников, которыми могут выступать другие люди
По субъектам общения:
Между реальными субъектами
Между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)
Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека
Между воображаемыми партнерами - художественными образами произведений
Функции общения
В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением.
Общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
Общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
Общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
- труд - это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;
- труд - один из видов деятельности, но далеко не единственный.
Труд - это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.
Труд даёт средства к существованию, позволяет чувствовать себя нужным обществу (значимым), позволяет развивать способности, поддерживает интеллектуальное здоровье, приносит радость общения с другими людьми.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30
Деятельность - это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.
Деятельность - это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.
Основные черты деятельности
Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность.
Основными характеристиками деятельности человека являются предметность и субъектность.
При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения:
генетический, структурно-функциональный
и динамический.
Структура деятельности
Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.
Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы, цель и результат.
Мотивы - это те внутренние цели, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.
Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, Формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.
Цели - наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существ6 его деятельности. Цель деятельности - это идеальное представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.
Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.
Способы и приемы (действия) - относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.
Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.
Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты.
По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.
Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.
Деятельность
осуществляется в виде системы действий.
Действие главная структурная
единица деятельности, которая определяется
как процесс, направленный на достижение
цели. Выделяют практические (предметные)
и умственные действия.
В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительную и контрольную части.
Освоение деятельности: навыки и умения.
При осуществлении деятельности человек вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, создаются определенные предметные ситуации, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.
Навык - это стереотипный способ совершения отдельных действий - операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля.
Выделяют простые и сложные навыки
Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.
Навык возникает и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в высвобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключении его на цели действия.
Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.
Поскольку в
структуру действий и различных видов
деятельности входит множество навыков,
они обычно взаимодействуют друг с
другом, образуя сложные системы. Характер
их взаимодействия может быть различным:
от согласованности до противодействия.
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координация нарушается, движения начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усилению сознательного контроля.
Умение - это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия.
Одно из основных качеств умений заключается в том, что человек в состоянии изменять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат.
Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия различных решений.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения, благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Структура деятельности
В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект - ϶ᴛᴏ то, на что она направлена. Субъектом деятельности должна быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом бывают природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта должна быть направлена также и на другого человека.
Деятельность - ϶ᴛᴏ внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.
Экстериоризация |
Интериоризация |
Внешние, предметные |
Внутренние, умственные |
3,4,5 |
Личные – общественные |
Операции |
Способы и приемы (действия) |
Мотивы |
Рис. 5. Структура деятельности
Мотивы – те внутренние цели, которые связаны с потребностями лич-ности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности принято называть то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.
Мотивы человеческой деятельности бывают самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.
Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека – на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это – производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, к примеру игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в базе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, ᴛ.ᴇ. побуждается несколькими различными мотивами).
Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, к примеру, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приоб-рести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.
С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. В случае если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характери-зуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).
Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.
Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности - ϶ᴛᴏ идеальное представление ее будущего результата. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).
Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в базе ряда деятель-ностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. К примеру, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.
Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.
Цели бывают близкими и далекими, личными и общественными исходя из того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект деятельности знает, каковы средства и условия достижения цели.
Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.
Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.
Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта͵ человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план принято называть интериоризацией.
Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек осуществляет действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в данном случае подготавливается и протекает на базе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, принято называть экстериоризацией.
Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели (рис. 6). Выделяют практические (предметные) и умственные действия (рис. 7).
Рис. 6. Характеристики действия
Рис. 7. Виды действий
В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительную и контрольную части (рис. 8).
Ориентировочная основа действия |
Рис. 8. Структура действия
Структура деятельности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура деятельности" 2017, 2018.