Болезни Военный билет Призыв

Образовательные практики в российских школах. Современные образовательные практики в зарубежных странах. Методика личностно-ориентированного развития

По мнению западных ученых (MeriamSh., CaffarellaR., 1999), статус института образования взрослых обусловлен, прежде всего, социально-экономическим развитием и претерпевает изменения в зависимости от этого развития. Социокультурный контекст создает для взрослых особые потребности и интересы в развитии. Кроме этого, во многих странах отмечаются демографические изменения. Наблюдается общая тенденция старения населения, что связано с более высокой экономической состоятельностью населения по сравнению с предшествующими поколениями. Также западные авторы пишут в своих работах об увеличении свободного времени у взрослых людей, что обусловлено развитием технического прогресса.

В настоящее время образование взрослых развивается достаточно интенсивно в более чем 42-х странах Европы, о чем свидетельствует большое количество научных работ, монографий, статей, докладов и тезисов конференций в области непрерывного образования.

Некоторые примеры.

В Финляндии образование для взрослых реализуется в формальных и неформальных формах, а также - как либеральное образование, связанное с изучением иностранных языков, информационными технологиями, спортом и др. На рынке либерального образования осуществляют деятельность учебные ассоциации, поддерживаемые политическими партиями; культурные и религиозные организации; летние университеты; народные высшие школы; центры образования для взрослых; спортивные учебные центры; университетские центры непрерывного образования; музыкальные школы и др. В Финляндии применяется концепция «паспорта учебных достижений», в котором представлены все результаты непрерывного образования взрослого.

Опыт функционирования центров образования для взрослых привлекает своим финансовым обеспечением. Более 50% финансирования - из государственного бюджета, около 30% - из муниципального, меньшая часть - из средств обучающихся взрослых.

Подобный опыт либерального образования взрослых существует и в Дании, где к этой сфере относят социально-культурные обучающие мероприятия и курсы, направленные на повышение гражданского самосознания.

В Швеции граждане получают право учиться в образовательных структурах для взрослых в возрасте от 20 лет. Государственная система для взрослых состоит из различных образовательных структур: муниципальных (для взрослых, имеющих проблемы с обучением), курсы шведского языка для иностранных граждан, Национальные школы для взрослых.

По данным международных исследований, Швеция лидирует по количеству вовлеченных в сферу образования взрослых в возрасте от 16 до 65 лет (52,5% населения), наряду с такими странами, как Великобритания (43,9%), Нидерланды (37,4%), Ирландия (24,3%), Бельгия (21,2%), Польша (13,9%).

В диссертационном исследовании Зотовой Т.П. «Использование шведского опыта образования взрослых в отечественной педагогической теории и практике» представлен опыт шведского «фолкбилднинг» (folkbildning) в рамках высших народных школ (означает народное образование, не связанное с получением официального документа о квалификации). Отличительной особенностью этих школ является практика разработки программ при участии слушателей курсов, с учетом профессионального и жизненного опыта контингента конкретной учебной группы. В Швеции уже более ста лет этой традиции - добровольного объединения людей в группы с целью посещения интересующих их лекций и занятий, участия в культурных мероприятиях.

Практически в каждой стране существуют свои особенности существования системы «folkbildning» и высших народных школ. Схожи между собой системы образования взрослых в Швеции и Финляндии. Национальные особенности систем имеются в Дании, Норвегии и Исландии.

В Германии функционируют различные формы образования для взрослых, которые представлены общим и профессиональным непрерывным академическим образованием. Общее образование направлено на общие образовательные потребности населения. Например, курсы для граждан старшего возраста, курсы для женщин. Профессиональное непрерывное академическое образование охватывает большее число возможных дисциплин. Продолжительность такого обучения может быть от нескольких дней до двух лет, в том числе - 30% такого образования реализуется в дистанционной форме.

Непрерывное образование направлено на обеспечение разнообразным группам населения возможности адаптироваться в изменяющемся мире. К тому же, возможно вовлечение в образовательный процесс мигрантов. Обеспечиваются такие потребности, как языковая подготовка, получение культурологических знаний, коммуникативных навыков и др.

В работах Адама Смита, Альтфреда Маршала и др. отмечается, что расширение сферы образования в случае непрерывного образования взрослых можно воспринимать как инвестиции взрослых в свой интеллектуальный капитал.

Правительства западных стран оказывают помощь в развитии разных форм дополнительного образования взрослых, понимая важность повышения квалификации рабочей силы и соответствия образовательного уровня населения прогрессивным изменениям в различных областях техники, производства, культуры в целом. Ответом на новые профессиональные потребности экономики явились специальные программы профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения.

В различных странах используется система мер, обеспечивающая приближение образования к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, создания просветительских центров в школах, вузах, библиотеках, клубах, религиозных центрах, на рабочих местах, а также на основе информационных технологий. Галичин В.А.Основные характеристики и тенденции развития образования взрослых в условиях глобализации Журнальный клуб Интелрос » Век глобализации » №1, 2012

Тем не менее, анализ международных документов, публикаций российских и зарубежных исследователей, связанных с развитием системы образования взрослых в Европе, позволяет сделать вывод о существенных различиях в положении дел в данной сфере в отдельных странах. Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития [Текст] / А.Н. Пережовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 38-41. Например, в исследовании «Европейское образование взрослых за пределами ЕС», подготовленном и опубликованном в 2010 г. Институтом международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов совместно с Европейской ассоциацией образования взрослых (EAEA), отмечается, что «не во всех регионах Европы потенциал и важность образования взрослых получает надлежащее внимание», «различия в странах-членах ЕС до сих пор велики. В то время как в скандинавских странах, Ирландии и Нидерландах система образования взрослых граждан сложна и хорошо финансируется, в других странах данная система практически отсутствует».

По данным Статистического института ЮНЕСКО, в настоящее время более 860 млн. человек в мире неграмотны. Международное сообщество обязалось изменить это положение путем реализации к 2015 году программы «Образование для всех», среди целей которой - обеспечение полного удовлетворения образовательных потребностей взрослого населения.

Однако результаты проведенного анализа теоретических и практических исследований свидетельствуют о наличии противоречий и вызовов, связанных с тем, что существующая система образования взрослых решает не все актуальные для современного общества профессиональные и личностные проблемы взрослых. Образование остается недоступным для многих социальных категорий населения. По данным международных исследователей, участие в программах образования для взрослых связано с уровнем базового формального образования. Высокий уровень первого образовательного опыта увеличивает потребность непрерывного образования до 4 раз, а в некоторых странах - до 10 раз.

По оценкам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), с учетом развития демографической ситуации в развитых странах к 2050 г. подавляющая часть образовательных практик в формальной системе образования и за ее пределами будет связана со взрослым населением (более 600 млн. человек). Дополнительное профессиональное образование в 2010 г.: статистический бюллетень. т. 1. М.: Росстат, 2010.

Практика – это искусственно организованная деятельность, формирующаяся на основе теоретического и мыслительного сопровождения. Деятельность без этого обеспечения не может быть воспроизведена и не может быть зафиксирована в культуре как опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Лучшая практика в отечественном образовании».

Практика – это искусственно организованная деятельность, формирующаяся на основе теоретического и мыслительного сопровождения. Деятельность без этого обеспечения не может быть воспроизведена и не может быть зафиксирована в культуре как опыт.

Профильное обучение


Профильное обучение - система организации среднего образования , при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:


  1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.

  2. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

  3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

  4. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.


В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.

Личностно-ориентированное образование (А.А.Плигин, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская)


В личностно-ориентированном образовании ученик - главное действующее лицо всего образовательного процесса. Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:


  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;

  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

  • выделение групп детей по знаниям, способностям;

  • распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, профессиональной направленности;

  • отношение к каждому ребёнку как к уникальности.


Особая психолого-педагогическая задача - обучение одаренных детей. Речь идёт о диагностике как общей (интеллект и креативность ), так и специальной одаренности - музыкальной, сенсомоторной, литературной и т.д.

Личностно-ориентированное образование значительно повышает роль и увеличивает объем психодиагностических исследований для оптимального решения образовательных и воспитательных задач.

В концепции образования Е. В. Бондаревской личностно-ориентированное воспитание в дошкольном и младшем возрасте - это процесс "вскармливания" и обеспечения здоровья ребёнка, развития его природных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребностей в деятельности, овладения первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.


В.В.Сериков разрабатывает сущностные основы личностно-ориентированного образования. В его модели ученик является субъектом жизнедеятельности, поэтому В. В. Сериков предлагает строить обучение на основе его жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.п.). По его мнению, важно обеспечить, прежде всего, личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию и другое.

В концепции И. С. Якиманской целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их "окультуривание", превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам.

Сетевое образование не следует отождествлять с использованием компьютерной сети или торговой сети, в которых сетевая идеология и основная польза заключается в снижении совокупной стоимости владения компонентом сети. Образование в сетевой форме не сводится к использованию компьютера, а связано с иным содержанием и организацией, другим методическим и кадровым обеспечением всей образовательной инфраструктуры. Собственно, речь идет о качественно новой «сетевой педагогике», в настоящее время практически не разработанной и не исследованной. И любая массовая компания компьютеризации весьма далека от идей и живых процессов сетевого образования, хотя новые информационные технологии, по-видимому, станут его естественным элементом.

Опираясь на известные реализованные проекты , авторы пришли к выводу, что понятия «сетевое образование», «сетевые формы образовательных программ», «сетевые формы реализации образовательных программ», «сетевые образовательные программы», хотя и имеют небольшие различия, принципиально меняют концепцию аналитического обзора.

Идеи сетевого подхода в образовании наиболее ярко представлены в Болонском процессе – процессе сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, и в России начались прямые обращения к документам Болонского процесса. Стимулом для обращения к идеям Болонского процесса стало признание необходимости создать такую образовательную систему, которая, будучи включенной в деятельность рыночных механизмов, могла бы выступать на равных и даже конкурировать с европейской.

Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – наиболее прозрачными и легко сопоставимыми.

Цель декларации – установление европейской зоны высшего образования, а также обеспечение конкурентоспособности европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Достоинства Болонского процесса в развитии горизонтальных сетевых технологий состоят в следующем: расширение мобильности студентов и преподавателей (мобильность обозначена для 27 стран – членов Евросоюза, межинституциональное сотрудничество университетов, единые принципы признания результатов обучения, расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на общеевропейский рынок труда.

Присоединение России к Болонскому процессу в сентябре 2003 года дало новый импульс модернизации высшего образования в России. Для университетов России многое изменилось за прошедшие 10 лет, в частности:

1. Приказом Минобрнауки РФ от 06.08.2009 г. № 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников» (далее по тексту – Приказ 284) утвержден порядок проведения аттестации профессорско-преподавательского состава вузов. Основными показателями успешности работы аттестуемого работника выступают :

  • результаты научно-педагогической деятельности работников в их динамике за период, предшествующий аттестации;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ;
  • личный вклад в развитие науки, решение научных проблем в соответствующей области знаний;
  • участие в развитии обучения и воспитания обучающихся, в освоении новых образовательных технологий.

2. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» предусматривается увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), до 2,44 процента. Была принята как рабочая концепция, что инновационный характер экономики начинается с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития России .

3. Проведение в течение 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы по критериям, соответствующим Приказу 284.

Принятие в декабре 2012 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон), которым в ст.13 и 15 определяется сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) как форма, обеспечивающая возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Причем в Законе не рассматриваются какие-либо специальные образовательные программы при использовании в сетевом варианте.

4. В соответствии с Приказом Рособнадзора от 25.10.2011 № 2267 «Об утверждении критериев показателей и необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования» во всех вузах разработаны учебно-методические комплексы (далее по тексту – УМКД), в состав которых входят :

  • рабочая программа (программы) учебной дисциплины, включая электронную версию;
  • учебники и учебные пособия, соответствующие рабочей программе, включая их электронные версии;
  • дидактические материалы для практических и семинарских занятий, задачи, задания, упражнения, кейсы, сценарии деловых игр и др., включая их электронные версии;
  • методические рекомендации по самостоятельной работе студентов при изучении дисциплины;
  • методические рекомендации для преподавателей, ведущих практические (семинарские) занятия по эффективным средствам, методам и технологиям обучения;
  • фонд оценочных средств – педагогические измерительные материалы (контрольно-измерительные материалы), предназначенные для оценки качества освоения студентами программы дисциплины; перечень вопросов к зачету и экзамену; тестовые комплекты; оценочные кейсы (междисциплинарные) и т.д.

5. В статье «Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России» авторы пишут, что в течение последних лет Россия предпринимает важные шаги по достижению конкурентоспособности своих университетов, однако в российском университетском образовании не произошел серьезный прорыв. Например, научная продуктивность пока не увеличилась. А тем временем в мире повсеместно реализуются проекты усугубляющие положение России. Причем в последние семь лет за счет публикаций мировых рейтингов значительно усилился интерес к критериям рейтингования.

Неполный список произошедших изменений указывает на то, что российская высшая школа готова к сетевой форме реализации образовательных программ: профессорско-преподавательский состав освоил новые образовательные технологии (п. 1); результаты их научной деятельности близки к мировому уровню (п. 2); для формирования единого образовательного пространства в России проведен мониторинг эффективности вузов (п. 3); УМКД создают прекрасные возможности для организации компьютерного обучения в режиме дистанционного или электронного обучения.

Но, как сказано в Законе, использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договоров между сетевыми организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации могут совместно разрабатывать и утверждать образовательные программы.

Одной из форм сетевого взаимодействия является консорциум вузов . Его примером может служить созданный в 2009 г. на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики консорциум вузов сервиса, объединяющий 12 вузов РФ с численностью 165 тыс. студентов и 7 тыс. преподавателей. В рамках данного консорциума обозначено 30 направлений сотрудничества (совместная разработка и реализация инновационных проектов, организация мобильности студентов и преподавателей, объединенный ГАК, распределенные электронные ресурсы и др.). Стратегической целью консорциума является качественная многоуровневая подготовка специалистов для индустрии сервиса России, соответствующая международным стандартам. Участники этой образовательной структуры позиционируют себя в качестве федеральной инновационной площадки, способной самостоятельно решать важные для страны задачи.

Интересный опыт сетевого взаимодействия вузов в единой образовательной информационной среде накоплен на базе Томского национального исследовательского университета (ТГУ) и его деловых партнеров. ТГУ является соучредителем Ассоциации образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет», а также Суперкомпьютерного консорциума университетов России совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова, Нижегородским и Южно-Уральским университетами. Сетевая структура консорциума включает в себя семь научно-образовательных центров (НОЦ), созданных на базе ведущих университетов в федеральных округах. В состав НОЦ, как правило, входят не только вузы, но и академические институты, организации бизнес-сообществ.

Проект «Сетевой Университет СНГ» был разработан в 2008 г. Международным фондом гуманитарного сотрудничества при активном участии Российского университета дружбы народов (РУДН). В нем участвуют 16 вузов из 8 стран СНГ. В марте 2010 г. было подписано соглашение о создании сетевого консорциума 40 педагогическими вузами РФ.

Таким образом, можно сказать, что существует огромное количество отечественных образовательных практик, как широко известных, так и нет. На мой взгляд, все из представленных выше практик заслуживают изучения и, ориентируясь на дальнейшее исследование, могу предположить, что возможна их сетевая кооперация как способ инновационного развития системы образования.

Литература:

1. Материалы информационно-методического семинара для образовательных организаций профессионального образования Сибирского и Дальневосточного федеральных округов «Особенности реализации программ высшего образования в условиях вступления в силу Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” и результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС в организациях профессионального образования» 30 сентября – 1 октября 2013 года, г. Барнаул. URL: http://www.p218.ru/doc.aspx?DocId=1358 (дата обращения 6.11.2013).

2. Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины, направления и профиля подготовки. – СПб.: Санкт-Петербургский университет управления и экономики, 2011.

3. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации».

4. Приказ Минобрнауки России от 06.08.2009 № 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников».

5. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

6. Приказ Минобрнауки России от 23.07.2013 № 611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».

7. Распоряжение Правительства РФ от 21 мая 2012 г. № 811-р г. Москва «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, признаваемые на территории Российской Федерации».

8. Салми Дж., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России» // Вопросы образования. - №1. – 2013. – C. 25-68.

9. Семинары Минобрнауки России с участием должностных лиц вузов и научных организаций по применению инструментов частно-государственного партнёрства в инновационной сфере, 17-19 октября 2013 года URL: http://www.p218.ru/doc.aspx?DocId=1358 (дата обращения 10.10.2013).

10. Чичерина Н.В. Сетевое взаимодействие федеральных университетов при разработке и реализации образовательных программ (модели и уровни). САФУ, ноябрь 2013.URL: sfedu.ru›docs/nauka/setvz_obr.pptx (дата обращения 12.10.2013).

11. Шипулин В.И. Становление системы сетевого взаимодействия федеральных университетов при реализации магистерских программ: задачи, проблемы и перспективы. Северо-Кавказский федеральный университет, 2013 г. URL: sfedu.ru›docs/nauka/setvz_mag.ppt(дата обращения 10.11.2013).


1

В статье приведены результаты экспертно-аналитического исследования процессов и механизмов взаимодействия субъектов образовательной деятельности при реализации образовательных программ в сетевой форме. Проведен анализ существующих отечественных и зарубежных подходов к практикам реализации сетевых форм образовательных программ. Представлена классификация сетевых форм реализации образовательных программ. Рассмотрен российский и зарубежный опыт применения сетевых форм реализации образовательных программ в сетевых формах обучения на федеральных инновационных площадках, в территориальных инновационных кластерах, систем повышения квалификации. Проведенное исследование показало, что одним из условий эффективного внедрения сетевой формы реализации образовательного процесса является формирование и учет мотивов всех участников, вовлеченных в сетевое обучение, – управления, администрирования, методической работы, авторской работы, преподавания, и т.п. Эти мотивы формируются и выявляются в разных формах взаимодействия между участниками сетевого образовательного процесса, которые были классифицированы по пяти группам от группы, в которой реализуется сотрудничество вузов равных с равной выгодой до группы, в которой вузы удовлетворяются диссеминацией опыта без особой выгоды для себя. Самой важной характеристикой сетевого образования является умение работать в коллаборации – то есть такое участие в совместной работе, когда ее цели и задачи в такой же степени становятся осознанными целями и задачами участвующих в работе лиц.

NETWORK FORMAT OF EDUCATION: THE BEST DOMESTIC AND FOREIGN PRACTICE

Shestak V. Р. 1 Vesna E.В. 1 Platonov V. N. 2

1 National Research Nuclear University MEPhI

2 Higher University of Science and Technologies

Abstract:

The analysisof the educational network subjects interaction are given.Using domestic and foreign network forms of educational programs is reviewed. Classification of wellknownnetwork forms of realization of educational programs is presented. 5 different groups offered. Group A is on the top as a peer-to-peer version. The Russian and foreign experience of application of network forms of realization of educational programs in network forms of education on federal innovative platforms, in territorial innovative clusters, professional development systems is considered. The conducted research showed that one of conditions of effective network form of realization of educational process is formation and the accounting of motives of all participants involved in network training – managements, administrations, methodical work, teaching, etc. These motives are formed and come to light in different forms of interaction between participants of network educational process who were classified by five groups from group in which cooperation of higher education institutions, which are equal with equal benefit up to the group in which higher education institutions are satisfied with an experience dissemination without special benefit for themselves. The most important characteristic of network education is ability to work in collaboration – that is, such participation in collaboration when its purposes and a task in the same degree become the conscious purposes and tasks of persons participating in work.

Keywords:

Библиографическая ссылка

Шестак В.П., Весна Е.Б., Платонов В.Н. СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2014. – № 1. – С. 72-72;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=76 (дата обращения: 17.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Зинаида Вячеславовна ЗИМИНА , учитель английского языка
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
Л. С. ЛЕОНЮК , педагог дополнительного образования ПМЦ «Петроградский»

ОПЫТ ЛУЧШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ


В настоящее время педагогическая наука осуществляет постоянный поиск наиболее эффективных способов образования людей разного возраста, для чего обращается к опыту лучших образовательных практик.

По мнению некоторых ученых, например, И.В. Бардовской, педагогическую практику можно рассматривать как разновидность человеческой деятельности, связанную с воспитанием, обучением и образованием человека.

По мнению Соломатина А. М., педагогическая практика не ограничивается только процессами обучения, воспитания и развития обучающегося. Она значительно шире и включает в себя также деятельность по созданию необходимых условий для взаимодействия с учениками (воспитанниками). Эти условия связаны с созданием, разработкой необходимого инструментария (планов-конспектов уроков, технологических карт подбором и разработкой дидактических материалов и т.д.)

Существует много критериев лучших образовательных практик:

  1. Стабильность результатов
  2. Наличие элементов новизны
  3. Актуальность и перспективность
  4. Репрезентативность

Для выбора лучших, с нашей точки зрения, образовательных практик мы остановились на следующих 5 критериях:

  1. Соответствие критериям общественного развития
  2. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности
  3. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения положительных результатов
  4. Репрезентативность
  5. Соответствие современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность

Кроме того, к необходимым условиям для эффективного взаимодействия с учениками в современном образовании, по нашему мнению, также относится окружающая среда, в которой осуществляется процесс обучения и воспитания.

Исходя из вышеизложенного, мы выявили следующие отечественные образовательные практики, опыт которых заслуживает не только изучения, но и распространения – это Академическая Гимназия №56 (Санкт-Петербург) и Подростково-молодежный центр Петроградского района Санкт-Петербурга.

ГБОУ Академическая Гимназия № 56 (Санкт-Петербург)

Гимназия № 56 существует 25 лет и, являясь одной из самых популярных школ Санкт-Петербурга, из года в год показывает высокий уровень обученности школьников. Общее количество обучающихся – около 2500 детей. В 2013 году вошла в 25 лучших школ России по следующим критериям – по результатам сдачи ЕГЭ и результатам участия в предметных олимпиадах.

Отличительной чертой Гимназии является то, что она является массовой школой (то есть школа не осуществляет отбор более одаренных и способных детей) и то, что учащиеся разных возрастов обучаются в разных зданиях, однако ощущают себя частью единого школьного коллектива. Этому способствует система школьных традиций и праздников, в которых участвует вся школа. Школьники младшего и среднего звена имеют возможность пользоваться помещениями и оборудованием старшей школы (медиатека, концертный зал).

Школа активно взаимодействует с передовыми центрами педагогической науки, такими как РГПУ им. А. И. Герцена, изучает лучший педагогический опыт и внедряет достижения в практику работы. Многочисленные проекты (Портфолио выходного дня, Чтение с увлечением, Турнир старшеклассников) свидетельствуют об этом.

Школьная программа максимально гибка и выстроена таким образом, чтобы преодолеть противоречие между личными запросами учащихся и общими требованиями. Начиная с 8 класса ученикам предлагается несколько образовательных маршрутов: социально-экономический, физико-математический, гуманитарный, естественно-научный. Поскольку школа работает по единым УМК и единым программам, у школьников не возникает проблем при переходе из класса в класс. В 10 классе количество специализаций увеличивается, при этом учитываются пожелания детей и родителей.

Кроме того, школа смело и активно сотрудничает с прогрессивными центрами дополнительного образования, такими как Центр Биологического образования, и переносит часть учебных занятий в эти учреждения.

Особенностью Гимназии является широко развитая школьная сеть бесплатного дополнительного образования, что дает возможность детям попробовать себя в совершенно различных направлениях и найти свой путь.

Кроме того, школа своевременно реагирует на запросы общества, внося соответствующие корректировки в учебные планы и программы. Так, для подготовки учащихся 9 и 11 классов к государственным экзаменам, в Гимназии работает «Школа тестовой культуры», на всех этапах обучения реализуется проект «Образовательный минимум». Школьный сайт способствует созданию «открытости», информируя детей и родителей обо всех школьных событиях, расписании, экскурсиях, домашнем задании, регулярно предоставляет отчет о деятельности Гимназии.

В школе выстроена мощная система психолого-педагогической поддержки учащихся, система помощи в профориентации и решении сложных или конфликтных ситуаций.

Особое внимание в Гимназии уделяется профессионализму учителей – выстроена целая система научно-методической поддержки, система краткосрочных курсов повышения квалификации, система посещения открытых уроков, система участия в профессиональных конкурсах и т.п. Важно отметить, что составление программ, учебных планов, обучение проводится в каникулярное время, и нагрузка равномерно распределяется между всеми членами коллектива, что способствует более эффективной работе педагогов.

Формирование комфортной среды обучения также является достижением Гимназии. Компьютеризация кабинетов составляет 100%, в школе есть зоны отдыха и релаксации как для детей, так и для взрослых, меню в школьной столовой состоит как минимум из 20 различных блюд.

В целом, Академическая Гимназия №56 на практике реализует важнейшее положение концепции программы модернизации российского образования и приоритет национального проекта "Образование" - обеспечение доступности качественного образования, т.е. предоставление наибольшему числу потребителей качественного обучения и воспитания.

Дополнительное образование

Подростково-молодежный центр Петроградского района

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека. Ситуация в современном обществе только усугубляет эту проблему, поэтому система дополнительного образования, нацеленная на эту возрастную группу, реализует очень важный социальный запрос.

Особенностью работы ПМЦ Петроградского района является то, что центр объединяет большое количество небольших клубов, предоставляя им большую автономию в их деятельности, оставляя за собой функцию поддержки и общего руководства. Соответственно, руководители клубов и «кружковцы» сами определяют режим своих занятий и выбирают оптимальные для себя варианты.

Разнообразие секций, кружков и студий привлекает детей с самыми разными интересами, как мальчиков, так и девочек. Кроме того, опираясь на научные исследования, ПМЦ «Петроградский» в основу занятий положил практико-ориентированный и деятельностный подход. Подростки и молодежь привлекаются к реализации сложных «взрослых» проектов, имеющих практическое значение не только для района, но и для города в целом. В качестве примера можно привести долгосрочный волонтерский проект «Дача Громова. Реинкарнация», реализуемый Театром Нового Зрителя «Синтез» совместно с ПМЦ «Петроградский». Конечной целью данного проекта является реставрация уникального памятника деревянной архитектуры.

Работа над проектом выстроена таким образом, что подростки могут попробовать себя в различных видах деятельности - в роли менеджеров по организации мероприятий, менеджеров по связям с общественностью, историков-архивистов, журналистов, фотографов, IT -специалистов, актеров, дизайнеров и т.д. Важно, что в процессе коллективной работы у ребят вырабатываются не только профессиональные, но и коммуникационные, кооперативные навыки. Также важно, что в результате работы над проектом была достигнута запланированная цель – в результате привлечения внимания городской общественности и властей Дача Громова была включена в планы реконструкции КГИОП на 2015 год.

Эффект подобной педагогической практики весьма значителен – молодежь получает возможность применить приобретенные теоретические знания не в контексте искусственно созданной учебной ситуации, а в реальных жизненных обстоятельствах и убедиться в значимости полученного продукта.

Участие воспитанников Центра в различных международных фестивалях и соревнованиях тоже может служить оценкой его результативности.

Разумеется, что подобная работа не может быть осуществлена без грамотного руководства со стороны педагогов, поэтому интересно отметить, что формирование педагогического коллектива Центра происходит разными путями. К работе привлекаются педагоги, специалисты других профессий, а также бывшие воспитанники.

К сожалению, ПМЦ не обладает достаточными материально-техническими возможностями, для того, чтобы предоставить всем коллективам воспитанников комфортную и современную среду обучения. Однако в этой ситуации Центр опирается на творческий потенциал и активность самой молодежи. Каждый коллектив самостоятельно разрабатывает дизайн своих помещений и претворяет задуманное в жизнь. Зачастую это выходит за рамки внутреннего пространства. Ярким примером может служить недавнее открытие Молодежного центра независимых искусств «Пространство человека», который был создан Театром Нового Зрителя «Синтез» совместно с ПМЦ Петроградского района и Сектором по молодежной политике Петроградского района для реализации разнообразных молодёжных художественных проектов.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центры дополнительного образования не только предоставляют возможность расширения знаний, они решают социальные проблемы, участвуют в профессиональной ориентации подростков, способствуют выявлению талантливой и активной молодежи, и, таким образом, реализуют программу модернизации отечественного образования.

Литература

  1. Соломатин А.М. Взаимодействие педагогической науки и практики в системе образования. - Омск, 2009.
  2. УМК «Современные проблемы науки и образования». – СПб, 2013.
  3. Официальный сайт Гимназии № 56 (первых 25 лет) http://school56.e-ducativa.es
  4. Официальный сайт ПМЦ Петроградского района

В настоящее время в России сложилась практика формального и неформального образования взрослых в нескольких формах:

  • 1) формальное образование:
    • - общее среднее образование в вечерних (сменных) средних школах;
    • - профессионально-техническое образование в вечерних и дневных с вечерними отделениями профессионально-технических училищах;
    • - среднее специальное образование в средних специальных учебных заведениях (заочная, очно-заочная форма);
    • - высшее образование в высших учебных заведениях;
    • - последипломное обучение (повышение квалификации) специалистов с высшим и средним специальным образованием в институтах, на курсах переподготовки и повышения квалификации.
  • 2) неформальное образование: курсы в народных университетах, центрах и институтах непрерывного (дополнительного) образования, в лекториях общества «Знание», университетах «третьего возраста» и др.

В учреждениях неформального образования предлагается широкий спектр образовательных услуг.

Обучение в учреждениях как формального, так и неформального образования может осуществляться на бюджетной или договорной основе. В формах неформального образования превалирует платное обучение.

В настоящее время активизируется деятельность некоммерческих организаций, основными целями которых является просветительская деятельность, гражданско-правовое образование, экологическое воспитание и др.

Таблица 3

Отличительные признаки формального и неформального образования для взрослых

Признаки

Формальное образование взрослых

Неформальное образование взрослых

Институциональные образовательные структуры

Государственные и негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности со взрослыми

(Академии повышения квалификации,

Институты повышения квалификации,

Институты развития образования,

Информационно-методические центры при отделах образования и др.)

Инновационные образовательные компании,

Научно-образовательные комплексы,

Центры независимой квалификации и сертификаций,

Общественные организации,

Учреждения дополнительного образования детей

  • - Получение профессии
  • - Совершенствование опыта
  • - Развитие профессиональных компетенций
  • - Приращение образовательного потенциала субъекта
  • - Социальная адаптация
  • - Личностное развитие

Субъекты - организаторы обучения

Педагогические работники

Различные специалисты, педагогические работники

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность

  • - «Модель образования 2020»
  • - ФЗ «Об образовании в РФ»
  • -Профессиональный стандарт педагога
  • - Образовательные программы
  • - Локальные акты ОУ
  • - Отражено в «Модели образования 2020»
  • - Локальные акты образовательной и не образовательной организации (нормативно-правовая база несовершенна)

Временные сроки обучения

Обучение в установленный период времени

Сроки не нормированы, гибкий график, не ограничено временными рамками

Обязательность обучения

Носит обязательный характер

Осуществляется на добровольной основе

Характер результатов

Получение документа государственного образца

Приращение образовательного потенциала, удовлетворение профессиональных интересов и личных потребностей

На основе изученных источников (диссертационных исследований, монографий, сборников конференций) проведен анализ организации современной образовательной практики в России. Для анализа использована статистическая информация учреждений формального и неформального образования, а также - результаты опросов взрослых обучающихся.

  • 1. Характеристики обучающихся взрослых в системе непрерывного образования
  • 1) Половая принадлежность - подавляющее большинство обучающихся - женщины, хотя гендерный состав может отличаться в зависимости от специфики преподаваемого курса.
  • 2) Возраст обучающихся:
    • - до 30 лет - более 60%,
    • - от 30 до 40 лет и от 40 до 50 лет - примерно в одинаковом соотношении, около 13%,
    • - старше 50 лет - около 15%.
  • 3) Базовое образование обучающихся:
    • - среднее полное образование - у 26%,
    • - среднее профессиональное образование - 36%,
    • - высшее - 30%,
    • - среднее общее - 8%.
  • 2. Мотивы обучения (в порядке убывания):
    • - повышение общекультурного образовательного уровня;
    • - повышение уровня профессионализма, квалификации;
    • - получение новых прикладных умений;
    • - восполнения пробелов в знаниях, полученных в оконченном учебном заведении;
    • - удовлетворение коммуникативных потребностей во взаимодействии в коллективе.
  • 3. Предпочитаемые формы обучения (в порядке убывания):
    • - специализированные курсы под руководством эксперта;
    • - факультеты, курсы повышения квалификации в высших учебных заведениях;
    • - дистанционное обучение;
    • - лекции - дискуссии.
  • 4. Степень удовлетворенности образовательными услугами:
    • - около 30% обучающихся вполне удовлетворены качеством и условиями обучения;
    • - более 40% обучающихся взрослых отмечают ограниченность спектра образовательных услуг и недостаточную рекламу организаций, предоставляющих услуги по образованию взрослых;
    • - 54% взрослых указывают на неспособность педагогов гибко реагировать на конкретные образовательные потребности контингента в группе.

Таким образом, мы предполагаем, что в современных условиях непрерывное образование является необходимостью для различных социальных категорий взрослых, однако предоставляемые образовательные услуги не в полной мере соответствуют всем ожиданиям, имеют отставание в содержании и формах от тенденций общественного развития.