Болезни Военный билет Призыв

Образование и наука в годы вов. «Советская наука в годы Великой Отечественной войны. Литература в годы Великой Отечественной войны

Запуск первого спутника Земли в 1957 году, полёт человека в космос в 1961-м, колоссальный подъём технического развития и великое гуманитарное наследие, оставленное нам Советским Союзом - всё это явилось результатом высокого уровня образования, которым так славился СССР. Но мало кто знает, что все лучшие черты, которым отличалось советское образование, были сформированы именно во время Великой Отечественной войны.

Война разрушила мечты выпускников, большинство из которых вместо продолжения учёбы сразу после выпускного отправились на фронт или на работу в тылу. Но с другой стороны, война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Руководство страны понимало, что нельзя закрывать школы и прекращать обучение. Наоборот, количество школ увеличилось. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени.

Школа в военное время

Школьники и педагоги помогали стране как могли - строили оборонительные сооружения, работали в госпиталях и в поле, но сам образовательный процесс не останавливался в это трудное время. Перед школой стояла задача продолжить вовлечение в него всех детей. Там, где школы были разрушены, под них приспосабливали другие здания. Большое значение уделялось воспитанию патриотизма. Преподаванию естественнонаучных дисциплин придавалась практическая направленность. Были созданы учебно-производственные мастерские, чтобы школьники имели возможность практической деятельности. Труд положительно влиял на дисциплину и качество получаемых знаний.

В это время велась и экспериментальная деятельность, направленная на повышение уровня знаний. Но не всё приносило положительные плоды. Например, соревнование в учебной работе и введение раздельного обучения ухудшило результаты учебно-воспитательной работы.

В эти годы были сделаны важные нововведения, некоторыми из них мы пользуемся и сегодня:

  • Пятибалльная система оценивания;
  • Обяза-тельное семилетнее обучение;
  • Всеобщее об-учение детей с семи лет;
  • Обязательные выпускные испытания в начальной и 7-летней школе;
  • Экзамены на аттестат зрелости в средней 10-летней школе;
  • Вручение золотой и серебряной медали отличникам.

Огромное внимание уделялось здоровью детей, их питанию. Дети, оставшиеся без родителей, устраивались в интернаты или принимались в семьи.

Педагогическая наука в ВОВ

В 1943 году была основана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потёмкиным. В её задачи входило изучение проблем, теоретических вопросов педагогики и повышение качества педагогического образования. Многие учителя ушли на фронт, поэтому остро встал вопрос о новых педагогических кадров. Повышение квалификации учительского состава было необходимым условием образовательного процесса в новых военных условиях. Академия помогала педагогам, сотрудникам педагогических кафедр в вузах в создании учебников и пособий. Большое внимание уделялось изучению опыта лучших учителей и школ страны.

Деятели просвещения ВОВ

Война подарила нам много имён, которые служат примером нашему поколению и поколениям будущим, имён, которые нельзя забывать!

В большинстве своём учёные-педагоги, которые внесли большой вклад в развитие педагогики, входили в состав Академии педагогических наук РСФСР. Они представляли самые важные направления этой науки и принимали непосредственное участие в процессе просвещения в военные годы.

  • Владимир Петрович Потёмкин (1878-1946) - президент АПН РСФСР. Этот замечательный лидер-организатор успешно управлял академией. Он считал, что необходимо проводить глубокие теоретические исследования, широко использовать имеющийся опыт и достижения выдающихся педагогов, осуществлять обязательную связь теории с практикой.
  • Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) - известный советский писатель. Его творческая деятельность и любовь к Родине положительно влияла на молодёжь. Он уделял особое внимание художественному образованию детей. Книги Толстого для детей и подростков очень интересны и актуальны до сих пор, поскольку рассказывают о внутреннем мире ребёнка, особенностях становления характера.
  • Николай Михайлович Головин (1889-1954) - заслуженный учитель школы РСФСР. Н. М. Головин был директором школы, преподавателем педучилища. Он занимался вопросами методики преподавания русского языка.
  • Анна Михайловна Панкратова (1897-1957) занималась историческим образованием - руководила составлением программ по истории СССР и написанием учебников.
  • Вадим Никандрович Верховский (1873-1947) ещё в дореволюционные годы боролся за то, чтобы сделать химию отдельным предметом. Он был составителем первой в СССР программы по этому предмету и автором многократно переиздававшегося учебника.

Суровые условия войны позволили проявиться множеству талантливых педагогов. Учителя трудились в тылу, героически сражались с фашистами и получали заслуженные награды.

И сегодня, в мирное время, современные учителя продолжают трудиться столь же самоотверженно, поэтому у российского образования есть все возможности вновь завоевать позиции лучшего в мире. Стоит помнить, что будущее отечественного образования в руках каждого из нас!

Военное лихолетье не миновало систему образования. Десятки тысяч школьных зданий оказались разрушены, а в уцелевших часто размещались военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Учебники заменял устный рассказ учителя. Преподавание велось даже в осажденных Севастополе, Одессе, Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же районах страны обучение детей полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага. Главные научные центры страны переместились на восток - в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно-исследовательские институты и учреждения Академии наук. Здесь они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более двух тысяч работников Академии наук СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию науки. Были созданы новые институты и научные центры: Западно-Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук РСФСР, Академия артиллерийских наук и Академия медицинских наук. Во время войны открылись республиканские академии наук в Узбекистане, Азербайджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики, проведенные С. А. Чаплыгиным, М. В. Келдышем, С. А. Христиановичем, привели к созданию новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А. Ф. Иоффе изобрел первые советские радиолокаторы. В 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Партизанское движение

Прифронтовая зона оккупированной противником советской территории находилась во власти немецкого военного командования. Остальная часть была во власти гражданской администрации. Она делилась на 2 рейхскомиссариата - "Остланд" и "Украина" В первый из них была включена почти вся территория Прибалтики и большая часть Белоруссии. Во второй находилась большая часть Украины и некоторые южные районы Белоруссии. Управление всеми захваченными врагом советскими территориями осуществлялось райхсминистерством восточных областей во главе с Розенбергом. Из числа местных пособников фашисты создавали местные "самоуправления", "волостные управы" во главе со старшинами, назначали сельских старост, полицаев. Местные органы власти были придатками оккупационных властей. На захваченных землях оккупанты ввели военно-каторжный режим террора, насилия, грабежа и эксплуатации. Оккупанты убили и замучили 6,8 млн. мирных граждан, 3,9 млн. военнопленных, угнали в Германию 4,3 млн. человек. Поэтому борьба с оккупантами на первом этапе организовывалась во многом стихийно, поспешно, уже в ходе войны. Она отличалась серьезными недостатками: не было единого центра по руководству партизанским движением, отряды были слабо вооружены и плохо организованы, большинство партизанских отрядов и подпольных групп не имело связи с советским тылом.

Первые партизанские отряды стали создаваться летом 1941 г. Первым партизанским отрядом в Белоруссии стал отряд "Красный Октябрь". Командир отряда Т. Бумажков и его заместитель Ф. Павловский первыми среди партизан были удостоены звания Героя Советского Союза. С конца 1941 г. в ряде районов началось объединение мелких отрядов в более крупные. В районе озера Ильмень был создан первый "партизанский край", который контролировал более 300 населенных пунктов. К концу 1941 г. на оккупированной территории действовало более 2 тыс. партизанских отрядов общей численностью свыше 90 тыс. человек. Они дезорганизовывали тыл гитлеровских войск на всех направлениях советско-германского фронта. К лету 1942 г. руководство партизанским движением было централизовано. 30 мая 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования ГКО создал Центральный штаб партизанского движения, начальником которого был назначен первый секретарь ЦККП (б) Белоруссии П.Пономаренко, и республиканские штабы. Штабы партизанского движения были созданы и при военных советах фронтов. Они координировали действия партизан и подпольщиков с действиями Красной Армии, обобщали и распространяли накопленный опыт борьбы, разрабатывали планы крупных операций, готовили кадры специалистов для отрядов, организовывали снабжение партизан оружием, боеприпасами, медикаментами и т.п. С осени 1942 г. стали проводиться партизанские рейды по глубоким тылам противника, целью которых были активизация партизанского движения на оккупированной территории, укрупнение партизанских соединений (в полки и бригады) и нанесение ударов по коммуникациям и живой силе врага. В сентябре-ноябре 1942 г. были предприняты глубокие рейды двух соединений украинских партизан под командованием С.А. Ковпака и А.Н. Сабурова. В ходе стратегического наступления летом-осенью 1943 г. была организована операция "Рельсовая война". Впервые в истории войн партизаны провели ряд крупных операций по выводу из строя вражеских железнодорожных коммуникаций на большой территории в тесной связи с действиями Вооруженных Сил страны. На длительное время партизаны вывели из строя более 2 тыс. км путей сообщения, мостов и различного рода железнодорожного оборудования в тылу врага. Это оказало существенную помощь советским войскам во время боев под Курском, Орлом и Харьковом. В партизанских соединениях были и национальные отряды. К концу 1943 г. в Белоруссии было 122 тыс. партизан, на Украине - 43,5 тыс., в Ленинградской области - 35 тыс., в Орловской области - более 25 тыс., в Крыму - более 11 тыс., в Литве - около 10 тыс., в Эстонии - 3 тыс. Своей максимальной численности партизанская армия достигла к лету 1944 г. - 280 тыс. человек. Затем большинство партизан вошло в состав действующей армии. За время немецко-фашистской оккупации советские партизаны и подпольщики уничтожили, ранили, захватили в плен около 1 млн. фашистов и их пособников, произвели во вражеском тылу более 18 тыс. крушений поездов, взорвали и вывели из строя 42 тыс. автомашин, 9400 паровозов, 85 тыс. вагонов и платформ, разгромили множество вражеских гарнизонов. Более 230 партизан и подпольщиков было удостоено звания Героя Советского Союза, из них дважды Героями Советского Союза стали С.А. Ковпак и А.Ф. Федоров. Самоотверженная борьба советских людей в тылу врага явилась одним из важных факторов, обеспечивших победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Перевод экономики страны на военные рельсы 5-11-2009, 00:48 |

В борьбе с фашистскими захватчиками участвовали не только воинские соединения, но и все труженики тыла. На плечи людей в тылу легла сложнейшая задача снабжать войска всем необходимым. Армию нужно было кормить, одевать, обувать, непрерывно поставлять на фронт оружие, военную технику, боеприпасы, горючее и многое другое. Все это создавалось тружениками тыла. Работали они от темна до темна, повседневно перенося лишения. Несмотря на трудности военного времени, советский тыл справился с возложенными на него задачами и обеспечил разгром врага. Руководство Советского Союза при уникальном разнообразии регионов страны, недостаточно развитой системе коммуникаций сумело обеспечить единство фронта и тыла, строжайшую дисциплину исполнения на всех уровнях при безусловном подчинении центру. Централизация политической и экономической власти давала возможность советскому руководству сосредоточить основные усилия на самых важных, решающих участках. Девиз «Все для фронта, все для победы над врагом!» не остался только лозунгом, он воплощался в жизнь. В условиях господства в стране государственной собственности властям удалось добиться максимального сосредоточения всех материальных ресурсов, провести быстрый перевод экономики на военный лад, осуществить небывалую по масштабам переброску людей, промышленного оборудования, сырья из районов, которым угрожала немецкая оккупация, на восток. Фундамент будущей победы СССР удалось заложить еще до войны. Сложная международная обстановка, угроза вооруженного нападения извне заставляли советское руководство укреплять обороноспособность государства. Власти целеустремленно, пренебрегая во многом жизненными интересами народа, готовили Советский Союз к отражению агрессии. Большое внимание уделялось оборонной промышленности. Строились новые заводы, реконструировались действующие предприятия по производству оружия и военной техники. В годы предвоенных пятилеток была создана отечественная авиационная и танковая промышленность, почти полностью обновлена артиллерийская. Причем уже тогда военное производство развивалось более высокими темпами, чем остальные отрасли. Так, если в годы второй пятилетки производство продукции всей промышленности увеличилось в 2,2 раза, то оборонной - в 3,9 раза. В 1940 г. затраты на укрепление обороноспособности страны составили 32,6 % государственного бюджета. Нападение Германии на СССР потребовало от страны перевода экономики на военные рельсы, т.е. развития и максимального расширения военного производства. Начало коренной структурной перестройки экономики положил «Мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 г.», принятый в конце июня. Так как перечисленные в нем меры оказались недостаточными, чтобы экономика стала работать для нужд войны, срочно был разработан еще один документ: «Военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии», утвержденный 16 августа. Предусматривая перевод экономики на военные рельсы с учетом сложившейся обстановки на фронте и в стране, он сыграл важную роль в увеличении выпуска оружия, боеприпасов, производства горючесмазочных материалов и другой продукции первостепенной значимости, в перебазировании предприятий из прифронтовой полосы на восток, в создании государственных резервов. Экономика перестраивалась в условиях, когда враг быстро продвигался в глубь страны, а советские вооруженные силы несли огромные людские и материальные потери. Из имевшихся на 22 июня 1941 г. 22,6 тыс. танков к концу года осталось 2,1 тыс., из 20 тыс. боевых самолетов - 2,1 тыс., из 112,8 тыс. орудий и минометов - всего около 12,8 тыс., из 7,74 млн винтовок и карабинов - 2,24 млн. Без восполнения таких потерь, причем в кратчайшие сроки, вооруженная борьба с агрессором стала бы просто невозможной. Когда часть территории страны была оккупирована или охвачена боевыми действиями, нарушились все традиционные хозяйственные связи. Особенно сильно это отразилось на предприятиях по выпуску кооперированной продукции - литья, поковок, электрооборудования и электроаппаратуры. Крайне неблагоприятным ходом дела на фронте была вызвана и такая совершенно не предусмотренная предвоенными планами мера, как переброска на восток из западных и центральных районов страны людей, промышленных предприятий, материальных ценностей. 24 июня 1941 г. создается Совет по эвакуации. Под давлением обстоятельств массовую эвакуацию приходилось проводить почти одновременно из Беларуси, Украины, Прибалтики, Молдавии, Крыма, Северо-Западного, а позднее и Центрального промышленных районов. Наркоматы ключевых отраслей промышленности были вынуждены эвакуировать почти все заводы. Так, наркомат авиационной промышленности вывез 118 заводов (85 % мощностей), наркомат вооружения - 31 предприятие из 32. Демонтировано 9 основных заводов танковой промышленности, переоборудовано 2/3 производственных мощностей по выпуску пороха. До конца 1941 г. в тыл были эвакуированы более 10 млн человек, свыше 2,5 тыс. предприятий, а также другие материальные и культурные ценности. Для этого потребовалось более 1,5 млн железнодорожных вагонов. Если бы их можно было выстроить в одну линию, они заняли бы путь от Бискайского залива до Тихого океана. В максимально короткие сроки (в среднем через полтора-два месяца) эвакуированные предприятия приступали к работе и начинали давать необходимую фронту продукцию. Все, что не удалось вывезти, в основном было уничтожено или выведено из строя. Поэтому оставшиеся на оккупированной территории пустые заводские цехи, взорванные электростанции, разрушенные доменные и мартеновские печи, затопленные шахты и рудники противник так и не смог полноценно использовать. Перебазирование и восстановление промышленных предприятий в тяжелых условиях войны - крупнейшее достижение советских людей. По существу на восток была перемещена целая индустриальная страна. Ядром, вокруг которого развивалась экономика во время войны, стала оборонная промышленность, созданная еще в мирное время. Так как ее мощностей явно не хватало для удовлетворения насущных потребностей действующей армии, с первых же дней войны тысячи гражданских заводов перешли на выпуск военной продукции в соответствии с разработанными ранее мобилизационными планами. Так, тракторные и автомобильные заводы сравнительно легко осваивали сборку танков. На Горьковском автозаводе стали выпускать легкие танки. С лета 1941 г. значительно увеличилось производство среднего танка Т-34 на Сталинградском тракторном заводе, продолжавшееся вплоть до выхода немцев к Волге в августе 1942 г. В крупнейший станкостроительный центр превратился Челябинск, где на базе местного тракторного завода, а также эвакуированного из Ленинграда оборудования Кировского и Харьковского дизельного заводов и ряда других предприятий было образовано многопрофильное танковое производственное объединение. В народе его совершенно справедливо называли «Танкоградом». До лета 1942 г. здесь выпускались тяжелые танки КВ-1, потом средние танки Т-34. Еще один мощный центр российского танкостроения на базе Уралвагонзавода был развернут в Нижнем Тагиле. Этот центр обеспечил действующую армию наибольшим за всю войну количеством танков Т-34. В Свердловске на Уралмашзаводе, где раньше создавались главным образом уникальные крупногабаритные машины, началось серийное производство корпусов и башен для тяжелых танков КВ. Благодаря этим мерам танковая промышленность сумела уже во втором полугодии 1941 г. выпустить боевых машин в 2,8 раза больше, чем в первом. 14 июля 1941 г. около г. Орши впервые были применены реактивные минометы катюша. Их широкое производство началось с августа 1941 г. В 1942 г. советская промышленность выпустила 3 237 реактивных установок, что позволило укомплектовать гвардейские минометные части при Ставке Верховного Главнокомандования. Изготовлению такой сложной военной техники, как самолеты, требующей высокого класса точности, уделялось особое внимание. С августа 1940 г. наркомату авиационной промышленности было передано из других отраслей более 60 действующих заводов. В целом к началу войны авиапромышленность СССР располагала большими производственными мощностями, сотнями тысяч высококвалифицированных рабочих и специалистов. Однако большинство авиазаводов было размещено так, что уже в первые недели и месяцы войны их потребовалось срочно эвакуировать на восток. В этих условиях рост выпуска самолетов шел прежде всего за счет вывезенных и вновь построенных авиационных заводов. В сжатые сроки заводы сельскохозяйственного машиностроения стали базой для массового производства минометов. Многие гражданские промышленные предприятия переходили на выпуск стрелкового и артиллерийского оружия, а также боеприпасов и других видов военной продукции. В связи с потерей Донбасса и тем уроном, который был нанесен Подмосковному угольному бассейну, в стране резко обострилась топливная проблема. Ведущими поставщиками угля, являвшегося в то время основным видом топлива, стали Кузбасс, Урал и Караганда. В связи с частичной оккупацией СССР остро встал вопрос обеспечения народного хозяйства электроэнергией. Ведь ее выработка к концу 1941 г. сократилась почти наполовину. В стране, особенно в ее восточных районах, энергетическая база не удовлетворяла быстро растущее военное производство. Из-за этого многие предприятия Урала, Кузбасса не могли полностью использовать свои производственные возможности. В общем перестройка советской экономики на военный лад была осуществлена в необычайно короткий срок - в течение одного года. Другим воюющим государствам понадобилось на это куда больше времени. К середине 1942 г. в СССР в полную силу на оборону работала большая часть эвакуированных предприятий, давали продукцию 850 вновь построенных заводов, цехов, шахт, электростанций. Утраченные мощности оборонной промышленности были не только восстановлены, но и значительно увеличены. В 1943 г. была решена главная задача - превзойти Германию по количеству и качеству военной продукции, выпуск которой в СССР к этому времени превысил довоенный в 4,3 раза, а в Германии - всего в 2,3 раза. Важнейшую роль в развитии военного производства сыграла советская наука. Для нужд фронта была перестроена работа научно-исследовательских учреждений промышленных наркоматов и Академии наук СССР. Ученые и конструкторы создавали новые модели оружия, улучшали и модернизировали имевшуюся военную технику. Быстрыми темпами внедрялись в производство все технические новшества. Успехи в развитии военной экономики позволили в 1943 г. ускорить перевооружение Красной Армии новейшей военной техникой. Войска получили танки, САУ, самолеты, изрядное количество артиллерии, минометов, автоматов; перестали испытывать острую нужду в боеприпасах. При этом доля новых образцов достигла в стрелковом вооружении 42,3 %, артиллерийском - 83, бронетанковом - более 80, авиационном - 67 %. Подчинив народное хозяйство нуждам войны, Советский Союз сумел обеспечить Красную Армию высококачественным оружием и боеприпасами в количестве, необходимом для достижения победы.

Советской науки и культуры в годы войны .

Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Результаты деятельности Академии наук СССР и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, работы по конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству.

Еще в первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были вынуждены эвакуироваться на восток. При эвакуации академические и другие НИИ сохранили свои научные коллективы. Тематика научных исследований была соредоточена на трех ведущих направлениях:
разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты.

Благодаря ученым-геологам были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Ученые А.П. Александров, Б.А. Гаев, А.Р. Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей.
Большие успехи были достигнуты и в области биологии, сельского хозяйства и медицины. Советские ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур.

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны являлась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое и их число уменьшилось с 817 до 460, численность студентов сократилась в 3,5 раза, а сроки обучения были сокращены до 3?3,5 лет. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню.

В годы войны плодотворно трудились творцы замечательной советской боевой техники и вооружений. В ходе вооруженной борьбы шло непрерывное качественное совершенствование артиллерийских систем и минометов. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоявших на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны . СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов - в 5 раз, противотанковых орудий - в 2,6 раза. Усилиями советских танкостроителей сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике.
Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей.

С началом Великой Отечественной войны основной в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. в центральных газетах печатались и звучали по радио стихи Н.Н. Асеева, М.В. Исаковского, А.А. Суркова, публицистические статьи А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова и других писателей и поэтов.
В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС.
Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни: "Священная война" В.И. Лебедева-Кумача, "В лесу прифронтовом" М.В. Исаковского, "Шумел сурово Брянский лес" А. В. Софронова и десятки других. В стране и на фронте распространялись произведения сатиры (сказки-притчи, эпиграммы) С.Я. Маршака, С. В. Михалкова, Д. Бедного. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К.М. Симонова, С.А. Щипачева, М.И. Алигер, А.А. Ахматовой. Развитие получила и эпическая поэма.
В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу.

Основной в кинематографе была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г. во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов.
Художественные фильмы , созданные в годы войны , рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. Одним из ведущих жанров оставалась комедия.

С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства с призывом принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характеров советского человека, отечественная история и др.

духовный культура советский

Великая Отечественная война внесла огромные изменения в культурную жизнь советских людей. Подверглись перестройке учреждения культуры, усилились роль радио, печати, кинематографии. Уже в начале войны были созданы фронтовые бригады и театры. В тяжелейших условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры. Многие учреждения культуры были перебазированы из прифронтовых районов на Восток. Так, Узбекистан принял 53 учебных заведения и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. Редчайшие книги из библиотеки им. В.И. Ленина, Библиотеки иностранных языков, Исторической библиотеки были вывезены в Кустанай. В Перми разместились картины Русского музея и Третьяковской галереи, а сокровища Эрмитажа - в Свердловске. К концу 1941 г. было эвакуировано в восточные районы около 60 театров.

На захваченной врагами территории сеть учебных заведений фактически была разрушена. Многие дети временно были лишены возможности учиться. Сократилась численность преподавательских кадров. Однако самоотверженный труд учителей позволил не прерывать учебу даже в осажденных городах (Ленинграде, Одессе, Севастополе). По мере освобождения советских территорий от оккупантов восстанавливались разрушенные школьные здания, налаживалась учеба. С 1943 г. государство увеличило расходы на культуру. Принимались меры по борьбе с беспризорностью. Возникли школы-интернаты, расширился контингент суворовских и нахимовских училищ. Были также созданы вечерние школы для работающей молодежи. В 1943 г. возникла Академия педагогических наук РСФСР (с 1962 г. АПН СССР).

Произошли изменения в высшей школе. Многие крупные вузы были эвакуированы. Более 300 вузов, оказавшихся на захваченной территории, были разрушены. Число вузов в стране уменьшилось с 817 до 460. Прием студентов уменьшился на 41%, а численность студентов - в 3,5 раза. Государство приняло меры по стабилизации контингента студентов: срок подготовки специалистов был сокращен до 3-3,5 лет, расширился прием в вузы девушек.

По мере освобождения советской территории началось восстановление сети учебных заведений. К концу 40-х гг. численность школ и учащихся в них по РСФСР достигла довоенного уровня. Восстановление части высших учебных заведений началось в 1943 г. и к концу войны их численность и численность студентов достигла почти довоенного уровня, в основном благодаря расширению высшего образования в Казахстане, Средней Азии и Закавказье.

Большой вклад в победу внесла наука. Главными направлениями научных исследований были: изучение военно-технических проблем, внедрение научных открытий в производство, сосредоточение сырьевых ресурсов страны на нужды фронта. Группа ученых под руководством И.И. Алчханова (1904-1970) и Д.В. Скобельцына (1892-1990) изучала космическую радиацию. Л.Д. Ландау (1908-1968) разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую ему была присуждена Нобелевская премия. И.В. Курчатов (1903-1960) работал над созданием атомной бомбы.

Советские геологи исследовали новые месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение (марганец, бокситы, молибден).

А.П. Александров (1903-1993) разработал методы размагничивания кораблей. Е.О. Патон (1870-1953) разработал и внедрил в производство автоматическую сварку брони. Химики разработали методы получения ацетона, спиртов, пластмасс для вооружения.

Над совершенствованием боевого оружия работали ученые, конструкторы, инженеры и техники, создавая образцы вооружения, превосходившие немецкие. Авиаконструкторы А.С. Яковлев, А.П. Туполев, Ф.А. Лавочкин, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, В.М. Петляков и другие улучшали существующие образцы машин. В конце войны начались испытания реактивных самолетов. Советские танки, сконструированные А.А. Морозовым, Ж.Я. Костиным, А.Ф. Шамшуриным, по боевым качествам значительно превосходили находившиеся на вооружении вражеской армии.

Благодаря самоотверженному труду медицинских работников уменьшилась смертность раненых. После лечения в госпиталях 70% раненых возвращались в строй.

Значительна роль в достижении победы литературы и искусства, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность. Живейший интерес как на фронте, так и в тылу вызывали произведения М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, Л. Леонова, А. Фадеева, Б. Полевого, стихи К. Симонова, А. Твардовского, С. Маршака, В. Инбер, Н. Тихонова. Большим успехом пользовались пьесы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова.

В года войны развивалось музыкальное искусство и прежде всего песенный жанр. Особой популярностью пользовались песни М. Блантера, И. Дунаевского; Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого, А. Александрова.

Д.Д. Шостакович написал выдающуюся Седьмую (Ленинградскую) симфонию, воплотившую ненависть советских людей к врагу и веру в победу.

Кино, самый массовый вид искусства, уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 1941 г. вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов и И. Копалин). Около 150 кинооператоров создавали киноэпопею Великой Отечественной войны. Героическая тема нашла воплощение в художественных фильмах: «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. А. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер) и др.

Потери культуры вследствие войны были огромны. Созданный в декабре 1941 г. из представителей различных организаций и учреждений культуры Комитет определил ущерб, причиненный фашизмом нашей стране. Было разрушено более 80 тыс. школ, около 300 вузов, разграблено 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были разрушены усадьбы-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину. Многие культурные потери восстановить было невозможно (рукописи П.И. Чайковского, картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского). Это не могло не отразиться на развитии культуры советского общества после войны.

Восстановление городов и сел, разрушенных в годы Великой Отечественной войны, явилось одним из важнейших этапов развития советской архитектуры. В 1945 г. СНК СССР принял постановление о неотложных мерах по восстановлению 15 крупнейших городов, а позже были разработаны генеральные планы развития 250 городов.

С окончанием войны надежда советских людей, проявивших невиданный героизм и мужество, на ослабление административно-командных методов руководства обществом не оправдалась. В художественной культуре искусственно насаждался образ страны свободного и процветающего общества. Однако, хотя и с большим трудом, правда о действительности пробивала себе дорогу, в культурной жизни были заметны позитивные тенденции.

В послевоенный период основной задачей в области образования было введение обязательного семилетнего обучения для детей. Расширялась подготовка учительских кадров, быстро росла сеть вечернего и заочного образования как в средних школах, так и в вузах.

Факторами, мешавшими развитию науки, было пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли западных стран. Генетика была объявлена лженаукой. Но благоприятными оказались условия для развития отраслей науки, имеющих оборонное значение: ядерной физики, радиационной биологии, биохимии.

Между тем война, давшая мощный толчок творчеству, побуждала писателей сказать правду о войне. Такими произведениями стали повесть В. Некрасова (1911-1986) «В окопах Сталинграда» (1946) и роман А. Фадеева (1901-1956) «Молодая гвардия» (1945). Однако очень скоро военную тематику официальная критика объявила ненужной, отвлекающей от актуальных задач действительности.

Культура советского общества находилась в кризисном состоянии.

Основа будущей Победы закладывалась не только в ходе боевых действий на фронте и мобилизации усилий в сфере военной экономики. Особой сферой жизни советского государства в те тяжелейшие годы оставались наука и культура. Совершенно четко осознавался тот факт, что война не бесконечна и следует сейчас думать о будущем — о мирном времени. По этой причине работа в сфере культуры и науки не прекращалась ни на минуту, хотя и получила особую, военную, специфику: сократилось финансирование, ощутимо не хватало кадров. Однако необходимость концентрации сил для достижения победы давала свои ежедневные результаты.
24 июня 1941 г. начал работу Совет по эвакуации под председательством Н.М. Шверника, принявший постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». В Свердловск и Челябинск были вывезены государственные запасы драгоценных металлов и камней. Алмазного фонда СССР, ценности Оружейной палаты и других музеев Московского Кремля. В Казань и Свердловск перебазировали большую часть учреждений Академии наук. Архивы и музеи предприняли беспрецедентную акцию по перемещению 14 млн единиц архивных дел, 843 тыс. единиц из рукописных фондов, 66 крупных фондов музеев РСФСР; были полностью перебазированы библиотеки им. Ленина. Московский государственный университет, Государственная публичная историческая библиотека. Начинается массовое перемещение и других учреждений культуры на восток страны.

Развитие науки во время ВОВ

В ходе эвакуации были созданы особые комиссии по мобилизации ресурсов АН СССР, которые объединили усилия ученых для более эффективного использования природных запасов на нужды обороны. В 1942 г. Сталинской премией была отмечена работа президента АН СССР В.Л. Комарова «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны». В июне создана Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья, объединившая более 300 сотрудников институтов и лабораторий АН СССР. В ходе их работы были выявлены новые месторождения и запасы нефти, химического и строительного сырья в Татарии, Марийской, Чувашской, Башкирской АССР, Куйбышевской области. Концентрация научных кадров на различных направлениях приводила к созданию качественно новых институтов, кафедр и лабораторий, внесших серьезный вклад в развитие отечественной науки на периферии и, конечно же — в достижение победы. Так, в октябре 1943 г. в Новосибирске открылся Западно-Сибирский филиал АН СССР, являющийся и сегодня крупнейшим на востоке страны.
Фронт все же во многом требовал немедленной отдачи, и большая часть ученых работала именно в этом направлении. Создание новых образцов вооружения и совершенствование боевых характеристик старого, изучение перспективных видов боевой техники, боеприпасов, горючего являлись насущной проблемой. Довоенные успехи в конструировании танков (KB, T-34, Т-40) позволили в ходе войны создать самые совершенные образцы этого вида оружия: танки ИС, СУ и САУ различных типов, усовершенствовались характеристики бронирования, скорости и маневренности, мощности вооружения. Остались непревзойденными в своих талантах конструкторы Ж.Я. Котин, Н.А. Астров, Н.Ф. Шашмурин, А.А. Морозов, Н.А. Гинзбург. М.Ф. Балжи и др.
Советское авиастроение хоть и встретило войну, имея ряд трудностей, все же в ходе упорной работы вышло на лидирующие позиции в мире. «Летающие танки» — штурмовики ИЛ-2, ИЛ-10 не имели аналогов в мире; ТУ-2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны, истребители ЛА и ЯК по многим боевым показателям превосходили лучшие машины противника и союзников. Сегодня весь мир знает блестящую плеяду советских авиаконструкторов, дело которых продолжает жить в одноименных КБ: А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, П.О. Сухого, В.М. Петлякова, O.K. Антонова, СВ. Ильюшина, Н.Н. Поликарпова и др. Уже в мае 1942 г. состоялся испытательный полет первого советского реактивного самолета БИ-1 конструкции В.Ф. Болховитинова, что стало несомненным успехом целого ряда отраслей советской науки.
Под руководством И.В. Курчатова и А.П. Александрова группа физиков разрабатывала программы и инструкции по противоминной защите с помощью размагничивания корпусов кораблей и подводных лодок. Как результат — за годы войны не пострадал ни один защищенный корабль.
Отличительной чертой военной науки стало ее максимальное сращивание с производством — срок от изобретения какого-либо новшества до его промышленного внедрения был минимальным. Характерным примером может служить изобретение электрошлаковой сварки Б.Е. Патоном, которое позволило качественно изменить положение в танкостроении и других отраслях.
Естественно, помимо следования нуждам фронта, работы велись и на других фундаментальных теоретических направлениях. Под руководством академиков А.И. Алиханова и Д.В. Скобельцина активно изучалась космическая радиация. В 1941 — 1942 гг. Л.Д. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую впоследствии его удостоили Нобелевской премии. В начале 1943 г. под руководством И.В. Курчатова были развернуты исследования в области ядерной физики. В 1944— 1945 гг. В.И. Векслер вывел принцип ускорения элементарных частиц, который лежит в основе работы современных ускорителей.
В Институте химической физики АН СССР под руководством Н.Н. Семенова добились успехов в изучении цепных реакций. Знаменитый В.И. Вернадский именно в годы войны завершает свой фундаментальный труд «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», в котором был подведен важнейший итог его биогеохимических исследований. Как видно, ни одно направление научной мысли не стояло на месте даже в период испытаний.
В то же время сложившаяся в довоенное время авторитарность оценок часто оставалась нормой, и это приводило к ужасающим последствиям, как, например, утверждение «лысенковщины». В биологической науке Т.Д. Лысенко развернул «идейную» борьбу с известным генетиком Н.И. Вавиловым, в результате чего последний и многие его сподвижники были репрессированы и, как и он, погибли в тюрьмах.
Подобные действия, несомненно, направлялись свыше и являлись лишь частью идеологических мер И.С.Сталина по запугиванию страны. Запрещались научные школы, уничтожались авторы и книги, вычеркивались либо переписывались целые пласты нашей истории: идеологическая машина формировала у населения страны четкие установки, ориентировавшие на построение «нового общества». Фактически создавалась система, которую принято называть тоталитарной.

Образование в период ВОВ

Военные действия велись на огромных просторах СССР, что поставило миллионы советских граждан в труднейшие условия. Оккупация и эвакуация заставили переместиться на новые
места жительства тысячи семей, миллионные жертвы требовали замены на рабочих местах, на фронтах, в семьях. В условиях нехватки квалифицированных кадров главнейшей проблемой для государства стало образование.
Миллионы детей были лишены возможности учиться: сократилось число школ, обеспечение учебниками, письменными принадлежностями. В связи с тем, что школьникам приходилось работать на производстве вместе со взрослыми, занятия в школах проводились в 3—4 смены. Значительно сократилось количество учителей и старшеклассников — часть из них ушли на фронт, другие — встали к станкам. В сложившейся ситуации государство пыталось оперативно разрабатывать меры по преодолению кризиса в образовании. В тылу для эвакуированных из национальных республик школьников преподавание велось на родном языке, для сирот открывались интернаты. Занятия проводились и в осажденных городах: в Севастополе — в бомбоубежищах, катакомбах и штольнях, а в Ленинграде учителя имели два плана уроков — для спокойной обстановки и для занятий в бомбоубежищах. Была изменена и сама школьная программа. Вводилась обязательная военная и физическая подготовка, учащиеся привлекались к обязательным работам на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Постановлением ЦК ВКП(б) в сентябре 1941 г. было введено обязательное сельскохозяйственное обучение в школе, что позволило заменить на работе в деревне в 1943 г. 5 млн взрослых.
Ставшее всеобщим еще в 1940 г. тимуровское движение получило больший размах. Помощь семьям фронтовиков, предприятиям, добровольная работа в госпиталях, сбор средств для фронта (металлолом, теплые вещи и др.) являлись весомым вкладом в дело Победы. На средства школьников создавались даже танковые колонны «Московский пионер», «Куйбышевский пионер», участвовавшие в военных действиях.
С наступлением Красной армии в 1943 г. мирная жизнь постепенно приходила на отвоеванные территории: было восстановлено 70 тыс. школ, а осенью с целью «дальнейшей разработки теоретических и практических вопросов народного образования» была создана Академия педагогических наук РСФСР. По-новому выстраивалась школьная программа: вводилось раздельное обучение, появлялись вечерние семилетние и средние школы для обучения без отрыва от производства, вводились экзамены на получение аттестата зрелости и награждение медалями за успешную учебу.
В высшем образовании были похожие проблемы. Сокращение преподавательского состава сказалось на темпах подготовки специалистов. Однако в годы войны занятия во многих учебных заведениях не прекращались, и в 1941 — 1945 гг. страна получила 300 тыс. выпускников вузов и 540 тыс. — средних учебных заведений. В период освобождения страны было восстановлено 170 высших учебных заведений. Изменились требования к подготовке специалистов — обязательной стала зашита диплома наряду с государственными экзаменами. Уровень образования в советских вузах существенно повысился.

Литература и искусство во времена ВОВ

В начале войны наибольшее распространение получили действенные публицистические формы — корреспонденция и очерк, плакат и листовка, кинорепортаж и песня. С первого же дня войны символами борьбы стали знаменитая песня А. Александрова и В. Лебедева-Кумача «Священная война» и плакат И. Тоидзе «Родина-Мать зовет!». В дни испытаний требовалась мобилизация всех усилий на достижение победы, что приводило к ярко выраженной пропагандистской направленности произведений литературы и кинематографа, песенного, художественного и театрального творчества.
Главной идеей в творчестве стал образ советского человека, безраздельно преданного делу зашиты Родины, отстаивающего ее от врага, ведущего справедливую освободительную войну. Подлинные образы героев ложились в основу многих произведений литераторов: поэмы М. Алигер «Зоя», М. Светлова «Двадцать восемь» и «Лиза Чайкина». Были созданы такие произведения как «Молодая гвардия» (А. Фадеева), «Наука ненависти» (М.А. Шолохова), «Русский характер» (А. Толстого), «Жди меня» (К. Симонова). Осмысление войны, ее сути и истоков рождает на свет первую повесть военных лет «Народ бессмертен» (В. Гроссмана). Однако в тяжелых военных условиях произведения публиковались лишь в газетах. Любимым произведением фронтовиков стала поэма А. Твардовского «Василий Теркин», начало которой было напечатано 4 сентября 1942 г. в «Красноармейской правде» Западного фронта.
Новые страницы Великой Отечественной войны запечатлевались в новых книгах. Московская битва нашла отражение в «Волоколамском шоссе» А. Бека, оборона Ленинграда — у В. Инбер («Пулковский меридиан») и В. Вишневского («У стен Ленинграда»). Сталинградская битва запечатлена К. Симоновым («Дни и ночи»), бои за Дон — М. Шолоховым («Они сражались за Родину»). Боевой и трудовой подвиг народа навсегда остался на страницах «Непокоренных» Б. Горбатова. «Радуги» В. Василевской, «Испытаний» А. Первенцева, «Клятвы» Ф. Гладкова и т.д. Противостояние с врагом возвратило к жизни исторические произведения, посвященные героическим подвигам прошлого. Воодушевление несли «Петр Первый» А. Толстого, «Батый» и «Юность полководца» В. Яна. «Багратион» С. Голубева, «Емельян Пугачев» В. Шишкова.
Многие писатели и литераторы в дни войны ушли на фронт, став солдатами и офицерами, сражались рядом с кадровыми военными. Призванные по мобилизации, они становились спецкорами фронтовых и центральных изданий, дивизионных и армейских газет.
Важнейшей чертой военных лет стало песенное творчество. Песни рождались в народе либо создавались нашими величайшими композиторами. Незабываемыми стали «Катюша» М. Блантера, «Священная война» А. Александрова, «Любимый город» и «Темная ночь»Н. Богословского, «Песня защитников Москвы» Б. Мокроусова, «Севастопольский вальс» и «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седова, песни Т. Хренникова, И. Дунаевского, М. Фрадкина и др.
История классической музыки обогатилась Седьмой симфонией Д.Д. Шостаковича. Написанная и исполненная в блокадном Ленинграде, она была посвящена борьбе с фашизмом и грядущей победе. Уже тогда «Ленинградская» симфония получила мировое признание и с огромным успехом исполняется до сих пор.
В самый разгар войны правительство предприняло беспрецедентный шаг: в 1943 г. СВ. Михалков и Г. Эль-Регистан на музыку А.В. Александрова написали слова нового Гимна Советского Союза. На смену «Интернационалу» пришла поистине национальная мелодия с патриотическим текстом, что, несомненно, оказало огромное влияние на умонастроение и боевой дух защитников Отечества.
Представители театрального искусства также отдавали свои силы на борьбу с врагом. Уже в июле 1941 г. в Москве была сформирована первая бригада, в которую вошли известнейшие актеры театров, эстрады, всесоюзного радио. В течение всей войны подобные «формирования» выступали на фронтах, своим искусством поддерживая сражающуюся армию.
Советский кинематограф представлен, с одной стороны, большим объемом кинохроники, с другой — героическими художественными лентами. Сегодня кадры хроники Московской, Сталинградской, Курской и других битв легли в основу документальных сериалов, используются при создании современных фильмов о войне, в частности в многосерийной эпопее А. Озерова. Такие же произведения как «Секретарь райкома» И.А. Пырьева, «Она защищает Родину» Ф.М. Эрмлера, «Двабойца» Л.Д. Лукова, «Жди меня» А.Б. Столпнера стали уже классикой художественного жанра.
Героические минуты войны представлены и в живописи. А.А. Дейнека создал незабываемую «Оборону Севастополя», образы защитников запечатлены на полотнах А.А. Пластова «Фашист пролетел», СВ. Герасимова «Мать партизана» и др. Конечно, наследие художников военного периода не столь значительно, как у представителей других направлений искусства, но оно позволяет нам воочию представить степень одухотворенности и своевременности их творчества.
Особый вклад в искусство военного времени внесли представители такого оригинального художественного жанра, как карикатура. Группа художников, объединившись под именем «Кукрыниксы», создали целую галерею юмористических иллюстраций, посвященных войне. Крупнейшие провалы немецкого командования или успехи Красной армии подавались с неизменным юмором и остроумием, что имело большой успех среди населения.
Однако даже в военные годы не прекращала своей работы партийная идеологическая машина и цензура. В период сталинградских боев газета «Правда» опубликовала рассказ А. Каплера «Письма лейтенанта Л. из Сталинграда», мгновенно взятый под контроль. Попытка автора объективно осветить положение на фронте закончилась его арестом и обвинением в шпионаже. Советская культура, как явствует из этого примера, оставалась крайне тесно связанной с пропагандой.
Идеологическим и пропагандистским проработкам был подвергнут и ряд известных деятелей литературы и искусства. «Идеологически вредными» были объявлены стихотворения И. Сельвинского. пьеса В. Катаева «Синий платочек», рассказ А. Платонова «Оборона Семидворья», повесть А. Довженко «Победа» и его киносценарий «Украина в огне», первая часть повести М. Зощенко «Перед заходом солнца» и др.

Русская православная церковь во времена ВОВ

Испытания, выпавшие на долю советского государства, потрясли как его политические, экономические, социальные, так и идеологические основы. Пропаганда идей патриотизма (вместо интернационализма) и самопожертвования в Отечественной войне были не новым явлением, а хорошо забытым старым — подобные принципы всегда стояли на вооружении православной религии. Осознавая необходимость объединяющей идеи, руководство государства пошло на уступки в отношениях с Русской православной церковью (РПЦ).
Митрополит Московский и Коломенский Сергий, являвшийся главой РПЦ. уже 22 июня 1941 г. благословил всех верующих на защиту Родины: «Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и сейчас. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». Подобное обращение последовало и в дни защиты Москвы. В апреле 1942 г. в осажденной столице на Пасху было разрешено свободное передвижение даже в ночное время, а во всех храмах состоялись богослужения при большом стечении народа.
С началом коренного перелома в войне и в связи с изменением общественного мнения Сталин все чаще приходил к мысли о необходимости предоставления церкви определенных льгот, восстановления ряда ее прав и т.д. Подобного шага требовали и отношения с союзниками — им требовалось подтверждение возврата СССР к общечеловеческим ценностям. 4 сентября 1943 г. состоялась личная встреча Сталина с иерархами церкви, на которой и были положительно решены важные проблемы Русской православной церкви, такие как: созыв Архиерейского собора для избрания патриарха (им уже в сентябре был избран митрополит Сергий), открытие храмов и духовных учебных заведений, издание печатного органа РПЦ, организация свечных заводов, расширение прав духовенства и снятие ограничений с действующих религиозных общин. Особо стоял вопрос об освобождении из заключения ряда священнослужителей, находившихся в тюрьмах, ссылках и лагерях. Для взаимодействия государства и церкви был создан посреднический орган — Совет по делам Русской православной церкви при СНКСССР.
В целом можно сказать, что годы Великой Отечественной войны стали периодом как возрождения церкви, так и реабилитации собственно веры. При этом в будущем действия советской системы в отношении религии не слишком отличались логичностью и последовательностью.
Таким образом. Великая Отечественная война нашла свое отражение не только в военных сводках и планах командования. Деятели науки и культуры воплотили свои замыслы и идеи в открытиях и произведениях. Вклад представителей науки позволил склонить чашу весов в пользу нашей Победы. Художники, поэты, композиторы и писатели навсегда запечатлели в своих творениях подвиги советского человека, трагедию и ужасы войны, самоотверженность человеческого духа и непреодолимое стремление человека к свободе — свободе своей Родины. И именно культурное наследие той далекой военной поры доносит до нас главное — идею вечности и главенства духа в час даже самых трудных испытаний.