Образец психолого-педагогической характеристики класса. Организационная структура класса. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса
Класс состоит из 26 человек: 16 мальчиков и 10 девочек в возрасте 16 - 18 лет. Психофизическое развитие учащихся не имеет отклонений и соответствует норме. Данный класс был сформирован в 2004 году и тем же составом окончил школу.
- Руководство и организация классного коллектива:
В данном классе присутствует актив: староста, как помощник классного руководителя, выполняет все задания и поручения; бригады по дежурствам, которые выполняют свои обязанности с огромным удовольствием.
Ученики всегда выслушивают друг друга на собраниях класса, учебных занятиях. Но, говоря о мальчиках, можно сказать, что их психологическое развитие не соответствует возрасту, поэтому бывают моменты, в которых они не могут проявить себя как взрослые юноши.
Школьники переживают за свой коллектив. При участии в общественных мероприятиях стараются поддерживать друг друга.
Ребята очень творческие. Девочки окончили музыкальную школу, некоторые мальчики занимаются танцами и играют на музыкальных инструментах. Все ребята ходят на различные спортивные секции, увлекаются такими видами спорта, как биатлон, футбол и спортивный туризм, ходят на дополнительные занятия по предметам.
В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. В классе присутствуют отличники, чье мнение является авторитарным для остальных ребят. Большинство учеников класса открыты в общении, легко идут на контакт со всеми участниками образовательной деятельности.
Что касается отношений между мальчиками и девочками, то тут нет никаких особенностей. Отношения - нейтральные.
Классный руководитель является авторитетом для учеников, они прислушиваются к нему, и считаются с его мнением. Классный руководитель учитывает интересы детей, доказательство этому является то, как он выбирает формы и виды внеклассных мероприятий.
- Краткие методические указания по изучению класса.
Данный коллектив с ответственностью и серьезностью подходит к учебной деятельности, задания делает к назначенному сроку.
Анализируемый класс - гимназический, и это сказывается на их отметках по различным дисциплинам, так как ум ребят очень подвижен.
Что касается методических указаний по учебной деятельности, то ребята относятся к ней ответственно и целеустремленно. Но, хотелось бы, чтобы класс больше времени уделял чтению литературы, как учебной, так и художественной, несмотря на прогрессирующие цифровые технологии.
- Социометрическое исследование.
1. Цель исследования: обзор социально-психологической атмосферы в классе, выявление лидера, а также определение возможных микрогрупп.
2. Ход выполнения работы:
Учащиеся были уведомлены о цели и важности данного исследования, а также получили инструкцию о выполнении заданий.
Фамилия, имя ____________________________________________________
Инструкция: «Пожалуйста, заполните данную карточку, поставив:
1, +2, +3 кого выбираете в первую, вторую, третью очередь, если делаете положительный выбор,
1, -2, -3 тех, кого НЕ избираете в первую, вторую и третью очередь, если вы делаете отрицательный выбор.
1. С кем из Вашего класса Вы хотели бы остаться учиться вместе? (назови 3 фамилии)
2. С кем из Вашего класса вы НЕ хотели бы остаться учиться вместе? (назови 3 фамилии)
Все результаты опроса были внесены в общую таблицу сведений.
Большим влиянием в группе обладают двое: Ученик 1 и Ученица 2 - это говорит о том, что они являются наиболее благоприятными в общении.
Безоговорочный лидер - Ученица 2.
Сложно сказать, кто из класса обладает наименьшим влиянием. Большое число отрицательных показателей говорит о том, что данные люди практически не задействованы в процессе совместной деятельности и происходящим в коллективе.
Уровень благополучия взаимоотношений данной группы средний: представителей I и II социальных уровней («звезд» и «предпочитаемых») немногим меньше, чем III - «принятые», в то время «отверженных» нет.
Анализ позитивных выборов позволяет сделать вывод, что в коллективе присутствует две подгруппы: лидер первой - Ученик 1, а лидер второй подгруппы - Ученица 2. Эти два лидера общаются между собой, Ученица 2 является отличником в классе, чего не скажешь об Ученике 1.
Благодаря проведенному исследованию взаимоотношений можно четко выделить 2 группы, каждая из которой своего лидера.
Цель данного исследования, которая состояла в том, чтобы выявить взаимоотношения в коллективе достигнута и выявлены:
- взаимные симпатии и антипатии классного коллектива;
- лидеры;
- две подгруппы, имеющие своего лидера.
4. Общие выводы.
У учащихся прослеживается хороший уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Ученики данного класса относятся к учёбе серьезно и ответственно, осознают её важность и положительное влияние на жизнь в будущем. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся соответствует норме.
Полный текст материала Психологическая характеристика классного коллектива смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.
Будет полезна, к примеру, новому классному руководителю при переходе ребят из младшего звена в среднее. Кроме того, с ее помощью педагог-психолог или любой учитель-предметник сможет понять, какие ученики комплектуют тот или иной класс, разобраться в их личностных характеристиках и разработать адекватные методы педагогического взаимодействия с этим конкретным контингентом учащихся. Как же составляется психолого-педагогическая Образец и общие рекомендации вы найдете ниже.
Педагогическая характеристика - это в первую очередь документ. Поэтому произвольная форма ее составления недопустима.
Информация, представленная в рамках характеристики школьного класса, не должна подаваться как случайное или хаотичное нагромождение сведений. Документ должен быть структурирован.
Излагать сведения о школьном коллективе желательно в официально-деловом стиле. Однако при этом информация должна быть понятной не только самому составителю, но и тому, кто будет знакомиться с характеристикой в будущем. Указывать имена, фамилии учеников сокращенно запрещается.
Психолого-педагогическая характеристика коллектива класса должна составляться с учетом трех важных принципов.
Принцип комплексности
Классному руководителю и педагогу-психологу по долгу службы приходится составлять огромное количество характеристик. Неудивительно, что иногда эти документы начинают получаться шаблонными и безликими. Однако этого все же следует избегать, ведь психолого-педагогическая характеристика класса должна отражать полезные сведения, те, которые сможет использовать любой педагог после ознакомления с документом. Полезность же шаблонных фраз сводится, как мы понимаем, к минимуму.
Кроме того, вся информация должна отражаться последовательно и логично. В совокупности представленные в документе сведения должны создавать четкое представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.
Принцип гуманизма
Сведения в характеристике должны быть адекватными и непредвзятыми, ведь только объективная информация может использоваться по назначению. Если же психолого-педагогическая характеристика класса, ученика или даже бывшего воспитанника составлена необъективно, а на основании нее новый учитель, не знакомый с личностью учащегося, начинает строить с ним педагогическое взаимодействие, результат его может оказаться неэффективным. И хорошо, если только неэффективным, а не вредным для развития личности школьника.
Как и врач, учитель должен руководствоваться в своей работе важным принципом - не навреди.
Принцип объективности
Учитель должен помнить, что психолого-педагогическая характеристика будет отличаться от характеристики класса из старшего школьного звена. То есть в действие вступает принцип объективности - каждое анализируемое явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной психологии.
Составленная в соответствии с этими принципами характеристика будет действительно полезным документом, к которому в своей работе смогут обратиться классные руководители и педагоги-предметники.
Психолого-педагогическая характеристика класса: план
По какому же плану составляется характеристика школьного класса? Предлагаем вашему вниманию следующую ее программу.
- Общие сведения о школьном классе: когда класс был образован, кто был его первым классным руководителем, как часто руководители менялись.
- Сведения об учениках: количество, возраст, пол.
- Характеристика лидеров школьного коллектива, его актива.
- Сведения об уровне воспитанности учеников.
- Указание микрогрупп в их образования и взаимодействия с остальными членами классного коллектива.
- Статусная и социометрическая характеристика класса.
- Основные ценности и приоритеты, принятые в классе.
- Уровень коммуникативной культуры учеников.
- Способы решения конфликтов, принятые в школьном коллективе.
- Мнения учителей о классе и отдельных учениках.
А теперь представим конкретный пример того, как выглядит психолого-педагогическая характеристика класса.
Психолого-педагогическая характеристика класса: образец
- 10 "А" класс средней школы №15 города Санкт-Петербурга был образован в 2003 году. Первым классным руководителем его была Иванова Алла Сергеевна. В 2008 году руководство приняла Семенова Ольга Петровна.
- В 10 "А" классе 20 учеников, 10 из них юноши и 10 - девушки. Всем ученикам исполнилось по 16 лет.
- Лидерами в классе являются Яковлев Александр и Соловьев Антон. Якушева Вера, Вусько Александра и Ефимова Ольга - актив класса. Девушки участвуют в учебных соревнованиях и общественной жизни школы.
- Уровень воспитанности учеников высок. В классе нет ребят, нарушающих дисциплину.
- Лидеры и актив группы представляют собой основные "ячейки" класса. Они ведут за собой остальных ребят и стараются поддерживать высокий уровень сплоченности в классе. Образовались указанные микрогруппы еще в младшем школьном звене.
- С помощью социометрического исследования были выявлены лидеры в классе, "звезда" - Якушева Вера, предпочитаемые - Ефимова Ольга, Соловей Вероника, Гунько Виктор, Славский Яков, изолированный - Дорошкевич Иван.
- Класс в целом ориентирован на получение знаний, хороших отметок. Дружба и за жизнь класса преобладают в ценностных ориентациях учеников.
- Коммуникативная культура класса на высоком уровне.
- Конфликты решаются обычно коллективным обсуждением проблемы.
- Учителя довольны успеваемостью и поведением учеников 10 "А" класса.
Так выглядит психолого-педагогическая характеристика класса, но это всего лишь "каркас" документа. Сведения все-таки лучше подавать в развернутом виде, тогда характеристика станет более информативной.
Характеристика класса: общие сведения, стуктура и внутригрупповые процессы, характер общения учащихся в группе, познавательный потенциал и познавательная активность уч-ся, творческий потенциал и творческая активность уч-ся, уровень воспитанности уч -ся, уровень физического развития и здоровья уч-ся, вредные привычки и склонность к правонарушениям, характеристика семьи, выводы и предложения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Характеристика классного коллектива
- Общие сведения о классе
6 «А» класс – общеобразовательный класс. Обучается в нём 29 человек: 15 девочек и 14 мальчиков. Большинство ребят 1998 года рождения (26 чел.), есть учащиеся 1997 года рождения (2 чел.) и 1999 года рождения (1 чел.). Коллектив формировался с первого класса, основной его состав сохранился до сих пор (26 чел.). Вновь прибывшие ребята успешно адаптируются в коллективе. Изначально коллектив был сформирован из выпускников дошкольных учреждений: д\с «Алёеушка» - 16 чел. и д\с «Ласточка» - 10 чел. Многие ребята уже дружили между собой и знали друг друга достаточно хорошо.
Большинство учащихся класса проживают недалеко от школы: 12 человек проживают в микрорайоне «Северный», 10 человек – в районе Б. Тарки, 6 чел. на Щёрса и 1 человек – в деревне М. Тарка, что в полутора километрах от школы.
Успеваемость в учёбе хорошая: 21 человек учатся на «4» и «5». Качество знаний составляет 72%, уровень обученности – 70%. Не успевающих и пропускающих занятия без уважительных причин учащихся нет. По отношению к учителям и классному руководителю класс доброжелателен. По отношению к занятиям класс дисциплинирован и организован. Домашнее задание по предметам ребята выполняют регулярно.
79 % учащихся охвачены дополнительным образованием. 7 человек посещают спортивные секции и 16 человек кружки художественно-эстетического направления.
- Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы
Класс дружный, но как коллектив сформирован ещё не достаточно хорошо. В классе реально действуют органы самоуправления. Ребята со всей ответственностью относятся к своей «должности», однако руководят они преимущественно по инструкции классного руководителя. По результатам наблюдений и анкетирования учащихся, изолированных и замкнутых в себя нет. Все принятые. Имеются малообщительные учащиеся: Сумзин, Козюлин, Темнов (3 чел. – 10 %) Неформально в классе ярко выражены следующие группы учащихся, сформированные ещё в начальной школе по принципу «Проживают в одном районе, на одной улице»:
- Кулагина, Клюшина, Мишагина, Лешакова, Тумакова, Сухарева и Сбитнева
- Панин, Лавров и Кривдин
- Гусева, Куварина, Рыженькова и Шошина
- Опарин, Ишин и Сидоров
- Зевакина, Маркина и Игнатова
Остальные ребята класса: Долгова, Городцков, Семёнов, Тарасов, Сумзин, Смирнов, Темнов, Козюлин, Ромодин в коллективе как бы сами по себе. Ходят обособленно, держатся стороной. В классе имеются 2 лидера : 1) Шошина М. – положительный лидер.(Всем пример, правая рука классного руководителя, «Модель идеального ученика»). Большинство ребят стараются быть на неё похожими, подражают ей, прислушиваются к её мнению, уважают и слушают её.
2) Лешакова О.– отрицательный лидер. Может склонить отдельных ребят к хулиганству, непослушанию, обману, к совершению отрицательного действия или плохого поступка.
- Характер общения учащихся в группе
Несмотря на формальное объединение ребят в группы, класс дружный. Очень хорошо развиты чувства товарищества: взаимопомощь и взаимовыручка. (Не понял, не выполнил, забыл, не принёс – обратись к однокласснику, тебя выручат!) Взаимоотношения между мальчиками и девочками доверительные. «Задир», «Забияк» в классе нет. Ребята общительные, добрые, отзывчивые. Внеурочное время часто проводят вместе (гуляют в одном районе, справляют праздники, посещают бассейн, зимой ходят на каток)
- Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся
Работоспособность учащихся на уроках средняя, внимание устойчивое. Большинство ребят со слуховым типом памяти и способны анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Учеников с замедленным типом мыслительной деятельности нет. По результатам тестирования 52 % учащихся владеют навыками самостоятельного умственного труда. Познавательная активность ребят высокая, они с удовольствием учатся и ходят в школу.
- Творческий потенциал и творческая активность учащихся
Самостоятельность и инициативу в физическом труде проявляют большинство учащихся класса. Все ребята охотно участвуют в классных и школьных мероприятиях. Расстраиваются, если не занимают призовые места. Очень переживают из-за этого, так как привыкли в начальной школе быть лидерами во всём. А в старшем звене не всегда им это удаётся. После мероприятия обязательно обсуждают, что было не так, и стараются сами осознать свои ошибки. Но самостоятельно организовать свою деятельность ещё не могут. Учащимся необходима помощь, подсказка, толчок к деятельности со стороны классного руководителя или старших. Учащихся с высоким уровнем общих специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих двое – Шошина М. и Опарин А.
- Уровень воспитанности членов коллектива,
Усвоение ими социального опыта
Все ребята класса из благополучных семей, они всегда опрятно одеты. У учащихся в достаточной степени сформировано чувство долга и ответственности. Ребята трудолюбивые и отзывчивые. Многие живут по принципу: «Хорошо учусь, чтобы поступить в институт и заработать много денег!» А каким способом и что будут о них думать окружающие – им неважно. Дисциплина на уроках удовлетворительная, но вне занятий желает лучшего. В перемену некоторые ребята любят поиграть в догонялки, толкают друг друга, громко разговаривают, стараясь перекричать друг друга. Иногда допускают употребление нецензурных выражений, как мальчики, так и девочки. Другими словами, культура поведения вне учебной деятельности неудовлетворительная. В общественных местах некоторые учащиеся класса могут вести себя вызывающе и не скромно. К ним относятся Лешакова, Кулагина, Клюшина, Мишагина, Игнатова, Ишин, Опарин. Причина плохого поведения – недостаточно сформированные понятия культуры поведения, духовно-нравственные ценности и правила общения.
- Уровень физического развития и здоровья школьников
Абсолютно здоровых детей в классе нет. Большинство учащихся – 79 % имеют подготовительную физкультурную группу. Специальную группу здоровья имеют Лавров И. и Тумакова Н - часто болеющие дети с хроническими заболеваниями. Они не привлекаются к участию в спортивных эстафетах, пробегах. Им рекомендованы умеренные физические нагрузки. 83 % учащихся имеют вторую группу здоровья. Это связано в основном с нарушением осанки, либо с нарушением зрения. Часто болеющих детей в классе нет.
- Вредные привычки и склонность к правонарушениям
«Трудных детей» и учащихся, стоящих на учёте в КДН, ПДН и внутришкольном учёте нет. Так же в классе не выявлены учащиеся, склонные к воровству, курению, бродяжничеству и к распитию алкогольных напитков.
- Характеристика семей учащихся
Большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Трое ребят из многодетных семей, одна ученица – опекаемая. Отношения классного руководителя радушные. Большинство родителей регулярно интересуются жизнедеятельностью класса и достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета: Лаврова Е.А., Опарин В.А., Сухарева О. В. и Тумакова И.П. К сожалению, есть родители, которые предпочитают занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел в классе. Родители систематически посещают родительские собрания (численность не менее 25 человек)
- Выводы и предложения:
- Классный коллектив находится на средней стадии формирования. Поэтому необходимы
Мероприятия по сплочению классного коллектива;
- Большинство учащихся класса занимаются хорошо. Они добрые, жизнерадостные, активные. Но
Не всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу. Культура поведения и навыки
Общения многих учащихся сформированы недостаточно;
- Необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
Учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут
Оценивать свои действия и поступки.
Классный руководитель: _____________ Клюкина О. В.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 г. Павлово
ХАРАКТЕРИСТИКА
классного коллектива
учащихся 5А класса
МОУ СОШ № 11 г. Павлово
Выполнила: учитель физики
Клюкина О.В.,
Классный руководитель
5А класса
г. Павлово, 2010 г.
Характеристика 6 класса
В классе 28 учащихся, из них 17 девочек и 11 мальчиков.
Основной части учащихся – 11 лет, а 6 уже во II полугодии исполнится 12 лет.
По состоянию здоровья большинство детей определены в основную группу.
Общий интеллектуальный уровень (умственный, духовный) учащихся – средний. Уровень начитанности средний, т.к. мало кто читает художественную литературу. Общий уровень знаний удовлетворительный.
Коллектив 5 класса отношу к единой сплоченной «группе-коллективу», где есть общепризнанные лидеры, предпочтительные, принятые, но есть учащиеся, которым трудно до конца собрать свою волю, проявить настойчивость в преодолении трудностей в учебной деятельности. Это Ислентьева Настя, Егоров Игорь, Пестова Маша, Ощепков Иван, Тюленева Виктория. Есть ученики, которые учатся по настроению, не стремятся заниматься лучше, хотя есть способности. Это Шелуха Александра, Сапегина Валерия, Тахсирова Милена, Новоселов Ваня. Есть одаренные дети – Мехоношина Елена, Аблалимов Алексей, Мирошниченко Костя, Амонов Шухрат. Они отлично успевают по всем предметам, очень активные, эрудированные, всесторонне развитые. По итогам первого полугодия в классе 8 хорошистов и 8 учащихся, имеющих 1-2 тройки ("резерв"). Количесво неуспевающих – 3 (Ощепков Ваня – рус. яз., литер-ра; Егоров Игорь – литер-ра, иностр. яз.; Пестова Мария – литер-ра, история). Наличие неудовлетворительных отметок обусловлено недобросовестным отношением к учебным обязанностям.
Отношения в коллективе в основном спокойно-доброжелательные, изолированных и отверженных нет. Иногда отсутствует сознательная дисциплина. Не все дети могут противостоять некорректному поведению некоторых одноклассников. Иногда наблюдаются упрямство, эгоизм. Свои чувства учащиеся могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Например, наблюдается агрессия в поведении со стороны Гонцова Игоря, который периодически впадает в состояние крайнего нервного возбуждения, сопровождающегося потерей контроля над собой. Учащиеся часто не умеют распределять свои силы; самооценка своих способностей, успехов и неудач в основном адекватная. И все же остается деление на организаторов, активных участников и пассивных исполнителей. В трудную минуту умеют сплотиться, болеют за общее дело.
В целом атмосфера в классе доброжелательная, отношения между одноклассниками хорошие. При возникновении конфликтных ситуаций, их обсуждает весь класс. В классе преобладают дети с холерическим типом нервной системы, что сказывается на их поведении.
В классе 1 формальный лидер - командир Мехоношина Елена, среди одноклассников она пользуется авторитетом. Наличие неформальных лидеров и малых групп не наблюдается.
В классе развито самоуправление "Планета нашего класса", во главе коллектива стоит командир планеты и помощник командира, работают учебный, культмассовый, спортивный, правовой комитеты - каждый комитет возглавляет ответственный.
Все вопросы учащиеся решают на классных часах, при этом учитывается мнение каждого ученика и выбирается наиболее подходящее решение, с которым согласно большинство.
За первое полугодие была проделана определенная работа по дальнейшему сплочению классного коллектива, формированию чувств коллективизма, ответственности за класс. Исходя из этого, определены следующие воспитательные задачи:
1.Продолжить работу по сплочению детского коллектива, содействовать развитию у учащихся организаторских навыков, воспитывать чувство товарищества. Проводить работу по повышению успеваемости в классе, организовать беседы в помощь учащимся.
Продолжить изучение культуры поведения и межличностных отношений.
Усилить роли осознанного приобретения знаний в ходе учебного процесса
Воспитывать у учащихся патриотические чувства, любовь к Родине, к своему краю.
Тюленеву Викторию. Ребенку был поставлен тяжелый диагноз. Девочка прошла несколько курсов лучевой и химиотерапии, что не могло не сказаться на ее физическом здоровье и психоэмоциональном состоянии.
Гонцова Игоря – впадает в агрессию, теряет контроль над собой при малейших провокациях со стороны детского коллектива.
Ислентьеву Анастасию – ребенку тяжело дается общеобразовательная программа, нарушены память, концентрация внимания.