Болезни Военный билет Призыв

Образ юноши пажа из баллады кубок. Баллада Кубок: анализ произведения

Вспоминая творчество В. А. Жуковского, нельзя не рассказать о балладах. Самыми известными являются "Светлана" и "Людмила". Немногие вспомнят интересную, отличающуюся от других балладу "Кубок". Являясь вольным переводом произведения Шиллера, баллада "Кубок" Жуковского, краткое содержание которой мы представим в этой статье, представляет для читателя интерес не только из-за сюжета и красоты слога, но и благодаря иносказательному смыслу, различным содержательным пластам. Их ценность в том, что они могут истолковываться каждым читателем по-своему, рождая много неожиданных суждений.

Вызов царя

Со сцены на скале начинается баллада Жуковского "Кубок". Краткое содержание первой части произведения выглядит так: правитель созвал всех подданных на высокую скалу. Он обратился с призывом к рыцарям и латникам, чтобы те вернули ему золотой кубок, который будет для них наградой. Получив кубок, царь бросает его с высокой скалы в морские пучины.

Он повторно обращается к рыцарям со своим призывом, но никто не решается отправиться за кубком. Все в полном молчании глядят вниз. Тогда царю пришлось в третий раз обратиться к своим поданным.

Поступок пажа

Паж появляется во второй части баллады "Кубок" Жуковского. В кратком содержании этой части следует рассказать о том, что юноша неожиданно для всех вызвался достать сей царский предмет. Все в изумлении посмотрели на него: он был очень молод и красив, смел и дерзок.

Собравшимся стало жалко отважного юношу, но они не решались пожалеть его вслух. Паж подошел к самому краю скалы и стал вглядываться в морские глубины. Страшны и таинственны они были: волны шумно бились о скалы, все ревело, как будто началась гроза. Казалось, что вода и огонь смешались, пучина бушевала. Юноша, произнеся молитву, бросился со скалы.

Тревога за пажа

Переживания подданных также мастерски показаны в этой части баллады "Кубок" Жуковского. В кратком содержании мы отметим, что подданные очень переживали за судьбу отважного юноши. Все присутствующие ужаснулись, когда паж скрылся в морских пучинах. Когда они смотрели на этот бушующий поток, ни у кого не оставалось сомнений в том, что ему не спастись. Но они продолжали всматриваться в волны.

Зрители стали рассуждать о том, что они ни за какие бы богатства царя не согласились спрыгнуть со скалы. Даже если он посулит им разделить с ним трон. Потому что никто еще не выбирался из этой морской бездны, а все суда, попавшие туда, превращались в обломки. Но борьба между водой и огнем все нарастает, к небу взлетает столбом дымящаяся пена. И вдруг поток устремляется вверх с ужасающим ревом.

Возвращение пажа

Необычайно важен кульминационный момент баллады Жуковского "Кубок". В кратком содержании этой части следует рассказать о чудесном возвращении смелого юноши из бушующей пучины. Зрители увидели, как он одной рукой сражается с морской стихией, а в другой у него находится царский кубок.

Паж счастлив, что он смог выбраться и может снова приветствовать свет. Счастливы и зрители, что юноше удалось спастись. Он без сил выбирается на берег и падает к ногам царя с кубком. Правитель приказывает дочери дать ему награду, наполнив кубок струей винограда. И юноше кажется, что лучше ничего нет на свете.

Далее паж призывает людей радоваться жизни и рассказывает о том, что с ним произошло в морских глубинах. Он видел глубоководных тварей и лишь чудом смог схватиться за утес, на котором и был кубок. Пытаясь спастись от чудища, он попал в прилив, а столб воды поднял на поверхность.

Новый вызов царя

Самым главным в балладе "Кубок" Жуковского является неожиданное предложение правителя. Несмотря на то что юноша доказал свою храбрость, он предлагает ему новое задание: в этот кубок он бросает перстень с алмазом и говорит, что если паж бросится за ним и достанет его снова, то он станет его любимым рыцарем и получит в жены царскую дочь. Молодая девушка начала просить своего отца, чтобы он пожалел бедного пажа.

Но царь, не послушав ее, бросает награду в пучину морскую. Юноша, воодушевившись взглядом царской дочери, в котором читался страх и жалость, бросается в волны. Но напрасно всматривалась царевна в воды. Они продолжали все так же пенится и шуметь, но паж так и остался в пучине морской.

Главная мысль

В "Кубке" главные герои - это царь и паж. Кубок символизирует собой совесть царя. Для него это качество не представляет особой ценности. Поэтому царь так беспечно бросает кубок в море. Он не думает о том, что поступает неправильно и неразумно, прося достать его: ведь шансов вернуться из морских глубин очень мало. Это характеризует его как неразумного правителя.

А вот его поданные, наоборот, прекрасно осознают всю опасность и ставят свои жизнь и здоровье выше всех сокровищ. Таким образом, можно сказать, что подданные - это здравый смысл, связующее звено между риском и благоразумием. Пажа можно ассоциировать с риском и отвагой, бросающей вызов самой судьбе. Также юношу можно сравнить с огнем: он горит ярко, притягивает к себе, может согреть, а царь - это вода, которая может разом затушить его.

Для царя то, что паж смог выполнить его задание, является поражением, и его самолюбие не может смириться с этим. Именно поэтому он и бросает кубок снова. До конца не ясны мотивы юноши, почему он решился еще раз броситься в бушующее море. Это могла быть вера в свою неуязвимость после чудесного спасения или тайная любовь к царевне.

Но главная мысль "Кубка" Жуковского такова: не нужно испытывать судьбу, даже если тебе повезло. Нужно уметь рассуждать логически и разумно. Ведь мудро сказала царевна, что не нужно повторно отправлять пажа, а если царь хочет еще послушать о том, что творится в морских глубинах, то пусть отправится кто-нибудь другой.

Этим баллада отличается от других произведений В. А. Жуковского. Ведь поэт был поклонником романтизма и восхищался творчеством немецких и английских поэтов. А в "Кубке" звучит призыв к тому, чтобы не поддаваться эмоциям, а стараться всегда рассуждать, прежде чем что-либо делать. Именно это делает данную балладу такой удивительной и непохожей на остальные. Сюжет заставляет задуматься о том, правильными ли чувствами руководствуются люди, когда принимают решения.

Но нельзя не отметить, что черты романтического направления в этом произведении присутствуют. Паж показан в образе пылкого, смелого и романтического юноши. Это можно понять по тому, как он описывает все то, что произошло с ним в морских глубинах. Само действие происходит во времена царей, рыцарей и прекрасных дам, что тоже является характерным для романтизма. Таким образом, баллада "Кубок" - это удивительное и прекрасное сочетание романтизма и глубокого смысла.

  1. Что отличало рыцаря от простого латника?
  2. Слово «рыцарь» первоначально обозна-чало «всадник». Это был тяжеловоору-женный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать опре-деленному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называ-ют рыцарскими. Латник был рядовым бойцом.

  3. Что проверял царь в своих подданных, когда предложил нырнуть в бездну за золотым кубком?
  4. Царь проверял смелость своей свиты. Но он мог предложить совершить такой поступок и для проверки беспрекословной преданности и готовности подчиниться приказу не размышляя.

  5. Прочтите рассказ пажа, вернувшегося из мор-ской бездны. Как его характеризует этот рассказ?
  6. Паж говорит о том, что ему удалось увидеть и как чудом был спасен кубок, ко-торый случайно зацепился за ветку ко-ралла. В ужасной бездне он увидел и водя-ного млата, и уродливого ската, и нена-сытного мокоя (род акулы), и однозуба. Только порыв водомета выбросил его из бездны. Так рассказал отважный паж о своем подвиге.

  7. Что заставило царя послать молодого пажа еще раз в море за кубком — практически на верную смерть?
  8. Для даря казалось естественным испол-нить свою очередную прихоть и заставить молодого героя попытаться выполнить то, что было невыполнимо. Так он доказывал и себе и всем вокруг, что каждый его при-каз — даже самый нелепый — закон.

  9. Почему даже просьба дочери не изменила ре-шение царя?
  10. Царь привык, что любой его приказ вы-полняется беспрекословно. Он хотел, что-бы так было всегда. Если бы он выполнил просьбу дочери, то это показало бы всем, что его приказ можно отменить. Ясно, что этого царь не хотел.

  11. Прочтите последнюю строфу баллады. Как вам кажется, какое чувство владеет ее автором? Он бунтует против несправедливой гибели юного от-важного пажа или смирился с ней?
  12. Последняя строфа баллады передает чувство грусти, которое испытывает автор, сочувствуя герою. Но он понимает, что гибель отважного юноши неизбежна и только волны будут вечно приходить и бить в кромку печального берега. Автор не может изменить того, что уже произошло.

  13. Сколько строф в балладе? Как рифмуются строки в этих строфах? Обратите внимание на то, что рифмуются очень простые слова.
  14. В балладе «Кубок» 27 строф. Во всех строфах рифмовка одинакова. Обратимся к одной из строф и подчеркнем в ней рифмы.

    Справка. Рифма (от греческого — соразмерность) — совпадающие, созвуч-ные окончания стихотворных строк.

    Над бездной утихло… в ней глухо шумит… И каждый, очей отвести Не смея от бездны, печально твердит «Красавец отважный, прости!» Все тише и тише на дне ее воет… И сердце у всех ожиданием ноет.

    Мы видим, что между собой рифмуются первая и третья строки, вторая и четвер-тая, а затем пятая и шестая строки. Тот способ рифмовки, который использован в первых четырех строках, называют пере-крестной рифмой, а тот, который связы-вает между собой последние две строки, — параллельной. Можно выписать рифмую-щиеся слова, и мы убедимся, что это очень простые слова, а рифмы подчерки-вают важность того, что происходит в бал-ладе. Материал с сайта

  15. Подумайте над рифмами первой строфы:
  16. …………………………… простой, …………………………… вышины? …………………………… золотой: …………………………… глубины …………………………… безвредно, …………………………… победной.

    Четыре строки рифмуются перекрестно, две по-следние — параллельно. Найдите точные и неточ-ные рифмы.

    В приведенном наборе рифм первой стро-фы баллады первые две пары можно на-звать точными рифмами, последние две — неточными.

    Справка. Рифмы бывают точные, неточные, богатые, бедные и др.

    В русском стихе точная рифма обра-зуется при совпадении ударного гласного и последующих звуков: беленький — ме-ленький. Неточная — когда заударные звуки не совпадают: волны — полный.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • викторина по блокаде кубок жуковскй
  • разбор баллады кубок жуковского
  • сжатый смысл сказки жуковского кубок
  • баллада кубок краткое содержание
  • что заставило пажа выполнить и эту просьбу царя?

Жуковский Василий Андреевич - один из основоположников романтизма в русской литературе. Известность Жуковский приобрел и как переводчик. В 1831 году в двухтомнике «Баллады и повести В.А. Жуковского» впервые вышла баллада «Кубок» - переложение баллады Шиллера «Водолаз».

Баллада Жуковского является свободным переводом баллады Шиллера, поэтому в текстах встречаются несоответствия. Различие в названии баллад неслучайно - Жуковский акцентирует внимание читателей на конкретном предмете - кубке. Он описывается в произведении и становится желаемой наградой для лирического героя и причиной его смерти. В «Кубке» описываются реальные жители обитатели морских глубин:

«И млат водяной, и уродливый скат,
И ужас морей однозуб;
И смертью грозил мне, зубами сверкая,
Мокой ненасытный, гиена морская»,

в оригинале герой встречается с фантастическими существами. В композиции баллад могут встречаться повторения отдельных слов, фраз или строф. У Жуковского повторяются строки:

«И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,

Дымящимся пена столбом».

Эти повторы заимствованы из фольклорных жанров - сказки и песни. Жанр баллады изначально формировался в народной поэзии и передавался устно в форме песни, с волшебной сказкой связывает балладу фантастический сюжет и главный герой, который совершает поступок (путешествие в другой мир) и получает вознаграждение.

Для жанра баллады характерно эмоциональное, напряженное повествование о каком-либо чудесном или волшебном происшествии. В балладе «Кубок» перед читателем предстает эпизод борьбы человека с беспощадной стихией. В этой неравной схватке первый раз герой одерживает победу. Мотивы его чисты и он обращается за помощью к всевышнему:

«И он, упредя разъяренный прилив,
Спасителя-бога призвал».

Важно отметить, какими характеристиками наделяет Жуковский море:

«Из чрева пучины бежали валы,
Шумя и гремя, в вышину;
И волны спирались и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела.
И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом;
Пучина бунтует, пучина клокочет…
Не море ль из моря извергнуться хочет?».

Страшное волнение на воде отпугивает рыцарей и латников, они словно понимают, что совладать со стихией будет практически невозможно. Но находится тот, кто готов рискнуть и достать кубок, брошенный царем в черную бездну. Молодой паж бросается в воду и на какое-то время скрывается из виду. Затем герой выходит из воды с кубком - он поборол страх и смог совладать с грозным морем. Однако, на этом повествование не заканчивается - героя ждет новое испытание, с которым герой справиться не смог.

В балладах предполагается быстрая смена событий, это рассказ о действии, в то время как внешний вид и индивидуальные характеристики героев, детали уходят на второй план. В «Кубке» лирический герой изображен как молодой отважный и смелый юноша: «вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед», «красавец отважный», «В нем жизнью небесной душа зажжена».

В балладе прослеживаются национальные мотивы – молодой герой – выходец из народа. Так же само действие совершается перед публикой и для ее потехи. Толпа сопереживает герою: «И дамы и рыцари мыслят, безгласны: «Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?», но не останавливает его, с нетерпением ждут дальнейшего развития событий: «И дрогнули зрители, все возопив, - Уж юноша в бездне пропал». «Красавец отважный, прости!» - сочувствует народ герою, но они искренни рады, когда юноша оказывается жив и более того, выполнил задание царя: «И каждый с весельем: «Он жив! - повторял. - Чудеснее подвига нет!». Поступок главного героя можно расценивать и как героический подвиг, и как дерзкий вызов силам природы. Но если первый раз герой показывает свою смелость - когда никто не рисковал, молодой паж проявил храбрость, то второй раз он стремится достать кубок ради даров, обещанных ему царем. Смерть главного героя становится неожиданной для всех и толпа безмолвствует.

Особенностью композиции баллады является явное деление сюжета на две части - кульминация и развязка, причем часто эти части неравные. На протяжении всего повествования в «Кубке» читатель видит как нарастает напряжение. Царь три раза вызывает смельчака испытать судьбу и достать кубок из бушующего моря, волнение которого усиливается. Толпа, ожидающая своего героя, с интересом слушает рассказ о тех чудесах, которые увидел молодой паж на дне морском. Следующий вызов судьбе и неожиданно наступает смерть героя. Развязка повествования заключена в нескольких словах

«Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно».

Романтический мотив отразился в балладе «Кубок» благодаря авторской трактовке сюжета произведения. В первоисточнике мотивом, побудившим героя второй раз броситься в воду, является только чувство жадности, тогда как у Жуковского молодая царевна пытается защитить героя:

«Он видит: краснеет, бледнеет она;
Он видит: в ней жалость и страх…
Тогда, неописанной радостью полный,
На жизнь и погибель он кинулся в волны…»

и наряду с желанием получить дары царя, герой хочет показать царевне свою смелость. Её поддержка и сопереживание подбадривают героя, который забыв о страхе, снова испытывает судьбу.

Основоположником жанра баллада в русской литературе традиционно считают В.А. Жуковского. В новом жанре нашел отражение интерес народа к фольклору, к историческим и фантастическим событиям, к отважным героям и их подвигам. Основной идеей произведений является неотвратимость расплаты за поступки, поэтому баллада стала популярной в эпоху романтизма.

Здравствуйте! Начнем с того, что одна из самых замечательных баллад Жуковского "Кубок" является переводом произведения "Водолаза" Шиллера.

Главным героем этой баллады можно по праву назвать молодого, безымянного (в балладе не упоминается его имя) пажа. На призыв царя - броситься в морскую пучину ревущей, грозной воды за золотым царским кубком, не отвечает ни один из рыцарей и латников, закаленных в боях и сражениях. Лишь молодой и прекрасный паж, только по ему ведомым причинам, бросается в бушующее море, сражается с волнами, исчезает в черноте вод, и, кажется, что юноша погиб, но, в конце концов, его тело вновь показывается на поверхности воды и победоносно держа в руке царский кубок, возвращается к публике. Толпа ликует и приветствует храброго юношу, с внимание слушает его рассказ о борьбе с морской бездной и чудесном спасении после прочтения молитвы и призыва о помощи к богу. И лишь царь, одарив пажа золотым кубком, вдруг ставит ему новое условие с тем, чтобы отважившись нырнуть в бушующие морские волны еще раз и возвратившись оттуда целым и невредимым, царь сможет пожаловать ему свой перстень с алмазом. Услышав такие слова, даже дочь царя испугалась и обратилась к отцу с просьбой не подвергать больше бедного юношу таким опасностям. Отец не внял ее словам и более того, предложил испытать себя еще раз и в случае положительного исхода, пообещал пажу сделать его своим любимым рыцарем и отдать свою дочь за него замуж. Вот какими словами он заставил юношу вновь прыгнуть в воду за кубком:

Но царь, не внимая, свой кубок златой

В пучину швырнул с высоты:

"И будешь здесь рыцарь любимейший мой,

Когда с ним воротишься, ты;

И дочь моя, ныне твоя предо мною

Заступница, будет твоею женою".

Трудно сказать, что заставило бедного парня вновь подвергнуть себя такому опасному испытанию снова - тайная страсть к дочери царя, тщеславие и любовь к богатству, либо простое юношеское упрямство и желание доказать, прежде всего, себе, на что он способен, какие препятствия может одолеть. Хотя по словам Жуковского выходит, что окрыленный взглядом и заступничеством царской дочери, он просто потерял голову и снова ринулся в черные воды моря:

В нем жизнью небесной душа зажжена;

Отважность сверкнула в очах;

Он видит: краснеет, бледнеет она;

Он видит: в ней жалость и страх…

Тогда, неописанной радостью полный,

На жизнь и погибель он кинулся в волны…

Увы… Но на этот раз судьба не пощадила бедного юношу и не позволила ему насладиться заслуженными наградами царя. Не справившись с силой водной стихии, он утонул.

Таким образом, можно сказать, что главными героями этой баллады Жуковского являются три персонажа: паж, царь и дочь царя.


Дополнительно