Болезни Военный билет Призыв

Образ русской женщины крестьянки в поэме некрасова кому на руси жить хорошо. Образ русской женщины в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”



ЖЕНСКИЙ
ОБРАЗ В ПОЭМЕ НА. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ
ЖИТЬ ХОРОШО”



Тот сердца
в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.



Н.А.
Некрасов



Н.А.
Некрасов справедливо считается первым
певцом русской крестьянки, изобразившим
трагизм ее положения и воспевавшим борьбу
за ее освобождение. Громко и ясно говорил он
о том, что решение “женского вопроса”
должно связываться “не с частными
реформами, не с сознательностью сильных
мира сего, а с преобразованием во всем
экономическом и общественном устройстве!”.
И не случайно “певцом печальной женской
доли, высоких подвигов и жен, и дочерей”
именовали русские женщины своего поэта в
многочисленных письмах, посылавшихся ему в
период тяжелой болезни.


В поэме “Кому
на Руси жить хорошо” женская тема
представлена обзором жизни Матрены
Тимофеевны - простой русской крестьянки,
которую семь странников просят рассказать
о себе. Ее жизнь - типичная жизнь
крестьянки той поры. Сначала похоронила
радость детских лет, потом быстро
промелькнуло девичество, затем замужество,
а далее - горькая участь невестки, рабыни в
мужниной семье. Некрасов показывает
читателю, как жила Матрена Тимофеевна в
семье мужа, показывает отношение его родных
к молодой жене:


А роденька-то


Как
набросится!


Деверек ее
-


Расточихою,


А золовушка
-


Щеголихою,


Свекор-батюшка
-


Тот
медведицей,


А
свекровушка -


Людоедицей.


Кто неряхою,


Кто
непряхою...


Трудности
семейной жизни, выпавшей на долю Матрены,
определялись не только тем, что
родственники мужа были сварливы, но и более
существенными обстоятельствами: “семья
была большущая”, в женщине постоянно жил
страх голода, пожара, немилости
управляющего.


Что год,
то дети: некогда


Ни думать,
ни печалиться.


Дай Бог с
работой справиться


Да лоб
перекрестить, -


так
рассказывает о своей жизни Матрена
Тимофеевна. Действительно, трудно
приходилось крестьянке. Кроме адской
работы на нее обрушились другие бедствия:
ужасная смерть первенца сына, голодный год,
гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все
это не сломило русскую женщину, она
продолжала мужественно переносить все
горести и лишения, растила детей.


Любовь к
детям стала для крестьянки основным
жизненным стимулом: “За них горой стояла я...”
И далее вспоминается случай, когда
материнская любовь проявилась в действии:


Я вырвала
Федотушку.


Да с ног
Силантья-старосту


И сбила
невзначай.


Это была
первая форма несогласия с намерением
старосты высечь подростка. Нарастание
сомнения в ее душе и даже элементов
безверия Некрасов показывает в финальных
сценах главы, где героиня в тот трудный
период своей жизни тоскует о своих умерших
родителях.


Я
потупленную голову,


Сердце
гневное ношу!.. -


говорит
многострадальная крестьянка. И все же мы
понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну
лишь собственная душевная сила. Да,
беспросветным казалось будущее женщины на
Руси. С каждым годом все трудней было жить и
содержать семью. И не случайно рассказ
Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о
потерянных ключах от женского счастья:


Ключи от
счастья женского,


От нашей
вольной волюшки


Заброшены,
потеряны


У Бога
самого!


Едва ли предвидели женщины времен
Некрасова, что кончатся наконец все муки и
страдания и появится возможность шагать в
ногу с мужчинами. Установленное
равноправие и свобода женщин создают еще
более яркий контраст между женским образом
Некрасова и образом женщины наших лет.

Задачи и тесты по теме "ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В ПОЭМЕ НА. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО”"

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Склонение имён прилагательных женского рода - Имя прилагательное как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Доля ты! - русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Н. А. Некрасов

С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил "великим целям века". Его муза - родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Образ женщины-труженицы, "страдалицы, печалицы", созданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-крестьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме "Мороз, Красный нос": Три тяжкие доли имела судьба. И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу подчиняться,

В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны - героини поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Матрена Тимофеевна сама рассказывает им о своей нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой "счастливой" женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне "тип величавой славянки", о которой с восторгом писал поэт: В беде не сробеет, - спасет, Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! Естественная красота и физическая сила под стать ее духовной красоте. Как быстро промелькнули счастливые годы детства и девичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло: Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, непьющая семья. Заботой и лаской окружила семья любимую дочурку. Однако пора безмятежного детства быстро миновала. На "седьмом годку", рассказывает Матрена Тимофеевна, "за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла". Так она "привыкла" к делу, что всю дальнейшую жизнь грудилась, не покладая рук. Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огорчений. Самое страшное - это духовное рабство. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готовa петь, плясать: И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была. Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило "подневолье". И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство. А потом, после замужества, она попала "с девичьей воли в ад". "Изнурительная работа", "обиды смертные", тяжелые несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды - таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой.

Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку: Я клубышком каталася, Я червышком свивалася, Звала, будила Демушку - Да поздно было звать!. . Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять, вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми житейскими невзгодами. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим "тело белое" ее сына, она шлет гневные проклятья: "Злодеи! Палачи!" Матрена Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: "Высоко бог, далеко царь... Нам правды не найти". Когда же со вторым ее сыном случается несчастье, она решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания. Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. "Всю ночь я шла, не встретила живой души", - рассказывает Матрена Тимофеевна странникам. Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала "великую милость": Послали в Клин нарочного, Всю истину доведали - Филиппушку спасли. Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей своей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им мстить за свои обиды, Я потупленную голову, Сердце гневное ношу! - говорит она. Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство мужика в его выносливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает: Ты шутишь шутки, дедушка! - Такого богатыря могучего, Гай, мыши заедят! Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать - это те замечательные качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну. Образ Матрены Тимофеевны очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе.

Поэт верит в то, что Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная - Правда живучая! Некрасов убежден в могучей нравственной силе народа. Верит в то, что "ключи от счастья женского", "заброшенные и потерянные у бога самого", найдутся. Эта вера оказалась пророческой. Наш народ, как и мечтал поэт, вышел на "широкую и ясную" дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что "народу русскому пределы не нужны".Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Не дело между бабами счастливого искать.
Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.
Значительная часть творчества Н. А. Некрасова посвящена теме русского народа. Поэт считал своим гражданским и человеческим долгом поднимать проблему угнетенного положения крестьянства, освещать тяжелые, печальные стороны жизни русского человека.
Большое место среди произведений Некрасова занимают те, что описывают тяжелую долю русской женщины, русской крестьянки. Поэт считал, что именно женщина несет самый тяжелый крест, потому что на ее хрупкие плечи ложится практически непосильная задача – сохранить любовь, вырастить детей в условиях суровой русской действительности.
Важное место тема женской судьбы занимает и в главном произведении Некрасова – поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Произведение “населено” довольно большим количеством женских образов, позволяющих автору раскрыть его идейный замысел. Так, в начале поэмы Некрасов дает обобщенный образ русской крестьянки. Мы видим женщин, принарядившихся на “сельскую ярмонку”: “На бабах платья красные, У девок косы с лентами, Лебедками плывут!” Есть среди них модницы-затейницы, а есть и завистницы, пророчащие голод, причиной которого то, что “бабы начали Рядиться в ситцы красные…”
Более детально женские судьбы прорисованы в главе “Пьяная ночь”. Здесь мы сталкиваемся с судьбой простой женщины, которая работает в городе у богатых людей: “Ты день у них кухаркою. А ночь у них сударкою…” Встречаем Дарьюшку, исхудавшую от непосильной работы; женщину, изголодавшуюся по любви; баб, у которых дома хуже, чем в аду: “А младший зять все нож берет, Того гляди убьет, убьет!”
И, наконец, кульминацией “женской темы” в поэме становится часть “Крестьянка”, главной героиней которой является Матрена Тимофеевна Корчагина. Это русская крестьянка, чья судьба – иллюстрация тяжелой женской доли, но и несгибаемого русского характера, “сокровищницы” русской души.
В “Крестьянке” описана практически вся жизнь Корчагиной, с юности до зрелости. По мысли автора, судьба Матрены Тимофеевны – это обобщенная судьба русской крестьянки вообще.
Итак, наше знакомство с героиней начинается с той молвы, которая идет о ней по окрестным деревням. В народе Матрену Тимофеевну – “губернаторшу” – считают счастливой, и странники отправляются в путь, чтобы взглянуть на это “чудо”.
Перед ними предстает красивая русская женщина лет “тридцати осьми”:
…волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Корчагина поддается на уговоры странников и откровенно рассказывает историю своей жизни. Мы узнаем, что детство героиня считает самой счастливой порой своей жизни. И немудрено – “У нас была хорошая, Непьющая семья”, в которой все любили и заботились друг о друге. Однако вскоре пришло время выходить замуж. Хотя и здесь героине повезло – муж – “чужанин” любил Матрену. Но, выйдя замуж, героиня попала “в подневолье с волюшки” – в большую семью, где ей, младшей снохе, приходилось угождать всем и не рассчитывать даже на ласковое слово.
Лишь с дедушкой Савелием Матрена могла поговорить обо всем, поплакаться, попросить совета. Но и дед, невольно, причинил ей страшную боль – не “досмотрел” за маленьким сыном Матрены, “скормил свиньям Демидушку”. А после этого судьи, расследуя дело, обвинили Корчагину в намеренном убийстве и не дали похоронить младенца без вскрытия.
Некрасов подчеркивает беспомощность и бесправие героини, ей остается лишь последовать совету Савелия:
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правду не найти.
Эти слова стали рефреном всей жизни героини, которой пришлось пережить и страшный голод, и болезни, и обиды от власть имущих. Лишь однажды она все-таки “нашла правду” – “вымолила” мужа у губернаторши Елены Александровны, спасла Филиппа от несправедливой солдатчины. Возможно, поэтому, а может быть, потому, что не сломалась, не потеряла волю к жизни, – и прозвали Матрену счастливой.
Однако она сама, не ропща на судьбу, счастливой себя не считает. Матрена думает, что среди женщин не может быть счастливых, потому что им на роду написано беспокоиться, страдать за близких, брать на себя чужую работу и прочее:
А женщин вы не трогайте,
Вот бог! ни с чем проходите
До гробовой доски!
В подтверждение этой мысли автор приводит притчу о ключах “от счастья женского”, которые никто не может найти – даже сам Бог позабыл об их существовании.
Таким образом, в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов обобщенно показал судьбу русской женщины, русской крестьянки. По мнению автора, ее доля – самая тяжелая. Женщине приходится страдать от бесправного положения в семье и в обществе, переживать за судьбы детей и близких, непосильно работать. Однако и в таких условиях русская крестьянка умеет сохранить внешнюю и внутреннюю красоту, свою душу – любовь к людям, доброту, желание жить, рожать детей, наслаждаться гармоничным трудом.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Н. А. Некрасов Н. А. Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим Трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о Read More ......
  2. Свое итоговое произведение, поэму “Кому на Руси жить хорошо”, Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, Read More ......
  3. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам счастливого человека на Руси. Семеро главных героев, странствуя, узнают о жизни разных слоев населения России: духовенства, помещиков, крестьян. Но особой темой некрасовского произведения является судьба русской крестьянки. Некрасов Read More ......
  4. 1. Семеро странников, ищущих счастливого человека. 2. Ермил Гирин. 3. “Крепостная женщина” Матрена Тимофеевна. 4. Григорий Добросклонов. Тема поиска счастливой доли и “правды-матушки” занимает значительное место в фольклорной традиции, на которую опирался Н. А. Некрасов, создавая поэму “Кому на Руси Read More ......
  5. Сюжетной основой поэмы являются поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. А потому не может поэт обойтись и без описания жизни Read More ......
  6. Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, описывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный. Матрена Тимофеевна предстает перед нами красивой и трудолюбивой женщиной. Некрасов описывает Read More ......
  7. В своей поэме Н. А. Некрасов создает образы “новых людей”, вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, Read More ......
Женские образы в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

/ / / Русская женщина в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Закончив прочтение поэмы « » мне запомнился еще один образ русской женщины, труженицы, которая столько всего вытерпела и вынесла на своем пути.

Семь странников встречаются с Матреной Тимофеевной, и она рассказывает им о своей жизненной истории. Несмотря на то количество бед и трудностей, которые выдержала эта героиня, выглядит она красиво и ярко. В ней живет сильный дух, который и позволяет преодолевать все несчастья.

Матрена Тимофеевна ведет рассказ о своем памятном детстве, когда ей очень повезло быть счастливой и жизнерадостной. Семья девочки была хорошей, дружной и не пьющей. Маленькую дочку родители окружали теплом и уютом. Однако все переменилось, когда Матрене исполнилось семь лет. Она помогала матери по хозяйству и коровку могла в поле выпасти и уточек гоняла, и отцу завтраки носила. Любила героиня трудиться, а после окончания рабочего дня вымывалась от пыли и грязи и готова была плясать и петь.

Далее, поведала семерым странникам историю об одном из самых счастливых моментов – о помолвке с любимым Филиппом. Однако после замужества свалилась на хрупкие девичьи плечи неподъемная гора несчастий. И с детками беда приключилась, и мужа насильно в рекруты забрали. Героине оставалось только терпеть и справляться со всеми этими трудностями.

Просто мороз по коже проходит, когда слушаешь историю Матрены о гибели первого сынишки. Его забирают на вскрытие, калечат тельце белое. Измученная мать проклинает лекарей, однако не может найти на них управу. Когда же несчастье случается и со вторым сыном, Матрена несмотря ни на что пытается спасти его. Не страшны наказания, не страшны муки, лишь бы только детишки были живы.

Благодаря своей силе воли, вызволяет Матрена и мужа своего, всю ночь идет она по морозной дороге и доходит до самой губернаторши. Та милую женщину и велит отпустить ее мужа.

Вслушиваясь в слова дедушки Савелия, научилась Матрена Тимофеевна терпеть и совладать со своими эмоциями. В женщине живет ненависть к поработителям. Она готова выступать против них, быть участницей бунта и протестовать против угнетателей.

Образ народной, простой женщины показывает, насколько сильна была ее душа. Нравственная народная сила готова на все и вскоре, станут и женщины находить ключи от своего настоящего, истинного счастья.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Свое итоговое произведение, поэму «Кому на Руси жить хорошо», Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, чем судьба остальных крестьян. «Не дело между бабами / Счастливую искать», - прямо отвечает обратившимся к ней странникам Матрена Тимофеевна, героиня главы «Крестьянка». Но образ женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше. Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрены Корчагиной. Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей счастья, вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он отмечает в ее характере и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. У героини было счастливое, беззаботное раннее детство, а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т.д. Да еще счастье - попался добрый муж. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «постылым», терпеть побои. В любви и согласии жила Матрена с мужем. Вот этот лад в семье и помогал героине переносить беды и несчастья. Филипп был печником, постоянно уезжал на заработки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоянные разлуки. Ей приходилось приспосабливаться к жизни в чужой семье. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-заступника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, героиня не находила поддержки. Характер Матрены Тимофеевны закаляется именно в тяжких испытаниях. Это - женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а «Крестьянка». Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы «Русские женщины». Долгий рассказ Матрены Тимофеевны о своей (еще достаточно благополучной и на редкость удачливой!) судьбе - это и ода красоте души русской крестьянки, и обвинение тем, кто обрек ее на страшные муки. Как и Ермил Гирин, Матрена известна всей округе. Но в поэме она рассказывает о своей жизни сама, и слушают ее лишь семь странников. Правдивость рассказа подчеркивается просьбой странников: «Аты нам душу выложи!» Да и сама героиня главы обещает: «Не скрою ничего». Необыкновенная творческая одаренность Матрены Тимофеевны позволяет ей не только хранить в памяти фольклор, но и обновлять его. Рассказ изобилует элементами фольклорных произведений, посвященных горькой доле женщины: песен,«пословиц, поговорок, плачей, причитаний. Особую роль в описании жизни русской женщины играют песни (не случайно вторая глава этой части поэмы носит название «Песни»). Некрасов изображает жизнь крестьянки во всей полноте, с детства, до момента, когда она встречается с искателями счастливого человека. В жизни Матрены Тимофеевны есть несколько моментов, когда вот-вот готовы выплеснуться наружу те чувства, которые могли бы привести ее к решительному действию. Первый раз - когда, вопреки ее мольбам, лекари начинают вскрытие тела Демушки. Но становой тогда приказывает связать мать. Второй - когда староста решает наказать ее сына Федотушку, пожалевшего голодную волчицу. Барин решает простить ребенка, но наказать саму «бабу дерзкую». И Некрасов показывает очень важную черту волевого характера героини: она гордо ложится. под розги, не унизившись до просьбы о прощении, выносит боль и позор публичного наказания. И лишь на следующий день она выплакала свое горе над речкой. Единственный раз, когда Матрена Тимофеевна решает бороться за свое счастье, - это когда забирают в солдаты ее мужа. Она обращается с неистовой молитвой к Божьей матери, и эта молитва, видимо, придает ей силы: Матрена Тимофеевна находит смелость обратиться к губернаторше, которая не только помогает крестьянке, но и становится крестной матерью ее ребенка. После этого случая Матрену начинают называть счастливой. Вот, оказывается, в чем счастье крестьянки: не стать солдаткой, найти силы молчать и терпеть да растить детей. Ключи от счастья женского, -Ото нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны... - таков невеселый итог разговора Матрены Тимофеевны с семью странниками. Внешняя красота, сердечность, сообразительность, слава счастливицы дают возможность говорить о Матрене Тимофеевне как о личности неповторимой, исключительной. Посредством изображения судьбы Матрены Тимофеевны автор делает глубокие обобщения: русские женщины живут в постоянном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины. Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.