Болезни Военный билет Призыв

Образ и характер робинзона крузо и его духовный путь (Дефо Даниель). Сочинение - рассуждение по роману Д. Дефо "Робинзон Крузо"

Когда-то книга «Робинзон Крузо» не считалась детским произведением. Ничего удивительного. Детям её читать скучно и сложно, а вот для взрослых она в самый раз! Не верите? Перечитайте. Такого «Робинзона Крузо» Вы не знаете — сколько нового откроете для себя! В эпоху её создания, книга считалась серьёзным философским трактатом, написанным в лёгкой форме. Она доступно излагала основные идеи модного тогда Просвещения. Примерно так сегодня пишет Паоло Коэльо. Только Даниель Дефо придумал всё сам...

Как Вы помните, в книжке много говорится о Боге. Одна из первых вещей, которую спасает Робинзон Крузо - это судовая Библия.

Так потом и повелось: в английских домах, где не держали никаких библиотек, в самых скромных семействах, было три книги: Библия, «Путь паломника» (непременный атрибут протестанта) и... роман «Робинзон Крузо».

Какова же главная, центральная проблема этой книги? Как Вы уже догадались - проблема одиночества. Причём одиночества АБСОЛЮТНОГО, утрированного - человек-то выброшен на необитаемый остров!

Роман про Робинзона Крузо можно и нужно рассматривать как рецепт борьбы с одиночеством.

Проблема одиночества человека - это центральная проблема, которой занимаются все мировые религии вообще и в частности. Вот и главная христианская книжка эпохи Просвещения занимается тем же.

Это злые дяди и тёти, слуги Государства-Левиафана сейчас начнут рассказывать Вам, как Вы не одиноки! Они скажут Вам, плачущему у калитки: «Что ты, мальчик, плачешь? Все дети играют в «ручеёк». Иди и играй с ними - разве ты одинок?»

Они скажут: «Что ты плачешь, мальчик? Все дети гуляют друг у друга на свадьбах, берут кредиты и делают ремонт. Иди, толкайся среди них - разве ты одинок?»

Они скажут: «Что ты плачешь, мальчик? Все пенсионеры находят себе много дел. Не выбивайся из стада - так ты не будешь никогда одинок!»

А мудрые философы, цель которых не со-гнать стадо а, наоборот, его разо-гнать , сразу скажут наоборот:

Да, одинок. Одиночество - условие его существования на этой земле. Чувствуете удалённость от Рая?

Да, от этого человек испытывает страдание.

Да, осознав своё одиночество, человек начинает чего-то искать и к чему-то стремиться.

Чаще всего, человек понимает, что преодоление одиночества возможно только через Бога.

Чтобы преодолеть одиночество, человек должен уподобиться Богу.

И, наконец, частичное (!) преодоление одиночества на этой земле... возможно!

Почему преодолеть одиночество на этой земле можно только частично? Потому что здесь любые отношения - временны . Время - атрибут тварного мира, несовершенного мира. Вечность же не знает, что такое Время.

Как же победить страх одиночества? Есть только один способ: осознать Всеединство. Вы, конечно, понимаете, в чём разница между толпой (стадом) и Всеединством. В толпе - каждый несёт своё одиночество. Осознав же Всеединство, человек прозревает, и страх одиночества отступает от него.

Чуть выше я говорила о том, что для преодоления одиночества человек должен уподобиться Богу. Примерно так, как это сделал Робинзон Крузо. Итак,

Урок Робинзона Крузо

Оказавшись на необитаемом острове, в полной изоляции, что начал делать Робинзон Крузо? Он стал заново сотворять мир . Новый мир вокруг себя. Его маленький остров стал очагом жизнетворения. Робинзон Крузо был в этом диком месте - исполняющим обязанности Бога-Творца.

Он встретил первозданный хаос, запустение, а сотворил - Очаг Жизни, построенный на разумных началах.

И вот тогда к нему начали подтягиваться живые люди...

Живые люди всегда подтягиваются туда, где горит свет, курится дымок и вкусно шкворчит на огне ужин.

У Робинзона Крузо были два основных строительных прибора: ВЕРА и ДЕЙСТВИЕ.

Если веришь и действуешь - один не останешься. Видя, какую ты развёл бурную и интересную деятельность, к тебе подтянутся другие одинокие люди. И вот уже вы все не одиноки...

История Робинзона постоянно повторяется в жизни, потому что эта история - архетипична. Считайте, что Даниэль Дефо рассказал нам некий миф, некий вечно случающийся сюжет, запрограммированный где-то там, в платоновском мире идей на постоянное повторение.

А как делать НЕ НАДО
или...
игра в прятки

У одного из русских писателей (сдаётся мне, что у Набокова) есть очень сильный короткий рассказ о том, как дети на даче играли в прятки.

Мальчика «сдали» на денёк на дачу к знакомым, где было сложившееся детское общество. Короче, с ним никто не хотел играть. Молодой гувернёр-студент пытался затеять игры и ввести в них новичка. Но новичка в игры упрямо не брали... И вот, наконец, сами дети придумали играть в прятки и равнодушно «позволили» мальчику тоже участвовать. Ну, как бы, никто не противился.

Обрадованный тем, что его приняли в компанию, он побежал в самый дальний угол сада и спрятался так отлично, что его бы не нашли даже взрослые, перерыв весь дом! Ведь по правилам игры в прятки, молодцом считается тот, кто лучше всех спрятался, не так ли? Мальчик был молодцом...

Вначале он радовался, что его так долго никто не может найти. Потом, когда всех нашли, он начал беспокоиться. Потом он перестал слышать голоса - дети ушли играть в другой угол сада. Потом ему стало всё равно, и он заснул...

Проснулся он, когда летний день начал уже темнеть. Он испугался так, что это трудно себе представить! Впервые на мальчика обрушилось всей многотонной мощью осознание своего абсолютного одиночества. Он вылез из убежища, которое казалось таким славным ещё несколько часов назад, с чувством глубокого омерзения. Он пробежал через весь дом и вышел наружу сквозь парадный выход. Дети сидели на веранде под пледами и слушали, чтение гувернёра. Когда мальчик вошёл, никто не выразил особых чувств.

Немного отреагировал только гувернёр. Поморщившись, с досадой, что прервали его чтение, он холодно, с лёгким удивлением произнёс: «Как, Вы ещё здесь? Я полагал, что за Вами давно прислали горничную и увезли домой».

Если Вы чувствуете одиночество - никогда не забирайтесь в глухой уголок сада, ожидая, что Вас непременно и с радостными криками «обнаружат». Все будут играть в другом конце сада. Никому даже в голову не придёт, что Вас нужно разыскивать.

Поступайте лучше, как Робинзон.

Елена Назаренко

«Робинзон Крузо» написан почти три века назад. За это время забыты тысячи книг. А книга о Робинзоне живет.

В чем секрет ее долгой жизни? В описаниях бурь, кораблекрушений, охоты на львов? Вряд ли. Тот, кто читал эту книгу давно, может забыть, сколько приключений было у Робинзона, прежде чем он оказался на необитаемом острове. Но он не забудет сути: это история человека, который «прожил 28 лет в полном одиночестве». Одиночество. Вот что в его истории самое главное.

Разные люди в разное время читали эту книгу по-разному. Одни восхищались: вот что может сделать человек, оставшись один на один с дикой природой, вот что может сделать человек, когда никто не помогает ему, но никто не мешает, никто не ставит подножку. Всё сам! Сам строит дом, сам приручает коз, сам выращивает хлеб.

Другие спрашивали: неужели Робинзон добился всего сам? Неужели ему никто и ни в чем не помогал? И, поразмыслив, отвечали: на самом деле это было, пожалуй, иначе. Действительно, рядом с ним не было ни товарищей, ни помощников. Но каждый день и каждый час жизни на необитаемом острове он пользовался плодами труда других людей.

Найдя на полузатопленном судне ящик корабельного плотника, Робинзон воскликнул, что эту поистине драгоценную находку он не променял бы на целый корабль с золотом. И он был прав! Когда он инструментами плотника рубил деревья, тесал бревна, пилил доски, с ним вместе незримо работали те, кто когда-то сделал эту пилу, этот топор, этот бурав. В ружье и в пулях, в бумаге и в чернилах, в зерне и в тряпках, найденных на корабле, были заключены труд и опыт многих людей. Труд и опыт других людей помогли ему выжить на необитаемом острове.

А что стало бы с человеком, окажись он без всего этого? В долгой истории мореплавания бывали и такие случаи. Но кончались они иначе, чем история Робинзона. Они кончались гибелью или одичанием человека.

Между тем Робинзон много раз возносил благодарение небесам, но ни разу мысленно не поблагодарил ни мастеров, сделавших его топор и ружье, ни пахаря, вырастившего колос, из зерен которого он взрастил целое поле, ни тех, кто научил его искусству плотника, умению возделывать землю.

И еще один вопрос: хорошо ли иметь Робинзона товарищем? На этот вопрос мог бы ответить мальчик Ксури (помните, он спрятался в баркасе, на котором Робинзон бежал из плена). Пока у Робинзона не было другого слуги и помощника, пока Ксури был ему нужен, Робинзон дорожил им. Но вот они оказались в безопасности, на бразильской земле. Как поступил Робинзон с бедным Ксури? Продал его за 60 золотых монет. Правда, поколебавшись: «Мне было жалко продавать свободу бедняги, который так преданно помогал мне самому добыть ее». Потом пожалел о своем поступке. Потому что в нем заговорила совесть? Нет, совсем не поэтому. Когда Робинзон завел плантацию, он увидел, что ему не хватает рабочих рук: «Тут мне стало ясно, как нерасчетливо я поступил, расставшись с мальчиком Ксури».

Для Дефо, как воплотителя идей раннего Просвещения, роль труда в освоении природы человеком неотделима от духовного совершенствования героя, от познания природы через разум. Ориентируясь на Дж. Локка - основоположника английского деизма, Дефо показывает, как через опыт, с помощью труда рук и разума Робинзон, бывший пуританин-мистик, приходит к цельной деистической концепции мироздания. Исповедь героя показывала, что после этого стало возможным покорение природы разумным Робинзоном, которое автор изображает не как физическое освоение острова, а как познание разумом законов природы.

Самый прозаический факт - изготовление стола и стула или обжиг глиняной посуды - воспринимается как новый героический шаг Робинзона в борьбе за создание человеческих условий жизни. Производительная деятельность Робинзона отличает его от шотландского матроса Александра Селкирка, который постепенно забыл все навыки цивилизованного человека и впал в полудикое состояние.

В качестве героя Дефо выбрал самого обыкновенного человека, который так же по-хозяйски завоевывал жизнь, как сам Дефо, как многие другие, тоже обыкновенные люди того времени. Такой герой появился в литературе впервые, и впервые была описана каждодневная, трудовая деятельность.

Как "естественный" человек, Робинзон Крузо не "одичал" на необитаемом острове, не поддался отчаянию, а создал вполне нормальные условия для своей жизни.

В самом начале романа он не слишком симпатичный человек, он шалопай и бездельник. Он проявляет свою полную неспособность, нежелание заниматься каким-либо нормальным человеческим делом. У него только один ветер в голове. И мы видим, как потом, осваивая это жизненное пространство, научаясь владеть разными инструментами и производить разные действия, он становится другим, потому что он находит и смысл, и ценность человеческой жизни. Это первый сюжет, на который следует обратить внимание - настоящий контакт человека с предметным миром, то как происходит добыча хлеба, одежды, жилища и так далее. Когда он испек себе первый раз хлеб, а случилось это спустя много лет после того, как он поселился на острове, то говорит, что мы и не подозреваем, сколько разнообразных трудоемких процедур нужно произвести для того, чтобы получить обычный ломоть хлеба.

Робинзон - великолепный организатор и хозяин. Он умеет использовать случай и опыт, умеет рассчитывать и предвидеть. Занявшись земледелием, он точно высчитывает, какой сможет получить урожай из посеянных им семян ячменя и риса, когда и какую часть урожая сможет употребить в пищу, отложить про запас, посеять. Он исследует почву и климатические условия и узнаёт, где надо ему сеять в период дождей и где - в сушь.

"Чисто человеческий пафос покорения природы, - пишет А. Елистратова, - сменяет в первой и важнейшей части "Робинзона Крузо" пафос коммерческих авантюр, делая необычайно увлекательными даже самые прозаические подробности "трудов и дней" Робинзона, которые захватывают воображение, ибо это история свободного, всепобеждающего труда" .

Дефо наделяет Робинзона своими мыслями, вкладывая в его уста просветительские взгляды. Робинзон высказывает идеи веротерпимости, он свободолюбив и гуманен, ненавидит войны, осуждает жестокость истребления туземцев, живущих на землях, захватываемых белыми колонизаторами. Он вдохновенно относится к своему труду.

В описании трудовых процессов автор "Робинзона Крузо" проявляет, кроме всего прочего, изрядную изобретательность. Труд для него - не рутина, а увлекательный эксперимент по освоению мира. В том, что предпринимает на острове его герой, нет ничего невероятного, далекого от реальности. Напротив, автор стремится максимально последовательно и даже эмоционально изобразить эволюцию трудовых навыков, апеллируя к фактам. В романе мы видим, что после двухмесячных неутомимых трудов, когда Робинзон, наконец, нашел глину, он её накопал, принес домой и начал работать, но у него получилось только две больших безобразных глиняных посудины.

Кстати, как отмечают исследователи, у героя Дефо не получались поначалу лишь те вещи, процесс изготовления которых сам автор хорошо знал на собственном опыте и, следовательно, мог достоверно описать все "муки творчества". К обжигу глины это относится в полной мере, поскольку в конце ХVII в. Дефо был совладельцем кирпичного завода. Робинзону понадобился почти год усилий, чтобы "вместо аляповатых грубых изделий" из-под его рук вышли "аккуратные вещи правильной формы".

Но главное в представлении труда для Даниэля Дефо даже не сам результат, а эмоциональное впечатление - то чувство восторга и удовлетворения от создания собственных рук, от преодоленных препятствий, которое испытывает герой: "Но никогда я, кажется, так не радовался и не гордился своей сметкой, как в тот день, когда мне удалось сделать трубку, " сообщает Робинзон. То же чувство восторга и наслаждения "плодами своих трудов" он испытывает и по завершении постройки шалаша.

С точки зрения познавания воздействия труда на личность и, в свою очередь, воздействия трудовых усилий человека на окружающую действительность, наиболее занимательна первая часть романа "Робинзон Крузо". В первой части романа герой в одиночестве осваивает первозданный мир. Постепенно Робинзон овладевает искусством лепить и обжигать посуду, ловить и приручать коз, от примитивных видов работ он возвышается до самых сложных, основанных на опыте и знании законов природы. Но вместе с тем герой начинает переосмысливать и жизненные ценности, воспитывать свою душу, смирять житейские волнения и страсти. Исследователи творчества Д. Дефо полагают, например, что длительный процесс освоения Робинзоном гончарного дела символизирует процесс обуздания героем его греховных наклонностей и совершенствования собственной природы. И, если исходное духовное состояние героя - безнадежность, то труд, преодоление, чтение Библии и размышления превращают его в оптимиста, всегда способного найти повод "возблагодарить Провидение".

На протяжении всего романа Д. Дефо с иронией отмечает, что его герою свойственна гордыня, преувеличенное представление о своих возможностях. Наиболее явственно это проявилось в эпизоде о сооружении грандиозной лодки, когда Робинзон "тешился своей затеей, не давая себе труда рассчитать, хватит ли у него сил справиться с ней". Но та же мания величия обнаруживается и в первоначальном намерении соорудить загон для коз окружностью в две мили; чрезмерно большим и перегруженным оказывается плот, сооруженный Робинзоном в одну из поездок на корабль; чрезмерно расширенная им пещера становится доступной для хищников и менее безопасной; и т.д. Несмотря на присутствующую иронию, читателю, тем не менее, понятно, что автор с большой симпатией относится к человеку, который берет на себя труд делать много и даже сетует на постоянную нехватку времени.

Этот факт - на первый взгляд абсурдный в условиях необитаемого острова - сам по себе является, во-первых, еще одним доказательством "общественной природы человека", а во-вторых, воспевает труд как наиболее действенное лекарство от уныния и отчаяния.

Во всех приключениях Робинзона Крузо имеет место просветительский эксперимент автора, состоящий из двух этапов - воспитания и испытания естественного человека. В более узком понимании - это эксперимент по воспитанию и самовоспитанию естественного человека трудом и испытания духовной зрелости, моральных сил личности через труд. Дефо изобразил сложный процесс становления и развития личности и роль трудовой деятельности в нем.

Эволюция сознания естественного человека Робинзона Крузо, представленная Дефо, подтверждает верность основных просветительских концепций естественного человека: во-первых, человек даже в естественных условиях остается "общественным животным"; во-вторых, одиночество противоестественно.

Вся жизнь героя на острове есть процесс возвращения человека, волею судьбы поставленного в естественные условия, в общественное состояние. Тем самым Дефо противопоставляет более ранним концепциям общественного уклада просветительскую программу усовершенствования человека и общества. Таким образом, труд в произведении Даниэля Дефо - элемент самовоспитания и самоусовершенствования личности героя.

Дефо так изображает историю жизни на необитаемом острове, что становится очевидным: непрекращающийся ни на минуту процесс познания мира и неустанный труд - естественное состояние человека, позволяющее ему обрести истинную свободу и счастье, доставляющее "минуты невыразимой внутренней радости". Тем самым Даниэль Дефо, готовившийся некогда к духовной карьере и человек, безусловно, искренне верующий, и Дефо - выразитель наиболее прогрессивных взглядов своего времени - доказывает, что вся история цивилизаций есть не что иное, как образование человека человеческим трудом.

Концепция первостепенной роли труда в процессе, совершенствования человека и общества в романе Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" отразила наиболее прогрессивные, демократические идеи эпохи раннего Просвещения. Воспользовавшись, как и Дж. Локк в работе о государственном правлении, темой острова, находящегося вне контактов с обществом, Дефо на примере жизни Робинзона доказывает непреходящую ценность труда в общественно развитии и создании материальной и духовной базы общества. Величественный гимн труду и творческой деятельности разума, впервые в истории мировой литературы прозвучавший со страниц художественного произведения, стал резкой, бескомпромиссной критикой как феодального прошлого, так и буржуазного настоящего Англии начала ХVIII века. Именно труд и творческая деятельность разума способны, по глубокому убеждению Дефо, коренным образом изменить мир. Благодаря труду на необитаемом острове возникает своеобразная мини цивилизация, создатель которой - разумный "естественный" человек.

Герой Дефо сделался живым воплощением представлений просветителей о современном им человеке как о человеке "естественном", не исторически возникшем, а данном самой природой.

Роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» стал поистине новаторским произведением своего времени. Не только его жанровая особенность, реалистические тенденции, естественная манера повествования и ярко выраженная социальная обобщенность делают его таковым. То главное, чего достиг Дефо – это создание романа нового типа, того, что сейчас подразумеваем мы, говоря об этом литературном понятии. Любители английского, вероятно, знают, что в языке существуют два слова – «romance» и «novel». Так вот, первый термин обозначает тот роман, что существовал вплоть до 18 века, художественный текст, включающий различные фантастические элементы – ведьм, сказочные превращения, колдовство, клады и т.д. Роман же нового времени – «novel» – подразумевает в точности обратное: естественность происходящего, внимание к деталям быта, ориентация на достоверность. Последнее удалось писателю как нельзя лучше. Читатели действительно верили в правдивость всего написанного, а особенно яростные поклонники даже писали письма Робинзону Крузо, на которые с удовольствием отвечал сам Дефо, не желая снимать пелену с глаз воодушевленных фанатов.

Книга повествует о жизни Робинзона Крузо, начиная с восемнадцатилетнего возраста. Именно тогда он покидает родительский дом и отправляется навстречу приключениям. Еще до того, как попасть на необитаемый остров, он переживает немало злоключений: он дважды попадает в шторм, оказывается в плену и два года терпит положение раба, а после того, как судьба вроде бы показала свою благосклонность к путешественнику, одарила его умеренным достатком и прибыльным делом, герой бросается в новую авантюру. И на этот раз, уже остается в одиночестве на необитаемом острове, жизнь на котором и составляет основную и важнейшую часть повествования.

История создания

Считается, что идею создания романа Дефо позаимствовал из реально произошедшего случая с одним моряком – Александром Селькирком. Источником этой истории, скорее всего, было одно из двух: либо книга Вудса Роджерса «Плавание вокруг света», либо очерк Ричарда Стила, напечатанный в журнале «Англичанин». А произошло вот что: между моряком Александром Селькирком и капитаном корабля вспыхнула ссора, в результате чего первый был высажен на необитаемом острове. Ему выдали необходимый на первое время запас провианта и оружия и высадили на острове Хуан Фернандес (Juan Fernández), где он прожил в одиночестве около четырех с лишним лет, пока его не заметило проходившее мимо судно и не доставило в лоно цивилизации. За это время моряк полностью потерял навыки человеческого быта и общения; ему потребовалось время на адаптацию к прошлым условиям жизни. Дефо немало изменил в истории Робинзона Крузо: его затерянный остров переместился из Тихого океана в Атлантический, срок проживания героя на острове увеличился с четырех до двадцати восьми лет, при этом он не одичал, а напротив смог организовать свой цивилизованный быт в условиях девственно дикой природы. Робинзон считал себя его мэром, установил строгие законы и порядки, научился охоте, рыбной ловле, земледелию, плетению корзин, выпеканию хлеба, сыроделию и даже выделке глиняной посуды.

Из романа становится понятно, что на идейный мир произведения также повлияла философия Джона Локка: все основы созданной Робинзоном колонии выглядят как переложение идей философа о правлении. Интересно, что в трудах Локка уже была использована тема острова, находящегося вне какой-либо связи с остальным миром. Помимо этого, именно сентенциями этого мыслителя, скорее всего, навязаны и убеждения автора о важной роли труда в жизни человека, о его влиянии на историю развития общества, ведь только упорный и тяжелый труд помог герою создать подобие цивилизации в условиях дикой природы и сохранить цивилизованность самому.

Жизнь Робинзона Крузо

Робинзон – один из трех сыновей в семье. Старший брат главного героя погиб на войне во Фландрии, средний пропал без вести, поэтому за будущее младшего родители переживали втройне. Тем не менее, образования ему никакого не дали, с детства его занимали в основном только мечты о морских приключениях. Отец уговаривал его жить размеренно, соблюдать «золотую середину», иметь надежный честный заработок. Однако отпрыск не смог выкинуть из головы детские фантазии, страсть к приключениям и в восемнадцать лет, против воли родителей, отправился на корабле в Лондон. Так начались его странствия.

В первый же день на море случился шторм, изрядно напугавший юного авантюриста и заставивший задуматься о небезопасности предпринятого путешествия и о возвращении домой. Однако после окончания бури и обыкновенной попойки сомнения улеглись, и герой решил отправляться дальше. Это событие стало предвестником всех его будущих злоключений.

Робинзон, даже будучи уже взрослым человеком, никогда не упускал случая пуститься в новую авантюру. Так, неплохо устроившись в Бразилии, имея свою весьма доходную плантацию, приобретя друзей и хороших соседей, как раз достигнув той самой «золотой середины», о которой когда-то говорил ему отец, он соглашается на новое дело: доплыть до берегов Гвинеи и тайно приобрести там рабов для увеличения плантаций. Он и команда, всего 17 человек, отправляются в путь, в роковую для героя дату – первое сентября. Когда-то первого сентября он также отплыл на корабле из дома, после чего потерпел немало бедствий: два шторма, пленение турецким корсаром, два года рабства и тяжелый побег. Теперь его ждало более серьезное испытание. Корабль снова попал в шторм и разбился, погибла вся его команда, а Робинзон оказался один на необитаемом острове.

Философия в романе

Философский тезис, на котором строится роман, – человек – разумное социальное животное. Поэтому и жизнь Робинзона на острове строится по законам цивилизации. У героя продуман четкий распорядок дня: начиналось все с чтения Священного Писания, потом охота, сортировка и приготовление убитой дичи. В оставшееся время он мастерил различные бытовые предметы, что-то строил или же отдыхал.

Кстати, именно Библия, взятая им с потонувшего корабля вместе с другими предметами первой необходимости, помогли ему постепенно смириться со своей горькой участью одинокой жизни на необитаемом острове, а после даже признать, что он еще тот счастливчик, ведь все его товарищи погибли, а ему была дарована жизнь. И за двадцать восемь лет в изоляции он не только приобрел, как оказалось, столь нужные навыки охоты, земледелия, различных ремесел, но и претерпел серьезные внутренние изменения, встал на путь духовного развития, пришел к Богу и религии. Однако его религиозность практическая (в одном из эпизодов он распределяет все случившиеся в два столбика – «добро» и «зло»; в колонке «добро» оказалось на один пункт больше, что и убедило Робинзона в том, что Бог – хороший, Он дал ему больше, чем взял) – явление в 18 века.

Среди просветителей, кем и являлся Дефо, был распространен деизм – рациональная религия, опирающаяся на доводы разума. Неудивительно, что и его герой, сам того не подозревая, воплощает просветительскую философию. Так, в своей колонии Робинзон дает равные права испанцам и англичанам, исповедует веротерпимость: сам он считает себя протестантом, Пятница, по роману, – новообращенный христианин, испанец – католик, а отец Пятницы – язычник, к тому же еще и людоед. И всем им приходится жить вместе, однако никаких конфликтов на религиозной почве не происходит. У героев есть общая цель – выбраться с острова – и ради этого они трудятся, не обращая внимания на конфессиональные различия. Труд стает в центре всего, он и является смыслом человеческой жизни.

Интересно, что история Робинзона Крузо имеет притчевое начало – один из любимых мотивов английских романистов. «Притча о блудном сыне» положена в основу произведения. В ней, как известно, герой возвратился домой, покаялся в грехах перед отцом и был прощен. Дефо изменил смысл притчи: Робинзон, как и «блудный сын», покинувший отчий дом, вышел победителем – благополучный исход обеспечили ему его труд и опыт.

Образ главного героя

Образ Робинзона нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. Он естественен, а поэтому очень реалистичен. Юношеская безрассудность, толкающая его на все новые и новые авантюры, как в конце романа говорит сам герой, осталась с ним и в зрелом возрасте, он не прекратил свои морские путешествия. Эта безрассудность совершенно противоречит практическому уму мужчины, привыкшему на острове продумывать в деталях любую мелочь, предвидеть каждую опасность. Так, его однажды глубоко поражает то единственное, чего он не смог предвидеть – возможность землетрясения. Когда оно случилось, он понял, что обвал при землетрясении мог бы запросто засыпать его жилище и самого Робинзона, находящегося в нем. Это открытие заставило его не на шутку перепугаться и как можно быстрее перенести дом в другое, безопасное место.

Его практичность проявляется, главным образом, в умении добывать средства к существованию. На острове это его настойчивые поездки за припасами к затонувшему кораблю, изготовление бытовых предметов, приспособление ко всему тому, что мог дать ему остров. Вне острова это его доходная плантация в Бразилии, умение добыть деньги, строгий счет которым он всегда вел. Даже во время вылазки на затонувшее судно он, несмотря на то, что понимал абсолютную бесполезность денег там, на острове, все же забрал их с собой.

К его положительным качествам можно отнести хозяйственность, рассудительность, предусмотрительность, находчивость, терпение (сделать что-то на острове для хозяйства было чрезвычайно сложно и занимало это немало времени), трудолюбие. Из отрицательных, возможно, безрассудство и порывистость, в некоторой степени равнодушие (например, к своим родителям или к людям, оставшимся на острове, о которых он особо не вспоминает, когда появляется возможность покинуть его). Однако все это можно представить и по-другому: практичность может показаться излишней, а если прибавить внимание героя к денежной стороне вопроса, то его можно назвать меркантильным; безрассудство, да и равнодушие в данном случае, могут говорить о романтической натуре Робинзона. В характере и манере поведения героя нет однозначности, но это и делает его реалистичным и, отчасти объясняет, почему многие читатели верили в то, что это реальная личность.

Образ Пятницы

Помимо Робинзона, интересен образ его слуги Пятницы. Он дикарь и людоед по рождению, спасенный Робинзоном от верной смерти (его, к слову, тоже должны были съесть его же соплеменники). За это дикарь обещал преданно служить своему спасителю. В отличие от главного героя, он никогда не видел цивилизованного общества и до встречи с иноверцем жил по законам природы, по законам своего племени. Он — «естественный» человек, и на его примере автор показал, как цивилизация влияет на индивида. По мнению писателя, именно она естественна.

Пятница совершенствуется за весьма короткое время: он довольно быстро изучает английский, перестает следовать обычаям его соплеменников-людоедов, учится стрелять из ружья, становится христианином и т.д. При этом он обладает прекрасными качествами: он верный, добрый, пытливый, сообразительный, рассудительный, не лишен простых человеческих чувств, таких как любовь к отцу.

Жанр

С одной стороны, роман «Робинзон Крузо» принадлежит к литературе путешествий, так популярной в Англии того времени. С другой стороны, есть явно притчевое начало или традиция аллегорической повести, где на протяжении повествования прослеживается духовное развитие человека, а на примере простых, житейских подробностей раскрывается глубокий нравственный смысл. Произведение Дефо часто называют философской повестью. Источники создания этой книги весьма разнообразны, а сам роман и по содержанию, и по форме являлся произведением глубоко новаторским. С уверенностью можно сказать одно – столь оригинальная литература имела множество почитателей, поклонников, и, соответственно, подражателей. Похожие работы стали выделять в особый жанр «робинзонады», справедливо названный в честь покорителя необитаемого острова.

Чему учит книга?

В первую очередь, конечно, умению трудиться. Робинзон прожил на необитаемом острове двадцать восемь лет, но он не стал дикарем, не потерял признаки цивилизованного человека, и все это благодаря труду. Именно сознательная созидательная деятельность отличает человека от дикаря, благодаря ей герой держался на плаву и с достоинством выдержал все испытания.

Помимо этого, несомненно, на примере Робинзона показано, как важно иметь терпение, как необходимо учиться новому и постигать то, чего раньше никогда не касался. А развитие новых навыков и способностей рождает в человеке рассудительность и здравый ум, так пригодившийся герою на необитаемом острове.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!