Болезни Военный билет Призыв

Образ души поэта в лирике М.И. Цветаевой. «Мир человеческой души в лирике Цветаевой

Урок литературы в 9-м классе (по программе Кутузова А.Г.).

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством А.Ахматовой и М.Цветаевой;

  • показать особенности их творчества (связь с биографией);
  • подвести детей к осознанию темы женской поэзии, к осознанию форм выражения вечных женских чувств;
  • обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несут образы в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой;
  • развивать умение филологического (литературного) анализа художественного текста.
  • Форма урока: усвоение нового материала.

    Тип урока: беседа

    Наглядность:

    • портреты А.Ахматовой и М.Цветаевой;
    • иллюстрации к их стихотворениям;
    • музыкальные иллюстрации к стихотворениям А.Ахматовой и М.Цветаевой;
    • картины художников Серебряного века;
    • карта анализа урока.

    Эпиграф :

    Всё понять и за всех пережить.

    М.Цветаева.

    ХОД УРОКА

    1.Организационный момент.

    2.Подготовка к восприятию.

    Звучит романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина “Метель”

    Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью.

    Сегодня мы поговорим о женщинах, которые достигли славы своим поэтическим талантом, даром Божьим. Они опровергли мнение о том, что поэзия – это привилегия мужчин, их род занятий. Для обаятельнейших женщин, о которых пойдёт разговор, поэзия – не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего “я”, отклик сердца на радости и горести бытия.

    3.Сообщение темы, целей и задач урока.

    Таков эпиграф, а тема нашего урока посвящена любовной лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой “Если душа родилась крылатой”.

    Назвать цели урока.

    Звучит симфония №8 Ф.Шуберта.

    Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принёс в литературу ещё два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.

    Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного, “прозаического”, содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения.

    Читает ученица:

    В то время я гостила на земле:
    Мне дали имя при крещенье – Анна,
    Сладчайшее для губ людских и слуха.
    Так дивно знала я земную радость
    И праздников считала не двенадцать,
    А столько, сколько было дней в году…

    Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Л.Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер- механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село…

    Я к розам хочу в тот единственный сад,
    Где лучшая в мире стоит из оград.
    Где статуи помнят меня молодой,
    А я их под невскою помню водой.

    Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой.

    Через полгода после женитьбы Н.С.Гумилёв отправился в Абиссинию.

    А в год развода Анна Андреевна подарила Гумилёву сборник стихов “Белая стая” с надписью: “Моему дорогому другу Н.Гумилёву с любовью. А.Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург”.

    И когда друг друга проклинали
    В страсти, раскалённой до бела,
    Оба мы ещё не понимали,
    Как земля для двух людей мала.

    Каждый из них пошёл навстречу своей трагедии. Н.С.Гумилёв был расстрелян в 1921 г. за участие в контрреволюционном заговоре.

    Удары сыпались градом. Одним из них было печально знаменитое постановление 1946 г. “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором Ахматову и её стихи буквально осыпали площадной бранью.

    Сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал учёным, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовывали трижды: в 1935-м, 1939-м, и последний раз – в 1948-м обвинили в покушении на Жданова.

    Но умер Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. 1955 г. – освобождение сына, в 1956-м – выход в свет сборника переводов.

    В декабре 1964 г. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия “Этна-Таормина”.

    В июне 1965 г.(за год до смерти) в Англии Ахматовой вручают диплом почётного доктора Оксфордского университета.

    "И кто бы поверил, что я задумана так надолго, и почему я этого не знала… Прошлое обступает меня и требует чего-то…"

    Основными мотивами в лирике Ахматовой являются темы творчества, Родины, одиночества и конечно же любви…

    Одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви – “Сероглазый король” - написано в 1910 году.

    О чём это стихотворение?

    (В нём – драма чувств, женская тоска по любимому, печаль от утраты, нежность к дочери.)

    Отметим тончайший психологизм стихотворения. Эта целая повесть о душевной драме героини. Психологизм поэзии Ахматовой, специфическая для её лирики “драматургичность” стиля отмечались и в отечественном, и в зарубежном литературоведении

    А чем необычен язык стихотворения “Сероглазый король”?

    (В строчки стиха включена прямая речь. Язык стихотворения представляет собой разговорную речь (“Знаешь, с охоты его принесли, / Тело у старого дуба нашли”; “Дочку мою я сейчас разбужу…”), но это язык раздумий.)

    Каким стихотворным размером написано стихотворение?

    (Трёхсложный размер – дактиль)

    Охарактеризуйте рифму в данном тексте.

    (Мужская – последний слог ударный, точная)

    Какие тропы использует Ахматова в своём стихотворении?

    (Эпитеты – безысходная боль, сероглазый король; метафору – шелестят тополя)

    Как раскрывается сюжетная ситуация в стихотворении?

    (Детали, события, разворачивающиеся в стихотворении, раскрывают сюжетную ситуацию, панораму жизни, говорят о любви, нежности, тоске, ревности, разлуке, смерти, печали, говорят о женском сердце.)

    В каких строчках выражена кульминация стихотворения?

    Да, а что мы называем кульминацией?

    (Порыв чувства – “Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки её погляжу”).

    А итог стихотворения?

    (Итог, подведённый “шелестящими тополями” : “Нет на земле твоего короля…”).

    Все элементы стихотворения живут, наполнены смыслом, всё существенно, всё к месту, ничего лишнего.

    Вспомним тезис Гегеля:

    “В художественном произведении нет ничего, что бы не имело отношения к содержанию”.

    В своей статье 1922 г. “Письма о русской поэзии” О.Мандельштам пишет:

    “Ахматова принесла в русскую литературу всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с “Анной Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова…”

    Эти же слова можно отнести к творчеству Цветаевой.

    Моим стихам, написанным так рано,
    Что и не знала я, что я – поэт,
    Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
    Как искры из ракет,

    Ворвавшимся, как маленькие черти,
    В святилище, где сон и фимиам,
    Моим стихам о юности и смерти,
    - Нечитанным стихам! –

    Разбросанным в пыли по магазинам
    (Где их никто не брал и не берёт!),
    Моим стихам, как драгоценным винам,
    Настанет свой черёд.

    И, действительно, наступило это время…

    Читает ученица:

    Красною кистью
    Рябина зажглась.
    Падали листья.
    Я родилась.

    Спорили сотни
    Колоколов.
    День был субботний:
    Иоанн Богослов.
    Мне и доныне
    Хочется грызть
    Жаркой рябины
    Горькую кисть.

    “Четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы – может быть, будет поэт?”

    Отец Марины Цветаевой – профессор Московского университета Иван Владимирович. Ближайшим его сотрудником была жена – Мария Александровна, урождённая Мейн. Когда Марине исполнилось 11 лет – скончалась мать, а через 11 лет умер и отец.

    Звучит песня из кинофильма “Ирония судьбы…”. Муз. М.Таривердиева, сл. М.Цветаевой “Хочу у зеркала, где муть…”.

    На фоне “Лунной сонаты” Бетховена звучат слова.

    В 1910 г., ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Его заметили. 5 мая 1911 года Макс Волошин знакомит Марину с её будущим мужем.

    Обвенчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева в январе 1912 г., и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья”.

    “Я назвала её Ариадной,-вопреки Серёже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые находят, что это салонно. …Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью”.

    “Читаю весь свой стихотворный 1915 год – а всё мало, а все – ещё хотят. …Мне мой успех нужен, как прямой повод к Ахматовой. Всеми своими стихами я обязана Ахматовой”.

    О Муза плача, прекраснейшая из муз!
    О ты, шальное исчадие ночи белой!
    Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
    И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

    И мы шарахаемся, и глухое: ох!-
    Стотысячное – тебе присягает.- Анна
    Ахматова! – Это имя – огромный вздох,
    И вглубь он падает, которая безымянна.

    В певучем граде моём купола горят,
    И Спаса светлого славит слепец бродячий…
    - И я дарю тебе свой колокольный град,
    Ахматова! - и сердце своё в придачу.

    “Я сначала её хотела назвать … Анной (в честь Ахматовой). – Но ведь судьбы не повторяются!”

    “Наиболее трудным для меня оказался 1919-й, самый чёрный, самый чумной, самый смертный. Живу с Алей и Ириной в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля … весь запас.”

    Весной 1921 года Марина вместе с дочерью отправляется в Прагу к своему мужу.

    В 1939 году Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину. Тяжело дались ей 17 лет, проведённые на чужбине. Ранее вернулись на Родину Ариадна Эфрон и муж Сергей Яковлевич Эфрон, но вскоре были репрессированы.

    Захлёбываясь от тоски,
    Иду одна, без всякой мысли,
    И опустились и повисли
    Две тоненьких моих руки.

    Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг её “одиночества верховный час”.

    Звучит Прелюдия № 1 до-мажор Скрябина.

    Кто создан из камня, кто создан из глины,-
    А я серебрюсь и сверкаю!
    Мне дело – измена, мне имя – Марина,
    Я – бренная пена морская.

    Несмотря на все невзгоды красной нитью проходит через творчество Цветаевой тема любви.

    Рассмотрим стихотворение “С.Э.”, написанное в 1914 г.

    О чём это стихотворение?

    (О любви женщины.)

    Какова лирическая героиня в этом стихотворении?

    (Она воспевает своего героя, но в то же время декларирует свою неуловимость и непокорность. Задана ситуация вызова, бега, что в стихотворениях Цветаевой означает жизнь).

    Такой внутренний конфликт в любовной поэзии Цветаева называла “поединком своеволий”

    Существуют ли символы в данном стихотворении?

    (Он – символ рыцарства, её идеал, которому она будет всегда верна)

    Для любовной лирики Цветаевой характерна, как мы помним, трагическая ситуация “разрозненной пары”

    Определите рифму в данном тексте.

    (Рифма – женская и мужская (ударение на предпоследнем и на последнем слогах); перекрёстная (абаб)

    Какие тропы использует Цветаева в своём стихотворении?

    (Аксюморон – брови мучительно-великолепны, глаза прекрасно-бесполезны;
    сравнения – лицо подобно шпаге;
    метафора – под крыльями раскинутых бровей;
    метонимия + сравнение – глаза –две бездны – гипертроп;
    метафорическое сравнение – он тонок первой тонкостью ветвей)

    Вы заметили как напевны, как мелодичны стихи Марины Ивановны, неудивительно, что на её некоторые стихи написаны песни.

    Звучит песня “Мне нравится, что вы больны не мной …”

    4.Обобщение.

    Сегодня мы проанализировали стихотворения двух замечательных поэтесс – А.Ахматовой и М.Цветаевой. Чуть позже анализ этих стихотворений поможет нам при составлении словесной миниатюры.

    Вам понравились их стихи?

    А кто из вас ранее уже встречался с их стихотворениями?

    А теперь небольшое задание по группам:

    1 группа - составить словесную миниатюру “Моя Ахматова”, используя портретный ряд.

    2 группа - составить сиквейн на тему любви.

    3 группа - составить словесную миниатюру “Моя Цветаева”, используя портретный ряд.

    Звучит музыка.

    Заслушать 3-4 сиквейна.

    5.Подведение итогов .

    Понравился вам сегодняшний урок? Насколько уютно вы чувствовали себя на нём? (показать карточки) – рефлексия.

    Да, урок действительно получился красивым. Наверно потому что он был о любви, о женщинах…

    Женщины… Умные, красивые, талантливые. Всё понять и за всех пережить.(показать на доске эпиграф). Они горели сами и освещали путь другим. Поэзией, Любовью, Красотой.

    На фоне музыки звучат слова :

    О вы, служительницы Музы,
    Связав с поэзией все узы,
    Вы ей отдались до конца,
    Крепив, порой, перо борца.
    Любовь и верность воспевали,
    В уныние вы не впадали,
    Святое свято берегли –
    Иначе жить вы не могли.
    Пусть тьма всегда огня боится,
    Пусть всё прекрасное струится!
    Да будут жить стихи вовек,
    Пусть не умолкнет строчек бег!
    Пусть рифма слов не иссякает,
    Пусть быт восторг не заедает,
    Пусть радость душу теребит!
    Поэта сердце не сгорит!

    План 1. Творчество М. Цветаевой. 2. Тема одиночества поэта в лирике М. Цветаевой. 3. Трагичность образа души поэта в лирике М. Цветаевой. Стихи Марины Цветаевой любимы многими поколениями читателей. Серебряный век русской поэзии немыслим без голоса этой поэтессы. Творческий путь она начала рано, первые стихотворения написаны в возрасте шести лет, первый сборник стихов «Вечерний альбом» – в восемнадцать. Судьба не баловала эту женщину, и стихи ее часто проникнуты печалью и одиночеством. Но любовь к человеку и всему человеческому присуща Цветаевой на всех этапах ее творчества. Бесконечный интерес Цветаевой к человеку, к его душе творит глубокие поэтические образы любви и сострадания. а некоторые ее стихи – это размышления о месте и роли поэта в мире. Человеческая душа – священная обитель духа, «не шутит брашнами» (т. е. хлебами), возвышенные чувства рождаются в душе, и главная задача человека – выпустить на свободу самое лучшее из своей души. Цветаева пишет: «Я одна с моей большой любовью к собственной моей душе» («Солнцем жилки налиты – не кровью…»). И чувство одиночества без близких людей усиливается мыслью об одиночестве каждого человека и в философском смысле. Такое одиночество уже не связано с присутствием или отсутствием кого-либо рядом, это одиночество высшего порядка, которое рождается от невозможности поэта быть понятым. Откол индивидуальной души автора от расхожих убеждений общества как раз и вызывает горечь сожаления, ноты которой слышны сквозь строки: Идите же! – Мой голос нем, И тщетны все слова. Я знаю, что ни перед кем Не буду я права. («Идите же! – Мой голос нем…») Назначение поэта – искать красоту в мире и раскрывать ее перед людьми. Но поэту уготована злая участь – как нет пророка в своем отечестве, так и красота, которую поэт отыскивает своим трудом, оказывается «ненужная семье». Озарения приходят как бы из ниоткуда: «Певцом – во сне – открыты закон звезды и формула цветка» («Стихи растут, как звезды и как розы…»). Поэт настраивает свою душу, как инструмент, чтобы она была созвучна со всей Вселенной, мир сам принимает душу поэта за свои таинственные кулисы, вознаграждая его таким способом за верность и преданность человеческому духу: В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари – и ответной улыбки прорез… – Я и в предсмертной икоте останусь поэтом! («Знаю, умру на заре! На которой из двух…») Однако поэту суждено быть одиноким и непонятым современниками. Настоящий художник слова осознает свою направленность против злободневности, против рутины. Взгляд в будущее характерен и для Цветаевой, еще в начальном своем творчестве усматривавшей черты конфликта с действительностью и со своим временем. Называя свои стихи «брызгами из фонтана» и «искрами из ракет» поэтесса указывает на их ценность именно спустя года, для последующих поколений: Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. («Моим стихам, написанным так рано…») Поэзия Цветаевой – великое наследие русской литературы XX века, ценность которого с годами будет неизменно расти. Неповторимое обаяние ее стихов раскроет еще немало тайн перед каждой лирической душой.

    Душа всегда была главным героем цветаевского творчества. Однажды её муж, Сергей Эфрон, сказал о ней: «Одна голая душа! Даже страшно». Невероятная открытость, откровенность - неповторимые черты лирики Цветаевой. Всё внимание поэта обращено к быстро меняющимся приметам душевного состояния. Серьезной внутренней коллизии в душе человека перед лицом окончательного выбора посвящено одно из наиболее сильных стихотворений поэта - «Тоска по родине! Давно…». Весь текст пронизывает одна идея: такому человеку, как героиня, * … все равно, каких среди * Лиц - ощетиниваться пленным * Львом, из какой людской среды * Быть вытесненной… Стихотворение, в сущности, и составляет набор аргументов и доказательств возможности существования человека вне родины, где угодно… Однако подлинный смысл таится в последнем четверостишии, которое переворачивает всё «вверх дном»: * Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, * И всё равно и всё - едино. * Но если на дороге куст * Встаёт, особенно - рябина… Куст рябины как символ родины перевешивает на чаше весов нравственного выбора все предыдущие аргументы. Свобода и своеволие души, не знающей меры - вечная и дорогая тема для Цветаевой. В стихотворении «Уж сколько их упало в эту бездну…» героиня пытается разглядеть в дали лет тот день, когда ей будет суждено исчезнуть «с поверхности земли». Никому из смертных не миновать этого. Но как трудно представить, что когда - то наступит этот миг и - * застынет всё, что пело и боролось, * Сияло и рвалось Ведь героиня так дорожит всем, что есть «на ласковой земле», всем многообразием звуков, голосов, красок. И мысль о том, что после её ухода ничего не изменится вокруг, жизнь для других останется прежней - обыденной, полной забот, совершенно нестерпима для неё. Со свойственным ей максимализмом лирическая героиня обращается сразу «к нам всем». Это весьма характерный пример цветаевского гиперболизма чувствований: «что мне, ни в чем не знавшей меры. Чужие и свои?!» В искупление грядущей разлуки с землёй она просит любви - большей, чем та, что достается ей ныне. Но это просьба звучит крайне категорично и настойчиво: «Я обращаюсь с требованьем веры/ И с просьбой о любви». Героиня ждет, чтобы её любили - за независимый и гордый нрав, за достоинство и великодушие, за пережитые разочарования и боль, за сплав разнородных начал, причудливо соединившихся в её ранимом и любящем сердце - и, наконец, за неизбежный уход с земли, столь трагический для неё - «такой живой и настоящей». М. Цветаевой было суждено стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув в своём творчестве трагической истории XX века, она раскрыла трагедию мироощущения человеческой души. Тема поэта и Родины в стихотворении «Тоска по родине. Давно…». Марина Цветаева выросла в очень необычной семье - отец - искусствовед европейского масштаба, мать - пианистка. Росла она как бы вне окружающей реальности, поэтому творчество Цветаевой так своеобразно. Лирическая героиня Марины Цветаевой абсолютно тождественна личности поэта. Известно, что она считала, будто «я» стихотворений должно соответствовать биографическому «я», с его настроениями, чувствами и цельным мироощущением. Это значит, что стихотворения Цветаевой можно воспринимать как её собственную речь. Художник в творчестве Цветаевой - это, прежде всего, творец, противостоящий обыденному и бытовому, «всему остальному миру». Отсюда яркая поэтическая особенность Цветаевой - её стихотворения построены на контрастах вечного и сиюминутного, бытия и быта. Причём источником противоречий оказывается сама героиня, как, например, в стихотворении «Вы, идущие мимо меня…»: * сколько тёмной и грозной тоски * в голове моей светловолосой… Но главное противостояние в мире Цветаевой - это вечное противостояние поэта и черни, творца и мещанина. Цветаева утверждает право художника на свой собственный мир, право на творчество. Поэтический дар, по её мнению, делает человека крылатым, возносит его над житейской суетой, которая может убить поэта. В стихотворении «Думали - человек!» поэт, «светоносное солнце», убит бытом: * думали - человек! * И умереть заставили. * Умер теперь. Навек. * плачьте о мёртвом ангеле! Одно из наиболее характерных состояний Цветаевой-поэта - состояние одиночества, вызванное постоянным противостоянием. Даже в родной стране она чувствует себя эмигрантом - никто не может понять поэта: * Мне безразлично - на каком * Не понимаемой быть встречным! «Всякий поэт по существу эмигрант, даже в России», - пишет Цветаева. И в стихотворении «Тоска по родине! Давно», казалось бы, она доказывает, что может существовать где угодно: * Мне всё равно, каких среди * Лиц ощетиниваться пленным * Львом, из какой людской среды * Быть вытесненной - непременно - … Но всё же, несмотря на все отговорки, Цветаева тоскует по родине, это видно из последних строк стихотворения: * Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, * И всё - равно, и всё - едино. * Но если по дороге - куст * Встаёт, особенно - рябина… Только касаясь темы родины, Марина Цветаева перестаёт протестовать и в полной мере отдается тоске по горячо любимой России.

    Цель урока: выявить основные темы и мотивы цветаевской лирики, проиллюстрировав их; сформировать навыки элементов анализа лирического произведения; развить эстетический вкус учащихся, внимание к деталям определить особенности лирической героини стихотворений; дать «ключ» к поэзии М.И. Цветаевой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 11 классе

    Дата проведения: 24.12.2014г

    Тема: Марина Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества

    Цель урока: выявить основные темы и мотивы цветаевской лирики, проиллюстрировав их; сформировать навыки элементов анализа лирического произведения; развить эстетический вкус учащихся, внимание к деталям определить особенности лирической героини стихотворений; дать «ключ» к поэзии М.И. Цветаевой.

    Оборудование:

    Распечатки со стихотворениями М.И. Цветаевой («Стол», «Гришка-вор тебя не ополячил…», «Над церковкой – голубые облака», «Когда рыжеволосый Самозванец…», «Царь и бог! Простите малым…», «Тверская», «Домики старой Москвы», «Над синевою подмосковных рощ…», «В раю», «Душа», «Дорожкою простонародною…», «Я счастлива жить образцово и просто…», «Надпись в альбоме», «Связь через сны»; «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…», «Попытка ревности», «Рас –стояние: версты, мили…»);

    Мультимедийное оборудование (проектор, проекционный экран).

    Ход урока:

    I. (8:00-8:05) Вступительное слово учителя с элементами беседы.(слайд №1)

    Начало литературной деятельности Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941гг.) связано с кругом московских символистов; она знакомится с

    В.Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на её раннюю поэзию.

    Что вы знаете о В.Я. Брюсове?

    (Один из теоретиков символизма…)

    Основные сборники стихотворений М.И. Цветаевой:

    • «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912) (ранние сборники, ориентация на дневник);
    • «Версты» (1921-1922), «Ремесло» (1923) (обнаруживают творческую зрелость, сохраняя при этом ориентацию на дневник и сказку).

    Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-1922гг. вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как её муж С.Я Эфрон сражается в белой армии. С 1922г начинается эмигрансткое существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 – Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Последнему прижизненному сборнику стихов «После России» (1922-1925гг., 1928г.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля. (слайд №2)

    II. (8:05-8:35)Лекция учителя с элементами беседы. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

    Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Конфликт со временем оказался неизбежным для неё. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности.

    Тематика и проблематика лирики М. Цветаевой:

    1. Тема поэта и поэзии.

    Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Её манифест: «Мои стихи – дневник. Моя поэзия – поэзия собственных имен».(слайд №3) Внешнее и внутреннее в её поэзии неразрывно связаны: внутренняя суть проявляется, проступает через внешнее. Поэтический дар, считала Цветаева, наделяет человека божественной властью над умами и душами, возносит его над житейской суетой, делает его «безбытным». В то же время этот поэтический дар лишает человека обычных, земных радостей. В то же время, по Цветаевой, поэтический дар не только не отменяет писательского труда, но и обрекает поэта на непрекращающийся, ежедневный, подвижнический труд. Цветаевой написан единственный в своем роде цикл стихов, обращенных к письменному столу, рабочему месту поэта (чтение учеником стихотворения «Стол»).

    В чем вы видите новизну темы «Поэт и поэзия»?

    (Поэтесса обращается к рабочему, месту, неодушевлённому предмету).

    В чем, по Цветаевой, состоит суть творчества?

    (Поэт и стол – некий кентавр, поэт «пригвожден» к столу. Сущность творчества – в постоянной, неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного, в стремлении найти единственную верную форму для стихов. То, что кажется бессознательным, легким, парящим, должно быть выстрадано, строго проверено, отобрано, отделано. Цветаева беспощадно требовательна к себе, к своему призванию.)

    2. Фольклорное начало в творчестве Цветаевой.

    Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик. Волошин считал, что ее творческого избытка хватило бы на несколько поэтов и каждый был бы оригинален. Диапазон поэзии поразительно широк – от народных русских сказок-поэм до интимнейшей психологической лирики. Уже в раннем творчестве Цветаевой проявляется фольклорное, песенное начало. От русской народной песни – открытая эмоциональность, бурная темпераментность, свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха (чтение учеником стихотворения «Гришка-вор тебя не ополячил…») (слайд № 4)

    Какие традиционные для фольклора образы вы заметили в этом стихотворении?

    (Черный ворон (и созвучие Гришка-Вор); голубка; характерная для народной песни форма диалога-плача, народная лексика: «ополячил», «онемечил», «далече», «сыны»).

    Прочитаем стихотворения, где ярко проявилось фольклорное начало («Над церковкой – голубые облака», 1917; «Когда рыжеволосый Самозванец…», 1917; «Царь и бог! Простите малым…», 1918).

    Читают ученики.

    3. Тема родины в поэзии Цветаевой.

    Тема родины, острое чувство России, ее природы, ее истории, ее национального характера не только в фольклорных мотивах, но и в стихотворениях о Москве. В ранних сборниках Москва – воплощение гармонии («Тверская»: «О, апрель незабвенный – Тверская, колыбель нашей юности ты!»), символ минувшего («Домики старой Москвы»: «Слава прабабушек томных»). В знаменитом цикле «Стихи о Москве» (1916) – восхищение столицей, любовь и нежность к нему, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности – в большинстве стихотворений цикла. (слайды № 5,6)

    Чтение учениками стихотворений («Тверская», «Домики старой Москвы», «Над синевою подмосковных рощ…»).

    (Этот мотив напрямую связан с образом лирической героини Цветаевой. Вся ее жизнь – странничество, неприкаянность, самоотречение, не покой).

    4. Тема души

    С мотивом странничества сопрягается тема души. (слайд № 7)

    Чтение учеником стихотворения «В раю».

    Как представляется в стихотворении жизнь души в раю? Какой прием лежит в основе произведения?

    (Основной приём – антитеза. Здесь «земное» противостоит «небесному»; райскому покою героиня предпочитает «земной напев». Стихотворение построено на контрасте. Страстной душе и в раю нет умиротворения, да она его и не ищет. Слишком сильны ее земные страсти, слишком дороги ей земные чувства, даже боль уходящей любви).

    Душа имеет имя, и это имя – Марина.

    В каком стихотворении Цветаева обращается к этому же образу, обыгрывает этимологию своего имени?

    (Стихотворение «Марина»)

    Прочитаем стихотворения, где тема души – ведущая

    Ученики читают стихотворения: «Душа», «Дорожкою простонародною…», «Я счастлива жить образцово и просто…».

    5. Тема любви

    Свобода и своеволие души, не знающей меры – вечная и дорогая тема, идет рядом с темой любви, без которой невозможно представить поэзию Цветаевой: «Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счету». (слайд№8)

    Прочитаем любовную лирику.

    Ученики и учитель читают стихотворения: («Надпись в альбоме», «Связь через сны»; «Мне нравится, что Вы больны не мной…» /читает учитель/, «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…»).

    - В чем вы видите особенности чувства любви у лирической героини Цветаевой?

    (Любить – значить жить. Любовь у Цветаевой всегда «Поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще всего – разрыв. Любовная лирика, как и вся ее поэзия, громогласна, широкомасштабна, гиперболична, неистова, внутренне драматична).

    Чтение учителем стихотворения «Попытка ревности». Это месть бывшему возлюбленному, который осмелился отвергнуть. Возможность любимого человека быть с другой, «простой» женщиной, пошлой, ничтожной, не укладывается в голове. Отсюда риторическое вопросы, на которые лирическая героиня и не ждет ответа. Сопоставим с пушкинским: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим». У Пушкина – любовь-страсть-нежность, любовь-прощение и прощание, у Цветаевой – любовь-страсть, любовь-разрыв. Однажды ее муж, Сергей Эфрон, сказал о ней: «Одна голая душа! Даже страшно».(слайд№9) Невероятная открытость, откровенность – неповторимые черты лирики Цветаевой. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния:

    Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Драматизм в том, что души любящих не могут встретиться. О «невстрече», о неизбежности расставания в стихотворении из цикла «Разлука» (1921):

    В драматическом стихотворении «Рас –стояние: версты, мили…» (1925) – не грусть разлуки, а гнев, ярость, противостояние стихии разрушения человеческих связей.

    Чтение учеником стихотворения «Рас –стояние: версты, мили…».

    Любовь остается в мире, умирает «лишь затем, чтобы смеясь над тленом, стихов восстать – иль розаном расцвесть!»

    Чтение учеником стихотворения «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…».

    1. (8:35-8:39) Заключительное слово учителя.

    Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие ее велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое е произведение подчинено только правде сердца.

    Тема поэта и поэзии «Мои стихи – дневник. Моя поэзия – поэзия собственных имен»

    Фольклорное начало в творчестве Цветаевой Уже в раннем творчестве Цветаевой проявляется фольклорное, песенное начало. От русской народной песни – открытая эмоциональность, бурная темпераментность, свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха. Приемы: синтаксический параллелизм, постоянные эпитеты, народно-оценочная лексика: Гришка -- Вор тебя не ополячил, Петр -- Царь тебя не онемечил. Что же делаешь, голубка? -- Плачу. Где же спесь твоя, Москва? -- Далече. -- Голубочки где твои? -- Нет корму. -- Кто унес его? -- Да ворон черный. -- Где кресты твои святые? -- Сбиты. -- Где сыны твои, Москва? -- Убиты.

    Тема родины в поэзии Цветаевой Тема родины, острое чувство России, ее природы, ее истории, ее национального характера не только в фольклорных мотивах, но и в стихотворениях о Москве. В ранних сборниках Москва – воплощение гармонии («Тверская»: «О, апрель незабвенный – Тверская, колыбель нашей юности ты!»), символ минувшего («Домики старой Москвы»: «Слава прабабушек томных»). В знаменитом цикле «Стихи о Москве» (1916) – восхищение столицей, любовь и нежность к нему, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности – в большинстве стихотворений цикла.

    «Домики старой Москвы» «…Домики с знаком породы, С видом ее сторожей, Вас заменили уроды, Грузные, в шесть этажей. Домовладельцы - их право! И погибаете вы, Томных прабабушек слава, Домики старой Москвы»

    Тема души Стихотворение «В Раю» «Земное» противостоит «небесному»; райскому покою героиня предпочитает «земной напев». Стихотворение построено на контрасте: Виденья райские с усмешкой провожая, Одна в кругу невинно-строгих дев, Я буду петь, земная и чужая, Земной напев!

    Тема любви «Любить –знать, любить – мочь, любить – платить по счету»

    «Одна голая душа! Даже страшно!» Сергей Эфрон


    Понятие «крылатости » возникает у многих поэтов. Ведь им свойственно возвышаться над обыденной сферой жизни, смотреть на связь вещей и слов как бы «свысока», как никто до них не смотрел. Возьмем, например, Ахматову: « я не могу взлететь, а с детства была крылатой».
    И в лирике Марины Цветаевой родство душ передается образом сложенных крыльев:
    « Как правая и левая рука -
    Твоя душа моей душе близка.
    Мы смежены, блаженно и тепло,
    Как правое и левое крыло.
    Но вихрь встает - и бездна пролегла
    От правого - до левого крыла!»

    Крылатая душа поэта позволяла ей отрываться от реального мира, от вихрей и бездн полной бурными событиями первой половины 20 века. Революции, разруха, войны, полуголодное существование, смерти близких. Цветаева всегда стремилась быть (и была!) над этим миром.
    "А за плечом - товарищ мой крылатый
    Опять шепнет: - Терпение, сестра! -
    Когда сверкнут серебряные латы
    Сосновой кровью моего костра"

    Товарищ. Это она о крылатом гении вдохновения, не оставляющем ее. Еще он: "Рыцарь ангелоподобный - Долг! Небесный часовой... Еженощный соглядатай, Ежеутренний звонарь..."
    Через год она напишет уже об их единой природе с крылатым гением: "Крестили нас - в одном чану…"
    А оторванность от близких трансформируется в поэтическое одиночество («проклятость!») крылатой души:
    «Новый год я встретила одна.
    Я, богатая, была бедна,
    Я, крылатая, была проклятой.
    Где-то было много-много сжатых
    Рук - и много старого вина.
    А крылатая была - проклятой!
    А единая была - одна!
    Как луна - одна, в глазу окна»
    И это ведь не об одиночестве, а о своем призвании, о своем отличии от множества других, на которых она смотрит отстранено, как луна. Марина - одна служанка и повелительница крылатого гения, единая с ним:
    "Умирая, не скажу: была.
    И не жаль, и не ищу виновных.
    Есть на свете поважней дела
    Страстных бурь и подвигов любовных.
    Ты, - крылом стучавший в эту грудь,
    Молодой виновник вдохновенья -
    Я тебе повелеваю: - будь!
    Я - не выйду из повиновенья."

    Для крылатой души – не важны внешние атрибуты (хоромы или хаты), Ведь Цветаева привыкла приходить «в дом, и не знающий, что – мой» ,
    ей “все нипочем” , и к жизни среди «врагов» она привыкла:
    "Если душа родилась крылатой -
    Что ей хоромы - и что ей хаты!
    Что Чингис-Хан ей и о - Орда!
    Два на миру у меня врага,
    Два близнеца, неразрывно-слитых:
    Голод голодных - и сытость сытых! "
    Образ же «крылатого гения» менялся и усложнялся. Теперь это крылатый конь.
    Вспомним, что Пегас возник в момент смерти медузы Горгоны, что он носил Зевсу выкованные Гефестом молнии-стрелы. Тогда мы лучше поймем, что за огонь сжигал душу Марины Цветаевой:
    «Ох, огонь - мой конь - несытый едок!
    Ох, огонь на нем - несытый ездок!
    С красной гривою свились волоса...
    Огневая полоса - в небеса!»
    Охваченная огнем эмоциональной “безмерности», остро чувствующая и пропускающая через себя недоступное бескрылым, ее крылатая душа ненасытна:
    «Что другим не нужно - несите мне
    Всё должно сгореть на моем огне!
    Я и жизнь маню, я и смерть маню
    В легкий дар моему огню»
    Вселившийся в Марину Ивановну Цветаеву, слившийся с ней Крылатый Гений превращает ее жизнь в творческий костер, на котором она сама и сгорела.