Болезни Военный билет Призыв

Образ беатриче божественная комедия данте. Беатриче и данте

В биографии каждого деятеля искусств была женщина, вдохновлявшая на создание произведений и запечатленная в них на века. Создатель «Божественной комедии», философ, поэт и политик всю жизнь восхищался музой по имени Беатриче.

История создания

Имя Беатриче Портинари, вернее всего, было бы забыто и затеряно в многочисленных легендах о прекрасных девицах, если бы не пылкая любовь поклонника. В творчестве Данте Алигьери существуют отсылки к женщине, о которой помнит Флоренция и образованный мир. Муза великого поэта и ее достоинства, тонко подчеркнутые в лирических высказываниях Данте, впоследствии вдохновляли поэтов следующих столетий.

Выходец из простой семьи, которой не хватало денег, чтобы дать сыну образование, Данте с юных лет демонстрировал романтический душевный склад. В 9 лет он познакомился с симпатичной девочкой, зародившей в его сердце крепкую и непоколебимую любовь. Дочь богатого флорентийца стала объектом поклонения, восхищение которым Алигьери пронес через жизнь и творчество.

Происхождение и статус девушки предполагали брак с представителем ее сословия, поэтому Беатриче не воспринимала всерьез знаки внимания Алигьери. Она была сосватана богачу Симону де Барди, которому благоволила мать девушки. История умалчивает о том, насколько счастливым был союз сочетавшихся браком Беатриче и Симона. Данте же был счастлив мечтами о той, кого считали ведьмой, видя, как очарован ею поэт.


Вторая встреча Данте и Беатриче произошла спустя семь лет после знакомства. Это свидание тоже не дало Алигьери поводов уверовать в возможность взаимности и совместного счастья с возлюбленной. По легенде, девушка оставалась единственной любовью его жизни, носящей исключительно платонический характер. Благодаря чувству образ Беатриче был запечатлен в жизни и творчестве Данте, а также в истории Италии. Исследователи биографии деятеля искусства связывают его смерть с тоской по любимой женщине.

Спустя несколько лет после смерти Беатриче ее супруг женился по расчету на богатой девушке из именитого рода. Все, о чем писал Данте, с этого момента было пронизано воспоминаниями о любимой. На пути из Венеции, куда поэт отправился с дипломатической миссией, он заразился малярией. Кончина была неминуемой. Гробница Данте, появившаяся на месте захоронения спустя много лет, украшена портретом. Поэт на нем выглядит неестественно, так как его лицо обрамляет непривычная для Алигьери борода. Ходили слухи, что Данте потерял интерес к жизни и даже перестал следить за своей внешностью, настолько сильной была тоска по Беатриче.


Любопытно, что внешность Беатриче не была столь выдающейся, какой преподносил ее Алигьери. Посредственной девушке было далеко до богини, коей ее изображал автор «Божественной комедии». Минувший психологический кризис, связанный со смертью Беатриче, знаменовал начало нового этапа в жизни писателя. Он приступил к написанию произведения под названием «Новая жизнь», но душевная тоска преследовала его, не давая скинуть тяжкий груз воспоминаний и переживаний.

Биография

Мимолетное свидание в детском возрасте стало судьбоносным для мальчика по имени Дуранте дельи Алигьери, будущего великого поэта. Оно же оказалось обыденной встречей для Беатриче Портинари. Ученые предполагают, что девушку звали Биче, но влюбленный поэт сделал имя благозвучным, переиначив на свой манер. Значение имени Беатриче сродни Беатрис, расшифровывается как «счастливая» или «дарующая счастье». Дочка соседа наповал сразила сердце мальчика, обладавшего романтичной натурой, но истинное чувство Данте познал в зрелом возрасте. Это откровение совпало с замужеством возлюбленной.


Боккаччо, написав лекцию, в которой разбирал «Ад» в «Божественной комедии» Данте, уделил внимание Беатриче не на правах поэта, а как дальний родственник девушки. Его мачеха оказалась троюродной сестрой возлюбленной Данте. Бокаччо подтверждает происхождение флорентийки и описывает ее социальное положение, о котором знал не понаслышке.

Беатриче была одной из шести дочерей щедрого Фолько Портинари, а сын богача приходился лучшим другом Данте. Исследователи, изучавшие биографию Беатриче, не располагают большим объемом информации и строят теории, опираясь на завещание ее отца и артефакты из архивов династии Барди.


Контакт между молодыми людьми ни разу не длился больше нескольких минут. Застенчивый поэт пару раз встречался с Биче на улицах города. Из-за застенчивости Данте никогда не разговаривал с ней, и девушка вряд ли подозревала, насколько сильно его чувство, ведь поэт для прикрытия уделял внимание и другим дамам. Несмотря на то, что он женился по расчету, сердце Алигьери принадлежало Беатриче.

Легенда гласит, что девушка скончалась в 24 года, причиной смерти стали сложные роды. Могила музы Данте находится при церкви Санта Маргарита де Черчи, в склепе, где захоронены ее предки. Но, по слухам, местом, где Беатриче нашла последний приют, может быть и базилика Санта-Кроче.

В произведениях Данте

Образ Беатриче встречается в «Божественной комедии» Данте и в «Новой жизни». Ее образ, легкий, воздушный и призрачный, по мнению Алигьери, был ангельским. Он верил, что Всевышний забрал девушку в рай. Героине автор дозволили вести дискуссии с героем поэмы, рассуждая о религии. По идее писателя, героиня Беатриче дозволяла персонажу, с которым Алигьери отождествлял себя, посетить божественные владения. Благословенная возлюбленная в поэме отвечает избраннику взаимностью, которой он не удостоился при жизни.


Книги Данте "Божественная комедия"

В «Новой жизни» поэт освещал историю знакомства с девушкой, проводя параллели с нумерологическими символами в собственной судьбе. В произведении Беатриче предстает возвышенным существом. Она – юный ангел, чье значение имеет мистическую подоплеку.

Исследователи творчества Данте Алигьери говорят о земной и теологической Беатриче. По логике произведений автора, она несла в себе символ божественного Знания, храня утонченную женственность. Автор приравнивал все человеческое к божественному, используя образ любимой женщины.


Иллюстрация к произведению "Божественная комедия"

31 стихотворение, включенное в состав 45 глав, посвящено любви поэта к своей избраннице. Биографические данные, описанные в «Новой жизни», сегодня представляются одновременно и реальными, и вымышленными из-за одухотворенной и лирической манеры повествования.

Образ Беатриче неоднократно фигурировал в произведениях поэтов Серебряного века и находит отголоски в массовой культуре. Так, например, ее образ использован в аниме под названием «Дьявольские возлюбленные».

Роль символа в «Божественной комедии» Данте

Эго Данте необычно. На его пути ему мешают три символических зверя - три самых страшных греха по мнению Данте. Это пантера (рысь), лев и волчица. Рысь - сладострастие, пантера - олицетворение олигархической власти во Флоренции. Рысь он обходит. Лев - это гордость, а также политическая тирания монарха и государства, он был на гербе Флоренции. Обходит и его. Самое страшное - алчность, волчица. В широком смысле. Вергилий, его послала Беатриче. Данте не хочет спускаться в ад, его пугает надпись над вратами ада. Вергилий уговаривает именем Беатриче, она не просто женщина.

Данте обращается к страстям первым в мировой литературе, делает их предметом изображения. Человеческий образ. Пословица: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями». Грешники в высших кругах ада чаще всего попадают туда за благие намерения. Низшие круги - закоренелые преступники, но есть и исключения. В высших кругах есть надежда на прощение.

Образ Беатриче в творчестве Данте («Новая жизнь», «Божественная комедия»)

Родился Данте во Флоренции, его имя - это семейная традиция. Род Алигьери был знатным, среднего достатка. Обычные люди. Когда Данте становится известным, то итальянцы начинают в обычных событиях искать знамения. Джованни Боккаччо - первый биограф Данте, рассказывает сон матери Данте. Она лежит на лугу под лавром, рядом чистый родник. Неожиданно рожает сына, тот ест ягоды лавра, пьет из родника, становится пастухом, пытается нарвать листьев лавра, устает, падает, а когда встает - он уже павлин. Символика: ягоды - плоды трудов его предшественников, вода - философия, листья лавра - слава, пастух - пастырь народов. Данте хотел быть увенчанным лавровым венком. Падение - смерть, павлин - символ вечности. Боккаччо излагает нам не факты, а создает духовный облик человека, живущего на грани веков. Энгельс: «Данте - последний поэт Средневековья и первый поэт нового времени». В его натуре уживались черты обеих эпох - усиление рефлексии, психологический конфликт. Образ Данте отнюдь не идеальный. Чрезмерно горд, честолюбив, страстен, не чурался политики, но честный. Один из наиболее образованных людей - но это самообразование. Болонский университет, изучал правоведение.

Италия в Средние века не была единым государством, более всего состояла из так называемых городов-республик с цеховым самоуправлением. Из каждого цеха - представитель. Разногласий в цехе быть не должно - представитель выражал единую точку зрения. Итальянцы понимали, что должны объединиться. Выделение двух партий: гвельфов и гибеллинов. Гибеллины - высшая знать, аристократия, боролись за объединение страны под властью германского императора - светская власть. На объединение также претендовал Папа Римский - за него стояли гвельфы, по большей части городская знать. Данте был гвельфом по семейной традиции. Достиг успеха в политике, но, провластвовав почти 20 лет, гвельфы раскалываются на черных и белых. Белые, а с ними и Данте, ориентировались на императора, черные - на папу. Переворот во Флоренции, белые потерпели поражение, почти всех привели на суд, такую повестку получил и Данте, бежал из Флоренции, более туда за всю жизнь не возвращается - странник. Во Флоренции осталась жена с детьми, только треть имущества осталось. В изгнании Данте хотелось всемирной славы, хотел, чтобы флорентийцы просили его вернуться. Слава пришла, но флорентийцы его не простили. 14 сентября 1321 - умирает в Ровенне, в доме внучатого племянника Франчески да Рамини. Прах Данте требует Флоренция, но Ровенна так его и не вернула.

В 1283 Данте приходит в цех поэтов, приносит первый сонет. Он посвящен Беатриче. В это время в Италии господствует «новый сладостный стиль» («dolce stil nuovo»). Рыцарская литература - замковая, салонная, а здесь - горожане, пишут для горожан. Поэты-стильновисты приспособили поэзию трубадуров для горожан - усиливают момент поклонения даме - дама-ангел, мадонна. Любовь к такой даме - первая ступенька, ведущая к Богу. Мир создан божественной любовью, ее трудно познать, любовь земная - первая ступенька к этому. Дама становится бесплотной, в поэзии «стильновистов» - нет описаний. Беатриче всегда одета в алые одежды - священный цвет. Это все, но много о духовном облике. Ученые спорят, была ли на самом деле Беатриче. Беатриче - образ-символ. Была такая девушка, Данте с ней знаком, она рано умерла. Что-то в ней поразило Данте, и он создал условно-идеальный образ.

«Новая жизнь» - Данте пишет после смерти Беатриче, должна увековечить ее облик и объяснить человечеству концепцию любви стильновистов. И стихи, и проза. Начинается серьезно и неуклюже. Хочет описать новую жизнь после смерти Беатриче. Пишет, что впервые встретил ее, когда ему было девять - магическое число (три тройки). Потом в 18 - тоже магическое число. Всегда видел ее в священных алых одеяниях. Начинает любить ее любовью стильновистов в 18. Сначала невнимание Беатриче больно ранит Данте, но постепенно горечь уходит, так как Данте осознает, что любовь ценна сама по себе, это стимул для постоянной духовной работы, самосовершенствования. Идеализация образа. В третьей части Беатриче умирает, природа оплакивает ее. Смерть воспринимается как мировая катастрофа. Но есть еще и 4 часть, где Данте описывает свою болезнь, за ним ухаживала дама - ей посвящено 4 сонета. Понятно, что он любит ее, но обычной любовью. Данте запрещает себе иметь с ней дело. «Новая жизнь» - это первая в истории западноевропейской литературы автобиографическая повесть, раскрывает читателю самые сокровенные чувства. Потом изгнание и Данте на долгие годы забывает о лирике.

В первую очередь особым почетом у Данте пользовался Вергилий. Стихи Вергилия были записной тетрадью европейского человечества в течение двадцати веков и остаются ею и поныне. Его четвертую эклогу толковали аллегорически и утверждали, что поэт будто бы предсказал появление Христа. О самом Вергилии слагали легенды.

«Педагогическая роль Вергилия – ментора, дававшего при начале умственного пути некую исходную норму, дисциплинирующего воспитателя совсем молодых душ, - в истории настолько велика, что преувеличивать её вряд ли возможно» Вергилий обладал общепризнанной безупречностью вкуса, высотою моральных правил, привлекавшей наставников. «У него нет ничего абсолютно душевно незрелого (инфантильного), что сделало бы его непригодным для роли воспитателя». . «Вергилий – это поэт истории как времени, насыщенного значением, поэт знамений времени, определяющих конец старому и начало новому; и он сумел превратить свой Рим в общечеловеческий символ истории – конца и нового начала» .

Огромное влияние на Данте оказала «Энеида». Он не просто читал «Энеиду»: очевидно, эта поэма была для него в известной мере образцом литературного произведения. Его, вероятно, привлекала идея поэмы: прославление римской державы, которую Данте считал идеалом государственного устройства. «Близок Данте и дух гражданственности, пронизывающий «Энеиду», резкое осуждение богатства и идеализация скромной патриархальной жизни предков и, наконец, фантастика, которая занимает такое большое место в поэме Вергилия. Вся шестая книга «Энеиды» посвящена подземному странствию Энея в царство мёртвых». Мифы античности, отражённые у Вергилия в этом путешествии Энея, в некоторой мере близки христианской мифологии, что и дало Данте возможность перенести их в свой загробный мир. Эней Вергилия по своему нравственному облику не чужд христианской морали, так как он благочестив и покорен воле богов. Всё это, так сказать, субъективная близость между Данте и Вергилием.

Влияние «Энеиды» на Данте сказалось не только в заимствовании у Вергилия отдельных сюжетных деталей, но и в перенесении в поэму самой фигуры Вергилия, изображаемого путеводителем Данте во время странствований по аду и чистилищу. Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую в средневековых «видениях» обычно исполнял ангел. Этот смелый прием находит объяснение в том, что Вергилия в средние века считали провозвестником христианства.

Данте изучал латинскую литературу так, как это было заведено в его время; сначала он прочёл эпигонов, а затем уже Вергилия, Горация, Овидия. Он не был ни начитаннее, ни образованнее, чем некоторые из его современников, и всё же его восприятие античности иное, чем у них. Для него в произведениях классиков открылась эстетическая сторона, поэзию Вергилия он оценил выше, чем всю художественную литературу средних веков. Вергилий для него и философ, и любимый поэт.

Публий Вергилий Марон стал всемирно известен благодаря таким произведениям как: «Буколики» («Пастушеские стихотворения»), «Эклоги» («Избранные стихотворения»), а затем «Георгики» («Земледельческие стихотворения») и особенно «Энеиды».

Источники рисуют Вергилия скромным, лишенным всякого честолюбия человеком, душевно преданным сельской жизни и вполне искренним горячим сторонником империи Августа. Император Август, прекративший смуту в Риме и мечтавший о возрождении исконной простотой римской добродетели и, кроме того, не терпевший никаких политических группировок, которые могли бы быть для него опасными, имел в лице Вергилия как раз такого подходящего человека, любившего прежде всего сельское хозяйство и поэтическое творчество и далеко стоявшего от всякой политической борьбы.

Педагогическая роль Вергилия в истории настолько велика, что преувеличивать её вряд ли возможно». Вергилий обладал общепризнанной безупречностью вкуса, высотою моральных правил, привлекавшей наставников. «У него нет ничего абсолютно душевно незрелого (инфантильного), что сделало бы его непригодным для роли воспитателя». «Вергилий - это поэт истории как времени, насыщенного значением, поэт знамений времени, определяющих конец старому и начало новому; и он сумел превратить свой Рим в общечеловеческий символ истории - конца и нового начала».

Его скромность настолько была популярна, что в дальнейшем его имя стали писать не «Вергилий», а «Виргилий», производя его от латинского слова virgo «девушка» (эта этимология, конечно, результат вымысла).

Таким образом, для Данте Алигьери Вергилий действительно человек и любимый поэт, у него своя личная судьба, о которой он рассказывает Данте. Но в середине века Вергилия считали магом, философом, и если Данте Алигьери превращается в символ Человека, то Вергилий становится символом Человеческого разума. Ведь именно естественный человеческий разум, согласно томистско-аристотелевской этике, должен помочь человеку избежать пороков и приблизиться к добродетельной жизни.

2.2. Портретная характеристика Вергилия

Очень привлекательным и мягким обликом наделил Данте своего вожатого – Вергилия. Вергилий – мудрый наставник, он отвечает на все вопросы Данте, объясняет ему все, что доступно человеческому пониманию.

Вергилий предлагает Данте последовать за ним в загробное царство. Данте колеблется: он не эпический герой и не герой религиозной легенды, а поэт Данте Алигьери.

Вергилия трудно испугать, перед светлым разумом отступает и Цербер, и хриплоголосый Плутос, и кентавр Хирон. Он успешно ведет переговоры и с чудовищем Герионом, и с гигантом Антеем. Менее уверенно он себя чувствует с дьяволами, порожденными христианской демонологией. Он не может заставить их открыть врата в Дит и чисто по-человечески озабочен этим, но в отчаяние не приходит и даже утешает своего оробевшего спутника.

Другим дьяволам удается обмануть Вергилия, указав неверную дорогу. И хотя Вергилия это не очень удивляет, но все же он идет, «слегка рассержен», широкой поступью, «хмуря лоб». Эти мелкие черточки придают обычно спокойному уверенному Вергилию живость. Его гладкий античный лоб умеет хмуриться. На мучения грешников Вергилий смотрит безучастнее, чем Данте, так как он сам житель ада.

Но у него есть и свои глубокие переживания, он никогда не жалуется на судьбу, но нелегко ему навеки лишиться божественного света, нелегко ни в чем не повинному оказаться в аду (ведь Лимб все-таки ад, и там тоже нет надежды выйти в другой мир). Естественно, что больше всего он жалеет своих собратьев.

Как заботливый отец, Вергилий укрывает Данте от Медузы, от Минотавра, спасает от злых дьяволов. Иногда он одобряет отдельные поступки Данте, иногда порицает. И то и другое – редко, потому что Данте редко действует самостоятельно: он доверяет Вергилию больше, чем себе самому. Данте относится к Вергилию с чувством глубокого уважения, называет его учителем, вождем и господином. Постепенно к этому чувству примешивается другое, более глубокое и интимное. «О, милый мой вожатый, не покидай меня! – восклицает он, в другом месте он называет Вергилия «благим отцом». И всегда и всюду слова Вергилия для него закон. «Мне хладный уголь – речь других людей», – заканчивает он.

Вергилий предсказал христианство, но сам остался во мраке язычества и потому обречен страдать. Уже в аду Вергилий побледнел перед спуском в Лимб, здесь он с новой горечью дважды о нем вспоминает. Указывая своему ученику на ограниченность человеческого разума, Вергилий замечает, что даже величайшие мудрецы древности не могли познать истину, так как они не знали божественного откровения.

2.3. Роль образа Вергилия в поэме

Влияние "Энеиды" на Данте сказалось не только в заимствовании у Вергилия отдельных сюжетных деталей, но и в перенесении в поэму самой фигуры Вергилия, изображаемого путеводителем Данте во время странствований по аду и чистилищу. Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую в средневековых "видениях" обычно исполнял ангел. «В средние века Вергилия считали магом, философом, и если Данте Алигьери превращается в символ Человека, то Вергилий становится символом Человеческого разума.» Путешествие Данте по аду рука об руку с Вергилием, показывающим и истолковывающим ему различные мучения грешников, символизирует процесс пробуждения человеческого сознания под воздействием земной мудрости, философии. Беатриче олицетворяет божественную мудрость, которая ведет к нравственному очищению и постижению истины. Путь духовного возрождения человека лежит через осознание им своей греховности (странствия по аду) и искупление этих грехов (путь через чистилище), после чего душа, очищенная от скверны, попадает в рай. Данте полагал, что его «Комедия» – изволение самого апостола Петра:

«И ты, мой сын, сойдя к земной судьбе

Под смертным грузом, смелыми устами

Скажи о том, что я сказал тебе!»

Поэт исполнен восхищения перед культурой античного мира. Он открывает в ней неисчерпаемый кладезь красоты и мудрости, что ярко сказалось в символической фигуре Вергилия. Это он, мудрый язычник, а не традиционный ангел христианских легенд, ведет Данте к познанию истины. Подобное отношение к античности, недоступное средневековому мыслителю, делает Данте прямым предшественником гуманистов Возрождения.

Как Эней, спасая себя, совершил эпический подвиг – построил новое государство, так Данте, уже как герой поэмы, спасая свою душу, хочет спасти человечество. Внутренней силы у него достаточно, ничего общего с героями старых видений у него в этом отношении нет. Те были безличными и пассивными наблюдателями, и так же пассивны и безличны были обитатели загробного мира. Никакая борьба там была невозможна. В загробном мире «Комедии» борьбы в прямом смысле тоже нет, но все персонажи ещё живут ею, а главный герой в своих отношениях с ними превосходит даже Энея.

Данте обращается к нему с мольбой, и Вергилий поучает его, говорит ему о вредных свойствах волчицы и о злом ее нраве, о том, что она причинит еще много вреда и несчастий людям до тех пор, пока не явится гончий пес, «veltro», который прогонит ее обратно в Ад, откуда зависть сатаны напустила ее на мир. Затем Вергилий объясняет поэту, что для выхода из этих дебрей надо избрать другой путь, и обещает провести его через Ад и страну раскаяния к вершине солнечного холма, «где встретит тебя душа достойнее меня; ей передам я тебя и удалюсь», заканчивает он свою речь.

На протяжении путешествия Вергилия и Данте по Аду, Вергилий в «Божественной комедии» выступает не только как проводник, но также его помощник, чья роль заключается в поучениях и наставлениях автора. Через рассказы поэта, автор узнает о строении Ада, обо всех его «обитателях», о том, как, при каких условиях, за какие поступки и деяния они попали в Ад. Вергилий помогает Данте понять различия между кругами Ада, тем самым дает его полную характеристику.

Сутки длиться странствие Данте и Вергилия по Аду. Сутки они не видят дневного света, так как в Аду стоит вечная тьма. И вот, наконец, они выходят наверх, им необходимо подняться на высокую гору чистилища, чтобы Данте очистился от всех своих прежних грехов. Гора разделена на концентрические уступы, что только усложняет их подъем. Прибрежная полоса и первые два уступа образуют предчистилище, где томятся те, кто медлил покаянием до своего смертного часа. Затем следуют семь уступов собственно чистилища, где очищаются от семи смертных грехов, которые были «определены» еще в период раннего средневековья. То есть, встречая на своем пути преграды, автору удается их успешно преодолеть только благодаря Вергилию. Именно влияние и своевременная помощь мудрого наставника и проводника Вергилия спасают Данте и формируют у него новые знания о мире, о человеке, о судьбе.

Таким образом, роль Вергилия важна в «Божественной комедии» Данте, так как именно поэтом является наставником и учителем автора в Загробном Мире, только благодаря Вергилию, Данте узнает все об Аде и переходит из одного круга в другой.

  1. Образ Вергилия как мудрого наставника и проводника Данте

Образ Вергилия в «Божественной комедии» Данте является одним из центральнейших в поэме.

Как Эней, спасая себя, совершил эпический подвиг: построил государство, – так Данте, герой «Комедии», спасая свою душу, хочет спасти человечество. Внутренней силы у него достаточно, ничего общего с героями старых видений у него в этом отношении нет. Те были безличными и пассивными наблюдателями, и так же пассивны и безличны были обитатели загробного мира. Никакая борьба там была невозможна. В загробном мире «Комедии» борьбы в прямом смысле тоже нет, но все персонажи еще живут ею, а главный герой в своих отношениях с ними значительно превосходит активностью не только Тнугдала или Альберика, но даже и Энея.

Очень привлекательным и мягким обликом наделил Данте своего вожатого – Вергилия. Вергилий – мудрый наставник, он отвечает на все вопросы Данте, объясняет ему все, что доступно человеческому пониманию.

Первая и вторая песни «Ада» - это прелюдия ко всей «Комедии».

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

17. Образ Беатриче в творчестве Данте («Новая жизнь», «Божественная комедия»).

Родился Данте во Флоренции, его имя – это семейная традиция. Род Алигьери был знатным, среднего достатка. Обычные люди. Когда Данте становится известным, то итальянцы начинают в обычных событиях искать знамения. Джованни Боккаччо – первый биограф Данте, рассказывает сон матери Данте. Она лежит на лугу под лавром, рядом чистый родник. Неожиданно рожает сына, тот ест ягоды лавра, пьет из родника, становится пастухом, пытается нарвать листьев лавра, устает, падает, а когда встает – он уже павлин. Символика: ягоды – плоды трудов его предшественников, вода – философия, листья лавра – слава, пастух – пастырь народов. Данте хотел быть увенчанным лавровым венком. Падение – смерть, павлин – символ вечности. Боккаччо излагает нам не факты, а создает духовный облик человека, живущего на грани веков. Энгельс: «Данте – последний поэт Средневековья и первый поэт нового времени». В его натуре уживались черты обеих эпох – усиление рефлексии, психологический конфликт. Образ Данте отнюдь не идеальный. Чрезмерно горд, честолюбив, страстен, не чурался политики, но честный. Один из наиболее образованных людей – но это самообразование. Болонский университет, изучал правоведение.

Италия в Средние века не была единым государством, более всего состояла из так называемых городов-республик с цеховым самоуправлением. Из каждого цеха – представитель. Разногласий в цехе быть не должно – представитель выражал единую точку зрения. Итальянцы понимали, что должны объединиться. Выделение двух партий: гвельфов и гибеллинов. Гибеллины – высшая знать, аристократия, боролись за объединение страны под властью германского императора – светская власть. На объединение также претендовал Папа Римский – за него стояли гвельфы, по большей части городская знать. Данте был гвельфом по семейной традиции. Достиг успеха в политике, но, провластвовав почти 20 лет, гвельфы раскалываются на черных и белых. Белые, а с ними и Данте, ориентировались на императора, черные – на папу. Переворот во Флоренции, белые потерпели поражение, почти всех привели на суд, такую повестку получил и Данте, бежал из Флоренции, более туда за всю жизнь не возвращается – странник. Во Флоренции осталась жена с детьми, только треть имущества осталось. В изгнании Данте хотелось всемирной славы, хотел, чтобы флорентийцы просили его вернуться. Слава пришла, но флорентийцы его не простили. 14 сентября 1321 – умирает в Ровенне, в доме внучатого племянника Франчески да Рамини. Прах Данте требует Флоренция, но Ровенна так его и не вернула.

В 1283 Данте приходит в цех поэтов, приносит первый сонет. Он посвящен Беатриче. В это время в Италии господствует «новый сладостный стиль» («dolce stil nuovo»). Рыцарская литература – замковая, салонная, а здесь – горожане, пишут для горожан. Поэты-стильновисты приспособили поэзию трубадуров для горожан – усиливают момент поклонения даме – дама-ангел, мадонна. Любовь к такой даме – первая ступенька, ведущая к Богу. Мир создан божественной любовью, ее трудно познать, любовь земная – первая ступенька к этому. Дама становится бесплотной, в поэзии «стильновистов» - нет описаний. Беатриче всегда одета в алые одежды – священный цвет. Это все, но много о духовном облике. Ученые спорят, была ли на самом деле Беатриче. Беатриче – образ-символ. Была такая девушка, Данте с ней знаком, она рано умерла. Что-то в ней поразило Данте, и он создал условно-идеальный образ.

«Новая жизнь» - Данте пишет после смерти Беатриче, должна увековечить ее облик и объяснить человечеству концепцию любви стильновистов. И стихи, и проза. Начинается серьезно и неуклюже. Хочет описать новую жизнь после смерти Беатриче. Пишет, что впервые встретил ее, когда ему было девять – магическое число (три тройки). Потом в 18 – тоже магическое число. Всегда видел ее в священных алых одеяниях. Начинает любить ее любовью стильновистов в 18. Сначала невнимание Беатриче больно ранит Данте, но постепенно горечь уходит, так как Данте осознает, что любовь ценна сама по себе, это стимул для постоянной духовной работы, самосовершенствования. Идеализация образа. В третьей части Беатриче умирает, природа оплакивает ее. Смерть воспринимается как мировая катастрофа. Но есть еще и 4 часть, где Данте описывает свою болезнь, за ним ухаживала дама – ей посвящено 4 сонета. Понятно, что он любит ее, но обычной любовью. Данте запрещает себе иметь с ней дело. «Новая жизнь» - это первая в истории западноевропейской литературы автобиографическая повесть, раскрывает читателю самые сокровенные чувства. Потом изгнание и Данте на долгие годы забывает о лирике.

Опубликовано : Кравченко А.А. «Женский аналог Христа»: образ Беатриче в «Божественной комедии» // Человек, образ, слово в контексте исторического времени и пространства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23-24 апреля 2015 года / отв. ред. И.М. Эрлихсон, Ю.И. Лосев; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. – Рязань: Изд-во «Концепция», 2015. С. 52-54.

В современной феминистской теологии христианство принято называть «мужской религией». Образ Бога хотя и не наделяется непосредственно полом, традиционно мыслится в «мужских» категориях. В этой связи интересен опыт обожествления Дамы, предпринятый в XIII в. итальянскими поэтами школы «нового сладостного стиля». Своего апофеоза этот этический идеал, неразрывно связывающий христианскую религию с женским образом, достигает в творчестве Данте Алигьери, находя самое полное выражение в его главном произведении – «Божественной комедии».
Данте обожествляет свою возлюбленную Беатриче (по всей видимости, действительно обладавшую незаурядными нравственными качествами) уже в своих первых стихах, написанных в духе «нового сладостного стиля».

После ранней смерти Беатриче ноты обожествления звучат все громче, ярче, выразительнее. Господь уже призвал ее к себе, и теперь она заняла достойное место в Раю среди небесных ангелов. В одном из стихотворений Данте пишет о том, что вознеслась «благая ее душа, всемилости полна» . В оригинале эти строки звучат “piena di grazia l’anima gentile” . Это “piena di grazia” – не что иное, как “gratia plena” из латинского гимна Деве Марии (“Ave, Maria, gratia plena !”). К умершей возлюбленной Данте обращается так, как возможно было обратиться только к высшей, самой святой женщине христианства – Богоматери.
Свою первую книгу стихов – «Новую жизнь» - Данте заканчивает обещанием сказать о Беатриче «то, что никогда еще не говорилось ни об одной». Воплощение этого замысла мы находим в самом выдающемся произведении поэта – «Божественной комедии».
По сути, прославление Беатриче в «Комедии» - это продолжение традиций «нового сладостного стиля». В поэме мы находим его следы, кое-где изменившиеся практически до неузнаваемости. То же обожествление дамы, одновременно – и возлюбленной, и небесного существа. Оставаясь реальной женщиной, Беатриче в «Комедии» - это олицетворение божественной любви, мудрости и откровения, истины, христианства и христианской церкви, богословия и схоластики (которая в средневековой традиции рассматривалась исключительно в позитивном смысле – как путь познания Бога).
По сюжету поэмы именно Беатриче спасает Данте, находящегося на грани духовной гибели; благодаря ее молитвам и заступничеству он получает невиданную возможность посещения при жизни загробного мира; она же возносит его в высшие райские сферы.
О Беатриче в «Комедии» говорят как о своеобразном женском «аналоге» Христа, хотя символически в некоторых местах поэмы она оказывается даже выше (так, во время мистической процессии в XXIX песни «Чистилища» Грифон, олицетворяющий Христа, влечет колесницу, в которой восседает Беатриче).
Сама встреча поэта с возлюбленной в Земном Раю – при всей ее драматичности – происходит исключительно благодаря Беатриче. Это она пришла на помощь Данте в его греховных заблуждениях; ради того, чтобы его спасти, она спустилась в Ад. И сам суровый суд ее имеет единственную цель: простить и даровать спасение. Об этом говорит и Беатриче:

«Так глубока была его беда,
Что дать ему спасенье можно было
Лишь зрелищем погибших навсегда.

И я ворота мертвых посетила,
Прося в тоске, чтобы ему помог
Тот, чья рука его сюда взводила» ,

и Данте – уже достигнув райских вершин:

«О госпожа, надежд моих отрада,
Ты, чтобы помощь свыше мне подать
Оставившая след свой в глубях Ада,

Во всем, что я был призван созерцать,
Твоих щедрот и воли благородной
Я признаю и мощь, и благодать» .

В оригинале здесь бросается в глаза слово “soffristi” – «страдала»: «ты страдала ради моего блага, оставив свои следы в аду». Нелегкой ценой далось Беатриче спасение Данте… И, наверное, в полной мере он это осознает именно здесь – на самой вершине Рая. Страдание и искупление грехов другого человека… Идея, являющаяся одним из центральных смыслов христианства, получает в поэме Данте «женское» воплощение. Любовь женщины возводится в ранг Божественной, жертвенной и спасительной Любви.
Это стало вершиной прославления Данте возлюбленной. Свое обещание поэт сдержал – никто до него (да, пожалуй, и после) ни об одной женщине не говорил таких слов. Это высшее обожествление, слияние реальности и символа воедино в одном человеке и вознесение возлюбленной в райские сферы стало одним из самых ярких, светлых, божественно чистых и святых образов женщины в мировой цивилизации.

Библиография:
Данте Алигьери. Божественная комедия. Новая жизнь / пер. с итал. М. : АСТ, 2002.