Болезни Военный билет Призыв

О так называемом «критерии г. о. винокура. и лексико-синтаксический способы словообразования

Все слова русского языка в словообразовании принято делить на производные и непроизводные.

Произво´дное сло´во (дерива´т (лат. derivatus - отведённый)) – это слово, которое имеет производящую базу.

Непроизво´дное сло´во – это слово, которое не имеет производящей базы.

Производя´щая ба´за – это основа слова, слово, сочетание основ или слов, которые используются для образования новых слов.

Таким образом, слово дом является непроизводным, так как не имеет производящей базы; слово домик является производным, так как образовано от основы слова дом (дом + -ик домик ), которая является производящей базой для существительного домик .

Для установления производящей базы в дериватологии принято использовать критерий Г.О. Винокура, формулировку которого находим в статье «Заметки по русскому словообразованию»: «…значение слов с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы…» (Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. – 1946. – Т. V. – Вып. 4. – С. 317).

Практическое применение критерия Г.О. Винокура таково: для определения производящей базы необходимо построить формулу толкования значения производного слова так, чтобы в ней прозвучало однокоренное слово; оно и будет производящим. При построении формул толкования (перифраз) следует использовать некоторые стандартные, типизированные зачины. Например:

– существительные со значением «лицо» имеют зачин «тот, кто» (строитель «тот, кто строит», циркач «тот, кто работает в цирке»);

– существительные со значением «место» имеют зачин «там, где» или «туда, куда» (виноградник «там, где растёт виноград», нерестилище «там, где рыба нерестится», убежище «туда, куда убегают»);

– прилагательные имеют зачин «такой, который» (грибной «такой, который имеет отношение к грибам», каменистый «такой, который содержит много камней», мамин «такой, который принадлежит маме») и т.п.

Между производными и производящими могут существовать следующие основные виды отношений:

1) производное слово и по семантике, и по форме сложнее производящего (бежать добежать , до- + бежать добежать ; добежать «закончить бежать»);

2) производное по форме сложнее, чем производящее, а по семантике они имеют равную сложность (добрый доброта «отвлечённый признак по прилагательному добрый »; табурет табуретка «то же, что табурет»);

3) производное и производящее имеют равную сложность по форме, а по смыслу производное сложнее производящего (изолировать изолятор «место, куда изолируют больных»);

4) производное и производящее имеют равную сложность и по форме, и по семантике (читать чтение «действие по глаголу читать»).

Существует два особых вида отношений между производными и производящими:

1) отноше´ния расхожде´ния форма´льной и смыслово´й произво´дности (по-весеннему весенний (ближе по форме), по-весеннему весна (ближе по семантике – по-весеннему «как весной»);

2) отноше´ния многопроизво´дности (полимотиви´рованности) – производное находится в отношениях производности не с одной, а с двумя или тремя производящими (сапожник сапожничать «работать сапожником», сапожный сапожничать «выполнять сапожные работы», сапог сапожничать «тачать сапоги»).

Между производными и производящими могут существовать особые виды семантических отношений – отноше´ния метафори´ческой произво´дности (мотива´ции) и отноше´ния перифери´йной произво´дности (мотива´ции) .

Первый вид отношений наблюдается «в тех случаях, когда производное слово основывается на переносных (метафорических) значениях производящих» (Земская Е.А. Словообразование // Современный русский язык: Учебник для филологических специальностей университетов / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. – С. 242). Например: обезьянничать «вести себя подобно обезьяне»; попугайничать «вести себя подобно попугаю» (формула толкования значения включает компонент «подобно»).

Второй вид отношений наблюдается в тех случаях, когда производные слова «имеют живые семантические связи с производящими, но связи эти логично назвать п е р и ф е р и й н ы м и (т.е. не основными, окраинными), потому что семантика производных… связана с семантикой производящего лишь «краешком» своего значения» (Там же. – С. 242–243). Например: галошница «там, где хранят обувь, в том числе галоши»; столяр «тот, кто делает мебель, в том числе столы» (формула толкования значения включает компонент «в том числе»); кашевар «тот, кто готовит пищу, в том числе кашу».

Словообразовательная мотивация - это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых либо а) определяется через значение другого (дом - домик (маленький дом), победить - победитель (тот, кто победил)), либо б) тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (бежать - бег , белый - белизна , быстрый - быстро ).

Однокоренные слова, лишенные названных свойств (например, домик и домище ), не находятся между собой в отношениях мотивации.

§ 192. Одно из слов, связанных отношениями мотивации, является мотивирующим, а другое - мотивированным. Мотивированным признается слово, обладающее следующими признаками.

1) При различии лексических значений сопоставляемых слов мотивированным является то, основа которого характеризуется большей формальной (фонематической) сложностью: горох - горошина , бежать - выбежать .

Примечание. Формально (фонематически) более сложной считается основа, в которой содержится большее количество вычленяемых (помимо корня) звуковых отрезков, независимо от того, обладают ли эти отрезки каким-либо значением или не обладают.

2) При различии лексических значений этих слов и равной формальной сложности мотивированным является слово, характеризующееся большей семантической сложностью, т. е. то, значение которого определяется через другое слово: химия - химик (тот, кто занимается химией), художник - художница (женщина-художник).

3) При тождество всех компонентов значений слов, кроме значения части речи: а) в парах "глагол - существительное, обозначающее действие по этому глаголу" (косить - косьба , дуть - дутьё , выходить - выход , атаковать - атака ), "прилагательное - существительное, обозначающее тот же признак" (красный - краснота , синий - синь ), независимо от количества вычленяемых в основах звуковых отрезков, мотивированным признается существительное, поскольку значения действия и признака являются общими значениями соответственно глагола и прилагательного, но не существительного (см. § 1111); б) в паре "прилагательное - наречие" мотивированным признается слово, характеризующееся большей формальной сложностью (см. признак 1): смелый - смело , но вчера - вчерашний .

4) Слово, не являющееся стилистически нейтральным, не может быть мотивирующим, если сопоставляемое с ним слово стилистически нейтрально. Поэтому, например, образования типа гуманитар , корабел (разг.) мотивированы прилагательными гуманитарный , корабельный , а не наоборот, несмотря на большую формальную сложность прилагательных (см. § 460).

§ 193. Мотивирующее слово может быть в свою очередь по отношению к другому слову мотивированным. Например, слово учитель по отношению к слову учительница - мотивирующее, а по отношению к слову учить - мотивированное. Такие слова составляют словообразовательную цепочку: учить àучитель à учительница .

19) Понятие словообразовательного типа. Регулярные/нерегулярные. Продуктивные/непродуктивные словообразовательные типы. Понятие словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда.

Словообразовательный тип - одно из центральных понятий словообразования; совокупность производных слов, объединяемых тождеством части речи, к которой они принадлежат, и части речи их производящих, единством словообразовательного средства (форманта) и словообразовательного значения.

1-слова с непроизводной основой являются полностью условным названием предметов, действий, понятий, непроизводная – немотивированная основа (стакан, стол, синий), слова с производными основами – мотивированные (столик, подстаканник).

2-знач-е непроизводной основы обычно вытекает из 1 части (корневой морфемы – стакан, стол), знач-е производной основы складывается из значений, составляющих её морфемы (учитель – тот, кто учит). 3-любая производная основа предполагает наличие непроизводной основы (садовый – сад). С исчезновением производящей основы производная основа становится непроизводной (кольцо в прошлом от коло). Переходу производных основ в непроизводные способствует опрощение (порошок ист от порох). Производящая основа – основа, от которой образуется производная основа. Производящие основы могут быть производными и непроизводными (учить-учитель-учительница). В рус яз есть основы, от которых новые слова не образуются (авеню, офис). Словообразование наз-ся изучением слов с производными основами. Производящим может быть основа или все слово. При образовании новых слов может происходить усечение производящей основы (побелка от побелить). Некот слова обр-ся от сокращенных основ (стенгазета, ООН). Иногда бывает, что производящими могут быть разные слова. Такие слова имеют двоякую мотивацию (переподготовка от переподготовить или от подготовка). Сложные слова имеют 2 и более производящие основы (мясорубка). Иногда двоякая мотивация может приводить к различному морфемному членению (лес-ник от лес и лес-н-ик от лесной).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 15. Винокур выделил 3 признака производных и непроизводных основ::

  1. 19. Производное слово, его признаки. Словообразовательные типы, их разновид-ности. Виды формально-смысловых отношений между производящим и производным.
  2. 17. Основа слова, членимость и производность основ, степени членимости основ. Ис-торические изменения в структуре слова.

6-й класс

МОРФЕМИКА

§ 4. ОСНОВА СЛОВА

Задание 46. Лингвистическое вычитание: найдите разность – основу, которую разбейте на соответствующие слагаемые – морфемы.

Образец

Азбучный – -ый = азбучн- = азбуч- + -н-
Пожелтеет – -ет = пожелте- = по- + -желт- + -е-

Вдумчивого, весеннюю, догадке, должок, задвижкой, подрос, загружаем, озеленением, обгон.

Задание 47. Разбейте слова на две группы: с окончанием и без него (помните, какие слова окончаний не имеют?). Основы и окончания обозначьте.

Проводник, проводница, равнина, пыльца, слева, врассыпную, кофе, ревизор, фортепиано, зеркало, тренажер, рагу.

Задание 48. Спишите текст, выделите все известные вам окончания и основы.

В воздухе от цветов опять запахло вкусным нектаром, словно в кухне от маминого печенья. Я сложил крылья, нацелился в середину большого цветка и нырнул в него вниз головой, но промахнулся и воткнулся в траву по самые пятки своих задних лап. Пришлось выбираться из травы и начинать все сначала. (В.Медведев)

Справка

В учебниках под редакцией М.В. Панова -ть, -ти, -чь в глаголах рассматриваются как суффиксы. Более подробно об этом мы поговорим при изучении глагола в 7-м классе.

Задание 49. Проверочная работа. Прочитайте текст.

Один мальчишка учится в первом «В» классе. Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама.
Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.
Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько он потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы.
Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? (В.Драгунский)

    Как бы вы ответили на последний вопрос?

    Выпишите по 10 слов с нулевым и фонемно выраженным окончанием. Обозначьте окончания и основы.

    На досуге попробуйте решить встретившиеся в тексте юмористические задачи.

§ 5. КАК НУЖНО ЧЛЕНИТЬ ОСНОВУ СЛОВА НА МОРФЕМЫ

Задание 50. Чтобы ответить на вопрос параграфа, познакомимся с критерием Винокура. (Григорий Осипович Винокур – выдающийся ученый-языковед, одно из главных достижений которого – учение о строении русских слов.)

По этому критерию слово членится (разделяется) на морфемы, если его можно объяснить через более простое, то есть содержащее меньшее количество морфем, однокоренное слово.

Посмотрим.

Что значит существительное кроватка ? Это маленькая кровать. Значит, мы с полным правом можем выделить в составе слова кроватка морфему -кроват- (корень) и морфему -к- (суффикс). Естественно, выделяем и окончание . Какое слово проще по составу? То, в котором меньше морфем! – кровать. Критерий Винокура сработал очень четко: более сложное по составу слово мы объяснили через более простое. Наше рассуждение можно дополнить: что значит морфема -к- ? Это суффикс со значением маленький или ласковое название предмета . Сравните: щека – щечка (чередование <к> // <ч’>), морковь – морковка, машина – машинка, береза – березка и другие (проверьте сами). А значение -к- в них одинаковое! Так что суффикс -к- живет в языке вполне самостоятельно и выделяется в словах как полноправная морфема.
Или вот прилагательные. Что значит стеклянный ? Сделанный из стекла. Стекло проще по составу: корень -стекл- и окончание , стеклянный же – корень + суффикс -нн- + окончание -ый . Разница – в одну морфему. Помог нам критерий Винокура? Безусловно.
У глаголов – то же самое: запеть начать петь (ср.: заголосить, закричать и др.) – более сложное мы объяснили через более простое однокоренное.
Кто-то спросит: а разве -кроват- , -стекл- нельзя еще разделить? Можно – на фонемы, на звуки. Но они-то, как мы знаем, лексического значения уже не имеют. Кратчайшая значимая часть – морфема!
Несведущий в морфемике человек может еще предложить выделить в слове кровать корень -кров- (и тогда появится суффикс -ать- ): «Есть же слово кровь или кров остаться без крова ». А можем ли мы признать слова кровать – кровь – кров (жилище) однокоренными? Нет, конечно: лексическое-то значение в них совершенно разное! Просто в них встретились одинаковые буквосочетания (ложные морфемы – об этом мы скоро поговорим).

Задание 51. Сформулируйте письменно, как вы поняли суть критерия Винокура. Для доказательства приведите свои примеры.

Задание 52. Прочитайте реплику Юры Баранкина.

– Я – воробей! Я больше не Баранкин! Я самый настоящий, самый что ни на есть воробейный воробей! (В.Медведев)

    Основа какого слова проще – воробейный или воробей ? Пользуясь критерием Винокура, докажите это. Разделите слова на морфемы.

Задание 53. Используя критерий Винокура, объясните следующие слова через более простые.

Книжечка, дровяной, кожица, одолжить, одинокий, подземелье, бескрайний, потанцевать, пчелка, зимний, страусиный, синичий, расколоть.

Задание 54. Прочитайте начало сказки.

Жил на свете король. У него был роскошный дворец. И каких только богатств не было в этом дворце! Золото, серебро, хрусталь и бронза, драгоценные камни – все можно было найти в нарядных и роскошных горницах королевского дворца...

(Л.Чарская)

    Сопоставьте пару однокоренных слов: король – королевский . Основа какого из них членится на морфемы? Докажите.

    Запишите столбиком названия королевских богатств. Членимы ли основы этих слов?

Золото –
Серебро –
Хрусталь –
Бронза –
(Драгоценный) камень –

    Подберите к ним родственные слова, основы которых членятся на морфемы.

    Превратите членимые основы в нечленимые. Как вы это сделаете?

Роскошный –
Богатство –
Нарядный –

    А как быть со словом дворец ? Членима или не членима его основа?

Обратимся к разным словарям.

Толковый словарь

Дворец . 1. Большое и великолепное здание, обычно выделяющееся своей архитектурой. 2. Место пребывания монарха, его семьи. Летний дворец Петра I. <…...>

(Словарь С.И. Ожегова)

Этимологический словарь

Дворец . Искон. Уменьшит.-ласкат. образование (суф. -ьць > -ец ) от двор . Буквально – «жилая и главная, но меньшая по сравнению с другими строениями часть двора».

(Словарь Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой)

    Позволяет ли объяснение в толковом словаре членить основу слова дворец на корень и суффикс? А в этимологическом?

Внимание! Мы изучаем с вами современное состояние русского языка и лишь изредка обращаемся к его истории. И поэтому рассматриваем языковые явления с современной точки зрения. Исходя из этого мы можем вполне обоснованно утверждать, что в наше время основа слова дворец на морфемы не членится. Что и подтверждает Словарь строения слов русского языка З.А. Потихи:
Дворц/ов/ый (дворец, беглый е ; исторически от двор).
А основа слова горница членима в современном русском языке? Проверьте сами.

Задание 55. Разбейте слова на две группы – с членимыми и нечленимыми основами. Обозначьте морфемы.

Аккуратный, коготь, когтистый, бинокль, грациозный, кувшинка, ботинок, колосок, грамотей, грамота, высота, кашпо, бродяга.

Задание 56. Осторожно: ложные морфемы!

Простой пример: однокоренные ли слова нос и носить ? Вы наверняка сразу скажете: нет, разумеется. А какому из них родственным является существительное ностальгия ? Да никакому, и корень-то в нем вовсе не -нос- ! Такое совпадение буквосочетаний давайте назовем ложными морфемами . А поможет избежать ошибок при членении таких слов на морфемы опять же критерий Винокура. Пользуясь им, произведите морфемный анализ следующих слов. Основа каких из них нечленима?

Деловой, дельфин, газетчик, газовый, гараж, угар, гудок, гудрон (черная масса из отходов перегонки нефти), поедем, поедим, царство, рыцарство, парус, усатый, паром, парок.

Задание 57. Спишите текст, заполните орфографические пропуски. Ответьте на вопросы теста.

Толстые обн_женные ветви тополя выд_ляются на в_сенней с_неве. Они заканчиваются спл_шной путаницей м_льчайших веточек. Из глубины комн_ты я любуюсь м_гучим устр_млением дерева в небо. Моя Джомолунгма! (Е.Носов)

1. Слово с нулевым окончанием:

а) толстые;
б) дерева;
в) веточек;
г) мельчайших.

2. Непроверяемое написание:

а) обн_женные;
б) в_сенней;
в) с_неве;
г) м_гучим.

3. Нечленимая основа:

а) глубина;
б) комната;
в) путаница;
г) устремление.

4. Схема соответствует морфемному строению слова:

обнаженные

а) корень – суффикс – суффикс – окончание ();
б) приставка – корень – суффикс – суффикс – окончание ();
в) приставка – корень – окончание ();
г) приставка – корень – суффикс – окончание ().

5. Морфемное строение слова соответствует схеме: корень – суффикс – окончание:

а) дерево;
б) тополь;
в) синева;
г) Джомолунгма.

6. Допишите правильный ответ.

а) Нулевое окончание не имеет...
б) Критерий Винокура помогает...
в) Если основа слова состоит только из корня, она является...
г) Слово с окончанием -у: кенгуру, вприкуску, поутру, берегу.

§ 6. КОРЕНЬ СЛОВА

Задание 58. В каждом ряду слов выделите корень.

Кристалл, кристаллик, кристальный, кристаллический.
Преодолеть, непреодолимый, преодоление.
Развевать, веять, веялка, развеивать.
Навесной, занавеска, навесить, наперевес.

Задание 59. Допишите в каждом ряду однокоренное слово с нечленимой основой, корни выделите.

Эффективный, эффективность, эффектно.
Виртуозка, виртуозный, виртуозность.
Тактичный, бестактный, нетактично.
Квартирант, квартирантка, квартирка.

Задание 60. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В словах с пропусками выделите корни.

Наш старый д_р_вянный дом всегда полон т_инственных звуков. Пом_нутно что-то потрескивает, поскрипывает, позвякивает. Всю ночь дом кр_хтит, как ревматический ст_рик. Какая-то неведомая сила гнет и к_режит, пробует на прочность каждое его бр_вно, каждый гвоздь. Идет непрерывная б_рьба. Время ат_кует, дом отб_вается. (Е.Носов)

Задание 61. Сколько рядов однокоренных слов здесь представлено? Разбейте слова на соответствующие группы, выделите корни.

Предгорье, подгорелый, горизонталь, пригородный, отгородить, горожанин, перегородка, горизонт, пригорок, горячо, сгореть, разгорячиться, изгородь, городской, горение.

Задание 62. Спишите, заполняя орфографические пропуски.

После «разбойничьей» в_лны прок_тилась в_лна «ужасов». Всем зах_телось нар_жаться прив_дениями и кого-нибудь пугать. Мальчишки после отбоя м_левали на голых ж_вотах страшные рожи, приматывали к г_л_ве д_р_вянные р_га и бе(з,с)- шумными ск_чками подкрадывались к девч_ночьим дачам. Но девч_нки не спали. Вым_зав мелом лица и завернувшись в простыни, они со зл_вещим подвыванием бр_дили вокруг дач_? В общем, прив_дений разв_лось видимо-невидимо, а пугать было некого. (В.Крапивин)

Составьте несколько рядов однокоренных слов, включив в них слова с пропусками. Корни выделите.

§ 7. СВЯЗАННЫЕ КОРНИ

Задание 63. Сравните пары однокоренных слов. Выделите корни и основы:

прелесть – прелестный;
край – бескрайний;
костер – кострище;
истина – истинный;
ситец – ситцевый.

Как вы убедились, корень может составлять не членимую далее основу слова и может быть в основе наряду с приставками и суффиксами. Но есть в русском языке и другие корни. Посмотрите:

прибавить – прибавка (корень -бав- ) – прибавление (корень -бавл- – чередование в//вл ).

А без приставки есть однокоренное слово? А без суффикса? Может быть, тогда не стоит говорить о наличии приставки в этих однокоренных словах? Стоит! Сравните: у -бавить, до -бавить, раз -бавить и др. Корень один и тот же, а приставки разные! Просто мы встретились со связанным корнем!

Связанные корни – это корни, не употребляющиеся самостоятельно, без приставок и суффиксов.

Задание 64. Обозначьте связанные корни.

Привыкать – привычка – непривычно – отвыкать.
Отворить – приотворить – затворить (окно).
Отлучить – безотлучный – отлучаться – разлучить – разлука. (Здесь корень -луч- не имеет ничего общего с солнечным лучом!)
Отпрягать – запрягать – распрягать (лошадь).

Задание 65. Распределите слова на две группы – со связанными и свободными корнями. Корни обозначьте.

Выбивать, отсутствовать, внеочередной, керосиновый, официантка, отстранить, присутствовать, устранить, отчалить, роскошный, бессюжетный, причалить, исчеркать.

Задание 66. Настя Кувшинчикова и Вова Бутузов заспорили.

– В слове обувь корень -обувь- ! – горячилась Настя.
– Нет, -у-, – возражал Вова.
– Да где это ты видел такой корень! Он же ничего не значит.
– Значение действительно определить сложно, так как корень-то связанный. А увидеть его можно, достаточно сравнить два глагола...

    Какие глаголы имел в виду Вова?

    Подтверждают ли они его позицию?

Задание 67. Вам, вероятно, приходилось слышать такую неграмотную реплику:

– Ложи сюда!

Или (еще хуже):

– Ложь сюда!

А ошибка эта связана с тем, что многие не подозревают, что корень -лож- (-лаг-) – связанный и без приставок не употребляется: сложить, слагать, положить, полагать...

Запишите как можно больше слов (и не только глаголов) с этим корнем, корень выделите. А может быть, у вас получится рассказ с обилием слов с корнем -лаг- (-лож-) ? Попробуйте!

§ 8. СУФФИКСЫ

Задание 68. Учимся выделять суффиксы. Главный способ действия для этого – подбор однокоренного слова, не имеющего такого суффикса или имеющего другой суффикс. Ср.:

Приз-ер – приз; лес-ист-ый – лес-н-ой;
жутк-оват-ый – жутк-ий;
кипят-ок – кипяч-ениj-э – кипяч-у.

    Попробуйте найти суффиксы в следующих словах: кисленький, митинговать, модельер, улучшение, показатель, поздноватый, свистулька.

Задание 69. Докажите, что во всех данных словах один суффикс. Укажите все морфемы.

Кирпичный, бесконечный, известняк, ловец, крольчонок, дождинка, бессмысленный, бесстрастный, сутуловатый.

Задание 70. В русском языке много слов, которые имеют в своем составе более одного суффикса. Чтобы правильно выделить их, рассуждаем так же: подбираем однокоренные слова с другими суффиксами или вовсе без них. Тот «кусочек», которым эти слова различаются, и будет суффиксом. Убедимся:

учительница – название лица женского пола (ср. учитель ), выделяем суффикс -ниц- ; учитель – тот, кто по роду занятий обязан учи -ть , появился суффикс -тель- (ср. писа-тель , строи -тель ); уч-и -ть – уч-у, выделяем еще один суффикс – -и- .

Итак, в существительном учительница три суффикса: -и-, -тель-, -ниц-.

    Найдите суффиксы (в скобках фиксируйте слова-различители).

Образец

Присед-а -ниj- э (присед-а -ть, присесть)

Растворитель, родственник, бесцеремонный, мечтательница, бесхозяйственность, фельетонистка, засыхание, завещание, потерянный.

Задание 71. Иногда могут возникнуть трудности с выделением суффиксов в глаголах. Договоримся сразу: -ть и -ти в неопределенной форме – суффиксы (см. справку к зад. 48): увиде-ть , зависе-ть , вез-ти .

А если вам предложили для морфемного разбора эти глаголы в прошедшем времени: увидел, зависел, вез ? Порядок выделения суффиксов снова тот же: подбираем формы этих слов или однокоренные слова с иными суффиксами или без них.

Увиде-л – увиде-ть (выделяем суффикс прошедшего времени -л- ) – увижу – «исчезла» е – значит, это самостоятельный суффикс! То же самое и с глаголом завис-е -л – зависе-ть – зависит . В глаголе вез суффикс нулевой.

И никто в таких глаголах никого не ел и тем более не ил (куп-и -л , вер-и -л ).

    Докажите, что во всех следующих глаголах два суффикса.

Перетерпел, ненавидел, посмотрел, обидел, пообедал, затосковал, наобещал, выяснил, разлюбил, приоткрыл, уснул, побелил.

Задание 72. Глаголы имеют еще один суффикс, свойственный только этой части речи, – -ся (-сь ). Только вот место у него необычное – располагается он после окончания! – располаг-а -ет-ся ! Поэтому при выделении основы ее приходится разрывать.

    Выделите все морфемы в следующих глаголах.

Рассмеется, ввинчивается, пробираюсь, разлетаются, поднимусь, обрадуешься, извинишься, распишешься, изменяется, гордится, веселится.

Задание 73. Вызывает затруднения членение на морфемы глаголов с суффиксом -ся (-сь ) в прошедшем времени, особенно в мужском роде – куда-то «исчезает» окончание. Но вы-то уже знаете, что оно не исчезает, просто оно – нулевое! Ср.:

располагал-а -сь (окончание -а – показатель женского рода: писал-а , лепил-а …) – располагал-ся (окончание нулевое – показатель мужского рода: писал-, лепил- …)

    Поставьте глаголы из задания 72 в форму женского и мужского рода прошедшего времени, выделите окончание и основу.

Задание 74. Разнообразны по своим суффиксам наречия. Более подробно об этом мы будем говорить в 7-м классе, а пока усвоим порядок выделения суффиксов в них. Порядок этот тот же самый, что и в словах других частей речи. (Не забываем, что в наречиях нет окончаний и все, что стоит после корня, – суффиксы). Посмотрите:

на-пере-гон-к-и – гон-к-а, перегонять; в-пол-голос-а – голос.

    Потренируйтесь – разбейте на морфемы данные наречия.

Впереди, вперемежку (перемежаться), вперемешку (перемешать), вплавь, вплотную, вполоборота, впотьмах, вприпрыжку, вручную, врассыпную.

Задание 75. Спишите текст, разбейте все самостоятельные слова на морфемы.

С Евсейкой я познакомился на станции. Он учится в четвертом классе, который помещается на втором этаже фетовского особняка. Из классных окон, с высоты птичьего полета, открывается просторная речная долина с островками деревенских ракитовых кущ у дальнего края. Самой речки не видать – она скрывается в прибрежных зарослях разной кустарниковой всячины. (Е.Носов)

Задание 76. Для любознательных!

Суффикс – удивительная морфема! Неожиданная, непредсказуемая. Особенно это проявляется в названиях людей по месту их жительства или рождения. Сравните:

Владимир – владимир-ец.
Москва – москв-ич.
Тула – тул-як.
Рим – рим-л-янин …...

Пестрая картина! Имена жителей или уроженцев каких-либо населенных пунктов предсказать не так-то легко: нет единого закона или нормы их образования. Посмотрите:

Псков – псков-ич , но Тамбов – тамбов-ец (или тамбов-чанин ), а не тамбов-ич . Хотя, казалось бы, и Псков, и Тамбов – равноправные существительные: мужского рода, II склонения, оканчиваются на -ов …... Не тут-то было! По-разному образуются названия обитателей этих городов и все тут!

И таких разногласий и противоречий достаточно много. Чтобы не запутаться, познакомьтесь с наиболее употребительными наименованиями.

Суффикс -ец- : волгоградец, астраханец, петербуржец, ивановец, лондонец...
Суффикс -як (
): пермяк, сибиряк...…
Суффикс -анин- (-янин- ): минчанин, муромлянин (= муромец), курянин (житель Курска!), парижанин…...
Суффикс -ич : костромич, омич, томич…...
В Одессе – одесс-ит , в Крыму – крым-чак , на Камчатке – камча-дал . А в Архангельске – архан-ге-ло-го-ро-дец !

Это с названиями лиц мужского пола так обстоит дело. А с женским полом еще сложнее! Если формы москвич – москвичка, пермяк – пермячка … общеупотребительны, то от многих существительных с суффиксом -ец женский род вообще невозможно образовать: владимирец – владимирка ? – но это уже дорога, по которой когда-то каторжане шли на каторгу. Знаете картину И.Левитана «Владимирка»? Иногда выручает суффикс -анк : петербуржанка, муромлянка …... но так бывает далеко не всегда. И как же быть? Если уж совсем затруднительно образовать эти названия, то прибегайте к описательному обороту: жительница (житель) Кинешмы, Котласа, Новороссийска, Игарки, Нью-Йорка…...

Вот такие «суффиксальные парадоксы»!

    Какие названия жителей населенных пунктов знаете вы?

    А как прикажете вас называть?

§ 9. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

Задание 77. Есть суффиксы, в правописании которых ошибиться невозможно. Например: шляп-а – шляп-к -а, рыб-а – рыб-н -ый, шут-и -ть – шут-ник и др.

Но зачастую бывают ситуации значительно сложнее, и тогда на помощь приходит фонемное правило нашего письма – слабую позицию проверяем сильной:

глуб-_н -а – глуб-Ин (Из морских глубин показалось чудовище). И, соответственно, шир-ин -а, выш-ин -а.

шир-_т -а – шир-От (географических широт). То же: выс-от -а, быстр-от -а и т.д.

Правописание суффиксов не обязательно проверять формой одного и того же слова – суффикс проверяется суффиксом! Достаточно встретить его в сильной позиции хотя бы в одном слове. (Вернитесь к примерам с суффиксами -ин- и -от- ).

Вот еще несколько проверок суффиксов:

кож-ан -ый – песч-Ан -ый;
талант-лив -ый – дожд-лИв -ый;
камен-щик – вес-ов-щИк;
веснуш-чат -ый – брус-чАт -ый;
мозол-ист -ый – волн-Ист -ый;
меньш-инств -о – меньш-Инств;
низ-ок – выс-Ок;
обещ-а -нн-ый – обещ-А -ть.

Некоторые суффиксы пишутся по особым правилам, в частности, о – ё (-е) после шипящих: плюш-ев -ый – парч-ов -ый; -ек- -ик- в существительных: стол-ик – кусоч-ек и др. Часть суффиксов пишется по условно-традиционному принципу – об этом подробнее мы поговорим при изучении отдельных частей речи.

Задание 78. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах. В скобках по возможности укажите проверку для них. (В случае затруднения не стесняйтесь обращаться к учителю или одноклассникам, а также заглядывать в словари.)

Образец

Берез-_в-ый (ел-О в-ый)

Тиш-_н-а, леп-_т-а (помните фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?), круп-_н-ой, крут-_зн-а, крас-_т-а, половин-ч_т-ый, пуст-_ч-ок, болот-_щ-е, ловк-_сть, урод-л_в-ый, за-дум-ч_в-ый, сквоз-н-_к-и.

Задание 79. Волшебный квадрат. Впишите в клетки квадрата слова, имеющие в суффиксе гласную -и- .

Вермишел_вый, игольч_тый, переливч_тый, красав_ца, юрод_вый, сед_на, разборч_вый, син_ватый, хранил_ще, завистл_вый, певч_ский, худ_нький, бат_нька, толщ_на, желт_зна, сидень_це. (Не забывайте посматривать в орфографич_ский словарь!)

Задание 80. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.

Стены Янтарн_й комн_ты предст_вляли собой панно из полиров_нных пл_стинок – целые пол_сы крас_чных драгоценных самоцветов. Лучисто-пр(о,а)зрачные, ж_лтые, желт_вато-к_ричн_вые оттого, что см_л_ной натек в янтарн_м лесу был обр_щен к солнцу, они притягивали взор каждого. Иногда встр_чались кр_сивые кусочки обл_чн_го янт_ря с его причудл_выми узор_ми, напоминающими то языки пламени, то куч_вые обл_ка. Поп_дались и пл_стинки дымч_того янт_ря.(Из книги «Сто великих чудес света»)

    Выделите морфемы в словах: полиров_нных, см_л_ной, причудл_выми, дымч_того, крас_чных.

Какие суффиксы вам удалось проверить?

Задание 81. Из данных предложений выпишите слова с пропущенными буквами, выделите суффиксы и попытайтесь объяснить их правописание.

1) Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятн_сть. (Н.Лесков) 2) У Тотошки была черная шерсть, остр_нькие ушки и мал_нькие, забавно блестевшие глазки. (А.Волков) 3) Характеры у них были вовсе не схожи. Бабка – энергичная, жил_стая, крикливая, очень любознат_льная. Шурка тоже любознат_льный, но застенч_вый до глуп_сти, скромный и обидч_вый. (В.Шукшин) 4) Кот смотрел на лодку и Мурзика из зарослей лопухов зелеными завистл_выми глазами. (К.Паустовский) 5) Курортный город всем выдал свой традиционный памятный подар_к: прилипч_вый южный загар. (А.Алексин) 6) И вот уже всюду стучат по металлу молотки и кирпичные обломки, сгибая в трубки жест_ные полоски. (В.Крапивин) 7) Иногда ракеты сгорали прямо на старт_вой площадке. (В.Крапивин)

§ 10. ПРИСТАВКИ

Задание 82. Сопоставьте глагольные пары, выделите приставки.

Порхать – запорхать.
Топтать – растоптать.
Сказать – рассказать.
Скакать – прискакать.
Тесать – обтесать.
Вести – ввести.
Кусать – надкусить.

    Какими значениями различаются глаголы в парах?

    Чем объясняется это различие?

Задание 83. Приставки могут быть антонимичными. Определите разницу в значениях следующих глаголов, выделите приставки.

Втолкнуть – вытолкнуть, вскочить – соскочить, подсесть – отсесть, съехаться – разъехаться, недосолить – пересолить, привинтить – отвинтить, запечатать – распечатать, разоружить – вооружить.

Задание 84. Приставки также могут иметь близкое значение (синонимичное). Выделите приставки, отметьте разницу в значениях глаголов.

Выбрать галстук – избрать делегатов на конференцию, залететь в далекие края – улететь в Вологду, доехать до площади – приехать к площади – подъехать к площади, убежать из парка – отбежать от парка, выплакаться и утихнуть – наплакаться вволю, переговорить с друзьями – сговориться с друзьями, перерезать проволоку – разрубить бревно.

Задание 85. Обозначьте приставки в следующих словах. Нет ли здесь «лишних» слов?

Доверие, рассвирепевший, домысел, засылка, угар, сбор, встревоженный, встреча, добыча, бескорыстный, беседка, слив (от сливать ), рассеянный, расхититель.

Задание 86. Значительно реже встречаются слова с двумя приставками. Чтобы найти их, нужно действовать, как и в выделении суффиксов. Посмотрите:

Занавеска – навесить (выделяем приставку за- ), навесить – вешать (выделяем приставку на- ).

    Выделите приставки. Какие слова оказались лишними? Почему?

Переизбирать, приналечь, беспроигрышный, беспросветность, огорчение, необыкновенный, противопоставление, воссоединиться, беспрепятственно, преступление, предусмотрительный, поизноситься, восточный, бездоказательный.

Задание 87. И уж совсем редко встречаются слова с тремя приставками. Чаще всего они употребляются в разговорном стиле:

по-на-при-думывать, по-при-на-жать, по-на-вы-черкивать, до-при-на-ряжаться. (Допринаряжалась – совсем без денег осталась!)

    Попытайтесь по-на-при-думать несколько подобных слов. В какой ситуации их уместно использовать? А кто изобретет слово с четырьмя приставками?

Задание 88. Иногда бывает трудно определить, есть ли приставка в слове или нет. Ср.: по ставить – по становить... … В таких случаях лучше всего обращаться к словарям строения слов или по возможности производить морфемный анализ самостоятельно, но обязательно с учетом критерия Винокура, а также этимологии: в свое время приставка выделялась, в данное же время она стала частью корня.

    Попытайтесь определить, приставочные или бесприставочные следующие слова.

Посвятить, посветить, посетить, постижение, посланник, поступление, построение, постригать, постоянный, посягнуть, потайной.

Задание 89. В предыдущих заданиях мы работали с исконно русскими приставками. Наряду с ними достаточно употребительны и заимствованные. Вот некоторые из них:

моральный – а моральный, мобилизовать – де мобилизовать, правый – ультра правый, де мократический – анти демократический, важный – архи важный, конструкция – ре конструкция, наступление – контр наступление и др.

    Как вы определите значение этих приставок? (Если затрудняетесь, спросите учителя, других знающих людей или справьтесь в словарях).

    Попробуйте подобрать, где это возможно, к заимствованным приставкам синонимичные русские.

    Попытайтесь продолжить ряды слов с заимствованными приставками. Кто подберет больше, тот – ультразнаток ! Поздравляю!

Задание 90. Спишите текст, выделите все приставки. Какие слова вызвали затруднение?

Завтрак был торопливым и коротким. Володя проглотил противный теплый компот и поскорей вернулся в свою дачу.
Юрик Земцов оказался прав: следовало собраться заранее. Почти все уже были готовы, а Володя искал под кроватями зубную щетку и фонарик.
Когда рюкзак был уложен, Володя заметил, что в комнате пусто. (В.Крапивин)

    Укажите все морфемы в словах: проглотил, заметил, собраться, противный, оказался.

Задание 91. Лингвистическое изложение.

Одним из самых интересных и богатых глагольных рядов является ряд с общим значением ‘украсть’. К нему относятся глаголы с приставкой с- , которые как раз и имеют это значение, являясь, таким образом, синонимами, что можно проиллюстрировать следующим примером:

Для понятия «красть», «воровать» нашел я у Зощенко богатейшую россыпь глагольных терминов: украли, унесли, сперли, слимонили , разворовали, утащили, стащили , вытащили, стибрили, сбондили, слямзили , свистнули, стырили. (В.Ходасевич)

Названные В.Ходасевичем глаголы с приставкой с- построены по образцу глагола своровать , который единственный среди них стилистически нейтрален. Все остальные сопровождаются в словарях какой-либо из помет: «разг.», «просторечн.» или «груб. просторечн.». К этому ряду относятся зафиксированные во многих словарях глаголы: сбондить, своровать, слимонить, слямзить, спереть, стянуть, стащить, стибрить, стырить. Но очевидно, что его можно продолжить.… (М.Кронгауз)

    Вы сумеете продолжить этот ряд? Попробуйте.

И.ГРОМОВ

Дидактические материалы

к учебнику русского языка под редакцией М.В.Панова

6-й класс

МОРФЕМИКА

§ 4. ОСНОВА СЛОВА

Задание 46. Лингвистическое вычитание: найдите разность – основу, которую разбейте на соответствующие слагаемые – морфемы.

Образец

Азбучный – -ый = азбучн- = азбуч- + -н-
Пожелтеет – -ет = пожелте- = по- + -желт- + -е-

Вдумчивого, весеннюю, догадке, должок, задвижкой, подрос, загружаем, озеленением, обгон.

Задание 47. Разбейте слова на две группы: с окончанием и без него (помните, какие слова окончаний не имеют?). Основы и окончания обозначьте.

Проводник, проводница, равнина, пыльца, слева, врассыпную, кофе, ревизор, фортепиано, зеркало, тренажер, рагу.


Задание 48. Спишите текст, выделите все известные вам окончания и основы.

В воздухе от цветов опять запахло вкусным нектаром, словно в кухне от маминого печенья. Я сложил крылья, нацелился в середину большого цветка и нырнул в него вниз головой, но промахнулся и воткнулся в траву по самые пятки своих задних лап. Пришлось выбираться из травы и начинать все сначала. (В.Медведев)

Справка

В учебниках под редакцией М.В. Панова -ть, -ти, -чь в глаголах рассматриваются как суффиксы. Более подробно об этом мы поговорим при изучении глагола в 7-м классе.

Задание 49. Проверочная работа. Прочитайте текст.

Один мальчишка учится в первом «В» классе. Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама.
Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.
Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько он потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы.
Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? (В.Драгунский)

    Как бы вы ответили на последний вопрос?

    Выпишите по 10 слов с нулевым и фонемно выраженным окончанием. Обозначьте окончания и основы.

    На досуге попробуйте решить встретившиеся в тексте юмористические задачи.

§ 5. КАК НУЖНО ЧЛЕНИТЬ ОСНОВУ СЛОВА НА МОРФЕМЫ

Задание 50. Чтобы ответить на вопрос параграфа, познакомимся с критерием Винокура. (Григорий Осипович Винокур – выдающийся ученый-языковед, одно из главных достижений которого – учение о строении русских слов.)

По этому критерию слово членится (разделяется) на морфемы, если его можно объяснить через более простое, то есть содержащее меньшее количество морфем, однокоренное слово.

Посмотрим.

Что значит существительное кроватка ? Это маленькая кровать. Значит, мы с полным правом можем выделить в составе слова кроватка морфему -кроват- (корень) и морфему -к- (суффикс). Естественно, выделяем и окончание . Какое слово проще по составу? То, в котором меньше морфем! – кровать. Критерий Винокура сработал очень четко: более сложное по составу слово мы объяснили через более простое. Наше рассуждение можно дополнить: что значит морфема -к- ? Это суффикс со значением маленький или ласковое название предмета . Сравните:щека – щечка (чередование <к> // <ч’>), морковь – морковка, машина – машинка, береза – березка и другие (проверьте сами). А значение -к- в них одинаковое! Так что суффикс -к- живет в языке вполне самостоятельно и выделяется в словах как полноправная морфема.
Или вот прилагательные. Что значит стеклянный ? Сделанный из стекла. Стекло проще по составу: корень -стекл- и окончание , стеклянный же – корень + суффикс -
нн- + окончание-ый . Разница – в одну морфему. Помог нам критерий Винокура? Безусловно.
У глаголов – то же самое: запеть начать петь (ср.: заголосить, закричать и др.) – более сложное мы объяснили через более простое однокоренное.
Кто-то спросит: а разве -кроват- , -стекл- нельзя еще разделить? Можно – на фонемы, на звуки. Но они-то, как мы знаем, лексического значения уже не имеют. Кратчайшая значимая часть – морфема!
Несведущий в морфемике человек может еще предложить выделить в слове кровать корень -кров- (и тогда появится суффикс -ать- ): «Есть же слово кровь или кров остаться без крова ». А можем ли мы признать слова кровать – кровь – кров (жилище) однокоренными? Нет, конечно: лексическое-то значение в них совершенно разное! Просто в них встретились одинаковые буквосочетания (ложные морфемы – об этом мы скоро поговорим).

Задание 51. Сформулируйте письменно, как вы поняли суть критерия Винокура. Для доказательства приведите свои примеры.

Задание 52. Прочитайте реплику Юры Баранкина.

– Я – воробей! Я больше не Баранкин! Я самый настоящий, самый что ни на есть воробейный воробей! (В.Медведев)

    Основа какого слова проще – воробейный или воробей ? Пользуясь критерием Винокура, докажите это. Разделите слова на морфемы.

Задание 53. Используя критерий Винокура, объясните следующие слова через более простые.

Книжечка, дровяной, кожица, одолжить, одинокий, подземелье, бескрайний, потанцевать, пчелка, зимний, страусиный, синичий, расколоть.

Задание 54. Прочитайте начало сказки.

Жил на свете король. У него был роскошный дворец. И каких только богатств не было в этом дворце! Золото, серебро, хрусталь и бронза, драгоценные камни – все можно было найти в нарядных и роскошных горницах королевского дворца...

(Л.Чарская)

    Сопоставьте пару однокоренных слов: король – королевский . Основа какого из них членится на морфемы? Докажите.

    Запишите столбиком названия королевских богатств. Членимы ли основы этих слов?

Золото –
Серебро –
Хрусталь –
Бронза –
(Драгоценный) камень –

    Подберите к ним родственные слова, основы которых членятся на морфемы.

    Превратите членимые основы в нечленимые. Как вы это сделаете?

Роскошный –
Богатство –
Нарядный –

    А как быть со словом дворец ? Членима или не членима его основа?

Обратимся к разным словарям.

Толковый словарь

Дворец . 1. Большое и великолепное здание, обычно выделяющееся своей архитектурой. 2. Место пребывания монарха, его семьи. Летний дворец Петра I. <…...>

(Словарь С.И. Ожегова)

Этимологический словарь

Дворец . Искон. Уменьшит.-ласкат. образование (суф. -ьць > -ец ) от двор . Буквально – «жилая и главная, но меньшая по сравнению с другими строениями часть двора».

(Словарь Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой)

    Позволяет ли объяснение в толковом словаре членить основу слова дворец на корень и суффикс? А в этимологическом?

Внимание! Мы изучаем с вами современное состояние русского языка и лишь изредка обращаемся к его истории. И поэтому рассматриваем языковые явления с современной точки зрения. Исходя из этого мы можем вполне обоснованно утверждать, что в наше время основа слова дворец на морфемы не членится. Что и подтверждает Словарь строения слов русского языка З.А. Потихи:
Дворц/ов/ый (дворец, беглый е ; исторически от двор).
А основа слова горница членима в современном русском языке? Проверьте сами.

Задание 55. Разбейте слова на две группы – с членимыми и нечленимыми основами. Обозначьте морфемы.

Аккуратный, коготь, когтистый, бинокль, грациозный, кувшинка, ботинок, колосок, грамотей, грамота, высота, кашпо, бродяга.

Задание 56. Осторожно: ложные морфемы!

Простой пример: однокоренные ли слова нос и носить ? Вы наверняка сразу скажете: нет, разумеется. А какому из них родственным является существительное ностальгия ? Да никакому, и корень-то в нем вовсе не -нос- ! Такое совпадение буквосочетаний давайте назовемложными морфемами . А поможет избежать ошибок при членении таких слов на морфемы опять же критерий Винокура. Пользуясь им, произведите морфемный анализ следующих слов. Основа каких из них нечленима?

Деловой, дельфин, газетчик, газовый, гараж, угар, гудок, гудрон (черная масса из отходов перегонки нефти), поедем, поедим, царство, рыцарство, парус, усатый, паром, парок.

Задание 57. Спишите текст, заполните орфографические пропуски. Ответьте на вопросы теста.

Толстые обн_женные ветви тополя выд_ляются на в_сенней с_неве. Они заканчиваются спл_шной путаницей м_льчайших веточек. Из глубины комн_ты я любуюсь м_гучим устр_млением дерева в небо. Моя Джомолунгма! (Е.Носов)

1. Слово с нулевым окончанием:

а) толстые;
б) дерева;
в) веточек;
г) мельчайших.

2. Непроверяемое написание:

а) обн_женные;
б) в_сенней;
в) с_неве;
г) м_гучим.

3. Нечленимая основа:

а) глубина;
б) комната;
в) путаница;
г) устремление.

4. Схема соответствует морфемному строению слова:

обнаженные

а) корень – суффикс – суффикс – окончание ();
б) приставка – корень – суффикс – суффикс – окончание ();
в) приставка – корень – окончание ();
г) приставка – корень – суффикс – окончание ().

5. Морфемное строение слова соответствует схеме: корень – суффикс – окончание:

а) дерево;
б) тополь;
в) синева;
г) Джомолунгма.

6. Допишите правильный ответ.

а) Нулевое окончание не имеет...
б) Критерий Винокура помогает...
в) Если основа слова состоит только из корня, она является...
г) Слово с окончанием -у: кенгуру, вприкуску, поутру, берегу.

§ 6. КОРЕНЬ СЛОВА

Задание 58. В каждом ряду слов выделите корень.

Кристалл, кристаллик, кристальный, кристаллический.
Преодолеть, непреодолимый, преодоление.
Развевать, веять, веялка, развеивать.
Навесной, занавеска, навесить, наперевес.

Задание 59. Допишите в каждом ряду однокоренное слово с нечленимой основой, корни выделите.

Эффективный, эффективность, эффектно.
Виртуозка, виртуозный, виртуозность.
Тактичный, бестактный, нетактично.
Квартирант, квартирантка, квартирка.

Задание 60. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В словах с пропусками выделите корни.

Наш старый д_р_вянный дом всегда полон т_инственных звуков. Пом_нутно что-то потрескивает, поскрипывает, позвякивает. Всю ночь дом кр_хтит, как ревматический ст_рик. Какая-то неведомая сила гнет и к_режит, пробует на прочность каждое его бр_вно, каждый гвоздь. Идет непрерывная б_рьба. Время ат_кует, дом отб_вается. (Е.Носов)

Предгорье, подгорелый, горизонталь, пригородный, отгородить, горожанин, перегородка, горизонт, пригорок, горячо, сгореть, разгорячиться, изгородь, городской, горение.

Задание 62. Спишите, заполняя орфографические пропуски.

После «разбойничьей» в_лны прок_тилась в_лна «ужасов». Всем зах_телось нар_жаться прив_дениями и кого-нибудь пугать. Мальчишки после отбоя м_левали на голых ж_вотах страшные рожи, приматывали к г_л_ве д_р_вянные р_га и бе(з,с)- шумными ск_чками подкрадывались к девч_ночьим дачам. Но девч_нки не спали. Вым_зав мелом лица и завернувшись в простыни, они со зл_вещим подвыванием бр_дили вокруг дач_? В общем, прив_дений разв_лось видимо-невидимо, а пугать было некого. (В.Крапивин)

Составьте несколько рядов однокоренных слов, включив в них слова с пропусками. Корни выделите.

§ 7. СВЯЗАННЫЕ КОРНИ

Задание 63. Сравните пары однокоренных слов. Выделите корни и основы:

прелесть – прелестный;
край – бескрайний;
костер – кострище;
истина – истинный;
ситец – ситцевый.

Как вы убедились, корень может составлять не членимую далее основу слова и может быть в основе наряду с приставками и суффиксами. Но есть в русском языке и другие корни. Посмотрите:

прибавить – прибавка (корень -бав- ) – прибавление (корень -бавл- – чередование в//вл ).

А без приставки есть однокоренное слово? А без суффикса? Может быть, тогда не стоит говорить о наличии приставки в этих однокоренных словах? Стоит! Сравните: у -бавить, до -бавить, раз -бавить и др. Корень один и тот же, а приставки разные! Просто мы встретились со связанным корнем!

Связанные корни – это корни, не употребляющиеся самостоятельно, без приставок и суффиксов.

Задание 64. Обозначьте связанные корни.

Привыкать – привычка – непривычно – отвыкать.
Отворить – приотворить – затворить (окно).
Отлучить – безотлучный – отлучаться – разлучить – разлука. (Здесь корень -луч- не имеет ничего общего с солнечным лучом!)
Отпрягать – запрягать – распрягать (лошадь).

Задание 65. Распределите слова на две группы – со связанными и свободными корнями. Корни обозначьте.

Выбивать, отсутствовать, внеочередной, керосиновый, официантка, отстранить, присутствовать, устранить, отчалить, роскошный, бессюжетный, причалить, исчеркать.

Задание 66. Настя Кувшинчикова и Вова Бутузов заспорили.

– В слове обувь корень -обувь- ! – горячилась Настя.
– Нет, -у-, – возражал Вова.
– Да где это ты видел такой корень! Он же ничего не значит.
– Значение действительно определить сложно, так как корень-то связанный. А увидеть его можно, достаточно сравнить два глагола...

    Какие глаголы имел в виду Вова?

    Подтверждают ли они его позицию?

Задание 67. Вам, вероятно, приходилось слышать такую неграмотную реплику:

– Ложи сюда!

Или (еще хуже):

– Ложь сюда!

А ошибка эта связана с тем, что многие не подозревают, что корень -лож- (-лаг-) – связанный и без приставок не употребляется: сложить, слагать, положить, полагать...

Запишите как можно больше слов (и не только глаголов) с этим корнем, корень выделите. А может быть, у вас получится рассказ с обилием слов с корнем -лаг- (-лож-) ? Попробуйте!

§ 8. СУФФИКСЫ

Задание 68. Учимся выделять суффиксы. Главный способ действия для этого – подбор однокоренного слова, не имеющего такого суффикса или имеющего другой суффикс. Ср.:

Приз-ер – приз; лес-ист-ый – лес-н-ой;
жутк-оват-ый – жутк-ий;
кипят-ок – кипяч-ениj-э – кипяч-у.

    Попробуйте найти суффиксы в следующих словах: кисленький, митинговать, модельер, улучшение, показатель, поздноватый, свистулька.

Задание 69. Докажите, что во всех данных словах один суффикс. Укажите все морфемы.

Кирпичный, бесконечный, известняк, ловец, крольчонок, дождинка, бессмысленный, бесстрастный, сутуловатый.

Задание 70. В русском языке много слов, которые имеют в своем составе более одного суффикса. Чтобы правильно выделить их, рассуждаем так же: подбираем однокоренные слова с другими суффиксами или вовсе без них. Тот «кусочек», которым эти слова различаются, и будет суффиксом. Убедимся:

учительница – название лица женского пола (ср. учитель ), выделяем суффикс -ниц- ; учитель – тот, кто по роду занятий обязан учи -ть , появился суффикс -тель- (ср. писа-тель , строи -тель );уч-и -ть – уч-у, выделяем еще один суффикс – -и- .

Итак, в существительном учительница три суффикса: -и-, -тель-, -ниц-.

    Найдите суффиксы (в скобках фиксируйте слова-различители).

Образец

Присед-а -ниj- э (присед-а -ть, присесть)

Растворитель, родственник, бесцеремонный, мечтательница, бесхозяйственность, фельетонистка, засыхание, завещание, потерянный.

Задание 71. Иногда могут возникнуть трудности с выделением суффиксов в глаголах. Договоримся сразу: -ть и -ти в неопределенной форме – суффиксы (см. справку к зад. 48):увиде-ть , зависе-ть , вез-ти .

А если вам предложили для морфемного разбора эти глаголы в прошедшем времени: увидел, зависел, вез ? Порядок выделения суффиксов снова тот же: подбираем формы этих слов или однокоренные слова с иными суффиксами или без них.

Увиде-л – увиде-ть (выделяем суффикс прошедшего времени -л- ) – увижу – «исчезла» е – значит, это самостоятельный суффикс! То же самое и с глаголом завис-е -л – зависе-ть – зависит . В глаголе вез суффикс нулевой.

И никто в таких глаголах никого не ел и тем более не ил (куп-и -л , вер-и -л ).

    Докажите, что во всех следующих глаголах два суффикса.

Перетерпел, ненавидел, посмотрел, обидел, пообедал, затосковал, наобещал, выяснил, разлюбил, приоткрыл, уснул, побелил.

Задание 72. Глаголы имеют еще один суффикс, свойственный только этой части речи, – -ся (-сь ). Только вот место у него необычное – располагается он после окончания! – располаг-а -ет-ся ! Поэтому при выделении основы ее приходится разрывать.

    Выделите все морфемы в следующих глаголах.

Рассмеется, ввинчивается, пробираюсь, разлетаются, поднимусь, обрадуешься, извинишься, распишешься, изменяется, гордится, веселится.

Задание 73. Вызывает затруднения членение на морфемы глаголов с суффиксом -ся (-сь ) в прошедшем времени, особенно в мужском роде – куда-то «исчезает» окончание. Но вы-то уже знаете, что оно не исчезает, просто оно – нулевое! Ср.:

располагал-а -сь (окончание -а – показатель женского рода: писал-а , лепил-а …) – располагал-ся (окончание нулевое – показатель мужского рода: писал-, лепил- …)

    Поставьте глаголы из задания 72 в форму женского и мужского рода прошедшего времени, выделите окончание и основу.

Задание 74. Разнообразны по своим суффиксам наречия. Более подробно об этом мы будем говорить в 7-м классе, а пока усвоим порядок выделения суффиксов в них. Порядок этот тот же самый, что и в словах других частей речи. (Не забываем, что в наречиях нет окончаний и все, что стоит после корня, – суффиксы). Посмотрите:

на-пере-гон-к-и – гон-к-а, перегонять; в-пол-голос-а – голос.

    Потренируйтесь – разбейте на морфемы данные наречия.

Впереди, вперемежку (перемежаться), вперемешку (перемешать), вплавь, вплотную, вполоборота, впотьмах, вприпрыжку, вручную, врассыпную.

Задание 75. Спишите текст, разбейте все самостоятельные слова на морфемы.

С Евсейкой я познакомился на станции. Он учится в четвертом классе, который помещается на втором этаже фетовского особняка. Из классных окон, с высоты птичьего полета, открывается просторная речная долина с островками деревенских ракитовых кущ у дальнего края. Самой речки не видать – она скрывается в прибрежных зарослях разной кустарниковой всячины.(Е.Носов)

Задание 76. Для любознательных!

Суффикс – удивительная морфема! Неожиданная, непредсказуемая. Особенно это проявляется в названиях людей по месту их жительства или рождения. Сравните:

Владимир – владимир-ец.
Москва – москв-ич.
Тула – тул-як.
Рим – рим-л-янин …...

Пестрая картина! Имена жителей или уроженцев каких-либо населенных пунктов предсказать не так-то легко: нет единого закона или нормы их образования. Посмотрите:

Псков – псков-ич , но Тамбов – тамбов-ец (или тамбов-чанин ), а не тамбов-ич . Хотя, казалось бы, и Псков, и Тамбов – равноправные существительные: мужского рода, II склонения, оканчиваются на -ов …... Не тут-то было! По-разному образуются названия обитателей этих городов и все тут!

И таких разногласий и противоречий достаточно много. Чтобы не запутаться, познакомьтесь с наиболее употребительными наименованиями.

Суффикс -ец- : волгоградец, астраханец, петербуржец, ивановец, лондонец...
Суффикс -як (
): пермяк, сибиряк...…
Суффикс -анин- (-янин- ): минчанин, муромлянин (= муромец), курянин (житель Курска!), парижанин…...
Суффикс -ич : костромич, омич, томич…...
В Одессе – одесс-ит , в Крыму – крым-чак , на Камчатке – камча-дал . А в Архангельске – архан-ге-ло-го-ро-дец !

Это с названиями лиц мужского пола так обстоит дело. А с женским полом еще сложнее! Если формы москвич – москвичка, пермяк – пермячка … общеупотребительны, то от многих существительных с суффиксом -ец женский род вообще невозможно образовать: владимирец – владимирка ? – но это уже дорога, по которой когда-то каторжане шли на каторгу. Знаете картину И.Левитана «Владимирка»? Иногда выручает суффикс -анк : петербуржанка, муромлянка …... но так бывает далеко не всегда. И как же быть? Если уж совсем затруднительно образовать эти названия, то прибегайте к описательному обороту: жительница (житель) Кинешмы, Котласа, Новороссийска, Игарки, Нью-Йорка…...

Вот такие «суффиксальные парадоксы»!

    Какие названия жителей населенных пунктов знаете вы?

    А как прикажете вас называть?

§ 9. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

Задание 77. Есть суффиксы, в правописании которых ошибиться невозможно. Например: шляп-а – шляп-к -а, рыб-а – рыб-н -ый, шут-и -ть – шут-ник и др.

Но зачастую бывают ситуации значительно сложнее, и тогда на помощь приходит фонемное правило нашего письма – слабую позицию проверяем сильной:

глуб-_н -а – глуб-Ин (Из морских глубин показалось чудовище). И, соответственно, шир-ин -а, выш-ин -а.

шир-_т -а – шир-От (географических широт). То же: выс-от -а, быстр-от -а и т.д.

Правописание суффиксов не обязательно проверять формой одного и того же слова – суффикс проверяется суффиксом! Достаточно встретить его в сильной позиции хотя бы в одном слове. (Вернитесь к примерам с суффиксами -ин- и -от- ).

Вот еще несколько проверок суффиксов:

кож-ан -ый – песч-Ан -ый;
талант-лив -ый – дожд-лИв -ый;
камен-щик – вес-ов-щИк;
веснуш-чат -ый – брус-чАт -ый;
мозол-ист -ый – волн-Ист -ый;
меньш-инств -о – меньш-Инств;
низ-ок – выс-Ок;
обещ-а -нн-ый – обещ-А -ть.

Некоторые суффиксы пишутся по особым правилам, в частности, о – ё (-е) после шипящих:плюш-ев -ый – парч-ов -ый; -ек- -ик- в существительных: стол-ик – кусоч-ек и др. Часть суффиксов пишется по условно-традиционному принципу – об этом подробнее мы поговорим при изучении отдельных частей речи.

Задание 78. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах. В скобках по возможности укажите проверку для них. (В случае затруднения не стесняйтесь обращаться к учителю или одноклассникам, а также заглядывать в словари.)

Образец

Берез-_в-ый (ел-О в-ый)

Тиш-_н-а, леп-_т-а (помните фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?), круп-_н-ой, крут-_зн-а, крас-_т-а, половин-ч_т-ый, пуст-_ч-ок, болот-_щ-е, ловк-_сть, урод-л_в-ый, за-дум-ч_в-ый, сквоз-н-_к-и.

-и-

Вермишел_вый, игольч_тый, переливч_тый, красав_ца, юрод_вый, сед_на, разборч_вый, син_ватый, хранил_ще, завистл_вый, певч_ский, худ_нький, бат_нька, толщ_на, желт_зна, сидень_це. (Не забывайте посматривать в орфографич_ский словарь!)

Задание 80. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.

Стены Янтарн_й комн_ты предст_вляли собой панно из полиров_нных пл_стинок – целые пол_сы крас_чных драгоценных самоцветов. Лучисто-пр(о,а)зрачные, ж_лтые, желт_вато-к_ричн_вые оттого, что см_л_ной натек в янтарн_м лесу был обр_щен к солнцу, они притягивали взор каждого. Иногда встр_чались кр_сивые кусочки обл_чн_го янт_ря с его причудл_выми узор_ми, напоминающими то языки пламени, то куч_вые обл_ка. Поп_дались и пл_стинки дымч_того янт_ря.(Из книги «Сто великих чудес света»)

    Выделите морфемы в словах: полиров_нных, см_л_ной, причудл_выми, дымч_того, крас_чных.

Какие суффиксы вам удалось проверить?

Задание 81. Из данных предложений выпишите слова с пропущенными буквами, выделите суффиксы и попытайтесь объяснить их правописание.

1) Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятн_сть. (Н.Лесков) 2) У Тотошки была черная шерсть, остр_нькие ушки и мал_нькие, забавно блестевшие глазки.(А.Волков) 3) Характеры у них были вовсе не схожи. Бабка – энергичная, жил_стая, крикливая, очень любознат_льная. Шурка тоже любознат_льный, но застенч_вый до глуп_сти, скромный и обидч_вый. (В.Шукшин) 4) Кот смотрел на лодку и Мурзика из зарослей лопухов зелеными завистл_выми глазами. (К.Паустовский) 5) Курортный город всем выдал свой традиционный памятный подар_к: прилипч_вый южный загар. (А.Алексин) 6) И вот уже всюду стучат по металлу молотки и кирпичные обломки, сгибая в трубки жест_ные полоски. (В.Крапивин) 7) Иногда ракеты сгорали прямо на старт_вой площадке. (В.Крапивин)

§ 10. ПРИСТАВКИ

Задание 82. Сопоставьте глагольные пары, выделите приставки.

Порхать – запорхать.
Топтать – растоптать.
Сказать – рассказать.
Скакать – прискакать.
Тесать – обтесать.
Вести – ввести.
Кусать – надкусить.

    Какими значениями различаются глаголы в парах?

    Чем объясняется это различие?

Задание 83. Приставки могут быть антонимичными. Определите разницу в значениях следующих глаголов, выделите приставки.

Втолкнуть – вытолкнуть, вскочить – соскочить, подсесть – отсесть, съехаться – разъехаться, недосолить – пересолить, привинтить – отвинтить, запечатать – распечатать, разоружить – вооружить.

Задание 84. Приставки также могут иметь близкое значение (синонимичное). Выделите приставки, отметьте разницу в значениях глаголов.

Выбрать галстук – избрать делегатов на конференцию, залететь в далекие края – улететь в Вологду, доехать до площади – приехать к площади – подъехать к площади, убежать из парка – отбежать от парка, выплакаться и утихнуть – наплакаться вволю, переговорить с друзьями – сговориться с друзьями, перерезать проволоку – разрубить бревно.

Доверие, рассвирепевший, домысел, засылка, угар, сбор, встревоженный, встреча, добыча, бескорыстный, беседка, слив (от сливать ), рассеянный, расхититель.

Задание 86. Значительно реже встречаются слова с двумя приставками. Чтобы найти их, нужно действовать, как и в выделении суффиксов. Посмотрите:

Занавеска – навесить (выделяем приставку за- ), навесить – вешать (выделяем приставку на- ).

    Выделите приставки. Какие слова оказались лишними? Почему?

Переизбирать, приналечь, беспроигрышный, беспросветность, огорчение, необыкновенный, противопоставление, воссоединиться, беспрепятственно, преступление, предусмотрительный, поизноситься, восточный, бездоказательный.

Задание 87. И уж совсем редко встречаются слова с тремя приставками. Чаще всего они употребляются в разговорном стиле:

по-на-при-думывать, по-при-на-жать, по-на-вы-черкивать, до-при-на-ряжаться. (Допринаряжалась – совсем без денег осталась!)

    Попытайтесь по-на-при-думать несколько подобных слов. В какой ситуации их уместно использовать? А кто изобретет слово с четырьмя приставками?

Задание 88. Иногда бывает трудно определить, есть ли приставка в слове или нет. Ср.:по ставить – по становить... … В таких случаях лучше всего обращаться к словарям строения слов или по возможности производить морфемный анализ самостоятельно, но обязательно с учетом критерия Винокура, а также этимологии: в свое время приставка выделялась, в данное же время она стала частью корня.

    Попытайтесь определить, приставочные или бесприставочные следующие слова.

Посвятить, посветить, посетить, постижение, посланник, поступление, построение, постригать, постоянный, посягнуть, потайной.

Задание 89. В предыдущих заданиях мы работали с исконно русскими приставками. Наряду с ними достаточно употребительны и заимствованные. Вот некоторые из них:

моральный – а моральный, мобилизовать – де мобилизовать, правый – ультра правый,де мократический – анти демократический, важный – архи важный, конструкция – ре конструкция, наступление – контр наступление и др.

    Как вы определите значение этих приставок? (Если затрудняетесь, спросите учителя, других знающих людей или справьтесь в словарях).

    Попробуйте подобрать, где это возможно, к заимствованным приставкам синонимичные русские.

    Попытайтесь продолжить ряды слов с заимствованными приставками. Кто подберет больше, тот – ультразнаток ! Поздравляю!

Задание 90. Спишите текст, выделите все приставки. Какие слова вызвали затруднение?

Завтрак был торопливым и коротким. Володя проглотил противный теплый компот и поскорей вернулся в свою дачу.
Юрик Земцов оказался прав: следовало собраться заранее. Почти все уже были готовы, а Володя искал под кроватями зубную щетку и фонарик.
Когда рюкзак был уложен, Володя заметил, что в комнате пусто. (В.Крапивин)

    Укажите все морфемы в словах: проглотил, заметил, собраться, противный, оказался.

Задание 91. Лингвистическое изложение.

Одним из самых интересных и богатых глагольных рядов является ряд с общим значением ‘украсть’. К нему относятся глаголы с приставкой с- , которые как раз и имеют это значение, являясь, таким образом, синонимами, что можно проиллюстрировать следующим примером:

Для понятия «красть», «воровать» нашел я у Зощенко богатейшую россыпь глагольных терминов: украли, унесли, сперли, слимонили , разворовали, утащили, стащили , вытащили,стибрили, сбондили, слямзили , свистнули, стырили. (В.Ходасевич)

Названные В.Ходасевичем глаголы с приставкой с- построены по образцу глагола своровать , который единственный среди них стилистически нейтрален. Все остальные сопровождаются в словарях какой-либо из помет: «разг.», «просторечн.» или «груб. просторечн.». К этому ряду относятся зафиксированные во многих словарях глаголы: сбондить, своровать, слимонить, слямзить, спереть, стянуть, стащить, стибрить, стырить. Но очевидно, что его можно продолжить.… (М.Кронгауз)

    Вы сумеете продолжить этот ряд? Попробуйте.

Производные слова отличаются от непроизводных- по характеру выражения значения: непроизводные сло­ва - это ничем не мотивированные, условные обозна­чения действительности, тогда как значение производ­ного слова всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующего производящего. Как писал Г. О. Винокур, именно такое разъяснение значения про­изводных слов, а «не прямое описание соответствую­щего предмета действительности и составляет собствен­но лингвистическую задачу в изучении значений слов (ср., например, обычные приемы толковых словарей)» ".

Возьмем слова волк, волчонок и волчица. Почему именно этот звуковой комплекс называет данное живот­ное в слове волк не отражено. Ср. название «волк» в других языках: 1ириз (лат.), 1е 1оир (фр.), йег (нем.). Непроизводное существительное волк не имеет внутренней формы: связь между значением слова и его строением отсутствует. Слова же волчонок и волчица имеют внутреннюю форму, так как их значение опирает­ся на их строение. Значение этих слов определяется зна­чением их составных частей: основы волк- и суффиксов -"оно/с (ср.: слонёнок, тигрёнок, лисёнок и т. п.) и -иц(а) (ср.: буйволица, медведица и т. п.); волчонок- "дете­ныш волка", волчица - "самка волка". Значение произ­водного слова нам часто подсказывается его строением. Если бы мы прочли фразу У стены сарая стоял малень­кий кабаржонок, мы бы догадались, что речь идет о не­взрослом живом существе (даже если бы мы не знали, что слово кабарга обозначает животное из рода оле­ней), так как понять значение слова кабаржонок нам помог суффикс -"оно/с, известный из слов утёнок, слонё­нок, волчонок и многих других названий детенышей.

Приведенное высказывание Г. О. Винокура рассмат­ривают как основной критерий при установлении отно­шений производности. Как следует его применять? Ведь между производным и производящим словами наблю­даются очень разные виды отношений, а толкование зна­чения слова в словарях не всегда может быть опорой при анализе. Например, существительное подосиновик словари определяют так: «съедобный гриб, имеющий красную или коричнево-красную шляпку». Толкование не содержит слова осина. Однако мы ясно ощущаем состав и внутреннюю форму слова подосиновик (ср. под­берёзовик) ". Изменив толкование этого слова так: "гриб, который часто растет под осино й",- мы опре­делили его значение посредством указания на связь с со­ответствующей производящей основой. На необходи­мость применения таких толкований и указывал Г. О. Винокур, считая, что это «составляет собственно лингвистическую задачу в изучении значений слов».



Приведем для сравнения еще несколько словарных (1) и словообразовательных (2) толкований: дожде­вик - 1) «род верхней одежды, легкий плащ»; 2) "верх­няя одежда, служащая для защиты от дождя"; косын­ка - 1) «головной платок»; 2) "косой по форме голов­ной платок"; косяк - 1) «стая птиц, рыб и некоторых других животных»; 2) "имеющая форму косого угла стая птиц, рыб и некоторых других животных".

Наименования в языке не всегда основываются на самых типических признаках предмета. Иногда они ба­зируются на признаках случайных, второстепенных. По­этому и производные слова не всегда создаются на ос­нове наиболее типических связей между производным и производящим. Эти связи могут быть индивидуаль­ными. Однако в том случае, если анализируемое слово может быть истолковано так, что толкование включает производящее, анализируемое слово следует считать производным. Сравним существительные нож и ножов­ка. Есть ли между этими словами связь? Формальная связь очевидна, так как слово ножовка включает сег­мент нож. Вместе с тем имеется и связь семантиче­ская: ножовка - "небольшая узкая пила, напоминаю­щая нож". Вывод такой: необходим и достаточен хотя бы один общий неграмматический компонент в семан­тике двух имеющих формальную общность слов (произ­водного и производящего), чтобы можно было считать, что они находятся в отношениях производности. (Мы не касаемся здесь других необходимых признаков, свя­зывающих производное и производящее; см. об этом гл. 2.) Подчеркнем, что среди всех родственных слов между производным и производящим наблюдается на­именьшая формальная и смысловая разница.

Рассмотрим подробнее два специфических вида се­мантических отношений между производным и произ­водящим.