Болезни Военный билет Призыв

Нравственный человек некрасов средства выразительности. Николай Некрасов — Нравственный человек: Стих

Отзывчивый человек – это нравственный человек?

В жизни каждого человека бывают моменты, когда перед ним встает нравственный выбор. Понятие нравственности связано с понятиями добра. Нравственный человек – такой человек, который поступает по совести, не допуская лжи, фальши, несправедливости по отношению к другим людям, окружающему миру, животным.

Отзывчивость – качество человека, которое характеризуется готовностью прийти на помощь окружающим, понять чужую проблему, быть добрым к людям. Отзывчивый человек никогда не останется в стороне, если кому-то нужна его помощь, он будет готов помогать даже если это не принесет ему ничего или если это обернется для него не очень хорошо.

Эти два понятия всегда волновали умы людей. Проходили разные эпохи, века, но понятия нравственности и отзывчивости никогда не исчезали из нашего общества.

Сейчас многие говорят, что мы живем в эпоху равнодушных людей, которым чужда отзывчивость. Люди бывают озлоблены на все из-за личных проблем, причиной которых выступает политико-экономическая ситуация в стране и в мире. Каждый старается жить для себя, своей семьи, поэтому отзывчивость сейчас стало очень редким качеством. Нравственный уровень многих наших современников также постоянно находится под ударами различных соблазнов, которыми наполнен мир. Вредные привычки, плохие компании, вседоступность информации в интернете – все это может покачнуть мировоззрение человека, особенно подрастающего поколения.

Писатели во все времена обращали внимание на проблемы нравственности и отзывчивости, потому что эти качества и делают из нас настоящих людей, способных на добрые поступки, могущих изменить мир и сделать его лучше для всех.

Вспомним героя романа Федора Достоевского «Идиот» - князя Мышкина. Сам писатель рассказывал, что он хотел показать «положительно прекрасного» человека. Отзывчивый, добрый и непосредственный Лев Мышкин стал белой вороной среди себялюбцев и эгоистов, мечтающих только о лучшей доле для себя. Мышкин выступил словно новый Иисус Христос, он стал эталоном доброты открытости, чуткости к чужим страданиям. Его поступки были непонятны для окружающих, которые могли увидеть в нем больного психически человека, «идиота», но отзывчивый и добрый князь Мышкин смог разбудить в людях глубоко спрятанные хорошие чувства, они увидели в нем авторитетную личность, своего кумира, за которым хотелось пойти куда бы он не повел. Он стал образцом настоящего человека, нравственного и отзывчивого. В противовес этому Достоевский недаром назвал роман «Идиот». Эта тема актуальна и сейчас, ведь таких людей, как князь Мышкин поначалу все могут принять за нездоровых психически, ведь настолько это выглядит необычно и не согласуется с уровнем морали и нравственности современного общества.

Если взять противоположный пример, то можно рассмотреть образ Печорина из лермонтовского романа «Герой нашего времени». Главный герой отличается холодностью, расчетливостью и равнодушием к окружающим, его не волнуют проблемы и чувства других людей. Даже несчастная Бэлла, любви которой Печорин добивался, вскоре становится ему неинтересна, а девушку ждет трагический конец. И это не единственная смерть, к которой был причастен Печорин. По ходу повествования мы узнаем о других «подвигах» Печорина – он обманул княжну Мэри, обрек на мучения Веру... В душе Печорина не осталось ничего святого, Чехов называл такое состояние «паралич души». Он и сам понимал, что стал «нравственным калекой», ему даже собственная жизнь стала невмоготу, он стал умирать, как друг, как возлюбленный, а потом и как человек, когда уехал в Персию, где ему было суждено найти свою смерть.

На примере этих двух литературных персонажей мы видим две диаметрально противоположные точки зрения. У каждого из них свои понятия о нравственности и отзывчивости. Если Мышкин готов на все ради других, то Печорин, не стесняясь, готов использовать все средства, чтобы добиться лучшего для себя. Можно сделать вывод, что нравственный человек всегда будет и отзывчивым, ведь эти понятия входят в общую область человеческой души. Нравственность и отзывчивость идут рука об руку. Нравственно богатый человек никогда не пройдет мимо тех, кто нуждается в помощи, он всегда проявит отзывчивость. И это духовно обогатит не только того, кому он помогает, но и возвысит душу самого человека, который не может поступить вразрез со своими убеждениями.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

1 Живя согласно с строгой моралью, Я никому не сделал в жизни зла. Жена моя, закрыв лицо вуалью, Под вечерок к любовнику пошла. Я в дом к нему с полицией прокрался И уличил... Он вызвал - я не дрался! Она слегла в постель и умерла, Истерзана позором и печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 2 Приятель в срок мне долга не представил. Я, намекнув по-дружески ему, Закону рассудить нас предоставил; Закон приговорил его в тюрьму. В ней умер он, не заплатив алтына, Но я не злюсь, хоть злиться есть причина! Я долг ему простил того ж числа, Почтив его слезами и печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 3 Крестьянина я отдал в повара, Он удался; хороший повар - счастье! Но часто отлучался со двора И званью неприличное пристрастье Имел: любил читать и рассуждать. Я, утомясь грозить и распекать, Отечески посек его, каналью; Он взял да утопился, дурь нашла! Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 4 Имел я дочь; в учителя влюбилась И с ним бежать хотела сгоряча. Я погрозил проклятьем ей: смирилась И вышла за седого богача. И дом блестящ и полон был как чаша; Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша И через год в чахотке умерла, Сразив весь дом глубокою печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла... Январь или февраль 1847

Примечания

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 23-25.

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".

Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 25-26 об.).

Датируется началом 1847 г., но до 19 февраля, так как в письме Белинского от этого числа (см. нише) упомянуто как написанное "недавно".

Стихи о самоубийстве замученного помещиком крепостного повара наталкивались на цензурные препятствия. Этим были вызваны замена ст. 28 в С и пропуск ст. 21-30 в Ст 1861.

В. Е. Евгеньев-Максимов (Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова, т. П. М. -Л., 1950, с. 248) указал на тематическую связь стихотворения "Нравственный человек" со статьей В. Г. Белинского о "Парижских тайнах" Э. Сю (1844), в которой, в частности, говорилось: "В наше время слова "нравственность" и "безнравственность" сделались очень гибкими, и их теперь легко прилагать по произволу к чему вам угодно. Посмотрите, например, на этого господина, который с таким достоинством носит свое толстое чрево, поглотившее в себя столько слез и крови беззащитной невинности, - этого господина, на лице которого выражается такое довольство самим собою, что вы не можете не убедиться с первою взгляда в полноте его глубоких сундуков, схоронивших в себе и безвозмездный труд бедняка и законное наследство сироты. Он, этот господин с головою осла на туловище быка, чаще всего с особенным удовольствием говорит о нравственности..." (Белинский, т. VIII, с. 170). Заметим, что с тирадой Белинского перекликается и стихотворение Некрасова "Современная ода".

Ознакомившись с "Нравственным человеком" еще в рукописи, Белинский сообщил И. С. Тургеневу (19 февр. 1847 г.): "Некр<асов> написал недавно страшно хорошее стихотворение. Если не попадет в печать (а оно назначается в 3 No <"Современника">), то пришлю к вам в рукописи. Что за талант у этого человека! И что за топор его талант!" (Белинский, т. XII, с. 336). Д. И. Писарев, говоря о поэзии Некрасова, восклицал: "Кто способен написать стихотворения: "Филантроп", "Эпилог к ненаписанной поэме" <"Несчастные">, "Еду ли ночью по улице темной...", "Саша", "Живя согласно с строгою моралью..." <"Нравственный человек">, тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия..." (Писарев Д. И. Соч., т. I. M., 1955, с. 196).

Положено на музыку (М. В. Коваль, 1935).

«Нравственный человек» Николай Некрасов

Живя согласно с строгой моралью,

Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла.
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил… Он вызвал — я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
Истерзана позором и печалью…

Я никому не сделал в жизни зла.

Приятель в срок мне долга не представил.
Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил;
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Крестьянина я отдал в повара,
Он удался; хороший повар — счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью;
Он взял да утопился, дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Имел я дочь; в учителя влюбилась
И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
И дом блестящ и полон был как чаша;
Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла…

Анализ стихотворения Некрасова «Нравственный человек»

В середине сороковых годов Некрасов начал изображать в своей лирике современную ему действительность и полюбил в качестве основных персонажей выводить отъявленных подлецов, рассказывая в стихотворениях их биографии. Первый подобный портрет дан в «Современной оде» (1845). Ее герой – пройдоха и карьерист, без зазрения совести обворовывающий беззащитных граждан и готовый ради продвижения по службе пожертвовать честью собственной дочери. В том же 1845 году на свет появились стихотворения «Чиновник» (про взяточника) и «Колыбельная песня» (про потомственного вора). Спустя пару лет Николай Алексеевич написал «Нравственного человека», тем самым продолжив галерею образов негодяев. Главный герой произведения – мужчина, считающий, что он живет «согласно с строгою моралью» и никому не делает зла.

Текст разделен на четыре части. Каждая строфа – рассказ от первого лица. В начальных десяти строках персонаж повествует о том, как обошелся с собственной женой. Супруга изменила ему, и он решил отомстить. В итоге опозоренная женщина заболела от горя и умерла. Во второй части герой рассказывает о своей дочери. Девушка имела неосторожность влюбиться в учителя, даже хотела сбежать вместе с ним. Отец пригрозил ей проклятьем и заставил сочетаться браком с состоятельным стариком. Результат – несчастная девица скончалась от чахотки. В третьей строфе речь идет о крестьянине, которому герой стихотворения помог стать поваром. Крепостной научился хорошо готовить, но вот загвоздка – слишком пристрастился к чтению, стал много думать, рассуждать. В воспитательных целях «нравственный человек» его высек. Финал истории – повар утопился. В четвертой и заключительной части персонаж рассказывает о приятеле, которому он сначала дал денег взаймы, а потом за долги засадил в тюрьму. Там и скончался заемщик.

В конце каждой строфы повторяются две строки:
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Герой стихотворения искренне считает, что его действия совершенно оправданы, что ничего плохого в них нет. Логику размышлений персонажа легко понять: не изменяла бы жена, не пришлось бы умирать опозоренной; не влюбилась бы дочь в того, кто ниже по социальному статусу, жила бы счастливо в неравном браке; не стал бы крестьянин спорить с барином, не утопился бы; отдал бы друг долг, не попал бы в тюрьму. Некрасовский «нравственный человек» не считает себя виноватым в чужих бедах, но страшно не это. Страшно то, что общество поддерживает его и ему подобных.

«Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла». Вот так человек хвастается тем, чего достичь невозможно. Никак невозможно. Это главный герой стихотворения Некрасова, нравственный человек. У него есть строгая мораль. Только что толку от неё, если одно только прикосновение этого человека превращает всё что угодно в гниль?

Когда читаешь это произведение, то создаётся такое впечатление, будто смотришь на заплесневелый хлеб. Нет, это не добрый человек, хотя, возможно, он считает себя добрым. Общество наверняка его поддерживает. Но он опасен. Он делает зло, сам того не осознавая, и только из-за строгой морали, которая действительно порядочному человеку не нужна. Помните, как Христос разгромил церковь?

Вот у героя стихотворения жена ушла к любовнику. Безнравственно? Возможно. Обманутый нравственный человек уличает их и вызывает полицию. Полиция на его стороне, безусловно. Они тоже поддерживают нравственность, и неважно, чем они занимаются во внерабочее время. А жена позора не выдержала. Слегла и умерла. Но такое впечатление, будто нравственному человеку это всё равно. Он продолжает говорить, что никому не сделал в жизни зла.

Вот приятель не отдал долга в срок. Нравственный человек не потерпел этого и посадил его в тюрьму. Злиться есть причина, но наш носитель строгой морали не злится. А друг скончался в застенках. В этот же день нравственный человек простил ему долг. Строгая мораль, нужно прощать, ничего не поделаешь. Зато никому не сделал в жизни зла.

Вот нравственный человек отдаёт крестьянина в повара. И хороший ведь повар вышел! Одна беда – выучился читать и стал рассуждать. К чему при дворе такой умник? Нужно отбить охоту! Словом это сделать не получилось, и нравственный человек высек повара. Тот не пережил унижения и утопился. Вот так побеждается безнравственность. Вот так не совершается зло.

Вот дочка влюбилась в учителя. Влюбилась и влюбилась, но этим дело не ограничилось. Она захотела сбежать с ним, и это вроде не пустые фантазии – хотя ещё страшнее, если это были они. Наш нравственный человек насильно выдаёт её замуж за богача. А что ещё делать с безнравственницей? Но дочка заболела туберкулёзом и умерла. Нелюбимая и несчастная. А нравственный человек кичится: у него строгая мораль и полное несовершение зла.

После того, как прочтёшь это стихотворение несколько раз, ты чувствуешь настоящее отвращение. Это злой человек, но злой как бы нечаянно, неосознанно. Он движим только строгой моралью, но он не любит людей и не умеет прощать. И совершает зло, хотя сам говорит, что никому не сделал в жизни зла. Омерзительно.

Картинка к стихотворению Нравственный человек

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Гой ты русь моя родная

    Есенин в своем стихотворении описывает красивую землю, родной край. Стихотворение описывают с разных сторон, в нем можно рассмотреть разные литературные темы которые использовал автор.

  • Анализ стихотворения Цветаевой Маме

    В 1907 году совсем молоденькой Марине Цветаевой пришлось впервые самостоятельно уехать за границу в Париж, чтобы изучать французскую поэзию и, долго думая о своей прожитой жизни, о так быстро пролетевшем детстве, девушка решила

  • Анализ стихотворения Есенина Пушкину

    Александр Сергеевич Пушкин, великий классик, который повлиял на творчество многих поэтов. Свои произведения Пушкину посвящали: Лермонтов, Блок, Ахматова, Цветаева, Маяковский и другие. В память о поэте написаны такие произведения как,

  • Анализ стихотворения Северянина Вернуть любовь

    Игорю Северянину открылся дар поэта, когда ему было восемнадцать лет. В этом возрасте он влюбился в девушку, которую звали Евгенией, вскоре она стала музой для него, и молодой литератор стал называть её Златой. Именно в этом возрасте он

  • Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

    Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» относится к любовной лирике. Оно пронизано душевными переживаниями по поводу разлуки с любимой женщиной.

Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты, нотами искреннего горького покаяния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоевский говорил о "всемирной отзывчивости" поэта, умевшего чувствовать чужое, как свое. То же можно сказать и о Н. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно отзывчива на чужую радость и боль.
Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные принципы человека.
Так, в стихотворении "Нравственный человек" герой считает себя человеком с высокой моралью. Но его "высокая мораль" приносит глубокие страдания тем, кто находится рядом с ним: умерла жена, "истерзана позором и печалью"; погибает друг, не вынеся долговой тюрьмы; утопился крестьянин после того, как он высек его; стала несчастной дочь, выданная замуж за нелюбимого человека.

Николай Некрасов
Нравственный человек



Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла;
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил... Он вызвал: я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
Истерзана позором и печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Имел я дочь; в учителя влюбилась
И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
Их дом блестящ и полон был, как чаша;
Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла...

Крестьянина я отдал в повара:
Он удался; хороший повар - счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью,
Он взял да утопился: дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Приятель в срок мне долга не представил.
Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил:
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Первая половина 1847

Ильинский Игорь Владимирович. 11 (24) июля 1901, Москва - 13 января 1987, Москва. Советский артист театра и кино, мастер художественного слова, режиссёр.

В наше сложное время проблемы нравственности, по-моему, обретают особую остроту и актуальность. Мне больно смотреть, как люди не только теряют, но и перестают ценить такие качества,"как доброта, верность, порядочность, искренность и особенно любовь к своей родине, ее нравам, обычаям, традициям. Как легко и просто мы перенимаем все чужое! А как бы мне хотелось посоветовать моему поколению: "Возьмите в руки томик Некрасова! Останьтесь с ним наедине! Вчитайтесь, вдумайтесь в его строки и загляните в свою душу!". И каждый найдет для себя в его строках отклик на то, что нас волнует, поможет понять смысл и ценность высоких нравственных идеалов в жизни человека.
http://www.litra.ru/