Болезни Военный билет Призыв

Нравственная проблематика повести Пушкина «Станционный смотритель. Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель

Повесть Пушкина «Станционный смотритель» была написана в 1830 году и вошла в цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Ведущей темой произведения является тема «маленького человека», представленного образом станционного смотрителя Самсона Вырина. Повесть относится к литературному направлению сентиментализм.

Сжатое изложение «Станционного смотрителя» будет интересно учащимся 7 класса, а также всем, кому интересна классическая русская литература. На нашем сайте вы сможете прочитать краткое содержание «Станционного смотрителя» онлайн.

Главные герои

Рассказчик – чиновник, который «в течение двадцати лет сряду, изъездил Россию», от его лица ведется повествование в произведении.

Самсон Вырин – мужчина лет пятидесяти, станционный смотритель «из почтенного сословия смотрителей», отец Дуни.

Другие герои

Авдотья Самсоновна (Дуня) – дочь Вырина, очень красивая девушка, в начале повести ей около 14 лет – «маленькая кокетка» с большими голубыми глазами.

Ротмистр Минский – молодой гусар, обманом увезший Дуню.

Сын пивовара – мальчик, показавший рассказчику, где находится могила Вырина.

Повесть начинается с размышлений рассказчика о судьбе станционных смотрителей: «что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда» . При этом по наблюдениям повествователя, «смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые» .

В мае 1816 года рассказчик проезжал через ***скую губернию. Мужчина попал под проливной дождь и остановился на станции, чтобы переодеться и выпить чаю. Накрывала на стол дочь смотрителя – Дуня, поразившая рассказчика своей красотой.

Пока хозяева хлопотали, повествователь рассматривал комнату – на стенах висели картинки, изображающие историю блудного сына. Рассказчик со смотрителем и Дуней выпили чаю, приятно беседуя «как будто век были знакомы» . Уезжая, повествователь поцеловал Дуню в сенях с ее позволения.

Через несколько лет рассказчик снова посетил эту станцию. Войдя в дом, он был поражен небрежностью и обветшалостью обстановки. Сам же смотритель, Самсон Вырин, сильно постарел и поседел. На вопросы о дочери старик сначала не хотел отвечать, но после двух стаканов пунша разговорился.

Вырин рассказал, что три года назад к ним заехал молодой гусар. Сначала посетитель сильно сердился, что ему не подают лошадей, но увидев Дуню, смягчился. После ужина молодому человеку якобы стало плохо. Подкупив вызванного на следующий день врача, гусар пробыл пару дней на станции. В воскресенье молодой человек выздоровел и, уезжая, предложил подвезти девушку до церкви. Вырин отпустил дочь с гусаром.

«Не прошло и получаса» , как смотритель начал беспокоится и сам пошел к церкви. От знакомого дьячка Вырин узнал, что Дуни на обедне не было. Вечером приехал ямщик, везший офицера, и рассказал, что Дуня поехала с гусаром до следующей станции. Старик понял, что болезнь гусара была притворной. От горя Вырин «занемог сильной горячкою» .

«Едва оправясь от болезни» , смотритель взял отпуск и пешком пошел искать свою дочь. Из подорожней Минского Самсон знал, что гусар ехал в Петербург. Разузнав адрес ротмистра в Петербурге, Вырин приходит к нему и дрожащим голосом просит отдать ему его дочь. Минский ответил, что просит у Самсона прощения, но Дуню он ему не отдаст – «она будет счастлива, даю тебе честное слово» . Договорив, гусар выставил смотрителя на улицу, сунув ему за рукав несколько ассигнаций.

Увидев деньги, Вырин расплакался и выбросил их. Через пару дней, прогуливаясь по Литейной, Вырин заметил Минского. Разузнав у его кучера, где живет Дуня, смотритель поспешил в квартиру дочери. Зайдя в комнаты, Самсон застал там роскошно одетую Дуню и Минского. Увидев отца, девушка упала в обморок. Рассерженный Минский «сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу» . Через два дня Вирин поехал обратно на станцию. Уже третий год он о ней ничего не знает и боится, что ее судьба такая же, как судьба других «молоденьких дур» .

Спустя некоторое время рассказчик снова проезжал через те места. Там, где раньше была станция, теперь жила семья пивовара, а Вырин, спившись, «с год как помер» . Повествователь попросил проводить его к могиле Самсона. Мальчик, сын пивовара, рассказал ему по дороге, что летом сюда приезжала «прекрасная барыня» «с тремя маленькими барчатами» , которая, придя к могиле смотрителя, «легла здесь и лежала долго» .

Вывод

В повести « Станционный смотритель» А. С. Пушкин обозначил особый характер конфликта, отличающийся от изображаемого в традиционных произведениях сентиментализма – конфликт выбора между личным счастьем Вырина (отцовским счастьем) и счастьем его дочери. Автор подчеркнул нравственное превосходство смотрителя («маленького человека»), над остальными героями, изобразив пример беззаветной любви родителя к своему ребенку.

Краткий пересказ «Станционного смотрителя» предназначен для быстрого ознакомления с сюжетом произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее полностью.

Тест по повести

После прочтения рассказа попробуйте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 3233.


Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Добрый день, уважаемые учащиеся 7-в класса. Урок у нас сегодня не совсем обычный. Во-первых, потому, что мы с вами совершенно незнакомы. Во-вторых, несмотря на это, мы должны плодотворно поработать и найти ответы на очень сложные жизненные вопросы. Давайте исправим некоторое недоразумение и познакомимся. Меня зовут Елена Владимировна, я преподаю русский язык и литературу в школе-гимназии №1, но только в других классах. С вами я познакомлюсь на протяжении урока, потому что у каждого из вас есть бейджики с именами.

Очень хорошо, что нас с вами немного,

Я предлагаю вам забыть о том, что мы на уроке, немного расслабиться и просто пообщаться, потому что вопросы сегодняшнего урока касаются каждого из нас и у каждого из вас есть своя собственная точка зрения.

А поможет нам попытаться разрешить сложные жизненные вопросы великая русская литература. Классическая литература. Произнося словосочетание «Русская литература», с каким именем у вас прежде всего возникает ассоциация? (Пушкин)

Да, действительно, А.С.Пушкин – непревзойденный мастер русской литературы, «Солнце русской поэзии» (В.Одоевский), «Пушкин – это наше все» (А. Григорьев). Скажите, пожалуйста, в каком веке жил Пушкин? А сейчас на дворе какой век? Почему же мы до сих пор читаем Пушкина и восхищаемся его произведениями? Да, действительно, творения Пушкина актуальны про сей день. Почему? Да, А.С.Пушкин ставил те проблемы, которые волнуют нас и сегодня.

Тема сегодняшнего урока «Нравственные проблемы провести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Запишите число, Классная работа и тему урока.

Для того, чтобы понять, какие выводы мы должны сделать в процессе нашего общения, давайте вдумаемся в каждое слово нашей темы. Какое главное слово в теме урока. Да, слово «Проблемы». Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Найдите однокоренное слово к «Нравственный» - это нравственность. А слово нравственность о чем вам говорит? Как вы его понимаете? Если обобщить вышесказанное это духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.

Есть поступки, которые с точки зрения закона не наказуемы, но есть другой закон – закон совести. Тогда, наверное, нравственные проблемы – это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.

А теперь поговорим о тех проблемах, которые выделяет Пушкин? Это мы выясним, разгадав тезаурус. Вы должны поставить стрелочки меду героями и проблемами. Подумайте внимательно.

Тезаурус

«Любовь» Дуня и Минский

«Война и мир» отец и Минский

«Отцы и дети» Дуня и Вырин

«Выбор пути» Дуня

Маленький человек Вырин

Лишние люди

Итак, мы с вами выяснили, что все проблемы кроме одной затронул Пушкин в своей повести. Скажите, пожалуйста, а какая из этих проблем волнует чаще всего вас? Да, конечно, это сложные и вечные, как мир, взаимоотношения детей и родителей. Я думаю, нет среди вас такого человека, перед которым хоть раз в жизни не стояла бы данная проблема.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Задание называется «Разгадайте слепую схему».

С какими героями мы встречаемся и почему события, которые мы анализируем, сплетает их в треугольник.

Это главные герои и мы будем говорить о них, потому что они по сюжету связаны между собой.

Произведение называется «Станционный смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как вы понимаете из текста, что такое станция? (Да, это место, где останавливаются проезжающие, чтобы сменить лошадей). А кто такой станционный смотритель?

Видео. Начало

Почему же проезжающие так грубо обращаются со станционным смотрителем? Почему он не может дать им отпор?

(Табель о рангах).

Да, действительно, это чиновник 14 ранга, чиновник самого низшего класса, которого легко обидеть. В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Никакой благодарности, простого «спасибо», трудно дождаться от какого-нибудь генерала или фельдъегеря.

Ребята, а как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций. (Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить).

Вывод. Рассказчик на стороне станционного смотрителя, он сочувствует ему, сопереживает ему, отсюда и вытекает цель рассказывания «наполнить сердце состраданием».

Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал время и место происходящих событий? (Хотел указать на достоверность).

Итак, в подтверждение этому, хочу показать вам, что существует деревня Выра, в которой с 1972 года существует музей «Домик станционного смотрителя».

Слайд (музей на станции Выра)

Повествование ведется с позиции времени, т.е. рассказчик дожил до другого времени, а дороги там нет, нет станции, нет смотрителя.

Сколько поездок совершает рассказчик к домику станционного смотрителя?

Давайте определимся со временем года (первая в мае, вторая – зимой, третья – летом).

Прочитайте, как выглядел смотритель при первой встрече с рассказчиком и каким тот предстал перед ним по прошествии нескольких лет.

Какие обстоятельства так изменили Вырина? Что произошло в его жизни?

Что мы знаем о Дуне?

Как относились к Дуне господа проезжие?

В каком настроении находился прибывший однажды зимним вечером проезжий? Отчего сменил гнев на милость?

Как Пушкин помогает читателю раскрыть обман гусара?

Внимательно прочитайте абзац от слов «На другой день гусару стало хуже» до конца абзаца. Найдите ключевые слова, подтверждающие догадку о том, что гусар не был болен.

Что было накануне отъезда гусара Минского?

Что подсказало сердце Вырину, когда через полчаса Дуня не возвратилась?

Кто подтвердил его страшную догадку?

Видео Погоня

Дома, я знаю, мальчики писали монолог от лица Вырина, прочитайте, опишите чувства, которые испытал старик, от первого лица.

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой. Растит дочь, чуткую красивую девушку, которая иногда сглаживает конфликтные ситуации, неизбежно возникающие с нетерпеливыми и строгими проезжающими, и помогает отцу. Но в этот маленький и спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит дочь Вырина Дуню в Петербург.

Я хочу послушать мнение девочек по этому вопросу, которые дома анализировали происходящее от лица Дуни, поставив себя на ее место.

Немного устали? Давайте минутку отдохнем. Я не предлагаю вам провести физкультминутку, она при нашей теме урока несколько неуместна. Давайте проведем минуту релаксации. Послушаем романс из кинофильма «Станционный смотритель» и подумаем о чем-нибудь хорошем.

Релаксация.

Слайд (полная таблица)

Время

Дуня

Комната

Самсон

Из всего этого мы делаем вывод. Время выбрано не случайно. Зима – холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.

Итак, к Дуне пришла любовь.

Видео. Дуня

А разве это плохо, что она полюбила и нашла взаимные чувства?

Что же плохо?

А как вы думаете, если бы Дуня осталась с отцом, была бы она счастлива? Что же важнее личное счастье или долг перед родителями?

А были ли у кого в жизни подобные ситуации, когда надо сделать выбор?

На доске написан эпиграф к нашему уроку: «…Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.» Что это? Да, так нас учит Библия. А как называются короткие поучительные истории, которые рассказывали ученики Иисуса Христа, апостолы, людям. Да, это притчи. Посмотрите, пожалуйста, на картину Рембрандта и скажите, по какой притче она написана? А почему я предложила вам познакомиться с этой картиной?

Притча о возвращении блудного сына лежит в основе рассказа «Станционный смотритель». Об этом свидетельствуют те картинки, которые были развешаны на стене в доме Вырина. Они изображали историю блудного сына.

Видео. Картинки

Кто повторяет судьбу блудного сына?

Эти картинки символизируют жизненный путь Дуни. Как и на первой картинке – Дуня уходит из дома. Так же, как и на второй картинке – Дуня в чужом доме окружена «ложными» друзьями. Она тоскует и, может быть, раскаивается, как и блудный сын на третьей картинке. И последняя картинка о возвращении блудного сына – это когда Дуня приезжает на могилу к отцу.

А подумайте, пожалуйста, кого также можно назвать блудным сыном, кто также обманут людьми и переживает жизненную трагедию?

Но эту притчу можно отнести и к самому Самсону Вырину. Он как бы «уходит» от своей дочери, потому что не верит в её счастье, не верит в то, что молодой гусар может жениться на его дочери. Вырин так же окружён людьми, которые его обманывали: доктор, Минский. На третьей картинке изображён юноша, который пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; на его лице – глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет, как бы подсказывает судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни с горя спился, в доме у него царят «ветхость и небрежение». Из свежего и бодрого человека лет пятидесяти, каким он был ещё недавно, он превратился в хилого старика: седого, с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.

Учитель : -Как заканчивает Пушкин рассказ об истории блудной дочери? Согласуется ли это с содержанием известной притчи?

(Дуня все-таки возвращается, но не в рубище, а богатой дамой с детьми, не к живому отцу, а к его могиле).

Почему Пушкин заканчивает повесть именно так. (Изменение стереотипов).

Видео. Завершение

О чем, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца? (Может быть, сама, став матерью, поняла, что в стремлении быть счастливой слишком жестоко поступила с отцом).

Как вы думаете, Дуня счастлива?

Можем ли мы сказать, что героиню ожидает будущее без мук совести?

Я хочу подвести итог нашим рассуждениям. Все, что мы с вами выяснили, я предлагаю вам повторить про себя, глядя на слайды презентации.

Презентация.

Да, действительно, мудрая Книга книг – Библия - даст ответы на все вопросы. В Священном писании мы читаем…

Давайте попробуем предложить свой финал повести, такой, чтобы повесть была, как сказка, со счастливым концом.

Почему же Пушкин не закончил так свою повесть?

Да, произведение небольшое, но какое оно мудрое! Рассказывая об ошибках, совершенных другими людьми, автор учит нас не делать их в своей жизни.

О чем вас заставил задуматься великий классик?

Да, самое дорогое, что есть в нашей жизни – это наши родители.

Проблема взаимоотношения детей и родителей вечная. Ее поднимал Пушкин, ее пытаются решить и современные поэты. Закончить наш урок я хочу стихотворениями Оксаны Озеровой, Людмилы Ренжиной, Виктора Гина в исполнении ученика 10 класса Широбокова Захара.

Выступление.

Я благодарю вас за урок. Повесть «Станционный смотритель» - мое любимое произведение. Я надеюсь, вас тоже эта повесть не оставила равнодушными. У каждого из вас, детей или взрослых, к счастью, есть родители. Давайте же будем добрее к ним, попросим у них прощения за наши ошибки и поступки, да просто позвоним им, поинтересуемся, как там у них дела, просто обнимем и скажем ласковое слово. Пока еще не поздно, как это было с Дуней, дочерью «Станционного смотрителя».

А дома вы постараетесь решить еще одну нравственную проблему повести. Письменно дайте ответ на вопрос: «Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина?».

Оценки за урок.

Королькова Елена Викторовна
Учебное заведение: МБОУ Школа №7 имени Береста А.П.
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-09-26 Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Королькова Елена Викторовна Актуализировать понимание и оценки ранее изученных произведений А. С. Пушкина, сопоставить с ними повесть «Станционный смотритель», определить своеобразие его содержания и проблематику.

Просмотреть свитедельство о публикации

Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Решаемые учебные проблемы:

цели для учителя:

Актуализировать понимание и оценки ранее изученных произведений А. С. Пушкина, сопоставить с ними повесть «Станционный смотритель», определить своеобразие его содержания и проблематику. В процессе изучения текста подвести учеников к определению проблем, затронутых автором в повести, сопоставив проблемы повести с библейской притчей о блудном сыне, и о том, что определяет поведение человека в решении сложных жизненных ситуаций.

Задачи для учеников:

Определить, чем отличается повесть «Станционный смотритель» от библейской притчи о блудном сыне, выяснить особенность сюжета, заложенного в основу повести, назвать способы создания и характеристики образов главных героев, определить проблемы произведения, выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье, авторскую позицию в их раскрытии, определить свою позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения, а также в определении собственных жизненных принципов.

Результаты обученности школьников на этом уроке:

Личностные:

— совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

— умение определить нравственные ценности произведения;

— умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценностей для людей.

Метапредметные:

— умение понимать проблему и конфликт внутри её;

— умение сопоставлять различные источники информации с целью нахождения в них совпадения;

— умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

— умение выделять причинно — следственные связи в определении выводов и заключений;

— умение анализировать источник информации, использовать его в самостоятельной деятельности.

Предметные:

— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современное звучание;

определение в произведении изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

— умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

Тип урока по форме: диалогический.

Технология: коммуникативно-диалоговая.

Форма организации деятельности учащихся: аналити­ческая работа с художественным текстом, беседа, работа с таблицами.

Основные виды деятельности учителя: организация по­исковой аналитической беседы, развитие логического мышления, устной и письменной речи.

Оборудование урока: текст повести «Станционный смотритель», интерактивная доска для организации работы учеников с заполнением таблицы, словари для знакомства со значением некоторых слов из текста рассказа.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

ХОД УРОКА

Предтекстовой фрагмент урока.

1-й этап. Вхождение в тему урока.

Учитель информирует школьников о теме урока, об учебном материале, которым будут пользоваться на уроке как источнике информации, об общих целях и задачах урока, об использовании на уроке интерактивной доски, об основных видах деятельности учеников на уроке (организационный момент).

2-й этап. Подготовка школьников к восприятию нового произведения.

Учитель: В предыдущие годы изучения творчества А. С. Пушкина мы знакомились с разными произведениями. Давайте вспомним их.

Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока.Как вы понимаете эти слова?
Что значит почитать родителей?(Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу).

Тема нашего сегодняшнего урока «Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».(Запишите тему урока.)
Что такое проблема?

Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.

Что такое нравственность?

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Запись на доске: Нравственность

Учитель: Над чем вас заставила задуматься повесть?
Ученик : Над проблемой отношения детей и родителей(Запишем её в тетрадь.)
Учитель: Произведение называется «Станционный смотритель».
— Как вы понимаете смысл названия?
— Что такое станция во времена Пушкина?

Ученик : Станция – это место, где останавливались проезжающие, чтобы сменить лошадей.
Учитель: -Кого называли смотрителями?
Ученик: Смотритель – начальник почтовой станции.
. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

Учитель: — Зачитайте, что об этой должности говорит автор?

Ученик: «Сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чинно токмо от побоев, и то не всегда».
Учитель: Почему автор называет станционного смотрителя «сущим мучеником»?
Таким образом, станционный смотритель – это чиновник самого низшего класса, которого каждый может обидеть и унизить, некому защитить такого человека, к унижению и издевательствам он привык.Главный герой — станционный смотритель, Самсон Вырин маленький, бессильный человек, никто его не послушает и не услышит.
Я назвала Самсона Вырина «маленьким» человеком.
— В каком значении употреблено это слово?
— Какую ещё проблему поднимает А.С.Пушкин в своём произведении?
Ученик: Проблема отношений чинов, низших и высших, проблема отношений сильных и слабых мира сего, проблема «маленького» человека.(записать в тетрадь)

Учитель: — Кто из героев повести является виновником страданий Самсона Вырина?

Ученик: Минский

Учитель: — Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходство? — Как бы я поступил на месте смотрителя? Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему он не боится, что смотритель будет на него жаловаться и почему же Самсон не жалуется

Ученик: Бесполезно, так как смотритель – мелкий чиновник, никто его не послушает.
Учитель: – Что показал Пушкин во взаимоотношениях Вырина и Минского? (социальное неравенство, судьбу маленького человека)
– Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не все в этом мире продается и покупается, он – гордый человек.
– О каком эпизоде идет речь? (смятые ассигнации)
– А почему все-таки возвращается за деньгами? (Он маленький человек)

А.С.Пушкин первым в русской литературе поднял проблему «маленького» человека, которую продолжил Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и другие русские писатели. Но первым это сделал А.С.Пушкин. Его герой — человек обыкновенный, чиновник низшего класса, сумевший вызвать сочувствие читателя.

Запись на доске: Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

Учитель : Рассказчик, молодой человек, Иван Петрович Белкин, от чьего лица ведётся повествование, оказался на почтовой станции.

— Каким он увидел Самсона Вырина?

ченик : Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зелёном сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах.

Учитель: Какие качества в характере Вырина вы бы отметили? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

Ученики: Робкий-«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда..»

Добрый- «Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С** за лекарем.»

Доверчивый – «Чего же ты боишься? – сказал ей отец, – ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви».

Ранимый-«Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту саму постель, где накануне лежал молодой обманщик».

Любящий- «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…»

— Что изменилось в этом портрете? (

«Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).

Чем вызваны были эти перемены? (Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

– Но Вырин сам отпустил Дуню с Минским прокатиться до церкви. Почему?

Не мог предположить, что за добро отплатят злом.

– Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

Да, Вырин пешком пошел в Петербург и там нашел свою дочь.

– Почему его попытки не увенчались успехом?

Бороться с Минским он не может. В первую встречу в Петербурге Минский пытается откупиться от него, а уже во вторую выгоняет за дверь со словами: «Что ты за мной всюду крадешься, как разбойник? Пошел вон!»

– Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

Очень несчастным человеком, униженным.

– Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены: «Пошел вон!»?

Минский богач, аристократ, а Вырин – «маленький чин», бедный смотритель почтовой станции.

– Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?

У него нет никаких прав, связей, он понимал бессмысленность такой попытки.

Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще

одной деталью. Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную… продолжал пошептом читать…» На что обращает внимание эта деталь?

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное,

Произносит вслух слова- старческим «пошептом».

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

— В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. (Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?)
Нет. Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и запустение.
— А сам смотритель остался прежним или изменился?(Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик.)
— В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней?

Ученик: На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке.
Учитель: — Как смотритель начинает бороться за свою дочь?
Ученик: «Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью».
Учитель: — Что происходит в Петербурге?
Ученик: Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Бедняк не просто остался бедняком - оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, и тягаться ему с сильными мира сего бесполезно.
Учитель: — Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве?
Всякое случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…

Учитель: Мы все время говорим о Самсоне Вырине, но героиней повести является Дуня. Составьте портрет Дуни. Расскажите, какое впечатление производит на гостя девушка? В каких словах выражается это отношение?
Ученик : Белкина поразила красота 14-летней девочки, он замечает в её поведении самолюбование, стремление понравиться гостю: он даже называет её «маленькой кокеткой». Дуня ведёт себя с гостем без робости и даже позволила поцеловать себя на прощание.

Учитель : Как смотритель относится к дочке?

Ученик : С любовью, он гордится ею. «Такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать»

Учитель : Несомненно, рассказчик - человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди.Что он увидел?
Ученик : Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне.
Учитель : Посмотрите сноску в учебнике. Что же такое притча?

Запись на доске: Притча - маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.

Учитель : Давайте еще раз вспомним содержание притчи о блудном сыне (пересказ)
— Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.
— Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” — скитаться, сбившись с пути, — и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку.
— Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?
Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», Дуни. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя. Давайте сравним их путь к раскаянию.

Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью.

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5. Н 5 Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла,

Проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

Учитель : — Похожи ли эти истории?

Ученик: И да, и нет.

Учитель : Жизнь Выриных — это зеркальное перевернутое изображение евангельского сюжета.) Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая?
Почему?
Блудный сын вовремя опомнился, осознал грех, покаялся и вернулся к отцу, а Дуня не успела попросить прощение у родного человека. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины перед отцом. Дуня поздно раскаялась, не смогла сдержать слёз на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Есть в ней и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки.

— Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин?

Ученик: Проблему ответственности за свои поступки.Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

Учитель : — Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Ученик:

Учитель : — Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Итак, какие же нравственные проблемы поднимает автор в своём произведении?

Заключение.

Подведение итогов.

Выводы записаны на доске:

5) о счастье и любви…

Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и хоть немного счастья. Подумайте об этом.

Ученик: Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

Учитель: Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных.

— Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.
Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?
Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.


Заключение.

Подведение итогов.

– О каких же нравственных проблемах в повести А.С. Пушкина мы говорили на уроке?

Выводы записаны на доске:

1) о проблеме «маленького человека»;

2) о взаимоотношениях отцов и детей;

3) об ответственности за свои поступки;

4) о муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб…;

5) о счастье и любви…

– Учит ли уважать и любить человека повесть «Станционный смотритель»?

Ученик: Эта повесть очень гуманна, она учит уважать и любить человека. История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием.

Учитель: – Ребята, какой вывод вы должны сделать из нашего урока? Как вы должны относиться к своим родителям?

Ученик: Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и счастье.

4. РЕФЛЕКСИЯ.

Распределение заданий по группам.

-Сейчас вы будете работать по группам. Каждый из вас попробует проанализировать повесть с разных точек зрения.

1. Теоретики.

— Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев.

2. Критики.

— Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

3. Оптимисты.

— Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

4. Творцы.

— Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

5. Мыслители.

— Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ.

Домашнеезадание: 1) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?»
или
2) Написать рассказ – предположение « Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»
или
3) Написать сочинение «Поступок, о котором я сожалею».

Домашнеезадание: 1) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?» . .

История создания произведения Пушкина «Станционный смотритель»

Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина стала по-настоящему «золотой», так как именно в это время созданы им многие произведения. Среди них «Повести Белкина». В письме другу П. Плетневу Пушкин писал:«... Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Хронология создания этих повестей выглядит следующим образом: 9 сентября закончен «Гробовщик», 14 сентября — «Станционный смотритель», 20 сентября — «Барышня-крестьянка», после почти месячного перерыва написаны две последние повести: «Выстрел» — 14 октября и «Метель» — 20 октября. Цикл «Повестей Белкина» явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Пять повестей были объединены вымышленным лицом автора, о котором «издатель» рассказал в предисловии. Мы узнаем, что И.П. Белкин родился «от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхино». «Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав». «Вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось... видеть его навеселе..., к женскому полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая». Осенью 1828 года этот симпатичный персонаж «занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер...».
В конце октября 1831 г. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» были опубликованы. Предисловие завершалось словами: «Почитая долгом уважить волю почтенного друга автора нашего, приносим ему глубочайшую благодарность за доставленные нам известия и надеемся, что публика оценит их искренность и добродушие. А.П.». Эпиграф ко всем повестям, взятый из фонвизинского «Недоросля» (Г-жа Простакова: «То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник». Скотинин: «Митрофан по мне»), говорит о народности и простоте Ивана Петровича. Он собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков («Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А.Г. Н., «Выстрел» подполковником ИЛ. П., «Гробовщик» приказчиком Б.В., «Метель» и «Барышня» девицею К.И. Т.), обработав их по своему умению и усмотрению. Таким образом, Пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим историям.
С полным обозначением имени настоящего автора, Александра Сергеевича Пушкина, они вышли в свет в 1834 г. Создавая в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и действующих в российской провинции, Пушкин с доброй улыбкой и юмором рассказывает о современной России. Работая над «Повестями Белкина», Пушкин так обозначил одну из своих главных задач: «Языку нашему надобно воли дать более (разумеется, сообразно с духом его)». И когда автора повестей спросили, кто же этот Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».
Проведённый анализ произведения говорит, что повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С. Пушкина и имеет большое значение для всей русской литературы. В ней едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком». С нее начинается в русской литературе тема «униженных и оскорбленных», которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их души сердец. Эпиграф взят из стихотворения ПА Вяземского «Станция» («Коллежский регистратор,/ Почтовой станции диктатор»). Пушкин изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором» (низший гражданский чин в дореволюционной России), а не «губернским регистратором», как это было в оригинале, так как этот чином выше.

Род, жанр, творческий метод

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» состоят из 5 повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Каждая из «Повестей Белкина» так мала по своему размеру, что можно было бы назвать ее рассказом. Пушкин называет их повестями. Для писателя-реалиста, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. «Повести и романы читаются всеми и везде», — отмечал он. Повести Белкина» являются, по существу, началом русской высокохудожественной реалистической прозы.
Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово «любовь». Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. «Повести Белкина» задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. В повести «Выстрел* главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм Байрона. В «Метели» пародируются французские романы и романтические баллады Жуковского. В конце повести комическая путаница с женихами приводит героиню повести к новому, выстраданному счастью. В повести «Гробовщик», в которой Адриан Прохоров приглашает к себе в гости покойников, пародируется опера Моцарта и страшные истории романтиков. «Барышня-крестьянка» — маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Но она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию — «Ромео и Джульетту» Шекспира.
В цикле «Повестей Белкина» центр и вершина — «Станционный смотритель». В повести заложены основы реализма в русской литературе. В сущности, по сюжету своему, выразительности, сложной емкой теме и гениальной композиции, по самим характерам это уже маленький, сжатый роман, повлиявший на последующую русскую прозу и породивший повесть Гоголя «Шинель». Люди здесь изображены простые, и сама их история была бы простой, если бы не вмешались в нее разные житейские обстоятельства.

Тематика произведения «Станционный смотритель»

В «Повестях Белкина», наряду с традиционной романтической тематикой из дворянско-усадебного быта, Пушкин раскрывает тему счастья человека в широком его понимании. Житейская мудрость, правила бытового поведения, общепринятая мораль закреплены в катехизисах, прописях, но следование им не всех и не всегда приводит к удаче. Нужно, чтобы судьба подарила человеку счастье, чтобы удачно сошлись обстоятельства. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно.
Повесть «Станционный смотритель» — самое грустное и самое сложное произведение цикла. Это повесть о горестной судьбе Вырина и счастливой судьбе его дочери. Автор с самого начала связывает скромную историю Самсона Вырина с философским смыслом всего цикла. Ведь у станционного смотрителя, который вовсе не читает книг, есть своя схема восприятия жизни. Она отражена в картинках «с приличными немецкими стихами», которые развешаны на стенах его «смиренной, но опрятной обители». Рассказчик подробно описывает эти картинки, изображающие библейскую легенду о блудном сыне. На все случившееся с ним и с его дочерью Самсон Вырин смотрит сквозь призму этих картинок. Его жизненный опыт подсказывает, что с дочерью произойдет несчастье, она будет обманута и брошена. Он является игрушкой, маленьким человеком в руках сильных мира, превративших деньги в главное мерило.
Пушкин заявил одну из главных тем русской литературы XIX века — тему «маленького человека». Значимость этой темы для Пушкина заключалась не в обличении забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.
Отныне тема «маленького человека» будет звучать в русской классической литературе постоянно.

Идея произведения

«Ни в одной из «Повестей Белкина» нет идеи. Читаешь — мило, гладко, плавно: прочитаешь — всё забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. «Повести Белкина» читаются легко, ибо они не заставляют думать» («Северная пчела», 1834, № 192, 27 августа).
«Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания, а просто сказки и побасенки» (В.Г. Белинский).
«Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу — прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение» (из письма Л.Н. Толстого ПД Голохвастову).
Столь неоднозначное восприятие пушкинского цикла наводит на мысль, что в «Повестях Белкина» заключается некая тайна. В «Станционном смотрителе» заключена она в небольшой художественной детали — стенных картинах, рассказывающих о блудном сыне, которые были в 20-40-х гг. частой принадлежностью станционной обстановки. Описание тех картинок выводит повествование из социально-бытового плана в философский, позволяет осмыслить его содержание в соотнесенности с человеческим опытом, интерпретирует «вечный сюжет» о блудном сыне. Повесть проникнута пафосом сострадания.

Характер конфликта

Анализ произведения показывает, что в повести «Станционный смотритель» — униженный и печальный герой, финал — в равной степени и скорбный и счастливый: смерть станционного смотрителя, с одной стороны, и счастливая жизнь его дочери — с другой. Повесть отличает особенный характер конфликта: здесь нет отрицательных героев, которые были бы отрицательны во всем; нет и прямого зла — и в то же время горе простого человека, станционного смотрителя, от этого не становится меньшим.
Новый тип героя и конфликта повлек за собой иную систему повествования, фигуру рассказчика — титулярного советника А. Г. Н. Он рассказывает историю, услышанную от других, от самого Выри-на и от «рыжего и кривого» мальчика. Увоз Дуни Выриной гусаром — завязка драмы, за которой следует цепь событий. С почтовой станции действие перебрасывается в Петербург, из дома смотрителя—на могилу за околицей. Смотритель не в силах повлиять на ход событий, но прежде чем склониться перед судьбой, пытается повернуть историю вспять, спасти Дуню от того, что представляется бедному отцу гибелью его «дитяти». Герой осмысляет происшедшее и, более того, сходит в могилу от бессильного сознания собственной вины и непоправимости беды.
«Маленький человек» — это не только низкий чин, отсутствие высокого социального статуса, но и потерянность в жизни, страх перед нею, утрата интереса и цели. Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества. Повесть «Станционный смотритель» учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом.

Основные герои анализируемого произведения

Автор-рассказчик сочувственно говорит о «сущих мучениках четырнадцатого класса», станционных смотрителях, обвиняемых путешественниками во всех грехах. На самом же деле их жизнь — настоящая каторга: «Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель... Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей». В память одного из них написана эта повесть.
Главным героем в повести «Станционный смотритель» является Самсон Вырин, человек около 50 лет. Родился смотритель примерно в 1766 г., в крестьянской семье. Конец XVIII в., когда Вырину было 20-25 лет, — это время суворовских войн и походов. Как известно из истории, Суворов развивал у подчиненных инициативу, поощрял солдат и унтер-офицеров, продвигая их по службе, воспитывая в них товарищество, требовал грамотности и сообразительности. Человек из крестьян под командой Суворова мог дослужиться до унтер-офицера, получить это звание за верную службу и личную храбрость. Самсон Вырин мог быть именно таким человеком и служил, скорее всего, в Измайловском полку. В тексте говорится, что, прибыв в Петербург на поиски дочери, он останавливается в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца.
Можно предположить, что около 1880 г. он вышел в отставку и получил должность станционного смотрителя и чин коллежского регистратора. Эта должность давала небольшое, но постоянное жалованье. Он женился, вскоре родилась дочь. Но жена умерла, и дочь была отцу радостью и утешением.
Ей с детства пришлось взвалить на свои хрупкие плечи всю женскую работу. Сам Вырин, как он представлен в начале повести, — «свежий и бодрый», общительный и неозлобленный, несмотря на то, что незаслуженные оскорбления так и сыпались на его голову. Всего через несколько лет, проезжая по той же дороге, автор, остановившись на ночь у Самсона Вырина, не узнал его: из «свежего и бодрого» тот превратился в заброшенного, обрюзгшего старца, единственным утешением которому служила бутылка. А все дело в дочери: не испросив родительского согласия, Дуня — его жизнь и надежда, ради блага которой он жил и работал, — бежала с проезжим гусаром. Поступок дочери сломил Самсона, он не мог перенести того, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, смогла так поступить с ним и, что еще страшнее, с собой — стала не женой, а любовницей.
Пушкин сочувствует своему герою и глубоко его уважает: человек низшего сословия, выросший в нужде, тяжком труде, не забыл, что такое порядочность, совесть и честь. Более того, качества эти он ставит выше материальных благ. Бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души. Автор не зря вводит в повесть такую деталь, как картинки с изображением истории блудного сына на стене в доме Вырина. Как и отец блудного сына, Самсон готов был простить. Вот только Дуня не возвращалась. Страдания отца усугублялись тем, что он хорошо знал, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы...». Попытка разыскать дочь в огромном Петербурге закончилась ничем. Вот тут и сдался станционный смотритель — запил окончательно и через некоторое время умер, не дождавшись дочери. Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека.
Дуня в повести показана мастерицей на все руки. Никто лучше ее не мог приготовить обед, убрать в доме, прислужить проезжему. И отец, глядя на ее проворство и красоту, не мог нарадоваться. В то же время это юная кокетка, знающая свою силу, вступающая в разговор с приезжим без робости, «как девушка, видевшая свет». Белкин в повести видит Дуню впервые, когда той четырнадцать лет — возраст, в котором ещё рано задумываться о судьбе. Дуня ничего не знает об этом намерении заезжего гусара Минского. Но, оторвавшись от отца, она выбирает своё женское счастье, пусть, может быть, и недолгое. Она выбирает другой мир, неведомый, опасный, но в нём она, по крайней мере, будет жить. Трудно её винить в том, что она выбрала жизнь, а не прозябание, она рискнула и выиграла. Дуня и приезжает к отцу лишь тогда, когда сбылось всё, о чём она могла только мечтать, хотя Пушкин ни слова не говорит о её замужестве. Но шестёрка лошадей, трое детей, кормилица свидетельствуют о благополучном завершении истории. Конечно, сама Дуня считает себя виноватой в смерти отца, но, вероятно, читатель простит её, как прощает Иван Петрович Белкин.
Дуню и Минского, внутренние мотивы их поступков, мыслей и переживаний, на всем протяжении повести рассказчик, ямщик, отец, рыжий мальчик описывают со стороны. Может быть, поэтому образы Дуни и Минского даны несколько схематично. Минский знатен и богат, служил на Кавказе, чин ротмистра — не маленький, а если он в гвардии, то уже большой, равен армейскому подполковнику. Добрый и веселый гусар полюбился простодушному смотрителю.
Многие поступки героев повести сегодня непонятны, а для современников Пушкина они были естественны. Так, Минский, полюбив Дуню, не женился на ней. Он мог так поступить не только потому, что был повесой и легкомысленным человеком, но и по ряду объективных причин. Во-первых, чтобы жениться, офицеру требовалось разрешение командира, часто женитьба означала отставку. Во-вторых, Минский мог зависеть от своих родителей, которым брак с бесприданницей и не дворянкой Дуней вряд ли понравился бы. На разрешение хотя бы этих двух проблем требуется время. Хотя в финале Минский смог это сделать.

Сюжет и композиция анализируемого произведения

К композиционному построению «Повестей Белкина», состоящих из пяти отдельных повестей, неоднократно обращались русские писатели. О своем замысле написать роман с подобной композицией писал в одном из писем Ф.М.Достоевский: «Повести совершенно отдельны одна от другой, так что их можно даже пускать в продажу отдельно. Я полагаю, Пушкин думал о похожей форме романа: пять повестей (число «Повестей Белкина»), поступающих в продажу отдельно. У Пушкина повести и впрямь отдельны во всех отношениях: нет сквозного персонажа (в противоположность пяти повестям «Героя нашего времени» Лермонтова); нет общего содержания. Зато есть общий прием тайны, «детектива», лежащих в основании каждой повести. Повести Пушкина объединяются, во-первых, фигурой повествователя — Белкина; во-вторых, тем, что все они рассказаны. Рассказанность и была, предполагаю, тем художественным приемом, ради которого затеян весь текст. Рассказанность как общее всем повестям одновременно допускала их чтение (и продажу) по отдельности. Пушкин думал о произведении, которое, будучи целым в целом, было бы цело в каждой части. Я называю такую форму, пользуясь опытом последующей русской прозы, романом-циклом».
Повести были написаны Пушкиным в одном хронологическом порядке, разложил же он их не по времени написания, а исходя из композиционного расчета, чередуя повести с «неблагополучными» и «благополучными» концами. Такая композиция сообщала всему циклу, несмотря на наличие в нем и глубоко драматических положений, общую оптимистическую направленность.
Пушкин выстраивает повесть «Станционный смотритель» на развитии двух судеб и характеров — отца и дочери. Станционный смотритель Самсон Вырин — старый заслуженный (три медали на полинялых ленточках) отставной солдат, человек добрый и честный, но грубоватый и простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы. Он и есть не только простой, но маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить, накричать, ударить, хотя его низший чин 14 класса давал все же право на личное дворянство. Но всех гостей встречала, утихомиривала и поила чаем красивая и бойкая дочь его Дуня. Но эта семейная идиллия вечно продолжаться не могла и кончилась на первый взгляд плохо, ибо у смотрителя и его дочери были разные судьбы. Проезжий молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез, как и полагается гусару, плачущую, но не сопротивляющуюся девушку на тройке в Петербург.
Маленький человек 14 класса не примирился с такой обидой и потерей, он отправился в Петербург спасать дочь, которую, как Вырин не без оснований считал, коварный соблазнитель скоро бросит, выгонит на улицу. И само укоряющее явление его было важно для дальнейшего развития этой истории, для судьбы его Дуни. Но оказалось, что история сложнее, чем смотритель это себе представлял. Ротмистр полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым, честным, он покраснел от стыда при неожиданном явлении обманутого им отца. И красавица Дуня ответила похитителю сильным, искренним чувством. Старик постепенно спился от горя, тоски и одиночества, и вопреки нравоучительным картинкам о блудном сыне дочь так и не приехала его навестить, пропала, не была и на похоронах отца. Сельское кладбище посетила прекрасная барыня с тремя маленькими барчатами и черной моськой в роскошной карете. Она молча легла на могилу отца и «лежала долго». Это народный обычай последнего прощания и поминовения, последнего «прости». В этом и заключается величие человеческого страдания и раскаяния.

Художественное своеобразие

В «Повестях Белкина» рельефно выявились все особенности поэтики и стилистики пушкинской художественной прозы. Пушкин выступает в них как превосходный новеллист, которому одинаково доступны и трогательная повесть, и острая по сюжету и перипетиям новелла, и реалистический очерк нравов и быта. Художественные требования к прозе, которые были сформулированы Пушкиным в начале 20-х гг., он реализует теперь в своей собственной творческой практике. Ничего ненужного, одно необходимое в повествовании, точность в определениях, лаконичность и сжатость слога.
«Повести Белкина» отличаются предельной экономией художественных средств. С первых же строк Пушкин знакомит читателя со своими героями, вводит его в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого из персонажей проступает с замечательной рельефностью и отчетливостью из его поступков и речей. «Писателю надо не переставая изучать это сокровище», — говорил Лев Толстой о «Повестях Белкина» знакомому литератору.

Значение произведения

В развитии русской художественной прозы огромная роль принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства. Из «Повестей Белкина» исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности.
Первым писателем, который открыл читателю мир «маленьких людей», был Н.М. Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина «Бедная Лиза». Автор положил начало огромному циклу произведений о «маленьких людях», сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего, как Гоголь, Достоевский и другие. А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Художественное открытие Пушкина было устремлено в будущее, оно пробивало русской литературой дорогу в еще неведомое.

Это интересно

В Гатчинском районе Ленинградской области в деревне Выра существует литературно-мемориальный музей станционного смотрителя. Музей создан по повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам в 1972 г. в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. Является первым в России музеем литературного героя. Почтовая станция была открыта в 1800 г. на Белорусском почтовом тракте, она была третьей
по счёту станцией от Санкт-Петербурга. В пушкинское время здесь проходил Белорусский большой почтовый тракт, который шел от Петербурга в западные губернии России. Выра была третьей станцией от столицы, где путники меняли лошадей. Это была типичная почтовая станция, имевшая два корпуса: северный и южный, оштукатуренные и выкрашенные в розовый цвет. Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами. Через них на широкий мощеный двор въезжали кареты, коляски, возки, брички путешествующих. Внутри двора находились конюшни с сенниками, сарай, навес, пожарная каланча, коновязи, а посередине двора — колодец.
По краям мощеного двора почтовой станции располагались две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, образуя замкнутый квадрат, в который вела с тракта подъездная дорога. Во дворе кипела жизнь: въезжали и выезжали тройки, суетились ямщики, конюхи уводили взмыленных лошадей и выводили свежих. Северный корпус служил жилищем смотрителя. За ним и сохранилось название «Дом станционного смотрителя».
Согласно преданию, от названия этой деревни получил свою фамилию Самсон Вырин — один из главных героев пушкинских «Повестей Белкина». Именно на скромной почтовой станции Выра А.С. Пушкин, не раз проезжавший здесь из Петербурга в село Ми-хайловское (по некоторым данным, 13 раз), услышал грустную историю о маленьком чиновнике и его дочери и написал повесть «Станционный смотритель».
В этих местах сложились народные предания, утверждающие, что именно здесь жил герой пушкинской повести, отсюда проезжий гусар увез красавицу Дуню, а похоронен Самсон Вырин на местном кладбище. Архивные исследования также показали, что на Вырской станции в течение многих лет служил смотритель, у которого была дочь.
Александр Сергеевич Пушкин много путешествовал. Путь, проделанный им по России, равен 34 тысячам километров. В повести «Станционный смотритель» Пушкин говорит устами своего героя: «В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя я не знал в лицо, с редкими не имел я дела».
Путешествия по почтовым трактам медленные, с долгим «сидением» на станциях, становились для современников Пушкина настоящим событием и, конечно, отражались в литературе. Тему дороги можно встретить в произведениях П.А. Вяземского, Ф.Н. Глинки, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Музей был открыт 15 октября 1972 г., экспозиция насчитывала 72 предмета. Впоследствии их число увеличилось до 3500. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. Музей состоит из двух каменных корпусов, конюшни, сарая с каланчой, колодца, шорной и кузницы. В главном корпусе 3 комнаты: комната смотрителя, комната дочери и ямщицкая.

Гуковский ГЛ. Пушкин и русские романтики. — М., 1996.
БлагойДД. Творческий путь Пушкина (1826-1830). — М., 1967.
Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб., 1987. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: пути эволюции. — Л., 1987.
Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. М., 1955.


Повесть А.С.Пушкина «Станционной смотритель» о двух судьбах, отца и дочери. После смерти жены, Самсон Вырин ушел отставку, получив чин четырнадцатого класса и должность станционного смотрителя. Вырин служит на маленькой почтовой станции, чтобы прокормить себя и дочь. Однажды проезжий гусар Минский тайно увозит в Петербург совсем еще молодую дочку, которой пошел пятнадцатый год. Для воплощения своего плана богатый ротмистр три дня притворялся больным, а отзывчивая Дуня ухаживала за ним. Самсон Вырин, не заподозрив ничего дурного, разрешил молодому гусару проводить дочку в церковь. Дуня не вернулась домой к несчастью для бедного старика. Вечером на станцию приехал пьяный ямщик, рассказав, что Дуня плакала всю дорогу, но уехала добровольно.

Смотритель, виня себя в беспечности и недальновидности, рисует себе страшные картину будущей жизни Дуни в незнакомом городе. Он уверен, что гусар натешится девушкой, а потом ее бросит.

Дуня не только обладает красотой, но и природным обаянием. Несмотря на свой юный возраст она очень умна, может поддержать любой разговор с проезжающими. Она держится уверенно, не робеет. Белкин характеризует Вырину, как маленькую кокетку, видевшую свет. Дуня давно заметила, какое сильное впечатление она производит на постояльцев. Мужчины делают ей комплименты, а барыни дарили подарки. Девушка очень открытая, добрая, временами наивная и доверчивая.

В повести «Станционный смотритель» среди главных героев нет однозначно положительных персонажей. До самого конца произведения трудно поверить, что такая чистая, добрая и милая девушка могла так жестоко обойтись с родным отцом. В течение нескольких лет после побега она не только не приехала повидаться с Вырином, но даже не соизволила написать ему короткое письмо, что жива и здорова. Ведь самым страшным для смотрителя была неизвестность: не зная реального положения дочери, в его воображении представлялась несчастная брошенная Дуня, которая вынуждена мести улицы Петербурга, что заработать кусок хлеба.

Князь Минский очень противоречивый персонаж. Ему с первого взгляда понравилась Дуня. Ради того, что остаться в доме смотрителя на несколько дней, он пошел на хитрость, разыграв болезнь. За это время открытая и доверчивая девушка привязалась к веселому и красивому гусару. Молодой человек увез Дуня против воли отца, оставив ее без родительского благословения. Он дважды прогнал нечастного Вырина из своего шикарного дома, не разрешив ему даже увидеться с дочерью, откупившись от него деньгами. Только в самом конце повести из подлеца Минский превращается в благородного и любящего человека, который все-таки женился на бедной и незнатной Дуне. Такой вывод можно сделать по запоздалому приезду Дуни с детьми к умершему отцу. Молодая женщина приехала в родной дом не униженная и несчастная, а с гордо поднятой головой, как победительница, которая выиграла битву с судьбой.

Дуня девушка без приданного и не дворянка, а Минский богатый князь. Разница в социальном положении между ними огромная, поэтому Самсон Вырин не надеется, что хитрый и легкомысленный ротмистр женится на ней. Он уже считает ее обманутой и опозоренной.

Скромный Самсон Вырин привык к унижениям и оскорблениям от значительных лиц, поэтому не пытается найти управу на бессовестного возлюбленного Дуни, не верит в справедливость, потому в жизни сталкивался с несправедливыми упреками господ, так и не нажив себе покровителей, способных заступиться за него.

Для того чтобы выручить дочь, смотритель приезжает в Петербург. Он униженно молит Минского вернуть Дуню. Он готов простить его за поруганную честь дочери, лишь бы тот вернул ее обратно.

Когда Самсон получает от князя деньги, первым его чувством является негодование. Но даже это негодование он не способен выразить открыто своему обидчику, и вместо того, чтобы бросить деньги Минскому в лицо, он бросает их на землю. В душе Вырина бушуют большие страсти, но соответствующих поступков и действий он не совершает. Борьба происходит внутри. Причем история с деньгами на этом не заканчивается: Вырин возвращается за ними, но видит как, поймав извозчика, быстро скрывается хорошо одетый господин, предположительно нашедший ассигнации. Даже здесь смотритель теряется и не пускается в погоню. Бесправный и униженный Самсон Вырин может только угождать и молча сносить побои и оскорбления.

Только в самом конце повести мы узнаем, что судьба Дуни решилась удачно. Она стала барыней с тремя детьми и кормилицей, приехав на шестерке лошадей в родные места. За это время смотритель умер, а станцию закрыли. Дуня навещает кладбище и долго лежит на могиле. Этот эпизод показывает, что новоиспеченная барыня любит отца и чувствует себя виноватой. Дуня прожила много лет в роскоши и богатстве, но это не значит, что ее судьба была решена. Скорее всего, Минский не мог сразу же жениться на девушки. По-видимому, мешали обстоятельства: - во-первых, Дуня не дворянка и бесприданница, противостоять этого браку могли родные гусара. - Во-вторых, князь служил в армии, чтобы устроить свадьбу - нужно было выйти в отставку. В-третьих, Минский плохо знал девушку. Он ей увлекся, но для развития такого серьезного чувства как любовь необходимо время. Я думаю, что сам ротмистр, подвозя молодую девушку в церковь, еще не знал чем закончиться это легкомысленное приключение. А Дуня хотела вырваться из захолустья в красивый город Петербург. Она мечтала о любви. Она надеялась на счастье, пусть и недолгое. Девушка стыдилась своего поступка настолько, что боялась даже написать отцу о причинах, которые ее подтолкнули к этому.

Я уверена, что в смерти и пьянстве Самсона Вырина виноват не только жестокий князь, не позволивший забрать дочку, но и Дуня, которая любимого отца оставила умирать в одиночестве. Одно письмо, даже одна строчка раскаянья стала бы надеждой для смотрителя. Она вселила бы уверенность, что он когда-нибудь обнимет свою дочь, прижмет к себе внуков. Но Авдотья Вырина будто бы стеснялась своего происхождения и хотела забыть свою прежнюю жизнь на маленькой почтовой станции. Родители всегда поймут своих детей и найдут оправдание их поступкам, поэтому лучше прийти с повинной к живым родителям, чем приходить на кладбище, принося свое раскаянье мертвым. Этим их не воскресить. Самсон Вырин делал все для своей дочери: служил смотрителем и выносил упреки и унижения, чтобы одеть и накормить свою дочь. Он не проклял ее, как было принято в русских семьях позапрошлого века за позорное бегство из дома. Он ждал и надеялся, что Дуня вернется. Он простил ее давно, в тот самый момент, когда узнал, что она убежала. Самсон Вырин умер от горе и одиночества, потому что страдал от неизвестности. Его сердце разрывалась от боли за единственную любимую дочь.