Болезни Военный билет Призыв

Неразделенные порошки

Решение качественных задач по определению веществ, находящихся в склянках без этикеток, предполагает проведение ряда операций, по результатам которых можно определить, какое вещество находится в той или иной склянке.

Первым этапом решения является мысленный эксперимент, представляющий собой план действий и их предполагаемые результаты. Для записи мысленного эксперимента используется специальная таблица-матрица, в ней обозначены формулы определяемых веществ по горизонтали и вертикали. В местах пересечения формул взаимодействующих веществ записываются предполагаемые результаты наблюдений: - выделение газа, - выпадение осадка, указываются изменения цвета, запаха или отсутствие видимых изменений. Если по условию задачи возможно применение дополнительных реактивов, то результаты их использования лучше записать перед составлением таблицы - число определяемых веществ в таблице может быть таким образом сокращено.
Решение задачи будет, следовательно, состоять из следующих этапов:
- предварительное обсуждение отдельных реакций и внешних характеристик веществ;
- запись формул и предполагаемых результатов попарных реакций в таблицу,
- проведение эксперимента в соответствии с таблицей (в случае экспериментальной задачи);
- анализ результатов реакций и соотнесение их с конкретными веществами;
- формулировка ответа задачи.

Необходимо подчеркнуть, что мысленный эксперимент и реальность не всегда полностью совпадают, так как реальные реакции осуществляются при определенных концентрации, температуре, освещении (например, при электрическом свете AgCl и AgBr идентичны). Мысленный эксперимент часто не учитывает многих мелочей. К примеру, Br 2 /aq прекрасно обесцвечивается растворами Na 2 CO 3 , На 2 SiO 3 , CH 3 COONa; образование осадка Ag 3 PO 4 не идет в сильнокислой среде, так как сама кислота не дает этой реакции; глицерин образует комплекс с Сu (ОН) 2 , но не образует с (CuOH) 2 SO 4 , если нет избытка щелочи, и т. д. Реальная ситуация не всегда согласуется с теоретическим прогнозом, и в этой главе таблицы-матрицы"идеала" и "реальности" иногда будут отличаться. А чтобы разбираться в том, что же происходит на самом деле, ищите всякую возможность работать руками экспериментально на уроке или факультативе (помните при этом о требованиях техники безопасности).

Пример 1. В пронумерованных склянках содержатся растворы следующих веществ: нитрата серебра, соляной кислоты, сульфата серебра, нитрата свинца, аммиака и гидроксида натрия. Не используя других реактивов, определите, в какой склянке раствор какого вещества находится.

Решение. Для решения задачи составим таблицу-матрицу, в которую будем заносить в соответствующие квадратики ниже пересекающей ее диагонали данные наблюдения результатов сливания веществ одних пробирок с другими.

Наблюдение результатов последовательного приливания содержимого одних пронумерованных пробирок ко всем другим:

1 + 2 - выпадает белый осадок; ;
1 + 3 - видимых изменений не наблюдается;

Вещества 1. AgNO 3 , 2. НСl 3. Pb(NO 3) 2 , 4. NH 4 OH 5. NaOH
1. AgNO 3 X AgCl белый - выпадающий осадок растворяется Ag 2 O бурый
2. НСl белый X PbCl 2 белый, - _
3. Pb(NO 3) 2 - белый PbCl 2 X Pb(OH) 2 помутнение) Pb(OH) 2 белый
4. NH 4 OH - - (помутнение) -
S. NaOH бурый - белый - X

1 + 4 - в зависимости от порядка сливания растворов может выпасть осадок;
1 + 5 - выпадает осадок бурого цвета;
2+3- выпадает осадок белого цвета;
2+4- видимых изменений не наблюдается;
2+5 - видимых изменений не наблюдается;
3+4 - наблюдается помутнение;
3+5 - выпадает белый осадок;
4+5 - видимых изменений не наблюдается.

Запишем далее уравнения протекающих реакций в тех случаях, когда наблюдаются изменения в реакционной системе (выделение газа, осадка, изменение цвета) и занесем формулу наблюдаемого вещества и соответствующий квадратик таблицы-матрицы выше пересекающей ее диагонали:

I. 1 + 2: AgNO 3 + НСl AgCl + HNO 3 ;
II. 1 + 5: 2AgNO 3 + 2NaOH Ag 2 O + 2NaNO 3 + H 2 O;
бурый(2AgOH Ag 2 O + H 2 O)
III. 2 + 3: 2НСl + Рb(NO 3) 2 РbСl 2 + 2НNO 3 ;
белый
IV. 3 + 4: Pb(NO 3) 2 + 2NH 4 OH Pb(OH) 2 + 2NH 4 NO 3 ;
помутнение
V. 3 + 5: Pb(NO 3) 2 + 2NaOH Pb(OH) 2 + 2NaNO 3
белый

(при приливании нитрата свинца в избыток щелочи осадок может сразу раствориться).
Таким образом, на основании пяти опытов различаем вещества, находящиеся в пронумерованных пробирках.

Пример 2. В восьми пронумерованных пробирках (от 1 до 8) без надписей содержатся сухие вещества: нитрат серебра (1), хлорид алюминия (2), сульфид натрия (3), хлорид бария (4), нитрат калия (5), фосфат калия (6), а также растворы серной (7) и соляной (8) кислот. Как, не имея никаких дополнительных реактивов, кроме воды, различить эти вещества?

Решение. Прежде всего растворим твердые вещества в воде и отметим пробирки, где они оказались. Составим таблицу-матрицу (как в предыдущем примере), в которую будем заносить данные наблюдения результатов сливания веществ одних пробирок с другими ниже и выше пересекающей ее диагонали. В правой части таблицы введем дополнительную графу"общий результат наблюдения", которую заполним после окончания всех опытов и суммирования итогов наблюдений по горизонтали слева направо (см., например, с. 178).

1+2: 3AgNO 3 + A1C1, 3AgCl белый + Al(NO 3) 3 ;
1 + 3: 2AgNO 3 + Na 2 S Ag 2 S черный + 2NaNO 3 ;
1 + 4: 2AgNO 3 + BaCl 2 2AgCl белый + Ba(NO 3) 2 ;
1 + 6: 3AgN0 3 + K 3 PO 4 Ag 3 PO 4 желтый + 3KNO 3 ;
1 + 7: 2AgNO 3 + H 2 SO 4 Ag,SO 4 белый + 2HNO S ;
1 + 8: AgNO 3 + HCl AgCl белый + HNO 3 ;
2 + 3: 2AlCl 3 + 3Na 2 S + 6H 2 O 2Al (OH) 3 , + 3H 2 S + 6NaCl;
(Na 2 S + H 2 O NaOH + NaHS, гидролиз);
2 + 6: AlCl 3 + K 3 PO 4 A1PO 4 белый + 3KCl;
3 + 7: Na 2 S + H 2 SO 4 Na 2 SO 4 + H 2 S
3 + 8: Na 2 S + 2HCl -2NaCl + H 2 S;
4 + 6: 3BaCl 2 + 2K 3 PO 4 Ba 3 (PO 4) 2 белый + 6KC1;
4 + 7 BaCl 2 + H 2 SO 4 BaSO 4 белый + 2HC1.

Видимых изменений не происходит только с нитратом калия.

По тому, сколько раз выпадает осадок и выделяется газ, однозначно определяются все реагенты. Кроме того, ВаС1 2 и К 3 РО 4 различают по цвету выпавшего осадка с AgNO 3: AgCl - белый, a Ag 3 PO 4 - желтый. В данной задаче решение может быть более простым - любой из растворов кислот позволяет сразу выделить сульфид натрия, им определяются нитрат серебра и хлорид алюминия. Нитратом серебра определяются среди оставшихся трех твердых веществ хлорид бария и фосфат калия, хлоридом бария различают соляную и серную кислоты.

Пример 3. В четырех пробирках без этикеток находятся бензол, хлоргексан, гексан и гексен. Используя минимальные количества и число реактивов, предложите метод определения каждого из указанных веществ.

Решение. Определяемые вещества между собой не реагируют, таблицу попарных реакций нет смысла составлять.
Существует несколько методов определения данных веществ, ниже приведен один из них.
Бромную воду обесцвечивает сразу только гексен:

С 6 Н 12 + Вr 2 = С 6 Н 12 Вr 2 .

Хлоргексан можно отличить от гексана, пропуская продукты их сгорания через раствор нитрата серебра (в случае хлоргексана выпадает белый осадок хлорида серебра, нерастворимый в азотной кислоте, в отличие от карбоната серебра):

2С 6 Н 14 + 19O 2 = 12СO 2 + 14Н 2 О;
С 6 Н 13 Сl + 9O 2 = 6СO 2 + 6Н 2 O + НС1;
HCl + AgNO 3 = AgCl + HNO 3 .

Бензол отличается от гексана по замерзанию в ледяной воде (у С 6 Н 6 т. пл.= +5,5°С, а у С 6 Н 14 т. пл. = -95,3°С).

1. В два одинаковых химических стакана налиты равные объемы: в один воды, в другой - разбавленного раствора серной кислоты. Как, не имея под рукой никаких химических реактивов, различить эти жидкости (пробовать растворы на вкус нельзя)?

2. В четырех пробирках находятся порошки оксида меди(II), оксида железа (III), серебра, железа. Как распознать эти вещества, используя только один химический реактив? Распознавание по внешнему виду исключается.

3. В четырех пронумерованных пробирках находятся сухие оксид меди (II), сажа, хлорид натрия и хлорид бария. Как, пользуясь минимальным количеством реактивов, определить, в какой из пробирок находится какое вещество? Ответ обоснуйте и подтвердите уравнениями соответствующих химических реакций.

4. В шести пробирках без надписей находятся безводные соединения: оксид фосфора(V), хлорид натрия, сульфат меди, хлорид алюминия, сульфид алюминия, хлорид аммония. Как можно определить содержимое каждой пробирки, если имеется только набор пустых пробирок, вода и горелка? Предложите план анализа.

5 . В четырех пробирках без надписей находятся водные растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, поташа и сульфата алюминия. Предложите способ определения содержимого каждой пробирки, не применяя дополнительных реактивов.

6 . В пронумерованных пробирках находятся растворы гидроксида натрия, серной кислоты, сульфата натрия и фенолфталеин. Как различить эти растворы, не пользуясь дополнительными реактивами?

7. В банках без этикеток находятся следующие индивидуальные вещества: порошки железа, цинка, карбоната кальция, карбоната калия, сульфата натрия, хлорида натрия, нитрата натрия, а также растворы гидроксида натрия и гидроксида бария. В Вашем распоряжении нет никаких других химических реактивов, в том числе и воды. Составьте план определения содержимого каждой банки.

8 . В четырех пронумерованных банках без этикеток находятся твердые оксид фосфора (V) (1), оксид кальция (2), нитрат свинца (3), хлорид кальция (4). Определить, в какой из банок находится каждое из указанных соединений, если известно, что вещества (1) и (2) бурно реагируют с водой, а вещества (3) и (4) растворяются в воде, причем полученные растворы (1) и (3) могут реагировать со всеми остальными растворами с образованием осадков.

9 . В пяти пробирках без этикеток находятся растворы гидроксида, сульфида, хлорида, йодида натрия и аммиака. Как определить эти вещества при помощи одного дополнительного реактива? Приведите уравнения химических реакций.

10. Как распознать растворы хлорида натрия, хлорида аммония, гидроксида бария, гидроксида натрия, находящиеся в сосудах без этикеток, используя лишь эти растворы?

11. . В восьми пронумерованных пробирках находятся водные растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия, хлорида аммония, нитрата свинца, хлорида бария, нитрата серебра. Используя индикаторную бумагу и проводя любые реакции между растворами в пробирках, установить, какое вещество содержится в каждой из них.

12. В двух пробирках имеются растворы гидроксида натрия и сульфата алюминия. Как их различить, по возможности, без использования дополнительных веществ, имея только одну пустую пробирку или даже без нее?

13. В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы перманганата калия, сульфида натрия, бромная вода, толуол и бензол. Как, используя только названные реактивы, различить их? Используйте для обнаружения каждого из пяти веществ их характерные признаки (укажите их); дайте план проведения анализа. Напишите схемы необходимых реакций.

14. В шести склянках без наименований находятся глицерин, водный раствор глюкозы, масляный альдегид (бутаналь), гексен-1, водный раствор ацетата натрия и 1,2-дихлорэтан. Имея в качестве дополнительных химических реактивов только безводные гидроксид натрия и сульфат меди, определите, что находится в каждой склянке.

1. Для определения воды и серной кислоты можно использовать различие в физических свойствах: температурах кипения и замерзания, плотности, электропроводности, показателе преломления и т. п. Самое сильное различие будет в электропроводности.

2. Прильем к порошкам в пробирках соляную кислоту. Серебро не прореагирует. При растворении железа будет выделяться газ: Fe + 2HCl = FeCl 2 + H 2
Оксид железа (III) и оксид меди (II) растворяются без выделения газа, образуя желто-коричневый и сине-зеленый растворы: Fe 2 O 3 + 6HCl = 2FeCl 3 + 3H 2 O; CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O.

3. CuO и С - черного цвета, NaCl и ВаВr 2 - белые. Единственным реактивом может быть, например, разбавленная серная кислота H 2 SO 4:

CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O (голубой раствор); BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 + 2HCl (белый осадок).
С сажей и NaCl разбавленная серная кислота не взаимодействует.

4 . Небольшое количество каждого из веществ помещаем в воду:

CuSO 4 +5H 2 O = CuSO 4 5H 2 O (образуется голубой раствор и кристаллы);
Al 2 S 3 + 6H 2 O = 2Al(OH) 3 + 3H 2 S (выпадает осадок и выделяется газ с неприятным запахом);
AlCl 3 + 6H 2 O = A1C1 3 6H 2 O + Q AlCl 3 + H 2 O AlOHCl 2 + HCl
AlOHC1 2 + H 2 0 = Al (OH) 2 Cl + HCl А1(ОН) 2 С1 + Н 2 О = А1(ОН) 2 + НСl
(протекает бурная реакция, образуются осадки основных солей и гидроксида алюминия);
P 2 O 5 + H 2 O = 2HPO 3
HPO 3 +H 2 O = H 3 PO 4
(бурная реакция с выделением большого количества тепла, образуется прозрачный раствор).

Два вещества - хлорид натрия и хлорид аммония- растворяются, не реагируя с водой; их можно различить, нагревая сухие соли (хлорид аммония возгоняется без остатка): NH 4 Cl NH 3 + HCl; или по окраске пламени растворами этих солей (соединения натрия окрашивают пламя в желтый цвет).

5. Составим таблицу попарных взаимодействий указанных реагентов

Вещества 1. NaOH 2 НСl 3. К 2 СО 3 4. Аl 2 (SO 4) 3 Общий результат наблюдения
1, NaOH - - Al(OH) 3 1 осадок
2. НС1 _ CO 2 __ 1 газ
3. К 2 СО 3 - CO 2 Al(OH) 3
CO 2
1 осадок и 2 газа
4. Al 2 (S0 4) 3 А1(ОН) 3 - А1(ОН) 3
CO 2
2 осадка и 1 газ
NaOH + HCl = NaCl + H 2 O
К 2 СO 3 + 2HC1 = 2КС1 + Н 2 O + СO 2

3K 2 CO 3 + Al 2 (SO 4) 3 + 3H 2 O = 2 Al(OH) 3 + 3CO 2 + 3K 2 SO 4 ;

Исходя из представленной таблицы по числу выпадения осадка и выделения газа можно определить все вещества.

6. Попарно смешивают все растворы Пара растворов, дающая малиновую окраску, - NaOH и фенолфталеин Малиновый раствор прибавляют в две оставшиеся пробирки. Там, где окраска исчезает, - серная кислота, в другой - сульфат натрия. Остается различить NaOH и фенолфталеин (пробирки 1 и 2).
А. Из пробирки 1 прибавляют каплю раствора к большому количеству раствора 2.
Б. Из пробирки 2 - каплю раствора прибавляют к большому количеству раствора 1. В обоих случаях- малиновое окрашивание.
К растворам А и Б прибавляют по 2 капли раствора серной кислоты. Там, где окраска исчезает, содержалась капля NaOH. (Если окраска исчезает в растворе А, то NaOH - в пробирке 1).

Вещества Fe Zn СаСО 3 К 2 СО 3 Na 2 SO 4 NaCl NaNO 3
Ва(ОН) 2 осадок осадок раствор раствор
NaOH возможно выделение водорода раствор раствор раствор раствор
Осадка нет в случае двух солей у Ва(ОН) 2 и в случае четырех солей У NaOH темные порошки (раствсворяющийся в щелочах - Zn, нерастворяющийся в щелочах - Fe) СаСО 3
дает осадок с обеими щелочами
дают по одному осадку,
различаются по окрашиванию пламени: К + - фиолетовое, Na+ - желтое
осадков не дают; различаются поведением при нагревании (NaNO 3 плавится, а потом разлагается с выделением О 2 , затем NО 2

8 . Бурно реагируют с водой: Р 2 О 5 и СаО с образованием соответственно H 3 PO 4 и Са(ОН) 2:

Р 2 O 5 + 3Н 2 О = 2Н 3 РO 4 , СаО + Н 2 О = Са(ОН) 2 .
Вещества (3) и (4) -Pb(NO 3) 2 и СаСl 2 - растворяются в воде. Растворы могут реагировать друг с другом следующим образом:

Вещества 1. Н 3 РО 4 2. Са(ОН) 2 , 3. Pb(NO 3) 2 4. CaCl 2
1. Н 3 РО 4 CaHPO 4 PbHPO 4 CaHPO 4
2. Са(ОН) 2 СаНРО 4 Pb(OH) 2 -
3. Pb(NO 3) 2 РbНРО 4 Pb(OH) 2 РbСl 2
4. СаС1 2 CaHPO 4 PbCl 2

Таким образом, раствор 1 (H 3 PO 4) образует осадки со всеми другими растворами при взаимодействии. Раствор 3 - Pb(NO 3) 2 также образует осадки со всеми другими растворами. Вещества: I -Р 2 O 5, II -СаО, III -Pb(NO 3) 2 , IV-СаСl 2 .
В общем случае выпадение большинства осадков будет зависеть от порядка сливания растворов и избытка одного из них (в большом избытке Н 3 РО 4 фосфаты свинца и кальция растворимы).

9. Задача имеет несколько решений, два из которых приведены ниже.
а. Во все пробирки добавляем раствор медного купороса:
2NaOH + CuSO 4 = Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 (голубой осадок);
Na 2 S + CuSO 4 = Na 2 SO 4 + CuS (черный осадок);
NaCl + CuSO 4 (в разбавленном растворе изменений нет);
4NaI+2CuSO 4 = 2Na 2 SO 4 + 2CuI+I 2 (коричневый осадок);
4NH 3 + CuSO 4 = Cu(NH 3) 4 SO 4 (синий раствор или голубой осадок, растворимый в избытке раствора аммиака).

б. Во все пробирки добавляем раствор нитрата серебра:
2NaOH + 2AgNO 3 = 2NaNO 3 + Н 2 О + Ag 2 O (коричневый осадок);
Na 2 S + 2AgNO 3 = 2NaNO 3 + Ag 2 S (черный осадок);
NaCl + AgNO 3 = NaN0 3 + AgCl (белый осадок);
NaI + AgNO 3 = NaNO 3 + AgI(желтый осадок);
2NH 3 + 2AgNO 3 + H 2 O = 2NH 4 NO 3 + Ag 2 O (коричневый осадок).
Ag 2 O растворяется в избытке раствора аммиака: Ag 2 0 + 4NH 3 + H 2 O = 2OH.

10 . Для распознавания этих веществ следует провести реакции всех растворов друг с другом:

Вещества 1. NaCl 2. NH 4 C1 3. Ba(OH), 4. NaOH Общий результат наблюдения
1. NaCl ___ _ _ взаимодействия не наблюдается
2. NH 4 Cl _ X NH 3 NH 3 в двух случаях выделяется газ
3. Ва(ОН) 2 - NH 3 X -
4. NaOH - NH 3 - X в одном случае выделяется газ

NaOH и Ва(ОН) 2 можно различить по разному окрашиванию пламени (Na+ окрашивают в желтый цвет, а Ва 2 + - в зеленый).

11. Определяем кислотность растворов с помощью индикаторной бумаги:
1) кислая среда -НСl, NH 4 C1, Pb(NO 3) 2 ;
2) нейтральная среда - Na 2 SO 4 , ВаС1 2 , AgNO 3 ;
3) щелочная среда - Na 2 CO 3 , NaOH. Составляем таблицу.

Уроки 1-2. Правила безопасности при работе в химическом кабинете.

1. Почему категорически запрещается пробовать вещества на вкус, нюхать вещества из горлышка склянки, при перемешивании веществ в пробирке зажимать отверстие пальцем?
Потому, что могут быть ядовитые вещества или кислоты.

2. Почему наливать и насыпать вещества можно только над столом или специальным поддоном, а пролитые или просыпанные вещества убирать только с помощью специальной тряпочки (тампона)?
Т.к. это могут быть вещества, которые взаимодействуют друг с другом, или ядовитые вещества.

3. Почему опыты следует проводить только с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве?
Большие количества веществ могут повести реакцию в другом направлении.

4. Почему горелку зажигать только спичкой или лучиной, а не зажигалкой или горящей бумагой?
Чтобы не случился пожар.

5. Почему нельзя низко наклоняться над пламенем?
Можно обжечься.

6. Зачем при нагревании пробирки с раствором ее сначала необходимо прогреть?
Чтобы пробирка не треснула.

7. Почему отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа?
Чтобы при случайном закипании жидкости она не брызнула на людей.

8. При выполнении работы ученик нарушил правила техники безопасности и оставил склянку с реактивом (например, раствором кислоты) открытой. Что может произойти в данной ситуации?
Все кислоты опасны, может улетучиться кислота – возможно отравление парами кислоты.

9. Закрепляя пробирку или колбу в лапке штатива, ученик нарушил правила монтажа и пробирка (колба) лопнула. Как ученик должен поступить в этой ситуации?
Аккуратно, в перчатках убрать осколки, специальными тампонами собрать разлитую жидкость.

10. В процессе нагревания пробирка с реакционной смесью лопнула. Почему это могло произойти? Что ученик должен предпринять?
Возможно, пробирка была нагрета неравномерно. Осторожно, в перчатках собрать осколки.

Химия как часть естествознания. Понятие о веществе.

Дополните схему:

1. Вспомните и выпишите известные вам продукты химического производства (не менее пяти). Где они используются?

2. Какие вещества, известные вам, применяются в сельском хозяйстве. Для чего?
Удобрения – для повышения плодородности почвы.
В медицине - консерванты сохранения лекарств.
В строительстве - известняк (CaCO3).

3. Перечислите известные вам вещества, входящие в состав живого организма. Какова их биологическая роль?

4. Вместо пропусков вставьте термины «вещество» или «тело»:
1) При обычных условиях тело имеет форму и объем.
2) Вещество может быть твердым, жидким или газообразным.
3) Вещество обладает теплопроводностью.

5. Подчеркните названия веществ одной чертой, а физических тел – двумя.
Вещества: вода, железо, алюминий, сахар, лед, гранитная глыба, крахмал, белок.
Физические тела: капля, гвоздь, ложка, снежинка, таблетка, аспирин, зерно.

6. Свойства вещества - это: признаки, по которым одно вещество отличается от другого.

7. Вставьте слова - прозрачный, бесцветный, белый, окрашенный, мутный - в предложения по смыслу:
1) Раствор сахара бесцветный.
2) Стекло для солнцезащитных очков окрашенное и прозрачное.
3) Раствор иода окрашенный и прозрачный.
4) Если мел измельчить и размешать в воде, то получится взвесь мутная и белая.

8. Используя справочные материалы и личный опыт, заполните таблицу 1 и 2.

9. В двух пронумерованных стаканчиках белые порошки - сахарная пудра и мел. Как различить эти вещества? Опишите эксперимент.
Если в оба стакана добавить воду, то вещество сахар растворится, а мел – нет. В стакане с сахаром будет бесцветная прозрачная жидкость.

Тестовые задания

1. Сколько элементов, простые вещества которых неметаллы, представлены сегодня в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?
А) 12
Б) 22
В) 44
Г) 89

2. Какой элемент назван в честь небесного тела - спутника Земли:
А) Со - кобальт
Б) Те - теллур
В) Sе - селен (Луна)
Г) U - уран

3. Какой элемент назван в честь мифического героя, укравшего огонь у богов:
А) Та - тантал
Б) Тh - торий
В) Nb - ниобий
Г) Pm - прометий (Прометей)

К чистым веществам относится

А) уксус
Б) дистиллированная вода
В) воздух
Г) молоко

5. Является веществом:
А) капля росы
Б) медная монета
В) кусочек мела
Г) ртуть (остальные тела)

6. Одинаковую относительную массу имеют вещества, формулы которых:

А) CuSO 4 и CuS
Б) CuS и CuO
Б) CuO и Cu 2 S(Массы практически одинаковы: 159,6 и 159,2)
Г) CuSO 4 и Cu 2 S

7. Массовая доля серы в серной кислоте H 2 SО 4 равна:

А) 2,04%
Б) 65,31%
В) 32,65%
Г) 3,2%

8. Какое из перечисленных веществ самое соленое?
А) N 2
Б) NaCl
В) H 2 O
Г) С 2 Н 5 ОН

9.Сложными являются вещества пары:
А) сера и алюминий
Б) вода и метан
В) озон и хлороводород
Г) аммиак и азот

10. К химическим явлениям относится:
А) плавление парафина
Б) растворение спирта в воде
В) выпаривание раствора соли
Г) изменение окраски индикатора

11. Мельчайшая частица вещества, являющаяся носителем его химических свойств, называется:

1) крупинка; 2) кристаллик; 3) атом; 4) молекула; 5) ион.

12. Укажите простое вещество, которое не является металлом:

1) олово; 2)фосфор ; 3) ртуть; 4) магний; 5) медь.

13 . Какие частицы входят в состав ядра атома?

1) электроны

Протоны

Среди перечисленных металлических материалов, используемых для изготовления призовых медалей, жетонов и монетных знаков, сплавом является

1) золото; 2) серебро; 3) бронза; 4) никель; 5) алюминий.

Некоторым химическим элементам их первооткрыватели дали имена в честь названий своих государств (на родном или латинском языке). Все перечисленные элементы названы в честь европейских стран, кроме

1) полония; 2) германия; 3) рутения; 4) палладия; 5) франция.

16. Имеется список газов: 1) углекислый газ; 2) кислород; 3)азот; 4) водород; 5)аргон

Наличие какого из них в выдыхаемом воздухе устанавливают, когда дуют через трубочку в известковую воду?

Какие вещества могут растворяться в воде?

1) только газообразные 2) только жидкие и твёрдые

3) жидкие, газообразные, твёрдые 4) только твёрдые

18. Что означает запись 5N2:

А)Пять атомов азота Б)Пять молекул азота

В)Два атома азота Г)Десять атомов азота

19. Укажите единицу измерения количества вещества:

А)Моль Б)г\моль В)а.е.м. Г)дм3

20. Слово «атом» в переводе с греческого обозначает:

1) «неделимый»; 2) «одинаковая доля»; 3) «мельчайший»; 4) «единый»

21. Из перечисленных веществ сложным веществом является:

1) воздух;2) поваренная соль ; 3) алюминий; 4) кислород

22. Отделить бензин от воды можно с помощью:

1) фильтрования; 2) отстаивания ; 3) магнита 4) кристаллизации

23. Конденсация газа происходит:

1) при его охлаждении; 2) при его нагревании; 3) при его испарении; 4) в электрическом конденсаторе

24. В качестве отбеливающего и дезинфицирующего средства используется:

1) гашеная известь; 2) негашеная известь;3) хлорная известь; 4) алебастр

25. Укажите верную запись для химического вещества:

А)Ar (Ca)= 40 г\ мольБ)Mr (O2) = 32

В)Ar (He) = 4 гГ)М (Н2) = 2 моль

26. Массовая доля серы в серной кислоте H2SО4 равна:

1. 2,04% 2. 65,31%3. 32,65% 4.3,2%

27. Юный химик составил список химических явлений, которые можно наблюдать на кухне:

а) гашение соды уксусом при приготовлении теста; б) растворение сахара в воде;

в) прокисание молока; г) брожение сока; д) плавание сливочного масла на горячей сковородке; е) заваривание чая; ж) горение газовой горелки; з) кипение воды в чайнике.

Однако он ошибся и включил в список физические явления. Укажите их. Чем они отличаются от химических явлений?

28. Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если расположите элементы в определённом порядке, взяв за основу принцип построения периодической системы Д.И. Менделеева, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.

А) Укажите названия данных элементов.

Б) Запишите порядок расположения элементов в таблицу.

Ответ: Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».

Li – хо N – рош F – ий Ne – др Na – уг Mg – э Si – тон Cl –аст Ar – оящ Sc – ий Cr – кл

Fe – ад

29. Какой элемент является самым распространенным на Земле?

А. алюминий Б. железо В.кислород Г. водород

30. Самый распространенный элемент Вселенной.

А. гелий Б. железо В.азот Г. водород

31 . Какой элемент назван по имени прекрасной богини утренней зари Авроры - дочери Солнца?

А. медь Б. золото В. серебро Г. платина

32 . Химический элемент, входящий в состав гемоглобина?

А. натрий Б. йод В. кальций Г. железо

33. Элемент -"светоносец"

А. фосфор Б. неон В.кислород Г. радий

34. Самый распространённый на Земле металл

А. алюминий Б. железо В. медь Г. золото

35. Какой металл первым начали добывать и обрабатывать люди?

А. алюминий Б. железо В. медь Г. золото

36. Какой элемент входит в состав зубных паст, т.к. укрепляет зубную эмаль и предотвращает кариес.

А. кальций Б. титан В. фтор Г. фосфор

· В каком элементе мы найдем название полуострова? (скандий)

· Древнеримский бог моря в названии элемента (нептуний)

· Элемент, названный в честь мифического героя, подарившего людям огонь. (прометий)

· Из названий двух животных слагается название элемента (мышьяк)

· Какие элементы названы в честь ученых? (менделевий, эйнштейний, фермий, нобелий, резерфордий, лоуренсий, бор, курчатовий, кюрий)

Переведите на понятный язык: Не все то аурум, что блестит. Куй феррум, пока горячо. Слово – аргентум, молчание – аурум. Купрумного гроша не стоит.

· В IV веке до нашей эры войска Александра Македонского вторглись в Индию. На берегах реки Инд в войсках разразилась эпидемия желудочно-кишечных заболеваний, которая, как ни странно, не затронула ни одного военачальника. Оказалось, что простые воины пользовались оловянной посудой, а их командиры именно этой. Тогда и вспомнили, что персидский Царь Кир II Великий во время военных походов приказывал хранить питьевую воду в сосудах из этого металла. Много позже римские легионеры стали носить панцири, наколенники и поножи из этого металла. Он обладает бактерицидными свойствами, обеззараживая воду, а также способствовало быстрому заживлению ран без нагноений. Назовите этот металл.

· С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот газ, обладает удушающим действием. Этот газ был первым боевым отравляющим веществом, применённым немцами во время Первой мировой войны. О каком газе идет речь?

Открытые вопросы

Вопрос 1
Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах.

Ответ: Рутений (Ru) – назван в честь России; 101Ru (44 протона, 57 нейтронов, 44 электрона)

Полоний (Po) – в честь Польши; протонов 84, нейтронов 125, 84 электрона

Франций (Fr) – в честь Франции;.223Fr (87протонов,136 нейтронов, 87 электронов)

Германий (Ge) – в честь Германии; протонов 32, нейтронов 41.

Вопрос 2
Вы - пилот самолета, летящего из Талдыкоргана в Алматы. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Сколько лет пилоту? Дополнительный вопрос: какой металл вёз самолет? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. - 1 рубль?

Ответ: 14 лет. Алюминий, потому что в 1827 году он был впервые получен. Свойства его легкий, блестящий металл.

Вопрос 3
Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество отключено, но есть две лампы: газовая и керосиновая. Что Вы зажжете в первую очередь? Дополнительный вопрос: где еще применяется газ (предположите, какой) и керосин?

Ответ: Спичку. В газовой лампе - природный газ (применяется как топливо), керосин (растворитель, дизельное и авиационное топливо, удаление ржавчины).

Вопрос 4
Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи.

Ответ: Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита. Сахар с речным песком растворить в воде,профильтровать, выпарить воду.

Вопрос 5
Юный Химик смешал вместе пять жидкостей: бензин, воду, ртуть, спирт, растительное масло. Поместив смесь в делительную воронку, он увидел, что смесь разделилась на три слоя. Опишите состав каждого из слоев сверху вниз. Ответ аргументируйте.

Ответ: Верхний слой образуют нерастворимые в воде жидкости с плотность меньше, чем у воды:

бензин и растительное масло

Средний слой образует вода и растворенный в ней спирт

Нижний слой слой образует тяжелая и нерастворимая в воде металлическая ртуть

Вопрос 6

Налейте в чашку только что закипевшей воды и всыпьте в неё чайную ложку питьевой соды. Что наблюдаете, объясните наблюдаемое явление. Назовите, какое это явление, обоснуйте.

Ответ: А) Наблюдается шипение– сода разлагается с выделением углекислого газа в горячей воде. Б)Явление – химическое

Вопрос 7

Внесите в пламя пробирку с частичками парафина. Что наблюдаете, объясните наблюдаемое явление. Назовите, какое это явление, обоснуйте.

Ответ: Плавление –изменение агрегатного состояния Явление – физическое.

Вопрос 8

Перед вами зашифрованное имя ученого

Кислород Магний Свинец Азот Водород Железо Медь Цинк

В У Е А Л А ЗЬ

Чтобы его расшифровать сделайте следующие действия: определите относительную атомную массу каждого элемента, затем расположите их в порядке возрастания относительных атомных масс. (Лавуазье)

Вопрос 9

«Белое золото» 583-й пробы содержит 58,3% золота, 23,5 % меди, 12, 2% никеля, 6, 0 % цинка. Какая масса золота содержится в изделии массой 20 г? (11,66г)

Вопрос 10

Иодид калия (формула: КI) применяют в качестве средства профилактики болезней щитовидной железы (железа вырабатывает йодсодержащий гормон-тироксин), а также во время техногенных аварий с выбросом радиоактивных веществ (с целью недопущения накопления радиоактивного йода в щитовидной железе). Вопрос 1. Какое число химических элементов содержится в водном растворе иодида калия? Ответ: 4 химических элемента H, O, K, I

Водный раствор иодида калия можно использовать для обнаружения хлора (в водный раствор надо добавить крахмал в качестве реагента на йод).

Схема реакции: 6КI + 4Cl2 = 4KCl + 4I2 (иод + крахмал → синее окрашивание)

Как Вы заметили, в уравнении реакции между иодидом калия и хлором коэффициенты поставлены не правильно. Исправьте! Какова правильная сумма коэффициентов в этом уравнении? Ответ: 2KI+Cl 2 =2KCl+I 2 сумма коэффициентов =6

Вопрос 11

«Это сложное вещество широко распространено в природе. Встречается по

всему земному шару. Не имеет запаха. При атмосферном давлении вещество

может находиться только в газообразном и твёрдом состояниях. Многие учёные

считают, что это вещество оказывает влияние на повышение температуры

нашей планеты. Применяется в различных производствах, в том числе и

пищевой промышленности. Используется при тушении пожаров. Однако

в химической лаборатории им нельзя тушить горящие металлы, например

магний. Напитки, приготовленные с этим веществом, очень любят дети. Но

постоянное потребление таких напитков может вызвать раздражение стенок

желудка».

1)Определите вещество на основе его описания.

2)Какие названия этого вещества Вам известны?

3)Приведите известные Вам примеры применения и назовите источники

образования этого вещества.

1 Названо вещество – углекислый газ (оксид углерода(IV))

2 Сухой лёд, углекислота, угольный ангидрид

3 Углекислый газ применяется в производстве газированных напитков,

сахарном производстве, при тушении пожаров как хладагент и пр. Образуется

при дыхании животных организмов, брожении, гниении органических остатков,

в производстве негашёной извести, сжигании органических веществ (торфа,

древесины, природного газа, керосина, бензина и т. д.).

Вопрос 12

Состав химических соединений часто характеризуют с помощью атомных

долей. Так, молекула углекислого газа CO2 состоит из одного атома C и двух

атомов O, всего в молекуле три атома. Тогда атомная доля C равна 1/3, атомная

доля O – 2/3.

Приведите по одному примеру веществ, в которых атомные доли

составляющих их элементов равны:

в) 1/3, 1/3 и 1/3;

г) 1/6, 1/6 и 2/3;

а) Два элемента, число атомов в молекуле (формульной единице) одинаково:

б) Два элемента, атомов одного из них в молекуле (формульной единице) – 2,

другого – 3: Al2O3, Fe2O3.

в) Три элемента, всех атомов поровну: KOH, NaOH.

г) Три элемента: атомов двух из них в молекуле (формульной единице) поровну,

а третьего элемента в 4 раза больше: KMnO4, CuSO4.

д) Любое простое вещество.

Вопрос 13

Где больше урана – в 1,2 г хлорида урана(IV) или 1,0 г оксида урана(VI)?

1) Запишите формулы этих соединений.

2) Ответ обоснуйте и подтвердите расчётом.

3) Запишите уравнения реакций получения этих веществ из урана.

Ответ: 1) UCl4, UO3.

2) UCl4 w(U) = 62,6 %, значит в 1,2 г этого вещества содержится 0,75 г урана

UO3 w(U) = 83,2 %, значит в 1,0 г этого вещества содержится 0,83 г урана.

Больше урана содержится в 1,0 г оксида урана(VI).

3) U+ 2Cl2 = UCl4; 2U + 3O2 = 2UO3

Задача 14. «Пять порошков»

В пяти пронумерованных стаканах выданы порошки следующих веществ: медь, оксид меди(II), древесный уголь, красный фосфор и сера. Цвет веществ, находящихся в стаканах, указан на рисунке

Рисунок

Ученики исследовали свойства выданных порошкообразных веществ, результаты своих наблюдений представили в таблице.

  1. Определите, в каком стакане находится каждое из веществ, выданных для исследования. Ответ обоснуйте.
  2. Напишите уравнения реакций, которые протекают с участием выданных веществ при их нагревании на воздухе.
  3. Известно, что плотность веществ, находящихся в стаканах № 1 и № 3, больше плотности воды, т. е. эти вещества должны тонуть в воде. Однако порошки этих веществ плавают на поверхности воды. Предложите возможное объяснение этому факту.

Решение

1) В стакане № 1 находится порошок угля . Чёрный цвет, тлеет на воздухе при нагревании.

№ 2 – оксид меди (II) ; имеет чёрный цвет, при нагревании не изменяется.

№ 3 – сера ; жёлтый цвет, характерное горение с образованием сернистого газа.

№ 4 – красный фосфор ; тёмно-красный цвет, характерное горение с образованием оксида фосфора(V).

№ 5 – медь ; красный цвет; появление чёрной окраски при нагревании за счёт образования оксида меди(II).

2) Уравнения реакций, которые протекают с участием выданных веществ при их нагревании на воздухе:

  • C + O 2 = CO 2
  • S + O 2 = SO 2
  • 4P + 5O 2 = 2P 2 O 5
  • 2Cu + O 2 = 2CuO

3) В стаканах № 1 и № 3 находятся соответственно порошки древесного угля и серы. Частички древесного угля пронизаны капиллярами, заполненными воздухом, таким образом, их средняя плотность оказывается меньше 1 г/мл.

К тому же поверхность угля, как и поверхность серы, не смачивается водой, т. е. является гидрофобной. Мелкие частички этих веществ удерживаются на поверхности воды силой поверхностного натяжения.

Задача 15.

Три сосуда одинакового объема при нормальных условиях заполнены тремя различными веществами: азотом, хлороводородом и водой. Расположите сосуды в порядке возрастания числа молекул в них. Ответ обоснуйте

Ответ: HCl,N2,H2Ol.Вода имеет самую маленькую молярную массу (18г/моль), поэтому количество молекул в сосуде с водой будет наибольшим. Молярная масса молекулы азота равна 28г/м, поэтому она посередине, а мол. масса хлороводорода (соляной кислоты) равна 36,5г/м, поэтому в сосуде с этим веществом будет меньше всего молекул.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

Неразделенные порошки выписываются общей массой от 5 до 100 г. Количество порошка на один прием указывается в сигнатуре. Выписываются в неразделенных порошках лекар­ственные вещества не сильнодействующие и не требующие точной дозировки. Используются чаще наружно, реже -внутрь. Для наружного применения предпочтительнее мель­чайшие порошки, так как они не оказывают местного раздра­жающего действия и обладают большей адсорбирующей по­верхностью по сравнению с обычными порошками.

А. Простые неразделенные порошки Простые неразделенные порошки состоят из одного лекар­ственного вещества.

Правила выписывания

При выписывании таких порошков после обозначения Rp.: указывают название лекарственного вещества в роди­тельном падеже с большой буквы и его общее количество в граммах. Вторая строчка начинается обозначением D. S., и далее следует сигнатура. Название лекарственной формы в рецепте не указывается.

Rp.: Kalii permanganatis 5,0

D. S. Для приготовления растворов.

ВЫПИСАТЬ:

1.30,0 магния сульфата (Magnesii sulfas). Принимать по 1 сто­ловой ложке на прием, растворив в 2/3 стакана воды.

    20,0 порошка анестезина (Anaesthesinum). Назначить для нанесения на рану.

    25,0 порошка стрептоцида (Streptocidum). Назначить для нанесения на пораженные участки.

4.50,0 магния окиси (Magnesii oxidum). Назначить по 1/4 чай­ной ложки 2 раза в день.

5. 5,0 борной кислоты (Acidum boricum). Принимать для промывания, предварительно растворив в 250 мл воды.

Б. Сложные неразделенные порошки Сложные неразделенные порошки состоят из двух и более лекарственных веществ.

Правила выписывания

При выписывании таких порошков после обозначения Rp.: указывают название одного лекарственного вещества в родительном падеже с большой буквы и его общее коли­чество в граммах или единицах действия. На второй строчке - название следующего лекарственного вещества в родительном падеже с большой буквы и его общее количество в граммах или единицах действия и т. д. Затем указывается М. f. pulvis (Смешай, чтобы получился порошок). Далее следует обозна­чение D. S. и сигнатура.

Rp.: Benzylpenicillinum-natrii 125 000 ED Aethazoli 5,0 M. f. pulvis

D. S. По 1/4 порошка через каждые 4 часа для вдувания внос.

ВЫПИСАТЬ:

Разделенные порошки

Разделенные порошки разделены на отдельные дозы в апте­ках или на фармацевтическом заводе. Средняя масса разделен­ного порошка обычно колеблется от 0,3 до 0,5, но не должна быть менее 0,1.

А. Простые разделенные порошки

Простые разделенные порошки состоят из одного лекар­ственного вещества.

Правила выписывания

При выписывании таких порошков после обозначения Rp.: указывают название лекарственного вещества в родитель­ном падеже с большой буквы и его количество в граммах. На второй строчке дается указание о количестве порошков: D. t. d N.... (Дай таких доз числом...). Третья строчка - сигна­тура (S.).

Rp.: Pancreatini 0,6 D. t. d N. 24 S. По 1 порошку З раза в день до еды.

ВЫПИСАТЬ:

1.10 порошков бромизовала (Bromisovalum) по 0,5. Назна­чить по 1 порошку за полчаса до сна.

2.12 порошков хинина гидрохлорида (Chinini hydrochlo-ridum) по 100 мг. Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

3.6 порошков панкреатина (Pancreatinum) по 600 мг. Назна­чить по 1 порошку 3 раза в день после еды.

4.12 порошков бромкамфоры (Bromcamphora) по 250 мг. Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

5.12 порошков сульгина (Sulginum) по 500 мг. Назначить по 1 порошку 4 раза в день.

Б. Сложные разделенные порошки

Сложные разделенные порошки состоят из нескольких лекарственных веществ.

Правила выписывания

При выписывании таких порошков после обозначения Rp.i указывают название одного лекарственного вещества в родительном падеже с большой буквы и его количество в граммах. На второй строчке - название следующего лекар­ственного вещества в родительном падеже с большой буквы и его количество в граммах и т. д. Далее указывается М. f. pulvis (Смешай, чтобы получился порошок). Затем дается указание о количестве порошков: D. t. d. N.... (Дай таких доз числом...). Последняя строчка - сигнатура (S.).

Rp.: Codeini phosphatis 0,015 Natrii hydrocarbonatis 0,3 M. f. pulvis D.tdN. 10 S. По 1 порошку 3 раза в день

ВЫПИСАТЬ:

1.30 порошков, содержащих по 0,2 кислоты аскорбиновой (Acidum ascorbinicum) и 0,01 тиамина бромида (Tiamini bromi-dum). Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

2.12 порошков, содержащих по 20 мг этилморфина гидро­хлорида (Aethylmorphini hydrochloridum) и 400 мг натрия гидрокарбоната (Natrii hydrocarbonas). Назначить по 1 по­рошку 2 раза в день.

3.20 порошков, содержащих по 300 мг танальбина (Tannal-binum) и висмута субнитрата (Bismuthi subnitras). Назначить по 1 порошку 4 раза в день.

4.15 порошков, содержащих по 0,1 акрихина (Acrichinum) и бигумаля (Bigumalum). Назначить по 1 порошку 2 раза в день.

5.14 порошков, содержащих по 0,015 кодеина фосфата ifodeini phosphas) и 0,25 терпингидрата (Terpini hydratum). Назначить по 1 порошку 2 раза в день.

В. При выписывании порошков детям или при выписывании сильнодействующих лекарственных веществ, доза кото­рых меньше 0,1, для увеличения массы порошка добавляют индифферентные вещества (например, сахар - Saccharum) в количестве 0,2-0,3 для получения средней массы порошка.

Rp.: Dibazoli 0,02 Sacchari 0,3 М. f. pulvis D.tdN. 10 S. По 1 порошку З раза в день.

ВЫПИСАТЬ:

1.6 порошков хинина гидрохлорида (Chinini hydrochlo-ridum) no 30 мг. Назначить по 1 порошку 2 раза в день.

    30 порошков, содержащих по 0,01 рибофлавина (Riboflavinum). Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

    20 порошков, содержащих по 30 мг рутина (Rutinum) и 50 мг кислоты аскорбиновой (Acidum ascorbinicum). Назна­чить по 1 порошку 3 раза в день.

4.10 порошков, содержащих по 20 мг папаверина гидрохлорида (Papaverini hydrochloridum) и 3 мг платифиллина гидротартрата (Platyphyllini hydrotartras). Назначить по 1 порошку 2 раза в день.

5.15 порошков, содержащих по 5 мг димедрола (Dimedrolum). Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

Г. Порошки растительного происхождения

Правила выписывания

Пропись порошков растительного происхождения начи­нают с названия лекарственной формы в родительном падеже единственного числа с большой буквы (Pulveris), далее указы­вают часть растения в родительном падеже с маленькой буквы и его название также в родительном падеже с большой буквы.

К порошкам растительного происхождения (из листьев, корней и пр.) индифферентные вещества добавляют в том случае, если масса порошка менее 0,05.

Rp.-. Pulveris radicis Rhei 0,6 D. t. d. N. 24 S. По 1 порошку на ночь.

ВЫПИСАТЬ:

    10 порошков из листьев наперстянки (folia Digitalis) по 40 мг. Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

    20 порошков из травы термопсиса (herba Thermopsidis) по 100 мг. Назначить по 1 порошку 5 раз в день.

    25 порошков из морского лука (bulbum Scillae) no 50 мг. Назначить по 1 порошку 4 раза в день.

4.6 порошков из травы сушеницы тогашой (herba Gnaphalii uliginosi) по 0,2. Принимать по 1 порошку 3 раза в день до еды, растворив в 1/4 стакана теплой воды.

Задание 1 «Десять порошков»

В десяти пронумерованных стаканах выданы порошки следующих веществ: медь, оксид меди(II), древесный уголь, красный фосфор, сера, железо, хлорид натрия, сахар, мел, малахит (оснóвный карбонат меди(II)). Ученики исследовали свойства выданных порошкообразных веществ, результаты своих наблюдений представили в таблице.

Номер стакана Цвет исследуемого вещества «Поведение» порошка при помещении его в стакан с водой Изменения, наблюдаемые при нагревании исследуемого порошкав ложечке с помощью спиртовки
белый практически не изменяется
белый тонет в воде, постепенно растворяется плавится, темнеет, постепенно обугливается
белый практически не изменяется
жёлтый плавится, горит голубоватым пламенем
красный тонет в воде, не растворяется постепенно чернеет
тёмно-красный тонет в воде, не растворяется горит ярким белым пламенем
зелёный тонет в воде, не растворяется постепенно чернеет
тёмно-серый тонет в воде, не растворяется темнеет, частички в пламени раскаляются
чёрный частички плавают на поверхности воды, не растворяются начинает тлеть
чёрный тонет в воде, не растворяется практически не изменяется
  1. Определите, в каком по номеру стакане находится каждое из веществ, выданных для исследования. Ответ обоснуйте.
  2. Какие из выданных веществ реагируют с соляной кислотой с выделением газа? Составьте соответствующие уравнения реакций.
  3. Известно, что плотность веществ, находящихся в стаканах № 4 и № 9, больше плотности воды, т. е. эти вещества должны тонуть в воде. Однако порошки этих веществ плавают на поверхности воды. Предложите возможное объяснение этому факту.
  4. Известно, что три выданных вещества проводят электрический ток. Какие это вещества? Раствор какого вещества проводит электрический ток?

Решение

1. В стакане № 1 находится хлорид натрия . Белый цвет, растворяется в воде,практически не изменяется на воздухе при нагревании.

№ 2 – сахар ; белый цвет, растворяется в воде, плавится и постепенно

обугливается при нагревании.

№ 3 – мел ; белый цвет, не растворяется в воде.

№ 4 – сера ; жёлтый цвет, характерное горение.

№ 5 – медь ; красный цвет; появление чёрной окраски при нагревании на воздухе за счёт образования оксида меди(II).

№ 6 – красный фосфор ; тёмно-красный цвет; характерное горение.

№ 7 – малахит ; зелёный цвет; появление чёрной окраски при термическом разложении за счёт образования оксида меди(II).

№ 8 – железо ; тёмно-серый цвет; потемнение при нагревании.

№ 9 – древесный уголь ; чёрный цвет; тлеет при нагревании на воздухе.

№ 10 – оксид меди(II) ; чёрный цвет; отсутствие изменений при нагревании.

По 0,5 балла за каждое верное определение и разумное обоснование.

Максимум – 5 баллов .

2. Газообразные вещества выделяются при взаимодействии соляной кислоты с мелом, малахитом и железом:

  • CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + CO 2 + H 2 O
  • (CuOH) 2 CO 3 + 4HCl = 2CuCl 2 + CO 2 + 3H 2 O
  • Fe + 2HCl = FeCl 2 + H 2

По 1 баллу за каждое уравнение

3. В стаканах № 4 и № 9 находятся соответственно порошки серы и древесного угля. Частички древесного угля пронизаны капиллярами, заполненными воздухом, таким образом, их средняя плотность оказывается меньше 1 г/мл. К тому же, поверхность угля, как и поверхность серы, не смачивается водой, т. е. является гидрофобной. Мелкие частички этих веществ удерживаются на поверхности воды силой поверхностного натяжения.

1 балл

4. Электрический ток проводят медь, железо и уголь.

Раствор хлорида натрия проводит электрический ток, т. к. NaCl – электролит.

1 балл

Всего 10 баллов .

Задание 2 «Вывод формулы органического вещества»

Органическое соединение А содержит 39,73 % углерода и 7,28 % водорода по массе. Определите молекулярную формулу вещества А и установите его структурную формулу, если известно, что в его состав входит четвертичный атом углерода, а плотность паров по воздуху равна 5,2. Назовите органическое соединение А по систематической номенклатуре. Предложите способ получения А.

Решение

1) Т.к. сумма массовых долей не равна 100 %, следовательно, в молекуле ещё есть какой-то остаток, содержание которого равно: 100 – 39,73 – 7,28 = 52,99 %.

Молярная масса вещества: M(A) = D возд ∙M возд = 5,2 ∙ 29 = 151 г/моль.

Число атомов водорода в молекуле A : 151 ∙ 0,0728/1 = 11.

Число атомов углерода в молекуле A : 151 ∙ 0,3973/12 = 5.

Молярная масса остатка равна 151 × 0,5299 = 80 г/моль, что соответствует одному атому брома, следовательно, молекулярная формула вещества А – C 5 H 11 Br.

2) В состав А входит четвертичный атом углерода, поэтому А имеет следующую структуру:

3) Способ получения А :

Система оценивания:

Задание 3 «Три углеводорода»

Массовая доля углерода в трёх углеводородах составляет 85,7 %. Установите молекулярные формулы этих углеводородов, если плотность их по воздуху составляет 0,97; 1,43; 1,93. Приведите структурные формулы изомеров этих углеводородов и назовите их в соответствии с правилами международной номенклатуры.

Решение

а) Определение молярных масс углеводородов: М = D возд. (С x H y)∙29;

  1. M 1 = 0,97∙29 = 28 г/моль;
  2. M 2 =1,45∙29 = 42 г/моль;
  3. M 3 = 1,93∙29 = 56 г/моль.

б) Определение простейшей формулы искомых углеводородов: 100 г вещества С x Н y содержат 85,7 г углерода и 14,3 г водорода. Соотношение количества вещества углерода и водорода для искомых углеводородов составляет:

Следовательно, простейшая формула искомых углеводородов СН 2 ;

М(СН 2)= 14 г/моль.

в) Определение молекулярных формул искомых углеводородов и приведение структурных формул их изомеров:

1-й углеводород

28: 14 = 2; n = 2 ⇒ С 2 Н 4 - этилен . Изомеров не имеет.

2-й углеводород

42: 14 = 3; n = 3 ⇒ С 3 Н 6

Изомеры С 3 Н 6:

CH 2 =СН–СН 3 - пропен

- циклопропан

3-й углеводород

56: 14 = 4; n = 4 ⇒ С 4 Н 8

Изомеры : СН 3 – СН 2 – СН = СН 2 - бутен-1

- цис -бутен-2

- транс -бутен-2

СН 3 – С(CН 3) = СН 2 - метилпропен

Критерии оценивания

Определение простейшей формулы углеводородов. 1 балл

Определение молекулярных формул углеводородов и приведение структурных формул их изомеров:

  • 1-й углеводород 2 балла (1 балл за молекулярную формулу и 1 балл за структуру этилена)
  • 2-й углеводород 2 балла (1 балл за молекулярную формулу и по 0,5 балла за каждую структуру)
  • 3-й углеводород 5 баллов (1 балл за молекулярную формулу, по 0,5 балла за каждую структуру и 1 балл дополнительно, если учтена цис-трансизомерия).

(Если молекулярные формулы правильно определены без использования простейшей формулы, то 1 балл за простейшую формулу добавляется к результату.)

Всего 10 баллов .

Задание 4 «Превращения неметалла»

1) Выберите подходящий неметалл и осуществите для него превращения:

простое вещество → X → водородное соединение → высший оксид → простое вещество → соль

2) Напишите уравнения соответствующих реакций.

Решение

1) Подходят кремний и фосфор .

Цепочка для кремния .

Si → Mg 2 Si → SiH 4 → SiO 2 → Si → Na 2 SiO 3

2) Уравнения реакций:

  • Si + 2Mg = Mg 2 Si
  • Mg 2 Si + 4HCl = SiH 4 + 2MgCl 2
  • SiH 4 + 2O 2 = SiO 2 + 2H 2 O
  • SiO 2 + C = Si + CO 2
  • Si + 2NaOH + H 2 O = Na 2 SiO 3 + 2H 2

Каждое уравнение реакции – 2 балла .

Всего 10 баллов .

Задание 5 «Правые части с коэффициентами»

Восстановите левую часть уравнений:

Решение

По 2 балла за уравнение.

Всего 10 баллов .

Задание 6 «Волшебный порошок»

Разбирая реактивы в лаборатории, юный химик нашёл неподписанную банку с белым порошком без запаха. Для исследования его свойств, юный химик аккуратно взвесил 10,00 граммов и разделил их ровно на 5 частей, с каждой из частей он провёл следующие опыты:

Номер опыта

Ход эксперимента

Наблюдения

Добавил в воду, а затем прилил несколько капель раствора лакмуса Хорошо растворим в воде. Раствор окрасился в красный цвет
Растворил в воде. Затем добавил избыток карбоната калия Бурное выделение газа
Аккуратно внёс часть навески в пламя горелки Пламя горелки окрасилось в фиолетовый цвет
Растворил в воде. Затем добавил избыток хлорида бария Выпало 3,43 г белого осадка, нерастворимого в кислотах и щелочах
Растворил в воде. После этого добавил избыток гидроксида калия Пробирка нагрелась. Видимых признаков реакции не наблюдалось
  1. Определите состав белого порошка. Ответ подтвердите расчётом.
  2. Для опытов 2, 4, 5 приведите соответствующее уравнение реакции.
  3. Что произойдёт при нагревании белого порошка? Приведите уравнение реакции.

Решение

1. Окрашивание пламени горелки в фиолетовый цвет говорит о том, что искомый порошок – соль калия. Выпадение белого осадка с избытком хлорида бария – качественная реакция на сульфат-ион. Но сульфат калия (K2SO 4) имеет нейтральную среду (соль образована сильным основанием и сильной кислотой), а согласно опыту № 1 лакмус окрашивает раствор соли в красный цвет, что говорит о кислой реакции.

Следовательно, искомая соль – гидросульфат калия, KHSO 4 . Проверим это расчётом:

т. к. исходную навеску в 10,00 г юный химик разделил на пять равных частей, значит в реакцию вступило 2,00 г соли:

m (BaSO 4) = 0,0147 моль ∙ 233 г/моль = 3, 43 г.

Полученная масса сульфата бария совпадает с результатами эксперимента, следовательно белый порошок – действительно KHSO 4 .

Уравнения реакций :

  1. 2KHSO 4 + K 2 CO 3 → 2K 2 SO 4 + CO 2 + H 2 O
  2. KHSO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓ + HCl + KCl
  3. KHSO 4 + KOH → K 2 SO 4 + H 2 O

Уравнение реакции разложения .