Болезни Военный билет Призыв

Направления русской общественной мысли при николае 1. «Философические письма» П. Я. Чаадаева. Основные направления движений

Переживала период великого исторического поворота от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по- своему. Общественное движение в те годы имело несколько характерных особенностей:

Оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов;
- произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством;
- впервые консервативное направление получило собственную идеологию;
- оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли;
- участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

Консервативное движение .

Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа С. С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного просвещения. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т. д. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

Крупнейшими теоретиками консервативного направления были также историки Н. Г. Устрялов и М. П. Погодин, драматург и поэт Н. В. Кукольник, писатели Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин. Они доказывали исключительность исторического пути России и считали его единственно правильным.

Либеральное движение. Западники и славянофилы.

Российский либерализм был представлен в те годы западниками и славянофилами. Складывание идеологии западничества и славянофильства относится к концу 30-х - началу 40-х гг.

Представителями западничества были историки Т. Н. Грановский и Соловьев, юрист К. Д. Кавелин, литераторы П. В. Анненков, В. П. Боткин, И. С. Тургенев. Западники считали, что мировая цивилизация едина и вычленение из нее какой-либо страны ведет не к благу, а к загниванию. Они полагали, что Россия стала цивилизованным государством лишь благодаря преобразованиям Петра Великого, который впервые попытался привить своему народу черты европейской образованности. Задача России, по их мнению, состояла в том, чтобы примкнуть к Западу и образовать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью».

Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и русского. Говоря о России, они подчеркивали особенности ее государственного и общественного быта, православной веры. С этой точки зрения славянофилы отрицательно оценивали деятельность Петра I, считая, что его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада. Это, по их мнению, стало причиной общественных неурядиц. Главной задачей, стоявшей перед страной в середине XIX в., славянофилы считали возвращение ее «в старое, самобытное состояние». Даже иностранные слова, вошедшие в русскую речь, они предлагали исключить из употребления. Теоретиками славянофильства были публицисты А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев.

Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений общественной мысли были и общие черты:

Отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности;
- убежденность в необходимости коренных преобразований;
- надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;
- расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер;
- уверенность в возможности мирного осуществления реформ;
- вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию.

Кружки 20-30-х гг.

Помимо становления либеральных течений, в России получала распространение и революционная идеология. Большую роль в ее зарождении сыграли студенческие кружки 20-30-х гг., в которых участвовали и будущие либералы, и будущие сторонники революционных идей.

В московской гостиной 40-х гг. XIX в. С картины художника Б. М. Кустодиева. Слева изображены В. П. Боткин и Д. Л. Крюков, беседующие с М. С. Щепкиным; вошедший В. Г. Белинский здоровается с хозяином дома А. А. Елагиным, за столом сидят (слева направо) П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, за ними стоят А. С. Хомяков и П. В. Киреевский; справа - сидит А. П. Елагина, стоят А. И. Герцен и А. И. Тургенев

Конец 20-х - начало 30-х гг. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения. Небольшие кружки быстро раскрывались полицией, так и не успев перерасти в тайные организации и выработать свою программу. Изменился состав кружков. Если во времена декабристов это была военная молодежь, выходцы из высших слоев, то теперь кружки включали представителей самых разнообразных слоев общества.

В 1827 г. властями был раскрыт кружок братьев Критских в Московском университете, в 1831 г. - кружок Н. П. Сунгурова, участники которого вынашивали планы вооруженного восстания.

Одним из объединений, в котором были представлены и будущие западники, и славянофилы, и будущие революционеры, был кружок, созданный в 1833 г. молодым философом и литератором Н. В. Станкевичем. В него входили такие разные люди, как Т. Н. Грановский и К. С. Аксаков, В. Г. Белинский и М. А. Бакунин.

В 1834 г. был разгромлен кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Кружки были раскрыты во Владимире, Нежине, Курске, на уральских заводах.

Революционное движение. Революционное движение в России возникло в 40-50-е гг. XIX в. Оно зародилось не только в центре России, но и в ряде национальных районов. Здесь идеи революционного протеста соединились с требованиями национального освобождения. Одной из наиболее известных революционных организаций стало Ки- рилло-Мефодиевское общество на Украине (1846-1847). Его основателем был известный историк Н. И. Костомаров. Позже одним из руководителей организации стал выдающийся украинский поэт Т. Г. Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий. Главной своей целью участники общества считали создание федерации (равноправного объединения) славянских республик русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, хорватов, болгар. По вопросу о методах борьбы за осуществление своих идеалов члены общества разделились на два лагеря - сторонников умеренных мер (их возглавлял Костомаров) и приверженцев решительных действий (во главе с Шевченко).

Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

Александр Иванович Герцен (1812-1870) был незаконнорожденным сыном московского богача И. А. Яковлева. Герцен считал себя духовным наследником декабристов. Вместе со своим другом Н. П. Огаревым в 1827 г. он дал клятву «отомстить за казненных». В 1829 г. Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета, где вокруг него и Огарева в начале 30-х гг. сложился кружок единомышленников, выступавших против феодально- крепостнических порядков. В 1834 г. Герцен был арестован и выслан в Пермь за публичное исполнение «пасквильных песен». В последующие годы он состоял на государственной службе и занимался научной и писательской деятельностью. В 1847 г. он выехал за границу и отказался вернуться в Россию. В 1852 г. Герцен поселился в Лондоне и в 1853 г. на деньги, полученные в наследство от отца, основал там Вольную русскую типографию, издававшую альманах «Полярная звезда», газету «Колокол», сборник «Голоса из России» и др. Они широко распространялись в России.

В 50-е гг. Герцен разработал основные положения теории «общинного», или «русского», социализма. Согласно учению Герцена, социализм в России возникнет непременно и главной его «ячейкой» станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина должны были стать основой построения социалистического общества. Главными условиями для этого Герцен считал освобождение крестьян и ликвидацию самодержавного политического строя.

Другим крупным теоретиком революционного направления был Виссарион Григорьевич Белинский (1811 - 1848). На словесном отделении философского факультета Московского университета вокруг него сложился кружок «Литературное общество 11-го нумера». Белинский вскоре был исключен из университета. В 1833 г. он вошел в кружок Н. В. Станкевича, а с 1834 г. вел литературно- критический отдел в журналах «Телескоп» и «Молва». В 1834 г. в «Молве» была напечатана его статья «Литературные мечтания». В ней автор резко критиковал идеи С. С. Уварова.

В начале 40-х гг. под влиянием Герцена Белинский стал приверженцем революционных социалистических преобразований в России. Его взгляды особенно отчетливо проявились в критических статьях, опубликованных в журнале «Современник», издававшемся Н. А. Некрасовым. В них Белинский выступал как один из признанных духовных вождей зарождавшегося революционного лагеря. Наиболее отчетливо идеи Белинского были изложены в его «Письме к Н. В. Гоголю» (1847). В этом письме резко критиковалось самодержавие и крепостничество. Белинский главные задачи общественного движения видел в «уничтожении крепостного права, отменении телесного наказания, введении, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть». Письмо Белинского к Гоголю в сотнях списков расходилось по России и стало основой для формирования мировоззрения значительной части образованной молодежи.

В 40-е гг. были созданы первые революционные организации социалистов. К их числу прежде всего относится общество, сложившееся в 1845 г. в Петербурге вокруг М. В. Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. Еженедельно на «пятницы» Петрашевского собирались литераторы, учителя, чиновники, разделявшие революционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М. Е. Салтыков и Ф. М. Достоевский, поэты А. Н. Плещеев и А. Н. Майков, ученый- географ П. П. Семенов, пианист А. Г. Рубинштейн. Они обсуждали наболевшие вопросы жизни России, осуждали крепостное право и самодержавную власть. Петрашевцы изучали социалистические учения того времени и возможность их осуществления в России. Под влиянием событий революции 1848 г. в Европе среди членов кружка высказывались мысли о необходимости подготовки революции в России.

В 1849 г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано. 21 человек был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой.

Многие революционеры 40-50-х гг. со временем пересмотрели свои взгляды на революцию и социализм. В социалистическом учении разочаровался, например, Ф. М. Достоевский.

В целом революционное движение в России именно в 40-50-е гг. получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними причинами, но и революциями в Европе.

Главными особенностями революционной идеологии этого периода стали:

Утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества;
- обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе;
- выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социалистических учений.

Революционное движение 40-50-х гг. стало важной причиной, подталкивавшей власти к реформированию общества.

П. Я. Чаадаев.

Особое место в общественной мысли и общественном движении 30-50-х гг. занимал Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) - мыслитель и публицист. Участник Отечественной войны 1812 г. и Северного общества декабристов, он в 1823-1826 гг. жил за границей, где оформились его философско-исторические взгляды. В своих «Философических письмах» (1829-1831) Чаадаев говорил об «отлученности» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют ее историческому развитию. За публикацию первого из своих писем в журнале «Телескоп» (1836) он был объявлен сумасшедшим, а сам журнал был закрыт. Отвечая на эти обвинения в «Апологии сумасшедшего» (1837), Чаадаев выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир.

Главным итогом развития общественного движения 30- 50-х гг. стало широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции. Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования.

? Вопросы и задания

1. В каком направлении развивалось общественное движение после смерти Александра I? Какие причины обусловили такую его направленность?

2. Какие особенности общественного движения 30-50-х гг. вы считаете главными? Почему?

3. Что нового появилось в консервативном движении?

4. В чем состояли различия во взглядах западников и славянофилов? Что их объединяло?

5. Чем можно объяснить активизацию революционных настроений в российском обществе?

6. Каковы основные идеи социалистического учения А. И. Герцена?

7. В чем вы видите особенности положения П. Я. Чаадаева в общественном движении 30-50-х гг.?

Документы

Из воспоминаний Б. И. Чичерина

Дом Павловых на Сретенском бульваре был в это время одним из главных литературных центров в Москве. Николай Филиппович находился в коротких сношениях с обеими партиями, на которые разделялся тогдашний московский литературный мир, с славянофилами и западниками. Из славянофилов Хомяков и Шевырев были его близкими приятелями; с Аксаковым велась старинная дружба. С другой стороны, в таких же приятельских отношениях он состоял с Грановским и Чаадаевым... Здесь до глубокой ночи проходили оживленные споры: Редкий с Шевыревым, Кавелин с Аксаковым, Герцен и Крюков с Хомяковым. Здесь появлялись Киреевские и молодой еще тогда Юрий Самарин. Постоянным гостем был Чаадаев, с его голою как рука головою, с его неукоризненно светскими манерами, с его образованным и оригинальным умом и вечною позою. Это было самое блестящее литературное время Москвы...

Соперники являлись во всеоружии, с противоположными взглядами, но с запасом знания и обаянием красноречия...

Самая замкнутость исчезла, когда на общее ристалище сходились люди противоположных направлений, но ценящие и уважающие друг друга...

Из «Записок» С. М. Соловьева

Западная партия в [Московском] университете, т. е. партия профессоров, получивших воспитание в западных университетах, была господствующею. Партия была обширна, в ней было много оттенков, поэтому в ней было широко и привольно; я, Чивилев, Грановский, Кавелин принадлежали к одной партии, несмотря на то что между нами была большая разница: я, например, был человек религиозный, с христианскими убеждениями; Грановский остановился в раздумье относительно религиозного вопроса; Чивилев был очень осторожен - только после я узнал, что он не верил ни во что; Кавелин - также, и не скрывал этого; по политическим убеждениям Грановский был очень близок мне, т. е. очень умерен, так что приятели менее умеренные называли его приверженцем прусской ученой монархии; Кавелин же, как человек страшно увлекающийся, не робел ни перед какою крайностью в социальных преобразованиях, ни перед самым даже коммунизмом, подобно приятелю их общему, знаменитому Герцену. С последним я не был знаком по домам, но видался с ним у Грановского и в других собраниях; я любил его слушать, ибо остроумие у этого человека было блестящее и неистощимое; но меня постоянно отталкивала от него эта резкость в высказывании собственных убеждений, неделикатность относительно чужих убеждений... нетерпимость была страшная в этом человеке...

Из статьи А. С. Хомякова. 1847 г.

Некоторые журналы называют нас насмешливо славянофилами, именем, составленным на иностранный лад, но которое в русском переводе значило бы славянолюбцев. Я с своей стороны готов принять это название и признаюсь охотно: люблю славян... Я их люблю потому, что нет русского человека, который бы их не любил; нет такого, который не сознавал бы своего братства с славянином и особенно с православным славянином. Об этом кому угодно можно учинить справку, хоть у русских солдат, бывших в турецком походе, или хоть в Московском гостином дворе, где француз, немец и итальянец принимаются как иностранцы, а серб, далматинец и болгарин как свои братья. Поэтому насмешку над нашею любовию к славянам принимаю я так же охотно, как и насмешку над тем, что мы русские. Такие насмешки свидетельствуют только об одном: о скудости мысли и тесноте взгляда людей, утративших свою умственную и духовную жизнь и всякое естественное или разумное сочувствие в щеголеватой мертвенности салонов или в односторонней книжности современного Запада...

Вопросы к документам: 1. Чем вы можете объяснить наличие салонов, подобных дому Павловых, где могли собираться и западники, и славянофилы и вести дискуссии?

2. Какие черты Герцена наиболее всего не нравились С. М. Соловьеву и почему?

3. Какое качество славянофилов А. С. Хомяков считал самым главным?

Лидером консервативного направления общественной жизни был С.С. Уваров, министр образования, президент Академии наук, автор Теории официальной народности – основы идеологии консерваторов. Среди теоретиков этого направления выделялись историки Н.М. Карамзин и М.П. Погодин, драматург Н.В. Кукольник, литераторы Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, М.Н. Загоскин.

После разгрома декабристов Россия переживает период политической реакции. В конце 1820-начале 1830-х гг. революционное направление существует лишь в нескольких студенческих кружках. Среди них выделяются кружки братьев Критских (1827 г.) и Сунгурова (1831 г.), которые пытались продолжить дело декабристов и были беспощадно разгромлены правительством.

Последовательно преследовала власть и те организации, которые восприняли новые идеи утопического социализма: кружок Герцена в Москве (1833-1834) и общество Петрашевского в Петербурге (1845-1849, в работе кружка участвовал Ф.М. Достоевский). Более спокойным было существование далекого от политики умеренно либерального кружка Станкевича(1833-1839 г.), члены которого увлекались немецкой идеалистической философией.

К концу 1830-х гг. в либеральной мысли России четко выделяются два направления – западничество и славянофильство , – которые предлагают свои концепции исторического развития России и программы ее переустройства.

3ападники (В.П. Боткин, Е.Ф. Корт, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, историки С.М. Соловьев и Т.Н. Грановский) считали, что Россия является обычным европейским государством, отклонившимся от «правильного» пути развития после начала монгольского ига и вернувшимся на него, в результате реформ Петра Великого. Движению в западном направлении сильно мешают сохранение крепостничества и деспотизма. Власть и общество должны подготовить и провести хорошо продуманные, последовательные реформы (отмену крепостного права и ограничение абсолютизма), с помощью которых будет ликвидирован разрыв между Россией и Западной Европой.

С точки зрения славянофилов (А.С. Хомякова, братьев И.В. и П.В. Киреевских, К.С. и И.С. Аксаковых, А.И. Кошелева), Россия развивается по своему, самобытному, пути. Основными его признаками они называли крестьянскую общину, православие, коллективизм, ограниченный абсолютизм, демократические традиции (в форме Земских соборов). В результате реформ Петра это гармоничное устройство Руси было разрушено. Именно Петр ввел крепостное право, мешающее существованию общины, деспотизм власти и европейские нравы. Необходимо вернуть Россию на «правильный» путь развития, отменив крепостное право, ограничив абсолютизм и вернувшись к исконному укладу жизни. Этой цели славянофилы надеялись достичь с помощью реформ, которые должен провести созванный императором Земский собор. Особую, очень умеренную позицию, заняли «московские славянофилы» (Ю.М. Самарин). Они выступали против радикальных преобразований и серьезного ограничения самодержавия. Их девиз: «Сила власти – царю. Сила мнения – народу».

Таким образом, оба течения либерализма в России, совершенно по разному трактуя особенности ее исторического пути, выступали с одинаковыми лозунгами, призывая к отмене крепостного права и ограничению абсолютизма.

Представители радикального направления , А.И. Герцен, Н.П. Огарев и В.Г. Белинский в конце 1830 – начале 1840-х гг., разделяли основные идеи западников. Однако позднее радикалы подвергли самой резкой критике капиталистический строй. По их мнению, в России должно быть построено общество нового типа – общинный (русский) социализм (автор его теории – А.И. Герцен). Основной ячейкой нового общества должна стать крестьянская община, всеобщее равенство членов которой радикалы считали главным признаком социализма. В конце 1840-х гг. Герцен и Огарев эмигрировали в Англию. Там с 1857 по 1867 гг. они издают первую русскую революционную газету – «Колокол».

Особое место в общественном движении занимает П.Я. Чаадаев, участник войны 1812 г. и Северного общества декабристов. В своих «Философических письмах» (1829-1831 гг.) он говорил об отлученности России от всемирной истории, об обусловленном особенностями православия духовном застое, препятствующем историческому развитию страны. За публикацию «Писем» в журнале «Телескоп» (1836 г.) Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В 1837 г. он пишет «Апологию сумасшедшего», в которой он выражает надежду на включение России в западную христианскую цивилизацию.

План урока1. Особенности общественного движения.
2. Консервативное движение.
3. Западники и славянофилы.
4. Революционное движение.
5. П.Я.Чаадаев.

Особенности общественного движения

Несмотря
на
усиление
политического
«полицейского»
режима общественное движение в
России
продолжало
активно
развиваться.
Особенности развития общественного
движения:
1.
Николай I
2.
3.
4.
Разрыв между революционным и
реформаторским движением.
Идеологическое
оформление
консервативного режима
Оформились
социалистические
либеральные движения
Участники движений не могли
реализовать идеи на практике

Направления общественной мысли

левые
правые
центр
за власть
против реформ
за церковь и
старые порядки
против власти
за ограничение
власти
за реформы
за Конституцию и
отмену крепостного
права
за революцию
за власть народа

Консервативное движение

С.С. Уваров, М.П.Погодин - теоретики
консервативного движения.
С.С. Уваров
М.П.Погодин
С.С. Уваров – «Теория официальной
народности» - официальная идеология
государства в 30-80-е годы XIX века.
Содержание:
Православие – традиционная ориентация
на благо справедливого общества
Самодержавие – единство царя и народа
Народность –единство народа вокруг
царя.

Консервативное движение

На основе теории «Официальной народности» возникло
консервативно-охранительное направление, к которому
примыкали: Н.Карамзин, Ф.Булгарин, Н.Кукольник, Н.Греч,
М.Загоскин и др.
Ф.В. Булгарин
Н.М.Карамзин

Либеральное течение
Т.Н. Грановский,
М.С.Соловьев, К.Д. Кавелин
1. Россия и Европа развиваются по
одному пути.
2. Необходимо ограничение монархии
парламентом,
демократический строй – но не
революции.
3. Возвеличивание личности Петра I
4. Задача России примкнуть к Западу
А.С.Хомяков, И.В.
Киреевский
1. У России свой самобытный
путь
развития
без
капитализма
2. Община основа России, где
существует равенство => она
не
даст
развиваться
классовому неравенству
3. Негатив к реформам Петра I

Либеральное течение
Т.Н. Грановский,
М.С.Соловьев, К.Д. Кавелин
А.С.Хомяков, И.В.
Киреевский, бр. Аксаковы
ОБЩЕЕ:
1.Прочтите
Отмена крепостного
права, в тетрадь общие черты
§ 13 п.3 и выпишите
идейлиберальных
западниковреформ
и славянофилов
2. Проведение
(постепенные,
проведенные мирным
сверху),
(3 путем
минуты)
3. Процветание России
4. введение демократических прав и свобод.

Революционное движение

Основой революционнодемократического движения с в 20-30-е
годы XIX века становятся студенческие
кружки:
Н.В.Станкевич
1827 г. – кружок братьев Критских в МГУ
1831 г. в Москве кружок Н. Сунгурова тайное общество не разгромлено =>
готово к вооруженному восстанию.
1833г.
в
Москве
кружок
Н.В.
Станкевича, куда входили К.С.Аксаков,
В.Г. Белинский, М.А.Бакунин и др.
1834 г.- кружок А.И.Герцена, Н.П.
Огарева
А.И.Герцен и Н.П.Огарев

Революционное движение

В 40-е гг. в Петербурге возник кружок М.БуташевичаПетрашевского - осуждение крепостного права и
самодержавия (первые социалистические идеи). В 1849 г.
Участники арестованы и сосланы в ссылку.
1846-1847 – Кирилло-мефодиевское общество
(Украина) – основатель Н.И.Костомаров.
Цель: отмена крепостного права и сословных
привилегий, создание федерации славянских
народов
Действия: реформа и революция

1812, Москва - 1870, Париж

Учился в МГУ на физико-математическом
факультете,
активно
участвовал
в
студенческих кружках и акциях.
1834г. Арестован и выслан в Пермь, Вятку
где был определен на службу к
губернатору.
В связи с участием в различных кружках и обществах в 1847 г
выехал за границу
1852 г. Герцен переехал в Лондон, где основал Вольную
русскую типографию для печатания запрещённых изданий и с
1857 года издавал еженедельную газету «Колокол», сборник
«Голоса из России».

1812, Москва - 1870, Париж
русский публицист, писатель, философ.
Основные идеи:
Основа русского социализма – крестьянская
община, в которой сохраняется равноправие и
общинное владение землей.
Необходима отмена крепостного права
Переход к демократической республике

Петр Яковлевич Чаадаев

Особое место в общественном
движении занимал П.Я.Чаадаев.
Идеи:
«отлученность»
Росси
от
всемирной истории
«духовный
застой»
России,
«национальное самодовольстве»,
П.Я.Чаадаев
что
препятствует
ее
историческому развитию.
Его произведения:
«Философические письма»- За свои идеи он был объявлен
сумасшедшим, а его журнал
1829г.,
«Телескоп» был закрыт.
«Апология сумасшедшего» 1836г.

Провал попытки декабристов изменить общественный строй в России и последовавший за этим разгул полицейской реакции ослабил революционные настроения в обществе, но не уничтожил их полностью. Вопреки надеждам царедворцев социальная активность постепенно оживлялась. Антиправительственная мысль сосредоточилась в характерной организационной форме – кружках. Немногочисленные собрания студентов, чиновников, офицеров и интеллигентов-разночинцев группировались не только в столицах, но и провинциальных городах.

Власти преследовали в первую очередь представителей радикального общественного движения. От либералов их отличало признание необходимости революции. В Москве и провинции полиция и жандармы не столь рьяно выискивали противников самодержавия, поэтому в 20-50-е годы XIX в. там возникло большинство кружков радикальной направленности.

Время и место

Участники

Взгляды, деятельность

Прекращение деятельности

Кружок братьев Критских

г. Москва

П., М. и В. Критские, Н. Попов, Н. Лушников

Хотели создать большую тайную организацию, вынашивали планы цареубийства, распространяли прокламации. Вели пропаганду среди чиновников, солдат и т.п.

К следствию привлекли 13 человек. Видных членов кружка посадили в крепость потом, отдали в солдаты. Других сослали или уволили со службы.

«Сунгуровское общество»

1831 г. г. Москва

Н. Сунгуров, Я. Костенецкий, Ф. Гуров, П. Кашецкий

Назывались последователями декабристов, но пошли дальше: революционный переворот хотели устроить с опорой на народное участие.

Все члены кружка были арестованы и осуждены на разные виды смертной казни. Через полгода казнь была заменена каторгой, ссылками и солдатчиной.

«Литературное общество 11-го нумера»

1830-1832гг. г. Москва

В. Белинский, Н. Аргилландер, Б. Чистяков, И. Савинич

Члены кружка собирались в комнате № 11 общежития московского университета и были дерзкими противниками крепостничества, обличали его в литературных произведениях.

Были связаны с польскими студентами — революционерами.

В разгар «Сунгуровского дела» В. Белинского исключили из университета. После его исключения из университета кружок распался.

Кружок А. Герцена и Н. Огарева

1831 – 1834 гг. г. Москва

А. Герцен, Н. Огарев, Н. Кетчер, М. Носков, И. Оболенский, А. Савич, Н. Сатин.

Изучали и обсуждали политические и философские проблемы. Занимались помощью осужденным студентам и революционной пропагандой.

После ареста члены кружка были высланы из Москвы под полицейский надзор на местах

Кружок петрашевцев

1845-1849гг. гор. Петербург, Москва, Киев, Ростов

М. Буташевич-Петрашевский, М. и Ф. Достоевские, С. Дуров, М. Салтыков-Щедрин, Н. Спешнев и др.

Обсуждали теоретические и политические проблемы. Готовили крестьянское восстание под социалистическими лозунгами.

Было арестовано 123 человека, 21-го приговорили к расстрелу. Казнь заменена каторгой и солдатчиной.

Кирилло-мефодиевское общество

1845-1847гг. г. Киев, Украина

Н. Костомаров, В. Белозерский, Т. Шевченко, П. Кулиш и др.

Общество боролось за национальную и социальную свободу Украины, отмену крепостничества и славянскую федерацию.

Члены общества были арестованы и приговорены к разным наказаниям.

Зарождение и развитие радикальных революционных идей в России Николая I

Поражение декабристов не ввергло российское интеллектуальное общество в уныние и застой. Напротив, в жесткую и реакционную эпоху Николая I радикально настроенная разночинная молодежь с энтузиазмом стремилась продолжить дело декабристов. Рождались новые идеи единения с народом на основе, набирающей в Европе популярность социалистической революционной теории. Времена правления Николая «Палкина» были нелегкими, но весьма плодотворными для русской радикальной общественной мысли.


    Политика Николая I

    Общественно-политические движения первой половины XIX века

    1. Консервативное направление

      Либеральное направление

      Радикальное направление

      Петрашевцы

    А.И. Герцен и теория общественного социализма

Заключение

Список литературы

Введение

После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 г. в Московском университете братьями П., В. и М.Критскими был организован тайный кружок, целями которого были уничтожение царской семьи и конституционные преобразования в России.

В 1831 г. царской охранкой был раскрыт и разгромлен кружек Н.П.Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве. В 1832 г. в Московском университете действовало «Литературное общество 11 нумера», участником которого был В.Г.Белинский. В 1834 г. раскрыт кружок А.И.Герцена.

В 30-40 гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.

Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С.Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П.Погодин, С.П.Шевырев. Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.

Центральная идея в концепции славянофилов - убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истиной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра I.

Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В.Кириевские, И.С. и К.С.Аксаковы, Д.А.Валуев), в богословии (А.С.Хомяков), в социологии, экономике и политике (Ю.Ф.Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Московитянин» и «Русская правда».

Западничество возникло в 30-40 гг. 19 в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея - концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев, Е.Ф.Корш, П.В.Анненков, В.П.Боткин). Реформаторскую деятельность Петра I они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ. Огромную популярность в начале 40-х годов приобрел литературный кружок М.В.Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, А.Н.Плещеев, А.Н.Майков, П.А.Федотов, М.И.Глинка, П.П.Семенов, А.Г.Рубинштейн, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой).

С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А.Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.

Отцом «теории русского социализма» был А.И.Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.

В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе. Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г.Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.

1 ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I

Николай I, будучи расчетливым политиком, видел главную цель своего царствования в укреплении и охранении существующего строя. Но он не мог не понимать необходимости определенных общественных преобразований.

Несомненно, ключевым вопросом всей политики Николая I оставалась крестьянская проблема. Вскоре после вступления на престол Николай издал манифест от 2 мая 1826 г., которым опровергались ложные вести о перемене в правах сельского населения. Однако в 1842 г., выступая на заседании Государственного Совета, император заявил: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь - было бы злом конечно еще более гибельным». Эта речь императора содержит ответ на вопрос о том, почему многочисленные проекты, подготовленные различными секретными комитетами по рассмотрению крестьянского вопроса, так и не были реализованы.

В декабре 1826 г. был образован особый комитет для пересмотра системы государственного управления и составления проектов преобразований. Шестилетняя работа комитета не принесла реальных плодов. На протяжении царствования Николая I было создано еще 9 секретных комитетов, пытавшихся как-то решить крестьянский вопрос, изменить положение помещичьих, государственных и удельных крестьян. В 1835 г. образовался комитет специально по вопросу об отмене крепостного права. Эта акция была рассчитана на десятилетия. Первоначально мыслился лишь ввод «инвентарей», то есть определенных правил и норм, обязательных для помещиков и крестьян. Но и в таком умеренном виде реформа не прошла, император и его единомышленники не нашли поддержки даже среди членов цар-ской фамилии. Единственным следствием работы этого комитета стала реформа в отношении государственных крестьян, проведенная П.Д. Киселевым. Киселев был постоянным членом всех секретных комитетов по крестьянскому делу. Николай I называл его «начальником штаба по крестьянской части». Киселев высказывался за «двуединую реформу», которая бы коснулась и помещичьих, и государственных крестьян: преобразования в государственной деревне должны были стать образцом для помещиков в их отношениях с крестьянами. План Киселева, по существу, означал постепенную ликвидацию крепостного права (личное освобождение крестьян, регулирование государством крестьянских наделов и повинностей).

В 1837-1841 гг. Киселев проводит реформу управления государственными крестьянами (государственные крестьяне жили на казенных землях, управлялись государственными органами и считались лично свободными). Реформа предусматривала равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного самоуправления, открытие школ, больниц, распространение агротехнических знаний. Однако деятельность крестьянских органов самоуправления была сведена к минимуму, они находились в полной зависимости от местной администрации.

В соответствии с замыслом реформаторов, в 1837 г. для управления государственными крестьянами и казенными землями было учреждено министерство государственных имуществ.

В царствование Николая I отмечается некоторое ограничение сферы крепостного права, но интересы помещиков при этом практически не ущемлялись. Была запрещена продажа крестьян с разбивкой семей (указ 1841 г.), покупка крестьян безземельными дворянами (1843 г.). Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах», который стал определенной модификацией указа Александра I от 1803 г. «О вольных хлебопашцах». Согласно указу 1842 г., помещик мог по соглашению с крестьянами (без какого-либо выкупа) предоставить им личную свободу и земельный надел в наследственное владение, за который крестьяне обязаны были платить или выполнять определенные договором повинности. По существу, получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле. Такие крестьяне стали называться «обязанными». Указ 1847 г. предоставил крестьянам право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика. В 1848 г. последовал указ, разрешавший всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность. В 1847 г. на Правобережной Украине, а затем в Белоруссии стала проводиться инвентарная реформа, которая фиксировала крестьян-ские наделы и повинности.

Комитеты создавались вплоть до 1848 г., когда революции в Европе побудили Николая I встать на путь открытой реакции и окончательно отказаться от планов изменения положения крепостных крестьян.

Николаевское правительство пыталось разработать собственную идеологию, которая противопоставила бы отечественный путь развития западному, чреватому революционными потрясениями.

В начале 1830-х гг., уловив опасения Николая I по поводу воспитания молодежи, потенциально склонной к восприятию революционной «заразы» Запада, министр народного просвещения С.С. Уваров выдвинул так называемую теорию «официальной народности» («Самодержавие. Православие. Народность»). Смысл данной теории состоял в противопоставлении якобы «спокойной», «устойчивой» крепостнической России мечущемуся, подверженному разложению Западу, в обосновании необходимости для России самодержавной формы правления и незыблемости крепостничества. «Народность наша состоит в беспредельной преданности и повиновении самодержавию», - следовало из теории Уварова.

Жесткая охранительная политика Николая I вызвала сопротивление российского общества. Вспыхнуло национально-освободительное движение в Польше, произошли холерные бунты (1830-1831). Различные общественные течения, пытаясь найти свои собственные решения проблем российской действительности, сформулировали оригинальные социально-политические и философские концепции.

2 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВВ.

В первые годы царствования Николая Павловича его стремление навести порядок в государственных учреждениях, искоренить злоупотребления и утвердить законность внушали обществу надежды на изменения к лучшему. Николая I даже сравнивали с Петром I. Но иллюзии быстро развеялись. В конце 20-х - начале 30-х гг. центром общественного брожения становится Московский университет. Среди его студентов возникают кружки, в которы разрабатываются планы ведения антиправительственной агитации (кружок братьев Критских), вооруженного восстания и введения конституционного правления (кружок Н. П. Сунгурова). Группу сторонников республики и утопического социализма объединили вокруг себя в начале 30-х гг. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Все эти студенческие общества существовали недолго, они были обнаружены и разгромлены. |

В это же время студент Московского университета В. Г. Белинский (1811-1848) организовал “Литературное общество 11 нумера” (по номеру комнаты), в котором обсуждались его драма “Дмитрии Калинин”, вопросы философии и эстетики. В 1832 г. Белинский был отчислен из университета “по ограниченности способностей” и из-за “слабого здоровья”. Несколько дольше других просуществовал кружок Н. В. Станкевича, также в Московском университете. Его отличала либеральная политическая умеренность. Участники кружка увлекались немецкой философией, особенно Гегелем, историей и литературой. После отъезда Станкевича на лечение за границу в 1837 г. кружок постепенно распался. С конца 30-х гг. либеральное направление приняло форму идейных течений западничества и славянофильства.

Славянофилы.-. в основном мыслители и публицисты (А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин) идеализировали допетровскую |Русь, настаивали на ее самобытности, которую они усматривали в крестьянской общине, чуждой социальной вражды, и в православии. Эти черты, по их мнению, обеспечат мирный путь общественных преобразований в стране. Россия должна была вернуться к земским соборам, но без крепостного права. Западники - преимущественно историки и литераторы (И. С. Тургенев, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Квелин, Б. Н. Чичерин) были сторонниками европейского пути развития и выступали за мирный переход к парламентскому строю. Однако в главном позиции славянофилов и западников совпадали: они выступали за проведение политических и социальных реформ сверху, против революций. Радикальное направление сформировалось вокруг журналов “Современник” и “Отечественные записки”, в которых выступали В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. А. Некрасов. Сторонники этого направления также считали, что Россия пойдет по европейскому пути, но в отличие от либералов полагали, что революционны потрясения неизбежны. Герцен, отмежевавшись в конце 40-х гг. от западничества и восприняв ряд идей славянофилов, пришел к идее русского социализма. Он считал общину и артель основой будущего общественного устройства и предполагал самоуправление в общегосударственном масштабе и общественную собственность на землю. Самостоятельной фигурой в идейной оппозиции николаевскому правлению стал П. Я. Чаадаев (1794-1856). Выпускник Московского университета, участник Бородинского сражения и “битвы народов” под Лейпцигом, друг декабристов и А. С. Пушкина, он в 1836 г. опубликовал в журнале “Телескоп” первое из своих “Философических писем”, которое, по словам Герцена, “потрясло всю мыслящую Россию”. Чаадаев дал весьма мрачную оценку, исторического прошлого России и ее роли в мировой истории; он крайне пессимистически оценивал возможности общественного прогресса в России. Главной причиной отрыва России от европейской исторической традиции Чаадаев считал отказ от католицизма в пользу религии рабства - православия. Правительство расценило “Письмо” как антиправительственное выступление: журнал был закрыт, издатель отправлен в ссылку, цензор уволен, а Чаадаев объявлен сумасшедшим и отдан под надзор полиции. Значительное место в истории общественного движения 40-х гг. занимает общество, сложившееся вокруг социалиста-утописта М. В. Буташевича-Петрашевского. С 1845 г. у него по пятницам собирались знакомые для обсуждения философских, литературных и общественно-политических вопросов. Здесь бывали Ф. М. Достоевский, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев, М. Е. Салтыков, А. Г. Рубинштейн, П. П. Семенов. Постепенно вокруг кружка Петрашевского в Петербурге стали возникать отдельные нелегальные группы его сторонников. К 1849 г. часть петрашевцев, возлагавших надежды на крестьянскую революцию, начала обсуждать планы создания тайного общества, целью которого было бы свержение самодержавия и уничтожение крепостничества. В апреле 1849 г. наиболее активные члены кружка "были арестованы, их намерения следственная комиссия расценила как опаснейший “заговор идей”, и военный суд приговорил 21 петрашевца к смертной казни. В" последний момент приговоренным было объявлено о замене смертной казни каторгой, арестантскими ротами и ссылкой на поселение. Период, названный А. И. Герценом, “эпохой возбужденных умственных интересов”, закончился. В России наступила реакция. Новое оживление наступило лишь в 1856 г. Крестьянское движение в период правления Николая I постоянно нарастало: если во второй четверти века в год в среднем происходило до 43 выступлений, то в 50-х гг. их количество достигало 100. Главной причиной, как сообщало царю III отделение в 1835 г., вызывавшей случаи неповиновения крестьян, была “мысль о вольности”. Наиболее крупными выступлениями этого периода стали так называемые “Холерные бунты”. Осенью 1830 г. восстание тамбовских крестьян во время эпидемии положило начало волнениям, охватившим целые губернии и продолжавшимся до августа 1831 г. В городах и деревнях огромные толпы, подогреваемые слухами о преднамеренном заражении, громили больницы, убивали врачей, полицейских и чиновников. Летом 1831 г. во время эпидемии холеры в Петербурге ежедневно умирало до 600 человек. Начавшиеся в городе волнения перекинулись на новгородские военные поселения. Крупным было возмущение государственных икрестьян Приуралья в 1834- 1835 гг., вызванное намерением правительства перевести их в категорию удельных. В 40-е гг. начались массовые самовольные переселения крепостных 14 губерний на Кавказ и в другие области, которые правительству с трудом удалось остановить с помощью войск. Волнения крепостных рабочих в эти годы приобрели значительный размах. Из 108 рабочих волнений в 30- 50-е гг. примерно 60% происходило среди посессионных рабочих. В 1849 г. более чем полувековая борьба казанских суконщиков завершилась их переводом из посессионного состояния в вольнонаемное. Национально-освободительные движения Польское восстание 1830-1831 гг. Присоединение Польши к Российской империи усилило оппозиционное движение, которое возглавило польское дворянство и целью которого было восстановление польской государственности и возвращение Польши к границам 1772 г. Нарушения конституции Царства Польского 1815 г., произвол русской администрации, влияние европейских революций 1830 г. создали в Дольше взрывоопасную ситуацию. 17 (29) ноября члены тайного общества, объединявшего офицеров, студентов, интеллигенцию, напали на резиденцию великого князя Константина в Варшаве. К заговорщикам присоединились горожане и солдаты польской армии. Было образовано Временное правительство, началось создание национальной гвардии. 13 (25) января сейм провозгласил детронизацию (сведение польского престола) Николая I и избрал Национальное правительство во главе с А. Чарторыйским. Это означало объявление войны России. Вскоре в пределы Царства Польского вступила 120-тысячная русская армия под командованием И. И. Дибича. Несмотря на численный перевес русских войск (польская армия насчитывала 50-60 тыс. человек), война затянулась. Только 27 августа (8 сентября) русская армия под командованием И. Ф. Паскевича (он сменил умершего от холеры Дибмча) вступила в Варшаву. Конституция 1815 г. была отменена. По принятому в 1832 г. Органическому статуту Польша стала неотъемлемой частью России. Кавказская война. Завершившееся в 20-е гг. XIX в. присоединение к России Кавказа вызвало к жизни сепаратистское движение горцев-мусульман Чечни,

Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа. Оно проходило под знаменем мюридизма (послушничества) и возглавлялось местным духовенством. Мюриды призывали всех мусульман к священной войне против “неверных”. В 1834 г. имамом (руководителем движения) стал Шамиль. На территории горного Дагестана и Чечни он создал теократическое государство - имамат, имевшее связи с Турцией и получавшее военную поддержку от Англии. Популярность Шамиля была огромна, ему удалось собрать под свое начало до 20 тыс. воинов. После значительных успехов 40-х гг. Шамиль под напором русских войск был вынужден сдаться в 1859 г. в ауле Гуниб. Затем он находился в почетной ссылке в Центральной России. На Северо-Западном Кавказе боевые действия, которые вели племена адыгов, шапсугов, убыхов и черкесов, продолжались вплоть до конца 1864 г., когда было взято урочище Кбаада (Красная Поляна).

2.1 Консервативное направление

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русскою государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII-XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, основало и воскресило Россию. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

«Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права».

Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Теория официальной народности вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева, написавшего Философические письма с критикой самодержавия, крепостничества и itccii официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале Телескоп в 1836 г., П.Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел пи в прошлом, ни в настоящем русскою народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал Телескоп закрыли. Его редактор, Н.И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

2.2 Либеральное направление

Прослеживая путь развития русского либерализма, следует обратить внимание на общественную среду, в которой он формировался. В начале XIX в. либерализм сложился в правительственной среде. В 20-х гг. произошла политическая переориентация самодержавия и либерализм уступил свои позиции консерватизму. После восстания декабристов самодержавие полностью отказалось от либерального подхода решения важнейших социальных проблем и перешло к консервативно-охранительной политике. В такой обстановке либерализм мог развиваться только как оппозиционное течение.

С другой стороны, открытое революционное выступление декабристов поставило перед обществом вопрос об отношении к вооруженной борьбе с властью. Отвечая на этот вопрос, один из видных славянофилов А. С. Хомяков образно отвечал: «Горе от ума» оправдалось», вкладывая в свои слова отрицательный смысл. Оппозиционность самодержавию при одновременном отказе от насильственных способов его свержения ставили перед либералами задачу поиска третьего, умеренного пути преобразования российского общества. В основе либеральных концепций было стремление к социальной свободе, достижение которой может быть осуществлено путем реформ и разумных компромиссов в обществе.

Традиционные политические основы либерализма - индивидуальная свобода личности и ограничение влияния государства на общество - имели в 30-40-х гг. свои исторические особенности. В конкретной действительности они связывались с решением двух важнейших проблем: отменой крепостного права и ослаблением самодержавия путем создания представительной власти. Во многом под влиянием идей Чаадаева либералы 30-40-х гг. проявили большой интерес к проблеме положения России в сообществе европейских народов. Обсуждение этого вопроса было своеобразной формой национального просветительства и способствовало пониманию особенностей народной жизни. Крайние точки зрения, проявившиеся в ходе дискуссии, сначала вызывали снисходительные улыбки наблюдателей, но с течением времени порождали продуктивные идеи, находившие применение в обществе.

Либерализм 30-40-х гг. развивался в сфере высокообразованной независимой дворянской интеллигенции и университетских профессоров. Влияние либерализма зависело не столько от состояния общества, сколько от тех значительных личностей, которые осуществляли публичную критику правительства и отвечали на актуальные вопросы. «Среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения - славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарии и др. Идеологами западников - историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, СМ. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделите крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы».

Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали па возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение парода, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Этим они объясняли особый путь исторического развития России. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории парода и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли. Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

2.3 Радикальное направление

Во второй половине 20-х - первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А.С. Пушкина и ответом ему декабристов. Студент Московского университета А.И. Полежаев за свободолюбивую поэму Сашка был исключен из университета и отдан в солдаты.

«Большой переполох московской полиции вызвала деятельное п. кружка братьев П., М. и В. Критских. Его члены в день коронации Николая разбросали на Красной площади прокламации, с помощью которых пытались возбудить в народе ненависть к монархическому правлению. По личному повелению императора участников кружка заточили на 10 лет в каземат Соловецкого монастыря, а затем отдали в солдаты».

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию. В 1831 г. образовалось Сунгуровское общество, названное по имени его руководителя, выпуекпика Московского университета Н.П. Сунгурова. Студенты, члены организации, восприняли идейное наследие декабристов. Они выступали против крепостничества и самодержавия, призывали к введению в России конституции. Они не только занимались просветительской деятельностью, но и разрабатывали планы вооруженного восстания в Москве. Все эти кружки действовали непродолжительное время. Они не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России.

«Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись философским постулатом Г.В.Ф. Гегеля все разумное действительно, все действительное разумно и на этой основе пытались примириться с гнусной, по оценке В.Г. Белинского, российской действительностью».

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевского и других. Литературный критик В.Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, по будут братья, будут люди. В.Г. Белинскому были близки некоторые идеи западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его Письмо к Гоголю, в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ от общественной борьбы. В.Г. Белинский писал: России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека. Разошедшееся в сотнях списков Письмо имело большое значение для воспитания нового поколения радикалов.

2.4 Петрашевцы

Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них - М.В. Буташевича-Петрашевского - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.).

М.В. Петрашевский на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений но гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не только петербуржцы, по и жители провинциальных городов. Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания - известные в Петербурге пятницы. Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845-1846 гг. приняли участие в издании Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка. В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Щ. Фурье, оказавшего большое влияние на формирование их мировоззрения. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М.В. Петрашевский создал Проект об освобождении крестьян, предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как заговор идей. Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф.М. Достоевским в романе Идиот.) Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей.

3 А.И. ГЕРЦЕН И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЦИАЛИЗМА

«Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем А.И. Герцена. Он и его друг Н.П. Огарев еще мальчиками дали клятву бороться за лучшее будущее парода. За участие в студенческом кружке и пение песен с гнусными и злоумышленными выражениями в адрес царя они были арестованы и отравлены в ссылку. В 30-40-х годах А.И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А.И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал Вольную русскую типографию (1853 г.), выпустил 8 книг сборника Полярная звезда, на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н.П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты Колокол (1857-1867 it.). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А.И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей».

В молодости А.И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848-1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А.И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А.И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А.И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других - осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А.И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.

Заключение

Подводя итоги о общественных движениях 30-50-х гг. XIX веков можно сделать следующие выводы:

Вся совокупность взглядов славянофилов показывает, что первоочередное значение для них имели российские проблемы, но, оценивая положение России в сообществе других цивилизаций, они не могли не обратить внимания на славянский вопрос. Славянофилы считали Россию центром славянского мира. Старшие славянофилы выступали за национальное освобождение славянских народов. Не была исключением даже Польша.

В отличии oт славянофилов западники не противопоставляли исторические пути развития России и Запада. Они отстаивали общие закономерности в судьбах всех европейских народов. Западники ориентировались на европейскую модель государства, считали что европейское влияние было благотворным для России, положительно оценивали парламентаризм, считая его хорошим примером для реформирования российского самодержавия. Они отстаивали основные ценности либерального общества: свободу слова и печати, независимость личности, справедливое гражданское судопроизводство. Как и славянофилы, они выступали за отмену крепостного права и создание в России гражданского общества.

Петрашевцы одни из первых в России проявили глубокий интерес к экономическим теориям. Они отстаивали буржуазно-демократический тезис о том, что государственное управление должно быть деловым и отмечать экономическим интересам парода. Как писали петрашевцы, граждане, уплачивая налоги, обеспечивают себе необходимый уровень свободы и безопасности; если правительство не обеспечивает этого, то оно «дорого продает плохой товар», и народ имеет право его заменить.

В 30-50-х гг. освободительные идеи глубоко проникли не только в образованные слои русского общества. Примечательным явлением было распространение народных утопий, написанных в крестьянской среде. Как правило, авторы прошли неординарный жизненный путь, и их философия получила развитие в результате особых обстоятельств, заставивших их порвать с патриархальным крестьянским бытом.

Библиографический список

1. Коршелов В.А. Отечественная история XIX в. М.: АГАР, 2000. – 522с.

2. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Ч. 1. Новосибирск, 1997.

3. Миллер Г.Ф. История Сибири. М., Л., 1977.

4. Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. Новосибирск 1989.

5. Орлов А.С. История России. М.: Проспект, 1997. -544с.

6. Отечественная история. Под ред. Ш.М. Мутаева. М.: Проспект, 1997. -367с.

7. Элерт А.Х. Энциклопедические материалы Г.Ф. Миллера как источник по истории Сибири. Новосибирск, 1990.