Болезни Военный билет Призыв

Написать 4 предложения с обращением. Предложения с обращениями. Сообщение темы урока

Как знание фонетики может быть использовано в системах обработки текстов? В русском языке существует такое явление – чередование звуков. Оно проявляется в процессах словообразования, когда звуки, составляющие части слов (корни, суффиксы, приставки, окончания – морфемы ), попадают в различные фонетические положения – ударные или безударные, в соседство с гласными или согласными, твёрдыми, мягкими или шипящими. Вот примеры чередования гласных звуков в корне при изменении ударения:

  • коса – кóсы [касá – кóсы], вода – вóды [вадá – вóды]
  • беда – беды [б"идá – б"эды], река – реки [р"икá – р"эк"и]
  • село – сёла [с"илó – с"óла], вертеть – вёрткий [в"ирт"эт" – в"óртк"ий]

(Значок ["] в фонетической транскрипции означает мягкость предшествующего согласного.)

В этих примерах правописание удобно скрывает от нас (и от программы, работающей с написанным текстом) тонкости чередования звуков. Ну, разве что точки над ё выдают какой-то подвох... но ведь и без них можно обойтись, не так ли?...

Увы (а может быть и к счастью), это не всегда так. Вот примеры:

  • внучок – внучек, деревцо – деревце .

Чередование здесь то же самое, что и в паре село – сёла , но правила орфографии требуют от нас писать здесь под ударением о , а не ё . Вот ещё примеры, где чередование звуков отражается на письме:

  • искать – разыскать, история – предыстория .

Может показаться, что такие случаи редки, но это не так. До сих пор мы рассматривали чередования только в корнях, но они проявляются и в других частях слова, особенно часто – в суффиксах и окочаниях:

  • котёнок – мышонок , лисёнок – волчонок
  • растягива ть – разматыва ть
  • большому – хорошему
  • словом – вихрем – днём

Таких примеров множество.

Важно здесь то, что конкретный звуковой и графический облик морфемы не влияет на её смысл. Так, например, корень слова искать имеет один и тот же смысл, будь он записан как иск или ыск (в слове розыск ); суффикс -онок || -ёнок – это один суффикс, служащий для обозначения детёнышей, а не два разных суффикса; также, окончания ом || ем || ём представляют собой одно, единое окончание творительного падежа единственного числа существительных первого склонения.

Сказанное наводит нас на мысль о том, что хорошо было бы придумать систему записи, инвариантную относительно указанных чередований. Записанные в такой особой системе морфемы имели бы постоянный, не зависящий от фонетических условий облик. Таким образом мы сможем избежать ненужного «умножения сущностей» и упростим алгоритмы, моделирующие словообразование и словоизменение.

Так, если весь "словарный материал" (основы слов, окончания) хранить в придуманной нами записи, то, например, синтез словоформы в большинстве случаев сведётся к тривиальной конкатенации, без необходимости выбора между различными графическими вариантами одного окончания. Главное не забыть под конец преобразовать внутреннее представление в орфографическое, ведь для пользователя наша система записи может показаться по меньшей мере странной.

Итак, дело за малым – разработать систему записи слов, "нечувствительную" к чередованию звуков. Ну что, приступим?

Виды чередований

Есть два вида чередований звуков – позиционные и непозиционные. Позиционные чередования вызваны фонетическими условиями: положением ударения и свойствами соседних звуков. Совокупность таких условий называется фонетической позицией. Все приведённые до сих пор примеры чередований были позиционными.

Непозиционные чередования вызваны причинами, находящимися вне компетенции фонетики. Их также называют грамматикализованными или морфонологическими. Например, чередование [о || á] в корнях слов удво ить – удва ива ть , коп ать – закап ыва ть обусловлено наличием или отсутствием суффикса -ива . Убедиться в этом просто. В словах удвоить и удваивать корневой гласный находится в одной и той же фонетической позиции – под ударением, между звуками [в..и]. Следовательно, это чередование не обусловлено фонетической позицией. Напротив, исчерпывающий подбор однокоренных слов с суффиксом -ива и без него показывает, что причина чередования именно в наличии этого суффикса.

Фонетика рассматривает только позиционные чередования. Непозиционные будут рассмотрены далее, в рамках тех словообразовательных и словоизменительных процессов, в которых они проявляются.

Фонемы

Центральным в фонологии является понятие фонемы . Как ни странно, само это понятие, т.е. его определение, является предметом споров среди лингвистов (см. например Розенталь, 1994 , с. 188). Представление о фонеме, которым мы будем пользоваться в дальнейшем, будет проиллюстрировано на примерах.

Фонемы русского языка

Согласные

С согласными всё достаточно просто. Соответствие согласных букв и фонем практически полное. Парные по твёрдости-мягкости звуки в основном соответствуют разным фонемам. Таким образом, имеет место следующая классификация согласных фонем по их фонетическим свойствам:

Задненёбные:

г к х
г" к" х"

Шипящие:

ж ш щ ч ц

Йот:

й

Твёрдость-мягкость шипящих – их постоянное свойство (ж, ш, ц – твёрдые; ч, щ – мягкие).

Твёрдость-мягкость задненёбных зависит от их положения в словоформе: перед гласными переднего ряда ([и], [е]) они всегда мягкие, во всех остальных положениях – твёрдые. Сочетания кя, кё, кю, кы, кэ и подобные с согласными г и х нехарактерны для русской фонетической системы и встречаются в основном в заимствованных словах (Кёльн, Кюри, Кыргызстан, кэш, хэлп ) и в редких морфологических формах: ткём, ткёте, выткя .

<й > – мягкий согласный.

Гласные

Рассмотрим некоторые виды чередования гласных звуков в различных частях слова (морфемах) в зависимости от ударения и окружающих их согласных звуков, например:

  • чередование звуков [á || и] (ударного [а] и безударного [и]) после мягких согласных в корнях слов час – часы [час – чисы], пять – пятóк [п"ат" – п"иток],
  • чередование звуков [э || и] ([э || ы] после твёрдых) в корнях слов рекá – рéки , цвéт – цветá , шéст – шесты [шэст – шысты], а также в окончаниях: П.ед. о зимé – о лéте .

(В дореволюционной орфографии это чередование обозначалось буквой ять, в противоположность чередованию [ó || и], обозначаемому буквами о и е .)

Заметим, что вместо безударного звука [и], чередующегося с ударными [а] и [э], может звучать и [э]. Таким образом, например, слово часы можно прочитать и как [чисы], и как [чэсы].

  • чередование звуков [ó || и] имеет место после мягких и шипящих. Например, в корнях слов мёл – мела , тяжёл – тяжела , шёл – вышел , весло – вёсла , звезда – звёзды , в суффиксах: облице ва ть – облицо ва нный , в окончаниях: конё м – шампуне м , кольцо – сердце .
  • чередование звуков [ó || а] имеет место только после твёрдых согласных и в начале слов. Например, в корнях слов пол – полы [пол – палы], оса – óсы [асá – óсы], в суффиксах: каток – свиток , в окончаниях: село – сито [с"илó – с"ита ].
  • чередование звуков [и || ы] не зависит от ударения, но зависит от предшествующего согласного: в начале слов, а также после мягких согласных выступает звук [и], в других случаях – [ы]. Например, в корне: искать – розыск , история – предыстория , интеграл – подынтегральный , в суффиксах: Колин – Машин , в окончаниях: столы – гвозди – ножи – вилки . То, что после твёрдых ж-ш пишется и , является орфографической особенностью; звучит всё равно [ы].

Звук [у] ни с чем не чередуется (или, если угодно, чередуется сам с собой).

Таким образом, мы выделили 5 видов чередования, охватывающих все гласные звуки русского языка. Сведём их в таблицу:

Фонема Чередование Буквы
<у > [у] у, ю
<а > [а || и] а, я
<е > [э || и] э, е
<и > [и || ы] ы, и
<о > [о || а || е] о, ё, е

Как видим, наше правописание в основном следует фонематическому принципу, т.е. наблюдается довольно однозначное соответствие фонем и букв: каждой гласной фонеме соответствует пара букв, одна из которых обозначает твёрдость предшествующего согласного, другая – мягкость (или предшествующий [й], если эта буква стоит в начале слова или после гласной).

И лишь только фонема <о > выбивается из общего ряда – она обозначается тремя буквами: о,ё,е, различая после мягких и шипящих ударные (ё) и безударные (е) звуки. При этом заимствуется одна буква (е), уже использованная для обозначения фонемы <е >. Рассмотрим подробнее, от каких условий зависит звучание и правописание фонемы <о >.

Фонема <о >. Обозначение « ö »

Заметим, что [ó] после твёрдых согласных и в начале слов чередуется с [а], а после мягких и шипящих – с [и]. Эти два чередования объединяются в одно, зависящее как от ударения, так и от предшествующего согласного:

Вариант "о [a]" произношения и написания фонемы <о > в безударном положении после твёрдых шипящих и ц встречается в сравнительно небольшом количестве заимствованных слов: шоколад, шофёр, жокей, герцог . После ч встречается ещё реже: лечо, ранчо . После щ вообще не встречается.

Различие букв о и ё после шипящих и ц в ударном положении обусловлено орфографией, а не фонетикой.

Впредь, чтобы лишний раз напомнить о сложности передачи на письме фонемы <о >, мы будем обозначать её знаком ö . Так, например, запись öю в зависимости от вышеуказанных условий может означать либо ою , либо ёю , либо ею .

Резюме

Мы привыкли видеть слова в графической форме, в виде последовательности букв. Это представление кажется нам наиболее естественным, так как мы постоянно с ним сталкиваемся. И поэтому неудивителен первый порыв разработчиков использовать это представление в своих программах обработки текстов. Такое решение вполне оправдано, например, в программах проверки орфографии. Но если мы хотим моделировать словоизменительные и словообразовательные процессы, то наиболее удобным будет фонематическое представление языковой информации, в виде последовательности фонем. Дело в том, что живой язык подчиняется фонетическим законам более, нежели законам орфографическим, и учёт этого факта значительно упрощает алгоритмы морфологического или словообразовательного анализа и синтеза, избавляя их от необходимости учёта орфографических особенностей.


Please enable JavaScript to view the

В формах слова коза, козе, козу, коз, в словах козлы, козёл , козерог корень один и тот же. Но мы произносим то [з] (коза, козлы), то [з"] (козе, козерог), то [с] (коз), то [з°] (козу) или [з"°] (козёл). Первый гласный тоже не один и тог же: [о] (козлы, коз), [а 0 ] {коза, козе, козёл), [а] {козерог). Нс одинаков и первый согласный: перед [а 0 ], [э] это [к] {коза, козерог), а перед [о] это [к 0 ] (козлы, коз). Такая мена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме, но в разных словах или разных словоформах, называется чередование м. Заменив [з] на [с] (или наоборот) в словах ко[за, ко[са, мы не получим чередования: корни здесь разные. В слове вожжи может произноситься [ж"] и [ж]. Варианты слова тоннель и туннель различаются звуками [а 0 ] и [у], но это не чередование, а варьирование звуков в одной и той же словоформе.

Чередования могут быть позиционными и непозиционными. II о з и ц и о н и ы е чередования связаны с определенными позициями, вызываются ими. У фонетических чередований позиции (т.е. условия появления того или иного звука) фонетические - начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге: подруг]а - дру[ к], [игры - с[ъгран, вя[зать - свя[ска, и[а]р - п[ъ*ры - п[э]ровой. У морфологических чередований позиции морфологические - положение перед определенной морфемой (суффиксом или окончанием), принадлежность слова к тому или иному морфологическому классу: ре[ка - ре[ч]ной (перед суффиксом -"-), лю6"]йть - л/о[бл"]/6 (перед окончанием 1-го лица ед. ч.), тй[хо - тй[шь (у сущ. III скл.).

Позиционные чередования могут не знать исключений в данной языковой системе. Такие чередования называются позиционно о б у с л о в л е н н ы м и: например, фонетическое чередование шумного звонкого согласного с глухим на конце слова (гла[з]а - гла с]) или перед глухим шумным (гла[з]а - гла[с]ки) морфологическое чередование [г||ж] перед суффиксом прилагательных -//- (подру[г]а - дру[ж]ный), перед глагольным суффиксом -и- (подру[г]а - дру[ж]йтъ) или перед окончаниями глаголов II спряжения (подру[г]а - дру[ж]у , дру[ж]ишъ и т.д.).

Позиционные чередования, знающие исключения, называются позиционно прикрепленными. Например, фонетическое чередование твердого зубного согласного с мягким в позиции

перед мягким зубным (мо[с]т - мо[с"]тик) нс обязательно на стыке приставки и корня (ра[с } ]тесать и ра[с]тесать ), в начале слова ([с"тена и редко [с]тена), после твердого согласного (шер[с"тъ и гиер[с]тъ ); морфологическое чередование [о||а] перед глагольным суффиксом -ыва-/-ива - (отколет - откалывает , выходит - выхаживает , сносит - снашивает , уловит - улавливает и т.п.) знает исключения: топчет - притаптывает и и/л/- топтывает , хлопает - прихлопывает и др.

Кроме позиционных, бывают и такие чередования, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: подру[г]а - дру[з"]я, све[ т] - освет"]атъ, засо]хнуть - зас[ы]хатъ - зас[у]шйть. Это непозиционные чередования, которые связаны только с конкретными словами.

Фонетическое позиционно обусловленное чередование - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Фонетическое позиционно прикрепленное чередование может быть чередованием звуков, относящихся к одной фонеме, и чередованием фонем. Так, если отступления от позиционного чередования закреплены в отдельных словах, лексикализованы и обязательны для говорящих, то такие чередования представляют собой чередования фонем. Например, чередование [н"||н] перед твердым зубным (ко[н"] - кб[н]ный, Каза[ н"] - каза[нский> испа[н"]ец - испа[цы) знает исключение: ию[ и"] - ию[н"]ский. Следовательно, это чередование звуков представляет собой чередование фонем /н"||н/. Если отступления от позиционного чередования необязательны, факультативны, то такие позиционно чередующиеся звуки рассматриваются как представители одной фонемы. Например, чередующиеся ударный [а] с безударным [и э ] после мягкого согласного (п["а]тый - п[и э ]так,р[ г з]д - р[и э ]ды) представляют фонему /а/, несмотря на то, что в словах типа спекулятивный , ассимилятивный в предударном слоге наряду с [и э ] встречается произношение ["а].

Морфологические и непозиционные чередования фонем называются историческими чередованиями.

Фонетические позиционные чередования могут быть двух типов: а) чередования, образующие параллельные ряды, не имеющие общих членов; б) чередования, образующие пересекающиеся ряды, имеющие общие члены.

Приведем схематическое изображение этих двух типов чередования в позициях Р 1 и Р/.

Например, фонемы /р/, /л/ образуют параллельные ряды звуков, чередующихся в разных позициях:

Фонема /р/ представлена рядом позиционно чередующихся звуков [р||р°||р]. Фонему /л/ представляет ряд [л||л°||л]. При этом

в каждой позиции /р/ и /л/ представлены разными звуками, эти фонемы различаются во всех позициях.

Фонемы /б/, /п/ образуют пересекающиеся ряды чередующихся звуков:

Совпадение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком. Так, фонемы /б/, /п/, реализуясь разными звуками, различаются перед гласными и нейтрализуются на конце слова, где они реализуются одним и тем же звуком.

Позиционно обусловленные звуки объединяются в одну фонему. М. В. Панов приводит пример позиционного чередования звуков в соответствии с предлогом с перед существительными:

Последнее чередование легко проверить: одинаково произносится оказался Щукарём и оказался с Щукарём. Объясняется это тем, что перед [нГ] звук [с] должен замениться на [ш"]; получился бы согласный тройной длины [ш"нГнГ], так как [ИГ] = [ш"ш"]. Такие звуки в русском языке невозможны: на месте [щ"иГцГ] произносится [ш"ш").

Фонема /с/ реализуется следующим рядом позиционно чередующихся звуков: [с | с° || с" || з || з" || ш || ж || ш" | ж"|| -]. Следовательно, фонема может быть представлена звуками, совершенно не похожими один на другой (например, [с°] и [ж"]), в том числе нулем звука.

  • См.: Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

1) Чередование ударного /о/ с безударным /а/ после твердых согласных в морфемах всех типов: в корнях (о с - на сы́/ ), в приставках (/по́ тпис "- па тхо́т/ ), в суффиксах (/сыно к - кат"о́на к/ ), в окончаниях (/дупло́м - т"э́лам/ ). 2) Чередования ударного / э/ или ударного /а/ с предударным /и/ в корнях после мягких согласных: /м"э х - м"и ха́/ (э//и ); /ча с - чи сы́/ (а//и ).

Общей чертой рассмотренных чередований являлось то, что в них участвовали ударные гласные, находящиеся в сильной позиции, и безударные гласные, находящиеся в слабой позиции. Чередование /и//ы/ , наоборот, с ударением не связано. Начальное корневое /и/ после твердых согласных в приставках и предлогах чередуется с /ы/: /и гра́т" - сы гра́т"/ , /и зба́ - в-ы зб"э́/.

Позиционные чередования согласных

Позиционные чередования согласных можно разбить на четыре типа: 1) по звонкости-глухости; 2) по твердости-мягкости; 3) по месту и способу образования; 4) с фонемным нулем.

  • 1. Чередования по звонкости-глухости представлены тремя разновидностями: а) звонких с глухими в конце слова; б) звонких с глухими перед глухими; в) глухих со звонкими перед звонкими.
  • а) В конце слова чередованием связаны 10 из 11 пар звонких и глухих шумных (кроме /г" - к"/ ). Неконечный звонкий в корнях и некоторых суффиксах чередуется с конечным глухим: /во́з а - вос / , /халад а́ - ха́лат / , /стр"ил"б а́ - стр"э́л"п / , /балтл"и́в ый - балтл"и́ф /.
  • б) Неконечный звонкий в корнях и в приставках чередуется с глухим в позиции перед глухим (чередованием связаны те же 10 пар): /сма́з ат "- сма́с ка/ , /круж о́к - круш к"и́/ , б мы́т" - ап тач"и́ т"/ , з лав"и́т "- ис куп"и́т"/.
  • в) Чередования глухих со звонкими распространены гораздо меньше. Внутри слова в чередовании участвуют лишь пять пар: т - д , т" -д", с - з ,с" -з" , к - г. Глухой шумный в корнях и в приставках чередуется со звонкими в позиции перед звонкими: т мы́т" -ад б"и́т"/ , /прас "и́т" -про́з "ба/ , /малат "и́т" -малад "ба́/. Что касается остальных пяти пар, то в них чередование имеет место лишь на стыке со словом, начинающимся со звонкого шумного: /клуб з акры́т/ , /марж г р"им"и́т/ , /кров" д о́нара/. (В подобных сочетаниях можно наблюдать чередования и в пяти вышерассмотренных парах.)
  • 2. Чередования по твердости-мягкости подразделяются на два типа - чередования твердых с мягкими и чередования мягких с твердыми.

Чередования твердых с мягкими представлены тремя случаями.

  • а) Твердые согласные в корне или (редко) в суффиксе чередуются с мягкими перед э и и в суффиксах и окончаниях во всех 15 парах, составляющих корреляцию по твердости-мягкости. Число примеров практически безгранично: /рук а́ - рук "э́/ , /дом - до́м "ик/ , /в"инт - атв"ин"т "и́т"/.
  • б) Перед суффиксом; чередование наблюдается в 12 парах согласных (за исключением заднеязычных) при образовании грамматических форм и форм словообразования: /кол - ко́л jа/ , /каро́в а - кара́в "jа/ , /кома́р - камар"jо́/ , /суд ы́ - суд "jа́/.
  • в) Твердые согласные в корнях и приставках чередуются с мягкими перед соответствующими мягкими: /гру́пп а - в-гру́п"п "и/ , /сс ад"и́т" -с"с "ил"и́т"/.

Чередование мягких согласных с твердыми представлено, по-видимому, только в 10 парах согласных (кроме заднеязычных, л"-л и с"-с ) в корнях перед суффиксами -н - , -ск - , -к -: /ст"эп " - ст"ип но́j/ , /с"эт " - с"э́т ка/ , /цар "- ца́р ск"иj/. Реальное положение в чередованиях последнего типа более сложное и требует дополнительных научных уточнений.

3. Чередования по месту и способу образования представлены лишь отдельными парами фонем: з - ж , с - ш , т - ц , т"- ц , д - ц , д"- ц , т - ч , т"- ч , д - ч , д" - ч .

Переднеязычные зубные с , з в корнях и в приставках чередуются с нёбными ш , ж перед ш , ж , ч: /з агар"э́т"/ - /ж жа́р"ит"/ , /с талкну́т"/ - /ш шыт"/ , /рас п"ил"и́т"/ - /раш чйс"т"ит"/ , /раз да́т"/ - /раж жыр"э́т"/ , /грус / - /гру́ш чик/.

Переднеязычные взрывные т"и д" чередуются в корнях с аффрикатой ц (из суффикса -ец ): /бра́т "иц/ - /бра́ц ца/ , /малад "э́ц/ - /малацца́/. Согласный т" чередуется с ц в инфинитивном суффиксе перед -ца (алломорфом возвратного постфикса -ся ): /бр"ит "/ - /бр"и́ц ца/.

Чередование т и д с ц имеет место в приставках перед ц и с - начальными согласными корня: /пад лажы́т"/ - /пац цып"и́т"/ , т вад"и́т"/ - ц сад"и́т"/. Чередование т//ц происходит во флексиях 3 л. ед. и мн. ч. наст, времени при образовании возвратных форм перед постфиксом -ца : /стучи́т / - /стучи́ц ца/.

Таким образом, возвратный постфикс существует в трех алломорфах, находящихся в отношении дополнительной дистрибуции: -с" стоит только после гласных (/мы́лас "/ , /умы́фшыс "/ ); -ца выступает в формах инфинитива и 3 л. (/б"и́цц а/ , /б" )6цца/ (биться , бьётся ); -с"а находится после согласных во всех остальных формах, включая повелительное наклонение: /мъ"тс"а / , /мо́jс"а / , /п"а́т"с"а / (пяться ).

Чередование т (д )//ч происходит в корнях и в приставках перед ч: /наво́т ка/ - /наво́ч чик/ , /нал"о́т / - /нал"о́ч чик/ , т р"э́зат"/ - /ач чи́с"т"ит"/ , /пад лажы́т"/ - /пач чиркну́т"/.

4. Чередование согласных с фонемным нулем представляет собой не что иное, как явление "непроизносимых согласных", вызываемое тем, что группы согласных, одинаковых по действующему органу, но различных по способу артикуляции, оказываются трудными для выговаривания. "Выпадение" согласного приводит к упрощению таких сочетаний, состоящих почти исключительно из переднеязычных согласных. Фонематическая интерпретация подобных ситуаций обнаруживает факт чередования. Чередуются в основном т и д в корнях и суффиксах.

Конечный согласный т (или т") чередуется с нулем (т//ø , т"//ø ) в позиции после с перед суффиксом -н-: /м"э́ст а/ - /м"э́сныj/ или /м"э́соныj/ (местный ), /л"э́с"т "/ - /л"э́сøныj/ , /ско́рас"т "/ - /скарасøно́ )/ , /о́блас"т "/- /абласøно́j/.

Чередование т//ø имеет место в суффиксе -ист перед суффиксом -ск : /фрэjд"и́ст / - /фрэjд"и́сøск"иj/ = /фрэjд"и́сск"иj/.

Чередование д"//ø происходит перед суффиксом -ск- в прилагательных, образованных от названий стран на -андия: /исла́нд "иjа/ - /исла́нøск"иj/.

Чередование т"//ø происходит перед суффиксом прилагательных -лив-: /за́в"ис"т "/ - /зав"и́сøливыj/.

Чередования с нулем происходят и в отдельных словах: /здра́øствуj )/ (ср.: здрав ый - в//ø ); /с"э́рøцэ/ (ср.: серд ечко - д"//ø ); /со́øнцэ/ (ср.: сол нышко -л//ø ).

Специфика чередований с нулем заключается в том, что в этом случае невозможно определить какие бы то ни было сильные и слабые позиции.

Чередование фонем (заключение)

Понятие чередования вместе с понятием фонемы является ключевым для теории фонетики. Именно здесь проявляется осмысление (с позиций той или иной концепции) связи фонетического и грамматического уровней языка.

Принципиальным в плане общей теории чередований является их разделение на позиционные (в том же значении употребляется термин "живые чередования" и более спорный в теоретическом отношении термин "автоматические чередования") и исторические. Это разделение, однако, глубоко принципиально и в плане соотношения фонетики и морфологии.

Исторические чередования в целом морфологически обусловлены, хотя это и не всегда очевидно. Например, в парадигме день , дня , дню... чередование корневого /э/ с фонемным нулем входит как формальное средство в склонение существительного, противопоставляя формы И.п. и В.п. ед.ч. остальным членам парадигмы. Но имеются и такие чередования, которые никакой морфологической функции не выполняют: лик - лиц о , свет - свеч а.

Позиционные чередования в целом обусловлены возможностью/ невозможностью появления фонемы в том или ином фонетическом контексте - позиционном, комбинаторном и позиционно-комбинаторном. По этой причине позиционные чередования характеризуются большей обобщенностью. В принципе, они не должны иметь исключений, как, например, чередования звонких с глухими или ударного о с безударным а (о//а ). Однако непоследовательность проявления чередований, вполне возможная для исторических (сер.: драк а - драч лив , но крик - крик лив ), все же возможна и для позиционных. Так, в чередованиях мягких с твердыми перед суффиксом -ск- (кон ский , цар ский , импер ский , казан ский , мусульман ский , перм ский , философ ский ) имеется и исключение - июнь ский (от июнь ). Нет строгих позиционных закономерностей в чередованиях с фонемным нулем. Сочетание [стл" ] возможно /каст л"авыj/ , однако в иной морфемной позиции по сравнению с /зав"и́сл"ивыj/ = /зав"и́сол"ивыj/; в первом случае т сохраняется перед суффиксом -ляв- , во втором случае ø "входит" в состав корня, но перед суффиксом -лив-; фонетические же условия (т.е. перед [л" ] = /л"/ ) для сохранения т или появления ø одинаковы.

В русском языке существуют сильные и слабые звука, поэтому существуют позиционные чередования звуков. Наряду с ними существуют и позиционные (или фонетические чередования), существует так же исторические чередования. Фонетические позиционные чередования обусловлены действующими в фонетике правилами (ассимиляция, редукция.) Исторические чередования представляют собой пережитки фонетических процессов, которые действовали в более ранние эпохи развития русского языка. Таково чередование Г и Ж в корне бег- / беж. Чередование фонетически не обусловлено, оно историческое.

Чередование звуков – смена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме.

Чередования различаются по характеру чередующихся фонем: чередования гласных или согласных: о//а (ходить - расхаживать), к//ч (пеку - печёшь) . Звуки могут чередоваться не только друг с другом, но и с нулем звука: мес[т]о - мес[-]ный (местный), со[л]нечный - со[-]нце (солнце), стро[й]ка - стро[-]ит.

Чередование гласных (во многих случаях эти чередования стали буквенными):

е - о: несу - носит, везу – возит

е - о - нуль звука - и: наберу - набор - набрать - набирать

е - ноль звука: день - дня, верен – верна

о – а: приготовить – приготавливать

о - нуль звука: сон - сна, ложь - лжи, крепок - крепка

о - нуль звука - ы: посол - послать – посылать

а (я) - м - им: жать - жму - пожимать, взять - возьму - взимать

а (я) - н - им: жать - жну – пожинать, примять - примну – приминать

у - ов: кую - ковать, радую – радовать

у - ев: ночую - ночевать, врачую – врачевать

ю - ев: плюю - плевать, горюю – горевать

у - о - ы; сухой - сохнуть – засыхать

и - ой: бить - бой, запить – запой

е - ой: петь – пой

Чередование согласных:

г - ж: берегу - бережешь, жемчуг - жемчужина, строгий - строже

к - ч: пеку - печешь, мука – мучной

х - ш: слух - слушать, горох - горошина, сухой – суше

г – з - ж: друг - друзья – дружный

к - ц - ч: лик - лицо – личный

з – ж: возить - вожу, мазать - мажу, низок – ниже

зг - зж [ж]: визг – визжать

зд - зж [ж]: бороздить – борозжу

с - ш: носить - ношу, плясать – пляшу

д - ж: ходить - хожу, молодой – моложе

т - ч: х отеть - хочу, хлопотать – хлопочу

ск - ст - щ: пускать - пустить - пущу, густой - гуще

б - бл: любить - люблю, колебать – колеблю

п - пл: купить - куплю, капать - капля

в - вл: давить – давлю, ловить – ловля

ф - фл: графить – графлю

м - мл: сломить - сломлю, дремать – дремлю

д, т - с: веду - вести, плету – плести

к, г - ч: привлеку - привлечь, помогу – помочь

Исторические чередования

Исторические (традиционные) чередования - чередования звуков в пределах одной морфемы, не обусловленные современными фонетическими законами, а отражающие фонетические процессы, которые действовали в более ранние периоды истории развития языка: писать - пишу, сон – сна.

Таково чередование [г] // [ж] в корне бег-. В словах бега – бежать чередование звуков [г] // [ж] фонетически не обусловлено, так как эти звуки находятся в тождественной позиции, и чередование является историческим.

Исторические чередования играют важную роль при деревации (словообразовании) и формообразовании. Они изучаются в грамматике и исторической фонетике.

Понятие фонетической транскрипции. Основные знаки, принятые в фонетической транскрипции.

Фонетическая транскрипция - особый вид письма, созданный для записи устной речи в соответствии с её звучанием (на сколько это возможно).

^- крышечка, редуцированный гласный звук О А или Е в первом предударном слоге и абсолютном начале слова. ПОСЛЕ твёрдого согласного!

Ъ- ер, редуцированный звук О А Е во всех безударных слогах, кроме первого предударного!

ПОСЛЕ твёрдого!

И е - редуцированное Е в первом предударном слоге. Мягкость согласного!

Ь- ерь, редуцированное э. Во всех позициях кроме первого предударного. После Мягкого!͞͞

т - обозначение долготы согласного звука.

Т’ – обозначение мягкости согласного звука.

Й разделяется на сильный йот [j] и слабый - (знак безгласности, не слоговой)

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Чаще всего оно выступает в роли существительного, стоящего в именительном падеже. Очень важно отличать его от подлежащего, так как это поможет вам правильно расставить знаки препинания в предложении с обращением. 5 класс сталкивается с проблемами расстановки знаков препинания . Им может быть не только существительное, но и любая другая часть речи в его значении, например, прилагательное, наречие и т. д. Ознакомившись со статьёй, ученик 5 класса с лёгкостью сможет справиться с этой темой, самостоятельно составляя предложения.

Вконтакте

Как не спутать обращение с подлежащим

Одна из самых распространённых проблем, которая влечёт за собой пунктуационную проблему, это путаница с определением членов предложения.

Сравните два предложения из произведений отечественной литературы:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром… (Лермонтов , «Бородино»).

Мой дядя самых честных правил… (Пушкин , «Евгений Онегин»).

В первом случае слово «дядя» обособляется запятыми. Во втором случае «дядя» является подлежащим и не обособляется запятыми.

Если вы не уверены, стоит ли обособлять существительное или другую часть речи в значении существительного, проделайте следующие шаги:

1. Найдите подлежащее и сказуемое. Выделите их характерными обозначениями (одна прямая линия и две прямых линии). Например:

Дочка помыла посуду.

Здесь подлежащее – дочка. Сказуемое – помыла. Подчеркнув два члена, вы отчётливо увидите, что подлежащее не является обращением. Попробуем составить предложение:

Дочка, помой посуду!

В этом случае слово «дочка» обособляется запятой. Представьте, что мама попросила дочку помыть посуду и позвала её.

Запомните: обращение – это не член предложения! Исключений не бывает. Это слово или часть слова не входит в грамматическую основу и никогда не является подлежащим.

2. Произносите предложение про себя, пытаясь уловить интонацию. Обращение звучит не так, как обыкновенное подлежащее. В том же примере, которое мы рассмотрели ранее, можно заметить отличия в интонации. Например:

Мама помыла посуду.

Этот пример произносится без выделения запятых голосом, т.е. на одном дыхании, без остановок и придыханий.

В примере:

Мама, вымоешь ли ты посуду?

Отлично слышно, что слово «дочка» выделяется интонационно. Чтобы отличить подлежащее от обращения, несколько раз проговорите про себя необходимый пример.

3. Одна деталь, которую стоит запомнить, это изменение сказуемого. Если подлежащее выражено существительным, то сказуемое стоит в третьем лице:

Дочка моет посуду.

Если же существительное – это обращение, то само предложение превращается в односоставное с глаголом, стоящим уже во втором лице:

Дочка, помоешь ли ты посуду?

Чтобы не запутаться, можно воспользоваться следующими советами:

  • Зачастую это имя, кличка животного или наименование. Например:

Ира, ты выйдешь сегодня гулять?

Мама, я сделал домашнее задание.

2. Географические названия очень часто встречаются в произведениях великих поэтов. Когда мы обращаемся к природе, горам, рекам и прочим географическим объектам, необходимо обособить слово запятыми:

Я люблю тебя, мой любимый город.

3. Устойчивые выражения со словами «Господи» и «Боже» не обособляются:

Боже упаси!

Господи помилуй.

Примеры

Обращение может стоять в любой части предложения. При этом важно запомнить, что оно будет обособляться в любом случае, в каком бы месте оно ни стояло.

  • В начале предложения:

Сударыня, вода в Сене в эту пору очень холодная (Паустовский, «Драгоценная пыль»).

2. Обращение, стоящее в середине, обособляется с двух сторон.

Ну же, мой друг, улыбнись.

Ну что, Алина, как твои дела?

3. В конце обращение выделяется запятой , а знак в конце предложения определяется интонацией:

Храни меня, мой талисман (Пушкин).

Ты здесь, мама?

Я люблю тебя, моя страна!

Нюансы в расстановке знаков препинания

  • Обратите внимание на то, что слово или словосочетание может стоять в начале предложения и произноситься с восклицательной интонацией. В таком случае запятую нужно заменить на восклицательный знак. Возьмём предложения с обращением из художественной литературы:

Старик! О прежнем позабудь… (Лермонтов).

Поэт! не дорожи любовию народной (Пушкин).

2. Иногда перед словом, стоящим в начале, может стоять частица о, которая также не является никаким членом предложения. Запятой частица о не отделяется:

О Занд, твой век угас на плахе (Пушкин).

Междометие легко спутать с частицей. Междометие о выступает в значении «ах». По правилам русского языка междометие обособляется:

О, мама, разве сделал я что-то не так?

3. Следующие преобразования происходят при появлении частиц да и а:

А, Лиза, так это ты! Входи.