Болезни Военный билет Призыв

Набережная лейтенанта шмидта благовещенский мост. Благовещенский мост: драгоценное ожерелье Невы. Результаты двухлетнего ремонта

Его популярность не исчезает. Каждый год к нему стекаются туристические потоки со всего мира.

Где находится и описание

Благовещенский мост раскинут между двумя берегами Большой Невы – с одной стороны он опирается на Васильевский остров, с другой на набережную Адмиралтейского района. Если смотреть глубже, то он связывает вместе площадь Трезини на Университетской набережной и площадь Труда с другой стороны.

Если на улицах города вы подойдете к кому-то и спросите, где в Санкт-Петербурге находится Благовещенский мост, то можете услышать, что он располагается прямо на границе Невской губы и Невы. То есть практически в Финском заливе. Это первый по расположению мост в Питере.


По нему разрешено движение автотранспорта и пешеходов. На нем расположены восемь дорожных полос и тротуары для пеших прогулок и велосипедистов. Для безопасности они отгорожены парапетом из металла.

Уникальная чугунная решетка Благовещенского моста известна далеко за пределами СПб. Это проект, созданный старшим братом Карла Брюллова – архитектором Александром Брюлловым. За основу он взял изображения гиппокампов – морских лошадей с хвостами рыб. Вместе с ними он добавил туда трезубец Посейдона и морские раковины.


Перила, освещение и павильоны Благовещенского моста охраняются как культурное наследие России и находятся под опекой ГИОП. У него восемь пролетов, включая двукрылый – разводной. Он располагается в самом центре конструкции и может подниматься под углом 72 градуса. Механизм разводки – домкраты, работающие на гидравлике.

В длину мост 331 метр, в ширину – 37 метров, а вес его составляет 4,3 тонны.

Интересно! В 1850 году мост в СПб признали самым протяженным среди европейских собратьев. Тогда он был немного короче, и его длина составляла триста метров.

История строительства

История Благовещенского моста в СПб началась с 1842 года после указа императора о строительстве новой постоянной переправы через Неву. Его чертеж создал инженер Станислав Кербедз. Он разработал первый российский проект моста с использованием металла в конструкции.

В 1843 году постройку заложили. Планировалось, что за 4 года работа будет окончена, но получилось иначе. Срок растянулся до восьми лет.


Нева – река полноводная, с сильным течением. Работа по забиванию свай в дно оказалась не такой уж и легкой, как рассчитывали строители. Она и затормозила процесс возведения моста.

Все металлические детали конструкции изготовили на городском заводе Ч. Берда.

Из-за строительства пришлось облагораживать близлежащую к Неве территорию. С левого берега появилась Благовещенская площадь и одноименный собор. На правом берегу увеличили набережную.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге открыли в 1850 году, а первый переход через него сделал Николай I в сопровождении семьи.


В начале XX века его решили перестроить. Предпосылки для этого были и раньше, но воплощению планов помешали политические события в стране в то время.

Строители сделали его цельносварным, при переделке использовалась электросварка. От старой конструкции остались только опора и чугунная ограда. Лишние детали отправили на строительство других объектов, например, в Тверь «ушли» чугунные конструкции. Их использовали для постройки переправы через Волгу.

Обновленный мост простоял до 70-х годов, пока не было принято решение произвести его капитальный ремонт. В частности, деревянный настил надо было поменять, поэтому его заменили на белее стойкий настил из металла.

В начале XXI века стартовал новый этап улучшения конструкции. Инженеры решили переделать облик моста. Сделать его похожим на далекого предшественника из XIX века. И вернуться к тому, как раньше назывался мост в СПб – Благовещенский.


Стальные конструкции пошли под замену, а вот фундамент опоры оказался крепким – его оставили нетронутым. Увеличилась и ширина моста, отчасти благодаря тому, что трамвайные пути убрали. Разводной пролет тоже стал больше, а подъем крыльев моста стал плавнее и быстрее из-за замены системы разводки на гидравлическую.

Открыли обновленный Благовещенский мост в августе 2007 года.

Интересно! Первая перестройка моста состоялась только спустя 70 лет после введения его в эксплуатацию.

Интересные факты про Благовещенский мост

  • Рядом с ним часто швартуются огромные иностранные лайнеры. Они привозят множество туристов из всех уголков земного шара. Особенно их наплыв наблюдается во время белых ночей.
  • Он – рекордсмен по количеству наименований. Как только его не называли! Изначально данное имя вернулось к нему только спустя 152 года! Он успел побыть Николаевским, благодаря почившему в 1855 году императору Николаю I. В советское время ему дали другое название – мост Лейтенанта Шмидта, в честь человека, руководившего восстанием на «Очакове». Лишь к 2007 году он вновь стал зваться Благовещенским, в память о соборе на одноименной площади. К сожалению, собор снесли в 1929 году.
  • Он строился долго, целых семь лет. Это было вызвано трудностями в работе на глубине в тех местах, где Нева имела сильное течение.

  • На внутренней стороны стоек расположены изображения различных сосудов, в качестве украшения хотели добавить аллегорические скульптуры, но финансов на это из городской казны не дождались.
  • Прямо на нем построили церковь Святого Николая Чудотворца.
  • Впервые в России при его строительстве применили поворотную систему.
  • Возле него находился известный всем крейсер Аврора, с которого в 1917 году был дан залп по Зимнему Дворцу.
  • Детали декора использовались на других архитектурных постройках.

Интересно! Местоположение для Исаакиевского моста, предшественника Благовещенского, выбирал сам Александр Меньшиков, доверенное лицо Петра I.

Благовещенский мост: график разводки

Гостям города, конечно, важно знать, во сколько начинается разводка, и когда сводят Благовещенский мост. Это помогает им спланировать свой день и маршрут так, чтобы успеть полюбоваться на незабываемое зрелище.

Разводят его в Питере два раза в сутки. Чтобы информация о расписании была более наглядной, она помещена в таблицу (по московскому времени):

Адрес и как добраться

Точное место нахождение Благовещенского моста: город Санкт-Петербург, Английская набережная, 38.

До него можно добраться на метро. Ближайшее к нему метро будет «Василеолевская». Но дойти можно и от «Адмиралтейской».

Если двигаться по поверхности, то самые близкие остановки общественного транспорта будут: «Площадь Труда» и «9 линия В.О.»

Лучше всего прогуляться пешком. Это даст возможность познакомиться с городом и увидеть места, куда экскурсии не водят. Например, можно пройтись до Исаакиевского собора, зайти в одно из многочисленных кафе, расположенных на набережной Невы.


Путь будет лежать мимо зданий Синода и Сената, по Английской набережной. На ней можно полюбоваться постройками начала XIX века.

Со стороны Васильевского острова по дороге к мосту можно многое увидеть. Например, дворец Меньшикова, Университет и Дворцовый мост.

Если вы впервые посещаете Петербург, то увидеть Благовещенский мост нужно обязательно. Особенно хорош вид на него с Английской набережной. А приезжать лучше летом, во время белых ночей. Тогда воспоминания об этой поездке останутся с вами надолго.

С детства ездила на все каникулы отдыхать в Петербург. С раннего возраста полюбила его всей душой. Спустя 10 лет живу в городе своей мечты. Писать статьи про Санкт-Петербург, для меня несказанная радость и счастье.

Мост был построен в 1850 году по проекту инженера С.В. Кербедза и стал первой, постоянно действующей, переправой через Неву. Чугунное, восьмипролетное сооружение соединило с Васильевский островс центральной частью Петербурга недалеко от здания Академии художеств, на стыке набережных Лейтенанта Шмидта и Университетской. Первоначально мост был назван Благовещенским, затем, в 1855 году, его переименовали в Николаевский, а в 1918 году мосту было присвоено имя Лейтенанта Шмидта, которым он именуется ипо сей день. Такое название мост носит в честь Петра Шмидта - известного лейтенанта черноморского флота, который за организацию восстания в Севастополе в 1905 году, был расстрелян. В его честь на стене павильона, расположенного рядом с центральной частью моста, висит мемориальная доска. Общая ширина моста достигает 24 метра, а длина - 331 метра.

Семь пролетов моста были выполнены из чугунных арочных конструкций, с «ездой по верху», восьмой пролет стал разводным в горизонтальной плоскости, двукрылым, расположенным у правого берегового устоя. Чугунная оградительная решетка инженерного сооружения решена в декоративно-художественном исполнении по проекту архитектора А. П. Брюллова. Звенья ее украсили трезубцы Нептуна с пальметкой и фантастические морские коньки, хвосты которых искусно вплетаютсяв растительный фигурный орнамент. Внутреннее пространство стоек моста заполняли фигуры различных по формам и высоте сосуды. Декор моста завершался газовыми металлическими фонарями, сделанными по проекту Д. Цветкова, а также часовней Николая Чудотворца по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, которая не сохранилась до наших лет.


Мост Лейтенанта Шмидтапрослужил верой и правдой практически сто лет. Лишь в период с 1936 по 1938 годы была произведена реконструкция моста под руководством академика Г.П. Передерия и архитектора Л.А. Носкова, вызванная увеличением транспортных нагрузок и судоходства. В ходе капитальной перестройки, чугунные конструкции были заменены на стальные, что привело к уменьшению веса моста в четыре раза. Так же реконструкции подвергся разводной пролет, на замену которому пришла железобетонная арка, облицованная гранитом, а остальные пролеты моста были заново перекрыты неразрезными стальными арками. К слову сказать, при проводимых ремонтных работах, новые конструкции моста были впервые в истории советской строительной техники изготовлены методом электросварки.


Однако проведенная реконструкция моста существенно изменила внешний облик этого сооружения. Прямые линии новых пролетных балок придали его очертаниям несколько суховатый характер, а удаленные старые фонари и часовня несколько упростили затейливый декор. Сейчас напоминанием о прежнем мосте служат лишь те красивейшие перила, использованные для ограждения с самого начала и не тронутые реконструкцией. Новые фонарные столбы были изготовлены по проекту архитектора Л. А. Носкова. Нужно заметить, что смонтированные декоративные составляющие моста не исчезли бесследно: фонари в настоящее время освещают Марсово поле, а чугунные арочные конструкции ушли на строительство моста через реку Волгу в Твери и служат по сей день.

В настоящий момент, мост Лейтенанта Шмидта, украшенный двумя павильонами и высокими фонарными столбами, является единственным из подобных сооружений на Большой Неве, опирающийся на деревянные сваи середины 19 века и славится своей прекрасной панорамой, открывая великолепный вид на исторический центр города с Исаакиевским собором, Адмиралтейством, и живописной Университетской набережной.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Первая постоянная переправа через Неву и одна из трёх масштабных и грандиозных строек первой половины XIX столетия наряду с Исаакиевским собором и железной дорогой между Санкт-Петербургом и Москвой, Благовещенский мост соединяет Васильевский остров со 2м Адмиралтейским. Туристы со всего мира приезжают в град Петра, чтобы в период белых ночей посмотреть на разводные мосты с одетых в гранит набережных. А от уникального шанса побывать внутри моста во время разводки и наводки точно никто не откажется, и я не смог!

6 ноября 1842 года император Николай I утвердил "Положение о сооружении в Санкт-Петербурге постоянного моста через реку Неву", включавшее в себя подробный план работ на 3 года:
"1) Осенью 1842 года устроить все временные сооружения, заготовить машины, инструменты, лесные материалы для фундаментов левого берегового устоя, примыкающих к одному закруглению набережной, и подземной трубы на месте Крюкова канала, набережных на Васильевском острове от Императорской Академии художеств до моста и от оного до 8 линии и первого от Английской набережной речного быка. Как скоро невский лёд будет довольно крепок, приступить к устройству стен, перемычек и к забивке свай, что и привести к окончанию до весны 1843 года. По вскрытии реки, весною будущего года приступить к сломке частей домов г-жи Холодковской и барона Шабо, к устроению подземной трубы и к производству каменной работы быка, устоя и набережен и к осени довести эту последнюю работу до начала чугунных арок. Работы же по устроению подземной трубы окончить к осени 1843 года, кроме устроений мостовой новой улицы, каковую произвести в начале лета 1844 по окончательной осадке насыпи;
2) Осенью 1843 года заготовить материалы для правого берега устоя, для толстого быка вращающегося моста и для двух ручных быков, зимою же с 1843 года и по 1844 год набить сваи и весной приступить к каменной кладке и кончить её до начала арок к осени 1844 года, продолжая притом кладку быка и набережен до их окончательного возведения;
3) Таким же образом с 1844 по 1845 год поступить с тремя остальными быками и кончить притом в течение 1845 года каменную кладку, в предыдущем году начатую. С зимы 1845 до осени 1846 года устроить кружальные подмостки, положить в дело чугунные арки, вращающийся мост с механизмом и привести к совершенному окончанию все остальные работы по верхнему строению моста, так, чтобы езда по постоянному мосту могла быть открыта до времени разведения невских плашкоутных мостов."

После множества трудностей, возникших в процессе строительства и связанных со сложным грунтом и сильным течением Невы, официальное открытие Благовещенского моста наконец-то состоялось 21 ноября 1850го года, в день празднования введения во храм Пресвятой Богородицы. "Драгоценное ожерелье красавицы Невы", как его окрестили современники, имел 7 арочных пролётов, а 8й двукрылый пролёт был разводным. На тот момент Благовещенский мост стал самым длинным в Европе - 298,2 метра, а ширина составляла 20,3 метра. После освящения моста император Николай I с сыновьями пешком перешёл на Васильевский остров, а обратно проехал в коляске с наследником.

Изящные чугунные перила с морскими коньками и трезубцами, являющиеся настоящим украшением выдающегося инженерного сооружения, были отлиты по проекту архитектора А.П. Брюллова.

За свою полуторавековую историю мост несколько раз менял название и дважды перестраивался. Начнём с того, что в проекте инженера С.В. Кербедза рабочим названием моста значилось Невский. Однако поскольку в проект входило также обустройство примостовых территорий, то на месте нынешней площади труда возвели Благовещенскую церковь, по имени которой и назвали первый постоянный мост через Неву. После смерти императора Николая I в 1855м году мост переименовали в Николаевский. Следующий раз мост сменил имя 17 ноября 1918го года - его переименовали в честь лейтенанта П.П. Шмидта, участника революции 1905го года, возглавившего мятеж в Севастополе на крейсере "Очаков". И наконец 14 августа 2007го года мосту возвратили название Благовещенский.

Первый раз мост реконструировали в 30е годы прошлого века, были увеличены длина - до 331 метра, ширина - до 34 метров, и разводной пролёт - до 42 метров. На разводных опорах возвели два павильона, в одном из которых нынче располагается центр управлениями механизмами моста, а во втором - пункт охраны. Модернизации подверглись и механизмы, осуществляющие разводку крыльев - в изначальном варианте крылья поворачивались в горизонтальной плоскости, процесс занимал аж 40 минут. Вторичная реконструкция проводилась в 2005м году: бетонные опоры несмотря на почтенный возраст превосходно сохранились, а вот стальные конструкции из-за усталостного износа пришлось полностью заменить. Чтобы не усложнять транспортную ситуацию в городе, рядом была возведена временная переправа.

Возможно, удивитесь, но за разводку моста отвечают буквально несколько человек: бригада из двух механиков и группа охранников, устанавливающих барьеры по обе стороны мосты и препятствующих проникновению на разводящийся мост нежеланных посетителей. Старший механик Юрий работает на Благовещенском мосту уже более 20 лет - сегодняшней ночью он ответственный за разводку и наводку моста.

Негласным талисманом-хранителем Благовещенского моста служит скульптура рабочего, принесённая невесть откуда и когда одним из сотрудников.

Второй механик поведал нам, что такой специальности, как механик по обслуживанию разводных мостов, не существует, поскольку, скажем прямо, разводные мосты в мире не так часто можно встретить. Поэтому попадают на мосты из смежных областей, а потом прикипают душой к таинству разводки одного из символов Санкт-Петербурга и остаются на долгие годы.

На монитор выводится изображение с установленных на мосту камер, тем не менее перед тем, как нажать главную кнопку, старший механик должен обязательно выйти наружу и своими глазами удостовериться, что никто не проник сквозь кордоны охраны. Посколько желающих в последний момент перебежать на Васильевский остров или обратно всегда хватает.

Накануне ночью через пролёт Благовещенского моста возвращался после ремонта в Кронштадте крейсер "Аврора". Символично, что в 1917м году "Аврора" стояла за, на тот момент, Николаевском мостом у Английской набережной, когда был произведён выстрел в сторону Зимнего дворца. Наша экскурсия изначально планировалась как раз в ночь прохода "Авроры", но накануне руководство "Мостотреста" решило, что блогеры будут только отвлекать механиков в столь ответственные минуты, поэтому визит на Благовещенский мост перенесли на один день позже.

Перед началом разводки механики проверяют работоспособность и готовность всех систем, чтобы в итоге финальным нажатием кнопки запустить процесс разводки.

Юрий доверил уникальную возможность развести мост и открыть ночную навигацию одному из блогеров.

В процессе разводки в целях безопасности категорически запрещается находиться под поднимающимся крылом, посколько есть минимальная вероятность падения посторонних предметов, каким-то образом оказавшихся в конструкциях и асфальтовом покрытии моста.

Процесс разводки моста занимает теперь всего несколько минут, а не 40, как в первичной конструкции.

За ночь происходит две разводки, чтобы пропустить в акваторию Невы суда. Первая - с 1.25 до 2.45, вторая - с 3.10 до 5.00. Тем не менее, как отметил Юрий, если водный трафик ожидается небольшой, наводиться можно и раньше, дабы не прерывать сообщение между островами дольше необходимого временного отрезка.

Теперь спустимся на нижний уровень моста. Массивные противовесы закрыты стальными конструкциями, а между штоками гидроцилиндров видны Академия Художеств и павильон моста, где расположен пункт охраны.

Блогеры вовсю делают уникальные снимки, а Юрий делится опытом и рассказывает занятные истории, случившиеся за годы его работы. Например, однажды его срочно вызвали днём, чтобы произвести экстренную разводку моста. В акватории Невы прямо напротив Медного всадника начал тонуть военный корабль. То ли на корабле что-то испытывали, то ли мощность учебного взрыва оказалась чрезмерной. Пришлось спешно буксировать тонущее судно на ремонт, дабы оно не стало вечным памятником среди островов Санкт-Петербурга.

Парочка технических моментов. Кнопок аварийного останова несколько в различных местах на мосту, чтобы в экстренном случае как можно быстрее приостановить процесс разводки или наводки.

В случае возгорания в помещении с компактной гидравлической станцией автоматически сработает порошковая система пожаротушения, о чём персонал будет предупреждён подсветкой табло при входе.

Пока второй механик наблюдает за состоянием системы и давлением масла наверху, на пульте управления, Юрий готов ответить на любые вопросы, возникающие в пытливых умах блогеров.

У гидравлической станции поддерживается чистота, собственно, как и во всех остальных помещениях. График уборки строго регламентирован.

Пока ждём наводки и через разводной пролёт проходят несколько судов, не упускаем возможность поснимать необычных ракурсов в системе координат "мост-набережные". Дворцовый мост тоже уже развели.

Посещение моста организовано в рамках специального совместного летнего проекта "Блогеры разводят мосты" от "Сообщества Питерских Блогеров" spbblog и СПб ГБУ "Мостотрест" . Итоговым мероприятием проекта станет осенняя фотовыставка лучших работ блогеров, а также возможность попасть со своим снимком в издаваемую книгу, посвящённую мостам, которую ГБУ "Мостотрест" начинает готовить к 85-летию своего предприятия.

Во время последней реконструкции основная сложность заключалась в увеличении прочности конструкций разводного пролёта с учётом планировавшегося увеличения ширины моста с 24 до 37 метров.

Инженерные изыскания и расчёты позволили облегчить крылья разводного пролёта и перенести часть веса на опоры стационарных пролётов.

Также были сняты трамвайные пути, установлены разделительные барьеры для транспортных потоков встречных направлений. Ширина тротуаров увеличилась в 2 раза - с 1,5 до 3 метров.

Стрелки часов приближаются к 2.45, и Юрий просит всех перейти на тротуарную часть.

Считанные секунды и крылья моста смыкаются, чтобы через несколько минут после открытия движения накопившиеся у площадей Труда и Трезини потоки машин и пешеходов смогли пересечь Неву и попасть на Васильевский остров, либо наоборот, на 2й Адмиралтейский.

Настало время прощаться с механиками и молчаливым хранителем Благовещенского моста. Теперь мы,

Благовещенский мост (ранее - Николаевский, Лейтенанта Шмидта) расположен на Английской набережной в створе площади Труда, на Васильевском острове - на стыке набережных Лейтенанта Шмидта и Университетской. Стал первым постоянным мостом на реке Неве. До строительства постоянного моста существовал наплавной Исаакиевский мост, который был расположен выше по течению в створе площади Декабристов (бывшей Сенатской) и Университетской набережной на Васильевском острове. Он был наведён в 1727 году и стал первым наплавным мостом на реке Неве. До этого момента сообщение велось на судах. Своё название получил от церкви Исаакия Далматского. Наплавной мост был сооружён из деревянных барж, обустроенных деревянными прогонами и настилами. В двух местах мост имел подъёмные части для пропуска судов. Наплавной мост неоднократно ремонтировался, а в 1816 году баржи были заменены на понтоны и сделаны по проекту инженеров А.А. Бетанкура и Г. Треттера. Они сохранились до наших дней.

В связи с постройкой постоянного моста Лейтенанта Шмидта, наплавной мост в 1850 году был переведён вверх по течению и установлен в створе Дворцового проезда и Пушкинской площади (бывшей Биржевой) и получил название Дворцового.

С началом строительства постоянного Дворцового моста, в 1912 году его вернули на старое место - к площади Декабристов, после чего он вновь стал называться Исаакиевским. В 1916 году наплавной мост сгорел от искры проходящего буксира. Исаакиевский наплавной мост был первым и последним мостом, который прослужил 189 лет.

Постройке постоянного моста через реку Неву предшествовала огромная творческая деятельность мостостроителей. Предметом дискуссий была и трасса моста. Инженером Корпуса путей сообщения генерал-лейтенантом М.Г. Дестрема была предложена трасса моста, проходившая от истока Крюкова канала. Автор предложил заключить в подземную трубу часть Крюкова канала от его истока до пересечения с Адмиралтейским каналом и создать на этом месте предмостовую площадь с церковью посередине. Это сказалось на планировке района, прилегающего к площади Труда. Был засыпан Адмиралтейский канал (заключён в трубу) на участке от площади Декабристов до Крюкова канала, а на его месте разбит бульвар Профсоюзов.

С 1750 года до начала строительства моста было разработано более 40 проектов постоянного моста через реку Неву. Проблема разработки стояла перед городом долгие годы. Среди авторов проекта были такие изобретатели-самоучки, как И.П. Кулибин, крепостной крестьянин М. Калашников, ржевский мещанин М.И. Немилов и другие, а также иностранцы по происхождению инженеры П.П. Базен, И.К. Герард, европейские инженеры А.С. Лудон, И.Х. Брюнель, Б.П. Клайперон, Ж.-Р. Перроне, Дефонтен, А.Л. Витберг, В.И. Гесте и другие. Победителями в этом длительном соревновании стали инженер С.В. Кербедз и архитектор А.П. Брюллов.

В 1842 году проект постоянного моста был утверждён царем, после чего началось строительство, которое было закончено через 8 лет - в 1850 году. В день открытия мост получил название Благовещенского по имени находившейся на предмостовой площади церкви лейб-гвардии конного полка, а в 1855 году переименован в Николаевский. После революции мост был назван именем лейтенанта Шмидта.

Новый мост представлял сооружение, состоящее из восьми пролётов, из них - семь постоянных пролётов разных размеров были перекрыты 2-х шарнирными чугунными арками. В каждом пролёте было по 13 арок. Разводной пролёт располагался у правого берега и был перекрыт однорукавным несимметричным поворотным металлическим пролётным строением, состоящим из 2-х частей: низовой и верховой с пролётом в свету 21.33 метра. Длина моста составляла в те годы 298.2 метра, ширина - 20.3 метра, в том числе проезжая часть - 13.87 метра и два тротуара по 3.2 метра.

Устой левого берега представлял собой сплошной массив из бутовой кладки на свайном основании. Устой правого берега был выдвинут на 15.0 метров в русло реки, его длина составляла 90.0 метров и была равна длине 2-х частей разводного пролёта, располагавшихся при разводке вдоль берега. Устои облицованы гранитом.

Промежуточные опоры располагались на свайном основании и были ограждены 2-х рядными шпунтовыми перемычками с каменной засыпкой, что весьма ограничивало подмостовой габарит. Тело опор состояло из каменной кладки на гидравлическом известняковом растворе. Опоры облицованы гранитом.

Опора разводного пролёта была широкой и для принятия давления арок имела центральное ядро с рядами, наклонёнными соответственно ходу кривой давления, распёртой обратным каменным сводом, уложенным по дну разводного пролёта.

Покрытие на постоянных пролётах представляло собой торцовую мостовую, на разводном - дощатый настил. На мосту было установлено уникальное чугунное перильное ограждение художественного литья. Основным мотивом рисунка стали «морские коньки» (тритоны). Авторство рисунка приписывают архитектору А.П. Брюллову, но его подписи на чертежах нет. На одном из чертежей есть надпись С.В. Кербедза о том, что рисовал и чертил перила поручик Бельмеринг. Однако, знаток Петербургской старины В.Я. Курбатов считал, что рисунок принадлежит Огюсту Монферрану. Строительство моста осуществлялось под руководством инженера С.В. Кербедза. В таком виде мост просуществовал 85 лет.

Основной причиной переустройства моста послужило состояние его разводного пролёта, не удовлетворявшего условиям судоходства по реке Неве. Кроме того, разводной пролёт находился не на середине реки, а у правобережного устоя, где глубина и отверстие разводного пролёта были недостаточны для пропуска судов с глубокой осадкой.

Вопрос о реконструкции разводного пролёта возник ещё в 1885 году, когда был проложен Морской канал из Финского залива на Гутуевский остров, а глубоководные океанские суда не могли войти в Неву.

В 1936-1938 годах по проекту инженеров Г.П. Передерия и В.И. Крыжановского, архитекторов К.М. Дмитриева и Л.А. Носкова, мост был полностью перестроен. Количество пролётов сохранилось прежним - 8. Старый разводной пролёт был перекрыт железобетонным пролётным строением 2-х шарнирной арочной системы. Чугунные арочные пролётные строения заменены 3-х пролётными цельносварными металлическими пролётными строениями балочно-неразрезной системы.

Разводной пролёт расположен в середине моста. Пролётное строение металлическое цельносварное двукрылое, раскрывающейся системы с жёстко прикреплёнными противовесами, с электромеханическим приводом, с неподвижной осью вращения. В наведённом состоянии разводное пролётное строение превращается в балочно-консольную систему. Отверстие в свету - 42.0 метра.

При реконструкции часть опор была использована без изменений. Опоры разводного пролёта расширены для размещения в них механизмов развода, противовесов и пульта управления с использованием существующих свайных фундаментов.

Покрытие на постоянных пролётах асфальтобетонное по железобетонным плитам, а на разводном пролёте - деревянное. В трамвайной полосе осталась торцевая мостовая.

Перильное ограждение было восстановлено прежнее. Длина моста составляла 328.7 метров, ширина - 24.0 метра, в том числе проезжая часть - 11.8 метра, трамвайная полоса - 6.2 метра и два тротуара по 3.0 метра. На мосту были установлены новые столбы с шестигранными фонарями.

Мост Лейтенанта Шмидта является одним из первых цельносварных мостов. В процессе перестройки моста был использован способ подводного бетонирования, а также новый способ испытания пролётных строений водяной статической нагрузкой.

Снятые чугунные арки были перевезены в город Калинин и установлены на одном из мостов через реку Волгу. Старые фонари были установлены на Марсовом поле вокруг памятника борцам революции.

Работы по переустройству моста Лейтенанта Шмидта осуществлялись под руководством профессора Г.П. Передерия и В.И. Крыжановского.

В 1975-1976 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта Б.Б. Левина и Б.Н. Брудно был произведён капитальный ремонт разводного пролёта. Также в рамках проекта была произведена замена деревянного настила на эпосланбетонное по ортотропной плите, уложена новая гидроизоляция, деформационные швы и водоотводные трубки, установлено металлическое силовое ограждение.

Работы по капитальному ремонту разводного пролёта осуществлялись под руководством главного инженера СУ-1 Ленмостостроя Е.В. Лейкина, главного инженера РСУ Ленмосттреста Г. Киселева и прорабов Б.П. Романова, и Н.И. Тарасенко. Технический надзор вёл инспектор Дирекции В.А. Кононов и инженер ТО А. Мумрин.

В мае 2006 года мост был передан в реконструкцию. Работы по реконструкции выполнялись организацией ОАО «Мостоотряд 19» по проекту, разработанному ЗАО «Институт Стройпроект». Автор проекта реконструкции - Кузнецова Т.Ю., архитектор - Горюнов А.Е., главный инженер ЗАО «Мостоотряд 19» - Тарбаев Н.А., ответственный производитель работ - Кан И.Е. Технический надзор осуществляла СПб ГУ «Дирекция Транспортного строительства», главный инженер надзора - Зырянов О.В., инспектор надзора - Минагулов О.Т. Технические решения проекта были разработаны на основе анализа результатов историко-архивных исследований и детального обследования конструкций. Перильное ограждение, опоры освещения и павильоны моста являются памятниками истории и культуры и находятся под охраной КГИОП.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2007 года № 920, подписанного губернатором В.И. Матвиенко, мосту через реку Неву у площади Труда и площади Трезини возвращено историческое название -Благовещенский мост.

Лейтенанта Шмидта мост

(в 1850-1855 Благовещенский, до 1918 Николаевский, в честь императора Николая I), первый постоянный мост через Большую Неву, соединяет площадь Труда (бывшая Благовещенская) с 7 й линией Васильевского острова. Назван в честь П. П. Шмидта. В районе будущего моста был наплавной Исаакиевский мост. В 1843-50 построен постоянный мост, (инженер С. В. Кербедз, архитектор А. П. Брюллов(?) при участии инженера М. Г. Дестрема). Имел 7 пролётов, перекрытых чугунными ребристыми арочными пролётными строениями, и один разводной у правого берега, перекрытый двумя поворотными железочугунными пролётными строениями. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1936-38 мост реконструирован (инженер Г. П. Передерий, В. И. Крыжановский, архитектор К. М. Дмитриев, Л. А. Носков). Чугунные арки заменены 3 пролётными неразрезными балочными цельносварными стальными конструкциями. Раскрывающийся 2 крылый пролёт устроен посередине моста. На месте бывшего разводного пролёта сооружён железобетонный свод, облицованный гранитом. На постоянных пролётах сохранены старые чугунные решётки с морскими коньками. Длина моста около 365 м, ширина 24 м. Снятые чугунные арки, усиленные железобетонной плитой проезжей части, в 1953-56 установлены на мосту через Волгу в г. Калинин (Тверь). Около моста, ниже по течению, 25 октября (7 ноября) 1917 стоял крейсер «Аврора» (мемориальная стела на набережной Красного Флота; 1939).

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия .Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .

ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА мост

Мост Лейтенанта Шмидта -первый постоянный мост через Большую Неву. В начале XVIII века переправа через Неву осуществлялась на лодках, а зимой по льду. В 1727 году был построен первый наплавной мост. Назывался он Исаакиевским, так как вел от расположенной близ Адмиралтейства Исаакиевской церкви на Васильевский остров, к дворцу А. Д. Меншикова. Позднее были построены и другие наплавные мосты через Неву. Перед ледоставом их разбирали, а весной вновь наводили. Начиная с конца XVIII века вопрос о сооружении через Неву постоянного моста возникал неоднократно. В конце 1842 года был утвержден проект восьмипролетного чугунного моста инженера С. В. Кербедза. мост решили построить там, где в Неву впадал Крюков канал. Поэтому часть канала была заключена в трубу и засыпана, после чего перед мостом на левом берегу Невы образовалась Благовещенская площадь (ныне площадь Труда). На правом берегу Невы для удобного въезда на мост расширили набережную. Первый постоянный мост через Неву был закончен постройкой в 1850 году. На церемонии его открытия присутствовало около 50 тысяч человек. Петербургские газеты называли мост «драгоценным ожерельем красавицы Невы», «верхом искусства». И действительно, его сооружение явилось высшим достижением инженерной мысли и техники того времени. Первоначально мост назывался Благовещенским, а с 1855 года - Николаевским. Современное название - мост Лейтенанта Шмидта - присвоено в 1918 году. В этом названии увековечена память о герое первой русской революции, руководителе восстания на крейсере «Очаков» лейтенанте Черноморского флота Петре Петровиче Шмидте (1867-1906). В 1936-1938 годах мост Лейтенанта Шмидта был реконструирован. Перестройка производилась по проекту и под руководством академика Г. П. Передерия и архитектора Л. А. Носкова. Чугунные арочные пролетные строения были заменены стальными конструкциями. Ширина между перилами увеличилась с 15 до 24 метров. Вес всего пролетного строения составлял 9500 тонн, а после обновления - 2400 тонн. Соединяющий центральную часть города с Васильевским островом мост Лейтенанта Шмидта (его длина 331 метр) стал более современным и совершенным сооружением.

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. - Л.: Лениздат .Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 1967 .