Болезни Военный билет Призыв

Н.С. Гумилев Теофиль Готье

Теофиль Готье – французский литератор.

Образование получил в Париже. Занялся живописью, однако вскоре осознал ограниченность своих возможностей в этой области.

Начиная с 1830 постоянно публиковал стихотворения, рассказы, романы и путевые заметки.

Поэзия и проза Готье знаменуют переход от романтизма к парнасской школе. Он признанный апостол «искусства для искусства». В феврале 1830 Готье был самым блестящим представителем той молодежи, что поддерживала В.Гюго в его борьбе с классицистской критикой. Первый его поэтический сборник Стихи (Premières poésies), опубликованный в том же году, был почти полностью романтическим, равно как и описательная поэма Альбертус (Albertus, 1832). Тем не менее автор декларировал отсутствие столь характерного для романтиков интереса к политике, общественной жизни, науке и даже природе. Отвергнув романтический идеал величественной природы, он точно так же отверг идеальную любовь. Утонченным чувствам своих современников Готье противопоставил языческую эротику, примером чему служит роман Мадемуазель Мопен (Mademoiselle de Maupin, 1835).

Готье обладал безупречной техникой, позволившей ему внести необходимые коррективы в романтический стиль. Вершиной его поэтического мастерства стал сборник Эмали и камеи (Émaux et Camées, 1852). Сюда вошло знаменитое стихотворение Искусство (Art), в котором Готье провозгласил техническую сложность главным требованием искусства. Его объемистый роман Капитан Фракасс (Capitaine Fracasse, 1863) представляет собой вариацию на тему Комического романа П.Скаррона (17 в.). В число прозаических произведений Готье входит опубликованная посмертно История романтизма (Histoire du romantisme, 1874).

ГОТЬЕ, ТЕОФИЛЬ (Gautier, Theophile) (1811–1872), французский литератор. Родился 31 августа 1811 в Тарбе, образование получил в Париже. Занялся живописью, однако вскоре осознал ограниченность своих возможностей в этой области. Начиная с 1830 постоянно публиковал стихотворения, рассказы, романы и путевые заметки. Умер Готье в парижском пригороде Нейи 23 октября 1872.

Поэзия и проза Готье знаменуют переход от романтизма к парнасской школе. Он признанный апостол «искусства для искусства». В феврале 1830 Готье был самым блестящим представителем той молодежи, что поддерживала В.Гюго в его борьбе с классицистской критикой. Первый его поэтический сборник Стихи (Premières poésies ), опубликованный в том же году, был почти полностью романтическим, равно как и описательная поэма Альбертус (Albertus , 1832). Тем не менее автор декларировал отсутствие столь характерного для романтиков интереса к политике, общественной жизни, науке и даже природе. Отвергнув романтический идеал величественной природы, он точно так же отверг идеальную любовь. Утонченным чувствам своих современников Готье противопоставил языческую эротику, примером чему служит роман Мадемуазель Мопен (Mademoiselle de Maupin , 1835).

Готье обладал безупречной техникой, позволившей ему внести необходимые коррективы в романтический стиль. Вершиной его поэтического мастерства стал сборник Эмали и камеи (Émaux et Camées , 1852). Сюда вошло знаменитое стихотворение Искусство (Art ), в котором Готье провозгласил техническую сложность главным требованием искусства. Его объемистый роман Капитан Фракасс (Capitaine Fracasse , 1863) представляет собой вариацию на тему Комического романа П.Скаррона (17 в.). В число прозаических произведений Готье входит опубликованная посмертно История романтизма (Histoire du romantisme , 1874).

ГОТЬЕ, ТЕОФИЛЬ (анг. Gautier, Theophile) (1811–1872), французский литератор. Родился 31 августа 1811 в Тарбе, образование получил в Париже. Занялся живописью, однако вскоре осознал ограниченность своих возможностей в этой области. Начиная с 1830 постоянно публиковал стихотворения, рассказы, романы и путевые заметки. Умер Готье в парижском пригороде Нейи 23 октября 1872.
Поэзия и проза Готье знаменуют переход от романтизма к парнасской школе. Он признанный апостол «искусства для искусства». В феврале 1830 Готье был самым блестящим представителем той молодежи, что поддерживала В.Гюго в его борьбе с классицистской критикой. Первый его поэтический сборник Стихи (Premières poésies), опубликованный в том же году, был почти полностью романтическим, равно как и описательная поэма Альбертус (Albertus, 1832). Тем не менее автор декларировал отсутствие столь характерного для романтиков интереса к политике, общественной жизни, науке и даже природе. Отвергнув романтический идеал величественной природы, он точно так же отверг идеальную любовь. Утонченным чувствам своих современников Готье противопоставил языческую эротику, примером чему служит роман Мадемуазель Мопен (Mademoiselle de Maupin, 1835).
Готье обладал безупречной техникой, позволившей ему внести необходимые коррективы в романтический стиль. Вершиной его поэтического мастерства стал сборник Эмали и камеи (Émaux et Camées, 1852). Сюда вошло знаменитое стихотворение Искусство (Art), в котором Готье провозгласил техническую сложность главным требованием искусства. Его объемистый роман Капитан Фракасс (Capitaine Fracasse, 1863) представляет собой вариацию на тему Комического романа П.Скаррона (17 в.). В число прозаических произведений Готье входит опубликованная посмертно История романтизма (Histoire du romantisme, 1874).

Еще до 1866 года, когда группа парнасцев открыла свой журнал «Le Pamasse Contemporain» стихами Теофиля Готье, его одного из всех романтиков признавая не только своим, но и mattreом, и даже до 1857 года, когда Бодлер, посвящая Теофилю Готье свои «Цветы Зла», назвал его непогрешимым поэтом и совершеннейшим волшебником французской словесности, мнение о безусловной безупречности его произведений разделялось во всех кругах, не чуждых литературе. И несмотря на то, что это мнение вредило поэту в глазах толпы, которая считала холодным — его, нежного, застывшим — его, бесконечно жадного до жизни, неспособным понимать других поэтов — его, заключившего в одном себе возможности французской поэзии на пятьдесят лет вперед, — он любил настаивать на этом качестве и возводил его в принцип, дразня гусей.

Действительно, как бы следуя завету Пушкина:

«Лишь юности и красоты поклонником быть должен гений», Готье любил описывать сказочные богатства, принадлежащие веселым молодым людям, расточающим их на юных, прекрасных и всегда немного напоминающих кошек, женщин, — этих молодых людей, любовные признания которых звучат как дерзкое и томное: — «Цинтия, торопитесь», и женщин, вносящих в слишком светлый мир любви сладкое ощущение холода смерти. Учитель и друг Бодлера, он не поддался соблазну безобразного, очарованию сплина, а странное и экзотическое любил только до тех пор, пока оно не теряло пластичных форм. Да, впрочем, может быть и это он воспринимал как свое, повседневное, он, узнавший чары опиума в причудливых залах отеля Pimodan, объездивший чуть не все закоулки Европы и Востока.

В «Эмалях и камеях» он равно избегает как случайного, конкретного, так и туманного, отвлеченного; он говорит о свойствах, как явлениях, о белизне, о контральто, о тайном сродстве предметов, черпая образы из всех стран и веков, что придает его стихотворениям впечатление гармоничной полноты самой, жизни. И в то же время он умеет не загромождать своих произведений излишними подробностями, пренебрегает импонировать читателю своей эрудицией. Вот что он рекомендовал одному начинающему драматическому автору: «возьми просто-напросто Жеронта, Изабеллу и Криспина; размести их вокруг мешка с деньгами и начинай; не надо больше ничего и ты можешь сказать все, что захочешь», — и он сам следовал этому правилу в своих комедиях, только большей закругленностью контуров и изяществом деталей отличавшихся от мольеровских.

Выбор слов, умеренная стремительность периода, богатство рифм, звонкость строки — все, что мы беспомощно называем формой произведения, находили в Теофиле Готье ярого ценителя и защитника. В одном сонете он возражает «ученому», пытавшемуся умалить значение формы:

Но форма, я сказал, как праздник пред глазами:

Фадернским ли вином налит или водой —
Не все ль равно! кувшин пленяет красотой!
Исчезнет аромат, сосуд же вечно с нами.

И это он провозгласил беспощадную формулу — «L"art robuste сeul a l"éternité», пугающую даже самых пылких влюбленных в красоту.

Что же? Признаем Теофиля Готье непогрешимым и только непогрешимым, отведем ему наиболее почетный и наиболее посещаемый угол нашей библиотеки и будем пугать его именем дерзких новаторов? Нет. Попробуйте прочесть его в комнате, где в узких вазах вянут лилии и в углу белеет тысячелетний мрамор — между поэмой Леконта де Лиля и сказкой Оскара Уайльда, этими воистину «непогрешимыми и только непогрешимыми», и он захлестнет вас волной такого безудержного «раблэистического» веселья, такой безумной радостью мысли, что вы или с негодованием захлопнете его книгу, или, показав язык лилиям, мрамору и «непогрешимым», выбежите на вольную улицу, под веселое синее небо. Потому что секрет Готье не в том, что он совершенен, а в том, что он могуч, заразительно могуч, как Раблэ, как Немврод, как большой и смелый лесной зверь …

Теофиль Готье принадлежал к старой буржуазной фамилии, ни по состоянию, ни по положению в округе не уступавшей дворянским. Дед его, известный силач и ярый охотник, умер ста лет. Отец его, пламенный роялист и исключительно образованный человек, во время Великой. Революции организовавший побег дворян и духовенства из Гласьерской тюрьмы в Авиньоне, умер восьмидесятилетним. Сам поэт родился 30 августа 1811 г. в Тарбе, на испанской границе, и первые впечатления детства были так сильны, что он всю жизнь тосковал по югу. Его неукротимый характер обнаружился рано. Трех лет перевезенный в Париж, он, увидев однажды солдат, говорящих по-гасконски, бросился к ним, уцепился за их платье, умоляя свезти его обратно в Тарб. Несколько лет позднее, получив от своего отца наказание в виде легкого удара, он настойчиво требовал, чтобы мать увезла его от человека, который бьет его, ее сына. Еще в ученические годы он прославился на Сене как искусный пловец и заслужил отличие в виде красных кальсон. Восемнадцати лет он поступил в ателье Риу и уже зарекомендовал себя как недюжинный художник, когда 25 февраля 1830 г., день первого представления «Эрнани» Виктора Гюго, заставил его переменить планы на будущее. В девятнадцатом веке любили вспоминать — одни с восторгом, другие с негодованием — о его длинных волосах и красном жилете, в котором он во главе банды художников явился в чопорный зал Французской Комедии и бешено аплодировал ультра-романтической пьесе, вызывая на ссору ее хулителей. Еще раньше Жерар де Нерваль представил его Виктору Гюго, и его почтительное восхищение так порадовало мэтра, что тот склонил его заниматься только литературой. Готье сделался поэтом.

В июле того же года появился первый сборник его стихов. Это случилось как раз в день июльской революции, и все издание осталось на руках Готье. Но не обескураженный этой неудачей, он в 1832 году издал поэму «Альбертус», сразу сделавшую его имя известным в кругах литературной молодежи. Это — еще чисто романтическое произведение с фабулой а la Гофман, с отступлениями a lа Мюссе. Но оно кончается призывом к Раблэ и начинается следующими стихами, обличающими будущего автора «Эмалей и камей»:

На тихом берегу зеленого канала,
Где зыбь под барками спокойно задремала, —
Ушедший в небо шпиль и окна чердаков,
И аспид старых крыш, где аист пляшет танец,
И грохот кабаков, приюта буйных пьяниц, —
Фламандский городок Теньера вам готов.

Его узнали вы? Вы видите: вон ива,
Как девушка в воде, склоняется лениво,
Рассыпав волосы, вон церкви острие,
Вон утки на краю дождем размытой ямы…
Картине солнечной не достает лишь рамы,
Гвоздя, чтоб прикрепить ее.

В 1833 году появилась его первая книга прозы и единственная сатирическая — «Les jeunes France», в которой он смеется над своими же соратниками романтиками, но смеется с такой заразительной веселостью, с такой любовью и до такой степени не щадя себя самого, что сами романтики были в восторге и начали видеть в молодом писателе достойного товарища и будущего великого поэта. Успех этой книги побудил издателя заказать Теофилю Готье «сенсационный роман», и через три года появилась «Mademoiselle de Maupin».

Эти три года были самыми счастливыми в жизни Готье. Красивый, богатый, принятый в лучшем обществе Парижа, он вел образ жизни салонного льва и дэнди, и его отцу приходилось запирать его, чтобы принудить к работе. Да и то он часто вылезал в окно — похвастать в Тюльерийском саду и на бульварах своими невероятной кройки жилетами. И в то же время в нем происходила глубокая внутренняя работа. Он должен был осознать свое отношение к романтизму.

В это время французский романтизм сводился в своем главном русле к ренессансу средневековья. Шел пересмотр этических оценок во имя эстетических. Мечтали в прошлом найти кипучие страсти, делающие человека прекрасным, примеры абсолютной доброты или абсолютного порока, все равно. Мускулистые руки жаждали поднять на щит героя.

Теофиль Готье хотел иного. Может быть, слишком поспешно объявивший себя пажом Виктора Гюго и до конца своих дней оставшийся ему верным, он лучше других сумел охранить себя от поэтического циклона, поднятого его учителем. Он не находил удовольствия изображать испанских или итальянских марионеток, и кровь, заливающая страницы романтических произведений, едва ли не казалась ему признаком дурного тона. Он уже познал величественный идеал жизни в искусстве и для искусства, идеал, которому мир может противопоставить одну только любовь. Но что, если любовь только зеркало, перед которым искусство принимает свои самые обдуманные, самые волнующие позы? Остается только смерть, но не человеку закала Готье испытывать головокружение перед этой глубиной. Для него она вся целиком укладывается в звонкие строфы «Comedie de la nort».

Ритм найден; оставалось только писать. Шедевры следовали за шедеврами. После «Mademoiselle de Maupin», этой энциклопедии любви, следовал «Фортунио», молодой раджа, расточающий в Париже свое сказочное богатство, «Жеттатура», юноша гибнущий под властью рока, «Две звезды» — роман приключений, «Капитан Фракасс» и др. Перечислить всё нет возможности. Полное собрание сочинений Теофиля Готье составило бы триста томов.

Видное место среди его произведений занимают его «Путешествия». Италия, Испания, Россия, Константинополь, Восток ожили в них с их природой, искусством, памятниками, со всеми запахами и красками. Готье упрекали, что он почти ничего не пишет о жителях тех стран, которые он посетил. Madame de Girardin лукаво спросила его после выхода «Тга los montes»; «Teo, значит в Испании нет испанцев? « Но как турецкий султан, по закону объявляющий себя повелителем той земли, на которую он вступил, Теофиль Готье всюду входил завоевателем и чувствовал себя единственным обитателем страны, где находился в данную минуту. «Я отправился в Константинополь, чтобы быть мусульманином в свое удовольствие; в Грецию — для Парфенона и Фидия; в Россию — для снега, икры и византийского искусства; в Египет — для Нила и Клеопатры; в Неаполь —. для Помпейского залива; в Венецию — для Сан-Марко и дворца Дожей. Ассимилироваться с нравами и обычаями страны, которую посещаешь, МОЙ принцип; и нет другого средства все видеть и наслаждаться путешествием».

Совсем иначе, с благоговением пилигрима и внимательного ученого, совершил он свое путешествие в область истории литературы. Уже усилиями Сент-Бева были освобождены от проклятия Буало, Ронсар, дю-Беллэ и др., но еще много оставалось забытых сильных поэтов. И Готье в своих «Les Grotesques» воскресил десять этих кавалеров шпаги и пера, авторов бесчисленных од к Уединенью и вакхических песен.

С 1836 по 1871, год смерти, Готье писал еженедельные фельетоны о театре, литературе и искусстве, сначала в «La Presse», потом в «Journal Officiel». И несмотря на то, что эта работа страшно тяготила его, отнимая время и силы, которые можно было бы употребить на писание стихов, так, что он с горечью называл свободное время десятой музой, — он занимался ею так заботливо и даже вдохновенно, что его фельетоны гремели по всему Парижу и им, более чем стихам и романам, он обязан своей популярностью при жизни.

Умер он шестидесяти одного года от болезни сердца, непосильной работой подорвав свое железное здоровье.

Прошло сорок лет со дня смерти Теофиля Готье. Мы много пережили за это время. Верлен требовал «оттенков и только оттенков» и заставил нас полюбить «серую песенку». Малларме учил нас писать стихотворения, более похожие на кабалистические знаки, на изображение какого-нибудь «Колеса Жизни» буддистов. Уайльд показал нам искусство — веселую игру, д"Аннунцио — искусство, корни которого таятся на глубине, где начинается различие рас. Верхарн чуть ли не пыткой заставил современность заговорить языком, свойственным ей одной. Брюсов поведал нам о демонах, которые всегда с нами, В. Иванов наметил певучие пути к внутреннему солнцу. И все же мы должны вспоминать, мы не смеем не вспоминать о Теофиле Готье.

Он последний верил, что литература есть целый мир, управляемый законами, равноценными законам жизни, и он чувствовал себя гражданином этого мира. Он не подразделял его на высшие и низшие касты, на враждебные друг другу течения. Он уверенной рукой отовсюду брал, что ему было надо, и все становилось чистым золотом в этой руке. Классик по темпераменту, романтик по устремлениям, он дал нам незабываемые сцены в духе поэзии «Озерной Школы», гетевского склада размышления о жизни и смерти, меланхолические и шаловливые картинки XVIII века. Его роман «Капитан Фракасс» — один из лучших образцов французской прозы по выдержанности языка и великолепию картин — написан по фабуле чуть ли не «romans populaires». В его пьесах— брызжущее остроумие и горячность романтизма уложились в рамки мольеровских комедий. В его стихах смелость образов и глубина переживаний только оттеняются эллинской простотой их передачи.

В литературе нет других законов, кроме закона радостного и плодотворного усилия — вот о чем всегда должно нам напоминать имя Теофиля Готье.

Французская поэзия XIX века подарила миру немало талантливых авторов. Одним их самых ярких в то время оказался Готье Теофиль. Критик романтической школы, создавший десятки стихотворений и поэм, популярных не только во Франции, но и за ее пределами.

Личная жизнь поэта

Готье Теофиль появился на свет 31 августа 1811 года в городке Тарб на границе с Испанией. Правда, спустя короткое время его семья переехала в столицу. Готье практически всю жизнь провел в Париже, сохраняя тоску по южному климату, что отложило отпечаток и на его темперамент, и на творчество.

В столице Готье получил отменное образование с гуманитарным уклоном. Поначалу рьяно увлекался живописью, довольно рано стал сторонником романтического направления в искусстве. Своим первым учителем считал Виктора Гюго.

Юный поэт хорошо запомнился современникам своим ярким нарядом. Его неизменный красный жилет и длинные распущенные волосы стали образом для романтического юноши того времени.

Первые публикации

Свой первый сборник стихов Готье Теофиль выпустил в 1830 году, когда ему было 19 лет. Он назывался незамысловато - "Стихи". К этому же периоду (до 1836 года) относятся и большинство самых известных его произведений. Это поэма "Альбертус", романы "Молодая Франция", "Мадмуазель де Мопен", "Фортуна", "Слеза дьявола".

Причем если ранняя поэма "Альбертус" написана в классическом романтическом стиле, то уже в романе "Молодая Франция" ясно прослеживается творческая индивидуальность писателя. В первую очередь это простота и поэтичность, которые уравновешивают чрезмерную вычурность и резкость классического романтического стиля.

Вершина поэтического творчества

По общему признанию критиков, заслуженное место в пантеоне занимает Теофиль Готье. Произведения, созданные им, сравнивают с драгоценными камнями, над одним стихотворением поэт мог трудиться не один месяц.

В первую очередь все это относится к сборнику "Эмали и камеи". Над ним Готье работал в 50-70-х годах XIX века. Ему автор уделял любую свободную минуту практически на протяжении всех последних 20 лет своей жизни. Все без исключения произведения, вошедшие в этот сборник, связаны с личными воспоминаниями и переживаниями. При жизни Готье Теофиль выпустил 6 изданий "Эмали и камеи", каждое из которых дополнялось новыми произведениями. Если в 1852 году в него вошли 18 стихотворений, то в окончательном варианте 1872 года, увидевшем свет за несколько месяцев до смерти поэта, было уже 47 лирических миниатюр.

Странствующий журналист

Правда, поэзия не могла в полной мере содержать Готье, поэтому он занимался журналистикой. К этой работе относился без пиетета, часто называя ее "проклятием своей жизни".

В журнале "Пресса" Жирардена Готье до самой смерти публиковал драматические фельетоны на злобу дня. Помимо этого, писал книги, посвященные критике и истории литературы. Так, в работе "Гротеск" 1844 года Готье открыл для широкого круга читателей несколько поэтов XV-XVI веков, которые были неоправданно забыты. Среди них Вийон и Сирано де Бержерак.

В то же время Готье был заядлым путешественником. Посетил практически все страны Европы, в том числе побывал и в России. Поездке в последствии посвятил очерки "Путешествие в Россию" 1867-го и "Сокровища русского искусства" 1863 года.

Свои путевые впечатления описал в художественных очерках Теофиль Готье. Биография автора в них хорошо прослеживается. Это "Путешествие в Испанию", "Италия" и "Восток". Их отличает редкая для литературы такого жанра точность пейзажей и поэтическое представление красот природы.

Самый известный роман

Несмотря на сильные стихи, большинству читателей по другой причине известно имя Теофиль Готье. "Капитан Фракасс" - историко-приключенческий роман, изданный впервые в 1863 году. Впоследствии был переведен на многие языки мира, в том числе и на русский, причем дважды - в 1895 и 1957 годах.

Действия происходят в годы правления во Франции Это начало XVII века. Главный герой - молодой барон де Сигоньяк - живет в родовом имении в Гаскони. Это полуразрушенный замок, в котором при нем остается только один верный слуга.

Все изменяется, когда в замок на ночевку пускают труппу бродячих артистов. Юный барон без памяти влюбляется в актрису Изабеллу и следует за артистами в Париж. В пути один из членов труппы умирает, и де Сигоньяк решается на небывалый для человка его статуса в то время поступок. Чтобы добиться расположения Изабеллы, он выходит на сцену и начинает играть роль капитана Фракасса. Это классический персонаж итальянской комедии дель арте. Типаж авантюриста-военного.

Дальше события развиваются как в захватывающем детективе. Изабеллу стремится соблазнить молодой герцог де Валломбрез. Наш барон вызывает его на поединок, одерживает победу, но герцог не оставляет своих попыток. Он организует похищение Изабеллы из парижской гостиницы, а к самому де Сигоньяку подсылает наемного убийцу. Однако последний терпит фиаско.

Концовка больше похожа на Изабелла томится в замке герцога, который настойчиво предлагает ей свою любовь. Однако в последний момент, благодаря фамильному перстню, выясняется, что Изабелла и герцог - брат и сестра.

Герцог и барон мирятся, де Сигоньяк берет красавицу в жены. В конце еще и обнаруживает фамильный клад в старом замке, спрятанный там его предками.

Наследие Готье

Несмотря на любовь к поэзии и творчеству, достаточно времени им уделять не мог Теофиль Готье. Стихи создавать удавалось только в свободное время, а всю остальную жизнь он посвящал журналистике и решению материальных проблем. Из-за этого многие произведения были проникнуты нотками грусти, часто чувствуется невозможность реализовать все замыслы и идеи.

Теофиль Готье скончался в 1872 году в Нейи близ Парижа. Ему был 61 год.