Болезни Военный билет Призыв

Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови

Проза 20-х гг.

Проблема «нового человека»

«Каменный» герой повести А. Малышкина «Падение Да-йра», люди в кожаных куртках в романе Б. Пильняка «Го-лый год», революционная идея как выражение массовой психологии в повести В. Иванова «Бронепоезд 14-69». Тип нового человека, рожденный войной (романы Д. Фурманова «Чапаев» и А. Серафимовича «Железный поток», повесть Б. Лавренева «Ветер»).

Чапаев как народный герой. Чапаев в книге и в фильме братьев Васильевых. Картины М. Грекова, посвященные Гражданской войне. Мучительный процесс врастания чело-века войны в повседневные формы послевоенной жизни (В. Мусатов): роман В. Гладкова «Цемент», повесть В. За-зубрина «Щепка».

Интеллигенция и революция. «Да, сей пожар мы поджигали» (В. Иванов). Статья А. Блока «Интеллигенция и революция» (1918). Проблема нравственных ориентиров нового человека в новой эпохе. Романы «В тупике» В. Вересаева и «Города и годы» К. Федина. Проблема трагической неслиянности интеллигенции и революции в книге И. Бабеля «Конармия».

Роман А. Фадеева «Разгром» как отражение реальных картин Гражданской войны и повествование о необходимом, с точки зрения писателя, преодолении интеллигентской пси-хологии. Роман Ю. Олеши «Зависть»: гротескный образ «по-жирания» рождающимся веком идей, чувств, культуры уми-рающего века. Отношение автора к героям и новому миру.

Сатира и антиутопия. Сказовый стиль сатирических рассказов М. Зощенко: вы-смеивание советского «устройства» жизни, отказ в героиче-ском окружающей действительности. Гоголевские традиции в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Антиутопическая тема в русской литера-туре 20-х гг. («Собачье сердце» и «Роковые яйца» М. Булга-кова, «Похождения Невзорова, или Ибикус» А. Толстого, «Растратчики» В. Катаева). Роман Е. Замятина «Мы» как ху-дожественное предвидение писателем «итогов революции, установления благодетельного ига. Открытая оппозицион-ность писателя сталинскому режиму. Сопоставление романа с поэмой В.Маяковского «150 000 000». «Повесть непога-шенной луны» Б. Пильняка как социальный диагноз и от-крытый протест против Сталина, в котором писатель угадал Благодетеля.

Трагический эпос: М. Шолохов «Тихий Дон». «Тихий Дон» - великая эпопея периода революции и Гражданской войны. Роман о распаде бытия и о способно-сти его к самовосстановлению (В. В. Мусатов). Анализ про-изведения в контексте эпохи 20-х гг. (отдельная глава).

Теория литературы. Искусство авангарда.

Социалистический реализм (30-е гг.) Ликвидация нэпа, начало коллективизации и индустриа-лизации в стране. 1929 г.- год «великого перелома». Упразднение всех литературных групп (1932). Наступление тоталитаризма. Апофеоз соцреалистической парадигмы в ли-тературе: окончательное официальное закрепление несвобо-ды художника.

Устав Союза советских писателей, формулирующий ме-тод социалистического реализма. Возникновение и функцио-нирование произведений искусства как дискурса власти (В. Тюпа). Официальный «художественный монологизм» (единообразие идей, языка и стилей, вытеснение орнамен-тальной и сказовой прозы).

Каноны социалистического реализма, назидательность и идеализация действительности, «бытие как деяние» (М. Горький). Советские писатели - «инженеры человече-ских душ» (И. Сталин). Соцреализм в изобразительном ис-кусстве и скульптуре (С. Герасимов. «Колхозный праздник», Б. В. Иогансон. «Допрос коммуниста», Лениниана Н. А. Ан-дреева, В. И. Мухина. «Рабочий и колхозница» и др.). Ста-линский классицизм в архитектуре - попытка ложного ве-личия. Разрушение церквей и строительство высотных зда-ний в Москве. Живопись А. Дейнеки и А. Самохвалова на фоне литературных портретов времени. Энтузиазм масс и музыка времени (И. Дудаевский). Сохраняющие верность авангардистской парадигме (имажинисты, обэриуты) как создатели культуры советского эстетического «подполья» (В. Тюпа). Оставшиеся неизвест-ными тогдашнему читателю «Мастер и Маргарита» М. Бул-гакова, «Реквием» А. Ахматовой, стихи о Сталине О. Ман-дельштама, «Погорелыцина» Н. Клюева.

Особая роль детской литературы в 30-х гг., говорящей на живом языке, допускающей смех и шутку, размышляющей об общечеловеческих ценностях (произведения А. П. Гайда-ра, М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова, Е. Чарушина, К. Паустовского).

Расправа с интеллигенцией. Обреченность «культурного социализма». Наступление большого террора. Трагические образы в творчестве К. Малевича: черные безглазые лица людей, дома, потерявшиеся в могильной пустоте, люди без мысли и воли как выражение мотивов одиночества и несво-боды человека в тоталитарном государстве. Архитектоны Малевича как предвестники будущей архитектуры.

Проза 30-х гг.

«Производственная проза» («Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева). Отсутствие героя, част-ной жизни; коллективный труд как цель и смысл человече-ского существования. Формирование нового типа «массово-го человека». Романы воспитания. «Педагогическая поэма»

A. С. Макаренко. Роман Н. Островского «Как закалялась сталь», создающий образ советского человека.

Попытка анализа взаимоотношений идеи и действитель-ности в романе Л. Леонова «Соть». Трагическое и комиче-ское освещение жизни (А. Платонов, М. Зощенко).

Тема коллективизации в «Поднятой целине» М. Шолохо-ва. «Люди из захолустья» А. Малышкина как попытка писа-теля показать неоднозначность происходящих в стране про-цессов.

Кризис литературы в конце 30-х гг., вызванный несоот-ветствием действительности, которую требовалось воспе-вать, и идеи, которую необходимо было пропагандировать.

Развитие жанра исторического романа («Емельян Пуга-чев» В. Шишкова, «Разин Степан» А. Чапыгина, «Петр Пер-вый» А. Толстого).

Поэзия 30-х гг.

Попытки продолжить традиции «политической лирики» B.Маяковского (И. Сельвинский, А. Безыменский, В. Луговской и др.). Социальный оптимизм, счастье труда в стихо-творениях Я. Смелякова, Б. Корнилова. Воспевание новой колхозной деревни в поэзии М. Исаковского. Жанр массовой песни. «Песня о Родине» В. И. Лебедева-Кумача и И. Дуна-евского как гимн Страны Советов. Литературно-музыкальная композиция, посвященная произведениям Лебедева-Кумача, Исаковского.

Фольклорные мотивы и попытка найти оправдание про-исходящему через фольклорное сознание в поэме А. Твар-довского «Страна Муравия». Поэма Д. Кедрина «Зодчие» как выражение отношения к миру, вкотором плата за красо-ту - жизнь; проецирование кровавой эпохи Ивана Грозного на современную поэту действительность.

Литература Русского зарубежья. Творчество А.Реми-зова, И. Шмелева, Б. Зайцева и др.

Теория литературы. Соцреализм в литературе и других видах искусства.

А. Блок. Лирика, «Двенадцать» - 7 ч.

Жизнь Блока, построенная по законам поэзии. Противо-речия мечты и бытия. Блок - наследник русских романти-ков, разорвавший круг индивидуализма. Легендарность Бло-ка для современников. Портреты поэта. Воспоминания о Блоке (сообщения учеников).

«Надежды нездешние» в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» и реальные отношения с Л. Д. Менделеевой. Порыв к идеальному и сомнения в стихотворениях «Предчувствую Тебя...», «Ветер принес издалека...». Групповая работа уче-ников по сопоставлению стихотворений Блока «Сумерки, сумерки вешние...» и Фета «Вечер». Трагизм мироощущения раннего Блока («Мы встречались с тобой на закате...»). По-пытка создания киносценария по стихотворению.

«Страшный мир» в поэзии Блока: «Фабрика», «Вечность бросила в город...», «На железной дороге», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Над озером». «Отвращение от жизни», лишенной смысла, движения. Пошлость, похищающая поэ-зию. Групповая работа учеников по сопоставлению стихо-творений «Незнакомка» и «В ресторане». Лермонтов и Блок («Незнакомка» и «1 января 1840 года»).

Стихии жизни в лирике Блока. Сопоставление порывов поэта в цикле «Снежная маска» с иронией художника К. Со-мова над маскарадностью чувств. Любовь как «радость-стра-дание», поединок жизни и смерти, добра и зла. Традиции русской лирики (Пушкин. «Я помню чудное мгновенье...», Фет. «Сияла ночь...», Тютчев. «Предопределение») и стихо-творение Блока «О подвигах, о доблестях, о славе...» (докла-ды учащихся).

Стихия поэтического творчества, ее очистительная сила и гибельность («О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...»), сопоставление со стихотворением Пушки-на «Элегия». Родина в лирике Блока: «Русь», «На поле Ку-ликовом», «Россия».

Сказочное оцепенение, буйство колдовских сил, беспре-дельность простора и нежность тишины в облике блоковской Руси. Своеобразие патриотических чувств Блока на фоне русской литературной традиции: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Некрасов (сообщения учеников).

Фортепьянные концерты С. Рахманинова и поэзия Блока. Россия, Запад и Восток. Итальянский цикл Блока и поэма «Скифы».

Поэма «Двенадцать» - принятие судьбы или вызов поэ-та времени? Хор голосов вокруг поэмы (монтаж, составлен-ный учениками). Игра стихий в поэме и поединки страстей в душах людей. Презрение поэта к обломкам старого мира.

Сложность оценки «апостолов» революции, бесстраш-ных и жестоких в своем гневе. Свобода и хаос в поэме Бло-ка. Вырождение бунта, лишенного нравственных идеалов и человеческих чувств, в разбой. История Петрухи и Катьки и конфликт человечности и исторической необходимости, не разрешенный со времен «Медного всадника» Пушкина. Из-менение настроения поэмы и самочувствия двенадцати по-сле убийства Катьки. Дискуссия на тему: «Над чем „долгим смехом" „заливается в снегах вьюга"?» или «Почему в фина-ле поэмы появляется Христос?». Блок - «трагический тенор эпохи». Образ Блока в лирике и «Поэме без героя» А. Ахма-товой.

Теория литературы. Символизм и романтизм. Понятие о лирическом цикле. Усложнение картины мира в русской поэзии.

Самостоятельное чтение. А. Блок. «Соловьиный сад», статьи «Роза и крест», «Интеллигенция и революция».

Литературное творчество. Сочинение «Все музыка и свет» (Блок и искусство его времени: Врубель, Сомов, Рахманинов, Скрябин). Очерк «Чему „улыбнется презри-тельно Блок" в нашем времени?».

Индивидуальный проект: «Дыша духами и тумана- ми» (экскурсия по Петербургу Блока в форме презентации, подготовленной учащимися).

И. А. Бунин - 3 ч.

Природа и родина в поэзии И. А. Бунина. «Я жил за-тем, чтобы писать...» Портрет поэта: страницы биографии, рассматривание фотографий, воспоминания современников, обращение к дневниковым записям.

«Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне...» Обостренное восприятие природы и жизни в творчестве Бунина. Особен-ность гражданской позиции писателя и бережно хранимое им всю жизнь чувство родины.

Чтение и анализ стихотворений Бунина: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Раскрылось небо голу-бое...», «Еще и холоден и сыр февральский воздух», «По-следний шмель» (по выбору). Природа для Бунина как веч-ный источник любви и радости бытия. Краски и музыка поэтических пейзажей. Неразрывность связи природы и че-ловеческого бытия в сознании поэта. Чувство Родины в ли-рике Бунина, переживаемое как любовь к родной природе и как горечь разлуки с Россией. Теплота и нежность отноше-ния поэта к Родине. Осознание кровной связи с прошлыми поколениями и чувство ответственности перед ними (стихо-творения «Родина», «Родине», «У птицы есть гнездо», «Гор-ный лес», «Псковский бор» и др.).

Истинные и ложные ценности (рассказ «Господин из Сан-Франциско»). Непреодолимая тяга, страсть к путешествиям в жизни писателя. Творческая история произведения (воспоминания И. А. Бунина и жены писателя В. Н. Муромцевой-Буниной). Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - размышление пи-сателя о смысле человеческой жизни, ее истинных и ложных ценностях, развенчание иллюзий о всесилии денег и власти, гневный упрек Человеку за его непростительную беспеч-ность перед лицом Жизни и Смерти.

Средства создания образа главного героя, имени которо-го «никто не запомнил», у которого не было времени для «чувств и размышлений». Жизненная программа людей, по-добных господину из Сан-Франциско, - воплощение амери-канской мечты, где конечная цель работы «не покладая рук» - удовольствие, наслаждение.

Пароход «Атлантида», похожий на «огромный отель со всеми удобствами», созданный «гордыней Нового Человека со старым сердцем», - символ достижений всемирной ци-вилизации; устройство парохода - своеобразный срез, обна-жающий заведенный миропорядок.

Океан, «ходивший за стенами», - символический образ мира, реально не существующего, потому что о нем «не ду- мают». Бал на корабле - образ «смещенного» бытия, где жизнь и ее иллюзия поменялись местами. Оправдание сти-листических антонимов, «сниженных» сравнений в описа-нии пассажиров. Лексические и грамматические средства изображения автором атмосферы пошлости, царящей на па-роходе. Дисгармония цветовой насыщенности описаний и «жалкость» музыкальных интонаций «сладостно-бес- стыдных печалей». Символический смысл названия парохо-да в рассказе. «Блестящая толпа» «Атлантиды» и «адре-саты» стихотворений В. В. Маяковского «Нате!» (1913), «Вам!» (1915). Сравнение авторских позиций в контексте исторического и эстетического мироощущений художников.

Контраст как прием сопоставления описаний верхнего «слоя» парохода и его «преисподней»: рай и ад, неизбеж-ность мучений и лишений одних для удовольствия и на-слаждения других. «Заостренная» антитеза композиции и символичность образов как способ выражения авторского отношения к окружающей действительности, к смиренному, безропотному приятию такого «устройства» жизни.

Своеобразие авторского повествования: сарказм и иро-ния, отсутствие внутренних монологов героев как отказ им хоть в каком-нибудь внутреннем мире. Притягательность, очарование атрибутов внешнего блеска для всего семейства господина из Сан-Франциско, замещение в них чувств тще-славием. Ранжирование людей как непреложный принцип жизни людей «первого сорта». Роскошь и поклонение как ее неизменные атрибуты. Гоголевские интонации в изображении персонажей. Вещный мир, мир удовольствий и наслаж-дений как цель и смысл их жизни.

Сарказм и негодование в риторическом вопросе автора по поводу чувств и дум своего героя в «столь значительный для него вечер». «Обратное» путешествие «тела» и «мертво- го старика». Грустная ирония сюжета: объект повествова-ния, расставшись с внешней, «живой» оболочкой, остается неодушевленным предметом, утрачивая лишь возможность получать удовольствия и способность быть источником до-хода для других. Потеря этого важнейшего атрибута принад-лежности к «верхнему слою» - путь к катастрофе героя: то, что когда-то было «господином из Сан-Франциско», вытес-няется из прежней жизни, «выплевывается» из прожорливой пасти «Атлантиды» за ненадобностью.

Особенности композиции произведения. Мотив смерти в рассказе. Ключевые композиционные элементы повество-вания: упоминание о римском тиране Тиберии, рассказ о старике-лодочнике, образы Дьявола и Богородицы - как средства выражения авторской позиции в рассказе. Мир в представлении писателя как трагический синтез прекрасного и безобразного. Призрачность, иллюзорность жизни, в кото-рой отсутствует духовное начало. Ничтожность стремлений к богатству и власти перед лицом смерти.

Разворачивание предложения «И опять, опять пошел ко- рабль в свой далекий морской путь» во внутренний монолог писателя в контексте авторской позиции в произведении. Смысл финальных строк рассказа. Трагическое мироощуще-ние писателя в преддверии мировых катаклизмов.

Самостоятельные размышления учащихся на темы: «Чем современен сегодня рассказ И. А. Бунина?», «Что есть жизнь человеческая и ради чего стоит жить?».

О природе любви («Темные аллеи», «Легкое дыха-ние», «Чистый понедельник»).

Тема любви в творчестве Бунина: «...разве бывает не- счастная любовь. Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» (из рассказа «Натали»).

«Темные аллеи» - книга о Любви и Смерти, проникнутая «благодарностью к жизни, к миру, в котором при всех его не-совершенствах счастье это бывает» (Г.В.Адамович). Трагизм обстоятельств жизни, сопутствующих созданию книги, - и поразительная свежесть чувств и первозданность ощущения мира, которыми пронизаны бунинские рассказы о любви.

Творческая история названия книги (стихотворение Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть», воспоминания Бахраха, Тэффи и др.). Выявление первичных впечатлений уча-щихся после самостоятельно прочитанных рассказов о люб-ви. Внешняя банальность, обыденность ситуаций, в которые попадают герои рассказов, - и неповторимая единствен-ность этих «случаев». Непостижимая способность любви озарять светом дальнейшую жизнь героев загадочными пу-тями становится ее главным, единственным содержанием - мгновением, ради которого и проживается жизнь. Моноло-гичность, изобразительность, музыкальность, экспрессив-ность и лаконизм - своеобразие поэтики писателя, отража-ющее особое мировосприятие художника. Автор и герой, ге-рой и героиня в бунинских рассказах о любви.

Аналитическая беседа по рассказам «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник». Размышления над проблемами: «Что ведет к угасанию любви в жизни бу-нинских героев: Жизнь или Смерть?», «Когда и почему ге-рои приходят к откровению о единственности пережитого чувства?», «Разные лики любви в прозе Бунина».

«Темные аллеи». Верность чувству, с которым прожи-вает свою жизнь героиня рассказа Надежда («Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело»), - и герой рас-сказа, неожиданно для себя обнаруживающий единствен-ность прошедшей любви в «пошлой истории» жизни («Я по-терял в тебе самое дорогое, что имел в жизни»). Утрата пе-реживания «волшебного мгновения» и победа практического смысла в душе героя. Любовь и Время: иллюзия возможной гармонии в соединении любящих и обстоятельства жизни, ее разрушающие. «Несостоявшееся» счастье как путь неуми-рания Любви, спасения ее от смерти. Художественная де-таль в рассказе как средство создания эмоционального и символического фона повествования.

«Легкое дыхание». Композиционный и стилистический анализ новеллы. Несовпадение сюжета и фабулы как основ-ной композиционный прием рассказа, уничтожающий «жи-тейскую муть» и превращающий ее в «прозрачность» (Л. С. Выготский). Повествование о событиях как способ со-здания установки на особый эффект психологического и эс-тетического воздействия на читателя. Способы подачи узло-вых сюжетных элементов. Название рассказа, определяющее доминанту (Л. С. Выготский) построения и смысла произведения. Кольцевая композиция рассказа. Размышление уча-щихся над тем, что побеждает в рассказе: жизнь или смерть. Рассказ Бунина как ярчайший пример совершенства произ-ведения искусства, «неожиданной», рожденной из противо-речия материала и формы гармонии.

«Чистый понедельник». Обращение к образам христи-анства и православному церковному календарю - органиче-ская черта поэтического мировосприятия Бунина (И. Г. Ми-нералова). Запись в дневнике писателя (с 8 на 9 мая 1944 г.) о завершении рассказа «Чистый понедельник». Работа по группам: «Исторический и культурологический комментарий к рассказу, образ города», «Портрет эпохи, запечатленный в рассказе», «Сопоставление сюжетных линий рассказа: раз-витие отношений героев и „Повесть о Петре и Февронии"».

Образ героини рассказа: ее непохожесть на других жен-щин, противоречивость ее поведения, отражающая духов-ный поиск, стремление обрести себя. Сопряжение в душе ге-роини разных временных контекстов, в которых протекает ее внутренняя жизнь.

Смысл названия рассказа. «Чистый понедельник» как время конца и начала новой жизни героев. Разность мирочувствований Его и Ее. Мотив света в рассказе. Смысл фи-нала. Человеческая любовь и лик божественной любви, от-крывшейся героине, как путь к вознесению, воскрешению духовного начала Жизни. Рассказ «Чистый понедельник» в контексте темы любви в творчестве писателя.

Внеклассное чтение. Повесть «Деревня», рассказ «Ан-тоновские яблоки», рассказы из цикла «Темные аллеи» (по выбору учащихся).

Теория литературы. Своеобразие художественного сти-ля И. А. Бунина.


образовательных программ ... классе ). Структура образовательной программы бакалавриата (240 к.е.) выглядит так. Цикл общеобразовательных дисциплин...

"Двенадцать" была создана после долгих размышлений поэта о судьбах родины, отразившихся во всем его творчестве, пронизанном ощущением неминуемой катастрофы. В поэме четко ощущаются два плана: один — конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой — скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как "мирового пожара".

Мотив движения — главный мотив и ритмико-интонационной, и содержательной структуры "Двенадцати". Носителями его становятся герои поэмы, выступающие одновременно и как революционный дозор, и как апостолы нового мира. Ассоциация с этими библейскими персонажами возникает благодаря не случайно выбранному числу — двенадцать, хотя поэт нисколько не идеализирует своих героев: "В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз". Эти люди, идущие по завьюженному революционному Петербургу, не остановятся перед кровью и убийством. Революция, по мысли Блока, выплеснула на авансцену истории массу — носительницу стихийных сил, которая становится движущей силой мирового исторического процесса. Даже двенадцать красноармейцев ощущают себя песчинками того мирового вихря, размах и силу которого чувствуют представители враждебного революции мира: "писатель, вития", "барыня в каракуле", "невеселый товарищ поп".

Блок мысленно сопровождает своих героев, вместе с ними проделывая их нелегкий путь. Его рассказчик "влит" в повествование, его голос — такое же выражение эпохи, как и остальные равноправные голоса поэмы. Многоголосие "Двенадцати" — это воспроизведение многоголосия "переворотившейся" эпохи. Контрастность и пестрота поэмы отражают социальную контрастность эпохи. Позиция автора проявляется не в отдельных репликах или призывах, а в построении общей "судьбы" двенадцати, в характере того пути, который проделывают они на страницах поэмы.

Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года. Приметы бурной революционной эпохи воплотились в таких выразительных деталях, как огромный плакат "Вся власть Учредительному Собранию!", оплакивающая Россию "барыня в каракуле", злобно шипящий "писатель, вития", отдельные, отрывочные реплики, как бы доносящиеся до читателя.

С первых строк второй главки перед нами возникает слитный образ:

Гуляет ветер, порхает снег,
Идут двенадцать человек.

Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои — представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к "верхам". "Святая злоба" владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок в то же время как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира. Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха назван по имени, остальные одиннадцать даны в виде нерасчленимого образа массы. Это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества. Какова же цель этого движения? Каков исход?

  • Главный вопрос поэмы: "Что впереди?" — для Блока был ясен, он внутренним взором увидел, кто идет впереди банды красноармейцев.* ...Так идут державным шагом - Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим Нежной поступью надвьюжной, Снежной поступью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди — Иисус Христос.

    Из хаоса рождается гармония. Этот образ Христа — антитеза псу-волку, как символу зла и старого мира, образ, воплотивший в себе идеал добра и справедливости. Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока. В финале поэмы все укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ "двенадцати", и возникающие вновь образы буржуа и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имен, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов. Призрачность идущего во главе двенадцати апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции. В разные годы литературоведы трактовали смысл поэмы с диаметрально противоположных точек зрения — от приветствия новой революционной России, "идущей державным шагом", до полного отрицания революции как бунта кучки головорезов. Я думаю, что именно М. Волошин наиболее точно определил основную мысль поэмы: "Идут без имени святого все двенадцать вдаль". И их незримый враг вовсе не "нищий" пес голодный (символ старого мира), ковыляющий позади.

    Отвяжись ты, шелудивый,
    Я штыком пощекочу!
    Старый мир, как пес паршивый,
    Провались — поколочу!

    Как видим, от голодного пса — старого мира — красногвардейцы только отмахиваются. Их беспокойство и тревога вызваны кем-то другим, кто все мелькает впереди, прячется и машет красным флагом.

    – Кто там машет красным флагом?
    – Приглядись-ка, эка тьма!
    – Кто там ходит беглым шагом,
    Хоронясь за все дома? Духовно слепым "двенадцати" не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом "товарищ", но вместе с тем стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то "черное", что несет с собой революция, есть в ней и "белая" правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.

  • Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев. Открывается поэма строками: Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете!

    Черное небо и белый снег — символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция несет и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны. В поэме "Двенадцать" автором дана объективная, беспристрастная оценка совершающихся событий, Блок-символист соседствует с Блоком-реалистом. Красный цвет тревоги, бунта время от времени появляется на страницах поэмы. ("В очи бьется красный флаг"). Цветовая гамма поэмы почти исчерпывается этими тремя цветами, символизирующими главные стороны жизни революционного Петрограда.

    От главы к главе резко меняется ритм стиха, так как появляются абсолютно разные слои общества, события контрастны и противоречивы. "Как пошли наши ребята В красной гвардии служить...", явно не долго раздумывая — это народная частушка, "Не слышно шуму городского, Над Невской башней тишина..." — в поэму вступает плавная музыка русского городского романса. И речь в этом отрывке идет о "буржуе..., безмолвном, как вопрос", о верхних слоях общества, враждебных революции. Несколько раз повторяется чеканный революционный лозунг: "Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!", сразу же после выхода поэмы попавший на уличные плакаты. Блок призывал "слушать музыку революции", именно эту музыку он передал в своей поэме. Неожиданные переходы придают поэме особую выразительность, заряжая ее новой драматической энергией. Эту особенность "Двенадцати" отметил О. Мандельштам, назвав поэму "монументальной драматической частушкой", которая обречена на бессмертие, как фольклор.

    Действия и чувства героев тоже контрастны, они мгновенно переходят от любви к "черной злобе", от убийства к отчаянию, услышав оправдание "нынешним временем", Петруха тут же "опять повеселел" и готов на грабежи.

    Народная стихия пронизывает поэму, расширяя "личный" план повествования и углубляя "общественный". Центральный кульминационный эпизод поэмы — убийство Катьки — является вершиной драматических страданий Петрухи — одного из "двенадцати", который в отличие от своих товарищей никак не может подавить своих чувств: то бешеной ревности к неверной Катьке, то глубокого отчаяния и любви к ней, то мрачного приступа тоски ко всему окружающему. Казалось бы, какое историческое значение могут иметь переживания самого обычного, далеко не идеального человека? Но в этом и сказалась гениальная прозорливость Блока. Он, сосредоточив внимание на интимно-личных переживаниях человека, раскрыл их социальную и общественную значимость. Поэт сумел уловить зарождение опасной тенденции подавления ради идеи всего личного, которая впоследствии приведет к нравственной деформации общества. Идейный смысл поэмы не исчерпывается художественным изображением конфликта старого и нового миров. Для этого было бы достаточно образов буржуя и голодного пса. Конфликт поэмы скрыт глубже — в душе бандитов-красногвардейцев, идущих "без имени святого", которым "ничего не надо, ничего не жаль". Будучи призваны следить за порядком, они готовы стрелять в любого, не глядя, не раздумывая, ожидая, что "вот проснется лютый враг".

    Мысли и чувства солдат противоречивы, но их действия носят глобальный, необратимый характер:

    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем,
    Мировой пожар в крови —
    Господи, благослови!

  • * К Чуковский в статье "Александр Блок как человек и поэт" вспоминает интересный эпизод: "Гумилев сказал, что конец поэмы "Двенадцать" (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:

    — Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос".

    Название предмета Литература

    Класс 11

    Уровень обучения базовый

    Тема урока Поэма «Двенадцать» - принятие судьбы или вызов поэта времени?

    Общее количество часов , отведенное на изучение темы 8 час

    Место урока в системе уроков по теме Урок № 7 в системе уроков по теме «Александр Блок»

    Цель урока: дать представление о многозначности идейно-образного содержания поэмы; выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека.

    Задачи:

    Образовательная: развивать умение трактоватьхудожественный текст в связи исторический эпохой; совершенствовать навыки анализа поэтического текста (умение построить словесные ряды, определить ключевые слова, смысл образов-символов).

    Развивающая: продолжить коммуникативное развитие личности через организацию деятельностно-творческого общения учащихся.

    Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, формирование навыковкультуры ведения диалога, вхождения в социум.

    Планируемые результаты: знать историческую и творческую историю создания поэмы А.А.Блока «Двенадцать»,содержание произведения, основные теоретико-литературные понятия; уметь анализировать и интерпретироватьнаиболее значимые эпизоды,используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; выразительно читать фрагменты произведения, соблюдая литературные нормы;аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного), для участия в диалоге по содержанию поэмы «Двенадцать»; формирования читательского интереса и культуры чтения.

    Методические приемы : частично- поисковый; словесные (рассказ учителя с элементами беседы), аналитический (анализ поэмы), метод самостоятельной познавательной деятельности при подготовке домашнего задания и при ответе на проблемные вопросы, метод творческого чтения, групповая работа, самостоятельная работа.

    Форма организации учащихся: коллективная и индивидуальная, в группах,в парах, устная и письменная.

    Форма организации работы учителя : изложение нового материала, аналитическая беседа, чтение наизусть.

    Мультимедийная составляющая урока:

      презентация PowerPoint « Поэма «Двенадцать. Принятие судьбы или вызов поэта времени?»

      мультфильм;

      аудиозапись;

      электронная энциклопедия (Википедия).

    Цель использования мультимедийного компонента: создание визуального ряда, систематизация словарного материала, повышение мотивации учащихся к учению.

    Наглядность и оборудование:

      Учебник «Литература.11класс.1 часть. Под ред. Журавлева В.П. 17-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

      Различные издания поэмы «Двенадцать».

      Рисунки учащихся.

      Словарные слова на доске.

      Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова.

      Краткий словарь литературоведческих терминов Л.И. Тимофеева.

      Толковый словарь иностранных слов Л.П.Крысина.

      Раздаточный материал (Приложения 2,5).

      Приложения к уроку 1,3,4,6.

    Доска (эпиграф, словарная работа) Приложение 1.

    Эпиграф

    Трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день

    А.Блок

    Вне России нет для него никаких путей.

    Не отречется Блок ни от какой России.

    Е. Ростин

    Виды деятельности учащихся:

    1.Рецептивная – полноценное восприятие чтения поэмы автором (аудиозапись), учащимися, учителем; просмотр презентации; мультипликационного фильма.

    2.Репродуктивная – слушание рассказа учителя, сообщений учащихся о восприятии исторического события А.А.Блоком, запись тезисов, теоретических сведений, средств художественной выразительности.

    3.Продуктивная, творческая – реализация выполнения дифференцированного домашнего задания, выразительное чтение отрывков из поэмы наизусть, анализ произведения, создание рисунков по мотивам «Двенадцати»,участие в коллективном диалоге; творческая работа, осуществление рефлексии.

    4.Поисковая - самостоятельный поиск устного ответа на проблемные вопросы.

    5.Исследовательская - групповая работа,самостоятельная работа.

    Ход урока .

    I .Организационный момент.

    II .Создание эмоционального настроя.

    III .Актуализация известных знаний.

    Проверка разноуровнего задания.

    1. Учащиеся, написавшие мини-сочинение «Мое первое впечатление о поэме А.А.Блока «Двенадцать»», сдают его учителю на проверку.

    2. Учащийся отвечает на вопрос: «Как Блок понимает двойственность стихии революции»? Одноклассники слушают и анализируют.

    3. Те, кто написал цитатный план, передают его соседу по парте для анализа.

    4.Слушаем два-три синквейна, оцениваем.

    Учитель читает свой вариант.

    Поэт.

    Глубокий. Метафоричный.

    Чувствует. Думает. Сомневается.

    Я учусь у него постигать мир.

    Личность.

    IV .Целеполагание.

    1.Слово учителя.

    В то смутное время, когда интеллигенции приходилось решать вопрос, с кем быть, споры, прежде всего, велись по поводу смысла поэмы «Двенадцать»: благословил или проклял первый по величине поэт революцию? По утверждению В.В.Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие- славу ей». Поражало современников то, как мог певец Прекрасной Дамы создать строки о «толстоморденькой» Катьке? Как поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, мог написать в страшные для нее дни: «Пальнем-ка пулей в святую Русь?» Эти вопросы были поставлены вскоре после первой публикации «Двенадцать» в газете «Знамя труда», окончательные ответы на них не найдены до сих пор.

    И мы сегодня попытаемся поискать свои ответы на эти вопросы.

    2. Итак, тема нашего урока: « Поэма А.А.Блока «Двенадцать» - принятие судьбы или вызов поэта времени?» Слайд1.

    Открываем тетради, записываем тему урока. В течение всего урока в тетради записываются основные понятия, термины, выводы.

    3. -Как вы думаете, какова наша цель?

    (Дать представление о многозначности идейно-образного содержания поэмы; выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека).

    V .Открытие нового знания. Слайд 2.

    Попробуем определить понятийный ряд темы урока, для этого проведем лексическую работу.

    Подберем ассоциативные ряды к словам: судьба, п ринятие ( принять) , вызов , время .

    А теперь посмотрим, каково значение этих слов в Википедии и толковом словаре Д.Н.Ушакова.

    1.Словарная работа (Интернет-ресурс). Слайд3.

    Работа в группах Приложение №2

    1 группа обратится к Википедии (электронной энциклопедии), определит значение этих слов.

    2 группа найдет их лексическое значение в толковом словаре русского языка Д.Н.Ушакова.

    3 группа подберет к этим словам синонимический ряд.

    Слушаем толкование слов (одна группа читает, остальные добавляют)

    В электронной энциклопедии:

    Судьба́ - неразумная и непостижимая совокупность всех событий, обстоятельств и поступков, которые в первую очередь влияют на бытие человека, народа и тому подобное.

    Принятие - действие по значению глагола , принять.

    Принять -согласиться сделать что-то своим, включить что-то в сферу своего владения, влияния, понимания.

    Вызов- приглашение принять бой, вступить в борьбу, состязание.

    Время – одно из основных понятий и , длительности существования всех объектов, характеристика последовательной смены их состояний в процессах изменения и развития .

    В толковом словаре русского языка Д.Н.Ушакова .

    Судьба́ - участь, доля, жизненный путь.

    Принятие -действие по глаголу принять.

    Принять- воспринять, отнестись к чему–нибудь или реагировать на что–нибудь каким–нибудь образом, выразить свое согласие с чем–нибудь.

    Вызов -призыв к борьбе, состязанию.

    Время - длительность бытия (филос.). Пространство и время – основные формы бытия.

    Синонимы

    Принятие- согласие, неизбежность,благословление…

    Вызов -несогласие, буря эмоций, различие взглядов, проклятие, призыв к борьбе…

    Определив словесный концепт слов, попробуем осмыслить тему урока.

    -Является ли поэма «Двенадцать» вызовом поэта времени? Почему?

    Прошлый урок мы закончили словами из поэмы: «Выходи, стрелять начнем!» Так проявляют себя люди в хаосе и неразберихе революционного времени,ощутившие безграничность свободы, когда все позволено, в то же время чувствующие враждебность окружающего мира.

    2.Аналитическая работа с текстом поэмы. Чтение наизусть отрывков из поэмы учителем и учащимися.

    - С кем, кроме представителей старого мира» мы встречаемся на страницах поэмы? (С красногвардейцами)

    Обычное передвижение красногвардейцев по Петрограду приоб­ретает черты величавости. Лексическая окраска повествования меняется: «В очи бьется / Красный флаг. / Раздается / Мерный шаг, / ...Вдаль идут державным ша­гом... / ...Так идут державным шагом».Посмотрим, как об этом говорит автор учебника (Учебник,стр.201)

    « неразбуженные» и «омертвелые» уголки человеческой души.

    3.Видео(просмотр фрагмента мультипликационного фильма)

    В 4-7 главах мы видим любовную историю красногвардейца Петрухи и «толстоморденькой» Катьки. Слайд 4

    -Кто такая Катька? За что ее убивают? ( Да еще приговаривают: «Эх, эх, согреши! // Будет легче для души!» - Легче убивать будет?

    Любовная история, ревность и расправа над Катькой (чье наказание совершенно несоизмеримо с ее виной)– незначительный эпизод для них. Слайд 5

    -Какой диалог происходит между героями? Чем он важен для Блока?

    Невольный убийца переживает,его товарищи сочувствуют.Обратимся к учебнику стр.201

    - Как они это делают? Довольно презрительно: проявление чувств не приветствуется. Убийство становится нормой (Упоминания об убийствах уже были: в 5 главе «Помнишь, Катя, офицера – // Не ушел он от ножа…»).

    Настрой охраняющих город и новую власть вполне очевиден (по тексту): кураж, грабеж, насилие.

    - Но так ли случайна эта история, как вы думаете? Каким предстает Петруха?

    Блок рисует крупным планом обыкновенного человека, обуреваемого грехами, но не чуждого раскаяния и сокрушающегося сердцем о том, что погубил женщину. Примитивен Петруха только на первый взгляд. Но жертвой революции в поэме становится именно Катька. Образ ее в «Двенадцати» -целостный, теплый, человечный: она выделена из темных теней «народной стихии». Андрей Белый писал: «...И вот при таком реализме поэт как бы говорит: - И в тебе, Катька, сидит Прекрасная Дама... И если Катька не спасется

    Никакой «Прекрасной Дамы» нет и не должно быть». Слайд 6.

    Система ценностей, духовный мир героев показан в 8 главе: скука, семечки, убийство стоят в одном ряду. Полное духовное опустошение.

    -Какими словами заканчивается глава? О чем это? О гибели чьей души говорит поэт? Почему вы так считаете?

    4.Обращение ко второму эпиграфу урока Слайд 7.

    Физкультминутка Приложение 3.

    5.Художественные особенности поэмы. Подготовка к ЕГЭ.

    Словарная работа

      -Обратим внимание на художественные особенности поэмы:Слайд 8,9,10 образы-символы в поэме(ветер, вьюга, флаг, белый снег, пес безродный…)

      художественные детали(«Хлеба! Что впереди? Проходи!», «барыня в каракуле», «буржуй на перекрестке»…)

      песенные или частушечные ритмы.Слайд 11.

    -Какую роль они играют?

    6. Аудиозапись 12 главы. Читает автор. 7. Анализ 12 главы.

    К кому обращены вопросы патруля?
    -Кто этот невидимый «Кто»?
    -Кто «…ходит беглым шагом, хоронясь за все дома», «…машет красным флагом», «-Кто в сугробе…»?
    -Что звучит в этих вопросах? (В вопросах слышны угрозы, неуверенность, страх, сомнения.И чтобы убить свои сомнения и страх, они стреляют)

    -Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? Слайд 12.

    Образа Христа присутствует в поэме незримо, наблюдает за действиями и поступками двенадцати.

    - А в 12 главе только ли в последней, финальной строфе появляется Иисус, зримо для поэта и незримо для патруля?

    8. Презентация результатов аналитической работы.

    Приложение 4.

    А) Индивидуальное задание. Слайд 13

    Мы видим, что этот обращение к Христу прослеживается на протяжении всей поэмы.

    Много спорных мнений существует по поводу образа Иисуса Христа в произведении Блока

    - Как же объяснить появление фигуры Христа в произведении?

    Б) Группа учащихся искала ответы на этот вопрос(работа в группах)

    Существует множество трактовок финала произведения. Слайд 14

    1.Некоторые исследователи объясняли появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев.

    2.Другие говорили, что появление Христа в финале свидетельствует о восприятии поэтом революции как святой и спасительной (Христос благословляет происходящее)

    3.Третьи полагали, что финал доказывает осознание Блоком антигуманной сущности происходящего.

    4.Для читателя того времени, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы,- это путь из бездны к воскресенью, от хаоса к гармонии.

    Впереди - с кровавым флагом,

    И за вьюгой невидим,

    И от пули невредим,

    Нежной поступью надвьюжной,

    Снежной россыпью жемчужной,

    В белом венчике из роз -

    Впереди - Иисус Христос.

    - Как вы думаете, почему именно такими строками закончил поэму автор?

    До сих пор нет (и вряд ли когда-нибудь появится) однозначное истолкование «совпадения» числа красногвардейцев в составе патруля с числом Апостолов.

    М. Волошин предполагал, что не Христос «возглавляет» красногвардейцев, а они Его «конвоируют». М. Булгаков считал, что в «стихии», во вьюге «русского бунта - бессмысленного и беспощадного» (А. С. Пушкин), Блоку под видом Христа явился Антихрист. «Разве я «восхвалял»?.. Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа», - писал Блок в марте 1918 г.У каждого свое мнение, «истину в последней инстанции» установить, вероятно, немыслимо.

    Образ Христа – ключ к пониманию поэмы. Очень спорный образ, если смотреть на него с политических позиций. Сам поэт, казалось, недоумевал…

    Вот запись из дневника Блока:

    «Почему он? Не знаю. Пригляжусь внимательно вперед, вдаль и вижу, что он».

    Будущее России – не старый мир. Будущее в двенадцати красногвардейцах, которые должны увидеть Христа. В этом смысл заглавия поэмы. Если убрать Христа в финале – становится страшно! Нарушается зыбкое равновесие между добром и злом в поэме. Тогда нет будущего.

    Иисус Христос символизирует в произведении не церковь и даже не христианство, а начало Нового Времени, в котором грешники станут праведниками, потому что Сын Божий Христос - их надежда. Блок верил, что пожар революции, уничтожая страшный старый мир, спасет, вернет человека. Но этого не случилось. Пожар не может быть избирательным. Он уничтожает все: и плохое, и хорошее. И Александр Александрович Блок это понял раньше других. Потому, наверное, и замолчал. В статье «Интеллигенция и революция» есть слова, которые оказались про­роческими по отношению к судьбе самого их автора: «Горе тем, кто думает найти в революции исполнение толь­ко своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были».

    VI . Самостоятельная работа. Приложение 5

    VII .Домашнее задание

    Подготовится к классному сочинению по предложенным заранее темам. Приложение 6

    VIII .Рефлексия

    Итог урока. Записи в тетради.

    Исходя из поставленных на уроке целей и задач, анализа содержания поэмы Блока «Двенадцать», словарной работы, можно сделать вывод, что

    поэма «Двенадцать» - это …, потому что

      Принятие судьбы, потому что…

      Вызов времени, потому что…

    Поэма «Двенадцать» - отражение духовных поисков поэта и его современников в период слома эпох.

    1.А.А.Блок принял революцию, призывал всем сердцем ее слушать.

    2. Видел в ней романтическое начало «мирового пожара»,который уничтожит «старый мир»

    3.Понимал противоречивость революции, столкновение «безобразного» с «прекрасным».

    4. Верил в очистительную силу стихии революции.

    5.Предугадал ее гибельные последствия.

    В каждом слове Блока и в каждом его стихотворении воплотилась судьба русского человека на крутом историческом переломе. Совесть поколения, гениальный трагический поэт, бесстрашно открытый бурям и мятежам, которые, как он предощущал, разрушат старый порядок. Поэт страстно хотел сохранить идейные, нравственные и культурные ценности, выстраданные народом в процессе его исторической жизни, пронести их незапятнанными сквозь испытания и соблазн «попрания святынь».

    Оценки

    Поэма А. Блока "Двенадцать" - известное произведение, перечитанное не раз и изученное до последней самой маленькой детальки. Но удивительно, процессы, происходящие в обществе, пробуждают наши умы и сердца, что порождает ж лание взглянуть на многие явления с самой неожиданной стороны. Вот так и с поэмой "Двенадцать", которую захотелось прочитать в контексте нового времени.

    Поэму "Двенадцать" Блок начал писать 8 января 1918 г., а поставил завершающую точку 29 января, сделав в дневнике волнующую запись: "Сегодня я - гений".

    Время рождения поэмы было наполнено чрезвычайными событиями: в эти дни решалась судьба России, судьба Октябрьского переворота.

    На страну, измученную войной, разрухой, голодом, изменой, надвинулась новая страшная угроза. Газетные листы дышали раскаленной атмосферой тех дней. Поэма "Двенадцать" была опубликована 18 февраля в газете "Знамя труда".

    Для поэмы наступило бессмертие. Блок сказал, что "Двенадцать" останутся лучшим из всего, что он написал, потому что, создавая поэму, он всецело жил современностью. Никогда еще душа поэта не была столь восприимчива к бурям и грозам истории. Недаром в статье "Революция и интеллигенция" Блок призывал: "Слушайте революцию!".

    Снежная вьюга в поэме "Двенадцать" - это образ "исторической погоды". Мотивы ночной метели, порывистого ветра проходят в поэме подобно основной теме в симфонии. При этом они приобретают различный смысл применительно к разным персонажам поэмы. Разбушевавшаяся стихия всегда играла в поэзии Блока громадную роль. Ветер, буря, метель, гроза...

    Для старого мира злой и веселый ветер - сила враждебная. Он безжалостно валит с ног, загоняет в сугробы, выметает как ненужный сор.

    Ветер хлесткий!

    Не отстает и мороз!

    И буржуй на перекрестке

    В воротник упрятал нос.

    Но вот заходит речь о двенадцати героях, и разительно меняется интонация стиха.

    Гуляет ветер, порхает снег.

    Идут двенадцать человек.

    Двенадцать (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) - это те, кто должен нести миру свободу, счастье и справедливость. А что несут двенадцать красногвардейцев Блока, идущие "без креста", "мерно... державным шагом", "держа винтовки", стреляя "в Святую Русь", раздувая "мировой пожар в крови", все вперед, вперед, за кровавым флагом?

    Как стыкуются их идеалы с реальной, непридуманной действительностью? Жизнь, несмотря на революцию, продолжается: кто-то кого-то любит, кто-то кому-то изменяет. Человек даже в периоды глобальных социальных изменений остается человеком со всеми своими достоинствами и недостатками. Только двенадцати героям нет никакого дела до тех, кто путается у них под ногами, не понимая величия и ответственности исторического момента! Трагедия Катьки разыгрывается у них на глазах и вызывает только досаду: ведь еще "потяжеле будет бремя", так стоит ли Петрухе вести себя как "баба" из-за какой-то падшей женщины? Конечно, нет! Раз уж зпереди "мировой пожар", то Петруха головку вскидывает, он опять повеселел!.. "Открывайте погреба - гуляет нынче голытьба!"

    Вам не страшно? Рушится старый мир, но что идет ему на смену? Мир еще большего насилия, бездушия, безнрав-ствия. Не в этом ли предостережение Блока, его провидение. Идут двенадцать человек, у них не прогулка, они идут бить, бить, бить. Но кого?

    Я заметил, в поэме практически нет врагов. Подумайте, так ли уж опасен "пес голодный"? Да его не то что винтовкой - палкой оттолкнуть можно. А если попробовать накормить, приласкать, и он превратится в верную дворнягу. А может быть, враг - Катька, позволяющая себе в столь важный исторический момент сиюминутное развлечение? Я думаю, что нет. Да Блок и не настаивает на этом. Он просто призывает к бдительности. Притом призывает всех: и Катьку, и Петруху, и двенадцать.

    Ветер гуляет, снег порхает, а этим двенадцати вьюга не страшна, не опасна. Они в ней, как в родной стихии, - и не скользят и не падают, а твердо идут к своей цели.

    Стихия, в понимании Блока, есть начало и разрушительное, и созидательное. Цель революции Блок видел в том, чтобы "все стало новым". Революция - это лаборатория новых форм жизни, ее делают парни из городских низов, вступившие в Красную гвардию.

    Как пошли наши ребята

    В Красной гвардии служить -

    В Красной гвардии служить -

    Буйну голову сложить.

    На протяжении всей поэмы прослеживается противоречие, свойственное мировоззрению самого Блока. Это и неприятие старого, и неприятие нового, потому что оно антигуманно. Ведь бесчеловечность проявляется не только по отношению к Катьке, но и в оправдании красногвардейцами бессмысленного жестокого преступления. В их душах все смешалось - и забубённая удаль, и чувство просыпающегося долга.

    Блок вместе с тем идеализировал своих героев революции, доказывая, что у каждого красногвардейца он видит ангельские крылья за плечами.

    И по-прежнему возникает вопрос: какое отношение к содержанию поэмы имеет Иисус Христос? Этот вопрос вызвал много споров. Я пересмотрел Евангелие, известные произведения живописи и убедился, что Иисус Христос везде предстает перед нами в терновом венце, а у Блока Христос "в белом венчике из роз". Что это - игра слов? Не думаю. Поэт бережно обращался с каждым словом. Мне кажется, что блоковский образ Христа, хоть и "за вьюгой невидим", все же грядет, потому что он является не чем иным, как олицетворением мечты о действительно справедливом обществе. Вот почему Христос Блока и "от пули невредим" - мечту нельзя убить, и "в белом венчике из роз".

    Еще десятилетия будут спорить о роли Октября в истории России, о роли революции в истории человечества вообще. Александр Блок, "человек бесстрашной искренности" (М. Горький), дает нам ключ к пониманию этой сложнейшей проблемы.