Болезни Военный билет Призыв

Можайское благочиние

"Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? ". Именно с этих слов начинается легендарное произведение М.Ю. Лермонтова "Бородино". Будучи еще совсем маленьким,я пытался представить в голове образ главного героя данного произведения. Рассказчику,вероятно, около 60 лет. Отвечая на вопрос своего любопытного племянника, он, одновременно с гордостью и печалью, вспоминает великую Бородинскую битву. Он, с уже поседевшей головой, говорит о самом сражении и о людях, которые его окружали. У него дрожат руки, с глаз стекает скупая мужская слеза. У него уже нет той силы, которая была у него тогда,когда он лихо работал саблей и уничтожал врагов. Нет физической, но зато есть огромная духовная мощь и настоящий стальной характер. Именно благодаря таким людям ковалась наша победа не только в сражении под Бородином, но и во всей Отечественной войне 1812 года.

И вспомним про Рубо

Не забудем упомянуть и про художественное представление этой великой битвы. Речь идет о знаменитой панораме Франца Рубо. Именно она, изготовленная по заказу самого императора России Николая Второго,позволяет посмотреть на Бородинское сражение. Смотришь на нее и видишь всю мощь и силу наших воинов. Исходя из этой картины, можно также представить какими будут наши бойцы спустя много лет, когда станут ветеранами. Ведь не обязательно ветеран сражения-это какой-то возрастной человек. Это и молодые люди,которые попали в юном возрасте в настоящую мясорубку.

Эти люди все отличаются друг от друга, но некоторые качества их объединяют. Основные из них:

  • самоотверженность
  • бесстрашие
  • патриотизм

Несмотря на многочисленные физические раны и увечья, эти люди победили в этой непростой войне. Их потомки опровергли фразу героя произведения Лермонтова. "Богатыри-не вы"-это не про наших ветеранов Великой Отечественной войны. И сейчас,смотря на них, представляешь как выглядели и ветераны той далекой войны с французами в 1812 году,которую потом описал наш великий Михаил Лермонтов.

"Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? ". Именно с этих слов начинается легендарное произведение М.Ю. Лермонтова "Бородино". Будучи еще совсем маленьким,я пытался представить в голове образ главного героя данного произведения. Рассказчику,вероятно, около 60 лет. Отвечая на вопрос своего любопытного племянника, он, одновременно с гордостью и печалью, вспоминает великую Бородинскую битву. Он, с уже поседевшей головой, говорит о самом сражении и о людях, которые его окружали. У него дрожат руки, с глаз стекает скупая мужская слеза. У него уже нет той силы, которая была у него тогда,когда он лихо работал саблей и уничтожал врагов. Нет физической, но зато есть огромная духовная мощь и настоящий стальной характер. Именно благодаря таким людям ковалась наша победа не только в сражении под Бородином, но и во всей Отечественной войне 1812 года.

И вспомним про Рубо

Не забудем упомянуть и про художественное представление этой великой битвы. Речь идет о знаменитой панораме Франца Рубо. Именно она, изготовленная по заказу самого императора России Николая Второго,позволяет посмотреть на Бородинское сражение. Смотришь на нее и видишь всю мощь и силу наших воинов. Исходя из этой картины, можно также представить какими будут наши бойцы спустя много лет, когда станут ветеранами. Ведь не обязательно ветеран сражения-это какой-то возрастной человек. Это и молодые люди,которые попали в юном возрасте в настоящую мясорубку.

Эти люди все отличаются друг от друга, но некоторые качества их объединяют. Основные из них:

  • самоотверженность
  • бесстрашие
  • патриотизм

Несмотря на многочисленные физические раны и увечья, эти люди победили в этой непростой войне. Их потомки опровергли фразу героя произведения Лермонтова. "Богатыри-не вы"-это не про наших ветеранов Великой Отечественной войны. И сейчас,смотря на них, представляешь как выглядели и ветераны той далекой войны с французами в 1812 году,которую потом описал наш великий Михаил Лермонтов.

Подготовка

к сочинению «Путешествие

на поле Славы». Панорама Ф.А.Рубо «Бородинская битва»

и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»


Михаил Юрьевич Лермонтов

Франц Алексеевич Рубо



Повествование – такой вид художественного произведения, в котором рассказчик с присущими именно ему особенностями речи рассказывает о себе, об иных людях или событиях, с которыми был связан. Рассказчик может включать в повествование и речь других персонажей, но именно в процессе рассказа о себе самом.


План работы.

1.Выбрать героя, от имени которого будет идти повествование.

2.Отобрать факты, эпизоды, свидетелем и участником которых было действующее лицо – автор повествования.

3.Во временной последовательности расположить отобранные факты, эпизоды в их связи с судьбой рассказчика.

4. Отобрать слова, которые необходимо использовать в сочинении.


1. Как выглядит ветеран Бородинского сражения?

2.Что рассказал ветеран сражения о событиях, предшествующих Бородинской битве?

3.О каких моментах сражения рассказал ветеран?

4.Каких героев изобразил в своём рассказе старый солдат?

5.Как он относится к этому историческому событию?

6.Какой наказ дал ветеран своему молодому товарищу?


Конструирование начала сочинения.

Тёплая летняя ночь. У походного костра собрались однополчане. Ничто не нарушает спокойствия. Но не привыкли сидеть без дела русские воины. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?» – раздаётся в тишине молодой голос. Старый ветеран, неторопливо закуривая трубку, начинает рассказ о легендарном сражении.


Ключевые моменты

Командный пункт генерала Д.С.Дохтурова.

Рабочие материалы

Атака войск Наполеона, ранение Багратиона, командование принимает «железный» генерал Д.С.Дохтуров. Офицеры приветствуют генерала.

к сочинению.

Дмитрий Сергеевич Дохтуров



Ключевые моменты

Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Оборона русских войск. Лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм.

к сочинению.



Ключевые моменты

Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский – «выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться».

к сочинению.

Гренаде́ры (неправильно: гренадёр) (фр. Grenadiers) - отборные части европейской пехоты и кавалерии, изначально предназначавшиеся для штурма вражеских укреплений, преимущественно в осадных операциях.



Ключевые моменты

Семёновские (Багратионовы) флеши.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. Тяжело ранен П.И.Багратион, русские оставили укрепления. Наполеон не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских.

к сочинению.

Флеши (фр. fleche - стрела) -

полевые (иногда долговременные) укрепления. Состоят из двух фасов длиной 20-30 метров каждый под тупым углом. Угол вершиной обращен в сторону противника.

Пётр ИвановичБагратион



Ключевые моменты

Командный пункт Наполеона.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Со всех сторон к Наполеону спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках. Идёт восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха.

к сочинению.



Ключевые моменты

Атака саксонских кирасир.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Корпус Латур-Мобура атакует. На их пути – Семёновский овраг. Атака ослабела. Позиция, выбранная Кутузовым, была неудобной для наступающей армии Наполеона.

к сочинению.

Кираси́ры

(в буквальном переводе - ла́тники, фр. cuirasse - латы) - род тяжелой кавалерии, одетой в кирасы. Появились в XVI веке во многих странах Европы как тяжёлая кавалерия.



Ключевые моменты

Кавалерийский бой во ржи.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Самый динамичный и напряжённый фрагмент панорамы. Неприятель отброшен назад. Горит село Бородино.

к сочинению.

Кавале́рия

(фр. cavalerie, итал. cavaleria, от лат. caballus - конь), или конница - род войск, в котором для ведения боевых действий и передвижения использовалась верховая лошадь.



Ключевые моменты

Подвиг неизвестного героя.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Русский кирасир мужественно отбивается от неприятелей.

к сочинению.


Ключевые моменты

Горки – командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководит сражением. Кутузов стремится сохранить резервы.

к сочинению.



Ключевые моменты

Раненого генерала П.И.Багратиона увозят с поля битвы.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

С поля битвы увозят тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав в стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

к сочинению.




Конструирование

финала сочинения.

«Да, были люди в наше время…» – закончил старый солдат. «А вам, молодым, нужно стремиться во всём быть достойными своих дедов и отцов», - добавил он.

Даже современники и очевидцы Бородина по-разному оценивали результаты сражения, спорным считалось все: от количества потерь до тактических и стратегических результатов.

Численность армий и количество потерь
Если брать среднюю цифру, то всего со стороны французов в сражении участвовало около 140-150 тыс. человек. Численность русских войск вызывает еще большие споры, так как точно неясно, сколько было в армии ополченцев и казаков. Но в среднем русская армия насчитывала 120-130 тыс. человек. Общий численный перевес французов сохранялся, хотя на момент генерального сражения выглядел уже не так ощутимо. Но все исследователи и современники единогласны в одном – численность кадровых, регулярных войск была выше у французов.

Количество потерь, понесенных сторонами в сражении 7 сентября 1812 года на Бородинском поле, вопрос еще более дискуссионный, чем вопрос о численности армий. Французы определяют число русских потерь в 50 тыс. человек. Современные исследователи в целом соглашаются с этим, считая, что русские войска потеряли убитыми и ранеными от 40 до 50 тыс. человек. Потери французов составили около 35-40 тыс. человек.

Результаты французов, или Уныние Великой армии


Наполеон на Бородинских высотах. Худ. В.В. Верещагин, 1897 г

Еще более сложным является вопрос оценки результатов сражения. К концу битвы французам удалось завладеть и флешами, и деревней Семеновское, и Курганной высотой. С тактической точки зрения это можно было воспринимать как победу французского оружия, как еще одно крупное сражение, которое войдет в копилку великих побед Наполеона. Сам французы так и считали, называя это сражение «Битва на Москве-реке». Но те, кто был рядом с Наполеоном в этот день, недоумевали и были расстроены. Маршалы подмечали, что Наполеон во время сражения вел себя очень странно, допустил несколько очень для него нехарактерных ошибок. В частности, бросил Нея на флеши, когда следовало бы бросить его войска на Курганную высоту. Это решение Наполеона привело к тому, что в бои за флеши была втянута практически вся имеющаяся у него пехота, которую следовало использовать на других участках сражения. Были и другие просчеты, которые подмечали маршалы.

Эти ошибки Наполеона выглядят вдвойне странными, если вспомнить, как вел себя французский император в ночь на 7-е сентября. Главный вопрос, который его интересовал – не ушел ли Кутузов. После всех попыток навязать русским генеральное сражение казалось невероятным, что Кутузов сам согласился дать его. Это был уникальный шанс уничтожить русскую армию, шанс, которым надо было воспользоваться во что бы то ни стало. Именно поэтому накануне генерального сражения он отклонил предложение Даву о фланговом обходе русской позиции, опасаясь, что тем самым «спугнет» Кутузова. Наполеон рассчитывал на наступательный порыв своих войск и собственный военный гений. Но русские войска очень упорно держали оборону, и лишь во второй половине дня были выбиты с оборонительных рубежей. Но как ни старались французы, им удалось лишь оттеснить русские ряды, но не прорвать их и уж тем более не уничтожить.

В этом отношении для Наполеона ситуация никак не изменилась. До сражения он видел перед собой боеспособную русскую армию, но и после сражения видел перед собой ее же. Поредевшую и отошедшую, но все же не разбитую. Вечером 7 сентября Наполеон не знал еще точно, сколько войск он потерял, но то, что он лишился 50-ти лучших своих генералов, это он знал уже тогда.


Отказ пленного русского генерала Лихачёва принять шпагу из рук Наполеона. Хромолитография А. Сафонова (начало XX века)

Сам Наполеон подвел итог сражению словами:«Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где были проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты».

После сражения Великая армия пребывала в унынии. Даже ветераны не могли припомнить, чтобы такие кровопролитные сражения заканчивались таким несерьезным результатом. Французы видели победу, видели, что позиции захвачены, но совершенно не было атрибутов этой победы. Практически не было ни пленных, ни трофейных знамен, ни захваченных орудий.

Все это крайне отрицательно сказалось на боевом духе французской армии. Генеральное сражение состоялось, и они не смогли разгромить неприятеля. До Бородина в решающий момент русские отходили и не позволяли французам проявить себя. Это рождало ощущение того, что кампания затягивается, но не рождало сомнений в конечной победе. Теперь же прежней уверенности в собственных силах у солдат и офицеров Великой армии не было.

Результаты русских, или Воодушевленное отступление



Михаил Кутузов во время Бородинского сражения. Худ. А.П. Шепелюк, 1952 г.

Положение русской армии было не легче. На поле брани осталось 27 генералов, в числе которых был молодой и подающий надежды А.И. Кутайсов, генерал П.Г. Лихачев, израненный и попавший в плен к французам. Но тяжелее всего была весь о ранении «2-го командующего» — Петра Ивановича Багратиона.

Правда, боевой дух армии окреп настолько, что все ждали продолжения сражения на следующий день. У Кутузова был план продолжить сражение на следующий день, если обстоятельства будут складываться для него удачно. Но в сражении он допустил несколько ошибок, и результаты превзошли все его опасения. Чересчур опасаясь за правый фланг, Кутузов слишком долго не отправлял Багратиону подкреплений. Это привело к большим потерям во Второй западной армии, поэтому практически каждая атака французов заканчивалась занятием флешей, и лишь удачные контратаки, которые проводил Багратион, позволяли вернуть укрепления. В критические моменты это могло привести к разгрому всего левого фланга, и в таких случаях уже Барклай де Толли спасал положение, перебрасывая часть своих войск из центра на флеши. В итоге ценой неимоверных усилий французы смогли занять все оборонительные пункты русских, и, начиная со второй половины дня, потери русских стали выше, чем потери французов.

Принимая все это в расчет, Кутузов принял решение отступать к Москве. Давая это сражение, он уверял всех, начиная от Александра и заканчивая простым солдатом, что в этой битве решается судьба Москвы. Но при всем при этом Кутузов не мог не понимать, что генеральное сражение не может стать переломным событием, но может стать событием, которое создаст предпосылки для такого перелома в дальнейшем. С этой точки зрения на данный момент ему все удалось. Русские войска ответили на вызов грозного противника и не были разбиты. Это было хорошее начало, но главный вопрос – судьба Москвы – все еще не был окончательно решен. И результаты Бородинского сражения не позволили Кутузову уйти от этого вопроса. Рано или поздно этот вопрос встанет на повестке дня, и встанет категорически. Надо будет принимать решение, и решение однозначное.

Но пока русские войска продолжали отступление с ощущением одержанной победы. Многие недоумевали, почему армия продолжает отход, но никто не сомневался в том, что у Москвы состоится еще одно крупное сражение. Что же думал в тот момент Кутузов, сказать не мог решительно никто.

2 сентября у тебя есть возможность с головой окунуться в те далекие годы, услышать пушечные выстрелы, посмотреть на конницу. Не боишься? Тогда тебе в Бородино, на грандиозное супершоу "Сквозь дым летучий"!


И ВОТ НАШЛИ БОЛЬШОЕ ПОЛЕ...
ЕСТЬ РАЗГУЛЯТЬСЯ ГДЕ НА ВОЛЕ
!
Каждый год на территории музея, на специальной площадке - "плац-театре" - проводится мини-сражение. Внешне оно выглядит как настоящее. Гремят пушки, скачут кони, сверкают штыки, колышутся знамена. Конечно, воссоздать ход всей битвы на площадке размером в несколько футбольных полей невозможно. А вот показать зрителям, как тогда воевали - очень даже можно. Участников сражения на поле собирается больше тысячи человек. Вся их форма, оружие и амуниция точно воспроизводят старинную. Зрителей на праздник приезжает более пятидесяти тысяч - со всей России и из-за границы. Москвичи и туляки традиционно отдают предпочтение русским войскам, питерцы шьют форму и снаряжение полков Великой армии Наполеона. Литовцам ничего придумывать вообще не надо - во французской армии был "Легион Вислы", сформированный из литовцев и поляков.
Некоторые реконструкторы приезжают с женами и детьми. Жены одеты в старинные платья и изображают торговок-маркитанток, а дети... дети ничего не изображают - просто оттягиваются по полной программе, примеряя каски и кивера да приглядываясь к ружьям и пушкам.

ЗАБИЛ ЗАРЯД Я В ПУШКУ ТУГО
И ДУМАЛ: УГОЩУ Я ДРУГА!

Я езжу на Бородино почти каждый год. Помню, еще в 1992 году на сражение выдавали винтовки с "Мосфильма", переделанные для стрельбы холостыми патронами, но киношники недешево оценили аренду своего имущества. И реконструкторы начали использовать муляжные ружья. Внешне они как две капли воды похожи на настоящие. Для имитации выстрела используется китайская петарда: ее поджигают и кидают в ствол. Остается только вовремя вскинуть ружье и "приложиться". Однако высший пилотаж - действующая копия оригинального ружья, в которой, как и двести лет назад, порох воспламеняется от удара кремня по огниву. От оригинала оно отличается только менее прочным стволом - если попытаться зарядить ружье пулей, при выстреле его обязательно разорвет.

УЛАНЫ С ПЕСТРЫМИ ЗНАЧКАМИ,
ДРАГУНЫ С КОНСКИМИ ХВОСТАМИ,
ВСЕ ПРОМЕЛЬКНУЛИ ПЕРЕД НАМИ...

Сейчас в военно-историческом лагере 1812 года дисциплина - почти как в настоящей армии. Погружение в эпоху - полное. Например, те, кто изображает воинов наполеоновской армии, заучивают наизусть команды на французском языке. Ружейные приемы отрабатываются до мельчайших движений. Даже бытовые вещи - типа покурить - изображаются с помощью курительной трубки под старину. Самые продвинутые варят пищу по старой рецептуре и шьют палатки из льняного полотна.
Отдельный разговор - про мундиры. Их шьют весь год, и все равно самые важные детали приходится доделывать в последнюю ночь перед отбытием.
Да и привыкнуть к мундиру - та еще задачка. Например, высокие воротники устроены так, что ссутулиться невозможно - голову всегда приходится держать прямо и плечи развернутыми. А для того, чтобы сходить, простите, по нужде, нужно расстегнуть на исторических штанах не один десяток пуговиц.

ВАМ НЕ ВИДАТЬ ТАКИХ СРАЖЕНИЙ!
НОСИЛИСЬ ЗНАМЕНА, КАК ТЕНИ,
В ДЫМУ ОГОНЬ БЛЕСТЕЛ...
Участники сражения подвергаются вполне реальной опасности. Именно поэтому тех, кому еще нет 18, в бой не берут. Всякие ушибленные бока, ссадины на руках и разбитые палашами головы - это не ЧП, это норма жизни, но случаются вещи и посерьезнее. В середине 90-х был случай, когда у артиллеристов накануне праздника, в субботу, вспыхнул ящик с порохом. Несколько человек получили тяжелые ожоги и вместо сражения отправились на больничную койку. Командир артиллерии, лейтенант барон де Бовиль (в миру - топ-менеджер крупной компании) тогда чуть не поседел.
Отдельная тема - конные атаки. Лошадей на праздник дают из единственного в нашей армии кавалерийского полка, который оставлен как раз для таких случаев и для киносъемок. Забавно смотреть, как усатый гусар или богатырского роста кирасир перед тем, как сесть в седло, дует в самую что ни на есть современную трубку контроля трезвости.

ЗВУЧАЛ БУЛАТ, КАРТЕЧЬ ВИЗЖАЛА,
РУКА БОЙЦОВ КОЛОТЬ УСТАЛА...

Сражение по старой традиции начинается в час дня и около двух заканчивается. Каждый год организаторы придумывают что-то новое. Но неизменно один из самых красивых моментов сражения - кавалерийская карусель, в которой крутится, сверкая саблями, более сотни конников, одетых в мундиры всех цветов радуги.
Вообще пересказывать ход битвы - неблагодарное дело. Тут как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть. На время битвы зрители забывают обо всем. А некоторым участникам кажется, что они прожили чью-то жизнь.
...Но вот замолчали пушки, дым рассеивается, праздничный парад, генералы благодарят свои армии за службу. Все. Возвращаемся в XXI век.
Несколько часов, что добираешься домой - как в тумане. Недели две не то что говорить - думать о празднике не можешь. Потом смотришь фотографии, вспоминаешь... и потом вспоминаешь весь год. До следующего Бородино. Оно обязательно будет!

КАК ДОБРАТЬСЯ
1. Личным транспортом
- по трассе Москва-Крым в сторону Москвы. После развязки на Серпухов уходим на следующую развязку - на дорогу А108 (Большое бетонное кольцо).
- следуя указателям, едем по А108 через Балабаново до пересечения с трассой М1 Москва-Минск.
- поворачиваем налево, едем по трассе М1 до поворота на Можайск (возле памятника-самолета).
- далее через Можайск на Бородино.
Общее расстояние примерно 250 км. Дорога вполне нормальная. При выезде из Тулы лучше заправить полный бак, а на обратном пути заправиться в Можайске или по трассе М1 - на А108 заправок практически нет.
Стоянка находится примерно в 1,5 км от места праздника и практически не охраняется. Выезжать лучше пораньше - чтобы быть на месте часов в девять утра. Потом движение, как правило, перекрывают.
2. Своим ходом
- до Москвы на Белорусский вокзал
- затем электричкой (с Белорусского вокзала) или рейсовым автобусом (с площади Белорусского вокзала) до Можайска,
- далее автобусом до остановки "Село Бородино",
- далее пешком до плац-театра - 1 км или до музея - 1 км.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
* Бородинский музей. В экспозиции - оружие, мундиры, награды 1812 года, схема сражения, портреты участников. Музей работает ежедневно, в том числе и в дни праздников, с 10 до 17 часов.
* Спасо-Бородинский монастырь. Действующий. Основан Маргаритой Тучковой - вдовой убитого в Бородинском сражении генерала А. А. Тучкова 4-го. Некоторые помещения монастыря используются под музейные экспозиции, например, "Военно-художественная игрушка", "Лев Толстой и Бородинское сражение".
* Памятники. Большинство их поставлено в 1912 году к 100-летию сражения. Некоторые представляют собой истинные произведения искусства.
* Реконструкция Бородинского сражения на плац-театре возле села Бородино, в 13 часов.
С собой лучше прихватить бутерброды и воду.
Для посещения территории Спасо-Бородинского монастыря женщинам необходимы юбка и косынка.
Стоимость программы: 520 руб. взрослый, 490 руб. дети до 12 лет.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
Бородинское сражение - одна из самых крупных битв войны 1812 года. 26 августа (по новому стилю - 7 сентября) 1812 года в ста с небольшим верстах на запад от Москвы, возле села Бородино, в смертельной схватке сошлись 135 тысяч французских и 140 тысяч русских солдат и офицеров. Потери обеих армий, вместе взятых, убитыми и ранеными - более 70 тысяч человек. Позже Наполеон вспоминал: "Изо всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой".
Военно-исторический праздник "День Бородина" проводится с 1962 года, ежегодно в первое воскресенье сентября. С 1991 года в роли участников сражения выступают члены клубов военно-исторической реконструкции.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Помимо положительных эмоций на время представления вас приятно удивят масштабы этого мероприятия:
70 тонн декораций
10 тонн пиротехники
1900 оригинальных костюмов
2000 участников сражения

Владимир Глазков