Болезни Военный билет Призыв

Мотивы поведения. Теория ожиданий Врума

Цель: помощь в осознании мотивов своих поступков, осознании собственного влияния на других людей; устранение эмоциональных барьеров между членами группы.

1. Ритуал приветствия

2. Светский прием

– На этот раз традиционное приветствие в начале занятия мы проведем в виде светского приема. Свободно передвигаясь по комнате, вы должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т. е. подчеркивать то, что цените больше всего именно в этом человеке.

Поблагодарите каждого за то, что он был на занятиях группы, помогал вам лучше понять себя, за то, что он думал о вас, выполняя домашнее задание, и т. д.

Найдите для каждого несколько теплых слов.

Не надо торопиться. Желательно, чтобы каждый участник обратился ко всем членам группы.

3. Осознание мотива

– Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей и потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положено», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае.

Вот, например, страх, боязнь наказания иногда осознается нами так или по-другому, иногда мы делаем что-то, может, не осознавая зачем, а может, думая, что из лучших побуждений, но в основе – все тот же страх.

Вспомните два случая – один, когда вы сделали что-то для другого человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете.

Дети, записав примеры из жизни, делятся ими. Затем психолог просит таким же образом вспомнить два поступка, продиктованных стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «не высовываться».

Обсуждение.

Что было труднее выполнить, не было ли трудно рассказать об этом и т. д.

4. Особые дары

Психолог предлагает детям вспомнить, что они получили от окружающих (родных, близких, друзей, учителей и др.) такого, что можно было бы назвать «дар» в полном смысле слова. При этом может получиться примерно такая таблица:


Когда дети заполнили листок, психолог просит рассказать их о каком-нибудь из перечисленных ими даров – любом, на выбор. Затем он просит детей рассказать, нет ли по отношению к кому-то из упомянутых людей чувства невыраженной благодарности.

5. Мотив своего собственного поведения

– Правила поведения нужно знать, но воспитанным, культурным человеком ты станешь тогда, когда будешь поступать правильно не только потому, что знаешь, как надо поступить, а потому, что не сможешь поступить иначе. Разобраться в самом себе и в мотивах своего собственного поведения бывает очень непросто. Например, ты уступил место в автобусе пожилому человеку. Почему?

Возможны различные варианты ответа:

а) ты знаешь, что существует общепринятое правило – уступать место пожилому человеку;

б) видишь, что он устал, сочувствуешь ему, хочешь сделать ему приятное;

в) не можешь сидеть, если рядом стоит пожилой человек или маленький ребенок.

Пассажиру, которому ты уступил место, в данном случае все равно, каков был твой мотив. Но тебя самого эти мотивировки характеризуют по-разному: первый вариант свидетельствует о том, что ты умеешь себя культурно вести, второй и особенно третий – что ты культурный, нравственно воспитанный человек.

Таким образом, воспитанность – это не только хорошие манеры, а нечто более глубокое и существенное в человеке. Это «нечто» – внутренняя культура, или интеллигентность, в основе которой лежит уважение к другому человеку.

А. П. Чехов в письме к своему брату Николаю писал, какими он себе представляет воспитанных людей. Прислушайся к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки… Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках… Они не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: “Меня не понимают!”, потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…» Старайся, чтобы твое поведение соответствовало нравственным понятиям. Важнейшие нравственные понятия – добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Но эти понятия постольку нравственные, поскольку выражают твое искреннее чувство.

Л. Н. Толстой замечал, что «нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Нравственные понятия не являются абсолютными, раз и навсегда данными, они меняются от эпохи к эпохе. Не следует, пытаясь оправдать свое поведение или некрасивый поступок, винить во всем обстоятельства: дескать, они вынудили меня сделать так. Это неверно. В одних и тех же жизненных обстоятельствах люди ведут себя по-разному. Все зависит от их нравственной позиции.

Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время Второй мировой войны через ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: «В концентрационном лагере, например… мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек носит в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий». Как по-разному вели себя люди в тяжелые для нашего общества времена! Многие из тех, кого мы привыкли с детства уважать, вернее почитать, теперь выглядят по меньшей мере жалкими, а чаще – преступниками, другие же, о ком мы почти ничего не знали, вызывают глубокое уважение и благодарность за то, что они поступали по совести и всем своим поведением сохранили для потомков веру в человека.

6. Благодарность без слов

Дети разбиваются на пары. Сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партнеры делятся впечатлениями о том:

Что чувствовали, выполняя это упражнение;

Искренно или наиграно выглядело изображение благодарности партнером;

Понятно ли было, какое чувство изображает партнер.

7. Мотив

Психолог предлагает вспомнить два случая, в одном из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом – тот же мотив осознавался. На этот раз названы:

Мотив любопытства (желание посмотреть, как поведет себя другой человек в ответ на какой-то поступок, возможно, желание узнать предел его терпения);

Мотив завоевания любви другого человека (желание непременно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви другого путем манипулирования им).

В процессе обсуждения дети делятся, легко ли было вспомнить такие случаи, а если трудно, то почему, легко ли было осознать тот или иной мотив межличностных отношений и какие чувства они испытывали, когда нужно было об этом рассказать.

8. Волшебный магазин

Психолог предлагает подросткам подумать о том, какими личными качествами они обладают. Затем он просит представить себя в волшебном магазине, где он – продавец и где в обмен на те свои качества (ум, смелость, честность или лень, занудство, равнодушие), которых, как считают участники, у них в избытке, или те, от которых они хотели бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д.

В ходе дискуссии дети в группе делятся своими ощущениями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно, и т. д.

Ранее мы отмечали, что в структуре поступка выделяют следующие элементы и их взаимосвязь: мотив, результат, а также условия, при которых мотив переходит в результат.

Остановимся вкратце на отдельных элементах поступка, имеющих значение для его оценки.

Результаты поступков, как правило, доступны наблюдению, так как они рано или поздно получают то или иное материальное воплощение, а их нравственная ценность определяется социальным критерием. Сложнее обстоит дело с выявлением подлинных мотивов поступков и установлением их моральной ценности.

Общественные отношения реализуются в деятельности множества людей. Эта деятельность имеет общие черты у представителей того или иного класса получая, как об этом уже говорилось, выражение в стереотипных формах поведения, нравах. При этом нравы не возникают случайно: в них «материализуются» определенные, общие для данного класса потребности и интересы. Ближайшее рассмотрение истории, писал Гегель, убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов.

Нравы фиксируются в общественном сознании в виде моральных норм, распространенных нравственных чувств, убеждений, идеалов, привычек и т. п. Эти элементы общественного морального сознания, воспринятые индивидуальным сознанием, в общем определяют поведение личностей, но только в наиболее общих, типичных для данного класса чертах. В сознании личности эти общие черты поведения, объективируясь, могут претерпевать значительные изменения, обусловленные биопсихическими особенностями индивида (темпераментом и т. п.), ближайшим социальным окружением, особенностями воспитания. Поэтому установление истинного мотива определенного поступка в конкретной ситуации подчас оказывается нелегким делом даже для совершившего этот поступок.

Прежде всего, надо установить, что такое мотив поступка ? В научной литературе нет достаточной ясности по этому вопросу, иногда в качестве мотивов выдвигаются явления, далекие от существа дела. Например, нередко мотивы поступков смешивают со стимулами. Однако такое смешение неправомерно. Стимул (побуждение) -- более широкое понятие, чем мотив. Можно обозначить по крайней мере следующие различия между мотивом и побуждением. Стимул -- это всякая непосредственная причина поступка. Мотив же поступка не всегда и не обязательно совпадает с причиной, предшествующей действию. Так называемые оправдывающие мотивы осознаются и выдвигаются после совершения действия. Например, непосредственной причиной физического противодействия хулигану может выступить необходимость самозащиты, а при последующем объяснении, оправдании поступка может быть выдвинут мотив охраны человеческого достоинства, общее убеждение в социальной вредности хулиганства и т. п. В качестве непосредственного стимула чаще всего выступает какая-нибудь внешняя необходимость: внезапно возникшая опасная ситуация, внешнее принуждение. Мотив же -- всегда побуждение, заключенное в собственном сознании человека: его чувство, желание, интерес, убеждение, потребность, цель и т. п. Несомненно, потребности, цели, интересы людей обусловлены объективными социальными факторами, поэтому их субъективность относительна. Но психологически они всегда ощущаются индивидом как нечто свое, избираемое по собственной воле. Мотивы не просто побуждают к определенной деятельности, они придают ей субъективный, личностный смысл. Это видно из того факта, что субъект действия всегда готов нести ответственность за мотивы своего поведения, но не согласен нести ее за поведение в целом, в частности за последствия своих действий, ссылаясь на не зависящие от его воли «искажения» первоначального намерения. Иначе говоря, мотив -- это всегда внутреннее побуждение к действию. При всем том и не всякое внутреннее побуждение может быть признано мотивом, подлежащим моральной оценке. Некоторые поступки (как добрые, так и злые) совершаются спонтанно, под влиянием неосознаваемого в момент действия внутреннего побуждения: аффекта (гнева), инстинкта (самосохранения) и т. п. В таких случаях отсутствует сознательное целеполагание, выбор мотивов; фактически действие оказывается однозначно детерминированным рефлекторной реакцией на возникшую ситуацию. Здесь недостает сознательной мотивации, в лучшем случае она производится постфактум в целях оправдания, обоснования, объяснения уже совершенного действия. Вместе с тем, инстинкты, аффекты, привычки неодинаковы у разных людей: в одной и той же ситуации, например во время стихийного бедствия, при несчастном случае и т. п., один человек «неожиданно» поступает как герой-альтруист, другой -- как эгоист и трус. Но в любом случае подсознательные субъективные побуждения как бы внезапно и спонтанно включаются в поведение, не получая предварительной «проработки» в рассудке в момент совершения конкретного акта поведения. Все это позволяет говорить об определении мотива как внутреннего и притом осознанного побуждения к действию.

Вопрос о мотивах поведения довольно подробно обсужден в психологической и социально-психологической литературе (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов, С.Л. Рубинштейн). Выявлены механизмы взаимосвязи социальных детерминант поведения и непосредственных мотивов поступков на разных уровнях социализации личности (Д. А. Кикнадзе, Н. Н. Крутова, В. Момова, Б. О. Николаичева, Е. А. Якубы и др). Определены преимущественные элементы индивидуального и коллективного сознания, которые чаще всего выступают мотивами поведения людей.

Тем не менее, стройная классификация мотивов не разработана с достаточной мерой ясности, что отчасти связано с нечеткостью самого понятия мотива, как это было отмечено выше. Отсутствие строгой классификации мотивов порождает определенные трудности в объяснении поведенческих актов и их оценке. Как писал С. Л. Рубинштейн, «при объяснении любого человеческого поступка надо учитывать побуждения разного уровня и плана в их реальном сплетении и сложной взаимосвязи. Мыслить здесь однопланово, искать мотивы поступка только на одном уровне, в одной плоскости -- значит заведомо лишить себя возможности понять психологию людей и объяснить их поведение». Если иметь в виду конкретный поступок, то обычно возникает потребность вычленить его доминирующий мотив.

В качестве мотивов могут выступать любые элементы человеческого сознания, в которых выражается его ценностное отношение к действительности, к другим людям, к самому себе. Мотивами поведения могут выступать потребности, точнее, не сами по себе потребности, а осознанная необходимость их удовлетворения (неосознанные потребности могут выступать стимулами или побуждениями поступков, но не их мотивами); интересы-- избирательная направленность сознания на те или иные потребности; цели--образы ожидаемых или желаемых результатов деятельности, направленной на удовлетворение потребностей и интересов.

К числу высших мотивов поступков следует отнести также убеждения -- глубоко осознанные, продуманные и прочувствованные установки и ориентации, ставшие общими принципами поведения, на рациональном уровне определяющие и контролирующие более частные мотивы поступков. Разумеется, у разных людей в силу специфических черт характера, мировоззрения и т. д. те или иные побуждения или группы побуждений выступают преобладающими мотивами поступков. Так, у людей рассудительных мотивы поступков чаще всего рассудочные: идейные установки, убеждения, принципы и т. п. У фантазеров и эмоциональных людей мотивами поступков часто выступают более или менее осознанные или спонтанно возникающие эмоциональные состояния, чувства, настроения. Поэтому относительно каждого человека можно предполагать, что у него имеется какой-то доминирующий тип, или способ, мотивации поведения. При всем том даже у отдельного человека мотивы поведения более или менее многообразны, и их нельзя свести к какому-то одному побуждению, пусть и доминирующему.

Как известно, в основе всех побуждений к действиям лежат социально-детерминированные потребности и интересы. Последние, в их общественном содержании обусловлены материальными (экономическими) отношениями. Как подчеркивал Ф. Энгельс, «экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы». В данном высказывании Энгельс имел в виду преимущественно общие, классовые интересы. Однако, эти общие (классовые, групповые и т. д.) интересы в сознании отдельного человека модифицируются под воздействием множества факторов частного значения: профессии, возраста, пола, характера человека, его мировоззрения и тысячи других обстоятельств личной судьбы. Все это находит отражение в жизненной позиции личности, ее стереотипных установках, в более «подвижных» ценностных ориентациях, убеждениях, нравственных чувствах. Эти элементы индивидуального сознания выступают далее непосредственными мотивами конкретных поступков, основаниями (или оправданиями) действий. Иначе говоря, процесс осознания мотивов и выбор мотива данного действия называется мотивацией.

Помимо результата и мотива третьим структурным элементом поступка, существенным для его моральной квалификации, являются внешние условия перехода мотива в результат. Обстоятельства, при которых происходит мотивация и совершается действие, вплетаются в саму структуру поступка, внося существенные коррективы в его личностную оценку.

поступков подход к толкованию содержания психологических явлений позволяет построить еще одну объяснительную модель мотивации сложного, синтезированного образования психического мира человека. Исходным в ее построении и есть понимание поступка как специфического способа действия личности, в котором становится действительной, реальной индивидуальная сущность данной личности. Поступок бы выкристаллизовывает неповторимый смысл"Я"человека и делай во его доступным непосредственному наблюдению. Это форма деяния, когда стереотипность, следование устойчивом становятся невозможными, когда содержание действия предстает в неповторимом, индивидуализированного способе учи ния человеком того или иного акта проявления своего отношения к миру или отдельных его элементов. Поступок бы отражает собственно личностное в человеке. Вчинюванню как процесса совершения акта самовиявле ния личности предшествует постижения ней содержания ситуации как такового, что делает необходимым акт самовыражения"Я"Этот акт является результатом развития ситуации действия: все элементы-ситуации выстраиваются в"иерархиз. Ован модель потенцирование"поступка, когда внешние и внутренние, прямые и косвенные, имеющиеся и скрытые условия данной ситуации обуславливают такую??активность"Я"человека, направленная на овладение ситуацией, на утверждение своего образа действия в ней, на обеспечение ожидаемых последствий деяния в данной ситуациитуації.

Если характеризовать ситуацию вчинювання с точки зрения"энер-гомисткости"ее элементов, то необходимо подчеркнуть, что сам поступок потенцируется не собственно содержанием ситуативных влияний, но и их эффективные истю, насыщенностью"эмоциональной энергией", силой индивидуальных значений этих воздействий для личности и т.д.. Таким образом, встает вопрос о побудительную функцию ситуации, приобретает статус"ситуации поступка"только при условии освоения ее"поступков содержания"со стороны самой личности. Следовательно, необходимо раскрыть собственное мотивирующую характеристику ситуации, действия в которой побуждает личность к акту самовыражения индив идуальнои сущности"Я", к поступкамку.

В каждой отдельной ситуации деяния человек предстает как индивид, способный к самостоятельному, предметного, целенаправленного совершение соответствующих по содержанию и способам реализации действий. Как отдельный индивид человек наделена способностью непосредственно и косвенно воспринимать"информационный контекст"ситуации и реагировать на него, исходя из"ценностного контекста"ситуации, которая формируется в процессе постижения инд ивидом содержания данной ситуации. От первоначального момента восприятия ситуации индивидом до момента действия и ответы на воспринят содержание происходит развертывание (как правило, во внутреннем плане псы хологичних явлений"Я")"мотивационного контекста"ситуации, а именно - мотивирование индивидом"действенного контекста"ситуации и инициирование собственно поступков диій.

Мотивировка выступает как более или менее длительный процесс активации побудительных сил поведения и действия личности. Происходит актуализация - переход в актуальное состояние - тех или иных потребностей, влечений, желаний ь, хотений, ожиданий личности и т.д., которые соответствуют содержанию данной ситуации и индивидуальной оценке. ЕЕ со стороны данной личности (ведь каждый человек по-своему реагирует на каждую из ситуаций поведения, д ияння, жизни). Формируется своего рода"активное состояние", или"состояние активации"человека, который на следующем этапе развития ситуации повлечет тот или иной"действенный контекст"данной ситуации, вызывает определенные ди й личности. Указанный"состояние активации"и является сложным комплексом побуждений деяния личности в этой ситуации, то есть соответствующей мотивацией деянияхння.

Таким образом, мотивация выступает как синтезированное образования, основой которого являются природные для человеческого существования побуждения (биологического, социального, морального, духовного характера и т.д.). Необходимо различать процессуальные особенности мотивировки поведения или действия личности *, иногда мотивацией называют сам процесс мотивирования, когда происходит актуализация тех или иных побуждений, их содержательная интеграция иерархизации и формирование мотива деяния. Однако более распространена традиция обозначать понятием"мотивация"сам продукт, результат мотивировки поведения или действия - сложный комплекс мотивов, обра ся результате овладения индивидом учинковою ситуацией. Мотивация может быть осознанной и неосознанной. Иногда мотивировка действий индивида может осуществляться через синтез неосознанных влечений или хотений и осознанных мотивов. В результате образуются так называемые вторичные мотивы, которые выступают осознанными побуждениями выше, чем первичные, порядке и обнаруживают новый,"приобретенный", присвоенный содержание мотивации индивида. Мотив - это осознанное индивидом побуждение его действий и поведения, постигнута через сопоставление предмета потребности (или поезда, стремление, желание), эмоционального или аффективного содержания переживания ния этой потребности и ожидаемого результата ее удовлетворения. Основу формирования первичных мотивов составляет, как правило, та или иная потребность индивида, вторичные же мотивы могут иметь в своей основе первичн и мотивы и формироваться через синтез их с другими побуждениями действия конкретного индивидндивіда.

Поступок как специфическая форма действия и поведения человека всегда сопровождается"борьбой мотивов", следовательно, процесс мотивирования поступка имеет такие существенные признаки: 1) при мотивации поступка индивид актуальным изуе"противоположности"побуждений своих действий в ситуации, и имеет возможность прогнозировать развитие этих противоположностей - к обострению и взрыва противоречий или сглаживания, гармонизации элементов возм ивих противоречий, 2) актуализация противоположностей побудительных импульсов может осуществляться индивидом сознательно, подсознательно, неосознанно т.д., соответственно в каждом из этих случаев процесс актуализации и последовательность развертывания поступков ситуации и действия будет специфические признаки, 3) соответственно осуществляться и процесс принятия решения индивидом и выбор"ведущего мотива"(или комплекса мотиве в), которые обусловят содержание и характер его действий на следующем этапе развертывания поступки.

Борьба мотивов обнаруживает ориентации индивида в выборе тех или иных побудительных импульсов, уровень его готовности к осуществлению целенаправленных и утверждающих его собственное"Я"действий, склонность к тому или иного типа мотивирования поступка. Так, можно говорить о импульсивное или умеренное мотивировки, эмоциональное (аффективное), рационализированное или интуитивное мотивировки поступков активности индивида. Резуль папы противостояния мотивов и осознание индивидуального значения этого противостояния оказываются в принятии решения индивидом относительно всех элементов ситуации поступка (внешних и внутренних, действительных и возможных непосредственных и опосредованных т.д.). Именно момент принятия решения и его содержательный выражение (характер и цель следующего действия) становятся собственно динамическим импульсом дальнейшего развития ситу ции поступковнку.

В процессе онтогенеза существенно меняются характер и последовательность мотивирования поступков индивида. На начальных этапах оно осуществляется по принципу"уторування путей", т.е. каждая поступков ситуа ация требует последовательного и постепенного развертывания каждой отдельной ситуации, а"энергоемкость"ситуации определяется прежде признаками"неизвестного"и"неосвоенного"относительно элементов данной ситуации. На поздних этапах онтогенеза на первый план выходит именно"содержание"учинковои ситуации, а способ реагирования на него избирается индивидом уже с учетом индивидуального опыта мотивирования и приня ття решенииня.

Итак, в онтогенезе происходит формирование опыта развертывания"мотивационного контекста"ситуации поступка. Процесс мотивирования поступков, построение мотивов и образования конкретной мотивации деяния и п поведения приобретают свойственных конкретному индивиду признаков содержательного, структурного, процессуального, аффективного т.п. характера. Через закрепление одних признаков, отвержение других, при условии активного, творческие ого привнесения новых элементов в процесс осуществления индивидом мотивированного действия, происходит процесс формирования индивидуального опыта создания мотивации (в узком плане) и осуществления вчинковог в действие (в широком плане) индивида. Содержание данного опыта всегда конкретен, присущий отдельному индивиду, а потому имеет существенные признаки неповторимого"Я"человекини.

Опыт мотивирования становится основой для формирования более сложных личностных образований - опыта создания ценностей, значений, смыслов своего поведения, действия, жизнь. О психологическом содержание данных явлений идти иметься ниже. Теперь существенным является рассмотрение основных типов мотивации действия человека в соответствии с основных форм деятельности, которые насыщают каждый акт учинювання конкретным содержанием. Существуют различные подходы к классификации форм деятельности человека, у нас будет подан содержательный анализ мотивацииії:

1) феноменологического создания идеи (или подвижничества);

2) теоретического воспроизведения мира в знании;

3) специализированного умения;

4) художественного воспроизведения мира;

5) исследовательской деятельности

В целом представлена??объяснительная модель мотивации может быть отнесена к"процессуальных моделей", которые направлены на выявление причин, целей и механизмов поведения и действия человека. Процессуальные поясн нювальни модели мотивации ориентированы на объяснение закономерностей сочетание различных составляющих ситуации мотивирования, приводит к принятию решения и совершения действия, соответствующей ситуации. К этому тип у моделей относят"поведенческой модель"ДжМак-Грота,"расширенную модель мотивации"ХХекхаузена, теорию мотивации. КЛевина и др.. В отличие от процессуальных моделей,"модели содержания"мотивации нацелены для решения вопроса о типе потребностей, которые мотивируют действия индивида в той или иной ситуации, или вопрос о том, на основе каких целей он действует, отдавая предпочтение одним и отвергая другие. Сочетание указанных моделей возможно в контексте синтезирующего,"динамического подхода"к построению теорий мотивации, в которых поведение и действия индивида должны рассматриваться как сложный, распространенный во времени его индивидуальной истории, процесс приобретения индивидуально-неповторимого опыта мотивирования разноплановой активности в мире: познавательной, преобразующей, нравственной, духовной тощї тощо.

Каждый поступок или действие человека спровоцировано каким-либо мотивом. И совсем неважно – осознанно или на уровне подсознания это происходит. Для того чтобы понимать себя и других людей, необходимо научиться определять: какой мотив поведения в определенный момент руководит человеком. Рассмотрим некоторые понятия и примеры к ним.

Мотивы могут быть действующими или потенциальными

В каждый конкретный период жизни человека одни мотивы являются актуальными (действующими) и влияют на поведение и действия человека, другие – потенциальными (могут актуализироваться под воздействием каких-либо обстоятельств). Пример: начальник пообещал повышение в должности подчиненному за работу, выполненную досрочно. У сотрудника мотив престижности из потенциального перешел в актуальный. В данной ситуации изменение мотивации привело к увеличению производительности труда.

Общая типология мотивов

Идентификация себя с другим человеком

Суть этого мотива — в стремлении быть похожим на своего кумира. Кумиром может быть любая авторитетная личность: родственник, наставник, поп-идол и так далее. Этот мотив особенно актуален у подростков, вступающих в жизнь. Желание во всем подражать кумиру приводит к стремлению изменяться и развиваться. Мотив идентификации помогает вхождению молодого человека в социум. Но здесь кроется и отрицательный момент. «Не сотвори себе кумира» — беря в пример конкретного человека, подросток хочет перенять у него все качества, в том числе и отрицательные. Например: взяв за образец личность рок-певца, молодой человек стремиться копировать и негатив, связанный с внешним образом жизни данного человека – алкоголь, наркотики (возможно в реальной жизни являющихся лишь отрицательным имиджем).

Самоутверждение

Один из наиболее позитивных мотивов в жизни человека. Ведь именно благодаря желанию самоутвердиться мы стараемся стать лучше, достичь каких-то целей в жизни. Это, своего рода, двигатель развития: стремление человека к повышению своего формального и неформального статуса ведет к получению новых знаний, совершенствованию имеющихся навыков и приобретению новых. Пример: спортсмен стремится победить в соревнованиях с мыслью: «Я должен быть лучше всех!». Мотив самоутверждения в этом случае выходит на первый план.

Власть

Это движущая сила развития человечества. С первобытных времен у людей проявлялось стремление главенствовать над какой-то группой лиц: побуждать их к действиям, контролировать поступки и мысли. В иерархии мотивов человеческого поведения желание власти занимает одно из лидирующих мест. На пути к достижению власти человек может преодолеть множество препятствий. Если данный мотив является главенствующим в поведении человека, то социальные мотивы отходят на второй план. Такой лидер, добившись власти, может нанести урон делу, и стать тормозом развития. Например, рядовой сотрудник предприятия, движимый данным мотивом, получив руководящую должность, забывает о целях функционирования своей организации, он занят лишь удержанием приобретенной власти, в результате страдает доходность дела.

Процессуально-содержательный

Этот мотив основан на заинтересованности индивидуума в процессе деятельности и ее результате. Воздействие других побуждений (самоутверждение, власть и пр.) могут усилить мотивацию, но не быть решающими, поэтому они внешние по отношению к основному. Пример: человек занимается спортом, достигает положительных результатов – ему доставляет удовольствие процесс и содержание собственной деятельности – налицо актуализация процессуально-содержательного мотива. Прочие же мотивы (материальные стимулы, самоутверждение) являются внешними, но не решающими. Иначе говоря, смысл деятельности есть сама деятельность.

Взаимное влияние внешних и процессуальных мотивов

Если мотивационные факторы находятся вне сферы деятельности, то они являются внешними (экстринсивными). К таковым можно отнести:

  • — чувство долга, ответственность перед обществом или конкретным человеком;
  • — стремление к одобрению других людей;
  • — желание повышения своего социального статуса;
  • — самоусовершенствование и прочие.

Если в какой-либо ситуации отсутствуют процессуально-содержательные мотивы, то в дело вступает внешняя мотивация. Например, студент обучается в институте, но не заинтересован в процессе обучения (отсутствие содержательных мотивов), зато присутствует желание получить диплом, устроиться на престижную работу (внешняя мотивация). Но, стоит заметить, если внешние факторы не будут подкрепляться интересом к процессу деятельности, то максимального результата достичь не удастся. Студент сможет получить диплом и устроиться на работу, но топовую должность ему не занять.

Мотив саморазвития

Каждому человеку свойственно стремление к саморазвитию в той или иной степени. Данный мотив актуализируется не всегда, часто он заглушается другими мотивами. Вокруг нас множество инертных людей, которые живут подобно растениям, удовлетворяя лишь функции своего жизнеобеспечения. Часто чтобы актуализировать стремление к саморазвитию, увеличить мотивацию к деятельности, необходим толчок. Об этом необходимо помнить людям-наставникам (тренерам, менеджерам, преподавателям), которые заинтересованы в успехах своих подопечных.

Человек устроен так, что при движении вперед у него возникают опасения различного плана, то есть срабатывает инстинкт самосохранения, который пытается уберечь человека от возможных неприятностей. Но без их преодоления не бывает и движения. «Через тернии – к звездам».

Мотив достижения

Достижение поставленных целей – сильный мотивирующий момент в любом виде деятельности. У человека может быть неодинаковый уровень мотивации достижения по отношению к разным целям. Например, начинающий спортсмен хочет выиграть областные соревнования и победить на олимпийских играх. Максимальный уровень мотива достижения в данном случае будет направлен на победу в соревнования местного масштаба, и лишь средний уровень – на победу более высокого уровня.

Ученые выявили несколько факторов, влияющих на уровень мотивации:

  • — значимость цели;
  • — субъективная оценка возможности достижения цели;
  • — надежда на успех.

Рассмотренный выше пример наглядно демонстрирует эти факторы: спортсмен реально оценивает свои возможности на успех в достижении обоих целей, выбирает более реальную и мотивирует себя на ее реализацию.

Общественно-значимые мотивы (просоциальные)

Человек живет в обществе, трудится в коллективе. При актуализации просоциальных мотивов у него особо развиты чувство долга, ответственности перед другими индивидуумами социума. Конечно, не у всех одинаково. Но в той или иной мере это присуще всем людям. «Жить в обществе и быть оторванным от него — нельзя». Личностей, у которых совсем не актуализирован данный мотив, называют асоциальными.

Для успешной деятельности в коллективе (на производстве, в спортивной команде и т.д.) необходимо акцентировать внимание на просоциальной мотивации. Это сплотит коллектив и даст положительные результаты.

Политик, у которого данный вид мотивации достаточно силен, будет не на словах, а на деле болеть за свою страну, и сделает все возможное для ее процветания. Было бы совсем неплохо, чтобы перед тем, как баллотироваться в высшие органы государственной власти, чиновники проходили бы обязательную проверку у психолога на выявление степени просоциальной мотивации. Данный вид проверки помог бы на корню задушить коррупцию в нашей стране.

Мотив аффилиации

В переводе с английского – присоединение. То есть смысл данного мотива – общение ради общения. Это подразумевает получение радости и удовлетворения от отношений с другими людьми. Поиск любви – это своего рода актуализация мотива аффилиации.

Негативная мотивация

Это побуждение к деятельности страхом наказания. Мотив сильный, но кратковременный: действует лишь под действием неотвратимости негативного воздействия. Например, обучение ребенка в школе под страхом наказания за плохие отметки со стороны родителей. Мотивация действует до тех пор, пока человек уверен в неизбежности наказания. Стоит ослабить контроль – и чадо вновь становится стабильным двоечником.

Формы возможного воздействия, которые способны актуализировать негативную мотивацию:

  • — наказание словом (осуждение, выговор);
  • — материальные санкции (штрафы и пр.);
  • — общественная изоляция (игнорирование, бойкот, пренебрежение и пр.);
  • — физическое воздействие;
  • — лишение свободы.

Поведенческие мотивы в жизни человека

В разные временные интервалы жизни человека на его поведение оказывают влияние разные мотивы. То есть одни актуализируются, другие становятся потенциальными и наоборот. Пример: допустим, в начальной школе ребенок обучается под воздействием негативной мотивации (наказание), с возрастом мотивация меняется – молодому человеку становится интересно получение новых знаний, задействуется мотивация саморазвития. Но все же основной набор мотивов, который заложен с детства и получает развитие в юности, остается на всю жизнь. Поэтому трудно переоценить роль родителей, педагогов, наставников в процессе формирования человеческой личности.

Деятельность человека обычно зависит от нескольких мотивов. И чем больше актуализированных мотивов, тем выше мотивация человека на достижение результата. Пример: два физически одинаково подготовленных спортсмена, одна цель (завоевание призового места). У первого мотивация — достижение цели и получение материальной выгоды (призовой фонд). Мотивация же второго – кроме двух описанных мотивов есть еще и ответственность перед командой, самоутверждение, стремление быть похожим на кумира-чемпиона. В конкретном случае – это практически 100-процентная победа второго спортсмена. Вывод: задействовав дополнительные мотивы, можно повысить общий уровень мотивации.

Итак, общие закономерности повышения мотивации:

  • — умножение числа мотивов, побуждающих к деятельности;
  • — создание актуализирующих факторов для конкретной ситуации;
  • — увеличение побуждающей силы каждого из мотивов.

Вышеперечисленные закономерности имеют место быть как в ситуациях работы менеджера с подчиненными, тренера со спортсменами, педагога с учениками, так и в ситуации саморегулирования. Человек самостоятельно и сознательно может повысить свою мотивацию для достижения определенной цели. Научившись манипулировать мотивационными факторами, абсолютно каждый человек сможет добиться огромных успехов в любом виде деятельности.

В зависимости от мотивов личности, человек совершает те или иные действия. Поведение и деятельность подчиняются системе мотивов, которые в свою очередь подчиняются целям самого человека. Если у человека нет целей, тогда мотивы могут быть подчинены эмоциям, страхам, комплексам, возникающим в короткий промежуток времени. Другими словами, человек не действует просто так. У всего есть причины.

Многие читатели интернет-журнала сайт сталкивались с такими ситуациями, когда они не могли понять . В то же время другие люди не всегда понимают мотивы конкретного человека. Достаточно часто подобная ситуация разворачивается, когда личность, которая хочет понять, не желает принимать истинной причины поступков. К примеру, женщина может не понимать, почему мужчина с ней расстался, в то время как он сам аргументирует свое поведение угасанием чувств. Женщина пытается найти скрытый смысл его слов, найти истинную причину, хотя и угасания чувств достаточно для расставания.

Мотивы лежат во всех поступках человека. Другой вопрос: понимает ли человек мотивы своего поведения? Нередко люди сами не понимают, почему поступили тем или иным образом. Однако ничего просто так не случается. Поведение выступает следствием, а мотив – причиной. Если человек не видит никакого мотива, это еще не значит, что его нет.

Что такое мотивы личности?

У мотивов личности есть множество определений. Главное из них – внутренняя сила, которая побуждает человека на совершение конкретных действий с целью достижения определенного результата. Но что есть сам мотив?

  1. Одни видят его как идею, которую человек реализовывает.
  2. Другие представляют ее в виде неких убеждений, которыми руководствуется человек при совершении действий.
  3. Третьи подразумевают под ней некий всплеск энергии, который возникает при наличии определенной цели.

Мотивация толкает человека на совершение действий. Если есть мотив, тогда у человека возникает энергия, которая ему необходима для совершения действий и достижения определенных результатов. Достаточно часто мотивировать приходится сотрудников на фирме. Так, руководители создают внешние мотивационные блага, которые должны настолько заинтересовать их сотрудников, чтобы те начали совершать нужные руководителям действия. Этими внешними мотивами могут быть:

  • Награда в денежном эквиваленте.
  • Повышение по карьерной лестнице.
  • Повышение заработной платы. И пр.

Мотив – это словно морковка перед лицом осла, который должен идти в том направлении, в котором нужно тому, что держит эту морковку.

Однако есть такое понятие, как внутренняя . И в сравнение с внешней внутренняя является намного сильнее. Другими словами, человек должен «загореться» внутренне, чтобы у него появилось столько энергии, чтобы можно было «горы свернуть». А внешние мотиваторы обладают меньшей силой воздействия.

Мотивы поведения личности

Людей всегда интересовал вопрос «Почему?». Почему другой человек совершает то, а не иное действие? Как на него можно повлиять? Можно ли изменить поведение другого человека? Если поначалу человека воспитывают, отчего в нем закладываются определенные мотивы, убеждения, взгляды, то потом он сам может управлять своим поведением или подчиняться внутренним посылам, что и будет его мотивами личности.

До сих пор люди задаются вопросом «Почему?», ответ на который заключается в том, что мотивы личности зависят от ситуации, внешнего давления, внутренних желаний и целей, даже личных качеств характера человека.

Мотивы поведения не являются статичными. Есть мотивы, которые лежат глубоко в подсознании. Обычно человек на них не обращает внимания. Однако есть мотивы, которыми человек может управлять. Например, постановка цели – это мотив, который побуждает человека действовать в направлении достижения желаемого. Однако самой постановкой цели занимается тоже человек, другими словами, он сам себя мотивирует.

Глубинными мотивами поведения личности можно назвать базовые потребности, которые были рассмотрены Абрахамом Маслоу и представлены в виде таблицы:

  1. В первую очередь человек будет заботиться о своей жизни и физиологии. Он нуждается в еде, воде, воздухе, сексе, физическом здоровье и т. д.
  2. Если предыдущая потребность удовлетворена полностью, тогда человек может заниматься собственной безопасностью, которая включает создание семьи, благоустройство дома, устройство на работу, профилактика здоровья и пр.
  3. Уже на третьем этапе после удовлетворения предыдущих потребностей человек занимается межличностными отношениями, поскольку он является социальным существом, которому хочется любить, дружить, общаться, получать эмоции и самому их дарить.
  4. При нормализации предыдущих уровней потребностей человек начинает заниматься развитием определенного отношения к себе: , признание, одобрение и пр.
  5. Уже на последнем уровне потребностей лежат нравственное развитие, творчество, достижение собственного «Я» и пр., то есть духовное развитие. Однако оно постигается лишь тогда, когда человек доволен предыдущими 4-мя уровнями своей жизни.

Потребностями называются нужды, в которых человек нуждается в конкретный промежуток времени. Некоторые нужды являются временными, то есть их удовлетворение происходит достаточно быстро, другие – периодическими, то есть потребность в них возникает время от времени, третьи – постоянными, когда человек должен их постоянно удовлетворять.

Потребности могут касаться любого объекта. Также они делятся на индивидуальные и групповые. Обычно человек имеет желание удовлетворять сразу несколько потребностей. То есть он не удовлетворяет одну потребность за другой, а они в комплексе у него возникают, из-за чего нередко разрывается между необходимостью удовлетворить ту или иную нужду.

Исходя из пирамиды Маслоу, видно, что человек в первую очередь нуждается в физиологических потребностях. И лишь после их удовлетворения он может переходить к достижению более духовных нужд.

Мотивы деятельности

Человек совершает такие поступки, которые помогают ему достигать его потребностей и целей. Мотивация возникает на основе этих нужд и желаний. И чем сильнее потребность или цель, тем сильнее мотивация, которая дает энергии и сил.

Условно мотивы деятельности делят на:

  1. Физиологические – когда человек удовлетворяет потребности своего тела, например, утоляет голод.
  2. Функциональные – когда человек развивается, отдыхает, насыщается новыми эмоциями.
  3. Материальные – когда человек зарабатывает деньги, чтобы обладать определенными материальными благами.
  4. Социальные – потребность человека в одобрении и уважении со стороны окружающих.
  5. Духовные – когда человек саморазвивается, получает новые знания для обогащения внутреннего мира.

Почему в вашей жизни ситуации повторяются? Почему вы встречаете новых людей, а они оказываются такими же негодными и подлыми, как и ваши предыдущие знакомые? Почему вы периодически сталкиваетесь с одними и теми же проблемами? Думаете, это – рок, судьба, ваше предначертание? Вы ошибаетесь. На самом деле все эти события творите вы сами.

Человек сам является тем, кто решает, в каком направлении ему идти. Обращали внимание, что не все люди живут так, как вы? Другие люди живут по-другому, сталкиваются совершенно с другими проблемами, достигают иных успехов. В вашей жизни тоже есть успехи: вы это начинаете замечать, когда сравниваете себя с другими. Помимо того, что вы в чем-то несовершенны по сравнению с другими людьми, вы еще и в чем-то идеальны по сравнению с ними же. Обратите внимание на то, что при обсуждении чужих проблем, вы часто смотрите на них, как на ерундовые и мелочные ситуации, которые очень легко решить. Для вас чужие проблемы легко решаемы, поскольку вы уже научились их решать. Но вот ваши проблемы для вас трудны, а для других людей – легко решаемы.

Поймите мотивы своих поступков. Ту дорогу, по которой вы идете по жизни, вы сами выбираете. Почему вы создаете одни и те же проблемы? Почему постоянно обращаете свое внимание на одних и тех же людей? Не нужно огорчаться из-за того, что это происходит в вашей жизни. Лучше поймите мотивы, из-за которых вы провоцируете такие ситуации в своей жизни.

Внутри вас есть регулятор, который и определяет, в каком направлении вы будете идти. На что он настроен? Какие в него программы вложены? Вы делаете тот или иной выбор из самых лучших побуждений для самих себя. Вы создаете проблемы, исходя из лучших побуждений для самих себя. Парадоксально звучит, не так ли? А все дело в том, что у вас внутри может лежать страх, желание защитить себя или чувство разочарования, из-за чего теперь создаете те или иные ситуации. А вот эти ситуации порой доходят до критической точки, то есть проблемы.

Поймите мотивы своих поступков. Внутри вас находится регулятор, который направлен на реализацию ваших желаний и защиту вас от внешнего мира. Поймите мотивы, по которым вы создаете те или иные ситуации, выбираете тех или иных людей, ведете себя тем или иным образом. Ваш регулятор действует во благо вам самим. Но вы можете изменить его настройки, чтобы он не делал тот выбор, который привносит в вашу жизнь проблемы.

Вот так все просто. Попробуйте изменить свою жизнь всего лишь благодаря тому, что осознаете причины своего выбора, а не будете оценивать и страдать из-за выбранного пути.

Социальные мотивы личности

Личность является социальным существом, которое рождается среди людей и всю жизнь живет, окруженное людьми. У человека возникает естественная потребность иметь отношения с другими людьми, что позволяет ему чувствовать себя нужным, полезным, получать одобрение и уважение, а также уважать самого себя. Социальные мотивы, к сожалению, не так легко удовлетворить. Люди действительно идут на контакт друг с другом, однако нередкими становятся разногласия и конфликты, которые мешают в получении нужных ощущений и .

Человек, чтобы удовлетворять свои социальные мотивы, готов идти на компромисс, подчиняться, быть конформным, жить, как все, и быть частью общества. Это позволяет ему быть частью большого общества, в котором человек живет.

Также следует отметить политический устрой общества. Несмотря на то, что люди могут быть недовольными действиями политиков, они все же признают, что обществу нужен единый орган, который будет регулировать взаимоотношения между отдельными гражданами.

Система мотивов человека

Человек всегда движим мотивами. Причем мотивов у каждого человека много, что создает определенную систему. Ее развитием сначала занимаются родители, а затем и общество, формируя в голове каждого индивида определенные убеждения и установки, которые будут указывать направление, в котором он будет идти.

Также на направленность мотивов и движения человека по жизни влияют:

  • Влечения – потребность человека, которую он может не осознавать. Однако он испытывает необходимость ее удовлетворить (и, возможно, она после этого исчезнет).
  • Идеал – определенная картинка того, как должно быть (каким должен быть человек, как он должен жить и что должен делать в конкретной ситуации). Это влияет на то, что человек постоянно желает соответствовать данной идеальной картине.
  • Желания – влечения, которые человеком осознаются и становятся сознательными целями для достижения. Индивид сам начинает их хотеть и стремиться к их получению.
  • Интерес – повышенное внимание к определенным объектам окружающего мира, что влияет на формирование желаний.
  • Стремления – интерес + сила воли + сознательное совершение действий для получения определенного блага.
  • Склонность.
  • Мировоззрение и убеждения. Здесь подразумевается целостный взгляд на мир, каким его видит человек, что и определяет, в каком направлении он будет идти. Убеждениями называются определенные взгляды, которые являются нерушимыми и истинными в голове человека.

Итог

Каждый человек движим мотивами, которых в его голове существует достаточно много. Сначала удовлетворяются самые важные и значимые мотивы и потребности, затем достигаются менее значимые, но также необходимые желания. Однако есть мотивы, которые постоянно или периодически приходится реализовывать, поэтому человек всегда будет движим внутренней силой на достижение определенных благ.