Болезни Военный билет Призыв

Моделирование и формализация. Основные этапы компьютерного моделирования

Какие гарантии осуществления предпринимательской деятельности называет автор? Назовите две гарантии. Приведите по одному примеру реализации каждой из них на практике.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Право на осуществление предпринимательской деятельности должно реализовываться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности образует режим ее осуществления. Говорят как об общем правовом режиме, распространяющимся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого по¬падает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например, банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим).

Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

К гарантиям права на осуществление предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности.

Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Действующее законодательство устанавливает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленные организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими.

Помимо коммерческих действующим законодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. В том случае, если некоммерческой организации законом или уставом предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распространяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим)... В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов.

(И.В, Ершова)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указаны две гарантии:

Возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства;

Возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности.

2) приведены примеры реализации каждой из них на практике, например:

ООО "Дом" обратилось в арбитражный суд с претензией к МУП "Водоканал" по поводу нарушения договорных обязательств;

Индивидуальные предприниматели Николай Р и Алексей И. решили создать полное товарищество, для чего подписали Учредительный договор, куда занесли сведения составе и размере складочного капитала, после чего прошли государственную регистрацию;

Могут быть приведены другие примеры.

Предметная область: Право. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово (словосочетание), пропущенное в схеме.

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Меры пресечения; личное поручительство; залог; домашний арест; подписка о невыезде и надлежащем поведении.

3

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к достигаемому социальному статусу.

1) муж; 2) сестра; 3) врач; 4) студент; 5) продавец; 6) якут.

4

Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Восприятие является формой рационального познания.

2. Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.

3. Одним из критериев истины выступает практика.

4. Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.

5. Одной из форм чувственного познания является представление.

5

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

В стране Z городское население растёт быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство гарантировало личную свободу граждан и создаёт условия для самореализации личности.

2. Происходит становление сословной социальной структуры.

3. Религиозные организации играют ключевую роль в общественной жизни.

4. Преобладает натуральный обмен (бартер).

5. Произошла механизация производства.

6. Производство концентрируется на крупных предприятиях, в промышленных районах.

7

Выберите верные суждения о сбережениях потребителя и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Росту сбережений потребителей способствует увеличение его доходов.

2. Увеличить сбережения помогает отсутствие дефицита товаров.

4. Росту сбережений способствует увеличение подоходного налога.

5. К росту сбережений приводит рост потребительских расходов.

8

Борис Михайлович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Фирма Y оказывает услуги по уборке помещений. Найдите в приведённом ниже списке примеры постоянных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. издержки на приобретение моющих средств

2. арендная плата за офис фирмы

3. издержки на выплату окладов работникам административного аппарата

4. издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту

5. издержки на выплату сдельной заработной платы работников

6. оплата электроэнергии

10

На графике отражено изменение спроса на мобильные телефоны новых моделей: линия спроса D переместилась в новое положение D 1 (Р - цена товара, Q - количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. укрупнение компаний, предоставляющих услуги мобильной связи

2. снижение цен на популярные модели телефонов

3. утверждение плоской шкалы налогообложения

4. рост покупательной способности населения

5. удорожание услуг стационарной телефонной связи

11

В обществе действуют различные социальные нормы. Какие из приведенных примеров иллюстрируют проявление корпоративных социальных норм?

1. При встрече со знакомыми людьми принято здороваться и протягивать для приветствия открытую правую руку.

2. На предприятии соблюдаются определенные правила поведения, обязательно ношение форменной одежды или строгого костюма (для представителей менеджмента).

3. В метро нельзя провозить взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые баллончики и оружие.

4. Члены политической партии на собраниях используют символику данного объединения.

5. Ежегодно мужчины, представители хакасского народа в определенный день собираются у своих родовых гор и угощаются национальными блюдами.

12

В стране Z социологи изучали степень популярности в обществе телевизионных программ новостей. Ниже приведены результаты ответа на вопрос: «Зачем Вы смотрите программы новостей, транслируемые по телевидению?»

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Подавляющее большинство опрошенных страны Z не смотрит новостные программы.

2. Около половины опрошенных стремятся знать, что происходит в стране и в мире.

3. Четверть опрошенных смотрит программы новостей в силу привычки.

4. Четверть опрошенных указала на то, что новости помогают им отвлечься от рабочих проблем.

5. Группы телезрителей, которым новости важны для работы и которые смотрят их в силу привычки, примерно одинаковы по численности.

13

Выберите верные суждения о демократии, её основных ценностях и признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. При демократии отсутствует общественный контроль над деятельностью правительства.

2. При демократии народ имеет безусловное право самостоятельно решать свою судьбу.

3. Личность признаётся наивысшей ценностью в демократическом государстве.

4. К признакам демократии относят подчинение суда законодательным органам.

5. Один из принципов демократии - политический плюрализм.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия

15

В стране Z правительство формируется блоком политических партий, победившим на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы происходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. возможно выдвижение независимых беспартийных кандидатов

2. количество депутатов парламента зависит от процента голосов, полученных партией

5. победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах

16

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. бережно относиться к природным богатствам

3. платить законно установленные налоги

4. свидетельствовать в суде

5. определять свою национальную принадлежность

6. участвовать в общественно-политической деятельности

17

В семье Фадеевых муж работает, а жена ведёт домашнее хозяйство. Какие из перечисленных объектов относятся к личной собственности каждого из супругов? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Полученный женой в подарок от родителей автомобиль.

2. Зарплата, ежемесячно получаемая мужем.

3. Однокомнатная квартира, полученная женой в наследство от первого мужа.

4. Дачный участок, купленный мужем за полгода до вступления в брак.

5. Гараж, купленный супругами в период брака.

6. Прибыль гостиничного комплекса, принадлежащего супругам.

18

Выберите обстоятельства, при которых гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

1. несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию

2. имеет ребёнка и воспитывает его без матери

3. имеет предусмотренную государственной системой научной аттестации учёную степень

4. является опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан

5. является представителем одного из малых народов и ведет традиционный образ жизни

19

Выберите верные суждения о правах детей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Согласно закону, к основным правам ребенка относится, прежде всего, право жить и воспитываться в семье.

2. Ребенком закон признает лицо, не достигшее совершеннолетия.

3. С четырнадцатилетнего возраста ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы.

4. Несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет разрешено совершать сделки с письмен​ного согласия родителей, усыновителей или попечителей.

5. С 16 лет ребенок, согласно закону, может самостоятельно распоряжаться своим имуществом.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место _______ (А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______ (Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и _______ (В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______ (Г) философии. В качестве _______ (Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______ (Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. предметы

2. субъект

3. социальная группа

4. жизненные позиции

5. человек

6. рассудок

7. способности

8. представления

9. основной вопрос

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Уголовный кодекс РФ (извлечения)

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Статья 21. Невменяемость

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. 2. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

Статья 24. Формы вины

Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 25. Преступление, совершенное умышленно

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Статья 28. Невиновное причинение вреда

Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Укажите два обстоятельства, при которых причинение вреда рассматривается как невиновное деяние.

Показать ответ

В ответе должны быть указаны следующие обстоятельства:

Лицо не предвидело возможностей наступления общественно опасных последствий своих действий;

Лицо не могло предотвратить эти последствия в силу своих психофизиологических качеств.

Как в законе определяются общие условия уголовной ответственности? Опираясь на обществоведческие знания, укажите возраст, с которого лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть:

1) определены общие условия уголовной ответственности: уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом;

2) указан возраст наступления уголовной ответственности: 16 лет по общему правилу, 14 лет для совершивших особо опасные преступления.

Какие две формы вины называются в законе? Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру, конкретизирующему каждую из этих форм.

Показать ответ

В ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) названы две формы вины:

Неосторожность;

2) приведены примеры, конкретизирующие каждую из этих форм, например:

Изготовление и сбыт поддельных документов;

Нарушение условий хранения картин в музее, приведшее к порче ценных полотен.

Могут быть приведены другие примеры.

Некоторые считают, что наказание за ряд преступлений должно быть ужесточено, поскольку только суровое наказание заставит потенциальных нарушителей отказаться от своих намерений. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три довода против заявленной выше позиции.

Показать ответ

В ответе могут быть приведены следующие доводы:

1) устрашение населения не является главной целью наказания;

2) опыт показывает, что более действенным в предупреждении преступности является неотвратимость наказания, а не его жестокость;

3) суровое наказание, включая смертную казнь, является слишком высокой "платой" за возможные судебные ошибки;

4) как показал исторический опыт, население постепенно привыкало к суровости наказания в виде пыток и казней и начинало относиться к ним как к зрелищам.

Могут быть приведены другие доводы.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: чувственное познание - это начальная ступень познания, дающая непосредственное знание о предметах и их формах. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)

2) одно предложение с информацией о формах чувственного познания, опирающееся на знания курса, например: «К формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление». (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о формах чувственного познания)

3) одно предложение, содержащее информацию об одной из форм чувственного познания, например: «Среди ощущений различают звуковые, слуховые, вкусовые и другие ощущения».

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об одной из форм чувственного познания)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три признака семьи партнёрского (демократического) типа.

Показать ответ

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие признаки , допустим:

1) отсутствие чёткого разделения и закрепления мужских и женских обязанностей (например, в семье К. муж и жена работают и сообща выполняют домашние обязанности);

2) совместное обсуждение семейного бюджета (например, члены семьи Л. раз в месяц совместно обсуждают предстоящие покупки и распределяют семейный бюджет);

3) учёт мнения детей при решении семейных вопросов (например, в семье Н. решение о том, как провести зимние каникулы, принимается с учётом мнения детей).

Могут быть приведены другие уместные примеры, проиллюстрированы другие признаки

В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.

1. Наука и образование как области духовной культуры

2. Наука и образование как социальные институты общества

1) функции образования в современном обществе

2) развитие науки как фактор общественного прогресса

3) государственное регулирование науки и образования

3. Влияние образования на науку

1) подготовка научных кадров в высшей школе

2) формирование у молодежи представлений о научной деятельности и статусе ученого

4. Воздействие науки на образование

1) изучение основ науки в рамках школьных предметов

2) превращение университетов в научные центры

5. Перспективы дальнейшего сближения науки и образования

Возможные другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1 Философия «Единственная глобальная культура - культура того, как нужно делиться своими культурными ценностями» (М. Кастельс)

29.2 Экономика «Если вы видите цену, то она автоматически оказывает на вас влияние» (У. Баффетт).

29.3 Социология, социальная психология «Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее» (Ф. Достоевский).

29.4 Политология «Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы» (У. Черчилль)

29.5 Правоведение «Права влекут за собой обязанности» (Юридическое изречение)

Задания 20 – 22

Инструкция по оцениванию заданий 20 – 22.

1. Перед тем, как оценить выполнение заданий 20 – 22, эксперту необходимо внимательно прочитать исторический источник, и попробовать самостоятельно выполнить задания 20 – 22. После выполнения заданий сравнить получившийся свой ответ с ответом, предложенным в критериях. В случае расхождения тщательно проанализировать свой ответ. По результатам анализа скорректировать свой ответ или «расширить» критерии оценивания (предположить, какие еще правильные по смыслу положения могут быть указаны в ответе). Расширение критериев возможно в задании 22, критерии заданий 20 и 21 являются, как правило, закрытыми (все возможные смысловые положения ответа приведены в критериях)

2. При оценивании задания 20 рекомендуем обращать внимание на приводимые в некоторых случаях указания о требуемой степени детализации ответа, возможности различных формулировок ответа. Например, если речь в задании идёт об указе о единонаследии, а задание сформулировано так: «Назовите с точностью до десятилетия время издания данного указа», то правильным будет считаться ответ «1710-е гг.» , а также те ответы, в которых выпускники назвали годы, укладывающиеся в данное десятилетие, например: «1714 г.», «1715 г.», «1719 г.» и т.д. Но ответ «первая четверть XVIII в.» не будет являться правильным.

3. При оценивании задания 21 (оно предполагает поиск информации в источнике) необходимо учесть, что критерии оценивания задания 21 являются, как правило, «закрытыми» и не могут быть «расширены» новыми положениями, которые по смыслу отличаются от приведённых в критериях.

При выполнении задания 21 выпускнику не предъявляется требование точного переписывания соответствующих фрагментов текста, поэтому ответы выпускника, изложившего ответ своими словами, могут не совпадать с позициями, приведенными в критериях. В таких случаях каждая формулировка, приведённая выпускником, нуждается в тщательном анализе, целью которого является определение её соответствия требованиям задания.

4. В задании 22 критерии являются «открытыми»: допускается смысловое несовпадение ответов выпускников с примерными ответами, данными в критериях. В этом случае эксперт должен критически проанализировать ответ экзаменуемого, и определить, является ли ответ возможным «расширением» критериев, соответствует ли он условиям задания.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником при выполнении заданий 20 – 22, не являются основанием для снижения оценки.

6. Допущенные исторические неточности также не ведут к специальному снижению балла. Однако в случае существенного искажения смысла ответа ошибочная позиция не засчитывается. Например, ошибка в инициалах исторического деятеля, при условии правильного указания фамилии, по общему правилу не влияет на выставленный балл, но если ошибка в инициалах не позволяет точно определить исторического деятеля, которого хотел назвать выпускник (например, при указании Д.А. Милютина вместо Н.А. Милютина), то она повлияет на выставленный балл.

7. При выставлении балла за выполнение заданий 20 – 22 эксперт засчитывает правильные элементы ответа. При этом наличие в ответе ошибочно указанных элементов не ведёт к снижению балла. Например, при выполнении задания 21 выпускник правильно указал три положения (именно столько требуется, чтобы получить максимальный балл за задание) и ещё два положения указал неправильно. В данной ситуации эксперт выставит максимальный балл за задание 21.

Примеры оценивания заданий 20 – 22

Из воспоминаний политического деятеля

«___________, фактически сосредоточивший в своих руках правительственную власть, очутился в особенно трудном положении: он не мог не понимать, что только меры сурового принуждения, предложенные Корниловым, могли ещё, быть может, спасти армию, освободить окончательно власть от советской зависимости и установить внутренний порядок в стране. Несомненно, освобождение от советов, произведённое чужими руками или свершившееся в результате событий стихийных, снимавших ответственность с Временного правительства и ___________, представлялось ему государственно полезным и желательным. Но добровольное принятие предуказанных командованием мер вызвало бы полный разрыв с революционной демократией, которая дала [ему] имя, положение и власть и которая, невзирая на оказываемое ею противодействие, всё же, как это ни странно, служила ему хоть и шаткой, но единственной опорой. С другой стороны, восстановление власти военного командования угрожало не реакцией – об этом [он] часто говорил, хотя вряд ли серьёзно
в это верил – но, во всяком случае, перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может, и всякого, влияния его на ход событий. …В свою очередь [он] ещё 13–14 августа в Москве, в дни Государственного совещания, ожидал активного выступления со стороны приверженцев Корнилова и принимал меры предосторожности. Несколько раз ____________ возбуждал вопрос об удалении Корнилова, но, не встречая сочувствия этому решению ни в военном министерстве, ни в среде самого правительства, с тревогой ждал развития событий. Ещё 7 августа помощник комиссара… предупредил Корнилова, что вопрос об его отставке решён в Петрограде окончательно. Корнилов ответил: "Лично меня вопрос о пребывании на посту мало занимает, но я прошу довести до сведения кого следует, что такая мера вряд ли будет полезна в интересах дела, так как может вызвать в армии волнения"…»

Укажите год, когда происходили события, описанные в тексте. Укажите политического деятеля, фамилия которого трижды пропущена в тексте. Назовите пост, который занимал в период описанных событий упомянутый в отрывке генерал Л.Г. Корнилов.

Укажите причину, по которой, по мнению автора воспоминаний, меры, предложенные генералом Л.Г. Корниловым, могли быть выгодны политическому деятелю, фамилия которого пропущена в тексте. Укажите причину, по которой, по мнению автора, эти меры не устраивали политического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте. Чем, по мнению Л.Г. Корнилова, была опасна его отставка?

Баллы
элементы : 1) причина, по которой меры, предложенные Л.Г. Корниловым, могли быть выгодны : – эти меры были способом освободиться от «советской зависимости» «руками» Л.Г. Корнилова, что снимало ответственность за расправу с Советами с Временного правительства и А.Ф. Керенского; 2) причина, по которым меры, предложенные Л.Г. Корниловым, не устраивали А.Ф. Керенского : – реализация этих мер могла вызвать «полный разрыв Керенского с революционной демократией, которая дала Керенскому имя, положение и власть и которая служила ему единственной опорой»; – восстановление власти военного командования угрожало перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может и всякого, влияния его на ход событий; 3) ответ на вопрос – отставка Л.Г. Корнилова могла вызвать в армии волнения
Правильно указаны три элемента ответа
Правильно указаны любые два элемента ответа
Правильно указан любой один элемент ответа. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать примеры : 1) Временное правительство было образовано лишь после совещания лидеров Петроградского Совета и представителей Временного комитета Государственной думы, произошедшего в ночь с 28 февраля на 1 марта 1917 г., и как результат этого соглашения; 2) 1 марта Петроградский Совет издал «Приказ № 1», который имел отрицательные последствия для сохранения дисциплины в армии, при этом Временное правительство не смогло приостановить его распространение и действие; 3) свою зависимость от Совета Временное правительство показало в своём первом документе – «Декларации Временного правительства о его составе и задачах» от 3 марта 1917 г., где был пункт о «неразоружении и невыводе из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении»; 4) в апреле 1917 г., после опубликования «ноты Милюкова», разразился политический кризис, который привёл к формированию нового состава Временного правительства, в создании которого активное участие принял Исполком Петроградского Совета; 5) Временное правительство попыталось опереться на руководство Советов, согласившись на их предложение о созыве Демократического совещания и создания Предпарламента в сентябре – октябре 1917 г. Могут быть указаны другие примеры
Правильно указаны три примера
Правильно указаны два примера
Правильно указан только один пример. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Пример 1

Комментарии

Пример 2

Комментарии

Пример 3


Комментарии

Контрольные вопросы.

2. На что надо обратить особое внимание при проверке задания 20?

3. Почему задание 21, как правило, имеет «закрытые» критерии?

4. Что должен сделать эксперт, если выпускник дал ответ на задание 21 не цитатой из источника, а своими словами?

5. Как должен оценить ответ эксперт, если выпускник в ответе на задание 21 переписал целый абзац из источника, в том числе и те положения, которые являются правильным ответом?

6. Как эксперт должен оценить ответ на задание 22, если выпускник сформулировал в ответе положения, отличающиеся по смыслу от критериев оценивания задания? В каком случае ответ принимается как верный? Какие положения ответа эксперт не может учитывать при оценивании работы по данному заданию?

7. В каких случаях допущенные исторические неточности ведут к снижению балла?

8. Должен ли эксперт принять ответ на задание 20 в качестве правильного, если выпускник напишет в ответе не «А.Н. Косыгин» (правильный ответ), а «Н.А. Косыгин»?


Практические задания.

Из мемуаров современника

«Кутузов представлял государю, что как Наполеонова армия ещё не вся собралась и гораздо слабее австро-российской, то и должно воспользоваться и атаковать немедленно, но государь сказал, что он дал слово гвардии без неё не сражаться; когда же гвардия присоединилась, то уже армия Наполеона была в превосходных силах, почему Кутузов представлял, чтобы ретироваться к подходящим корпусам Эссена и Беннингсена и, соединившись с ними, тогда дать баталию.

Государь сказал ему: "Видно, это не бегущих турок и поляков поражать,
а здесь ваше мужество притупляется". "Государь, – сказал Кутузов, – извольте сами располагать атакою, а что я не трус, вы сами изволите усмотреть, что я буду сражаться как солдат, а как генерал я отказываюсь".

20 ноября была несчастная и постыдная _________ баталия, где наши войска претерпели сильное поражение… Можно приписать одной только политике Наполеона, что он не разбил русских наголову и дал свободу отступать.

23-го в местечке Галиче отдан был следующий приказ:

"Истощённые силы [австрийского] двора, несчастия, постигшие оный, как же недостаток продовольствия, невзирая на сильное и храброе подкрепление российских войск, заставили [австрийского] императора на сих днях заключить с Франциею конвенцию, за которой должен вскоре последовать мир. Его императорское величество, пришед на помощь своему союзнику, не имел иной цели, как собственную оного защиту и отвращение опасности, угрожающей державе его; видя в настоящих обстоятельствах [пребывание] своих войск в австрийских пределах ненужное, [повелеваю], оставив оные, возвратиться в Россию".

Государь требовал от Кутузова рапорта о баталии _________, но тот отвечал: "Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни"».

Как называлась баталия, название которой дважды пропущено в тексте? Укажите год, когда она произошла. Назовите российского императора, упомянутого в отрывке.

В чём состоял первоначальный план, предложенный М.И. Кутузовым императору? Почему император отказался от его реализации? Что ответил М.И. Кутузов на требование императора написать рапорт о баталии?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) ответ на первый вопрос : атаковать армию Наполеона немедленно, так как она ещё не вся собралась; 2) ответ на второй вопрос: император дал слово гвардии без неё не сражаться; 3) ответ на третий вопрос: «Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни»
Правильно даны ответы на три вопроса
Правильно даны ответы на два вопроса
Правильно дан ответ на один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Укажите не менее трёх результатов (последствий) поражения России в битве, о которой идёт речь, не указанных в отрывке.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть указаны следующие результаты (последствия) , например: 1) огромные потери русской армии (21 тыс. человек); 2) поражение оказало негативное влияние на моральное состояние русских войск; 3) долгая опала М.И. Кутузова; 4) выход из войны Австрии и распад третьей Антифранцузской коалиции европейских держав; 5) значительно вырос авторитет Наполеона как военачальника. Могут быть указаны другие результаты (последствия)
Правильно указаны три результата (последствия)
Правильно указаны два результата (последствия)
Правильно указан только один результат (последствие). ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Ответ 1.

Ответ 2


Ответ 3


Ответ 4

Ответ 5


Ответ 6

Ответ 7


Из письма политического деятеля

«Вот в чём суть и основной смысл того лозунга, того курса на индустриализацию страны, который был провозглашёнXIV партсъездом
и который проводится ныне в жизнь.

Некоторые товарищи думают, что индустриализация представляет вообще развитие всякой промышленности. Есть даже такие чудаки, которые полагают, что ещё Иван Грозный, который когда-то создавал некоторый зародыш промышленности, был индустриалистом. Если идти по этому пути, тогда Петра Великого надо назвать первым индустриалистом. Это, конечно, неверно. Не всякое развитие промышленности представляет собой индустриализацию. Центр индустриализации, основа её состоит в развитии тяжёлой промышленности, в развитии, в конце концов, производства средств производства… Индустриализация имеет своей задачей не только то, чтобы вести наше народное хозяйство в целом к увеличению в нём доли промышленности, но она имеет ещё ту задачу, чтобы в этом развитии обеспечить за нашей страной, окружённой капиталистическими государствами, хозяйственную самостоятельность, уберечь её от превращения в придаток мирового капитализма. Не может страна диктатуры пролетариата, находящаяся в капиталистическом окружении, остаться хозяйственно самостоятельной, если она сама не производит у себя дома орудий и средств производства, если она застревает на той ступени развития, где ей приходится держать народное хозяйство на привязи
у капиталистически развитых стран, производящих и вывозящих орудия
и средства производства. Застрять на этой ступени – значит отдать себя на подчинение мировому капиталу.

…Из этого следует, что индустриализация нашей страны не может исчерпываться развитием всякой промышленности, развитием, скажем, лёгкой промышленности, хотя лёгкая промышленность и её развитие нам абсолютно необходимы. Из этого следует, что индустриализация должна пониматься прежде всего как развитие у нас тяжёлой промышленности
и особенно как развитие нашего собственного машиностроения, этого основного нерва индустрии вообще. Без этого нечего и говорить об обеспечении экономической самостоятельности нашей страны».


20

Укажите десятилетие, когда в СССР был провозглашён курс, о котором идёт речь в данном письме. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название социально-экономической политики большевиков, непосредственно предшествовавшей курсу, о котором идёт речь в письме.

21

22

Укажите период, на который составлялись планы развития народного хозяйства во время проведения курса, о котором идёт речь в данном письме. Укажите не менее двух промышленных объектов, построенных в ходе реализации этого курса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) период – пять лет; 2) объекты , например: – Туркестано-Сибирская железная дорога; – Днепрогэс; – Сталинградский тракторный завод; – Харьковский тракторный завод; – Челябинский тракторный завод; – Горьковский автозавод; – комбайновый завод «Ростсельмаш»; – Кузнецкий металлургический комбинат; – Беломоро-Балтийский канал; – Уралмашзавод. Могут быть указаны другие объекты
Правильно указаны период и два объекта
Правильно указаны период и один объект. ИЛИ Правильно указаны только два объекта
Правильно указан только период. ИЛИ Правильно указан только один объект. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Ответ 8

Ответ 9

Ответ 10


Экспертные оценки

№ ответа Задание 20 Задание 21 Задание 22
Х

Похожая информация.


От Гость >>

Умоляю.. по тексту ответьте на вопросы!
Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Налоги и сборы являются основным источником доходов государственного бюджета. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.

Налоги выполняют следующие функции: фискальную (обеспечивают финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, оборону страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов, например фундаментальная наука, многие учебные заведения, библиотеки и т.п.); распределительную (перераспределяют доходы между разными группами населения в целях сглаживания неравенства в обществе); стимулирующую, или антиинфляционную (способствуют развитию научно-технического прогресса, увеличению числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путём применения льготного налогообложения); воспитательную (сдерживают потребление продуктов, вредных для здоровья, устанавливая на них повышенные налоги); контрольно-учётную (посредством налогообложения ведётся учёт доходов граждан, предприятий и организаций).

По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.

В мировой практике существуют следующие системы по видам налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная. В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.п.). В регрессивной системе налогообложения предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Как в тексте определяется воспитательная функция налогов? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите пример, иллюстрирующий выполнение этой функции.

2. В стране Z возник значительный дефицит бюджета. Правительство вынесло на рассмотрение парламента законопроект об отказе от пропорциональной шкалы и введении прогрессивной шкалы налогообложения. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите по одному возможному аргументу (объяснению) сторонников и противников этого нововведения.

3. Объясните основное различие между прямыми и косвенными налогами. Привлекая обществоведческие знания, приведите по одному примеру каждого из названных видов налога (обязательно указывайте, какой вид налога Вы иллюстрируете).

4. В тексте названы основные функции налогов. Как Вы думаете, какую из них иногда называют социальной? Свой ответ аргументируйте (объясните) с опорой на текст.

6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3.1 Птицу узнают по полету;

3.3 Был ли Наполеон императором?;

3.4 спелое яблоко;

3.5 Водители, не нарушайте правила дорожного движения!

4. Определите значение истинности следующих выражений:

4.1 Человек – это звучит гордо!

4.2 Ближайший предок человека - обезьяна;

4.3 Все люди делятся на душевно больных и душевно здоровых;

4.4 Никогда не разговаривайте с неизвестными!

4.5 Суд над военными преступниками состоялся в конце Второй мировой войны.

5 Решите задачи:

У Фрэнка Стоктона есть сказка, которая называется «Принцесса или тигр?». В ней узник должен отгадать, в какой из двух комнат находится принцесса, а в какой – тигр. Если он укажет на первую комнату, то женится на принцессе, если на вторую, то (вполне возможно) его растерзает тигр.

5.1 Во время первого испытания Король провозгласил, что на обеих табличках одновременно либо истинные утверждения, либо ложные.

1 комната: «Либо в этой комнате сидит тигр, либо принцесса находится в другой комнате.

2 комната: « Принцесса в другой комнате».

Какую комнату выбрать узнику?

5.2 На следующий день Король усложнил задание. Он поставил условие в отношении комнаты № 1. Если в этой комнате находится Принцесса, то утверждение на табличке истинно, если же тигр, то ложно. В комнате № 2 все было наоборот: если утверждение на табличке ложно, то в комнате находится принцесса, и если истинно, то – тигр.

Таблички гласили:

1 комната: «

2 комната: « В обеих комнатах находятся принцессы»

Какую комнату выбрать узнику?

(Смаллиан Р., Принцесса или тигр? М., 1985 )

6. На столе в бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас, вода. В каком сосуде находится каждая из жидкостей, если известно, что; а) вода и молоко не в бутылке; б) сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом; в) в банке не лимонад и не вода; стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.

7. Выделив предметное значение термина, проанализировав его как понятие, имеющее определенную характеристику по объему и содержанию:

· Свобода;

· Хоттабыч;

· Космический корабль;

· Телевидение.

8. Приведите в тетради по одному примеру ограничения и обобщения понятий.

Создайте логическую цепочку обобщения и ограничения следующих понятий:

· Мужчина;

· Треугольник;

· Свобода;

9. Выясните, являются ли данные выражения определением понятия:

· Байкал – самое большое озеро в мире;

· Упрямство – порок слабого ума;

· Деньги – это, за что гибнут люди, а куры не клюют;

· Домашнее животное – это корова, дающая молоко;

· Винтовая лестница – это лестница, имеющая форму винта.

10.Подберите понятия, отношения между которыми изображаются кругами Эйлера так:

В -

11. Изобразите схематически, при помощи кругов Эйлера отношения между понятиями:

университет, высшее учебное заведение, академия, школа

12. Выделите стандартную форму мышления (субъект, предикат, связку, квантор общности, укажите тип суждения, изобразите графически отношение между субъектом и предикатом суждения) следующих суждений:

· Некоторые рыбы не летают;

· Не все ответы были ложны;

· Хорошее начало – половина дела;

· Есть в осени первоначальной, короткая, но дивная пора;

· Никто не обнимет необъятного.

13. Проанализируете вопросы (сформулируйте предпосылку вопроса, определите ее истинность, сформулируйте заключение) :

· Является ли студент Иванов членом профсоюза?

· Что лучше вечного блаженства?

· Какой тип двигателя использует НЛО?

· Где состоялся суд над военными преступниками Второй мировой войны?

14. Восстановите пропущенную часть силлогизма:

· «Ай, Моська! Знать она сильна, Что лает на Слона!» И.А. Крылов

· Этот ученик не является отличником, так как он имеет удовлетворительные оценки по ряду предметов.

· Роман «Война и мир» - гениальное произведение, ибо оно реалистическое произведение.

· У хороших учителей не бывает плохих учеников. Значит, ты не являешься хорошим учителем.

· Историю Древнего мира следует изучать, т.к. она помогает понять настоящее.(Марев С.Н. Логика. М., 2006 ).

15. Постройте непосредственное умозаключение следующих тезисов:

· Все планеты вращаются вокруг своей оси;

· Некоторые люди не умеют плавать;

· Никто не любит бесчестия.

16. Приведите примеры применения полной и неполной индукции из Вашего профессионального общения.

17. Определите какие законы логики нарушены в следующих определениях:

· Ромб – параллелограмм с некоторыми острыми углами.

· Ромб - правильный четырехугольник с равными сторонами.

· Ромб – параллелограмм с одним-единственным острым углом.

· Ромб – параллелограмм с равными и перпендикулярными диагоналями.

· Ромб – параллелограмм с неперпендикулярными диагоналями.

· Ромб – параллелограмм, имеющий форму ромба.

· Ромб – параллелограмм с равными сторонами и взаимно перпендикулярными диагоналями.

18.Найдите ошибки в доказательстве:

Огурцы вредны для здоровья. Достаточно указать на то, что около 90 % лиц, умерших от различных инфекционных заболеваний, систематически употребляли в пищу огурцы, не меньший процент евших огурцы и среди людей, пострадавших в различных автодорожных происшествиях. Замечено, что из тех, кто страдает пониженным слухом и зрением, практически все неоднократно пробовали огурцы или ели их постоянно.

Помидор - овощ; огурец – овощ; морковь – овощ; редис – овощ; кабачки – овощ; лук – овощ. Помидор, огурец, морковь, редис, кабачки, лук растут на огороде.

Значит, все культуры, растущие на огороде, являются овощами.

20. Насколько правдоподобно заключение?

Человек заходит в бар. Садится за столик, но не спешит делать заказ. Бармен походит к нему и спрашивает:

Что бы вы хотели выпить?

Ничего. Я один раз попробовал спиртное – мне не понравилось.

Вежливый бармен предлагает ему сигару.

Спасибо, я не курю. Попробовал, но мне это не доставило удовольствия.

Может вы присоединитесь к играющим в карты джентльменам за соседним столиком? – не сдается бармен.

Нет уж, увольте. Я не играю в карты. Однажды попробовал, но игра меня не увлекла. И вообще, если бы не обстоятельства, я бы не пошел в бар. Но мы договорились встретиться здесь с моим сыном.

Если я что-то понимаю в жизни, это - ваш единственный ребенок, - с уверенностью предположил бармен.

Примерная тематика письменных сообщений (докладов, рефератов) (контрольных работдля студентов заочной формы обучения):

1. Понятие о логической форме и правильности мышления.

2. Роль формальных методов в научном познании.

3. Семиотика - наука о языке как знаковой системе.

4. Логика в коммуникативном процессе.

5. Мышление и язык в контексте логической теории. Логические категории языка.

6. Искусство определения.

7. Суждение: простое, сложное. Модальные суждения.

8. Специфика дедуктивных умозаключений.

9. Формы дедуктивных выводов из сложных посылок.

10. Методы индукции Бэкона-Милля.

11. Энумеративная и элиминативная индукция.

12. Умозаключения по аналогии.

13. Применение аналогии в научном познании и технике.

14. Моделирование как форма аналогии.

15. Проблема понимания.

16. Закон тождества и его применение в системе логики.

17. Закон противоречия и его применение в логике.

18. Закон исключения третьего и его применение в логике.

19. Закон достаточного основания и его применение в логике.

20. Эволюция основных идей в аргументации. Основные методы аргументации.

21. Формы обоснования в теории аргументации.

22. Структура и форма аргументации.

23. Критика и опровержение в аргументации.

24. Правила построения доказательной аргументации.

25. Позиционная логика поведения: субъективная позиция в общении.

26. Модели коммуникации и стратегия аргументации.

27. Гипотеза и логика ее обоснования.

28. Логическая структура гипотетико-дедуктивных систем.

29. Абдуктивные рассуждения и их особенности.

30. Продуктивное мышление. Информационные стратегии и типы мышления.

31. Роль правдоподобных и доказательных рассуждений на разных стадиях процесса познания.

32. Неклассическая логика.

33. Интуиция и логика.

34. Технология творчества в контексте логической теории.

35. Логические парадоксы. Апории Зенона. Парадокс Рассела.

Вопросы для самоконтроля:

1. Мышление в системе познания.

2. Способы взаимопонимания. Диалог. Логика объяснения.

3. Этапы становления логики как науки.

4. Предмет и семантические категории традиционной формальной логики.

5. Общая характеристика понятия.

6. Объем и содержание понятия.

7. Виды понятий.

8. Определение понятия.

9. Обобщение и ограничение понятия.

10. Деление понятия.

11. Отношения совместимых понятий и несовместимых понятий.

12. Понятие суждения.

13. Простое суждение и его логический анализ.

14. Стандартные формы простого категорического суждения («Логический квадрат»).

15. Логический анализ вопроса.

16. Модальные суждения.

17. Дедуктивные умозаключения.

18. Индуктивные умозаключения.

19. Умозаключения по аналогии.

20. Проблема понимания.

21. Определение законов мышления.

22. Закон тождества.

23. Закон противоречия.

24. Закон исключённого третьего.

25. Закон достаточного основания.

26. Формы обоснования.

27. Структура и форма аргументации.

28. Прямой и косвенный способы обоснования.

29. Критика и опровержение.

30. Правила построения доказательной аргументации.

31. Логика общения.

32. Психотехнический и технологический принципы общения.

33. Стратегия делового общения.

34. Модели коммуникации и стратегия аргументации: монолог, спор, дискуссия.

35. Тактика аргументации. Лояльные и нелояльные уловки в аргументации. Стратегия делового успеха.

Составитель: Павленко А.В., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций и философии.


Похожая информация.