Модальные указательные частицы. Частицы: примеры, функции, основные значения, правописание
Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"
Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.
Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.
По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).
Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.
Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.
В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.
Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...
Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:
БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);
ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).
Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).
Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.
И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.
Разряды частиц
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса |
Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли |
Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли? |
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций |
Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто |
Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть! |
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события |
Вот, вот и, вон, это |
Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду. |
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания |
Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет |
Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет. |
УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов |
Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и |
Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой. |
УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова |
Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем |
Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз. |
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов |
Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы |
Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения |
Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь |
Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал. |
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ |
Будто, будто бы, словно |
Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море. |
УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ |
Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо |
Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ |
Якобы, мол, дескать, -де |
Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет! |
Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.
2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.
3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.
4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.
5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.
6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.
7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.
1. Понятие о частице.
2. Классификация частиц по значению.
3. Разряды частиц по местоположению.
4. Разряды частиц по структуре и производности.
1. Понятие о частице
В отечественном языкознании частицы понимались и классифицировались по-разному. При этом можно выделить два подхода: более широкий и узкий подход. Традиционным является более широкий подход, при котором к частицам относили все служебные слова (М. В. Ломоносов, А. А. Барсов, А. Х. Востоков, Ф. И. Буслаев и др.). Только в самом конце XIX века представителем Харьковской лингвистической школы А. В. Добиашем частицы были выделены в отдельную группу слов. Начал формироваться более узкий подход к частицам (т. е. частицы рассматриваются в собственном смысле слова).
Частицы – это служебные слова, которые сообщают разнообразные смысловые, модальные и эмоционально-экспрессивные значения словам, частям предложения и всему высказыванию, а также участвуют в образовании форм слова (аналитических форм степеней сравнения прилагательных, наречий и слов категории состояния, а также форм сослагательного и повелительного наклонения глаголов).
Но каждый раз Вы склонитесь без сил
И скажете: «Я вспоминать не смею,
Ведь мир иной меня обворожил
Простой и грубой прелестью своею».
Н. Гумилев
Одни ученые отмечают, что частицы лишены лексического значения, хотя по звуковому составу в некоторых случаях могут совпадать со знаменательными частями речи. Например, Он еще не вернулся (еще – наречие), ср. когда он еще вернется (еще – частица). Утро было теплое (было – глагол), ср. Он пошел было , да вернулся (было – частица). Н. М. Шанский и А. Н. Тихонов считают, что частицы обладают лексическим значением: при помощи их в высказывании что-то уточняется, выделяется, отрицается, выражается сомнение в чем-то, восхищение, удивление по поводу сообщаемого и т.д.
В отличие от предлогов и союзов, частицы не выражают грамматических отношений. Как и другие служебные слова, они не изменяются и не являются членами предложения, хотя В. В. Бабайцева считает, что частицы могут входить в состав членов предложения (эта точка зрения отражена и в новом школьном учебнике под редакцией В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой).
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи…
Утвердительная частица да и отрицательная нет могут выступать как самостоятельные нечленимые предложения: Ты придешь сегодня на праздник? – Да (Нет ). Частицу нет следует отличать от отрицательного слова нет , используемого в качестве сказуемого в односоставных безличных предложениях в сочетании с формой родительного падежа:
Нет (чего?) повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте…
2. Классификация частиц по значению
Общепринятой классификации частиц в современной лингвистической литературе нет. В. В. Виноградов выделял 8 разрядов частиц по значению:
1) усилительно-ограничительные, или выделительные: лишь, только ;
2) присоединительные: тоже, также ;
3) определительные: именно, как раз, подлинно ;
4) указательные: вот, вон, это ;
5) неопределенные: -то, -либо, -нибудь, кое -;
6) количественные: почти, ровно, точно ;
7) отрицательные: не, ни ;
8) модально-глагольные: бы, -ка, хоть бы, лишь бы .
Н. М. Шанский и А. Н. Тихонов выделяют 4 группы частиц по значению:
1) смысловые (выражают различные смысловые оттенки значения), которые подразделяются на следующие подгруппы:
а) указательные (указывают на предметы и явления внешнего мира): вот, вон, это, оно : Вот парадный подъезд. Кто это пришел? Оно , конечно, говорить легко.
б) определительно-уточняющие (выделяют, уточняют отдельные знаменательные слова в составе предложения): точно, именно, ровно, как раз, подлинно, почти, приблизительно : Все это просто мелочи.
в) выделительно-ограничительные (с их помощью происходит логическое выделение слов или словосочетаний): только, лишь, хотя, всего, исключительно : Это только начало. Ты хотя бы позвони.
г) к ним примыкают усилительные частицы, выступающие в функции выделения: даже, даже и, и, ведь, прямо : Даже и не думай. Ты прямо командир.
2) модальные (выражают отношение к достоверности фактов):
а) утвердительные: да, так, точно, ну да, ага, а как же : Ты рад? – Да. А как же. Ага.
б) отрицательные: не, ни, нет, вовсе не, отнюдь не : На небе ни облачка. Ты поедешь в лагерь? – Нет.
в) вопросительные: ли, разве, неужели, как, что : Неужели экзамены позади? Разве так можно поступать?
г) сравнительные: как будто, будто, точно, словно, вроде: Будто ты не знала? Она вроде повзрослела.
д) употребляющиеся для передачи чужой речи, указывающие на нее: де, дескать, мол, якобы : Брат, мол , не догадывался. Якобы ты это сделал.
е) выражающие отношение к достоверности – недостоверности высказывания: вряд ли, едва ли, пожалуй: Едва ли ты мне поверишь.
ж) побудительные: да, ну, а ну, ну-ка: Ну-ка прекратите разговоры.
3) эмоционально-экспрессивные (усиливают выразительность, эмоциональность высказывания): что за, ну и, где : Ну что за шейка! Что за глазки! Ну и молодежь пошла. Где тебе тягаться со мною, со мною с самим Балдою?
4) формообразующие (используются для образования ирреальных наклонений глагола): Пусть сильнее грянет буря! Сюда же относят используемые для образования форм степеней сравнения – более/менее, самый : Байкал – самое глубокое озеро на Земле. Вслед за В. В. Виноградовым, здесь же рассматриваются частицы, образующие неопределенные местоимения: кто-то , что-либо , чей-нибудь , кое- что.
3. Разряды частиц по местоположению
Выделяют 3 разряда частиц по местоположению:
1) препозитивные: вот, вон, неужели, что за, давай ;
2) постпозитивные: же, -ка ;
3) со свободным местоположением: ведь, бы.
4. Разряды частиц по структуре и производности
По структуре частицы делятся на простые (ни, же, вот, бы, да ) и составные (что за, вовсе не, как будто ).
Производность частиц определяется наличием омонима среди других частей речи. Частицы могут быть омонимичны:
1) именам прилагательным: подлинно, определенно ;
2) местоимениям: что, то, это, все ;
3) числительным: один (одна, одно, одни );
4) наречиям: уже, еще, около ;
5) глаголам: было, бывало, пусть, пускай ;
6) союзам: хоть, будто .
Основной прием, позволяющий отграничить частицы от других частей речи, – подбор синонима, который бы четко позволял определить, какая часть речи перед нами.
У тебя одни шалости на уме (одни = только, лишь ).
Дайте хоть ручку и ср.: Хоть и некогда, я приду (хоть = несмотря на то, что; хоть – союз).
Данный материал будет посвящен служебной части речи - частице. Будут рассмотрены разряды, приведены примеры, показаны отличия от омонимичных слов.
Знакомимся: частица!
Разберем с вами, что же такое частица. Вы только что могли заметить: в предыдущем предложении ею является слово «же». Итак, частица является служебной частью речи, вносящей в предложения новые смысловые эмоционально окрашенные оттенки, и служит для образования новых форм слова. Приводим сразу пример.
Он пришел. Простое, можно сказать, безликое предложение. Добавим в это предложение различные частицы.
Он лишь пришел.
Он только пришел.
Разве он пришел?
Он едва лишь пришел.
Обратите внимание, насколько изменился смысл и появился эмоциональный окрас в предложениях, стоило всего лишь добавить маленькие элементы. Кстати, «всего лишь» - тоже частица.
Стоит заметить, что русский язык настолько богат такими компонентами речи, что даже нет определенных требований к их заучиванию. Необходимо научиться находить, видеть в тексте, а также уметь отличать их от других слов в предложениях. Об этом мы расскажем в нашей статье.
Основные разряды частиц
Из всего многообразия данных элементов можно выделить четыре разряда.
- Формообразующие частицы (давайте, пускай, пусть) предназначены для образования формы слова, могут образовывать степени сравнения прилагательных и наречий.
- Отрицательные (нет, далеко не, вовсе не, отнюдь не).
- Частицы, которые могут характеризовать признак (это может быть состояние или действие), протекающий во времени, по результативности или по полноте осуществления, или наоборот - бесплодности, неполноте.
- Модальные частицы, которые могут быть вопросительными разве), указательными (вот, вон), уточняющими (именно, как раз, точь-в-точь), выделительными и ограничительными (только, лишь), восклицательными (что за, как), усилительными (даже, ни, же, ведь, уж, всё-таки, всё), смягчающими требования, выказывающими сомнения (вряд ли, едва ли) и, наконец, побудительными (пусть, давайте, пускай).
Примеры
Рассмотрим модальную частицу в качестве примера в предложениях:
- Разве мы не поедем сегодня на рыбалку?
- Вот он, настоящий чемпион!
- Как раз это был тот самый момент, который нельзя было упустить.
- Что за музыка!
- Всё-таки пришлось делать работу заново.
- Пусть всегда светит солнце!
Модальные частицы служат для передачи дополнительного значения смысла в тексте или в речи говорящего, усиливают эмоциональную сторону и акцентируют внимание.
Модальные формообразующие частицы
С помощью формообразующих элементов появляется возможность создать новые формы слов. К данной категории модальных формообразующих частиц можно отнести: пусть, бы, да, давай (-те), менее, самый, пускай, более.
Приведем для наглядности примеры.
Слово «бы» можно употребить для образования условного наклонения глагола. Я сделал бы больше, если бы встал раньше.
Повелительную форму наклонения образуют модальные частицы пусть, пускай, давай, да. Приведем такие примеры:
- Пусть придет весна.
- Скажи ему, пускай поторопится.
- «Да будет свет!» - сказал электрик.
- Давай отправимся в путешествие в другую страну.
Для образования сравнительной степени наречий и прилагательных служат формообразующие элементы более, менее. Например:
- Более быстрый подъём на этаж лифтом.
- Менее успешное предприятие.
Формообразующий элемент сам (обращаем внимание на число и род) может служить для образования у прилагательного превосходной формы, например: самый яркий.
Все эти перечисленные формообразующие элементы находятся в составе глагольной формы. При разборе предложения на члены рекомендуют подчеркивать их как один член предложения, даже если они не находятся рядом. Необходимо привести примеры предложения с модальными частицами.
- Я бы не опоздал, если бы не задержался на работе.
- Пускай они придут завтра.
- Сегодня обстоятельства слаживаются менее удачно.
- Сейчас я загадаю более сложную загадку.
- В своей жизни она решила самую трудную задачу.
Стоит отметить, что такие формообразующие элементы можно разделить на условное и повелительное наклонение. К условному наклонению относят модальные частицы бы, б.
К повелительномуотносят такие частицы, как: пусть, пускай, да, давайте, давай.
Отличие от омонимичных слов. Примеры
Давай вспомним, что же такое омонимы. Итак, омонимами называют слова, одинаковые по написанию и звучанию, но различные по смыслу.
Важно не путать, уметь видеть и различать омонимичные слова. Примеры:
- Давай ему по полтаблетки лекарства каждые полчаса. В данном контексте слово давай является не формообразующим элементом, а формой глагола давать.
- А сейчас пускай лодочку вниз по течению. Здесь также слово пускай не может быть частицей, оно является формой глагола пускать.
- Неужели это ты? - Я самый. В этом варианте слово самый является местоимением и с прилагательным никакой связи не имеет.
- Она говорила очень тихо, как бы извиняясь. В этом предложении слово как бы составляет неделимую конструкцию, которую можно заменить синонимами словно или будто.
По структуре частицы делятся на простые и составные.
Простые частицы состоят из одного слова, при этом они могут быть первообразными, т. е. несоотносительными с другими частями речи, и производными, образованными не морфологическим путем из наречий, глагольных форм, союзов, предлогов и междометий: бы, бишь, де, дескать, же, мол, ка, не, ни, таки, уж, чай, а, буквально, было, будто, ведь, вовсе, вон, вот, вроде, даже, давай, дай, и, именно, как. единственно, положительно, просто. пусть, пускай, так, только, точно, хоть, это.
Составные частицы состоят из нескольких, чаще всего двух слов: а то не (Решишься сказать? – А то не решусь), вряд ли (Вряд ли когда-нибудь еще увидимся), все же (Все же она уехала), далеко не (далеко не простая ситуация), еще бы не (Еще бы не простила), и так (Я и так устал), и то (Консультант принимает по четвергам, и то не каждую неделю), как раз (Купил как раз то, что нужно), куда как (Куда как весело!), хоть бы (Хоть бы не опоздать!) и др.
При употреблении частицы могут образовать цепочки, так что не всегда просто отличить составную частицу от сочетания частиц.
Синкретизм как специфическое свойство частиц
В. В. Виноградов, рассуждая на тему о грамматической омонимии, писал о том, что в рамках одного и того же слова не допускается совмещение знаменательной и служебной части речи (существительного и союза, существительного и предлога, прилагательного и модального слова, деепричастия и предлога, наречия и частицы). Так как пополнение служебных слов за счет форм самостоятельных частей речи является живым процессом, в современном русском языке имеется немало так называемых функциональных омонимов, т. е. единиц, совпадающих в качестве фонетического слова и относящихся к разным частям речи. Такие омонимы есть в модальных словах: верно – прилагательное (Решение верно), верно - модальное слово (Она, верно, не знает, как поступить), в предлогах (путем – Т. п. существительного путь, путем – предлог, втечение – в + В. п., в течение – предлог, по причине – по + Д. п., по причине - предлог), в союзах (когда – наречие,когда – союз,что – местоименное существительное, что – изъяснительный союз, как – наречие, как – союз) и в частицах: просто – наречие (Она держится со всеми просто), просто – частица (Это просто были деревенские ребятишки), вон – наречие (вывести вон), вон – частица (вон Большая Медведица), куда - наречие (Куда идешь?), куда – частица (Говорят, он стихи пишет. – Куда ему!).
Но кроме этого, частицы обнаруживают совмещение в одной лексеме функциональных значений разных служебных частей речи. Такое совмещение отмечено в отдельных предлогах и союзах, но та регулярность диффузной функции, которая обнаруживается у частиц, в целом несвойственна союзам и тем более предлогам.
Когда служебное слово используется как предлог (люди вроде тебя) и как частица (вроде готов), как союз (маленький, а догадливый), междометие(А! – выражение удивления) и частица (Ты меня слышишь, а?), как частица, указывающая на отдаленный предмет (Вон озеро) и как междометие (Вон отсюда!) и т. п., можно говорить о синкретизме его значения.
Частицам, кроме собственной, свойственна прежде всего союзная функция. Многие частицы в словарях даются с пометами частица и союз. Таковы, например, частицы а, будто, ведь, вот и, все, все-таки, даже, же, и, и то, как будто, лишь, ну и, пусть, пускай, словно, так и, только, точно, хотя, хоть, чтоб. Примеры: В прежние времена, когда был жив отец, к нам на именины приходило всякий раз по тридцать-сорок офицеров, было шумно, а сегодня только (частица) полтора человека и тихо, как в пустыне... (Чехов); В квартире все спали, только (союз с ограничительно-сопоставительным значением) в комнате Елизаветы Алексеевны горел свет (Вересаев); Я за неё отдам жизнь, только (союз с противительным значением) мне с нею скучно (Лермонтов); Да вы рассудите только хорошенько: ведь (эмоционально-усилительная частица) вы разоряетесь. Платите за него подать, как за живого... (Гоголь);
Сочтемся славою: ведь (союз со значением обоснования) мы свои же люди... (Маяковский); Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь (второй компонент двухместного союза) ты б у нас была царь-птица (Крылов); Всю дорогу Дуня плакала, хотя (уступительный союз),казалось, ехала по своей охоте (Пушкин); Я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя (усилительная частица) одну тень беспокойства (Пушкин).
Кроме союзов, частицы функционально близки модальным словам. В. В. Виноградов неоднократно обращал внимание на «зыбкость и подвижность» границ между этими частями речи. «<...> Так как модальные оттенки, - писал он, - свойственны едва ли не преобладающему большинству частиц, то взаимодействие частиц и модальных слов в современном языке, несомненно, протекает очень активно». Указанная близость может проявляться, с одной стороны, в общности выражаемого значения. Например, такие частицы, какедва ли, вряд ли, вроде, посредством которых передается предположение, неуверенность говорящего в чем-либо, не противопоставлены модальным словам, выражающим недостоверность (может быть, возможно, верно, наверно и др.). С другой стороны, одна и та же лексема может употребляться и как частица, и в позиции вводного слова. Так, слово ведь в некоторых контекстах воспринимается как свернутое предложение, т. е. как модальное слово: Не говорите этого, я, ведь (= признаюсь), вас в тот вечер видела. Частица вон в значении вводного слова «употребляется для выделения лица, предмета в ряду подобных; соответствует по значению словам: например, к примеру. – Наши из молодых, да ранние. Мой вон техникой увлекается.
Среди следует выделять частицы. Примеры их в русском языке достаточно многочисленны. Трудность состоит в том, что они могут выполнять несколько функций, также частицы нередко переходят в Разберем, каким образом представлены эти частицы в русском языке, примеры помогут в этом.
Понятие
Что же такое частица? Это особая служебная часть речи, которая призвана передавать дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки как всему предложению в целом, так и конкретному слову. Также они обладают еще одной важной функцией: участвуют в образовании форм слов.
Разберем два предложения, в которых употреблены частицы. Примеры следующие:
- Только она может мне помочь выполнить эту тяжелую работу.
- Пусть поскорее заканчивают с этим заданием и переходят к следующему.
Если в первом предложении частица только усиливает местоимение она , придает слову значение выделения, исключительности, то во втором частица пусть выполняет совсем другую функцию - участвует в образовании повелительного наклонения: пусть заканчивают, пусть переходят.
Синтаксическая роль
Так же как и другие служебные слова (предлоги и союзы), частицы не несут синтаксической нагрузки, выделять их как член предложения ошибочно. Единственное исключение - их формообразующая роль. В таком случае частица указывается с тем членом предложения, к которому примыкает.
- Не с тобой ли мы вчера встретились в автобусе? (Дополнение не с тобой включает в себя частицу не. )
- Пускай ярче сверкают огни. (Сказуемое в повелительном наклонении пускай сверкают включает частицу пускай .)
Сравним с предложениями, где есть не Примеры:
- Разве ты сегодня должен дежурить по классу? (Вопросительная частица разве не несет синтаксической нагрузки.)
- Как же красиво море на рассвете! (Восклицательная частица как же не является членом предложения.)
Основные функции
Разберемся, в образовании каких форм используется эта часть речи (частица). Примеры помогут в этом.
- Повелительное наклонение глагола. Это частицы: пусть (пускай), давай, да . (Давай поскорее приступай к своим обязанностям. Да начнется торжество!)
- Условное наклонение глагола. Здесь используется частица бы (б) . (Если бы только вернуть все назад. Пришла б ты ко мне, управились бы намного быстрее.)
- Для того чтобы образовать степень сравнения имени прилагательного или наречия, также используются частицы. Примеры: более высокий, менее глубокий, самый красивый; более интересно, менее широко.
- Ряд лингвистов выделяет некоторые (примеры их приведем в этом пункте) как участвующие в образовании неопределенных местоимений: то, либо, нибудь, кое (кое-кто, где-нибудь, кто-либо, какой-то). Однако классическая наука все же выделяет их в качестве суффиксов и приставки (кое-).
Передаваемые значения
Гораздо более разнообразны Примеры помогут доказать, что с помощью этих служебных слов можно передать различные эмоциональные и смысловые оттенки.
Выделяют несколько групп таких частиц:
- Вопросительные. Неужели, разве, ли (ль ) указывают на вопрос. (Неужели так сложно выполнить простое поручение? Разве я говорила, что приеду после обеда? Ты ли стоял за тем деревом?)
- Восклицательные. Как, что за говорят о восхищении или негодовании. (Как замечательно прийти домой после рабочего дня! Что за прекрасное утро! Что за непослушный ребенок! Как можно так ужасно приготовить суп!)
- Указательные. Вот, вон используются, когда необходимо привлечь внимание слушающего к какому-либо конкретному предмету. (Вот этот дом. Ему более тысячи лет. Вон, посмотрите, клин журавлей.)
- Усилительные: даже, ведь, все-таки, же, то . Их используют для того, чтобы эмоционально усилить конкретное слово. (Даже маленький ребенок знает, что нужно мыть руки после улицы. Ведь я предупреждал, что здесь можно ошибиться. Все-таки ты непоправимый романтик. Аня же пошла в лес через чащобу. Мне-то ли не знать, как тяжело учиться и работать!)
- Уточняющие: точно, именно, как раз - используются для обозначения конкретных предметов и явлений. (Это было точно то платье, которое еще вчера висело на витрине. Именно это я и пытаюсь до вас донести. Как раз Павел и должен это знать.)
- Передающие сомнение: вряд ли, едва ли . (Вряд ли найдется человек, способный нам помочь. Едва ли он справится с таким сложным тестом.)
- Отрицательные частицы: не, ни . Примеры их использования более подробно разберем ниже. Здесь только скажем, что отрицание они передают по-разному.
Отрицание с помощью не и ни
Больше всего трудностей вызывают именно отрицательные частицы. Сложность заключается в том, что они употребляются в различных речевых ситуациях. Так, частица не используется, когда необходимо передать отрицания предложения в целом. (Не говори со мной в таком тоне! Я не могу не пойти на эту встречу. )
Другое дело - частица ни . Она призвана усилить уже существующее отрицание. Другими словами, она всегда употребляется совместно с не , придавая ей дополнительное значение. Кстати, вместо частицы не может быть равноправное слово нет. (На небе нет ни облачка, ни тучки. Я не пойду ни в магазин, ни в гости - хочу остаться дома.) Слово нет , которое является сказуемым, может опускаться, его легко можно восстановить из контекста. (В доме ни души. Ср.: В доме нет ни души.)
Частица ни может принимать и усилительное значение. (Куда ни гляну - везде радуются первому солнцу.) В таких случаях служебное слово используется в придаточных предложениях вместе с например, кто, что, откуда, где.
Правописание не и ни
Когда же писать не , а когда ни ? Ответ прост: попробуйте «выкинуть» спорную частицу из предложения. Если смысл не изменится - нужно употребить ни , в противном случае - не. (Какую бы книгу я ни читала, везде встречаю героев, похожих на своих близких.) Если убрать предложения останется тем же, грамматически оно не пострадает.
(Кто не готовился к экзаменам, сдал их очень плохо.) Если убрать частицу, смысл предложения изменится на противоположный. Необходимо употребить не .
Также следует помнить, что в восклицательных предложениях вместе с частицей только всегда пишется не. (Где он только не искал пропажу - все бесполезно!)