Болезни Военный билет Призыв

Мне голос был полностью. Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешно…. Тест по стихотворению

Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал,

И дух суровый византийства

От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,

Забыв величие своё,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто берёт ее,-

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…»

Революция 1917 году полностью изменила жизнь Анны Ахматовой. К этому моменту она была уже достаточно известной поэтессой и готовила к публикации свой третий литературный сборник. Однако в одночасье вдруг выяснилось, что ее стихи уже никому не нужны, а все личные сбережения и небольшое наследство от родителей превратились в пыль. Впервые Анна Ахматова, на руках которой остался 5-летний сын, осознала, что может попросту умереть от голода, став еще одной безвинной жертвы красного террора. Действительно, ее практически перестали публиковать, и средств к существованию не было. Что касается супруга, поэта Николая Гумилева, то он в этот момент находился во Франции и ничем не мог помочь семье, хотя и предлагал Ахматовой похлопотать о том, чтобы она смогла покинуть мятежную, бунтующую и голодную Россию.

Именно в этот сложный период жизни, когда весь привычный мир рушился на глазах. Словно карточный домик, Анна Ахматова написала стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…». В этом коротком произведении вместились все внутренние переживания и душевные терзания поэтессы, которая стояла перед непростым выбором – сбежать из разоренной России за границу или же разделить вместе с родиной ее непростую, трагическую и печальную судьбу.

Ответ Ахматовой оказался неожиданным и непреклонным. Она не поддалась внутреннему голосу, который нашептывал: «Оставь свой край глухой и грешный. Оставь Россию навсегда». Вместо того, чтобы паковать чемоданы в надежде на то, что за границей жизнь будет более сытой и привольной, Ахматова решила оставить в сердце «черный стыд», который испытывала, глядя на то, что происходит вокруг. Она сумела оформить развод с Гумилевым и уже через несколько месяцев вышла замуж за ученого Владимира Шилейко, благодаря чему смогла в относительном достатке прожить самые смутные и трагические годы, связанные со становлением советской власти.

Биографы Ахматовой до сих пор спорят по поводу того, на чем же был основан этот брак, и приходят к выводу, что поэтесса поступилась собственными чувствами ради возможности остаться в России и не погибнуть от голода. Фактически, она вышла замуж ради того, чтобы ее маленькому сыну было где жить, и что кушать. Освоившись в новом и таком чужом для нее мире, поэтесса подала на развод и связала свою жизнь с другим человеком. Однако до самой смерти она ни разу не пожалела о том, что в свое время дала беспощадный отпор своему внутреннему голосу, «чтоб этой речью недостойной не осквернялся скорбный слух».

Трудно сказать, знала ли Ахматова о том, что ждет ее впереди. Однако, полностью игнорируя новую власть, она оставалась истинной патриоткой своей страны, разделив ее судьбу не только во время революции, но и в период Великой Отечественной войны, часть которой провела в блокадном Ленинграде. Ее более успешные подруги давно уже устроили личную жизнь в Европе, наблюдая со стороны за тем, как на глазах меняется так любимая ими Россия. Ахматова же оказалась в самой гуще событий и была свидетельницей этих непростых перемен, которые отзывались болью в сердце. Тем не менее, поэтесса признавалась, что чувствовала бы себя гораздо хуже, если бы оказалась по другую сторону баррикад, став сторонней наблюдательницей многих исторических событий. И в этих словах не было иронии, обиды, бахвальства либо желания выставить себя в более выгодном свете. Анна Ахматова искренне считала, что ее жизнь неразрывно связана с Россией, даже если ради этого придется терпеть лишения, оскорбления, обиды, наветы и обман, а также поставить крест на своей литературной карьере, которой поэтесса очень дорожила.

Есть стихотворение Анны Ахматовой, которое очень широко известно, но, между тем, даже большинство любителей стихов этой поэтессы - НЕ ЧИТАЛИ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ.
Даже в нескольких собраниях сочинений (в том числе и в авторитетнейшем кремовом двухтомнике, который был издан в 1990 году его приводит в усеченном виде).

Вот эти стихи написанные в революционном Петрограде.

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,—

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

При первой его публикации (газета «Воля народа», 1918, 12 апреля) отсутствовала последняя строфа, при последующих были изъяты две первые. Так что при жизни Ахматовой стихотворение НИКОГДА ПОЛНОСТЬЮ НЕ ПЕЧАТАЛОСЬ.

Понятно, что в издании 1940 года это стихотворение не могло быть воспроизведено полностью. В томике изданном перед войной, строчки: «в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал » могли и впрямь прозвучать самоубийственно. Особенно для автора.

Но это стихотворение только в «Бег времени» не вошли, они и из ахматовского тома Большой Библиотеки Поэта, вышедшего десять лет спустя, в 1976-м, хотя он то был для избранных и претендовал на академизм.

В обезглавленном виде это стихотворение выглядело как отказ от эмиграции и принятие советской власти.

Великая грусть и боль в этом великом стихотворении... И решимость. Оно очень понравилось А. Блоку. Он не уставал повторять: "Ахматова права".
Блок особенно отмечал величие жеста: "Руками я замкнула слух"

Эти стихи в интеллигентских кругах часто цитировали в 70-е 80-е годы, призывая помышлявших об отъезде остаться и «равнодушно и спокойно руками замкнуть слух», который тревожили вражеские голоса западных радиостанций.

А в эмиграции их читали без последних строк, но с первыми, поскольку в таком случае "голос был" - явно, предлагающий покинуть богооставленное Отечество, ГЛАС КОГО НАДО (подобный оборот соотносился с “голосом свыше”):

Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Интересно, что до сих пор вызывает вопросы датировка этого стихотворения. А от нее в свою очередь зависит кто имеется ввиду по "немецкими гостями". Версии самые разные: от "гостей" прибывших в Петроград в пломбированном вагоне, до гостей, которым должен был отойти Петроград в результате Брестского мира.

Но поразителен образ революционного состояния:

Столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее.

Город-блудница , который сам не блюдет своей крепости и целости, «открыт» на все четыре стороны, ожидая своего падения. Как пьяная б..., которая не знает, кто ее...

Здесь отсылка к библейскому тексту - «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия. . .»(Книга Исайи, 1,21).

Своего рода итогом пройденного Анной Ахматовой пути считается ее стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…», написанное в 1917 году и представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в период тяжелых испытаний намеревался бросить Родину:

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Стихотворение это знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, сразу же прочертило границу между Ахматовой и эмигрантами, главным образом «внешними», то есть теми, кто действительно покинул Россию после октябрьского переворота, а также и некоторыми из тех, кого называли внутренними эмигрантами, то есть по каким-либо причинам не уехавшими, но враждебно относящимися к России, вступившей на новый путь. Не понимая смысла революции, - и в этом отличаясь от А. Блока и В. Маяковского, - Ахматова относилась к развертывавшимся перед нею событиям революции и гражданской войны с позиции сложившихся у нее взглядов. Она осуждала гражданскую войну, причем эта война казалась ей тем ужасней, что сочеталась с интервенцией иностранных держав и велась между людьми, принадлежавшими одному отечеству. Но при общем неприятии происходящего было нечто, кардинально отличавшее Ахматову от эмигрантов, - это чувство патриотизма, всегда бывшее у нее очень сильным.

Отношение к Ахматовой в среде эмигрантов было сложным и противоречивым. В глазах многих она была и оставалась представительницей утонченного дворянского искусства, акмеисткой, звездой изысканных литературных салонов. Но это была лишь одна, хотя важная и неотъемлемая, сторона ушедшего в прошлое жизненного уклада - ее творчество было шире и значительней творчества большинства из ее литературного окружения. В стихотворении «Мне голос бал. Он звал утешно…» Ахматова впервые выступила как яркий поэт-гражданин, поэт-патриот. Строгая форма, приподнятая, библейская интонация стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма - все в данном случае удивительно соразмерно величественной и суровой эпохе, начинавшей новое летоисчисление. Рождался новый мир, шел новый Век, означенный переоценкой ценностей и созиданием новых отношений, и эти события в сложившихся в то время обстоятельствах неизбежно сопровождались страданием и кровью. Но именно этого Ахматова полностью принять не могла. Она отказывалась делить людей на «красных» и «белых» - поэтесса предпочитала плакать и скорбеть о тех и других. А. Блок очень любил стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…», знал его наизусть и, по свидетельству К. Чуковского, так выразил свое отношение к заложенной в нем позиции: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции - позор».

Это стихотворение - одно из ярчайших произведений периода революции. В нем нет ее понимания, нет ее принятия, но в нем страстно и достойно прозвучал голос той части интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, отвергала, находила, но посреди всего этого круговорота уже сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Тут сыграли роль и национальная привязанность к родной земле, убежать от которой - позор, и внутренняя культурно-демократическая основа, присущая широкому крылу русской интеллигенции.

Своего рода итогом пройденного Анной Ахматовой пути считается ее стихотворение "Мне голос был. Он звал утешно…", написанное в 1917 году и представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в период тяжелых испытаний намеревался бросить Родину:

Он говорил: "Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид".

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Стихотворение это знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, сразу же прочертило границу между Ахматовой и эмигрантами, главным образом "внешними", то есть теми, кто действительно покинул Россию после октябрьского переворота, а также и некоторыми из тех, кого называли внутренними эмигрантами, то есть по каким-либо причинам не уехавшими, но враждебно относящимися к России, вступившей на новый путь. Не понимая смысла революции, - и в этом отличаясь от А. Блока и В. Маяковского, - Ахматова относилась к развертывавшимся перед нею событиям революции и гражданской войны с позиции сложившихся у нее взглядов. Она осуждала гражданскую войну, причем эта война казалась ей тем ужасней, что сочеталась с интервенцией иностранных держав и велась между людьми, принадлежавшими одному отечеству. Но при общем неприятии происходящего было нечто, кардинально отличавшее Ахматову от эмигрантов, - это чувство патриотизма, всегда бывшее у нее очень сильным.

Отношение к Ахматовой в среде эмигрантов было сложным и противоречивым. В глазах многих она была и оставалась представительницей утонченного дворянского искусства, акмеисткой, звездой изысканных литературных салонов. Но это была лишь одна, хотя важная и неотъемлемая, сторона ушедшего в прошлое жизненного уклада - ее творчество было шире и значительней творчества большинства из ее литературного окружения. В стихотворении "Мне голос бал. Он звал утешно…" Ахматова впервые выступила как яркий поэт-гражданин, поэт-патриот. Строгая форма, приподнятая, библейская интонация стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма - все в данном случае удивительно соразмерно величественной и суровой эпохе, начинавшей новое летоисчисление. Рождался новый мир, шел новый Век, означенный переоценкой ценностей и созиданием новых отношений, и эти события в сложившихся в то время обстоятельствах неизбежно сопровождались страданием и кровью. Но именно этого Ахматова полностью принять не могла. Она отказывалась делить людей на "красных" и "белых" - поэтесса предпочитала плакать и скорбеть о тех и других. А. Блок очень любил стихотворение "Мне голос был. Он звал утешно…", знал его наизусть и, по свидетельству К. Чуковского, так выразил свое отношение к заложенной в нем позиции: "Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции - позор".

Это стихотворение - одно из ярчайших произведений периода революции. В нем нет ее понимания, нет ее принятия, но в нем страстно и достойно прозвучал голос той части интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, отвергала, находила, но посреди всего этого круговорота уже сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Тут сыграли роль и национальная привязанность к родной земле, убежать от которой - позор, и внутренняя культурно-демократическая основа, присущая широкому крылу русской интеллигенции.

1. История создания . Стихотворение "Мне голос был" написано А. Ахматовой в 1917 г. Оно вошло в сборник "Белая гвардия".

2. Жанр стихотворения - гражданская лирика.

3. Основная идея произведения - патриотизм. В один из самых тяжелых периодов в истории России перед русской интеллигенцией стоял непростой вопрос: стоит ли жить в этой несчастной стране, где в любую секунду может настигнуть пуля. Многие люди не выдерживали чудовищного напряжения и покидали Россию. Ахматова резко отрицательно относилась к тем, кто по малодушию бросил страну в беде. Эмигранты вызывали у нее презрение. Поэтесса осталась в России. Она не могла поступить иначе.

Точка зрения поэтессы четко изложена в стихотворении. Таинственный "голос", призывающий оставить страну, символизирует собой все то мелкое и трусливое, что есть в душе каждого человека. Этот голос убаюкивает, заставляет избегать риска и опасности в целях самосохранения. Его послушались тысячи русских людей, бежавших за границу. Эмиграция для многих представлялась единственным выходом.

Следует заметить, что лишь незначительная часть русских эмигрантов смогла найти свое место на чужбине. Подавляющее число беженцев стало нищими, перебивающимися случайными заработками. Для Ахматовой убеждения "голоса" являются "речью недостойной". Она понимает, что если постоянно прислушиваться к нему, думать о бегстве, то в конце концов эта мысль полностью завладеет сознанием. Поэтому поэтесса решительно "замкнула слух". Она осталась на Родине и вместе с ней испытала все невероятно тяжелые испытания и лишения.

4. Композиция . Произведение можно условно разделить на две части. В первой описывается призывающий к эмиграции голос и его, кажущиеся правильными и справедливыми, доводы. Вторая часть (последнее четверостишие) - мужественное решение поэтессы не придавать значения соблазнительной речи.

5. Размер произведения - четерехстопный ямб с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. Мрачную атмосферу в революционной России Ахматова подчеркивает эпитетами: "глухой и грешный", "черный", "скорбный". Очень эффектно выглядит метафора: "Из сердца выну черный стыд". Стихотворение написано в торжественной форме, напоминающей оду.

7. Главная мысль произведения - нельзя поддаваться голосу искушения, призывающего совершить предательство по отношению к своей Родине. Конечно, большая часть интеллигенции не принимала участия в боевых действиях и не оказывала реальной помощи белой армии. Эти люди зачастую становились невинными жертвами. Однако остающиеся в России символизировали собой знамя упорного сопротивления новой власти.

Своим примером они доказывали, что в любой ситуации чувствуют свою кровную связь с Родиной. Никто и ничто не способно заставить настоящего патриота позорно бежать. Многие эмигранты (даже добившиеся успеха за границей) до конца жизни чувствовали свою вину перед Россией и мечтали вернуться обратно. Ахматова предчувствовала это еще в 1917 г., поэтому отвергала любой намек на возможность уехать.