Болезни Военный билет Призыв

Мне была поручена главная роль. Тесты синтаксические нормы. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. выпишите это слово

Источник задания: Решение 3242. ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Великий поэт Данте Алигьери является автором поэмы «Божественной комедии», в которой описано путешествие героя в загробное царство.

2) Те, кто противопоставляет себя обществу, обречён на одиночество.

3) По приезде в Москву артист не только выступил с концертом, но и провёл пресс-конференцию.

4) Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические произведения.

5) Это плавание, завершившее эпоху знаменитых пиратских набегов в испанские воды, как по числу штормов, а также по количеству погибших кораблей не имело себе равных.

6) Повести Василя Быкова «Сотников» и «Обелиск» я прочитал летом, посвящённые Великой Отечественной войне.

7) Многие из тех, кто бывал в Переславле, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.

8) Мне стало больно, и я не преминул сказать капитану, что он, не зная человека, пытается о нём судить.

9) В один из осенних дней освежённый холодным воздухом лес как будто помолодел и заблистал золотом листьев.

Решение.

Рассмотрим каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические ошибки.

1) Великий поэт Данте Алигьери является автором поэмы «Божественной комедии», в которой описано путешествие героя в загробное царство. – Есть несогласованное приложение (название в кавычках) и родовое слово (поэма), при родовом слове название в кавычках не склоняется. (Ошибка В).

2) Те, кто противопоставляет себя обществу, обречён на одиночество. – Те (мн.ч.) обречен (ед.ч.). Подлежащее и сказуемое стоят в разных числах. (Ошибка Г).

3) По приезде в Москву артист не только выступил с концертом, но и провёл пресс-конференцию. – Грамматических ошибок нет.

4) Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические произведения. – Подлежащее (произведение) выполняет действие, выраженное глаголом-сказуемым, но не выполняет действие, выраженное деепричастным оборотом (изучая фольклор). (Ошибка Д).

5) Это плавание, завершившее эпоху знаменитых пиратских набегов в испанские воды, как по числу штормов, а также по количеству погибших кораблей не имело себе равных. – В предложении с однородными членами неверно использован составной союз. Верный вариант: не только … , но и … Ошибка в построении предложения с однородными членами (Ошибка Б)

6) Повести Василя Быкова «Сотников» и «Обелиск» я прочитал летом, посвящённые Великой Отечественной войне. – Недопустимо употреблять причастный оборот после имени существительного, которое не является определяемым словом. (Ошибка А).

7) Многие из тех, кто бывал в Переславле, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое. – Грамматических ошибок нет.

8) Мне стало больно, и я не преминул сказать капитану, что он, не зная человека, пытается о нём судить. – Грамматических ошибок нет.

9) В один из осенних дней освежённый холодным воздухом лес как будто помолодел и заблистал золотом листьев. – Грамматических ошибок нет.

Проверка. Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.

В ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без пробелов и запятых.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В подмосковных усадьбах расцветала отечественная культура. (2) (...) их называли «русским Парнасом». (3)В историю русского изобразительного искусства навсегда вошли, например, Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями, которые прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Подмосковные усадьбы Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями справедливо называли «русским Парнасом».

2. Отечественную культуру прославили признанные мастера живописного искусства: Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

3. Живописные окрестности Муранова и Абрамцева прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова, чьи имена навсегда вошли в историю русской живописи.

4. Подмосковные усадьбы, например Абрамцево и Кусково, называли «русским Парнасом», так как именно здесь расцветала отечественная культура.

5. Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова прославили Мураново и Абрамцево, в которых, как и в других подмосковных усадьбах, зародилась и развивалась отечественная культура.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Поскольку

4. Поэтому

5. Несмотря на это

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

1. Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2. чего. Ход развития, движения чего-нибудь. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).

3. Процесс развития человеческого общества в целом, прошлое, сохраняющееся в памяти человека. События, вошедшие в историю. История мира.

4. чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (устар.). История театра.

5. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

6. Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая история произошла с кем-нибудь.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ободрИшься

ходАтайствовать

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Водолазы исследовали ГЛИНИСТОЕ дно реки.

2. Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.

3. Сегодня я совершил УДАЧЛИВУЮ покупку - приобрёл полное собрание сочинений А.С. Пушкина.

4. Старушка была чем-то расстроена и говорила ПЛАКСИВЫМ голосом.

5. НЕПРОГЛЯДНЫЙ туман окутал окрестности.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. ЛЯЖЬТЕ на пол

2. ДВУМЯСТАМИ рублями

3. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО

4. пяти ГЕКТАРОВ

5. немного ПОМИДОРОВ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.
6) Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая.
7) Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот».
8) Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
9) Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

неразб...риха

д...фференцировать

ут...пический

ун...кальный

пр...тендовать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..правил, ра..делил

пр..высил, пр..колол

на..строил, по..пункт

под..брал, н..правил

пр..дорогой, пр..зыв

10

уклонч...вый

присва...вать

продл...вать

подмиг...вать

изменч...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

увид...вший

замет...шь

завис...мый

догон...шь

услыш...шь

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Положение было самое н(1)удобное: н(2)льзя было н(3) встать, н(4) сесть. Н(5) у кого из гостей, н(6) знавших Булгакова, н(7) было н(8)каких сомнений в том, что перед ними сидит молодой немец.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ОСЕННЕМУ скупо, ЕЛЕ(ЕЛЕ) дымятся поля, пригретые первыми лучами восходящего солнца.

2. (ПО)ОДАЛЬ темнел КАКИМ(ТО) синеватым цветом сосновый бор.

3. На левом берегу берёзы растут просторно и весело, словно расставленные для КАКОЙ(ТО) игры по нескольку (В)МЕСТЕ.

4. (И)ТАК, несмотря на наши старания, всё осталось (ПО)ПРЕЖНЕМУ.

5. Время ТО(ЖЕ), что деньги: не растрачивайте его, и у вас будет его (В)ДОВОЛЬ.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

К берегу медле(1)о причаливала огромная баржа, груже(2)ая песком: люки её были выкраше(3)ы масляной краской; матросы отчая(4)о суетились.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.

2. Взошло по-летнему жаркое солнце и обсушило свежо зеленеющую траву и листву на деревьях.

3. Дождь то тоскливо моросил то начинал отчаянно хлестать то прощально шелестел в кустах.

4. В современном театре существует множество проблем как экономического так и художественного характера.

5. Путешествие на лодке и пешком на велосипедах и на лыжах воспитывает в человеке волю и бесстрашие.

16

Уставшие от долгой дороги (1) они (2) обессилев (3) улеглись у (4) поваленной ветром (5) берёзы (6) покрытой какой-то растительностью.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья спросил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия божия, коих(1) как известно(2) существует ровно пять?

А может(З) это и не он рассказывал, а просто я заснул и всё это мне приснилось?

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поездка шла без особых приключений (1) но (2) когда до конца пути оставалось всего пять километров (3) машину неожиданно занесло (4) потому что лопнула шина.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Братья были похожи, как две капли воды, но расталкивались друг от друга как одноименные заряды.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

ОТ ОГНЯ К ОГНЮ

(1)Мой старый приятель, художник по профессии, недавно подарил мне свою картину с названием «Верба». (2)И сразу так ясно вспомнилось, как давным-давно ненастным весенним днём у себя на родине бродил я в Берёзовом логу - просторной лощине, заросшей тополем да вербой.

(З)День выдался неласковым. (4)Наверху, на песчаных буграх, пронзительно дул ветер. (5)Раскосмаченные серые тучи неслись по небу стремительно, низко, задевая маковки тополей. (6)Пустая земля, голые деревья, зябкость и сырость - словом, ненастье. (7)Я брёл и брёл, уже ругая себя за то, что выбрался из тепла, из дома.

(8)И вдруг возле ручья, в низине, скорее не увидел я, а почуял что- то необычное - словно солнечный свет, золотистое его сияние. (9)Я подошёл ближе: это цвёл невеликий вербовый куст.

(10)В белых серёжках его через серебряный ворс пробились жёлтые пыльники цвета. (11)И серёжки стали золотистыми. (12)Вербовый куст в ненастном пасмурном дне кротко сиял тёплым лампадным светом.

(13)Он светил, согревая вокруг себя землю, и воздух, и зябкий день.

(14)Согрел и меня.

(15)Прошло много лет. (16)Но я и теперь, через время, вижу тот пасмурный день и сияние золотого вербового куста.

(17)Огромный просторный мир: пустая земля, низкое небо, тополевые, ольховые голые ветки, песчаные бугры, меж них - неезженая дорога, - всё это зябко и сиро. (18)А рядом - малый куст золотой, словно лампада в красном углу. (19)Символ весны и жизни в ненастном дне.

(20)Всё это было давно. (21)Но так хорошо помнится! (22)А теперь ещё и картина висит, тоже светит.

(23)Когда-то я рассказывал о цветущей вербе своему приятелю-художнику. (24)Он, видно, запомнил. (25)Через столько лет, но написал картину. (26)Значит, и ему легло на душу. (27)Хотя что тут особенного?

(28)Просто пасмурный день и золотистая верба. (29)Но помнит сердце...

(З0)Сколько в жизни нашей таких вот тёплых минут, которые уйдут, но помнятся. (31)У каждого - своё.

(32)Память детства, один из обычных дней. (ЗЗ)Какое-нибудь утро ли, поздний вечер, когда склоняется к тебе мать ли, бабушка.

(34)Тёплые руки, доброе лицо. (35)Волна любви. (З6)Она проходит, но остаётся.

(37)А вот - малое дитя в колыбели. (38)Ещё несмышлёное, что-то лепечет. (39)Тянет руки к тебе, а глаза - такие счастливые... (40)Когда это было, господи... (41)Как давно.

Синтаксические нормы

1. В одном из представленных ниже предложений содержится грамматическая ошибка, связанная с нарушением синтаксических норм. Укажите пример с ошибкой.

1) Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихоте».

2) По приезде в Москву артист дал пресс-конференцию.

3) Многие, кто бывал в Переславле, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.

4) Прогулка, которая обещала нам столько удовольствия, не представляла ничего занимательного.

5) В один из осенних дней освежённый холодным воздухом лес как будто помолодел, заблистал золотом листьев и красноватой сетью берёзовых ветвей.

2. В одном из представленных ниже предложений содержится грамматическая ошибка, связанная с нарушением синтаксических норм. Укажите пример с ошибкой.

1) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести «Орест Кипренский».

2) Длинная московская зима, которая преобразила всю жизнь Анны, теперь вспоминалась иначе, в каком-то ином, новом свете.

3) Вдохновение – это состояние, при котором человек работает во всю свою силу.

4) Анализируя текст художественного произведения, не бойтесь выражать своё отношение к прочитанному.

5) Те, кто противопоставляет себя обществу, обречён на одиночество.

3. В одном из представленных ниже предложений содержится грамматическая ошибка, связанная с нарушением синтаксических норм. Укажите пример с ошибкой.

1) Активисты общественных движений забыли о разногласиях и единым фронтом выступили против закрытия музея.

2) Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические произведения.

3) Корневище белой кувшинки – продукт, из которого можно получить муку.

4) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.

5) Оказавшись на дрейфующей льдине, рыбаки рассчитывали на спасение.

4. В одном из представленных ниже предложений содержится грамматическая ошибка, связанная с нарушением синтаксических норм. Укажите пример с ошибкой.

1) За это время было создано государство, которое сумело справиться со всеми внешними врагами.

2) Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь.

3) Благодаря современным технологиям учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

4) Предметно-бытовые детали в прозе не только несут этическую смысловую нагрузку, а также становятся важнейшими элементами стиля.

5) Журнал «Итоги» продолжает печатать серию очерков об экономике страны.

5. В одном из представленных ниже предложений содержится грамматическая ошибка, связанная с нарушением синтаксических норм. Укажите пример с ошибкой.

1) Яркие вспышки молний, которые как будто пронзали воздух, зачаровывали своей угрожающей красотой.

2) Сверху, с косогора, цветы, которые росли островками, были похожи на пятна мозаики на зелёном фоне луга.

3) Отправляя важную телеграмму, обязательно укажите обратный адрес.

4) По завершении спектакля зрители долго не могли прийти в себя от увиденного.

5) Используя метафоры и сравнения, текст становится эмоциональнее и ярче.

6. В одном из представленных ниже предложений содержится грамматическая ошибка, связанная с нарушением синтаксических норм. Укажите пример с ошибкой.

1) Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.

2) Сразу по приезде в Юрьевец туристы обратят внимание на колокольню Георгия Победоносца.

4) Дневной свет, который заливает комнату, придаёт изображению прохладный серебристый оттенок.

5) Имя Айвазовского было хорошо известно в кругах турецкой аристократии, которая в то время активно приобщалась к европейской культуре.

7. В одном из представленных ниже предложений содержится грамматическая ошибка, связанная с нарушением синтаксических норм. Укажите пример с ошибкой.

1) Те, кто обращался к поэзии Б. Пастернака, ошеломлены неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов .

2) Учёные заметили о том, что озоновый слой Земли истончается.

3) Новый фильм будет демонстрироваться в кинотеатрах «Салют» и «Север».

4) Загранпаспорт необходимо заменить по истечении срока его действия.

5) Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю классическую музыку и наслаждаюсь ею.

8. В одном из представленных ниже предложений содержится грамматическая ошибка, связанная с нарушением синтаксических норм. Укажите пример с ошибкой.

1) Он всегда уважал и искренне восхищался своими друзьями.

2) Неоднозначность работ Сальвадора Дали будоражила воображение зрителей, которые привыкли к миру спокойных пейзажей и портретов.

3) Дом, в котором первые годы по приезде в Петербург проживал драматург, находился на набережной Красного канала.

4) Картина «Купание красного коня», которую создал в 1912 году художник -Водкин, была показана на выставке «Мир искусства».

5) Транслятор Лаврова благодаря простоте входного языка и высокой эффективности компиляции приобрёл большую популярность.

9. В одном из представленных ниже предложений содержится грамматическая ошибка, связанная с нарушением синтаксических норм. Укажите пример с ошибкой.

1) Одним из художников, применивший пленэрную живопись, был.

2) По окончании института Татьяна Ильинична поехала на Алтай преподавать химию.

3) Школьники нашего села охотно помогали группе археологов, приехавших из Новгорода.

4) Немногим известна история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году.

5) Удивительный весенний свет, который наполнил всю картину и по-разному осветил её, чуть позолотил снежный бугор у забора и сам забор.

10. В одном из представленных ниже предложений содержится грамматическая ошибка, связанная с нарушением синтаксических норм. Укажите пример с ошибкой.

1) Те, кто семнадцать лет назад только-только входил в кинематограф, уже стали мастерами.

2) Природный памятник «Столбы выветривания», расположенный на территории Троицко-Печорского района Республики Коми, стал одним из семи чудес России.

3) Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел, заблистал золотом листьев и красноватой сетью берёзовых ветвей.

4) Пётр чувствовал, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело.

5) Художественная речь, которая принципиально отличается от официально-деловой и научной, по ряду признаков сближается с публицистической.

11. В одном из представленных ниже предложений содержится грамматическая ошибка, связанная с нарушением синтаксических норм. Укажите пример с ошибкой.

1) К концу 1840-х годов было написано уже несколько полотен, среди которых выделялись «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер».

2) Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звёздочка».

3) Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина – занимались в разных спортивных секциях.

4) Гумилёв объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно усердно учиться.

5) Один из важнейших факторов признания игрока в такой стране, как Англия, – это любовь или презрение со стороны прессы.

12. В одном из представленных ниже предложений содержится грамматическая ошибка, связанная с нарушением синтаксических норм. Укажите пример с ошибкой.

1) Дорожки сада, которые недавно посыпали ровным крупным гравием, мерно хрустели под ногами Ильи Александровича.

2) В конце XVIII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос.

3) Весь день пони катало в зоопарке малышей.

4) М. Горький писал об, что как он «украсил народную песню и сказку блеском своего таланта!»

5) Смысл, который люди вкладывают в различные понятия, меняется с изменением человека и общества.

15. В одном из представленных ниже предложений содержится грамматическая ошибка, связанная с нарушением синтаксических норм. Укажите пример с ошибкой.

1) Употребляя ненормативную лексику, со средств массовой информации теперь взимается штраф.

2) В конкурсе «Библиокросс» выигрывает участник, прочитавший наибольшее количество книг.

3) Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписанию.

4) В «Диком помещике» -Щедрин наглядно рисует богатого барина, который оказался без слуг.

5) Тот, кто не умеет смеяться над собой, бывает крайне обидчивым.

1. 1) (правильно: Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот»

2. 5) (правильно: Те, кто противопоставляет себя обществу, обречены на одиночество)

3. 2) (правильно: Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения)

4. 4) (правильно: Предметно-бытовые детали в прозе не только несут этическую смысловую нагрузку, но и становятся важнейшими элементами стиля)

5. 5) (правильно: С использованием метафор и сравнений текст становится эмоциональнее и ярче)

6. 1) (правильно: Вопреки распространённому мнению, верблюды не хранят воду в своих горбах)

7. 2) (правильно: Учёные заметили то, что озоновый слой Земли истончается)

8. 1) (правильно: Он всегда уважал своих друзей и искренне восхищался ими)

9. 1) (правильно: Одним из художников, применивших пленэрную живопись, был)

10. 3) (правильно: Благодаря тёплым дням золотой осени лес как будто помолодел, заблистал золотом листьев и красноватой сетью берёзовых ветвей)

11. 3) (правильно: Три одноклассницы: Виктория, Елена и Карина – занимались в разных спортивных секциях)

12. 2) (правильно: В конце XVIII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающего яйца и насиживающего их: это был утконос)

13. 3) (правильно: Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшемуся вскачь коню)

14. 4) (правильно: М. Горький писал об, что он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта)

15. 1) (правильно: В случае употребления ненормативной лексики со средств массовой информации теперь взимается штраф)

Предпросмотр документа

Текст 1-3

(1)В ходе экспериментов ученые выявили, что освоение новых слов стимулирует активность стриатума (полосатого тела) - важного отдела мозга, имеющего непосредственное отношение к мотивации. (2)Сам по себе стриатум не связан с языковой функцией: он не расшифровывает значения слов и не запоминает их, для этого есть особые лингвистические центры в коре головного мозга. (3) он подкрепляет мотивацию к изучению языка тем, что реагирует на лингвистические усилия чувством удовольствия: приятные эмоции помогают запоминать новый материал.

Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Изучая новые слова, человек испытывает приятные эмоции, что обусловлено, по мнению учёных, действием стриатума - важного отдела мозга, подкрепляющего мотивацию к запоминанию нового материала.

2) В ходе экспериментов учёные выявили, что стриатум (полосатое тело) - это важный отдел головного мозга, который имеет непосредственное отношение к мотивации.

3) Учёным удалось доказать, что стриатум не имеет отношения к языковой функции, так как он не расшифровывает значения слов и не запоминает их - для этого в коре головного мозга есть особые лингвистические центры.

4) Освоение новых слов, как считают учёные, стимулирует активность важного отдела мозга - стриатума, который подкрепляет мотивацию к изучению языка приятными эмоциями.

5) Изучив данные, полученные учёными в ходе экспериментов, можно предположить: удовольствие от освоения новых слов стало причиной того, что человечество научилось пользоваться речью.

Задание 2. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Во-вторых,

Например,

Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЦЕНТР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЦЕНТР, а, м.

1) Точка в геометрической фигуре, теле, обладающая каким-н, только ей присущим свойством и обычно получаемая пересечением линий, осей, плоскостей. Ц. окружности. Ц. тяжести.

2) Центральная часть города, большого населённого пункта. Жить в центре. Квартира в центре. Отправиться в ц. за покупками. Трамвайная линия от нового района до центра.

3) Город с административными, промышленными и другими учреждениями. Промышленные центры страны. Областной, районный ц. Административный ц. области.

4) Высший руководящий орган. Директивы центра.

5) Группа нервных клеток, регулирующих какую-н, функцию организма (спец.). Двигательные центры. Дыхательный ц.

6) Главенствующее, ведущее учреждение какой-н. отрасли. Кардиологический ц. Онкологический ц. Телевизионный ц. Ц. подготовки космонавтов. Ц. управления полётами.

Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

зАсветло

повтОрит

сверлИшь

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Леонид Иванович резко встал и окинул собеседника исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.

Весной КОРЕННЫЕ побеги следует осмотреть и вырезать у самого основания.

Родители собрали ЦЕЛУЮ библиотеку о дельтапланеризме.

С. Я. Маршак был пристрастен к людям трудолюбивым и НЕТЕРПИМ к бездельникам.

БЕЗОТВЕТНОЕ чувство вызывало во мне грусть.

Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ста ШЕСТИДЕСЯТИ километрах

петь более ЗВОНЧЕ

ГЛОЖУТ сомнения

НАПОИВ молоком

наиболее СПОКОЙНЫЙ

Задание 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотомПРЕДЛОЖЕНИЯ

2) Те, кто противопоставляет себя обществу, обречён на одиночество.

3) По приезде в Москву артист не только выступил с концертом, но и провёл пресс-конференцию.

4) Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические произведения.

5) Это плавание, завершившее эпоху знаменитых пиратских набегов в испанские воды, как по числу штормов, а также по количеству погибших кораблей не имело себе равных.

6) Повести Василя Быкова «Сотников» и «Обелиск» я прочитал летом, посвящённые Великой Отечественной войне.

7) Многие из тех, кто бывал в Переславле, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.

8) Мне стало больно, и я не преминул сказать капитану, что он, не зная человека, пытается о нём судить.

9) В один из осенних дней освежённый холодным воздухом лес как будто помолодел и заблистал золотом листьев.Решение.

Задание 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

акк..мпанировать

те..ретический

поч..татель (таланта)

оз..рились (солнцем)

к..ллекционный

Задание 9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

от..брал, пр..язык

ра..гон, и..печь

вз..скать, с..грать

бе..ценно, в..дремнул

пр..зыв, пр..злой

Задание 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

заботл..вый

откле..ться

забывч..вый

услужл.. вый

миндал..вый

Задание 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

неотъемл..мый

завяж..шь

задерж..шься

увид..нный

непроница..мый

Задание 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Радость, (НЕ)РАЗДЕЛЁННАЯ с задушевными друзьями, не радость.

Маргарита через несколько минут вошла в (НЕ)ОСВЕЩЁННУЮ комнату, в которой серебрилась только узенькая дорожка от луны.

Пётр I (НЕ)ПОБОЯЛСЯ перенести столицу ближе к Западной Европе, сменить костюм русских людей, переменить многие обычаи.

Весной тоже случались штормы, но ветер тогда дул (НЕ)ХОЛОДНЫЙ, а тёплый и ласковый.

Н. М. Карамзин знал, что происхождение и значение слова «Коломна» (НЕ)ВЫЯСНЕНО, и решил сочинить легенду, которую и изложил в письме.

Задание 13. Определите предложение» в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Можно строить дома на берегах рек, но (ПРИ)ТОМ условии, ЧТО(БЫ) вода оставалась чистой.

(ПРИ)ВИДЕ утренней красоты осеннего леса замирало сердце, (НА)ВСТРЕЧУ нам дул лёгкий ветерок, слегка покачивались верхушки деревьев.

Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, бывает ТАК(ЖЕ) важно, как (ВО)ВРЕМЯ переключить стрелку на железнодорожном пути.

(В)СЛЕД за баржей тянутся широкие баркасы с низкими бортами, (ДО)ВЕРХУ нагруженные арбузами.

(ИЗ)ЗА болезни я не был в школе два месяца и (В)СЛЕДСТВИЕ этого очень отстал.

Задание 14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Причи(1)о-следстве(2)ые отношения установить не так просто. Нередко яркие, но второстепе(3)ые факты трактуются как причина, а подли(4)ая, но более «скромно одетая» причина бывает оттесне(5)а на задний план.

Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В каждом человеке есть сила и слабость мужество и страх твёрдость и колебание.

2) Прозрачные русалки остановили свой хоровод над рекою и замахали Маргарите и над пустынным зеленоватым берегом прозвучали их приветствия.

3) Клейкой рыбьей чешуёй осыпаны деревянные пристани и камни мостовой и синие воды залива.

4) В настоящее время газодобывающая компания располагает как развитой инфраструктурой так и бесценным опытом для организации промышленного освоения месторождений газа.

5) Мы шли к морю и вскоре оказались на каменистом выступе над пропастью.

Задание 16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Во времена А. С. Пушкина картинная галерея Эрмитажа (1) помещавшаяся на средних этажах (2) двух примыкавших к Зимнему дворцу (3) зданий (4) занимала около сорока залов.

Задание 17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мне вас не жаль (1) неверные друзья (2)

Венки пиров и чаши круговые -

Мне вас не жаль (3) изменницы (4) младые, -

Задумчивый, забав чуждаюсь я.

Но где же вы (5) минуты умиленья,

Младых надежд, сердечной тишины?

Где (6) прежний жар и слёзы вдохновенья?

Придите вновь (7) года моей весны!

(А. С. Пушкин)

Задание 18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Бессмертная греческая традиция (1) главная особенность (2) которой (3) неразрывно связана с углублённым интересом к человеку (4) была воспринята древнерусскими мастерами.

Задание 19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В горах прошли дожди (1) и (2) если мост через реку сорван (3) то геологам придётся дожидаться полного спада воды (4) чтобы добраться до базы.

Задание 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Длительное время находившаяся у власти в Великобритании королевская династия рода Стюартов завершила своё существование в 1714 году.

(1)Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.

(2)Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт. (3)«Язык, - писал он, - совершенно независим от отдельного субъекта... (4)Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна».

(5)Это воззрение сохранилось до нашей эпохи. (6)«Сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они - мы это знаем - от того не исчезнут, а если исчезнут, то не потому, что эстеты или лингвисты возмущались», - так писал один даровитый учёный. (7)«В том и беда, - говорил он с тоской, - что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет... (8)3а них говорят грамматика и логика, здравый смысл и хороший вкус, благозвучие и благопристойность, но из всего этого натиска грамматики, риторики и стилистики на бесшабашную, безобразную, безоглядную живую речь не выходит ничего». (9)Приведя образцы всевозможных речевых «безобразий», учёный воплотил свою печаль в безрадостном и безнадёжном афоризме: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение».

(10)В прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан. (11)Нечего было и думать о том, чтобы дружно, планомерно, сплочёнными силами вмешаться в совершающиеся языковые процессы и направить их по желанному руслу. (12)Старик Карамзин очень точно выразил это общее чувство смиренной покорности перед стихийными силами языка: «Слова входят в наш язык самовластно».

(13)С тех пор крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи.

(14)Все так и представляли себе: будто мимо них протекает могучая речевая река, а они стоят на берегу и с бессильным негодованием следят, сколько всякой дребедени несут на себе её волны.

- (15)Незачем, - говорили они, - кипятиться и драться. (16)До сих пор ещё не было случая, чтобы попытка блюстителей чистоты языка исправить языковые ошибки сколько-нибудь значительной массы людей увенчалась хотя бы малейшим успехом.

(17)Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? (18)Неужели мы, писатели, педагоги, лингвисты, можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык, но не смеем и думать о том, чтобы мощными усилиями воли подчинить его коллективному разуму?

(19)Пусть философия бездействия имела свой смысл в былые эпохи, когда творческая воля людей так часто бывала бессильна в борьбе со стихиями - в том числе и со стихией языка. (20)Но в эпоху завоевания космоса, в эпоху искусственных рек и морей неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка?

(21)Всякому ясно, что эта власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею. (22)Ведь существуют же в нашей стране такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях. (23)Я уже не говорю о множестве газет и журналов - районных, областных, городских, - подчинённых единому идейному плану, вполне владеющих умами миллионов читателей.

(24)Стоит только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором - и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер...

(25)Правда, я очень хорошо понимаю, что всех этих мер недостаточно.

(26)Ведь культура речи неотделима от общей культуры. (27)Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. (28)Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие заплесневелые фразы! (29)Какая худосочная душевная жизнь отражается в них!

(30)Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. (31)Этого никакими походами за чистоту языка не добьёшься. (32)3десь нужны другие, более длительные, более широкие методы. (33)Для подлинного просвещения создано столько библиотек, школ, университетов, институтов и т. д. (34)Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка.

(35)Но, конечно, это не освобождает любого из нас от посильного участия в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.

(По К. И. Чуковскому)

Задание 21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Философия бездействия и непротивления злу во все времена была лишена смысла, поскольку стихии были и до сих пор остаются неподвластными человеку.

2) У всех, у кого в устной и письменной речи отсутствуют ошибки, богатый словарь и богатая духовная жизнь.

3) К числу сверхмощных рычагов просвещения относятся действующие согласованно средства массовой информации.

4) Культура языка и культура народа тесно взаимосвязаны: повышение одной влечёт повышение другой.

5) Стоя на берегу реки, воды которой загрязнены, рассказчик осознаёт, что люди бессильны очистить их.

Задание 22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов,

1) Предложения 3-4 иллюстрируют то, о чём говорится в предложениях 1-2.

2) В предложениях 10-12 представлено описание.

3) Предложение 22 подтверждает тезис, высказанный в предложении 21.

4) В предложениях 25-27 содержится рассуждение.

5) В предложениях 30-34 представлено повествование.

Задание 23. Из предложений 5-8 выпишите слово, употреблённое в значении «человек, усердно и искренне старающийся принести пользу какому-нибудь делу, поборник чего-нибудь».

Задание 24. Среди предложений 26-35 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 25. «Свою книгу "Живой как жизнь" К. И. Чуковский посвятил русскому языку. В приведённом фрагменте из главы "Наперекор стихиям" авторские размышления строятся вокруг такого тропа, как (А)___("протекает... речевая река" в предложении 14). Ставя перед собой задачу "приучить читателя философски думать о языке, о процессах его развития и роста", Чуковский использует приём - (Б)___(предложения 3-4, 6-8, 12). Наряду с этим в тексте отчётливо звучит авторский голос - благодаря использованию такого приёма, как (В)___ ("скорбеть, негодовать, ужасаться" в предложении 18), такого тропа, как (Г)___("заплесневелые" в предложении 28, "худосочная" в предложении 29)».

Список терминов:

1) противопоставление

2) метафора

3) олицетворение

5) вопросительные предложения

6) диалектизмы

7) цитирование

8) градация