Мир накануне 2 мировой войны кратко егэ. Международная обстановка накануне второй мировой войны. Мысли о россии
Внешняя политика ведущих государств перед войной. Окончательно Версальская система пала перед началом Второй мировой войны, к которой Германия достаточно основательно была готова. Так, с 1934 по 1939 гг.
Военное производство в стране увеличилось в 22 раза, численность войск – в 35 раз, Германия вышла на второе место в мире по объему промышленного производства и т.д.
В настоящее время у исследователей нет единого взгляда на геополитическое состояние мира накануне Второй мировой войны. Часть историков (марксистов) продолжает настаивать на двухполисной характеристике. По их мнению, в мире имелись две социально-политические системы (социализм и капитализм), а в рамках капиталистической системы мировых отношений – два очага будущей войны (Германия – в Европе и Япония – в Азии), Значительная часть историков полагает, что накануне Второй мировой войны существовали три политические системы: буржуазно-демократическая, социалистическая и фашистско-милитаристская. Взаимодействие этих систем, расклад сил между ними могли обеспечить мир или сорвать его. Возможный блок буржуазно-демократической и социалистической систем был реальной альтернативой Второй мировой войне. Однако мирного альянса не получилось. Буржуазно-демократические страны не пошли на создание блока до начала войны, ибо их руководство продолжало рассматривать советский тоталитаризм как наибольшую угрозу основам цивилизации (результат революционных изменений в СССР, включая и 30-е годы), чем его фашистский антипод, открыто провозгласивший крестовый поход против коммунизма. Попытка СССР создать систему коллективной безопасности в Европе закончилась подписанием договоров с Францией и Чехословакией (1935). Но и эти договоры не были приведены в действие в период оккупации Германией Чехословакии в силу противодействующей им «политики умиротворения», проводившейся в те время большинством европейских стран в отношении Германии.
Германия же в октябре 1936 г. оформила военно-политический союз с Италией («Ось Берлин – Рим»), а через месяи между Японией и Германией был подписан Антикоминтерновский пакт, к которому через год (6 ноября 1937 г.) присоединилась Италия. Создание реваншистского альянса заставило активизироваться страны буржуазно-демократического лагеря. Однако лишь в марте 1939 г. Англия и Франция приступили к переговорам с СССР о совместных действиях против Германии. Но соглашение так и не было подписано. Несмотря на полярность трактовок причин несостоявшегося союза антифашистских государств, одни из которых перекладывают вину за необуздание агрессора на капиталистические страны, другие относят на счет политики руководства СССР и т. д., очевидно одно – умелое использование фашистскими политиками противоречий между антифашистскими странами, что и привело к тяжким для всего мира последствиям.
Еще по теме Международные отношения накануне Второй Мировой войны:
- Готский вопрос в Германии накануне и в годы Второй мировой ВОЙНЫ’
- Глава 1. Американо-германские отношения от Мюнхена до начала Второй мировой войны
- § 3. Великобритания накануне и в годывторой мировой войны
Драматические изменения происходили и во внешней политике СССР. В середине 30-х годов осознав опасность фашизма, советские лидеры попытались наладить отношения с западными демократическими державами и создать систему коллективной безопасности в Европе. В 1934 году к советскому правительству обратились с приглашением о вступлении в Лигу Наций представители 30 государств. Советское правительство отвечает согласием, и представитель СССР был включен в Лигу Наций в качестве ее постоянного члена. Советское руководство понимало, что вступление в Лигу Наций поможет СССР наладить дипломатические отношения с другими державами. В 1935 году были заключены договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Однако военная конвенция с Францией так и не была подписана, а после Мюнхенского соглашения СССР вообще оказался в политической изоляции. Более того, СССР оказался перед угрозой войны с Японией, летом 1938г. Японские войска вторглись на советский Дальний Восток в районе озера Хасан.
Германия еще в 1933 году выходит из Лиги Наций, а в 1935 году разорвав свои обязательства по Версальскому договору, ввела всеобщую воинскую обязанность и возвратила Саарскую область. В 1936 году в нарушение Версальского договора и Локарнского пакта германские войска вступили в демилитаризованную Рейнскую область. В 1938 году был произведен аншлюс Австрии. Гитлеровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности, опираясь на договор 1935г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиацию и танки. Однако правительство Э. Бенеша от нее отказалось и выполнило требование А. Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в основном немцами. После Мюнхенского соглашения, в 1939 г. Германия оккупировала всю Чехословакию, отторгла Мемельскую область от Литвы. Захваченным в Чехословакии оружием Гитлер мог вооружить до 40 своих дивизий, а заводы «Шкода» выпускали столько же вооружений, сколько вся Великобритания. Соотношение сил в Европе стремительно менялось.
В ответ Англия и Франция вынуждены были форсировать свои военные программы, договориться о взаимопомощи и предоставить гарантии некоторым европейским странам против возможной агрессии. Однако значительная часть правящих элит Англии и Франции даже после оккупации Чехословакии все еще ожидала германо-советского конфликта.
10 марта 1939г. на XVIII съезде ВКП(б) Сталин, подвергнув жесткой критике политику Англии и Франции, неожиданно заявил, что именно эти державы являются главными поджигателями войны. Тем не менее, стремясь воспользоваться начавшимся «прозрением» общественного мнения на Западе в отношении фашисткой угрозы и одновременно оказать давление на Германию, Советский Союз добивался создания коллективной системы безопасности. Советское правительство предложило Англии и Франции заключить Тройственный пакт о взаимопомощи в случае агрессии. В Москве с 15 июня по 2 августа 1939г. было проведено 12 заседаний представителей СССР, Франции и Великобритании. Правда, представители западных делегаций не могли самостоятельно принимать решения, так как не были наделены соответствующими полномочиями и не имели кого-либо плана по организации военного сотрудничества. Выявилось нежелание западных представителей брать на себя определенные обязательства, а так же крайняя «скромность» предложений англичан: если СССР был готов выставить против агрессора 136 дивизий, то Великобритания - только 6. К тому же Польша отказалась пропустить через свою территорию советские войска и совместные действия против Германии оказались крайне затруднены. В этих условиях СССР в наибольшей степени оказался заинтересованным в том, чтобы достичь каких-либо соглашений и тем самым обеспечить свою безопасность. 3 мая 1939г. нарком иностранных дел М. М. Литвинов - сторонник союза с западными демократиями и еврей по национальности - был заменен В. М. Молотовым. 30 мая германское руководство дало понять, что готово к улучшению отношений с СССР. 23 мая Гитлер окончательно утвердил план вооруженной борьбы с Францией и Англией на западном фронте, поэтому был заинтересован во временном союзе с СССР. Причем в отличие от лидеров Англии и Франции он готов был идти на реальные уступки. Решение о начале переговоров с Германией и об улучшении отношений с ней Сталин принял в конце июля. Однако он не отказался еще и от контактов с западными демократиями. Донесения разведки о развертывании немецких войск против Польши, которое должно быть завершено между 15 и 20 августа, еще более активизировал советскую дипломатию.
Убедившись в провале переговоров с Англией и Францией, Москва пошла навстречу настойчивым предложениям Германии о форсировании заключения советско-германских отношений. Решительность и сила фюрера, представлявшая столь яркий контраст с соглашательской политикой западных держав, явилась в глазах Сталина важнейшим аргументом в пользу союза с Германией. К тому же благодаря усилиям советской разведки Сталин уже с марта 1939г. знал о планах фашистской Германии напасть на Польшу и развернуть войну с Францией и Англией. В ночь на 20 августа в Берлине было пописано торгово-кредитное соглашение. 21 августа глава советской делегации К. Е. Ворошилов прервал переговоры с французскими и английскими военными миссиями на неопределенный срок. В тот же день было дано согласие на приезд в Москву министра иностранных дел Германии Риббентропа для подписания пакта о не нападении.
23 августа 1939г. после трехчасовых переговоров в Москве был подписан так называемый пакт Риббентропа - Молотова. К договору о ненападении прилагался секретный дополнительный протокол, который предусматривал «разграничение сфер обоюдных интересов в Восточной Европе». К сфере влияния были отнесены Финляндия, Латвия, Эстония, Бессарабия и Восточная Польша.
Соглашение с Гитлером позволяло оттянуть вступление СССР в войну. Более того, оно давало возможность не только сохранить в неприкосновенности советские границы, но и существенно их расширить. Последнее было важно не только стремлением вернуть территории, принадлежавшие Российской империи, но и из-за идеологических соображений. К тому времени Сталин понял, что в силу спада революционного движения на Западе стратегическая цель коммунистов - расширение сферы социализма может быть достигнута не в результате внутренних процессов в европейских странах, а лишь благодаря военно-политической мощи СССР. Таким образом, договор с Германией сулил, казалось, двойную выгоду, перекрывавшую идеологические неудобства и рискованность соглашения с фашистским агрессором.
Оценка пакта 23 августа 1939г. и в целом начатого им сближения Советского Союза и фашистской Германии служит предметом острых дискуссий. Сторонники пакта основываются главным образом на опасности возникновения единого антисоветского фронта, или по меньшей мере на угрозе войны на два фронта. Против Германии на Западе и на Востоке против Японии.
Однако доводы эти малоубедительны. В 1939г. Германия в любом случае не могла начать войну против СССР, поскольку не имела общих границ, на которых можно было развернуть войска и произвести нападение. Более того, она была совершенно не готова к «большой» войне. Разгром японских войск на реке Халхин-Гол, о котором Сталин узнал накануне подписания пакта, заставил и восточного соседа быть более осторожным. Таким образом, от войны на два фронта СССР был практически застрахован. Возможность создания единого антисоветского фронта была маловероятна, такого не получилось даже в 1917 - 1920гг.
Выигрыш во времени, 22 месяца от начала Второй мировой войны до начала Великой Отечественной войны, фашистская Германия смогла использовать несравненно более эффективно, чем руководство СССР, чье внимание было приковано не столько к работе по укреплению обороноспособности, сколько к осуществлению внешнеполитической экспансии и кровопролитной войне с маленькой Финляндией. За отдельными исключениями вошедшие в состав территории так и не были освоены в военном отношении, и подавляющая их часть была потеряна уже в первые дни войны.
В то же время возможности продолжения переговоров с Францией и Англией не были еще исчерпаны. 21 августа французский представитель генерал Ж. Думенк получил полномочия подписать военную конвенцию с Россией. Не подписав пакта с Германией, СССР не только бы сохранил свой престиж в мире, но и застраховал бы себя от фактора внезапного нападения. Кроме того, у Гитлера была бы ограничена свобода рук в Европе. Конечно, это не принесло бы немедленных выгод СССР. Слишком сильны были «мюнхенские настроения в руководстве Англии и Франции. И сталинский режим, который только недавно завершил истребление цвета командного состава своей армии и стремился всеми силами хотя бы ненамного оттянуть начало войны и одновременно расширить сферу своего господства, избрал другой логичный для себя шаг - сближение с фашистской Германией, получившей реально более значительные выгоды. Расплата последовала не сразу.
Внешняя политика СССР накануне IIмировой войны.
1. Международная обстановка накануне второй мировой войны.
2. Международные отношения СССР с Англией, США и Францией.
3. Советско-германские отношения.
4. Развитие отношений СССР с малыми государствами.
5. Оценка внешней политики СССР 30 - 40 г.г.
6. Список литературы.
Международная обстановка накануне второй мировой войны.
За период между концом первой и началом второй мировой войны в расстановке сил в мировом сообществе произошли качественные изменения: возникновение первого социалистического государства, обострение противоречий между мировыми метрополиями и колониями, восстановление и новый быстрый экономический подъем побежденного в первой мировой войне и неудовлетворенного своим положением в мире государства - Германии. Следствием этих изменений на международной арене явилось перемена характера приближающегося конфликта. Из спора между империалистическими державами за передел мира, какой, по мнению В.И. Ленина, была первая мировая, приближающаяся война должна была превратиться в арену противодействия и сталкивания интересов как империалистических государств между собой, так и всего блока с государством иной социально-экономической формации - Советским Союзом. Именно это обстоятельство, на мой взгляд, определило политику ведущих капиталистических государств и СССР накануне второй мировой войны.
2 Международные отношения СССР с Англией, США и Францией .
В конце 30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению к СССР открыто враждебную позицию. Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в войну с Германией, политика англо-французского блока и поддерживавших его соединенных штатов Америки носила резко антисоветский характер. Это проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в различных происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной помощи реакционным правительством Финляндии и прибалтийских стран, в исключении СССР из Лиги наций за финскую войну и во многих других антисоветских действиях.
1 сентября 1939 г. Германия приступила к войне против Польши, которая и дала начало Второй мировой войне. В международных отношениях образовался сложный узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция, США) – СССР – страны фашистского блока(Германия, Италия, Япония).
Немалая доля ответственности предвоенного политического кризиса ложится на правящие круги Англии и Франции. Та осторожность, а то и просто недоверие к внешнеполитическому курсу СССР, которые демонстрировали правительства Великобритании, Франции, США и других стран, вызывались многими причинами. Но одна из них, несомненно, была вызвана внутриполитическим положением СССР. В правящих кругах запада чувствовался страх перед непредсказуемыми решениями советского руководства во внешней политике и перед террористическим режимом, установленным Сталиным внутри страны. Трудно уйти от вывода, что именно в этот сложный момент советских руководителей покинуло также чувство реализма и выдержки. Видимо, к данной позиции Сталина и его окружения вполне применимы слова А.Н.Яковлева: «Оправдывать собственные падения грехами других – путем не к честному самопознанию и обновлению, а к историческому беспамятству».
Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор – не последний внешнеполитический шаг западных держав. Оно было осведомлено о глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии и Франции сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский Союз не был готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма.
Делая в реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на военную силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим средствам. На внешнеполитический аппарат фашистского рейха была возложена задача предотвращения возможности объединения против германской агрессии СССР, Франции и Великобритании. Пользуясь реакционными настроениями британских правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том, что Германия желает жить с Великобританией в мире и дружбе и думает лишь о борьбе против Советского Союза. У значительной части британских правящих кругов эти заверения нацистского руководства вызывали доверие и находили поддержку. Они были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен верил, что сможет договориться с Гитлером о разделе сфер влияния, и германская агрессия будет направлена против СССР.
Однако Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи германской дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей возможной решительностью «сколачивать союз против Англии».
Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся создать видимость «невмешательства» в европейские дела, фактически придерживалось политики попустительства агрессивным намерениям Германии. Правящие круги в США рассчитывали на то, что США лишь выиграют от столкновения других стран, а агрессивный курс Германии и ее союзников поможет сдерживанию коммунизма в Европе и Азии.
В условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г. предложил Англии и Франции начать переговоры о взаимных обязательствах оказывать друг другу необходимую помощь, в том числе и военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств. Под давлением общественного мнения Англия и Франция вынуждены были пойти на переговоры. Однако переговоры зашли в тупик.
Летом 1939 г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции.
С приходом к власти в Англии кабинета Черчеля и особенно после разгрома Франции Германией положение стало мало-помалу улучшаться. Постепенно укрепилось убеждение, что антисоветский курс равносилен расколу потенциальных антигитлеровских сил и лишь помогает Гитлеру изолировать своих противников друг от друга. Уже в мае 1940 г. английское правительство решило послать в Москву своего “специального и чрезвычайного уполномоченного” Стаффорда Клиппса для переговоров о торговле, которые правительство Чемберлена завело в тупик.
Несколько изменился и характер американо-советских отношений. Правительство США шло на это медленно и непоследовательно. Тем не менее отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки постепенно улучшались. В январе 1941 г. государственный департамент США уведомил советского посла в Вашингтоне, что «политика, изложенная в заявлении, переданном президентом представителям печати 2 декабря 1939 г., которую обычно называют “ моральным эмбарго”, больше не будет применяться к Советскому Союзу». Тем самым правительство Рузвельта отказалось от антисоветского мероприятия, введенного во время советско-финляндского конфликта.
Тема 15. Вторая мировая война и послевоенное устройство мира
1.
Международные отношения накануне Второй мировой войны. Причины неустойчивости системы международных отношений. Влияние мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. на усиление соперничества ведущих держав. Угроза мировой стабильности со стороны фашистских государств. Внешнеполитическая программа нацистской партии Германии. Причины Второй мировой войны. Начало Второй мировой войны.
2. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны
Политика создания системы коллективной безопасности. Пакт Молотова-Риббентропа и секретные протоколы о разграничении сфер влияния. Нападение Германии на Польшу. Ввод советских войск в Западную Украину и Белоруссию. Война с Финляндией.
Основные этапы Великой Отечественной войны. План «Барбаросса». Неудачи Красной Армии в начальный период войны и их причины. Перестройка жизни страны на военный лад. Оборонительные бои летом и осенью 1941 г. Разгром фашистских войск под Москвой – решающее военно-политическое событие первого года войны. Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад». Оборона Сталинграда. Сражения на Кавказе. Коренной перелом в ходе войны и ее победоносное завершение. Всемирно историческое значение и уроки Великой Отечественной войны.
3. Международные отношения после Второй мировой войны. Холодная война: противостояние социалистической и капиталистической систем
Итоги Второй мировой войны. Нюрнбергский трибунал. Создание ООН, ее состав, структура и функции. Причины холодной войны. Фултонская речь У. Черчилля. «Железный занавес». «Доктрина Трумэна». План Маршалла. Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки – начало ядерной эпохи. Создание враждебных военно-политических блоков НАТО и ОВД. Гонка вооружений.
1. Вторая мировая война как проявление кризиса современной цивилизации
Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
Фашизм явился отражением и результатом развития главных противоречий западной цивилизации. Его идеология вобрала в себя (доведя до гротеска) идеи расизма и социального равенства, технократические и этатистские концепции. Эклектическое переплетение различных идей и теорий вылилось в форму доступной популистской доктрины и демагогической политики. Национал-социалистская рабочая партия Германии выросла из «Свободного рабочего комитета за достижение доброго мира» – кружка, основанного в 1915 г. рабочим Антоном Дрекслером. В начале 1919 г. в Германии создаются другие организации национал-социалистского толка. В ноябре 1921 г. создается фашистская партия в Италии, насчитывающая 300 тысяч членов, из них 40% рабочих. Признавая эту политическую силу, король Италии поручил в 1922 г. лидеру этой партии Бенито Муссолини
По тому же сценарию и в Германии фашисты приходят к власти в 1933 г. Руководитель партии Адольф Гитлер (1889-1945) получает должность рейхсканцлера из рук президента Германии Пауля фон Гинденбурга (1847-1934).
С первых шагов фашисты зарекомендовали себя непримиримыми антикоммунистами, антисемитами, хорошими организаторами, способными охватить все слои населения, и реваншистами. Их деятельность едва ли могла быть столь стремительно успешной без поддержки реваншистских монополистических кругов своих стран. Наличие прямых их связей с фашистами не вызывает сомнения хотя бы потому, что рядом на скамье подсудимых в Нюрнберге в 1945 г. оказались главари преступного режима и крупнейшие, хозяйственные магнаты фашистской Германии (Г.Шахт, Г.Крупп). Можно утверждать, что финансовые средства монополий способствовали фашизации стран, укреплению фашизма, призванного не только уничтожить коммунистический режим в СССР (антикоммунистическая идея), неполноценные народы (идея расизма), но и перекроить карту мира, уничтожив Версальскую систему послевоенного устройства (реваншистская идея).
Феномен фашизации ряда европейских стран еще более отчетливо продемонстрировал критическое состояние всей западной цивилизации. По существу это политическое и идейное течение представляло альтернативу ее основам путем сворачивания демократии, рыночных отношений и замены их политикой этатизма, строительства общества социального равенства для избранных народов, культивирования коллективистских форм жизни, антигуманного отношения к неарийцам и т. п. Правда, фашизм не предполагал полное уничтожение Западной цивилизации. Может быть, это в известной мере объясняет относительно лояльное в течение длительного времени отношение правящих кругов демократических стран к этому грозному феномену. Кроме того, фашизм можно отнести к одной из разновидностей тоталитаризма. Западные политологи предложили определение тоталитаризма на основе нескольких критериев, получивших признание и дальнейшее развитие в политологии. Тоталитаризм характеризуется: 1) наличием официальной идеологии, охватывающей наиболее жизненно важные сферы жизни человека и общества и поддерживаемой подавляющим большинством граждан. Эта идеология основана на неприятии существовавшего доселе порядка и преследует задачу сплочения общества для создания нового уклада, не исключая применения насильственных методов; 2) господством массовой партии, построенной на строго иерархическом принципе управления, как правило, с вождем во главе. Партии – выполняющей функции контроля за бюрократическим государственным аппаратом или растворяющейся в нем; 3) наличием развитой системы полицейского контроля, пронизывающего все общественные стороны жизни страны; 4) практически полным контролем партии над средствами массовой информации; 5) полным контролем партии над силовыми структурами, прежде всего армией; 6) руководством центральной власти хозяйственной жизнью страны.
Подобная характеристика тоталитаризма применима как к режиму, сложившемуся в Германии, Италии и других фашистских странах, так и во многом к сталинскому режиму, сложившемуся в 30-е годы в СССР. Не исключено и то, что подобная схожесть различных обличий тоталитаризма затрудняла осознание опасности, исходящей от этого чудовищного явления, политиками, находившимися во главе демократических стран в тот драматический период новейшей истории.
Уже в 1935 г. Германия отказалась от выполнения военных статей Версальского договора, за которым последовала оккупация Рейнской демилитаризованной зоны, выход из Лиги Наций, помощь Италии в оккупации Эфиопии (1935-1936), интервенция в Испании (1936-1939), аншлюсс (или присоединение) Австрии (1938), расчленение Чехословакии (1938-1939) в соответствии с Мюнхенским соглашением и т. п. Наконец в апреле 1939 г. Германия в одностороннем порядке расторгает англо-германское морское соглашение и договор о ненападении с Польшей, так возник casus belli (повод к войне).
Вторая мировая война
Внешняя политика стран перед войной. Окончательно Версальская система пала перед началом Второй мировой войны, к которой Германия достаточно основательно была готова. Так, с 1934 по 1939 г. военное производство в стране увеличилось в 22 раза, численность войск – в 35 раз, Германия вышла на второе место в мире по объему промышленного производства и т. д.
В настоящее время у исследователей нет единого взгляда на геополитическое состояние мира накануне Второй мировой войны. Часть историков (марксистов) продолжает настаивать на двухполисной характеристике. По их мнению, в мире имелись две социально-политические системы (социализм и капитализм), а в рамках капиталистической системы мировых отношений – два очага будущей войны (Германия – в Европе и Япония – в Азии), Значительная часть историков полагает, что накануне Второй мировой войны существовали три политические системы: буржуазно-демократическая, социалистическая и фашистско-милитаристская. Взаимодействие этих систем, расклад сил между ними могли обеспечить мир или сорвать его. Возможный блок буржуазно-демократической и социалистической систем был реальной альтернативой Второй мировой войне. Однако мирного альянса не получилось. Буржуазно-демократические страны не пошли на создание блока до начала войны, ибо их руководство продолжало рассматривать советский тоталитаризм как наибольшую угрозу основам цивилизации (результат революционных изменений в СССР, включая и 30-е годы), чем его фашистский антипод, открыто провозгласивший крестовый поход против коммунизма. Попытка СССР создать систему коллективной безопасности в Европе закончилась подписанием договоров с Францией и Чехословакией (1935). Но и эти договоры не были приведены в действие в период оккупации Германией Чехословакии в силу противодействующей им «политики умиротворения», проводившейся в те время большинством европейских стран в отношении Германии.
Германия же в октябре 1936 г. оформила военно-политический союз с Италией («Ось Берлин – Рим»), а через месяи между Японией и Германией был подписан Антикоминтерновский пакт, к которому через год (6 ноября 1937 г.) присоединилась Италия. Создание реваншистского альянса заставило активизироваться страны буржуазно-демократического лагеря. Однако лишь в марте 1939 г. Англия и Франция приступили к переговорам с СССР о совместных действиях против Германии. Но соглашение так и не было подписано. Несмотря на полярность трактовок причин несостоявшегося союза антифашистских государств, одни из которых перекладывают вину за необуздание агрессора на капиталистические страны, другие относят на счет политики руководства СССР и т. д., очевидно одно – умелое использование фашистскими политиками противоречий между антифашистскими странами, что и привело к тяжким для всего мира последствиям.
Начало Второймировой войны. Непосредственным предлогом к нападению на Польшу явилась достаточно откровенная провокация Германии на их совместной границе (г. Гливиц), после чего 1 сентября 1939 г. 57 немецких дивизий (1,5 млн. человек), около 2500 танков, 2000 самолетов вторглись на территорию Польши. Началась Вторая мировая война.
Англия и Франция объявили войну Германии уже 3 сентября, не оказав, впрочем, реальной помощи Польше. С 3 по 10 сентября в войну против Германии вступили Австралия, Новая Зеландия, Индия, Канада; США объявили о нейтралитете, Япония заявила о невмешательстве в Европейскую войну.
Первый этап войны. Таким образом, Вторая мировая начачалась как война между буржуазно-демократическим и фашистско-милитаристским блоками. Первый этап войны датируется 1 сентября 1939 г. – 21 июня 1941 г., в начале которого немецкая армия до 17 сентября оккупировала часть Польши, выйдя на линию (города Львов, Владимир-Волынский, Брест-Литовск), обозначенную одним из упоминавшихся тайных протоколов пакта Молотова – Риббентропа.
До 10 мая 1940 г. Англия и Франция не вели практически военных действий с противником, поэтому этот период получил название «странная война». Пассивностью союзников воспользовалась Германия, расширяя агрессию, оккупировав в апреле 1940 г. Данию и Норвегию и перейдя в наступление от берегов Северного моря до «линии Мажино» 10 мая того же года. В течение мая капитулировали правительства Люксембурга, Бельгии, Голландии. А уже 22 июня 1940 г. Франция была вынуждена подписать перемирие с Германией в Компьене. В результате фактической капитуляции Франции было создано на ее юге коллаборационистское государство во главе с маршалом А. Петеном (1856-1951) и административным центром в г. Виши (так называемый «вишистс-кий режим»). Францию сопротивляющуюся возглавил генерал Шарль де Голль (1890-1970).
10 мая произошли изменения и в руководстве Великобритании, главой Военного кабинета страны был назначен Уинстон Черчилль (1874-1965), чьи антигерманские, антифашистские и, конечно, антисоветские настроения были хорошо известны. Период «странной воины» закончился.
С августа 1940 г. по май 1941 г. немецкое командование организовало систематические авиационные налеты на города Англии, пытаясь заставить ее руководство выйти из войны. В результате за это время на Англию было сброшено около 190 тысяч фугасных и зажигательных бомб, а к июню 1941 г. на море была потоплена треть тоннажа ее торгового флота. Усилила натиск Германия и на страны Юго-Восточной Европы. Присоединение к Берлинскому пакту (соглашению Германии, Италии и Японии от 27 сентября 1940 г.) болгарского профашистского правительства обеспечило успех агрессии против Греции и Югославии в апреле 1941 г.
Италия в 1940 г. развивала военные действия в Африке, наступая на колониальные владения Англии и Франции (Восточная Африка, Судан, Сомали, Египет, Ливия, Алжир, Тунис). Однако в декабре 1940 г. англичане принудили итальянские войска к капитуляции. Германия поспешила на помощь союзнику.
Политика СССР на первом этапе войны не получила единой оценки. Значительная часть российских и иностранных исследователей склонна трактовать ее как пособническую в отношении Германии, на что дают основание соглашение СССР и Германии в рамках пакта Молотова – Риббентропа, а также достаточно тесное военно-политическое, торговое сотрудничество двух стран вплоть до начала агрессии Германии против СССР. На наш взгляд, в такой оценке превалирует в большей степени стратегический подход на общеевропейском, глобальном уровне. В то же время точка зрения, обращающая внимание на выгоды, полученные СССР от сотрудничества с Германией на первом этапе Второй мировой войны, несколько корректирует эту однозначную оценку, позволяя говорить об известном укреплении СССР в рамках выигранного им времени для подготовки к отражению неминуемой агрессии, что в конечном счете обеспечило последующую Великую победу над фашизмом всего антифашистского лагеря.
Масштабы войны и ее причины. Вторая мировая война стала самым крупным военным конфликтом в истории человечества. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, охватили огромные пространства четырех океанов и прилегающих к ним морей. В орбиту войны оказались втянутыми 61 государство с населением 1 млрд 700 млн человек, то есть 4/5 населения земного шара. Под ружье было поставлено 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась шесть лет, сопровождаясь гибелью массы людей и многочисленными разрушениями.
По своим глубинным истокам вторую мировую войну следует рассматривать как всплеск глобального кризиса системы международных отношений первой половины XX века. Результаты первой мировой войны, воплощенные в Версальско-Вашингтонской системе (1919-1922 гг.), а также победа большевиков в России не позволили восстановить стабильное равновесие сил на международной арене. Мир раскололся на социалистический и капиталистический лагеря, а последний - на торжествующие державы-победительницы и униженные проигравшие страны. При этом две крупнейшие и быстро восстанавливавшиеся экономические державы: СССР и Германия - были поставлены как бы вне системы цивилизованных государств, в положение международных «париев». Сформировавшиеся в них тоталитарные режимы объединяло неприятие общечеловеческих ценностей, «буржуазных демократий» и Версальско-Вашингтонской системы, стремление к социальному (и национальному - в Германий) мессианству. «Генетически» их объединяло и то, что глобальный кризис сферы международных отношений явился важной предпосылкой победы большевистского и фашистского режимов, а во многом - и условием их существования.
Разница между ними состояла, в частности, в том, что победе большевиков непосредственно способствовала первая мировая война, а фашистов - ее результаты и рост влияния коммунистов. Формирование тоталитарного режима в Германии заняло лишь три года по сравнению с двумя десятилетиями в Советском Союзе. Быстро решив свои внутриполитические проблемы, нацисты сделали ставку на внешнюю экспансию. Средством реализации их идеологической доктрины, базировавшейся на тезисе о расовом превосходстве «арийцев» над другими народами, а также способом решения внутренних социально-экономических проблем А. Гитлер открыто провозглашал войну. Уже в 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций, в 1935 г. - ввела всеобщую воинскую повинность и разорвала свои обязательства по Версальскому договору, возвратила (через плебисцит) Саарскую область. В 1936 г. германские войска вступили в демилитаризованную Рейнскую область, в 1938 г. был произведен аншлюс Австрии. Фашистская Италия в 1935-1936 гг. захватила Эфиопию, а в 1936-1939 гг. осуществила вооруженное вмешательство совместно с Германией в гражданскую войну в Испании, где им впервые противостояли не только леводемократическая мировая общественность, но и СССР.
Обострилась обстановка и в Азии. В 1931-1932 гг. Япония аннексировала Маньчжурию, а в 1937 г. начала масштабную войну против Китая и захватила Пекин, Шанхай и другие важнейшие центры страны. Таким образом, в межвоенный период произошло до 70 региональных войн и локальных вооруженных конфликтов.
Росту международной нестабильности способствовала слабость сил, заинтересованных в сохранении Версальско-Вашингтонской системы. Традиционный русско-французский союз, сдерживавший Германию, исчез после 1917 г., изоляционистские настроения возобладали в США. Версальская система опиралась главным образом лишь на Францию и Англию. Однако стремление этих стран сохранить статус-кво в Европе сводилось на нет как существовавшими между ними противоречиями, так и не готовностью их правящих элит к активным действиям по пресечению агрессоров. Пассивно-выжидательная позиция Англии и Франции объяснялась не только относительной нестабильностью их внутреннего положения, но, прежде всего, стремлением использовать Германию против большевистской угрозы. Именно поэтому они проводили политику «умиротворения», фактически поощрявшую агрессивные действия Гитлера. Апогеем данной политики явились Мюнхенские соглашения (сентябрь 1938 г.), которые санкционировали передачу Германии важнейшей в промышленном и военном отношении Судетской области, оставив тем самым Чехословакию практически беззащитной.
Мюнхен явился крупнейшим стратегическим просчетом западной демократии, открывшим дорогу вооруженной экспансии фашизма и приблизившим начало «большой войны» в Европе. В марте 1939 г. немецкие войска оккупировали Чехию и Моравию (в Словакии было создано марионеточное государство), а затем литовский порт Клайпеду (Ме-мель). В апреле Италия захватила Албанию. В Испании гражданская война закончилась победой фашистского режима Франко. Быстро росла и укреплялась немецкая армия. Захваченным в Чехословакии оружием Гитлер мог вооружить до 40 своих дивизий, а заводы «Шкода» выпускали столько же вооружения, сколько вся Великобритания. Соотношение сил в Европе стремительно изменялось.
В ответ Англия и Франция вынуждены были форсировать свои военные программы, договориться о взаимопомощи и предоставить гарантии некоторым европейским странам против возможной агрессии. В воздухе запахло войной, но значительная часть правящих элит Англии и Франции все еще не теряла надежды направить устремления Гитлера на Восток и после оккупации Чехословакии ожидала германо-советского конфликта.
Между тем, Германия еще не была готова к большой войне с СССР, и Гитлер избрал западный вариант. Нацистская стратегия экспансии предусматривала, что после оккупации Чехословакии до осени 1939 г. будет захвачена Польша, в 1940-1941 гг. настанет очередь Франции, а затем и Англии. Конечной целью провозглашалось «объединение» Европы и установление фашистского господства на Американском континенте. Поскольку свои собственные захватниче-ские планы имели также фашистская Италия и милитаристская Япония, между двумя этими странами и Германией сложился союз агрессоров. Еще в октябре 1936 г. был подписан итало-германский протокол о сотрудничестве, получивший название «ось Берлин-Рим». В ноябре того же года Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт». Через год к нему присоединилась Италия. Возникла «ось Берлин - Рим - Токио». Агрессивный блок был создан с целью подготовки и развязывания войны за передел мира.
Ответственность за близорукую политику «умиротворения» несли прежде всего правительства Англии и Франции. Но не только они. Сказалась и общая недооценка фашист-ской угрозы (2 января 1939 г. американский журнал «Тайме» объявил Гитлера «человеком года»), и не безосновательная (в перспективе) боязнь коммунис*ичес-кой экспансии, и, наконец, известный «национальный эгоизм» ведущих европейских народов. Проведенный в октябре 1938 г. во Франции опрос общественного мнения показал, что 57% опрошенных одобряли Мюнхенские соглашения, и лишь 37% выступали против них.
Драматические перемены произошли и во внешней политике СССР. Весной 1939 г. советское руководство произвело резкое изменение своей внешнеполитической стратегии, избрав курс на сближение с Берлином. 23 августа после трехчасовых переговоров в Москве был подписан так называемый «пакт Риббентропа-Молотова». К договору о ненападении прилагался секретный протокол, предусматривавший «разграничение сфер обоюдных интересов в Восточной Европе».
Эти документы кардинально изменили не только советскую внешнюю политику, но и ситуацию в Европе в целом. Теперь сталинское руководство превратилось в союзника Германии по разделу Европы. Тем самым было устранено последнее препятствие для начала новой глобальной войны за передел мира.
Характер боевых действий. Вторая мировая война отличалась от первой самим характером боевых операций. Если первая была по преимуществу позиционной войной, в которой оборона была сильней атаки, то во время второй применение танков, авиации, моторизация армий и усиление их огневой мощи позволили пробивать оборону противника. Война стала более маневренной, а боевые действия более динамичными, вырос их географический размах.
Для стран - фашистских государств, вставших на путь агрессии, вторая мировая война была захватнической. Экспансионистская политика этих стран приводила к ликвидации на оккупированных территориях демократических порядков, возникновению расового и национального угнетения. Поэтому все те народы, которые вели борьбу с агрессорами, вели войну справедливую, освободительную, вне зависимости от того, какими были мотивы этой борьбы для каждого из ее участников. При этом нужно иметь в виду, что среди стран антигитлеровской коалиции оказалось и тоталитарное государство - СССР. Для советского народа антифашистская война не стала движением к демократии, скорее наоборот, война способствовала укреплению тоталитаризма. Но это нисколько не умаляет той роли, которую народы СССР сыграли в войне, не уменьшает их вклад в разгром фашизма.
Периодизация войны. Хронологически вторую мировую войну можно разделить на три больших периода. Первый период продолжался с 1 сентября 1939 г. до июня 1942 г. Для него характерен расширяющийся масштаб войны при сохранении превосходства сил агрессоров. Второй период длился с июня 1942 г. по январь 1944 г. - это время перелома в ходе войны, в рамках которого инициатива и превосходство в силах постепенно оказались в руках антигитлеровской коалиции. Третий - с января 1944 г. до 2 сентября 1945 г. - заключительный этап войны, в течение которого закрепилось превосходство стран антигитлеровской коалиции, их армиям удалось разгромить противника, а кризис режимов государств - агрессоров перерос в их крах.
В исторической литературе существует точка зрения, согласно которой война для Советского Союза началась задолго до нападения Германии. Ее сторонники полагают, что аннексия Прибалтики, захватническая война с Финляндией, присоединение Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии можно также обозначить как эпизоды второй мировой войны, а значит это было прямое участие СССР в мировом конфликте. Данные исследователи ставят вопрос о правомерности периодизации событий 1939 - 1945 гг. на «вторую мировую» «Великую Отечественную войну». По их мнению, все, что делало советское руководство в 1939 - 1945 гг. - это вынашивание и реализация агрессивных планов «исторического» реванша, именуемого в соответствии с тогдашней идеологией «расширением» социализма. Только после 22 июня 1941 г. характер войны для Советского Союза изменился, - она стала народной, освободительной. Несмотря на это, участие СССР во второй мировой войне продолжилось. По ее итогам советской политической элите действительно удалось расширить сферу своего влияния, распространив его на некоторые районы Центральной и Восточной Европы.
МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 ГГ. ПРИХОД ГИТЛЕРА К ВЛАСТИ И НАЧАЛО ФАШИСТСКОЙ АГРЕССИИ
Одна из существенных особенностей функционирования рыночной экономики - циклическая повторяемость экономических явлений. Речь идет в данном случае о циклических кризисах, сопровождавших историю капитализма с начала XIX в. вплоть до настоящего времени. Сегодня ученые-экономисты располагают достаточным массивом материала, чтобы ответить на вопрос о природе этого грозного явления и что представляется наиболее существенным - выработать рекомендации по его предотвращению.
Формирование государственно-монополистическогокапитализма
Бурное развитие производства под воздействием НТР рубежа XIX-XX вв. усилило процесс его концентрации и централизации, процесс образования монополистических объединений. Сращивание промышленного и банковского капитала привело к образованию крупнейших финансовых групп, занявших ключевые позиции в основных отраслях хозяйственной жизни. Всемогущие корпорации не замедлили вмешаться во внутреннюю и внешнюю политику своих государств, поставив ее под свой контроль. Начался процесс складывания государственно-монополистического капитализма, приобретший особый размах в период Первой и Второй мировых войн.
Монополии как мощнейшие субъекты хозяйства в погоне за прибылью все более активно влияли на сферу ценообразования. Это приводило не только к возникновению серьезных диспропорций в рамках национального хозяйства отдельных стран, но и усиливало международные экономические противоречия. Таким образом экономические кризисы XX в. связаны главным образом не с гипотетическими сбоями в сфере товарного, денежного обращения, а с корыстной политикой монополий. Именно это и определило особенности протекания кризисов, их цикличность, масштабы, глубину, протяженность и последствия. Так, в первой половине XX в. кризисы становятся более частым явлением по сравнению с предыдущим периодом, в то время как стадии оживления и роста - менее продолжительными. До Первой мировой войны были отмечены два значительных кризиса: уже упоминавшийся кризис 1900-1901 гг., кризис 1907 г., а также предкризисное состояние 1913-1914 гг. В межвоенный период имели место три крупных кризиса общего перепроизводства: 1920-1921 гг., 1929-1933 гг., 1937-1938 гг. При этом на стадиях экономических подъемов в 20-30-е гг. в большинстве стран сохранялись безработица и инфляция, приобретшие постоянный, хронический характер, чего не наблюдалось ранее.
Экономический кризис 1929-1933 гг. наиболее затяжным, глубоким и всеохватывающим стал кризис 1929-
1933гг., от которого наиболее пострадали США и Германия. Так, промышленное производство в США сократилось за эти годы на 46,2%, в Германии - на 40,2%, во Франции - на 30,9%, в Англии - на 16,2%. Кризис захватил все страны мира, причем показатели падения производства в менее развитых странах зачастую были более глубокими, чем у четверки экономических лидеров. Например, индекс промышленного производства в Чехословакии снизился на 40%, в Польше - на 45%, в Югославии - на 50% и т.д. Невиданного размаха достигла безработица. Так, только, по официальным данным, в 32 странах число безработных за три года кризиса (1929-1932) увеличилось с 5,9 млн. до 26,4 млн., происходило массовое разорение фермеров и т.д.
Борьба с кризисом, поиски новых методов и форм противодействия ему определили генеральную линию политики правительств всех стран. На первых порах антикризисная политика руководствовалась известным либеральным подходом. Однако вскоре стало очевидным, что доктрина "невмешательства" государства в экономическую жизнь, основанная на концепции рыночного саморегулирования, непригодна в современных условиях.
Варианты выхода из кризиса
В связи с этим с начала 30-х гг заметно возрастает активность государства в хозяйственной и социальной сферах,
ярко проявляется тенденция к развитию государственно-монополистического капитализма. Однако в различных странах степень вмешательства государства определялась особенностями их исторического развития, уровнем и спецификой социально-экономических и политических отношений. Тем не менее можно условно выделить три главных направления, три варианта, в рамках которых развивался данный феномен. Свое наиболее яркое выражение один из них (либерально-реформистский) получил в антикризисной политике " нового курса " президента Ф. Рузвельта в США; второй (социал-реформистский) - характерен для Скандинавских стран, Франции; третий (тоталитарный) вариант государственного регулирования наиболее полно был использован в Германии.
Американский вариант опирался в значительной мере на традиции либеральной экономической доктрины, и потому упор делался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Проведенные Рузвельтом банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста; устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями и т.п.
Несмотря на то, что результаты этого направления ощущались не моментально, а лишь по истечении достаточно длительного срока, он оказался весьма приемлемым в обозримой перспективе. Так, к началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от последствий кризиса, впрочем как и Великобритания, так и ряд стран, применивших политику "нового курса". Следует отметить, что это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.
Социал-реформистское направление характеризовалось сочетанием усиления регулирующей роли государства и "социализацией" экономики, т.е. переходом отдельных предприятий и отраслей хозяйства к государству. Так, в 30-е годы в Швеции, Дании, Норвегии значительно вырос государственный сектор в экономике. Социал-демократические правительства этих стран поставили под контроль государства внешнюю торговлю и вывоз капитала, облегчили условия кредитования производства путем снижения ссудного процента, финансировали капитальное строительство, сельскохозяйственное производство и т. д. Эти мероприятия подкреплялись не менее сильной социальной политикой, предусматривавшей существенное улучшение пенсионного обеспечения, создание системы государственного страхования, издание законов по охране материнства и детства, развитие трудового законодательства, наконец, государственное финансирование жилищного строительства.
Аналогичные тенденции в государственном регулировании проявились во Франции и Испании после прихода к власти в них левых антифашистских сил.
Это направление было характерно для стран, где по разным причинам буржуазия не располагала широкими возможностями социально-экономического маневрирования и в то же время были сильны позиции левых партий. Следует отметить, что этот вариант также не приводил к моментальным положительным результатам. Более того, не во всех странах реформаторам удавалось сохранить оптимальный баланс в мероприятиях, т.е. удовлетворить потребности различных социальных групп граждан, в условиях жестокого кризиса. Это создавало неустойчивость внутриполитической обстановки, лишало реформы последовательности, а иногда и прерывало их, как это случилось в Испании и Франции с победой правых сил. Тем не менее направление государственно-монополистического капитализма оказалось весьма перспективным, ибо сегодня мы имеем феномен "шведского социализма" процветающих стран Скандинавии.
Наконец, иная картина наблюдалась в странах, применивших тоталитарное направление, как Германия.
Фашизм явился отражением и результатом развития главных противоречий западной цивилизации. Его идеология вобрала в себя (доведя до гротеска) идеи расизма и социального равенства, технократические и этатистские концепции. Эклектическое переплетение различных идей и теорий вылилось в форму доступной популистской доктрины и демагогической политики. Национал-социалистская рабочая партия Германии выросла из "Свободного рабочего комитета за достижение доброго мира" - кружка, основанного в 1915 г. рабочим Антоном Дрекслером. В начале 1919 г. в Германии создаются другие организации национал-социалистского толка. В ноябре 1921 г. создается фашистская партия в Италии, насчитывающая 300 тысяч членов, из них 40% рабочих. Признавая эту политическую силу, король Италии поручил в 1922 г. лидеру этой партии Бенито Муссолини (1883-1945) сформировать кабинет министров, который с 1925 г. становится фашистским.
По тому же сценарию и в Германии фашисты приходят к власти в 1933 г. Руководитель партии Адольф Гитлер (1889-1945)
получает должность рейхсканцлера из рук президента Германии Пауля фон Гинденбурга (1847-1934).
С первых шагов фашисты зарекомендовали себя непримиримыми антикоммунистами, антисемитами, хорошими организаторами, способными охватить все слои населения, и реваншистами. Их деятельность едва ли могла быть столь стремительно успешной без поддержки реваншистских монополистических кругов своих стран. Наличие прямых их связей с фашистами не вызывает сомнения хотя бы потому, что рядом на скамье подсудимых в Нюрнберге в 1945 г. оказались главари преступного режима и крупнейшие хозяйственные магнаты фашистской Германии (Г.Шахт, Г.Крупп). Можно утверждать, что финансовые средства монополий способствовали фашизации стран, укреплению фашизма, призванного не только уничтожить коммунистический режим в СССР (антикоммунистическая идея), неполноценные народы (идея расизма), но и перекроить карту мира, уничтожив Версальскую систему послевоенного устройства (реваншистская идея).
феномен фашизации ряда европейских стран еще более отчетливо продемонстрировал критическое состояние всей западной цивилизации. По существу это политическое и идейное течение представляло альтернативу ее основам путем сворачивания демократии, рыночных отношений и замены их политикой этатизма, строительства общества социального равенства для избранных народов, культивирования коллективистских форм жизни, антигуманного отношения к неарийцам и т. п. Правда, фашизм не предполагал полное уничтожение Западной цивилизации. Может быть, это в известной мере объясняет относительно лояльное в течение длительного времени отношение правящих кругов демократических стран к этому грозному феномену. Кроме того, фашизм можно отнести к одной из разновидностей тоталитаризма. Западные политологи предложили определение тоталитаризма на основе нескольких критериев, получивших признание и дальнейшее развитие в политологии. Тоталитаризм характеризуется:
1) наличием официальной идеологии, охватывающей наиболее жизненно важные сферы жизни человека и общества и поддерживаемой подавляющим большинством граждан. Эта идеология основана на неприятии существовавшего доселе порядка и преследует задачу сплочения общества для создания нового уклада, не исключая применения насильственных методов;
2) господством массовой партии, построенной на строго иерархическом принципе управления, как правило, с вождем во главе. Партии - выполняющей функции контроля за бюрократическим государственным аппаратом или растворяющейся в нем;
3) наличием развитой системы полицейского контроля, пронизывающего все общественные стороны жизни страны;
4) практически полным контролем партии над средствами массовой информации;
5) полным контролем партии над силовыми структурами, прежде всего армией;
6) руководством центральной власти хозяйственной жизнью страны.
Подобная характеристика тоталитаризма применима как к режиму, сложившемуся в Германии, Италии и других фашистских странах, так и во многом к сталинскому режиму, сложившемуся в 30-е годы в СССР. Не исключено и то, что подобная схожесть различных обличий тоталитаризма затрудняла осознание опасности, исходящей от этого чудовищного явления, политиками, находившимися во главе демократических стран в тот драматический период новейшей истории.
Уже в 1935 г. Германия отказалась от выполнения военных статей Версальского договора, за которым последовала оккупация Рейнской демилитаризованной зоны, выход из Лиги Наций, помощь Италии в оккупации Эфиопии (1935-1936), интервенция в Испании (1936-1939), аншлюсе (или присоединение) Австрии (1938), расчленение Чехословакии (1938-1939) в соответствии с Мюнхенским соглашением и т. п. Наконец в апреле 1939 г. Германия в одностороннем порядке расторгает англо-германское морское соглашение и договор о ненападении с Польшей, так возник casus belli (повод к войне).
Следует прежде всего отметить, что либерально-реформистская и социал-реформистская модели основывались на системе рыночных отношений, а тоталитарная по существу максимально их устраняла. Этот принципиально иной хозяйственный механизм, характеризовавшийся сверхцентрализацией, сложился в 30-40-е гг. также в Италии, Японии, Испании (после победы генерала Франко (1892-1975) и некоторых других странах. Все они пытались решить не столько задачу выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженного передела мира. А точнее - сверхзадача передела мира определяла путь и методы выхода из кризиса.
Главной чертой антикризисной политики таким образом становится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью фашистские государства широко использовали наряду с косвенными прямые методы вмешательства. Причем последние, как правило, по мере развития государственного вмешательства,
становились преобладающими. Достаточно сказать, что в названных странах наблюдается постоянное увеличение государственного сектора в экономике. Помимо предприятий собственно военной промышленности произошло огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. Наряду с этим проводилось принудительное картелирование (вхождение отдельных предприятий в состав крупных монопольных объединений, тесно связанных с государством). На этой основе постоянно увеличивалась доля государственного заказа, развивались элементы директивного экономического планирования.
В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, от которой продолжали страдать страны, избравшие другие модели государственно-монополистического капитализма. Показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности, резко пошли вверх. Эта модель дала моментальный положительный эффект, выгодно отличающий ее от остальных моделей. Следует отметить и то, что после окончания кризиса 1929-1933 гг. большинство стран, за исключением Германии и Японии, находились в состоянии достаточно продолжительной депрессии, ощущая воздействие возвратных кризисных явлений.
И тем не менее, несмотря на великолепные показатели экономического роста, Германия стояла на грани экономической катастрофы: не следует забывать, что в основе ее процветания лежала искусственно раскрученная военная конъюнктура, сворачива-ние рынка на основе принудительной сверхцентрализации народного хозяйства. Продолжение политики милитаризации национального хозяйства не только не решало проблему восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешнего рынка, оздоровления финансовой системы, гармонизации социальных отношений и пр., но напротив, загоняло эти проблемы в тупик. Только развязывание внешней агрессии могло отодвинуть неотвратимую экономическую катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия, другие фашизирующиеся страны все более активно втягиваются в военные конфликты и в конечном счете начинают самую широкомасштабную за всю историю человечества Вторую мировую войну.
Милитаризация фашистских стран вызвала усиление процесса гонки вооружений в мире. В связи с этим в таких странах, как США, Англия, Франция и другие, проявилась перед войной тенденция к усилению государственно-монополистического капитализма. Однако это не изменило их хозяйственный механизм по типу тоталитарной модели.
В период Второй мировой войны, как уже отмечалось, шло быстрое развитие государственно-монополистического капитализма, заметно возросло вмешательство государств в экономическую жизнь. Однако с ее завершением наблюдался обратный процесс, что свидетельствует об экстраординарности данного явления. Подтверждением этого может быть отказ ряда стран от использования государственно-монополистического капитализма с централизованным хозяйственным механизмом и возвращение их к рыночной системе. Ее эффективность подтвердилась наличием довольно длительных периодов быстрого экономического роста в этих странах, получивших название немецкого, японского, итальянского "экономического чуда".