Болезни Военный билет Призыв

«Мир герои отстояли». Музыкально-литературная композиция ко Дню Победы. Литературно-музыкальная композиция в школе ко Дню Победы. Сценарий

\ Сценарии школьных праздников

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Сценарий ко Дню Победы разработала и прислала : Селиверстова Лидия Васильевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 5 г.о. Кохма Ивановской области

МОУ СОШ №5 городского округа Кохма Ивановской области учитель Селиверстова Лидия Васильевна 2010 год

Цели и задачи:

  • Формирование основ мировоззрения, интереса к общественным явлениям;
  • Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ.
  • Представления об активной роли человека в жизни общества.
  • Воспитание познавательной активности.
  • Воспитание политической сознательности.
  • Развитие стремления больше узнать о Родине, о её защитниках и их подвигах.
  • Воспитание доброжелательного отношения к людям разной национальности и к окружающим людям.
  • Развитие наклонностей к художественному творчеству.

Оборудование:

Диск с презентацией, мультимедийная установка.

Ход мероприятия

Ведущий:

Страна росла, Трудилась неустанно, Сил набиралась мирная страна, И вдруг - Тревожный голос Левитана…

(Запись Левитана об объявлении войны, слайд №1)

Ведущий:

Война! Война! В ушах гремели взрывы, Полнеба дым пожарищ закрывал И в полный рост строги и молчаливы Все встали на борьбу, и стар и мал.

(Слайд №2, звучит патриотическая песня "Священная война" А.В. Александрова (1 куплет))

1-ый ученик (в пилотке):

Вспомните, ребята! Вспомните, ребята! Разве это выразить словами, Как мы стояли у военкомата С бритыми навечно головами. Рыдали родители, жены, невесты, Горел и гремел небосклон. "Прощание славянки" играли оркестры, На фронт уходил эшелон.

(Звучит "Прощание славянки", слайд №3)

2-ой ученик:

На землю нашу грозно враг ломился, Под орудийный грозовой раскат… И ученик солдатом становился, И воевал бесстрашно, как солдат.

Ведущий:

В первые дни войны враг наступал, занимал города, села. Люди вынуждены были эвакуироваться вглубь страны. (Слайд №4)

3-ий ученик:

Кто сумел - уехали, Как мать говорит, в чём есть, Не помню я, что ели мы, А помню: хотелось есть. Не видел я неба с птицами, Пикировал с неба страх. И я окружен был лицами, Светящимися впотьмах.

4-ый ученик:

Мы по дорогам пыльным с боем шли, От бомб земля дрожала, как живая. Мы каждый метр своей родной земли Отстаивали, кровью поливая.

5-ый ученик:

Когда от бомб, казалось, мир оглох, И друг мой пал из нашей роты первым, Я знал, нужны не слёзы и не вздох, А мой свинец, мой шаг вперед и нервы. Мне смерть страшна, но в битвах, не робея В атаку шел, других не гнулся ниже, Шёл смело в бой, не потому что смел, А потому, что трусость ненавижу.

Ведущий:

Одно из самых страшных событий Великой Отечественной войны - блокада Ленинграда немецкими войсками. Она длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года), - 872 дня.

К началу блокады в городе имелись лишь недостаточные по объёму запасы продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии была несоответствующей потребностям города. Начавшийся в городе голод, усугублённый проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

6-ой ученик:

Сорок второй! На Ленинград Обхватом с трёх сторон Шёл Гитлер силой сорока дивизий. Бомбил. Он артиллерию приблизил, Но не поколебал ни на микрон, Не приостановил не на мгновенье Он сердца ленинградского биение. И, видя это, разъярённый враг, Предполагавший город взять с набега, Казалось бы, испытанных стратегов Призвал на помощь он: Мороз и Мрак. И те пришли, готовые к победам, А третий, Голод, шёл за ними следом.

Ведущий:

Как страшно было жить в блокадном Ленинграде, написано много. Но самое тяжелое повествование содержит всего лишь семь строк. Это дневник двенадцатилетней жительницы Ленинграда - Тани Савичевой. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические "визиты смерти" в родной дом (слайды №9 - 10).

7-ой ученик:

"28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года" "Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.". "Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.". "Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год". "Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год". "Мама - 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942" "Умерли все". "Осталась одна Таня"

(слайд №11)

Ведущий:

Много городов, сел разрушила на своём пути немецкая армия. 22 марта 1943 года все жители белорусской деревни Хатынь были сожжены заживо за то, что помогали партизанам (слайды №12-13).

8-ой ученик:

В Хатыни четыре колодца, (В былом - 26 дворов…) В мир над колодцами льётся Реквием колоколов: -Родимые, помните, помните… Живые - мы вечно в огне. Сто сорок девять нас - помните! Силой пусть станет гнев! Пусть жгучая боль, словно пропасть, Стоит на пути войны. Пусть партизанские тропы Памяти будут верны. - По-мните! -По-омните!! -По-о-омните!!!

9-ый ученик:

Дни бежали и недели, Шел войне не первый год. Показал себя на деле Богатырский наш народ. Не расскажешь даже в сказке, Ни словами, ни пером, Как с врагов летели каски Под Москвой и под Орлом. Как, на запад наступая, Бились красные бойцы - Наша армия родная, Наши братья и отцы. Как сражались партизаны. - Ими Родина горда! Как залечивают раны Боевые города.

10-ый ученик:

Свинцовая метелица мела, Рвались снаряды, мины завывали, И песня нашей спутницей была В бою. В походе. На ночном привале.

(Звучит песня "Землянка", слайд №14)

11-ый ученик:

В окопных санаториях Познали ад и рай, И столько бед и горя Хлебнули через край. Взрываясь, гасло небо. Огонь корёжил рты. От Волги и до Эльбы Погосты и кресты. Могилы неизвестных… О, сколько их, мой Бог! Солдаты вечно в песнях И в памяти дорог.

Ведущий:

На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. Они помогали в тылу (слайд № 15) и на фронте. Двадцать тысяч пионеров получили медаль "За оборону Москвы". Пятнадцать тысяч двести сорок девять юных ленинградцев награждены медалями за оборону Ленинграда.

12-ая ученица:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая? Стали тихими наши дворы. Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры. На пороге едва помаячили И ушли за солдатом солдат. До свидания, мальчики, мальчики, Постарайтесь вернуться назад.

1 Ведущий:

В годы Великой Отечественной Войны тысячи юных патриотов помогали бороться с фашистами не только на фронтах, но и в партизанских отрядах. Об их подвигах написаны песни, книги, сняты фильмы.

13-ый ученик:

Валя Котик - погиб от немецкой пули, выполняя боевое задание (слайд № 16)

14-ый ученик:

Марат Казей был окружен в бою, и чтобы не сдаться врагам взорвал себя гранатой, а вместе с ним взорвались и несколько немецких солдат (слайд № 17)

15-ый ученик:

Зина Портнова при выполнении боевого задания попала в засаду. Фашисты жестоко наругались над девушкой (слайд №18) .

(Звучит песня "Москвичи")

Ведущий:

Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей длилась война. Женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросались они под пули, выносили раненых с поля боя. Женщины были разведчицами, пулеметчицами, радистками. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоёвывая каждую пядь родной земли. В тылу сутками не выходили из цехов заводов, делая автоматы и снаряды. А самое главное, они ждали, когда придёт этот день, когда вернутся домой их дети, мужья, любимые (слайды №19-21) .

12-ый ученик:

Ты ушла, затаив своё горе, Суровым путём трудовым. Весь фронт от моря до моря, Кормила ты хлебом своим.

13-ый ученик:

В холодные зимы, в метели, У той, у далёкой черты Солдат согревали шинели, Что сшила заботливо ты.

14-ый ученик:

Бросалися в грохоте, в дыме Советские воины в бой, И рушились вражьи твердыни От бомб, начинённых тобой.

15-ый ученик:

За всё ты бралася без страха. И, как в поговорке какой, Была ты и пряхой и ткахой, Умела - иглой и пилой.

16-ый ученик:

Рубила, возила, копала - Да разве всего перечтёшь? А в письмах на фронт уверяла, Что будто б отлично живёшь.

17-ый ученик:

Бойцы твои письма читали, И там, на переднем краю, Они хорошо понимали Святую неправду твою.

18-ый ученик:

И воин, идущий на битву И встретить готовый её, Как клятву, шептал, как молитву, Далёкое имя твоё…

Ведущий:

В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.

19-ый ученик:

Не опишешь в этой были Всех боев, какие были. Немцев били там и тут, Как побили - так салют!

Ведущий:

Путь к победе был долог и труден. Каждый миллиметр военного пути был пропитан кровью и потом, усыпан трупами солдат и мирных жителей: стариков, женщин и детей.

8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

19-ый ученик:

Война закончилась, Но песней опалённой Над каждым домом До сих пор она кружит, И не забудем мы, Что двадцать семь миллионов Ушли в бессмертие, Чтоб с нами жить.

(слайд № 22)

Ведущий:

В память о погибших прошу всех спать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

20-ый ученик:

За всё, что есть сейчас у нас, За каждый наш счастливый час, За то, что солнце светит нам, Спасибо доблестным солдатам, Что отстояли мир когда-то.

(Звучит песня День Победы, слайд №23-36)

.ppt 2.47 Мб.

Сценарий и презентация литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы "Никто не забыт, ничто не забыто"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Свеча в ладонях" (шествие к памятнику погибшим воинам)

Автор Мацегора Алла Владимировна

Описание: В шествии участвуют молодежь и школьники, жители и гости поселка Юловский.
В сценарии использованы стихи советских поэтов, песни военных лет и песни о войне.
Действие происходит у братской могилы в п. Юловский Сальского района в вечернее время.

Цели:
Воспитание патриотизма, любви к Родине, активной гражданской позиции.
Воспитание чувства гордости за страну, уважение к ветеранам;
Формирование уважения к историческому прошлому страны и её народа;
Активизация творческих способностей молодого поколения.
Оборудование:
мультимедийная установка.
большой экран.
звуко-усилительное оборудование
микрофоны
Слайды
Свечи

Музыкальное сопровождение: песни войны.

1, Муз. фон «ФАНФАРЫ ПОБЕДА»

СЛАЙДЫ «Свеча в ладони»
ТЕКСТ Ничто не вечно под луной, никто не вечен,
Над сумасшедшей тишиной зажгите свечи!

Слайды «Фото – дороги»
Музыкальный фон «Эх, дороги»

Чтец
(на фоне музыки) Всюду бегут дороги… Бегут куда-то вдаль, пересекаются, расходятся в разные стороны и вновь сходятся…
ВЕД: А ведь дороги бывают очень разные, например, дорога счастья, дорога успеха… Такие ясные, широкие, светлые дороги.
ВЕД: А бывают дороги страшные, дороги страданий и слёз. Такие дороги не выбирает никто, по ним просто идут…

Чтец
Пылает днем и ночью пламя
И озаряет шар земной
Не утихает наша память
О тех, кто был убит войной.

Чтец
Знакомый дом, березку золотую,
Все обожгла военная пора,
Но ты хранишь, как память дорогую,
Простой напев, что пели мы вчера.

Чтец
4 года, 2600 километров и 27 миллионов унесённых жизней.
27 миллионов - это значит каждый восьмой житель нашей страны погиб во время Великой Отечественной войны.14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек каждую минуту.

Чтец
И за каждой из этих страшных цифр мы видим наших воинов, бросавших своё мальчишеское тело под фашистские танки, месивших своими обмороженными, стёртыми в кровь ногами осеннюю грязь и зимний снег, жгучий песок и глину, но всё-таки прошедших эти 1418 дней, чтобы на стенах повреждённого рейхстага наконец-то устало присесть и сказать: «Всё, ребята, мы победили!»

Чтец
Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в перерывах между боями, в тесных землянках и холодных окопах, у костров в партизанских лесах. Они верили, что мир, спасённый от фашизма, будет прекрасным.

Музыкальный фон «Эх,дороги»

Чтец
Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив Время на «довоенное» и «военное», разделив всех нас на «фронт» и «тыл».

Чтец
А между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно тонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война.

Чтец
Немногочи¬сленные фронтовые треугольники стали единственной ниточкой на¬дежды на возвращение и веры в нашу победу. Они провожали и на¬деялись, ждали и верили...

Чтец
Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее почитать.
На страницах застыли года.
22 ему будет всегда.

На последние 4 строчки по очереди выходят парень, девушка и мужчина, присаживаются на парапет у памятника. В руках листы бумаги и карандаши. Они пишут письма.

ПАРЕНЬ:
"Мама, я здоров и живой..."
А наутро последний бой.
Ты прости, что письмо,
Торопясь, отрываясь, небрежно
Я пишу, как мальчишка дневник
И как штурман - журнал.
Вот опять начинается... Слышишь?
С третьей скоростью мчится
Огнем начиненный металл...

ДЕВУШКА:
Дорогая мамочка!
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Не близок путь, далёк знакомый край,
Но я вернусь к любимому порогу.
4 На голос твой я сердцем отзовусь
И на заботу подвигом отвечу.
Я далеко, но я ещё вернусь
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

МУЖЧИНА:
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.

Из-за памятника выходит женщина с треугольниками писем в руках.

Проходит к братской могиле.

Муз. фон ВЗРЫВЫ И РЕЗКО ТИШИНА.

Чтец
Чёрным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка. Сколько выплакано слёз, сколько горя обрушилось на женщину в один миг!
Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждёт и надеется: а вдруг произойдёт чудо и на пороге появится сын, её кровинушка.

Женщина:
Возьми меня с собою родненький.
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком:
"Нет! Не надо! Мне нужен сын не мертвый,
а живой! "

Музыкальный фон.

Боже наш, всеблагий Отче,
Об одном прошу в молитвах
Не забудь, поставь пред очи
Деток малых, беззащитных...
Упаси от искушенья,
Дай найти свою дорогу
За чужие прегрешенья
Не карай их слишком строго.
От людей жестоких, грубых
Защити их, боже правый
Их доверчивые губы
Не сожги людской отравой.
Пусть не хищники, не слизни
Не пройдут в их мир сердечный...
То, что не смогла при жизни
Сделай боже бесконечный!

СЛАЙДЫ «Свеча в ладони»
ТЕКСТ Когда звучит незримый хор, как ангелы в раю,
Над прахом братьев и сестер зажги свою свечу!

Чтец
Мир подвига неисчерпаем, и всё в нём связано крепчайшими нитями.
Безымянный солдат победил. Победил, потому что верил: дело его правое, родина у него одна. И другой не будет.

Солдаты, не пришедшие с войны,
Неслышно так стучатся в наши двери,
И трудно до сих пор ещё поверить,
Что не дошли они до тишины.

Чтец
Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Пылает днём и ночью пламя
И озаряет шар земной,
Не утихает наша память
О тех, кто был убит войной.

Чтец
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.
Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Чтец
Встаньте! И пусть ваше молчание будет самым грозным протестом против войны!

Чтец
Встаньте! Быть может тогда в мире прольётся хоть на одну каплю крови меньше!

Чтец
Проклятая война!
Гори она огнем!
Сердца наполнены тоскою и печалью.
Давайте павших помянем
Минутой скорбного молчанья!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Чтец
Возложите на море венки,
Есть такой человечий обычай –
В память воинов, в море погибших,
Возлагают на море венки.
Заплетите земные цветы
Над землею сгоревшим пилотам.
Не вернулись они из полетов...
Возложите на небо венки.
Возложите на землю венки,
В этом вечном огне все сгорели.
Из жасмина, из белой сирени
Возложите на землю венки.

Музыкальный фон.
Возлагаются венки и гирлянды к па¬мятнику.
Свечи ставятся на постамент братской могилы.

Чтец
Нет, Победы мы не ждали в гости,
Сами к ней четыре года шли.
Жилы в нас рвались, трещали кости.
Крови стоил каждый метр земли.
Лишь тогда, когда у стен Рейхстага
Был окончен фронтовой наш путь,
Мы ее коснулись краем стяга
И в глаза смогли ей заглянуть.

ЖЕНЩИНЫ:
Запомни эти дни.
Прислушайся немного,
и ты - душой - услышишь в тот же час:
она пришла и встала у порога,
она готова в двери постучать.

Она к тебе спешила из похода
столь тяжкого,
что слов не обрести,
Она ведь знала: все четыре года
ты ждал ее,
ты знал ее пути.

Ты отдал все, что мог, ее дерзанью:
всю жизнь свою,
всю душу,
радость,
плач.
Ты в ней не усомнился в дни страданья,
не возгордился праздно в дни удач.

И вот - она у твоего порога.
Дыханье переводит и молчит.
Ну - день, ну - два, еще совсем немного,
ну - через час - возьмет и постучит.

Запомни ж все! И в будничных тревогах
на всем чистейший отблеск отмечай.
Стоит Победа на твоем пороге.
Сейчас она войдет к тебе.
ВСЕ. Встречай!

Видеоряд на песню Долматовского Е. и Пахмутовой А. "Майский вальс".
Чтец

Чтец
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы это
Лишь бы не забыть!
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке меж берегами
Кровь-вода текла.
Были черными березы,
Долгими - года.
Были выплаканы слезы,
Жаль, не навсегда.

Чтец
Задохнулись канонады, в мире тишина
На большой земле однажды кончилась война

Фонограмма песни «Пусть всегда будет солнце» (Автор Ошанин Л.
Композитор Островский А)
Звук микшируется. На фоне песни выступление младших школьников

Дети
1. Я нарисую яркое солнце!
2. Я нарисую синее небо!
3. Я нарисую свет в оконце!
4. Я нарисую колосья хлеба!
5 и 6. Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнём нашей общею кистью:
Выстрелы, взрывы, огонь и войны

Чтец
Мы, поколение 21 века,
Клянемся в памяти хранить войны священной даты,
В веках сквозь время пронести всё то, что сердцу свято!
И если надо встанем в строй за честь родной державы,
Как деды наши и отцы – венцы солдатской славы!

Чтец
Мы радуемся, когда исчезают на земле следы войны, но мы свято храним в памяти все, что было пережито. Нашу память питает живая любовь к погибшим и бесконечная благодарность ко всем, кто не щадя себя бился с врагом.

Чтец
Пусть над землёй моей
Не рвётся в клочья небо!
Пусть тишина полей
Прольётся тёплым хлебом,
И солнце по утрам свет дарит всей планете!
Не быть войне! Быть миру! Счастья детям!

СЛАЙДЫ "Свеча в ладони"
ТЕКСТ Станьте чуточку добрей и человечней,

Чтец
Пускай умолкнет гул вражды и злые речи,
На свете нет чужой беды - зажгите свечи!
И станьте чуточку добрей и человечней,
В своей душе, как в алтаре, зажгите свечи!

Чтец
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем всех с великим днем,
С днем нашей славы, С днем Победы!

ГПБОУ Департамента культуры г. Москвы «Театральный художественно-технический колледж»

Преподаватель литературы И.Л. ВЛАСОВА

В нашем колледже давно стало традицией к Дню Победы проводить историко-литературный урок в форме альманаха. Перелистывая страницы альманаха, мы словно перелистываем страницы нашей памяти. Потому мы и назвали наш альманах строкой из знаменитого стихотворения Давида Самойлова «Перебирая наши даты…» В этом году мы подготовили к 70-летию Великой Победы литературно-музыкальную композицию «Я не участвую в войне – война участвует во мне».

Сценарий Музыкально-литературной композиции

«Я не участвую в войне – война участвует во мне»

(Ю. Левитанский)

1. Громкий звук метронома (несколько секунд), затем на экране плывут слова эпиграфа. На пару секунд в полной тишине застывают. После этого под мелодию из к/ф «Был месяц май» (реж. М. Хуциев) начинают наплывать военные фотографии – лица солдат, хроника военных лет.

После этого студент читает стихотворение Д. Самойлова «Сороковые, роковые» (приложение №1)

2. Дальше звучит песня на слова Б. Окуджавы «До свидания, мальчики». У нас ее замечательно исполняет студентка. (Именно за исполнение этой песни наша Ирочка Саркисян, сейчас уже студентка 4-го курса, заняла второе место на фестивале Алтарь Отечества в 2013 году)

3. На экране – хроника начала войны (бомбардировки наших городов, бои, немецкие солдаты, марширующие по-хозяйски по улицам наших городов и т.п.) После этого кинофрагмента студент читает стихотворение Ю. Левитанского «Ну что с того, что я там был » (приложение №2)

4. Звучит песня на стихи А. Коваленкова «Солнце скрылось за горою» (вместо нее можно взять песню «Я сегодня до зари встану»). У нас эту песню исполняет ансамбль «Добро».

Сразу после этого на экране идет фрагмент из к/ф «А зори здесь тихие…», реж. С. Ростоцкий (в красном тумане – лица всех девочек, затем сцена боя, потом опять лица девчат)

6. Песня «Вальс фронтовой медсестры» (композитор Д. Тухманов, стихи В. Харитонова). Очень проникновенно ее пела наша студентка.

После стихотворения на экране идет фрагмент из к/ф «Жди меня» (финал, героиня поет любимую песню, засыпает; просыпаясь, видит мужа: «Как долго тебя не было!»)

8. Стихотворение К. Симонова «Открытое письмо» (приложение №5 ).

Так как это стихотворение и некоторые другие (стихи Левитанского, Симонова, Твардовского) большие по объему, были сделаны их сокращенные варианты.

Фрагмент «Полчаса до атаки» В. Высоцкого. (Есть замечательный клип, в нем использованы хроникальные кадры времен войны, из к/ф «Баллада о солдате» с замечательными В. Ивашовым и Ж. Прохоренко. Мы скачали его с Youtube.com)

9. Потом студентка читает стихотворение С. Орлова «Недели две разыскивала почта»

10. Песня из к/ф «Белорусский вокзал» (реж. А. Смирнов). Можно использовать фрагмент из фильма, где ее потрясающе исполняет Нина Ургант. У нас пела студентка.

11. Стихотворение Н. Старшинова «Ракет зеленые огни» (приложение №6 )

12. На экране идут кадры из к/ф «Летят журавли» (гибель Бориса, где на вопрос товарища: «Ты ранен?» он шепчет: «Я не ранен, я убит»)

13. Песня «На безымянной высоте» (музыка В. Баснера, стихи М. Матусовского). Это песня из к/ф «Тишина» реж. В. Басов. В нашей композиции она исполнялась ансамблем «Добро», можно взять фрагмент из фильма (как и в случае с песней из «Белорусского вокзала»)

14. Опять несколько секунд тишины. На экране из глубины появляется надпись: «Отцам и дедам нашим посвящается. Из семейных архивов наших преподавателей». Одновременно с первым слайдом презентации начинает звучать песня из к/ф «Офицеры» («У героев былых времен…»). Медленно плывут военные фотографии с надписями, объясняющими, чьи отцы и деды изображены на них. Фотографии расположены на фоне коллажей из орденов и медалей. Мы постарались сделать таким образом, что начало и конец презентации совершенно совпали с началом и концом песни.

15. Через несколько секунд тишины на экране появляются хроникальные кадры победы (водружение Знамени Победы на Рейхстаге и т.п.). Звуки хроники очень тихие, чтобы не заглушать звучащий за экраном голос, читающий фрагмент стихотворения А. Твардовского «» ). Желательно, чтобы и в этот раз текст и изображение на экране совпадали по времени. (приложение №7)

16. После этого несколько секунд тишины, потом громкий звук метронома (не больше 5 – 7 ударов). Затем на экране плывут кадры с изображением памятников Неизвестным воинам (в Трептов-парке, в Будапеште, Бресте, Сталинграде, «Могила Неизвестного Солдата», мемориалы в Бухенвальде, Хатыни и т.д.). Одновременно с первым кадром громко звучит «Реквием» В.-А. Моцарта.

17. После этого студент читает стихотворение А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины» (приложение №8 )

18. Завершает композицию песня «Журавли» на стихи Р. Гамзатова. У нас ее исполняла студентка. Фоном шел фильм «Журавли», подготовленный нашими студентами с отделения «Анимация» специально для этой композиции. В фильме потрясающие военные фотографии чередуются с журавлиным клином, мультипликационными журавлями и т.п. (Можно найти подходящие клипы все на том же www.youtube.com)

Приложения

Приложение №1

Давид Самойлов.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Приложение №2

Юрий Левитанский


Я был давно, я всё забыл.
Не помню дней, не помню дат,
Ни тех форсированных рек.

Я неопознанный солдат,
Я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолёт,
Я лёд кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лёд,
Я в нём, как мушка в янтаре.

Ну что с того, что я там был?
Я всё избыл, я всё забыл.

Не помню дат, не помню дней,
Названий вспомнить не могу.

Я топот загнанных коней,
Я хриплый окрик на бегу,
Я миг непрожитого дня,
Я бой на дальнем рубеже,
Я пламя Вечного огня
И пламя гильзы в блиндаже.

Ну что с того, что я там был,
В том грозном быть или не быть?
Я это всё почти забыл.
Я это всё хочу забыть.

Я не участвую в войне -
Она участвует во мне.
И отблеск Вечного огня
Дрожит на скулах у меня.

Уже меня не исключить
Из этих лет, из той войны,
Уже меня не излечить
От тех снегов, от той зимы.
Вдвоём - и с той землёй, и с той зимой
Уже меня не разлучить,
До тех снегов, где вам уже
Моих следов не различить.
Ну что с того, что я там был

Приложение №3

Роберт Рождественский

Как разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.

И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.
Кружилось небо –
снежное,
рябое.
Был ветер
обжигающе горяч.
Былинный плач
висел над полем боя,
он был слышней разрывов,
этот плач!
Ему –
протяжному –
земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. –
И снова:
- Батарея-а-а! –
И уже
пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
во сне.
И то, чтоб закричать
в родильном
доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье
полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
кто сам пришёл
с войны.

Приложение №4

Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Приложение №5

Константин Симонов

Я вас обязан известить,

Что не дошло до адресата

Письмо, что в ящик опустить

Не постыдились вы когда-то.

Ваш муж не получил письма,

Он не был ранен словом пошлым,

Не вздрогнул, не сошел с ума,

Не проклял все, что было в прошлом.

Когда он поднимал бойцов

В атаку у руин вокзала,

Тупая грубость ваших слов

Его, по счастью, не терзала.

Когда шагал он тяжело,

Стянув кровавой тряпкой рану,

Письмо от вас еще все шло,

Еще, по счастью, было рано.

Когда на камни он упал

И смерть оборвала дыханье,

Он все еще не получал,

По счастью, вашего посланья.

Могу вам сообщить о том,

Что, завернувши в плащ-палатки,

Мы ночью в сквере городском

Его зарыли после схватки.

Стоит звезда из жести там

И рядом тополь - для приметы...

А впрочем, я забыл, что вам,

Наверно, безразлично это.

Письмо нам утром принесли...

Его, за смертью адресата,

Между собой мы вслух прочли -

Уж вы простите нам, солдатам.

Быть может, память коротка

У вас. По общему желанью,

От имени всего полка

Я вам напомню содержанье.

Вы написали, что уж год,

Как вы знакомы с новым мужем.

А старый, если и придет,

Вам будет все равно не нужен.

Что вы не знаете беды,

Живете хорошо. И кстати,

Теперь вам никакой нужды

Нет в лейтенантском аттестате.

Чтоб писем он от вас не ждал

И вас не утруждал бы снова...

Вот именно: «не утруждал»...

Вы побольней искали слова.

И все. И больше ничего.

Мы перечли их терпеливо,

Все те слова, что для него

В разлуки час в душе нашли вы.

«Не утруждай». «Муж». «Аттестат»...

Да где ж вы душу потеряли?

Ведь он же был солдат, солдат!

Ведь мы за вас с ним умирали.

Я не хочу судьею быть,

Не все разлуку побеждают,

Не все способны век любить,-

К несчастью, в жизни все бывает.

Ну хорошо, пусть не любим,

Пускай он больше вам не нужен,

Пусть жить вы будете с другим,

Бог с ним, там с мужем ли, не с мужем.

Но ведь солдат не виноват

В том, что он отпуска не знает,

Что третий год себя подряд,

Вас защищая, утруждает.

Что ж, написать вы не смогли

Пусть горьких слов, но благородных.

В своей душе их не нашли -

Так заняли бы где угодно.

А бывший муж ваш - он убит.

Все хорошо. Живите с новым.

Уж мертвый вас не оскорбит

В письме давно ненужным словом.

Живите, не боясь вины,

Он не напишет, не ответит

И, в город возвратись с войны,

С другим вас под руку не встретит.

Лишь за одно еще простить

Придется вам его - за то, что,

Наверно, с месяц приносить

Еще вам будет письма почта.

Уж ничего не сделать тут -

Письмо медлительнее пули.

К вам письма в сентябре придут,

А он убит еще в июле.

О вас там каждая строка,

Вам это, верно, неприятно -

Так я от имени полка

Беру его слова обратно.

Примите же в конце от нас

Презренье наше на прощанье.

Не уважающие вас

Покойного однополчане.

По поручению офицеров полка

К. Симонов

Приложение №6

Сергей Орлов

Недели две разыскивала почта

Четырехзначный номер ППС,

И почтальон доставил темной ночью

Открытку в роту, в обожженный лес.

Но адресат погиб на переправе,

И ротный писарь написал в углу:

«Вернуть за невозможностью доставить», –

И почтальон ушел в ночную мглу.

Она вернулась, наконец, обратно…

Такой же писарь в блиндаже лесном:

«Доставить невозможно адресату», –

Отметил молча на углу другом.

Потом подумал: «Час лишь, как убит он», –

Глазами строчки пробежал и встал:

Все было как положено в открытке, –

О жизни мертвый мертвому писал.

Приложение №6

Николай Старшинов

Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули.
Пониже голову пригни
И как шальной не лезь под пули.
Приказ: «Вперед!»
Команда: «Встать!»
Опять товарища бужу я.
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал – чужую.
Когда, нарушив забытье,
Орудия заголосили,
Никто не крикнул: «За Россию!..»
А шли и гибли
За нее.

Приложение №7

Александр Твардовский

В тот день, когда окончилась война

Особая для наших душ минута.

Мы с ними шли дорогою войны

Суровой славой их озарены,

Исполненный величья и печали,

В тот день, когда окончилась война

И все стволы палили в счет салюта,

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются живые.

До той поры в душевной глубине

Мы не прощались так бесповоротно.

Мы были с ними как бы наравне,

И разделял нас только лист учетный.

Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.

И только здесь, в особый этот миг,

Исполненный величья и печали,

Мы отделялись навсегда от них:

Нас эти залпы с ними разлучали…

Приложение №8

Александр Твардовский

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы

Ведущий – Веремеенко Даниил (9 класс), Бойко Анастасия (8 класс)

Слайд 1

Ведущий: Добрый день, уважаемые ветераны, приглашенные гости, ребята! Мы приветствуем Вас на торжественном мероприятии, посвящённом открытию месячника «Памяти павших будем достойны!" В этом году месячник посвящен 71 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Разрешите мероприятие считать открытым.

Слайд 2

(звучит гимн)

Ведущий: Сегодня в этом зале присутствуют почётные гости (перечислить их)

Ведущий: Слово предоставляется

2) слово предоставляется….

(После слов выступающих вручение цветов)

СЦЕНАРИЙ

Слайд 3

Июнь 1941 года. Мирная жизнь. В школе выпускной вечер. На сцене нарядные выпускники танцуют, смеются. (звучит мелодия «Рио-Рита»).

Слайд 4

Музыка обрывается из-за рева самолетов, разрывающихся снарядов и пушек.

Звучит за кулисами стихотворение:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывая люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

(Девушки надевают мальчишкам пилотки, а мальчишки девочкам дают санитарные сумки, произносят слова)

Слайд 5

1-я ДЕВУШКА:

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На дороге едва помаячили,

И ушли, за солдатом-солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики! Постарайтесь вернуться назад!

1-й ЮНОША:

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься!

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад!

Слайд 6

(Звучит 1 куплет «Священная война», потом на фоне этой же мелодии читают стихи)

ЧТЕЦ 1: Война была священной.

В этом не усомнится даже тот,

Кто, прилетев с другой планеты,

Земли историю прочтет.

Прочтет о том, как под луною

Страна возмездием жила……..

Война священна, если Зоя,

Не дрогнув, к виселице шла.

ЧТЕЦ 2: Вчера мы писали диктанты,

Чертили на досках круги,

А утром уже интенданты

Нам выдали сапоги.

ВЕДУЩИЙ: Началась жестокая, героическая война против фашистских захватчиков.

ВЕДУЩАЯ: Война проверяла нас на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие…

ЧТЕЦ: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо!- ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

ВЕДУЩИЙ: Люди не думали о своей жизни. В мыслях было только одно: остановить врага! Хоть на день, хоть на час, хоть на немного, чтобы дать собраться, подготовиться и дать отпор врагу.

Слайд 7

ВЕДУЩАЯ: Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, герои-пограничники держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пять родной земли. В условиях круговой обороны в глубоком тылу противника стоял насмерть гарнизон легендарной Брестской крепости. Отважные воины держали оборону даже тогда, когда были полностью разрушены крепостные сооружения. Засыпанные в подвалах, казематах, они пали…

Слайд 8

ЧТЕЦ: не раз, не второй и не сотый

От крепости немец отбит,

Уже как пчелиные соты, все стены, а крепость стоит.

Ну что там, ну кто там остался?

Форты разбомбили дотла

И доты, а стяг не шатался, а стяг не окутала мгла.

Убьет знаменосца осколком, но стяг поднимет другой.

Полотнище алого шелка пылает над Бугом-рекой.

ВЕДУЩИЙ: Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!», «Все для фронта, все для Победы!» Страна превратилась в единый грозный военный лагерь.

ВЕДУЩАЯ: В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители. Было создано многочисленное народное ополчение. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод, голодные, нередко под огнем противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов.

ВЕДУЩИЙ: Здесь каждый дом стоит, как дот, и тянутся во мгле

Зенитки с крыши в небосвод, как шпили на Кремле.

На окнах белые кресты мелькают второпях.

Такой же крест поставишь ты, Москва, на всех врагах!

ВЕДУЩАЯ: Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ.

ВЕДУЩИЙ: Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.

ВЕДУЩАЯ: Сильнейшая, более чем миллионная группировка отборных немецких частей разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых были народ, столица, Родина.

ВЕДУЩИЙ: Разгром фашистских войск под Москвой был первым крупным поражением Германии во Второй мировой войне, началом ее перелома.

Слайд 9

ВЕДУЩАЯ: С невиданной в истории силой развернулась партизанская война. Уже в первые дни после начала наступления гитлеровцев были подготовлены основные базы для борьбы в тылу врага. Партизаны наносили колоссальный ущерб врагу.

ВЕДУЩИЙ: Рождались различные формы борьбы: диверсии, разгром штабов, разрушение линий связи, дорог, мостов, побег военнопленных. Подпольные группы выпускали газеты, листовки, распространяя сведения о положении на фронтах.

Слайд 9

ВЕДУЩАЯ: В декабре 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели 18-летней москвички, партизанки-разведчицы Зои Космодемьянской, которая была казнена фашистами в подмосковном селе Петрищево.

ЧТЕЦ: (девочка) Как морозно! Как светла дорога, утренняя, как твоя судьба!

Поскорей бы! Нет, еще немного! Нет, еще не скоро…

От порога… по тропинке…. До того столба…

Надо ведь еще дойти дотуда, этот длинный путь еще прожить…

Может ведь еще случится чудо. Где-то я читала…может быть…

Жить… потом не жить…что это значит…видеть день…потом не видеть дня….

Это как? Зачем старуха плачет? Кто ее обидел? Жаль меня?

Почему ей жаль меня? Не будет ни земли, ни боли…

Слово «жить»… будет свет, и снег, и эти люди,

Будет все, как есть.

Не может быть! Если мимо виселицы прямо все идти к востоку – там Москва.

Если очень громко крикнуть: «Мама!» Люди смотрят. Есть еще слова….

Граждане, не стойте, не смотрите! Я живая, -голос мой звучит.

Убивайте их, травите, жгите! Я умру, но правда победит!

Слайд 10

ВЕДУЩИЙ: В 1942 году Зое Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза.

ВЕДУЩАЯ: Партизан-героев во время войны было много – сотни и тысячи… Партизанское движение внесло неоценимый вклад в победу нашего народа над фашистскими захватчиками.

ВЕДУЩИЙ: Тяжелую войну вынес на плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.

(звучит песня "Последний бой") Веремеенко Даниил (9 класс), Буторин Владимир (9 класс). Поют под «минус»

Слайд 12

ВЕДУЩАЯ: Трудовой героизм …Это особая страница истории Великой Отечественной войны. Рабочие почти круглосуточно работали на заводах по изготовлению оружия, техники, одежды и обуви для солдат. Главным лозунгом тех лет был призыв: «Все для фронта, все для победы!» У станков работали даже дети 12-14 лет.

ВЕДУЩИЙ: Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на завод работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка….

ВЕДУЩАЯ: В труднейших условиях работали колхозники. Не хватало людей, машин, лошадей, а самое главное - продовольствия. Все приходилось «тащить на себе» (в прямом и переносном смысле) женщинам, детям, старикам…

ВЕДУЩИЙ: А как оценить подвиг русской женщины, которая осталась в тылу и которая во имя Победы «…рубила, возила, копала…»?

ЧТЕЦ: …Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла!

В то утро простился с тобою твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою осталась один на один.

Один на один со слезами, с несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета – печали, труды и заботы пришлись на тебя на одну.

ВЕДУЩАЯ: Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но еще и высшие взлеты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства, верности…

ВЕДУЩИЙ: Образы далеких любимых помогали нашим солдатам в их нелегких фронтовых буднях, в тяжелых боях, придавали им сил и мужества.

(На пеньке сидит солдат, е него в руках лист бумаги и карандаш. Он писал письмо жене и задумался, вспоминая довоенное время. Солдат читает стихи)

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой любимую видишь и родину слышишь, как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью

И в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою, к плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств перечтем.

(Чтение стихотворения «Жди меня, и я вернусь!»)

(исполняется военный вальс)

Слайд13-16

ВЕДУЩАЯ: Сталинградская битва была самой ожесточенной из всех битв Великой Отечественной войны. Ни одна из мировых битв не может сравниться по масштабам, ожесточенности и своему значению с Сталинградской битвой.

ВЕДУЩИЙ: Мамаев курган – господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы здесь шли самые ожесточенные бои. Здесь разгромлены несметные полчища врагов, взято в плен до 90 тысяч гитлеровцев.

ЧТЕЦ: В парке у Мамаева кургана посадила яблоню вдова,

Прикрепила к яблоне дощечку, на дощечке вывела слова:

«Муж мой был на фронте лейтенантом, он погиб в 42 году.

Где его могила, я не знаю, так сюда поплакать я приду».

Посадила девушка березу: «Своего не знала я отца,

Знаю только, что он был матросом, знаю, что сражался до конца».

Посадила женщина рябину: «В госпитале умер он от ран,

Но свою любовь я не забыла, потому хожу я на курган».

Пусть с годами надписи сотрутся, их никто не сможет прочитать.

Будет к солнцу дерево тянутся и весною птицы прилетать.

И стоят деревья, как солдаты, и в буран стоят они, и в зной.

С ними те – погибшие когда-то – оживают каждою весной.

ВЕДУЩАЯ: После тяжелых боев солдатам необходим отдых, хотя бы короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.

ВЕДУЩИЙ: Солдаты знали, что многих ожидает смерть – может быть, уже завтра. Но все же звучали на войне шутки, веселые песни.

СОЛДАТ: И забыто – не забыто, да не время вспоминать,

Где и кто лежит убитый и кому еще лежать.

И кому траву живому на земле топтать потом,

До жены прийти, до дому,- где жена и где тот дом?

А гармонь зовет куда-то, далеко, легко ведет…

Нет, какой вы все, ребята, удивительный народ.

Хоть бы что ребятам этим, с места – в воду и в огонь.

Все, что может быть на свете, хоть бы что – гудит гармонь.

(песня "Эх, путь-дорожка, фронтовая...") мальчики6-7 классов, поют под «минус»

Слайд 17-23

ВЕДУЩАЯ: «На войне детей не бывает». Так ли это? Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.

ВЕДУЩИЙ: Многие дети прибавляли себе года и уходили на фронт. Во время Второй мировой войны на Земле погибло 30 миллионов детей. Что есть у нас дороже детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца?

Слайд 24-26

ВЕДУЩАЯ: Нельзя без гнева и боли вспоминать о зверствах нацистов, которые расстреляли, задушили в газовых камерах, замучили миллионы людей.

ВЕДУЩИЙ: За колючей проволокой концлагерей загублено 12 миллионов человек. Это больше, чем все потери на полях сражений в годы Первой мировой войны.

Слайд 27

ВЕДУЩАЯ: В ночь на 1 мая 1945 года Знамя Победы было водружено над Рейхстагом и гордо развевалось над поверженным Берлином.

ВЕДУЩИЙ: Несмотря на нечеловеческую усталость, на огромное нервное напряжение, лица советских воинов светились радостью. Это была радость победителей!

Слайд 28-29

ВЕДУЩАЯ: То, чего так долго ждали, к чему непреклонно шли тяжелой солдатской дорогой войны, свершилось!

ЧТЕЦ 1: Не властно время над победой

Словно нет сороковых,

Хоть внуки стали выше дедов,

Еще оставшихся в живых.

Пройдя военные бураны,

Без смен на вахте трудовой,

Стареют наши ветераны,

Редеет их железный строй.

Чтец 2: Их фронтовые раны косят,

Тревожат фронтовые сны…

Все меньше тех средь нас,

Кто носит медаль участников войны.

Увы, их старость беспокойна –

С тревогой, болью и нуждой.

Так отдадим им дань достойно,

Поздравив их с Победой той.

Слайд 30-47

(песня "Прадедушка") Ермоченко Кристина (4 класс), поет под «минус»

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ветераны, участники Великой Отечественной войны, вам мы обязаны жизнью. Низкий поклон вам! Это вы отстояли наше детство. Вышли в бой с думой о тех, кто ждал и верил. Вам сегодня наша признательность!

Ведущая: А сколько не вернулось с той страшной жестокой воны! Но они не забыты нами. Давайте почтим память павших за мир и нашу свободную, спокойную жизнь, за наше отечество минутой молчания.

Минута молчания

Слайд 48

Слайд 49

(Звучит финальная песня «День Победы») поют все участники под «минус»

Ведущий: Наш праздник подошел к концу. Мы благодарим всех присутствующих. Особую благодарность выражаем ветеранам Великой Отечественной войны. Желаем всем здоровья, мира, хорошего настроения.

Ведущая: Мероприятие, посвящённое открытию месячника патриотической работы «Памяти павших будем достойны!" разрешите считать закрытым.

Литературно-мызыкальная композиция, посвященная Дню Победы, участниками которой являются учащиеся разных классов. В ней используется краеведческий материал, поддерживаемый презентацией. Две пары исполняют вальс. Наряду с грамзаписями звучат песни в исполнении солистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная композиция «День Победы»

(участники - учащиеся 5, 7, 8, 9, 10, 11 классов)

Оформление: шары

Оборудование: музыкальный центр (компьютер), диск «Военные песни», записи песен, презентация о героях (А, Иванов, А. Ковалевский, И. Графов)

Ответственный за музыкальное оформление Лукин (9 б)

Зарубина Анастасия

Говорить о любви может тот, кто любил…

И писать о войне может тот, кто там был…

Тот, кто видел, кто знает тот ужас и страх,

Кто винтовку держал в ослабевших руках,

В чьих глазах отражался смертельный огонь,

Кто стремился пробить нерушимую бронь,

Кто старался расслышать товарища крик,

Был со смертью «на ты», знал что жизнь-это миг!

Только он может вспомнить и всё рассказать!

Ну, а я…

И всё-таки не говорить об этом нельзя!

Звучит песня «Священная война» (№14, 3 мин. 18 с. или отдельная запись)

1 ученик (Мухина Арина, 8 б)

С чего начинается память – с берез?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если – с убийства! А если – со слез!

А если – с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростёртых!

А если с недетского знания –

Как живое становится мертвым!

1 и 2 ученики (Мухина Арина, Веселкина Екатерина) вместе

И в 5, и в 15, и в 25 лет

Войной начинается память. (К.Симонов)

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет. (А.Твардовский)

4 ученик (Брыкина Дарья, 8 б)

Я помню страны позывные,

Они раздавались везде –

На пункты идти призывные,

Отечество наше в беде.

Живыми вернуться просили.

Живыми вернутся не все,

Вагоны идут по России,

По травам ее, по росе.

2 ученик (Веселкина Екатерина, 8 б)

И брат расставался с сестрою,

Покинув детей и жену.

Я юностью связан с войною,

И я ненавижу войну.

3 ученик (Кондратьева Валерия, 8 б)

Я знаю, я понял, как важно

Веслом на закате грести,

Сирени душистой и влажной

Невесте своей принести.

5 ученик (Чухмарева Анастасия, 8 б)

Я видел и радость, и горе,

И я расскажу молодым,

Как дым от пожарища горек

И сладок Отечества дым.

Зайцев Игорь, 6 в

Кингисеппский поэт П.Петров «На той войне»

До сих пор душа войной больна.

Для меня не кончилась война.

До сих пор, как будто наяву,

в старом доме я в войну живу.

В доме нет ни капельки тепла.

Под ногами мертвый хруст стекла -

взрыв унес все переплеты рам.

Дом стоит. А как - не знает сам.

Только печка русская цела -

пламенем веселым расцвела.

С треском кушает дрова огонь...

Я, ржаной сухарь зажав в ладонь,

заберусь на печку под тряпье -

вот оно, убежище мое...

До сих пор душа войной больна -

ведь она войной опалена.


Катковская Анастасия, 9 б

Г.Горбовский

На военных дорогах помимо людей
убивало железо собак, лошадей.
В реках рыб убивало. И птиц в небесах.
А ещё убивало деревья в лесах.
Это очень печально - в эпоху чудес
После боя войти в обезглавленный лес.
Как же странно он выглядит - солнечный свет -
на обрубках, в которых дыхания нет!..
И потом, если взглянешь под ноги свои,
непременно увидишь: бегут муравьи.
Даже как бы - трава, и кряхтя, и сопя,
переносит на новое место себя.
Не туман, - расстилается саваном чад.
По ночам равнодушные звёзды молчат.
А когда на момент захлестнёт тишина,
над Землёй довоенная песня слышна…

Звучит песня «Катюша» (исполняет Вагапова Карина, 10 б, отдельная минусовка)

Стаценко Ирина, 11 а

Комбат

Ю. Друнина

Когда, забыв присягу, повернули

В бою два автоматчика назад,

Догнали их две маленькие пули -

Всегда стрелял без промаха комбат.

Упали парни, ткнувшись в землю грудью,

А он, шатаясь, побежал вперед.

За этих двух его лишь тот осудит,

Кто никогда не шел на пулемет.

Потом в землянке полкового штаба,

Бумаги молча взяв у старшины,

Писал комбат двум бедным русским бабам,

Что... смертью храбрых пали их сыны.

И сотни раз письмо читала людям

В глухой деревне плачущая мать.

За эту ложь комбата кто осудит?

Никто его не смеет осуждать!

Свидлова Наталья, 5 б

Три товарища

С.Михалков

Жили три друга-товарища

В маленьком городе Эн.

Были три друга-товарища

Взяты фашистами в плен.

Стали допрашивать первого.

Долго пытали его -

Умер товарищ замученный

И не сказал ничего.

Стали второго допрашивать,

Пыток не вынес второй -

Умер, ни слова не вымолвив,

Как настоящий герой.

Третий товарищ не вытерпел,

Третий - язык развязал:

"Не о чем нам разговаривать!"-

Он перед смертью сказал.

Их закопали за городом,

Возле разрушенных стен.

Вот как погибли товарищи

В маленьком городе Эн.

1937

Хмыров, 5 Б

Он не вернулся из боя

В. Высоцкий

Почему все не так? Вроде все как всегда:

То же небо, опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода,

Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

В наших спорах без сна и покоя.

Мне не стало хватать его только сейчас,

Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал, он с восходом вставал,

А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, не про то разговор:

Вдруг заметил я - нас было двое...

Для меня словно ветром задуло костер,

Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, будто из плена, весна,

По ошибке окликнул его я:

"Друг, оставь покурить", - а в ответ - тишина...

Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие - как часовые...

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло для обоих...

Все теперь одному, только кажется мне,

Это я не вернулся из боя.

Гуменюк Николай, 5 Б

Салют Победы, наш парад!

На землю свастики летят,

На лицах счастье, а в глаза

А в глаза о павших катится слеза.

Все меньше вас, кто в том строю

За Родину стоял свою.

И вам, кто с нами в эти дни,

Поклон глубокий до земли.

Звучит песня «Майский вальс» (№45, диск). Танцуют Брыкина Дарья, Казаков Олег, Мухина Арина, Данилевский Константин 8 б).

Тынянова Полина, 9 б

О.Берггольц

О друг, я не думала, что тишина

Страшнее всего, что оставит война.

Так тихо, так тихо, что мысль о войне

Как вопль, как рыдание в тишине.

Здесь люди, рыча, извиваясь, ползли,

Здесь пенилась кровь на вершок от земли...

Здесь тихо, так тихо, что мнится - вовек

Сюда не придет ни один человек,

Ни пахарь, ни плотник и ни садовод -

никто, никогда, никогда не придет.

Так тихо, так немо - не смерть и не жизнь.

О, это суровее всех укоризн.

Не смерть и не жизнь - немота, немота -

Отчаяние, стиснувшее уста.

Безмирно живущему мертвые мстят:

Все знают, все помнят, а сами молчат.

1940, Финляндия

Песню о войне исполняет Грибкова Анна, 8 б

Роотс Руфина, 9 б

Зинка

Ю.Друнина

1.Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала. 1 слайд презентации

Казаков Олег, Белявский Сергей, Иванов Артем рассказ о А. Иванове, А. Ковалевском и И. Графове с использованием презентации

Казаков Олег 2 слайд презентации

Иванов Алексей Александрович - стрелок-бомбардир, старший сержант.

3 слайд презентации

  • Родился в Тверской области, с 1928 года семья жила в Кингисеппе. Окончил Кингисеппскую среднюю школу № 1 в 1938 году.
  • Окончил 9-ю Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей.
  • Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 старший сержант Иванов А.А. совершил 16 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника в районах Львова, Новоград-Волынского, Киева, Полтавы, Харькова, Белгорода, Ростова-на-Дону.

4 слайд презентации

17 ноября 1941 года в семнадцатый раз вылетел на боевое задание в составе экипажа бомбардировщика Су-2. В завязавшемся воздушном бою получил смертельное ранение, но продолжал вести бой, а затем прицельно сбросил бомбы на вражеские позиции. Когда самолёт совершил посадку на аэродроме, старший сержант Иванов был уже мёртв. Командир полка и командир дивизии представили его к ордену Красного Знамени, но 6 декабря командующий фронтом маршал Тимошенко написал на представлении резолюцию: «Достоин звания Героя Советского Союза».

5 слайд презентации

Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении старшему сержанту Иванову Алексею Александровичу звания Героя (посмертно) был подписан 27 декабря 1941 года.

  • Награждён орденом Ленина.

Белявский Сергей

6 слайд презентации

Ковалевский Анатолий Николаевич

В Великой Отечественной войне принимал участие с её первого дня - 22 июня 1941 года. 13 августа, командуя танковой засадой, на трех "КВ" и двух "Т-28" лейтенант Ковалевский уничтожил 14 тяжелых фашистских танков. Бил фашистов под Псковом, героически сражался, обороняя Ленинград, на Лужском рубеже, на Кингисеппском участке, Ораниенбаумском плацдарме.

7 слайд презентации

В одном из населенных пунктов в районе Волосово немцы сконцентрировали большое количество танков "Тигр" и самоходных установок, на помощь которым прибыли свежие силы пехоты и артиллерии врага. Наметился контрудар по нашим войскам. Разведчики своевременно доложили о скоплении вражеских сил командиру полка. Анатолий Ковалевский повел свой полк в тыл врага, окружил опорный пункт и разгромил группировку противника. Прямо на поле боя подполковнику Ковалевскому был вручён орден Красного Знамени, а за овладение 1 февраля 1944 года городом Кингисеппом в ходе Ленинградско-Новгородской операции Ленинградского фронта той же награды был удостоен и 222-й отдельный танковый полк.

8 слайд презентации

27 января 1945 года в боях за город Нейберун (Силезия) танкистам пришлось, схватив автоматы, вместе со стрелками пойти в наступление. В этом бою, идя в атаку во главе своих бойцов, 29-летний полковник А.Н. Ковалевский был смертельно ранен немецким снайпером…

Иванов Артем

9 слайд презентации

Графов Игорь Александрович

  • Графов Игорь Александрович - командир зенитно-пулеметного взвода 803-го армейского зенитно-артиллерийского полка 2-й ударной армии Ленинградского фронта, младший лейтенант.
    Родился 14 ноября 1923 года в городе Ленинграде.

В январе 1944 года, после снятия блокады Ленинграда, войска Ленинградского фронта перешли в наступление. В кровопролитных боях, длившихся несколько недель, гитлеровцы были изгнаны из Ленинградской области. В начале февраля советские воины вышли к реке Нарва и, форсировав ее, укрепились на небольшом плацдарме. Среди подразделений, форсировавших реку, был и зенитно-пулемётный взвод младшего лейтенанта Игоря Графова.
10 слайд презентации
Взвод попал под сильный огневой удар противника. 22 февраля разыгралось сражение, которое продолжалось целых 17 часов. После каждой атаки всё меньше оставалось в строю бойцов взвода Графова. Артиллерийский огонь противника не давал возможности подбросить с восточного берега реки свежие силы и боезапас. В разгаре боя командир вдруг заметил, что один из пулеметов замолчал. Он подбежал к нему и занял место убитого. Точными прицельными очередями Игорь Графов отбил шесть атак гитлеровцев, свыше четырёх часов он непрерывно находился за пулеметом. Был ранен, но остался в строю. Когда немцы в седьмой раз пошли в атаку, пулемёт Графова замолчал окончательно - кончились патроны.

11 слайд презентации

Фашисты окружили Игоря и стали подходить к нему с разных сторон. Он схватил пистолет, завязалась рукопашная схватка. Игорь ударил одного из вражеских солдат по лицу рукояткой пистолета и крикнул: "Живым не сдамся!"

12 слайд презентации

Автоматная очередь фашистов сразила бесстрашного советского офицера.

13 слайд презентации (на его фоне читают стихи)

1 ученик (Смирнова Кс., 7 а)

Помните!

Через века,

Через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придёт

Никогда, -

помните!

2 ученик (Гришакова А., 7 а)

Не плачьте!

В горле

Сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

Павших

Будьте

Достойны!

Вечно

достойны!

3 ученик (Вендель Эвелин, 7 а)

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

Просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

4 ученик (Егорова Оксана, 7 а)

Люди!

Покуда сердца

Стучатся, -

помните!

Какою

ценой

завоёвано счастье, -

пожалуйста,

Помните!

5 ученик (Гришакова А., 7 а)

Песню свою

Отправляя в полёт, -

помните!

О тех,

кто уже никогда

Не споёт, -

помните!

6 ученик (Егорова Оксана, 7 а)

Детям своим

Расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

Детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

7 ученик (Вендель Эвелин, 7 а)

Во все времена

Бессмертной

Земли

помните!

К мерцающим звёздам

Ведя корабли, -

о погибших

помните!

8 ученик (Гришакова Анастасия, 7 а)

Встречайте

Трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

Войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

9 ученик (Смирнова Ксения, 7 а)

Мечту пронесите

Через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт

Никогда, -

заклинаю , -

помните! (хором)

Звучит песня «День Победы» (№ 41, 3 мин.54 с.)

14 слайд презентации (на его фоне звучит песня)