Болезни Военный билет Призыв

Междоусобный. Что испытал Левша в Твердиземном море, когда «водопление сделалось ужасное», «что никак его нельзя было успокоить»? Двухсестная- соединение слов: двухместная и сесть

Междоусобный … Орфографический словарь-справочник

МЕЖДОУСОБНЫЙ, междоусобная, междоусобное (книжн., устар.). прил. к междоусобие; вызванный междоусобием. Междоусобные войны. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МЕЖДОУСОБИЕ, я, ср. и МЕЖДУУСОБИ А, ы, ж. Несогласие, раздор между какими н. общественными группами в государстве (обычно о старине, далёком прошлом). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Прил., кол во синонимов: 1 междуусобный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Междоусобный, междоусобная, междоусобное, междоусобные, междоусобного, междоусобной, междоусобного, междоусобных, междоусобному, междоусобной, междоусобному, междоусобным, междоусобный, междоусобную, междоусобное, междоусобные, междоусобного,… … Формы слов

междоусобный - междоус обный … Русский орфографический словарь

Ая, ое. к Междоусобие и Междоусобица. М ые войны … Энциклопедический словарь

междоусобный - ая, ое. к междоусобие и междоусобица. М ые войны … Словарь многих выражений

междусобный - междоусобный … Cловарь архаизмов русского языка

МЕЖДОУСОБИЕ, я, ср. и МЕЖДУУСОБИЦА, ы, жен. Несогласие, раздор между какими н. общественными группами в государстве (обычно о старине, далёком прошлом). | прил. междоусобный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Нойоны. Белая звезда , Александр Бауров. Тучи сгущаются над троном Грифонхатов. Эрафия сотрясается внутренними проблемами. Амбиции нового канцлера ставят под угрозу отношения с соседними государствами, стремительно сползающими к…

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"

Цели и задачи: расширение знаний о жизни и творчестве Н. С. Лескова; формирование навыков анализа текста, работа с лексикой, отработка умений находить в словаре нужное значение; развитие монологической речи учащихся, заинтересовать учащихся, необычностью повествования, воспитание любви к слову, к народной речи героев.

1. Организационный момент

Сообщение темы и цели урока .

2. Ход урока

Подготовка к восприятию.

1)Краткие сведения из биографии Н.С. Лескова. Выступает подготовленный ученик. слайд 1

Николай Семёнович Лесков – русский писатель XIX века, по мнению многих самый национальный писатель России. Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохово (Орловская губерния) в духовной среде. Отец писателя был чиновником уголовной палаты, а мать – дворянкой. Детские годы Николай провел в родовом имении в Орле. В 1839 семья Лесковых переехала в село Панино. Жизнь в селе наложила свой отпечаток на творчество писателя. Он изучал народ по быту и разговорам, а также считал себя своим в народе.

С 1841 по 1846 год Лесков посещал Орловскую гимназию. В 1948 году он потерял отца, а их семейное имущество сгорело при пожаре. Примерно в это же время он поступил на службу в уголовную палату, где собрал много материала для своих будущих работ. Через год был переведен в казенную палату Киева. Там он проживал у своего дяди С. П. Алферьева. В Киеве в свободное от работы время он посещал лекции в университете, увлекался иконописью и польским языком, а также посещал религиозно-философские кружки и много общался со старообрядцами. В этот период у него проснулся интерес к украинской культуре.

В 1857 году Лесков ушел в отставку и поступил на службу к А. Я. Скотту – английскому мужу своей тети. Работая в компании «Шкотт и Вилькенс», он приобрел огромный опыт во многих отраслях, включая промышленность и сельское хозяйство. Впервые как публицист он проявил себя в 1860 году. Через год он перебрался в Петербург и решил посвятить себя литературной деятельности. Его работы стали появляться в «Отечественных записках». Многие его рассказы были основаны на знаниях русской самобытной жизни, и были пропитаны искренним участием к нуждам народа.

В своих рассказах Лесков пытался также показать трагическую судьбу России и неподготовленность к революции. В связи с этим он состоял в конфликтных отношениях с революционными демократами. Многое изменилось в творчестве писателя после знакомства со Львом Толстым. В его работах 1870-1880 годов появилась и национально-историческая проблематика. В эти годы он написал несколько романов и повестей о художниках. Лесков всегда восхищался широтой русской души, и эта тема отразилась в рассказе «Левша». Умер писатель 21 февраля (5 марта) 1895 года в Петербурге.

2)Слово учителя. История создания "Левши". слайд 2

Повесть Николая Лескова была написана и опубликованная в 1881 году .

Впервые напечатана в журнале «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана в 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:

"Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле , на Ижме или в Сестрорецке , но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму . Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого . Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича , жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением."

Сам Николай Семенович определил жанр своего произведения как сказ. Что же это такое?

Сказ - принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры персонажа-рассказчика, лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. слайд 3

Восприятие. А теперь обратимся непосредственно к самому произведению и найдем лексические особенности. Первое интересное словосочетание, которое мы встречаем - это междоусобные разговоры. Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.

Значение слова Междоусобный по Ефремовой:
Междоусобный - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: междоусобие, междоусобица, связанный с ними.
В словаре Ожегова находим значение слова - (обычно о старине, далеком прошлом)
несогласие , раздор между какими-нибудь общественными группами в государстве.

Это толкование не подходит к нашему тексту. Как же определить значение? Для этого познакомимся с понятием народная этимология.

Народная этимология - ложная этимология , лексическая ассоциация, возникающая под влиянием просторечия ; в дальнейшем может восприниматься также и литературным языком. слайд 4

Давайте поразмышляем на основе каких ассоциаций могло возникнуть это слово.

Ответы учеников: междоусобные разговоры - разговоры между собой.

А теперь вы самостоятельно начнете составлять толково-этимологический словарь. Тетрадь разделить на 2 колонки, в первую записывать слова, имеющие определение в толком словаре, во вторую - не имеющие. (Класс можно разделить на 2 группы, одна работает по 1 главе, другая по второй. Работать детям лучше в парах, используя мобильный интернет и интернет-словари)

Перед написанием толкования слова детям предлагается подумать из каких слов могли образоваться новые понятия.

Интерпритация. Беседа по вопросам:

Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?

Предполагаемый ответ: Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.

Какой вы находите речь героев?

Предполагаемый ответ: Речь героев необычна и непривычна для современного читателя за счет широкого употребления слов народно-этимологического происхождения.

3.Итог урока. Рефлексия.

Продолжить предложения.

Я познакомился с.....(творческой биографией Н.С. Лескова)

Я узнал об....(истории создания "Левши")

Я запомнил новые термины...(сказ, народная этимология)

Особенно понравилось..

4.Домашнее задание.

Продолжить составление словаря по следующим главам.

1)Урок № 2 можно начать с проверки усвоения значения новых слов.

Указать номера слов, толковании которых есть ошибка.

1)провожатые - Тот, кто сопровождает кого-нибудь

2) шабаш - Довольно, кончено, баста.

3) нимфозория - вид инфузорий, одноклеточный организм

4) деньщик - дневной дежурный.

5) ажидация - агитация

6) Складень - складная икона

7)Керамиды - египетские пирамиды.

Соотнесите слова и реалии (предмета или рисунка этого предмета) при толковании лексического значения слова.

Керамиды

Мерблюзьи монтоны

Нимфозория

Складень.

пистоля

Чтобы усложнить задание, в правой колонке можно не давать слова, а попросить учащихся подобрать их самим.

2) В качестве домашнего задания можно дать составление кроссворда.

3)На уроке № 3 для закрепления знания новых слов можно разгадать пару наиболее удачных кроссвордов.

Кроссворд. Образец. Работа Водопьяновой Юлии (6 класс 2015 год)

Вопросы:

1. Этот вид одежды изготавливали из верблюжьей шерсти

2. Как называлось море, по которому плыл на корабле Левша?

3. Музей, собрание редкостей

4. Значение этого слова объясняется как смутить, поставить в неловкое положение.

5.Прибор для разглядывания мелких предметов

6.Так называется продовольственный склад.

7.Определение носа с горбинкой

8. Они являются главной достопримечательностью Египта

9.В тексте синоним к слову ожидание.

10 Название винного напитка.

4) После более подробной беседы о жанре сказа, дать детям творческое задание, придумать свой сказ. Пример работы ученицы 6 класса .

Сказ о том, как бабушка посетила соревнования по художественной гимнастике.

Раз позвонила моей соседке внучка в деревню по сотелю (сотовый телефон) и пригласила на свое выступление по художественной гимнастике. Она у нее групповичка(выступает в групповых упражнениях). Бабуля отправилась на железку (на железнодорожную станцию), взяла билет и поехала в город Нижний Новгород.

Внучка её выступала в Училище олимпийского запасу(резерва). Зашла бабуля в зал, народу тьма тьмущая. Присела и стала выжидать(ждать). Вот вышли девчонки в ярких, красивых нательниках (купальник на тело), на лице раскрас, как у Сережи Зерского (Зверева). Заиграла музыка. Девочки стали выполнять разные закидушки (закидывать высоко ноги, за уши), подбрасывать вверх булавы. У бабули аж дух захватило. Номер выполнили безушибочно (без ошибок и падений). Одержали победу.

Народная этимология - ложная этимология, лексическая ассоциация, возникающая под влиянием просторечия; в дальнейшем может восприниматься также и литературным языком.

таблица Слова, зафиксированные в толковом словаре Первая глава провожатые - Тот, кто сопровождает кого-нибудь(по словарю Ожегова С.И. http://tolkslovar.ru /) шабаш - Довольно, кончено, баста. (по словарю Ефремовой Т.Ф.) кунсткамера- Музей, собрание редкостей, диковинных предметов (Ожегов) бурка - Мужская одежда в виде длинной, расширяющейся книзу накидки из тонкого войлока. деньщик - солдат (матрос), состоявший при генерале (адмирале) или офицере в качестве казенной прислуги Складень - складная икона Вторая глава взахался - Начать усиленно ахать, жаловаться. (по словарю Ушакова Д.Н. http://www.classes.ru/) сконфузить - привести в конфуз, в смущение, поставить в неловкое положение Слова имеющие народно-этимологическое происхождение Первая глава цейгауз (цейхгауз)- военный вещевой склад гробоватый (горбатый) Кислярка (Кизлярка) - виноградная водка невысокого качества, вырабатывавшаяся в городе Кизляре на Кавказе Междоусобные разговоры - здесь в смысле «разговоры между собой» Вторая глава двухсестная карета(двухместная) Аболон полведерский (Апполон Бельведерский) бюстры (люстры) - соединение слов «бюсты» и «люстры » буреметры (барометр) из ассоциации со словами -мерить бурю мерблюзьи (верблюжьи) вместо «верблюжьи»; соединение слов «мерзнуть» и «верблюжьи»


То он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов , который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: «так и так, и у нас дома свое не хуже есть,» - и чем-нибудь отведет.

Англичане это знали и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где Платов не мог по-французски вполне говорить; но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения. А когда англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы, оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать свое над нами во всех вещах преимущество и тем славиться, - Платов сказал себе:

Ну уж тут шабаш. До этих пор еще я терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам.

И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит:

Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там, - говорит, - такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.

Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришел в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки , дерябнул хороший стакан, на дорожний складень богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было.

Думал: утро ночи мудренее.

На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную .

Приезжают в пребольшое здание - подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромадные бюстры , и посредине под Балдахином стоит Аболон полведерский .

Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлен и на что смотрит; а тот идет глаза опустивши, как будто ничего не видит, - только из усов кольца вьет.

Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли . Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию , что для него все ничего не значит.

Государь говорит:

Как это возможно - отчего в тебе такое бесчувствие? Неужто тебе здесь ничто не удивительно?

А Платов отвечает:

Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали.

Государь говорит:

Платов отвечает:

Не знаю, к чему отнести, но спорить не смею и должен молчать.

А англичане, видя между государя такую перемолвку, сейчас подвели его к самому Аболону полведерскому и берут у того из одной руки Мортимерово ружье , а из другой пистолю .

Вот, - говорят, - какая у нас производительность, - и подают ружье.

Государь на Мортимерово ружье посмотрел спокойно, потому что у него такие в Царском Селе есть, а они потом дают ему пистолю и говорят:

Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства - ее наш адмирал у разбойничьего атамана в Канделабрии из-за пояса выдернул.

Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может.

Взахался ужасно.

Ах, ах, ах, - говорит, - как это так… как это даже можно так тонко сделать! - И к Платову по-русски оборачивается и говорит: - Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал.

А Платов на эти слова в ту же минуту опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два - замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

Ох-де, мы маху дали!

А государь Платову грустно говорит:

Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Поедем.

Сели опять в ту же двухсестную карету и поехали, и государь в этот день на бале был, а Платов еще больший стакан кислярки выдушил и спал крепким казачьим сном.

Было ему и радостно, что он англичан оконфузил, а тульского мастера на точку вида поставил, но было и досадно: зачем государь под такой случай англичан сожалел!

«Через что это государь огорчился? - думал Платов, - совсем того не понимаю», - и в таком рассуждении он два раза вставал, крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навел.

А англичане же в это самое время тоже не спали, потому что и им завертело. Пока государь на бале веселился, они ему такое новое удивление подстроили, что у Платова всю фантазию отняли.

На другой день, как Платов к государю с добрым утром явился, тот ему и говорит:

Пусть сейчас заложат двухсестную карету, и поедем в новые кунсткамеры смотреть.

Платов даже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли к себе в Россию собираться, но государь говорит:

Нет, я еще желаю другие новости видеть: мне хвалили, как у них первый сорт сахар делают.

Лесковские слова

  • Аболон полведерский- вместо: Аполлон Бельведерский (знаменитая древняя статуя, хранящаяся в Риме, в Ватикане)

  • Ажидация- соединение существительных: ажитация (от франц. волнение, возбуждение) и ожидание

  • Бойлы- вместо: побои

  • Брезент: презент

  • Буфта- вместо: бухта.

  • Буреметр- соединение слов: барометр и буря

  • Бюстры- соединение слов: бюсты и люстры

  • Безрассудок- соединение слов: предрассудок и безрассудство.

  • Вавилоны- извилистые узоры, вычуры

  • Верояция- вместо: вариация

  • Валдахин- вместо: балдахин

  • Грандеву- вместо: рандеву

  • Грабоватый- вместо: горбатый

  • Два девяносто верст- то есть 180 верст

  • Дансе- танец

  • Дванадесть язык- двенадцать народов. Этим выражением часто обозначалась армия Наполеона.

  • Двухсестная- соединение слов: двухместная и сесть.

  • Д олбица (умножения)- соединение слов: таблица и долбить

  • Зуша - река, на которой стоит город Мценск, приток Оки.

  • . Казамат- каземат (одиночная камера в крепости).


Клеветон-

  • Клеветон- соединение слов: фельетон и клевета.

  • Курицу с рысью - вместо: курицу с рисом

  • Кунсткамера- собрание редкостей, музей

  • Конделабрия- вместо Калабрии (полуостров в Италии) Соединено со словом: канделябр (подставка для свечей)

  • Корешковая трубка- выточенная из корня дерева.

  • Камнесеченная- высеченная из камня.

  • Керамида- вместо: пирамида.

  • Мюрин- негр

  • Мерблюзьи- вместо: верблюжий

  • Мантон- то же, что и манто

  • Междоусобные разговоры- разговоры между собой.

  • Мортимерово ружье- Г. В. Мортимер- английский оружейник конца XV III века.

  • Мелкоскоп- соединение слов: микроскоп и мелко.

  • Ногавки- носки.

  • Непромокабль- вместо: непромокаемый плащ (соединение русского слова «непромокаемый» с окончанием французского прилагательного.)

  • Нимфозория - соединение слов: инфузория и нимфа.

  • Нощию- ночью

  • ...от Аничкина моста из противной аптеки...- то есть из аптеки напротив Аничкова моста.

  • Обухвинская больница- вместо: Обуховская


Полшекипер-

  • Полшекипер- вместо: подшкипер, помощник шкипера.

  • Парей- вместо: пари

  • пуплекция - апоплексия(удар, паралич)

  • Плезирная трубка - вместо: клистирная трубка.

  • Прате- каменное крыльцо

  • Пистоля- пистолет

  • Преламут- перламутр

  • Публицейские- соединение слов: публичные и полицейские.

  • Пубель- вместо: пудель.

  • ...при восходе его...- то есть в начале царствования.

  • Складень- складная икона, писанная на двух или трех створках

  • Сугиб- сгиб

  • Сахар молво -в 10-20-х годах XIX века в Петербурге был сахарный завод Я.Н. Мольво

  • Симфон- вместо: сифон(бутылка с краном для газированной или минеральной воды.

  • Свистовые- соединение слов: вестовые и свист.

  • С е тре жуле- это очень мило

  • Студенг- соединение слов: пудинг и студень

  • Тугамент- вместо: документ

  • Тельма- длинная накидка без рукавов.

  • Твердиземное море - вместо: Средиземное

  • Трепетирот- соединение слов: репетир и трепать

  • У кушетка- вместо: кушетка

  • Форейтор- верховой кучер на передней лошади при запряжке цугом.

  • Щеглеты- вместо: штиблеты.


Кроссворд «Н. С. Лесков. „Левша"»

  • По горизонтали:

  • 5. Без чего тульские мастера не хотели отпустить Левшу с Платовым в Петербург?

  • 6. Что было в часах, подаренных Левше англичанами?

  • 7. Как названо в сказе слово «бухта»?

  • 9. Что испытал Левша в Твердиземном море, когда «водопление сделалось ужасное», «что никак его нельзя было успокоить»?

  • 11. Какое учреждение посетили царь Александр Павлович и атаман Платов в Англии?

  • 15. Что танцевала «аглицкая нимфозория»?

  • 16. В каком виде почудился Левше черт в морской пучине?

  • 18. Найдите корень в слове «свистовые».

  • 19. Каких сказоч­ных героев напоминают тульские мастера, подковавшие блоху?

  • 20. Имя какого героя сказа Лескова стало нарица­тельным?

  • 23. Под чем стоял в кунсткамерах Аболон Полведерский?

  • 25. Как назывались танцевальные движения, которые исполняла аглицкая блоха?

  • 28. Что опустил Платов себе в карман, когда рассчитывался за блоху?



Решение кроссворда