Болезни Военный билет Призыв

Методы педагогических исследований таблица по педагогике. Подготовительный этап педагогического исследования. Некоторые методы педагогического исследования

Педагогическое исследование представляет собой поиск способов и путей усовершенствования педагогического процесса. Такие пути и и есть методы педагогического исследования. С их помощью удается добыть информацию о том или иной изучаемом предмете, провести ее анализ и обработку, после чего включить ее в систему известных знаний.

Классификация методов педагогического исследования

Исследования классифицируются несколькими способами. Так по выделяют:

· Теоретические и причинно следственного анализа, сравнительно-исторический анализ.

· Практические методы: беседа, анкетирование, наблюдение, эксперимент.

В зависимости от источников информации методы педагогического исследования делятся на методы изучения теоретических источников и методы анализа существующего педагогического процесса. По способам обработки анализа тех или иных данных выделяют такие методы, как метод анализа и метод количественной обработки материала.

Некоторые методы педагогического исследования

1. Наблюдение как метод педагогического исследования является наиболее доступным и распространенным. Под наблюдением подразумевается заранее подготовленное и организованное восприятие процесса, явления или объекта в естественных условиях. Следует отметить, что несколько отличается от так называемого житейского. Во-первых, в научном наблюдении ставятся конкретные задачи, разрабатываются схемы наблюдения, выделяются объекты. Во-вторых, полученные результаты нужно обязательно зафиксировать. В-третьих, полученные данные обязательно обрабатываются. О высокой эффективности наблюдения можно говорить в том случае, если оно будет систематическим, разносторонним, длительным, массовым и объективным. Так как наблюдение не занимается раскрытием внутренней стороны педагогического исследования, то применяют его лишь на начальном этапе исследования, в купе с другими методами.

2. Изучение опыта - один из самых древних методов педагогического исследования. В широком смысле изучении опыта подразумевается организованную которая направлена на установление исторических связей обучении и воспитания, а также вычленение устойчивого общего в воспитательно-учебных системах. Благодаря такому методу проводится анализ путей решения проблем, а также выводится взвешенное заключение о необходимости применения этих решений в новых исторических условиях.

3. Изучение продуктов ученического творчества, таких как, классных и домашних работ, рефератов, докладов, сочинений, а также результатов технического и эстетического творчества. Подобный метод имеет широкое применение, например, его используют при оценке индивидуальных особенностей учеников, их наклонностей, интересов и отношения к различным обязанностям и делам. Организация педагогического исследования таким методом также требует тщательного планирования, а также подготовки к умелому использованию с другими методами.

4. Беседы, диалоги, дискуссии - это то, что помогает выявить отношения людей, их намерения, чувства, позиции и оценки в отношении того или иного явления. Педагогическая беседа имеет особенности: она характеризуется заранее продуманными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир исследуемых, а также выявить причину появления того или иного поступка.

5. Эксперимент - это своего рода наблюдение, только в данном случае экспериментатор наблюдает за тем процессом, который он сам же планомерно осуществляет. Так, педагогический эксперимент может проводиться с группой учеников, школой или сразу же с несколькими школами. Насколько надежным окажется эксперимент, во многом зависит от соблюдения всех его условий.

6. Тестирование - один из самых популярных методов педагогического исследования. Он представляет собой целенаправленное и одинаковое обследование всех испытуемых, которое должно проводиться в строго контролируемых условиях. Тестирование от других методов исследования отличается доступностью, точностью, простотой и возможностью автоматизации.

7. Анкетирование - массовый сбор материала, который осуществляется посредством заранее разработанных опросников, так называемых анкет. Анкетирование основывается на том предположении, что анкетируемый человек будет честно отвечать на приведенные в анкете вопросы. Однако, как показывает статистика, на практике подобные ожидания оправдываются лишь на половину, что резко подрывает доверие к анкетированию как к объективному методу получения данных.

ТЕМА 2

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология педагогики, ее задачи и структура. Методы педагогического исследования, их классификация. Логика научно-педагогического исследования.

Основные понятия: методология, методология педагогики, метод исследования, метод педагогического исследования.

§ 1. Методология педагогики, ее задачи и структура

Под методологией науки понимается совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

Методология педагогики – это учение о педагогических знаниях, процессе их получения и практическом применении.

Ведущие задачи методологии педагогики:

    определение и уточнение предмета педагогики и ее места среди других наук, важнейшей проблематики педагогических исследований;

    установление принципов и методов приобретения знаний о педагогической действительности;

    определение направлений развития педагогической теории;

    определение путей взаимодействия науки и практики, основных способов внедрения достижений науки в педагогическую практику;

    анализ зарубежных педагогических исследований.

Структура методологии педагогики представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура методологии педагогики

§ 2. Методы педагогического исследования, их классификация

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования .

Методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений.

Все многообразие методов педагогического исследования можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Классификация методов педагогического исследования представлена в таблице 2.

Таблица 2

Классификация методов педагогического исследования

1. Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдения.

Этапы наблюдения:

    определение целей и задач (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

    выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

    выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

    выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи);

    обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное – наблюдение «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение – очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или уточнения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа проходит по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

Интервьюирование – разновидность беседы, при которой исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование – заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.

Изучение работ учащихся. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут предоставить сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

Исследовательская деятельность предполагает:

    опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

    активное воздействие исследователя на педагогическое явление;

    измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

    неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа эксперимента:

    теоретический – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы;

    методический – разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

    собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

    аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий).

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (содержания методов, форм) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

2. Методы теоретического исследования.

В ходе теоретического анализа обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общие принципы или правила.

В теоретических исследованиях используются индуктивные идедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – наоборот, от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

3. Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также дляустановления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Математические методы помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и часто пассивных).

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого.

Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок.

§ 3. Логика научно-педагогического исследования

Педагогическое исследование предполагает ряд стадий: подготовительную, практическое решение проблемы, количественную обработку полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и предложений.

На подготовительном этапе анализируется практическая деятельность с целью определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании учащихся. Осуществляется сбор предварительных материалов для конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической проблемы.

Эта работа завершается формулировкой гипотезы, т.е. предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. Составляется методика исследования – отбираются необходимые методы, технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения полученных данных.

Практическое решение проблемы связано с реализацией методики исследования в виде серий наблюдений, опросов, экспериментов.

Количественная обработка полученных данных осуществляется с помощью математических методов исследования.

Интерпретация полученных данных проводится на основе педагогической теории с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы, что позволяетсформулировать выводы и предложения.

Южно-украинский педагогический университет

имени К.Д. Ушинского

Художественно-графический факультет

Методы педагогических исследований

студентки

1 курса 1гр.2подгр.

Одесса 2008 г.


Введение

1. Методы научно-педагогических исследований

Традиционно-педагогические методы

Психолого-педагогический эксперимент

Социологические методы исследования

Тестирование проективные методы

Математические методы педагогических исследований

Заключение

Литература


Введение

Каждая отрасль человеческого знания, выделяясь в особую науку, определяет предмет исследования, присущий только данной науке и методы её исследования.

Предметом педагогики является особенная сфера общественной деятельности воспитания человека составными частями её – образование и обучение.

Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и современствование методов её исследования. Надо сказать, что в этом отношении педагогика имеет значительный прогресс. Было время, когда она разрабатывалась на основе умозрительных филосовско-социалогических построений, а педагогические идеи выступали как результат творческой деятельности выдающихся мыслителей. Однако начиная с18в. в наибольшей мере педагогику стали обогащать те ученые, которые сочетали теоретическую деятельность с практической воспитательной работой. Что в особенности относится к таким выдающимся педагогам, как Я.А. Каменский, Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Шацкий и др.

В XIX в. начали широко проводиться экспериментальные исследования, способствовавшие дальнейшему углублению теории обучения и восспитания.

В настоящее время педагогические иследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов: педагогическое наблюдение, метод исследовательской беседы, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперемент, изучение и обобщение передового опыта, социологические методы исследования (анкетирование рейтинг), методы математической статистики и теоретического анализа педагогической идеи и др. Остановимся кратко на сущности каждого из этих методов.

Метод научно-педагогических исследований

Понятие «метод» (греч. methodos) с древнейших времен использовалось как синоним выражений «путь исследования, способ познания». Современная философия трактует его как форму практического и теоретического освоения действительности, систему способов, приемов, принципов и подходов, которые может использовать конкретная наука для познания своего предмета.

В современной учебной литературе дается такое определение: метод научно-педагогического исследования - это способ исследования психолого-педагогических процессов формирования личности, установленной объективной закономерности воспитания и обучения.

Для получения разнообразных сведений о развитии личности, коллектива или другого объекта обучения и воспитания подбирается оптимальный комплекс метотов-методика исследования. Рассмотрим основные комплексы педагогических методов исследования.

1.1 Традиционно-педагогические методы

Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. К таким методам относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической политики. Сущность его заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений. Главными его требованиями являются: определение задач, выделение объекта исследования, разработка схемы наблюдения; обязательное фиксирование результатов; обработка полученных данных.

(Различают наблюдение прямое, непосредственное и самонаблюдение.)

К примеру, исследователь, присутсвует на уроке и замечает, что, когда учитель излагает материал интересно, дети сидят тихо и внимательно слушают. Далее он видит, что одни ученики ведут себя активно, стремятся отвечать на вопросы учителя, сами ставят вопросы, другие же отличаются пасивностью, невнимательностью, затрудняются отвечать на вопросы учителя. Наблюдение этих явлений позволяют исследователю сделать выводы о том, что внимание учащихся во многом зависит от содержательности урана, что более высокие знания имеют активные слушатели. Так наблюдение создает почву для определенных теоретических суждений и умозаключений, которые подвергаются более глубокому изучению и проверке с помощью других методов.

Подчеркивая допустимость и распространяемость метода наблюдения, необходимо вместе с этим учитывать его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутрение стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленения общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Он тесно стыкается с другим методом - изучение первоисточников, называемым так же архивным.

В современном, несколько суженом смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта, творчески, работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.

Анализ школьной документации.

Источниками информации при использовании этого метода служат классные журналы, расписание учебных занятий, календарные и неурочные планы учителей и т.д. В этих документах, помогающих установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемым явлением. Например, изучение документации дает ценные статистические данные для установления связи междусосотоянием здоровья и усваемостью, тем как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т. д.

Изучение продуктов ученического творчества.

Это изучение домашних и классных работ, сочинений, рефератов, результатов эстетического и технического творчества. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени».

Беседы, интервью.

Беседа - метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, которая интересует учителя, спомощью предварительно одготовительных вопросов. Беседа дает возможность проникнуть во внутрений мир собеседника. выявить причины тех или иных поступков, получить информацию о нравственных, мировозренчиских, политических и других взлетах испытуемых. Но беседы очень сложный метод, требующий особой душевной чуткости от педагога, знание психологии, умение слушать. Поэтому он применяется чаще как дополнительный метод.

Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей. Вопросы и ответы готовятся заранее и последние не всегда бывают правдивыми. Результаты интервью обычно дополняют данными полученных с помощью других методов.

1.2 Психико-педагогический эксперимент

Слово эксперимент латинского происхождения и в переводе означает опыт, испытание. Психико-педагогический эксперимент обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него. В отличии от методов, лишь регистрирующих, то что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Эксперементальным путем, например, пробивают дорогу в нр-у новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Педагогический эксперемент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ.

Проводимые педагогические эксперименты многообразны. Их кклассифицируют по различным признакам - направленности, обьектам исследования, месту и времени проведения.

В зависимости от цели различают:

1) констатирующий экперемент, при котором изучаются существующие педагогические явления.

2) проверочный, уточняющий, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы.

3) созидательный, преобразующий формирующий эксперемент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный эксперимент, предложенный русским ученым Лазурским, проводится в специальных условиях, соответсвенно его цели, а исследуемые процессы протекают естетсвенно, последовательно и без вмешательства исследователя.

Если нужно проверить какой-либо частный вопрос, или для получения необходимых данных, надо обеспечить особенно важное тщательное наблюдение (иногда с применением аппаратуры), эксперемент переносится в лабораторию и называется лабораторным. В педагогических исследованиях он применяется нечасто, т.к. естественный эксперемент ближе к реальной действительности.


1.3 Социологические методы исследования

В последнее время в педагогике активно используется социологические методы исследований: анкетирование, определение рейтинга, обобщение независимых характеристик.

Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников. педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрого массового опроса учеников, учителей, родителей; дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. пройдя через первые неудачи и разочарования (в анкетах школьников «полный ажур», а вреальной жизни-почти тако же полный провал). педагогическое анкетирование избавилось от многих недостатков. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать непрямые вопросы, чтобы ученик недогадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты.

Социометрический метод - метод изучения групповой дифференциации, позволяющий анализировать внутреколлективные отношения. Этот метод позволяет делать срезы, характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Рейтинг является основной для построения разнообразнейших шкал оценок от нумерности отдельных учеников до моральных качеств и престижности професий.

Метод обобщения независимых характеристик разработан русским психологом К. Платоновым. Предусматривает обобщение сведений об учениках, полученных из разных источников (учителя, родители, одноклассники, друзья и т.п.), сопоставление этих сведений, их осмысление.

Разновидностью данного метода является педагогический консилиум, который предусматривает обсуждение результатов изучения воспитанности учеников, оценивание конкретных качеств личности, выяснение причины возможных отклонений.

1.4 Тестирование, проективные методы

Слово «ТЕСТ» в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контроллируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса.

По функциональным признакам различают: тесты интеллекта, тесты креативности (творческие способности), тесты достижений, тесты личночти (характер, мотивация, типы поведения).

Проективные тесты – методики, направленные на выявление определенных психологических качеств человека.

Обычно тестирование как метод педагогического исследования сливается с тестированием текущей успеваемости, выявлением уровня обучености. Итоговый тест содержит большое количество вопросов и используется после изучения крупного раздела учебной программы.

1.5 Математические методы педагогических исследований

В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистическогй обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды:

- регистрация – определяет выявление оперделенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников);

- рангирование – расположение собранных данных в опнределенной последовательности (убывание или нарастание показателей);

- моделирование – создание и исследование моделей. Это способ теоретического исследования психологических явлений через условное создание жизненных ситуаций, в которых может происходить деятельность человека. Результаты помогают познать закономерности поведения человека в определенных ситуациях.

- статистические методы – методы математической статистики, которые используются для обработки экспериментальных данных с целью повышения обоснования выводов. В педагогике и психологии они представлены описательной статистикой (таблицы, графики); теорией статистических выводов; теория планирования экспериментов.

Математизация педагогики несет в себе огромный гноссеологический потенциал. Она не только избавляет науку от одностороннего качественного описания, но и устраиваетстрогую ревизию достигнутому, предоставляя для этого объективные методы проверки и более совершенный язык.


Заключение

Подводя итоги краткой характеристики методов педагогических исследований можно сделать следующие выводы:

Современная педагогика как наука использует целую систему способов, приемов, принципов и подходов для теоретического и практического исследования проблем воспитания и обучения;

Каждый отдельный из приведенных в данной работе методов выполняет свою специфическую роль, помогает изучению лишь отдельных сторон педагогических явлений. Для всестроннего же изучения этих явлений применяется все совокупность рассмотренных методов;

Педагогика как любая наука развивается благодаря внедрению новых методик исследования и совершенствованию уже устоявшихся методов. Наряду с традиционными методами в педагогические исследования внедряються и новые методы, заимствованные из других наук – социологии, психологии, естествознания и прочие, что открывает новые возможности для развития педагогики. Ибо какписал И.П. Павлов – …с каждым шагом методики вперед ма как бы поднимаемся ступенью выше, с котрой открывается нам все более широкий горизонт с невидимыми ранее предметами.


Литература

1. Волнова Н.Н. Педагогіка: Посібник. – К. : ВЦ “Академія”, 2001. – 576с.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. Кн. 1 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 576с.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1990 – 576с.


Подласый И.П. «Педагогика. Новый курс.» М., Владос, -С.59.

2 Цитата заимствована из книги: Подласый И.П. Педагогика. Новый курс – М.,

Методология и методы педагогических исследований

    Понятие о методологии педагогики.

    Методологические принципы педагогических исследований.

    Классификация и характеристика методов педагогического исследования.

    Понятие о методологии педагогики.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания (Энциклопедический словарь).

Методология науки – это совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

Методология – это система принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а так же это учение о методе научного познания и преобразования мира.

За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Прежде всего, усилилась ее направленность на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Таким образом, методология приобретает, как принято говорить, нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы.

2. Методологические принципы педагогических исследований .

Методология педагогики основывается на:

а) диалектическом методе изучения социальных процессов деятельности, общения, отношений, взаимодействия (изучение окружающей жизни в развитии);

б) структурном подходе в описании педагогических процессов и объектов деятельности в их функциях, устойчивых связях и отношениях элементов организации;

в) ценностно-смысловом и личностно-временном подходе в рассмотрении педагогических явлений и процессов с позиций активных устремлений, ценностных ориентаций, мотивов, интересов, уровня притязаний личности конкретного человека (раскрытие смысла, перспектив, значимой пользы для воспитанников);

г) системном анализе педагогических процессов и явлений в их целостном построении (формулировка конечной и промежуточной цели, средств, объекта и предмета исследования и программы деятельности, обеспечивающей достижение целевых результатов в конкретной ситуации).

3.Классификация и характеристика методов педагогического исследования.

Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемых объектов. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше успехи деятельности ученых. Запас научного инструментария педагогики непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и заимствования пригодных для педагогических целей методов других наук.

Рассмотрим основные методы педагогических исследований. Для обобщенного представления сгруппируем эти методы (Табл. 2).

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

КЛАССИФИКАЦИИ

    Пассивные:

    • Наблюдение Одномоментные: Школьные:

      анализ продуктов деятельности (анкетирование, (классные,

      изучение школьной документации тестирование) внеклассные)

    Активные: Длительные: Лабораторные:

    • Анкетирование (наблюдение, (в искусственных

      Тестирование эксперимент) условиях)

      социометрические методы

      самооценка

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ЭМПИРИЧЕСКИЕ


сравнительно-исторический анализ наблюдение

моделирование беседа; интервью

причинно-следственный анализ анкетирование

анализ и синтез обобщение независимых характеристик

Метод наблюдения. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость школьников, зафиксированная в формах оценок, темпов освоения учебной информации, объемов освоенного материала, фактов личной инициативы учащихся в добывании знаний. Как видим, сама познавательная активность учащихся поддается регистрации опосредованно.

Различаются несколько видов наблюдений. Непосредственное и опосредованное, где действуют или исследователь, или его ассистенты, или, как указано выше, факты фиксируются по нескольким косвенным показателям.

Выделяются, далее, сплошные или дискретные наблюдения. Первыми охватываются процессы в целостном виде. От их начала и до конца, до завершения. Вторые представляют собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале урока до конца урока. А при изучении нервногенных ситуаций в отношениях учитель-ученик исследователь как бы выжидает эти события, чтобы затем подробно описать причины их возникновения, поведение обеих конфликтующих сторон, т.е. учителя и учеников.

Исследовательское наблюдение организуется с трех позиций: нейтральной, с позиции руководителя педагогического процесса и при включении исследователя в реальную естественную деятельность. Например, ученый ведет наблюдение за спадом и подъемом интеллектуальной инициативы учащихся во время уроков по гуманитарным и негуманитарным школьным дисциплинам. В этом случае он располагается в классе так, чтобы держать в поле зрения всех, но самому быть незаметным. Идеально, когда его присутствие ни учителем, ни учащимися не ощущается. Наблюдение же со второй позиции предполагает, что исследователь сам ведет урок, сочетая практические с исследовательскими задачами. Наконец, третья позиция предполагает включение исследователя в структуру действия испытуемых рядовым исполнителем всех познавательных операций вместе с учащимися для самоиспытания в роли последних.

К разновидностям научных наблюдений в педагогике относят и такие, как открытое и конспиративное наблюдения. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемых.

В методологическом арсенале существуют и такие виды наблюдения, как лонгитюдное (продольное) и ретроспективное (обращенное к прошлому). Предположим, изучаются условия развития математических способностей школьника с первого до одиннадцатого класса. При лонгитюдном наблюдении исследователь стоит перед необходимостью анализа условий и их влияния на школьника в течение 11 лет. При ретронаблюдении движение к получению фактов идет в обратном направлении. Исследователь использует биографические школьные данные студента или специалиста, чтобы вместе с ними или с их школьными учителями выявить то, что оказало решающее влияние на прогресс математических способностей испытуемых в школьные годы.

Материалы наблюдения фиксируются с помощью таких средств, как протокольные, дневниковые записи, видео-кино-регистрации, фонографические записи и др. В заключение подчеркнем, что метод наблюдения при всех его возможностях ограничен. Он позволяет обнаруживать лишь внешние проявления педагогических фактов. Внутренние же процессы остаются для наблюдений недоступными.

Опросные методы в педагогике. Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. Они применяются в социологии, демографии, политологии, других науках. К опросным методам науки примыкает практика работы государственных служб изучения общественного мнения, переписей населения, сбора информации для принятия управленческих решений. Опросы различных групп населения лежат в основе государственной статистики. А различные формы госотчетности в принципе близки к опросным методам получения сведений о состоянии тех или иных структур и процессов общественного бытия. Не обходятся без опросных методов и избирательные системы во всем мире.

В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование. Беседа - диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования 5 соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом; вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Практикуются открытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы.

Близок к методу исследовательской беседы метод интервью. Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых исследователем у испытуемых. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти исследователя. Не допускается в педагогической науке оба опросных метода, смахивающих на допрос.

Анкетирование как письменный опрос белее продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Известны три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы. Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.

Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты, ее предварительное испытание путем так называемого «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. После этого дорабатываются формулировки вопросов, тиражируются анкеты в достаточном количестве и выбирается тип анкетирования. Техника обработки анкет предопределяется как числом лиц, вовлеченных в опрос, так и степенью сложности и громоздкости содержания анкеты. Обработка «вручную» производится путем подсчетов типов ответов по категориям запоминающего. Машинная обработка анкет возможна при индексированных и поддающихся формализации, статистической обработке ответов.

Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Определяется он в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы. По масштабу эксперименты бывают глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты, проводимые с минимальным охватом их участников.

В качестве организаторов крупных экспериментов могут выступать государственные, правительственные научные учреждения и органы управления образованием. Так, в истории отечественного образования в свое время был осуществлен глобальный эксперимент, в котором проверялась гипотеза по проверке модели общего образования детей с шестилетнего возраста. В результате отрабатывались все составляющие этого крупного, научного проекта и страна затем перешла на обучение детей именно с этого возраста.

Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов. К ним относят такие, как недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем.

В технике проведения эксперимента, как правило, выделяются две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной, другая - контрольной. В первой реализуется инновационное решение. Во второй - те же дидактические задачи или проблемы воспитания реализуются в рамках традиционных педагогических решений. Ученые получают возможности сопоставить два результата, доказывающих или опровергающих верность их гипотезы. Сравнивается, например, усвоение раздела математики при последовательном изучении школьниками программных тем и посредством использования укрупненных дидактических единиц (УДЕ). И когда экспериментатор (проф. П.М. Эрдниев) сопоставил последствия своей инновационной дидактической конструкции с развивающими влияниями традиционных способов обучения, он увидел доказательства превосходства своих разработок над традиционными методиками обучения математике.

Различают, далее, такие виды экспериментов, как «мысленный», «стендовый» и «натурный». Уже по названию нетрудно догадаться, что мысленный эксперимент представляет собой воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. Благодаря многократному проигрыванию эспериментальных ситуаций исследователю удается обнаружить условия, при которых его опытная работа может натолкнуться на препятствия, потребовать каких-либо дополнительных реконструкций раз­работки. Стендовый эксперимент предполагает воспроизведение экспериментальных действий с привлечением участников в лабораторных условиях. Он аналогичен ролевой игре, где воспроизводится опытная модель, чтобы проверить ее прежде, чем включить в натуральный эксперимент, где участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса. В результате программа эксперимента после такого рода предварительной проверки получает всесторонне откорректированный и подготовленный характер.

Известны в педагогике и такие две разновидности эксперимента, как естественный и лабораторный. Естественный эксперимент осуществляется посредством ввода опытной конструкции в обыденные сценарии учебной, воспитательной, управленческой работы педагога-экспериментатора или его партнеров по научным исследованиям. Лабораторный же предполагает создание искусственных условий, где проверяется выдвинутая автором исследования рабочая гипотеза.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование. Методы тестирования (от английского слова «test» - опыт, проба) трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизованным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых. Со времени их разработки тесты использовались прежде всего с практическими целями для подбора специалистов по их способностям и практической подготовке к выполнению различных социальных ролей.

Существуют международные тесты для сравнения показателей достигнутого в образовании и развитии детей и взрослых. Тесты воспринимаются как экзамены на пригодность людей к той или иной сфере деятельности. Все большее распространение получают компьютерные программы тестирования, позволяющие использовать ЭВМ в интерактивном режиме диалога в системе человек-машина. Различают тесты для выявления успеваемости учащихся, тесты для определения профессиональной предрасположенности людей. Используются тесты и в педагогических исследованиях. В психологической науке используются тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности (способностей), тесты проективные, тесты личностные и так далее.

Таков состав наиболее распространенных методов педагогического исследования. Подчеркнем, что каждый исследователь подходит к применению методов научного поиска творчески. Осуществляется их адаптация, приспособление к теме и задачам, объекту и предмету, условиям научной работы. Как видим, методы модифицируются с целью придать им оптимальные способности продуктивно решать задачи научной работы.

Методы педагогического исследования - это способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Методика педагогического исследования - это упорядо­ченная совокупность приемов, способов организации и ре­гуляции педагогического исследования, порядок их приме­нения и интерпретации полученных результатов при дости­жении определенной научной цели.

Принципы отбора методов исследования:

1. Использование разнообразных взаимодополняющих методов
исследования, неоднократной проверки на большом материале полу­
чаемых результатов,
длительных наблюдений. Это вызвано тем,
что педагогические явления и процессы очень сложны и прак­
тически нет возможности воспроизвести любой процесс абсо­
лютно точно, как в предыдущий раз. На результаты влияет
большое количество разнообразных факторов и условий. Полу­
чаемые каждым исследователем выводы формулируются кор­
ректно, избегая категоричности, в усредненной, обобщенной
форме.

2. Соответствие методов исследования существу изучаемого яв­
ления и возможностям исследователя и исследуемых.
Так, при
работе с дошкольниками и младшими школьниками нельзя
использовать многие тесты; письменные опросники - кон­
кретные, понятные и ясные, не требующие развернутых отве­
тов - можно использовать не ранее 2-3 классов. Педагогиче-


скую деятельность учителя нецелесообразно изучать только по документам и опросам: надо провести длительное наблюде­ние за работой учителя на уроке или во внеурочной деятельно­сти (в зависимости от предмета исследования).

3. Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам иссле­дования, учебно-воспитательному процессу.

Методологическим обоснованием методов педагогического исследования в отечественной науке являются деятельност-ный, личностный и системный подходы. Деятельностный под­ход предполагает рассматривать педагогические явления с по­зиции целостного рассмотрения всех компонентов деятельно­сти: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регули­рования, корректировки, контроля и анализа достигаемых ре­зультатов. Личностный подход предполагает рассматривать все педагогические процессы и явления с позиции личности, ее структуры, закономерностей развития. Системный подход на­правлен на выявление множества элементов в изучаемых пе­дагогических явлениях и связей между ними. Это предполага­ет рассмотрение объекта изучения как системы, выявление некоторого множества элементов системы, которые будут под­вергнуты изучению, установление связей между элементами и их классификация, выявление связей (системообразующих), которые обеспечивают соединение разных элементов в единую систему, выявление структуры и организации системы, путей управления ею как целостным образованием.

Каждая наука широко использует методы других наук. В педагогике используются различные группы общенаучных методов: общетеоретические: анализ и синтез, сравнение, ин­дукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классифи­кация; социологические: анкетирование, интервьюирование, рейтинг; социально-психологические: социометрия, тестирова­ние, тренинг; математические: ранжирование, шкалирование, корреляция.

Все применяемые методы исследования в ходе педагогиче­ского поиска условно можно разделить на теоретические и эм­пирические (практические).

Теоретические методы: сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ базовых понятий исследования; методы причин­но-следственного анализа изучаемых явлений; методы прогнозиро­вания, математические и статистические методы. Эти методы слу-

Жат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.

Эмпирические методы: методы сбора и накопления данных ^наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интер­вьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, опыта работы учителей и др.); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы контроля и изме­рения (шкалирование, срезы, тесты); методы изучения педагоги­ческого процесса в измененных и точно учитываемых условиях (пе­дагогический эксперимент и опытная проверка выводов иссле­дования в условиях массовой школы); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные).

Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Сама проблема может возникнуть в ходе практической деятельности исследователя или его теоретических изысканий, но незави­симо от этого, ее анализ, четкое определение и обоснование осуществляются прежде всего с помощью теоретических мето­дов исследования.

Метод сравнительно-исторического анализа предполагает знакомство исследователя с состоянием вопроса в литературе, историческом наследии, научных монографиях и публикаци­ях. Исследователь изучает историю развития вопроса, сравни­вает и анализирует различные подходы к проблеме, делает вы­воды и обобщения, определяя свое отношение к раскрытию их сущности используемых научных понятий.

Метод моделирования - наглядно-образная характери­стика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В отдельных случаях моделирование позволяет описать педа­гогические явления с помощью матриц, символов, математи­ческих формул. Модель не отражает полностью изучаемое явление, а является его идеализацией, определенным упроще­нием. В моделях значителен элемент условности и творческо­го домысливания исследователем. Однако это не снижает научной ценности моделирования, так как оно позволяет от­влечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие и системоопределяющие связи и факторы.

Причинно-следственный анализ. Причиной называется то явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Яв­ление, вызываемое или изменяемое причиной, называется


следствием. Причинность - это такая связь явлений, при которой явление-причина всегда порождает явление-следствие. Причина и следствие, как правило, имеют сложные взаимосвязи. Следст­вие не только порождается причиной, но и само в свою очередь влияет на причину, что значительно осложняет процесс уста­новления факта причинности. Выявление, анализ и объясне­ние этих связей позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы.

Теоретические методы связаны с изучением литературы и умением работать с ней. Определив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию - список ото­бранных источников, который сразу надо оформлять правиль­но в соответствии с библиографическими требованиями.

В процессе анализа литературы составляются аннотации - краткое, лаконичное изложение основного содержания источ­ника. Цитирование - дословное и с соблюдением всех авторских особенностей текста выписывание понравившихся или спор­ных мыслей из изучаемого источника. Каждая цитата должна иметь правильно оформленную сноску. Тезисы - краткое в ви­де цитат или сжатых выдержек перечисление основных идей источника. Рефераты - краткое, но более развернутое по срав­нению с тезисами, изложение основных положений одного ис­точника или состояния проблемы по нескольким источникам. Конспекты - более детальное изложение основных идей источ­ника с использованием краткого изложения (пересказа), цити­рования, определения своего отношения к идеям автора.

Математические и статистические методы - установление количественных зависимостей между изучаемыми явления­ми. К ним относятся: ранжирование, метод графопостроения, методы получения средних величин (среднее арифметическое, медиана, коэффициент вариации и др.) и т. д. Обработка полу­ченных результатов математическими методами по специаль­ным формулам позволяет наглядно отобразить выявляемые зависимости в виде графиков, диаграмм, таблиц. Однако в си­лу сложности измерения педагогических феноменов и выра­жения их в количественных показателях эти методы большо­го распространения в педагогике не имеют.


Педагогические наблюдения - непосредственное, целенапра­вленное восприятие педагоги-

Когда какой ожидается результат. Приступать к наблюдению можно лишь при наличии необходимых знаний, умений в изучаемой сфере. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Надо уметь правильно его вести, объективно вы­бирать факты, фиксировать результаты, выявлять причинно-следственные связи, делать правильные выводы и обобщения.

Собираемые в ходе наблюдения факты можно записывать, вести дневник, оформлять в виде протоколов, стенографиро­вать, записывать на видеопленку, магнитофон, фотографиро­вать, производить киносъемку.

Наблюдения по связи с объектом изучения могут быть не­посредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, по признаку времени - непрерывными, дискретными (прерыви­стыми), монографическими (очень длительными и обстоятель­ными). Эффективным является так называемое включенное на­блюдение, когда исследователь активно участвует в жизни и деятельности объекта (например, изучая детей в условиях учебно-воспитательного процесса, наблюдатель становится их учителем или классным руководителем). При включенном на­блюдении складываются естественные отношения.

В последнее время широко используется метод скрытого на­блюдения - проведение наблюдения в специально предназна­ченных классах через зеркально отражающую стену или с по­мощью замкнутой телеустановки. Это позволяет изучать пове­дение исследуемых в естественных условиях. Организация скрытого наблюдения требует от исследователя соблюдения такта. В отдельных случаях может использоваться метод са­монаблюдения.

Условия проведения наблюдений: целенаправленность, сис­тематичность, длительность, разносторонность, объективность, массовость, соблюдение такта.

Метод наблюдения позволяет изучать исследуемые явле­ния и процессы в естественных условиях - в этом его цен­ность. Однако наблюдение требует длительного времени, изу­чаемое явление не всегда может быть доступно наблюдению, один исследователь наблюдением не может охватить большое количество объектов, при использовании данного метода фик­сации фактов и их интерпретации имеет место субъективный подход исследователя, обращается внимание только на внеш­ние проявления изучаемого.

Опросы: беседы, анкетирование, интервью. Беседа - диа­лог исследователя с испытуемым по заранее составленной про­грамме. Беседа, проводимая по специально составленным воп-


росникам, позволяет выяснить многие аспекты изучаемых явлений, оценки и позиции исследуемых, их чувства и пере­живания, мотивы тех или иных поступков и др. Эффектив­ность этого метода зависит от умения исследователя устано­вить дружеские отношения в ходе беседы, вызвать собеседника на откровенность. Беседа позволяет корректно направлять разговор в нужное русло, варьировать вопросы для лучшего и однозначного понимания их собеседником. Ответы испытуе­мого дополняются личными впечатлениями от общения с ним. Беседу необходимо фиксировать, но лучше на диктофон, убранный из поля зрения (опрашиваемый знает, что идет за­пись), или сразу после беседы по памяти.

Это сложный метод, которым умеют пользоваться далеко не все педагоги. В беседе исследуемый может скрыть свои ис­тинные мысли и переживания, ввести собеседника в заблуж­дение.

Интервью, по существу, разновидность беседы, но оно [больше ориентировано на выяснение оценок и позиций опра-[шиваемого. Интервью, как правило, проводится по заранее [подготовленным вопросам одной стороны, и подготовленным [ответам другой стороны, что делает их искренность и точность [достаточно относительной.

В ходе бесед и интервью может использоваться и так назы­ваемая проективная методика, сущность которой заключается в [том, что опрашиваемого мысленно ставят на место другого че­ловека в специально конструированной воображаемой ситуа­ции: «Как бы вы поступили, если бы...»

Получение информации о типичности того или иного явле­ния в большой группе исследуемых, выявление отношения, запросов, пожеланий возможно с помощью анкетирования. При j этом необходимо знать и соблюдать следующие требования:

Тщательный подбор точных и корректных вопросов,
наиболее полно отражающих изучаемое явление и даю­
щих надежную информацию;

Использование прямых и косвенных вопросов, позволя­
ющих уточнить ответы, определить их правдивость;

Однозначность задаваемых вопросов и отсутствие под­
сказки в их формулировке;

Использование открытых (когда опрашиваемый может
высказать свое собственное мнение), закрытых (с огра­
ниченным вариантом ответов), смешанных анкет;

Проверка подготовленной анкеты на небольшом количе­
стве испытуемых и внесение необходимых корректив.

Интересны полярные анкеты с балловой оценкой. Такие ан­кеты используют для самооценки и оценки других. Напри­мер, надо оценить всех членов группы по ряду нравственных показателей:

«справедливый 5 4 3 2 1 несправедливый», «добрый 5 4 3 21 недобрый».

В последнее время, изучая отношения в коллективе, педа­гоги часто используют метод социометрических анкет (социомет­рии): «С кем бы ты хотел быть в одной группе (в первую оче­редь, вторую и т. д.)?» и др.

Полученные результаты анкетных опросов, бесед и интер­вью обрабатываются специальными статистическими или ма­шинными методами.

Методы опроса позволяют собрать разнообразную, интересу­ющую исследователя информацию. С помощью анкет можно охватить очень большие группы опрашиваемых, грамотно со­ставленные закрытые анкеты обрабатываются с помощью элек­тронных счетных машин. Недостатком этого метода является то, что в любом опроснике всегда есть элемент неискренности, а нередко и ложности даваемых ответов, не для всех возрастов и не во всех ситуациях возможно проведение анкетирования.

Метод рейтинга и самооценки. Метод рейтинга - метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными (знающими) судьями (экспертами). К отбору экспертов предъ­являют определенные требования: они должны быть ком­петентными, способными решать творческие задачи, поло­жительно относиться к экспертизе, быть справедливыми, объективными, самокритичными.

Для объективно получаемой информации полезно исполь­зовать методы самооценки по определенной программе, соста­вленной исследователем.

В ходе анализа полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные причины распола­гаются в порядке возрастания (убывания) степени их проявле­ния или признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку. На­пример, дается задание расположить по степени значимости для испытуемых предложенные мотивы учения.

Метод обобщения независимых характеристик повышает объек­тивность выводов. Суть метода сводится к обработке информа­ции, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, исследователь узнает о нем от учителя,


воспитателя группы продленного дня, классного руководите­ля, родителей, сверстников и т. д.

Метод педагогического консилиума (разработан Ю.К. Ба-банским) предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сфор­мированное™ тех или иных черт личности, коллективную вы­работку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Изучение и анализ документации, продуктов деятельно­сти позволяет собрать конкретный материал о интересую­щих исследователя процессах и явлениях. Так, изучение ученических тетрадей может дать не только полезную информацию об уровне знаний и умений учащихся, но и о работе учителя. Изучение ученических работ (рисунков, сочинений, дневников и т. д.) помогает выявить различные интересы детей, определить особенности их мышления, представлений, суждений и оценок, уровень сформированно-сти учебных умений.

Педагогическое тестирование - целенаправленное об­следование, проводимое в строго контролируемых услови­ях, позволяющее с помощью специально разработанных задач (заданий, опросников) объективно измерять изучае­мые характеристики педагогического процесса.

Большинство педагогических тестов достаточно просты, доступны, возможно автоматизированное предъявление и об­работка результатов (с помощью компьютера, простейших технических устройств). В педагогических целях чаще всего применяются тесты успеваемости, тесты элементарных умений, тесты диагностики уровня обученное™ и воспитанности. Широкое применение в педагогической практике и педагогических исследованиях получили психологические тесты. При работе с ними надо соблюдать такт, не разглашать полученные результаты, не делать их предметом обсуждения, соблюдать конфиденциальность и анонимность при обработке и анализе полученных данных. Целый ряд специальных психологиче­ских тестов (MMPI, Векслера, цветовые пятна Роршаха и др.), применяемых в работе профессиональных психологов, само­стоятельно или без предварительной и тщательной консульта­ции со специалистами лучше не использовать: они нередко трудоемки и занимают много времени при проведении и требу­ют специальных знаний и умений для обработки полученных

Результатов. При необходимости их применения в своей ис­следовательской работе целесообразнее обращаться за помо­щью к квалифицированным психологам.

Изучение и обобщение педагогического опыта дает ценный материал для исследователя. Нередко учитель в своем творче­ском поиске находит интересные решения сложных проблем (поиск В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и др.). Объектом изу­чения может быть массовый опыт - для выявления ведущих тенденций; отрицательный опыт - для выявления характерных недостатков и ошибок; передовой опыт - для выявления и обобщения инновационного поиска учителей.

Выделяют два вида передового педагогического опыта: пе­дагогическое мастерство и новаторство.

Мастерство - умелое, рациональное и комплексное ис­пользование педагогом рекомендаций науки. Изучение того, как и что делает учитель-мастер, вносит ясное понимание тех­нологии внедрения науки в практику.

Педагогическое новаторство - педагогический опыт, со­держащий инновационные подходы в организации педагоги­ческой деятельности.

Критерии передового опыта:

а) новизна: от внесения новых до эффективного применения
уже известных положений и рационализации отдельных сто­
рон педагогической деятельности;

б) результативность и эффективность: высокий уровень обу-
ченности, воспитанности и развития детей;

в) соответствие требованиям педагогики, методик и психологии
(высокие результаты могут быть получены за счет использова­
ния неприемлемых методов обучения, воспитания и стимули­
рования, тогда опыт не имеет положительной ценности);

г) стабильность и повторяемость результатов в течение дли­
тельного периода времени использования;

д) воспроизводимость опыта: возможность повторения други­
ми педагогами с таким же результатом;

е) оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе:
достижение высоких результатов при минимальной затрате
сил и времени как учителя, так и учащихся, без необходимо­
сти отказа от решения каких-то других не менее важных педа­
гогических задач.

Изучение и обобщение опыта осуществляется в следующей последовательности:

1) описание опыта на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов;


2) классификация наблюдаемых явлений, их истолкова­
ние, подведение под известные определения и правила;

3) установление причинно-следственных связей и механиз­
ма взаимодействия различных сторон учебно-воспитательного
процесса, их оценка: уяснение способов и средств деятельно­
сти педагога и воспитанников, приводящих к высокому ре­
зультату.

Внедрение передового опыта осуществляется через шефст­во (наставничество) педагогов-мастеров, педагогические прак­тикумы, семинары и тренинги, через различные формы науч­ного и методического обобщения, доклады, брошюры, статьи, бюллетени, методические разработки и т. п.

В исследовании педагогических явлений есть такое поня­тие, как опытная работа. Один из методологов педагогики М.Н. Скаткин считал, что она становится самостоятельным методом исследования, если она:

Поставлена на основе добытых наукой данных в соответ­
ствии с теоретически обоснованной гипотезой;

Преобразует действительность, создает новые явления;

Сопровождается глубоким анализом и выводами.

Опытная работа используется в период пробного примене­ния гипотезы до и после эксперимента для проверки на прак­тике полученных выводов и рекомендаций.

Опытная работа - широко поставленная проверка ре­зультатов внедрения чего-то нового, экспериментального в массовую практику по заранее разработанной программе. Многолетнюю опытную проверку проходили эксперименталь­ные программы обучения в начальной школе, разработанные под руководством Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, новые учеб­ники и учебные пособия, прежде чем стать массовыми. Опытная работа дает только общие представления об эффек­тивности или нецелесообразности применения того или иного средства, той или иной системы. Что именно оказалось суще­ственным в применении изучаемой системы, при каких условиях она эффективна, что явилось причиной, а что следст­вием, можно выяснить только с помощью специально органи­зованного педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент. Наблюдение в естественно протекающем педагогическом процессе не всегда бывает резуль­тативным, кроме того, бывает необходимо проверить те или иные предположения, возникшие у исследователя, выявить не случайные, а закономерные связи, испытать предлагаемую

Методику. С целью решения этих задач проводится педагогиче­ский эксперимент, сущность которого заключается в том, что исследователь создает планомерно организуемые ситуации. Эксперимент - активное вмешательство в предмет исследо­вания с заранее заданными исследовательскими целями; на­учно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Он позволяет искус­ственно выделять изучаемое явление из ряда других, целенапра­вленно изменять условия его протекания, повторять отдельные изучаемые явления в подобных или измененных условиях.

Эксперимент может быть констатирующим, когда изучаются существующие педагогические факты, уточняющим, когда про­веряется гипотеза, преобразующим (созидательным, формиру­ющим), когда на основе констатации и теоретического осмыс­ления выделяются и вводятся новые педагогические явления и проверяется их истинность. Эксперимент может быть дли­тельным и кратковременным. Наиболее объективную оценку достоверности разработанной модели дает опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.

Есть и другая классификация педагогического эксперимен­та: естественный и лабораторный. Естественный экспери­мент - это эксперимент, протекающий в естественных или близких к ним условиях, когда участники не знают о вклю­ченности в него. Сам исследователь может выступать в роли учителя (воспитателя) или все наблюдение за его ходом ведет­ся скрыто, и учитель знает о нем, а дети - нет. Лабораторный эксперимент - эксперимент, проводимый в специально оборудованной лаборатории (классе, аудитории и т. п.). Могут использоваться специальные лабораторные методы и средства исследования (компьютерное тестирование в начале и по ходу эксперимента, постоянный наблюдатель, находя­щийся в классе, и др.).

При проведении педагогического эксперимента всегда ор­ганизуются, как минимум, две группы испытуемых: контроль­ная и экспериментальная. Сравнение результатов в этих группах при равенстве общих условий осуществляемой педагогиче­ской деятельности позволяет сделать вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.

Сильной стороной педагогического эксперимента являет­ся то, что изучаемые явления искусственно организуются, корректируются в процессе их реализации и отрабатывают­ся определенные подходы к их пониманию и осуществле-


нию. Это требует значительно меньше затрат времени, чем при наблюдении, делает полученные результаты доказа­тельными и воспроизводимыми. Недостатком данного мето­да является следующее: люди, знающие, что они являются участниками эксперимента (будь то учитель или воспитан­ник), не всегда ведут себя так, как бы они вели себя в обыч­ных условиях, а это может исказить реальную картину изучаемого педагогического феномена. Большое влияние на результаты эксперимента оказывает личность самого экспе­риментатора.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные методы педагогического исследования
по следующей схеме: определение метода, перечисление и характери­
стика его видов (если они есть), требования к использованию, сильные и
слабые стороны.

2. Совместно с преподавателем разработайте программу несложного
педагогического эксперимента по профилю своей специальности или об­
щепедагогического характера. Если есть возможность, проведите его и
проанализируйте, насколько успешно он был осуществлен, что надо
учесть при разработке экспериментальных программ в следующий раз.
(Эксперимент ни в коем случае не должен нанести вред включенным в
него испытуемым. Эксперимент можно разработать для академической
студенческой группы, в которой вы учитесь.)

3. Пользуясь одним из доступных вам методов педагогического ис­
следования, проведите микроисследование какого-либо педагогического
вопроса. Проанализируйте и обобщите полученные результаты, сделай­
те педагогические выводы. Пользуясь одним из доступных вам методов
педагогического исследования, проведите микроисследование какого-
либо педагогического вопроса. Проанализируйте и обобщите получен­
ные результаты, сделайте педагогические выводы.

Литература

Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.

Внедрение достижений педагогики в практику школы. М., 1981.